Оформление Прав На Землю Под Линейными Объектами

Актуальные вопросы оформления прав на линейные объекты

Позиция регистрирующих органов, требующих предоставления таких документов, понятна, поскольку она исходит из того, что действующим законодательством не установлено каких-либо исключений для линейных объектов, равно как и особого порядка землепользования при осуществлении строительства и ввода в эксплуатацию построенных линейных объектов.

Однако, как это часто имело место на практике, не всегда такие документы оформлялись собственниками линейных объектов. Это объясняется, в том числе, и значительной протяженностью линейных объектов и прохождению их по большому количеству земельных участков, имеющих различных собственников и различный правовой режим.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

При этом нельзя не отметить, что вопрос о необходимости получения и предоставления на государственную регистрацию права собственности на вновь созданные линейные объекты документов об отводе земельного участка для их строительства остается до настоящего времени дискуссионным вопросом среди территориальных органов Управления Федеральной регистрационной службы.

Однако представляется, что вопрос отнесения линейных объектов к объектам недвижимого имущества не должен вызывать сомнений. Исходя из общего понятия недвижимого имущества, содержащегося в ст. 130 Гражданского кодекса РФ, следует, что основными критериями отнесения объекта к недвижимому имуществу являются: прочная связь с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Линейные объекты, исходя из составляющих их элементов, соответствуют указанным критериям.

Земельные новости

Таким образом, приемлемым решением данного вопроса было бы оформление земель под строительство линейных объектов в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанный вариант является возможным, однако довольно сложным, так как линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, которые принадлежат разным лицам. Некоторыми юристами предлагается решение данной проблемы путем оформления сервитута. Действующим законодательством предусматривается установление как частного, так и публичного сервитута. При этом частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, т.е. договором о сервитуте, а публичный сервитут — законом или иным нормативным правовым актом.

Следует отметить, что процедура оформления документов, начиная от оформление земель под строительство линейных объектов и заканчивая оформлением права собственности на линейный объект, является очень длительной и сложной. В целях упрощения этой процедуры на уровне субъектов Российской Федерации могут быть определены иные случаи кроме случаев, указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации, когда не требуется выдача разрешения на строительство. Пункт 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи, когда выдача разрешения на строительство объектов не требуется. При этом установлено, что законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности могут быть предусмотрены иные случаи, в которых не требуется получения разрешения на строительство. К таким случаям (когда не требуется выдача разрешения на строительство) можно отнести строительство (реконструкцию) сетей инженерно-технического обеспечения, исходя из определения указанного понятия, данного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения». Проблемные вопросы предоставления земельных участков для строительства линейных объектов обсуждались на конференции АСДГ, которая состоялась 9 — 10 апреля 2009 г. в Барнауле. Конференция проводилась на тему «Актуальные проблемы реализации действующего законодательства муниципальными образованиями», в ней приняли участие руководители правовых служб органов местного самоуправления муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока. Участниками конференции АСДГ выработаны рекомендации, согласно которым исполнительной дирекции АСДГ рекомендовано направить в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по строительству и земельным отношениям и Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также рекомендовано Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Анализ действующего законодательства в настоящее время позволяет, на мой взгляд, выработать несколько вариантов решения проблем, связанных с оформлением земельных участков для строительства линейных объектов.

Необходимость оформление земель под строительство объектов недвижимости установлена нормами действующего земельного и градостроительного законодательства. С учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на строительство объекта недвижимости, а также на ввод объекта в эксплуатацию требуется наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Процедура предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации. Какой-либо специальной процедуры предоставления земельных участков для строительства линейных объектов действующим законодательством не предусмотрено.

Прежде всего определимся с содержанием понятия «линейный объект». Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и иные подобные сооружения.

Таким образом, основное отличие частного от публичного сервитута состоит в том, что публичный сервитут устанавливается не путем заключения договора, а в одностороннем порядке путем принятия нормативного правового акта, прежде всего в публичных интересах. Однако проблемные вопросы существуют и при оформлении сервитута. Для оформления сервитута также необходимо сформировать земельный участок. В числе оснований для установления публичного сервитута в соответствии со ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствует возможность ограниченного использования земельного участка для строительства линейных объектов, а существует возможность установления публичного сервитута для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Кроме того, для установления публичного сервитута требуется проведение общественных слушаний, порядок проведения которых также не установлен действующим законодательством.

Законодательство вообще прямо не указывает, что такие ЛО являются объектами капитального строительства. Суды всегда в первую очередь принимают во внимание законы, а только потом ориентируются на подзаконные акты. Окончательное решение часто зависит от человеческого фактора и трудно прогнозируемое вне зависимости от предоставленных документов.

1. Длина объектов намного превышает ширину. Совокупно к ним относятся дороги, инженерные сети, линии электрических передач, железнодорожные пути. К таким объектам можно причислить метро, фуникулеры, мосты, туннели и т. д.
2. Все линейные объекты являются капитальными сооружениями. Если по этой классификации нет претензий к дорогостоящим капитальным объектам, то большие вопросы вызывают линии электропередач, наземные трубопроводы и иные мобильные объекты.
3. Линейные объекты (ЛО) имеют прямую связь с землей. Имеется несколько видов ЛО: воздушные (надземные), поверхностные (наземные) и подземные. В их состав могут включаться все технологически связанные с линейными объектами площадные сооружения.

Перед началом работ застройщик должен внимательно ознакомиться с существующими документами планирования территорий, включая имеющиеся схемы. На следующем этапе необходимо изучить межевание земельных участков, при их отсутствии заказать выполнение работ лицензированным кадастровым инженерам. Обновленный проект межевания – обязательное предварительное условие начала строительных работ по ЛО.

На сегодняшний день существующие в РФ законодательные акты не имеют однозначного ответа, какие именно объекты относятся к категории линейных. Свои определения дают Градостроительный кодекс и Лесной кодекс, Приказ Россельхоза №223 и Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и нормативные постановления топливно-энергетического комплекса. Такое положение вносит путаницу, существенно усложняет градостроительство, уменьшает инвестиции в благоустройство территорий.

Длительный период времени в этом вопросе существовали принципиальные разногласия. Если это капитальные объекты, то распространятся ли на них право собственности? Лишь в 2023 году Минэкономразвития сделало официальные пояснения, но говорить об окончательной юридической чистоте сложно, у юристов есть к нему множество претензий.

Анализ тенденций реформирования законодательства, регулирующего земельные отношения, позволяет сделать вывод о повышении внимания законодателя к вопросам предоставления и использования земельных участков для размещения[1] линейных объектов.
Указанное обстоятельство обусловлено особой конфигурацией, территориальным расположением таких объектов и соответствующих земельных участков, а также функциональным назначением, социальной значимостью и наличием публичного интереса в размещении ряда протяженных сооружений.
Содержание понятия «линейный объект» в настоящее время раскрывает Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. В соответствии со статьей 1 указанного закона под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» к линейным объектам относит дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Общим для большинства линейных объектов является то, что они лишь частично ограничивают права собственника или иного пользователя земельного участка, на котором размещаются, и, как правило, не препятствуют разрешенному использованию земельных участков. В связи с этим оформление права собственности или аренды на такие земельные участки не всегда представляется целесообразным.
До 01 марта 2023 года к основным видам прав на земельные участки для целей строительства, эксплуатации линейных объектов относились собственность и аренда. Так, согласно действовавшей до 01 марта 2023 года редакции Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для строительства объектов предоставление земельных участков из публичных земель осуществлялось, преимущественно, в собственность или аренду: с предварительным согласованием мест размещения объектов (без проведения торгов) или без такого согласования (на торгах). Для целей использования существующих наземных сооружений (в т.ч. линейных) собственники объектов могли получить земельные участки, на которых расположены объекты, в собственность или аренду, в порядке реализации исключительного права в соответствии со статьей 36 ЗК РФ. Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ), в частности, предусматривал, что юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линейные объекты, на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 1 января 2023 года.
В целях «ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры» ЗК РФ закреплена возможность установления публичного сервитута (абз. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ). В соответствии с действовавшей до 01 марта 2023 года редакцией статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) для использования земельных участков в целях «прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов» мог быть установлен «частный» сервитут. Вместе с тем допустимость и порядок установления права ограниченного пользования земельным участком применительно к размещению линейных объектов нередко являлись предметом рассмотрения со стороны юридической науки[2]. Не сформировалась и единообразная судебная практика применения указанных норм.
Следует отметить, что Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 257-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» статья 90 ЗК РФ была дополнена важным нормативным положением. В силу введенного пункта 8 статьи 90 ЗК РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК РФ, не требуется. При этом у собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
23 июня 2014 года был подписан Федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 171-ФЗ). Закон кардинальным образом изменил с 01 марта 2023 года вектор правового регулирования отношений по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе затронул вопросы предоставления земельных участков для целей размещения линейных объектов.
Законом № 171-ФЗ закреплена возможность заключения договора аренды земельных участков без проведения торгов в случае необходимости предоставления земельных участков юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения(абз. 4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
Закон № 171-ФЗ предусмотрел возможность заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случаях, установленных гражданским, земельным законодательством, федеральными законами, и, в частности, в случаях размещения линейных объектов, сооружений связи (ст. 39.23 ЗК РФ).
На необходимость реформирования норм о сервитутах указано в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, из которой следует, что имеющееся нормативное регулирование сервитутов в тексте ГК РФ недостаточно, главным образом вследствие отсутствия определения содержания сервитутов, хотя их содержание как вещных прав должно исчерпывающим образом определяться законом. Содержание каждого сервитута должно быть хотя бы укрупненно раскрыто в ГК РФ. В ГК РФ должен быть закреплен перечень возможных сервитутов. В связи с этим в литературе отмечается, что попытка более детального регулирования вопросов установления сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, нашедшая свое отражение в главе V.3 ЗК РФ, до появления соответствующих положений в ГК РФ, представляется обоснованной[3].
Вместе с тем «частный» сервитут в отношении публичных участков вызывает множество вопросов и критических оценок. В частности, в рамках совместной XVI Международно-практической конференции и IX Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения» (ноябрь 2023 г.) была высказана позиция о том, что новые нормы законодательства в той части, в которой данный институт ущемляет права арендаторов земельных участков, не учитывает статус линейных объектов и создает трудности при оформлении прав на возведенные объекты, требуют скорейшей доработки.
Кроме того, появился новый институт земельного законодательства — использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута. В частности, установлена возможность эпизодического использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, в случаях капитального или текущего ремонта линейного объекта, а также размещения объектов, виды которых установлены Правительством РФ[4] (ст. 39.33 ЗК РФ). В данном случае использования земель или земельных участков земля рассматривается не как объект права собственности и иных прав либо средство производства (в сельском и лесном хозяйстве), а как пространственный базис, не требующий учета полезных свойств земли.
Законом № 171-ФЗ внесены изменения и в статью 274 ГК РФ в части уточнения целей установления сервитута. Ранее указанная в статье возможная цель установления сервитута — для «прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации» — заменена на общую цель «строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием» (абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ в редакции Закона № 171-ФЗ). Необходимо подчеркнуть значимость указанного уточнения, закрепляющего принципиальную допустимость осуществления строительства, реконструкции всех линейных объектов на основании соглашения о сервитуте. Между тем, неоднозначность толкования нормативного регулирования относительно возможности осуществления строительства (и последующего оформления) линейных объектов на основании сервитута совсем не исключена. Речь идет о том, что по смыслу статьи 274 ГК РФ правом требования предоставления сервитута обладает собственник господствующей (существующей) недвижимой вещи.
Вышеизложенное свидетельствует о положительных тенденциях изменения правового регулирования по вопросу предоставления земельных участков для обеспечения строительства и функционирования линейных сооружений. Однако требуется продолжение работы по дальнейшему совершенствованию правового регулирования рассматриваемой институциональной среды в целях разрешения возникающих на практике вопросов.

Рекомендуем прочесть:  Сколько в кирове стоит льготный проезд на общественном транспорте для пенсионера

В своей статье эксперт проекта ZHANЕ.ru Марина Муравьева рассуждает о тенденциях правового регулирования отношений, связанных с оформлением прав на земельные участки для размещения линейных объектов, в том числе предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения

2. Арсланалиев М.А. Публичные сервитуты при строительстве, размещении и эксплуатации линейных объектов // Предпринимательское право. 2008. Специальный выпуск; Волков Г.А., Голиченков А.К., Хаустов Д.В. Проблемы совершенствования правового регулирования публичных сервитутов для обеспечения строительства и функционирования линейных сооружений // Экологическое право. 2006. N 2. С. 16 — 25.

4. См. Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» // Собрание законодательства РФ. 15.12.2014. N 50. ст. 7089.

Оформление Прав На Землю Под Линейными Объектами

Государственная регистрация прав на линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории одного регистрационного округа, осуществляется действующим на территории этого регистрационного округа органом Федеральной регистрационной службы. Если линейно-кабельные сооружения связи, расположенные на территории более одного регистрационного округа, то государственная регистрация осуществляется Федеральной регистрационной службой.

При этом данный документ должен отвечать требованиям статьи 18 Закона о регистрации, а именно: документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Обратим внимание на статьи 606, 611 ГК РФ, согласно которым арендодатель обязан предоставить арендатору соответствующее имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Выполнение данных положений затруднено тем, что линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам, а также лицам, не являющимся собственниками земельных участков, но использующим такие земельные участки на иных правах. В результате единообразно и одновременно решить вопросы со всеми этими субъектами о выкупе или заключении договоров аренды земельных участков, занятых линейными сооружениями, практически невозможно.

На основании статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи) сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, относятся к недвижимому имуществу, право собственности и другие вещные права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Указанной нормой к недвижимому имуществу отнесены, в том числе линейно-кабельные сооружения связи.

В Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» не установлены особенности правового режима земель электроэнергетики, а также не указывается, какие объекты электроэнергетики являются недвижимым имуществом, а какие движимым. Соответственно все вопросы предоставления земельных участков организациям электроэнергетики осуществляются в соответствии с ЗК РФ. Согласно ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться только в целях ремонта линий электропередачи.

Строительство линейных объектов под чужими землями без прав на них

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации [1 ] (далее — ЗК РФ) «земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально опре-деленной вещи». Как видно, здесь отсутствуют какие-либо указания на глубину земельного участка. Она имеется только у земельных участков с почвенным слоем и равна его глубине исхо-дя из пункта 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации [2 ] , согласно которому право собственности на земельный участок распространяется на находящийся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой. Обычно почвенный слой заканчивается на глубине до полуметра от поверхности земли, реже доходит до метра и совсем редко есть глубже. Есть много земельных участков, где почвенного слоя нет, например под дорогами.

Рекомендуем прочесть:  Как рассчитывается полис ОСАГО в 2023 году

Обязательно ли для размещения линейного объекта оформлять недропользование? В законодательстве нет однозначного ответа на этот вопрос в отношении всех линейных объектов и на практике зачастую, особенно вне месторождений полезных ископаемых, оно не оформляется без неблагоприятных последствий со стороны «недровых» структур. Даже если прийти к выводу, что для подземных линейных объектов обязательно оформление недропользования, то оно обязательно независимо от того, с поверхности земли либо без ее использования линейный объект размещается под землей.

К настоящему времени в России многие земли «поделены» между разными лицами, «свободных» или «неинтересных» земель осталось мало. Ужесточилось законодательство в части оформления строительства на разных землях. Редкий площадной объект обходится без подключения к линейным объектам, и необходимость скорейшего строительства различных линейных объектов абстрактно признают все.

Например, Федеральный закон от 21 июля 2011 г № 257-ФЗ [4 ] ввел в статью 90 ЗК РФ пункт 8, со-гласно которому «на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется». Федеральный закон от 26 июля 2023 г. № 208-ФЗ [5 ] ввел в Водный кодекс Российской Федерации [6 ] (далее — ВК РФ) статью 51.2, согласно которой «использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации без предоставления водных объектов в пользование». А ведь еще недавно суды утверждали, что, «размещая подводные линейные объекты, в том числе газопроводы, их собственники и иные законные владельцы используют акваторию водного объекта для размещения охранной зоны таких объектов, т.е. в конечном итоге для удовлетворения собственных нужд по эксплуатации газопровода. Наличие охранной зоны вдоль подводного перехода трубопровода накладывает ограничения на использование в установленном порядке акватории водного объекта непосредственно над такой зоной. Учитывая нормы части 3 статьи 11 ВК РФ, которая устанавливает закрытый перечень случаев, когда заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется, указанные лица обязаны заключить договор водопользования» (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2023 г. № 309-АД15-16620). Невыверенность формулировок выражается, в частности, в том, что в пункте 8 статьи 90 ЗК РФ вместо слова «где» должны быть и на практике подразумеваются слова «под которыми».

Какое в принципе может быть пересечение железной дороги или использование земельного участка ОАО «РЖД» при размещении кабеля вне полосы отвода железной дороги? Наоборот — это подтверждение незаконности навязывания технических условий на несуществующее пересечение железной дороги. Практическая ценность таких технических условий состоит в том, чтобы, однажды их получив, больше за ними не обращаться и строить ГНБ-трубопроводы и кабельные линии под полосами отвода железных дорог без создания угрозы безопасному движению поездов, без повреждения подземных частей железной дороги.

Как оформить участок земли под строительство

В процессе оформления участка земли под строительство важно правильное составление документов, в противном случае строения, которые на нем располагаются или будут располагаться, с точки зрения законодательства РФ будут являться спорными объектами, и на перерегистрацию и переоформление права собственности в дальнейшем может уйти не один месяц, возможно, даже и год.

  • Сделать топографическую и геодезическую съемку участка земли;
  • Установить и согласовать границы участка, опираясь на действующее земельное законодательство РФ;
  • Объекты застройки должны соответствовать видам разрешенного пользования на данном участке;
  • Правильно оформить исходно — разрешительные документы на участок земли.

Если земля находится в муниципальной или государственной собственности, земельный участок должен пройти кадастровый учет и быть сформирован. Оформление участка под строительство возможно, если он предусмотрен под застройку конкретными строениями. Могут возникнуть спорные моменты, если вблизи участка находятся социально — значимые или потенциально — опасные объекты (станции техобслуживания, заправочные станции и т.п.), в этих случаях нужно соблюдать расстояние между ними и предполагаемым местом застройки, а также согласовать с пожарной инспекцией, основываясь на кадастровых документах.

  • Заявление о государственной регистрации земельного участка;
  • Квитанция об оплате госпошлины (около 200 рублей);
  • Паспорт;
  • Оригинал или заверенная ксерокопия договора купли – продажи;
  • Согласие супруга продавца (заверенное нотариально) на продажу участка, либо письменное заверение продавца о том, что он не состоит в законном браке;
  • При приобретении участка земли у юридического лица необходимо предоставить документ, заверенный подписями и печатями руководителя и главного бухгалтера или же доверенного уполномоченного лица данной организации, подтверждающий совершение купли – продажи.

Кадастровая палата по Москве (филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Москве) – обособленное подразделение федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра»).

Одновременно документом закрепляется, что публичный сервитут
не может быть установлен в отношении земельных участков, предоставленных гражданам для ИЖС, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, за исключением случаев необходимости
его установления для подключения к инженерным сетям объектов, расположенных на указанных земельных участках.

Кроме того, Законом определены меры по защите прав граждан
и организаций при установлении публичного сервитута.
Так, правообладатели участков (расположенных на них объектов недвижимости) могут требовать выкупа участков (объектов), если из-за сервитута эксплуатировать их в соответствии с разрешенным использованием станет невозможно.

Законом также предусмотрена возможность установления сервитута, публичного сервитута на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения без предварительного перевода в другую категорию земель (с учетом требований об обеспечении рационального использования земель).

Документ направлен на комплексное совершенствование законодательства в области размещения линейных объектов, в частности Закон предусматривает возможность размещения линейных объектов (линий электропередач, линий связи, линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и др. подобных сооружений) на условиях публичного сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком). Также определено, что такой сервитут устанавливается на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления без изъятия земельного участка. Целью установления публичного сервитута может быть:

Особенности строительства линейных объектов на землях лесного фонда

1. Предварительное согласование предоставления земельного участка. Данный порядок указан в статье 39.15 Земельного кодекса. Согласно данного порядка заявитель должен подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В заявлении указываются:

Вы можете заказать сведения государственного кадастра недвижимости, в частности КПТ, либо посмотреть на публичную кадастровую карту Росрестра. Если информации об участках нет – это значит, что они могут не стоять на кадастровом учете, или стоять, но без координат, поэтому на карте или в КПТ не будут отображаться.

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

Следует обратить внимание, на то, что согласно п. 8.3. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан в защитных лесах, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий, для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, в случае, если указанные объекты размещены в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня введения в действие Лесного кодекса, т.е. до 1 января 2007 года.

Земли лесного фонда являются федеральной собственностью (статья 3 ФЗ от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»). Но право распоряжение этими землями, а именно — предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано субъектам РФ (пп.2 п. 1 статьи 83 Лесного кодекса), в каждом субъекте определен орган исполнительной власти выполняющий данные функции. В Свердловской области – это Департамент лесного хозяйства Свердловской области.

Публичный сервитут для строительства линейных сооружений

— устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам;

1 сентября 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2023 г. № 341 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов». Принятие этого закона связано с тем, что оформление и согласование строительства линейных объектов занимает слишком много времени. Чтобы упростить этот процесс, Правительство Российской Федерации предложило ввести публичный сервитут, то есть административное решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об ограничении права пользования земельным участком, принятое по ходатайству определенных организаций. Для размещения линейного объекта публичный сервитут интересен его владельцу тем, что не требуется образования земельного участка. А значит, не нужно проводить множество кадастровых работ и регистрационных действий, изменять категорию земель и виды разрешенного использования земельных участков, изымать или предоставлять в пользование земельные участки.

Публичный сервитут будет считаться установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости. Решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суде до истечения тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута. Предоставление земельного участка, обремененного публичным сервитутом, переход прав на него, образование из него или из земель, в отношении которых установлен публичный сервитут, земельного участка, переход прав на инженерное сооружение, размещенное на условиях публичного сервитута, и выявление правообладателей земельных участков по истечении срока, указанного в пункте 8 статьи 39.42 Земельного кодекса, не влияют на действительность решения об установлении публичного сервитута и не являются основанием для его пересмотра.

Рекомендуем прочесть:  Нужны ли паспортные данные соседей при межевании в 2023 году

Публичный сервитут в отношении земельных участков для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса, устанавливается решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в случаях размещения инженерных сооружений соответственно федерального, регионального или муниципального значения.

— размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях; — проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, для проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

Таким образом, следует разделять регистрацию договора купли — продажи предприятия как имущественного комплекса и право собственности на предприятие. В первом случае фиксируется переход прав на предприятие от одного субъекта к другому, а во втором — принадлежность предприятия, как разновидности недвижимого имущества конкретному субъекту (физическому или юридическому лицу).

Гражданский кодекс РФ относит предприятие как имущественный комплекс к недвижимости (ч. 2 п. 1 ст. 132) . Очевидно, что подавляющее большинство предприятий, включенных в качестве объектов в гражданский оборот в результате выполнения приватизационных программ, имеют на праве собственности или ином вещном праве в своем составе объекты недвижимости — землю, здания, сооружения и т. д. Естественно, что и предприятие, имеющее в своем составе объекты недвижимости, подпадает под соответствующий правовой режим.

Статьей 560 ГК РФ предусмотрено, что договор купли — продажи предприятия заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п.2 ст.434 ГК РФ), кроме этого, договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Более того, п.1 ст.564 предусмотрено, что право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации этого права. Само право собственности на предприятие также подлежит государственной регистрации ( п.2 ст.564 ГК РФ).

Регистрация прав на недвижимое имущество, в том числе на линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры, регламентируется Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о госрегистрации). В статье 25 этого закона сказано, что все вновь созданные объекты регистрируются на основании следующих документов:

О кадастровом учете земельных участков, занятых линейными объектами

В адрес Роснедвижимости поступают многочисленные обращения от юридических лиц, заинтересованных в кадастровом учете земельных участков, на которых расположены отдельные типы сооружений линейных объектов, такие как опоры воздушных линий связи и электропередачи, наземные сооружения кабельных линий связи и электропередачи, трубопроводного транспорта и другие подобные сооружения и объекты (далее – земельные участки, на которых расположены отдельные типы сооружений).

По решению Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации может приниматься одно Описание в отношении земельных участков, находящихся в одном муниципальном образовании (населенном пункте) при условии соблюдения сроков проведения государственного кадастрового учета.

В соответствии с ч. 10 ст. 25 «О государственном кадастре недвижимости» (далее – закон о кадастре недвижимости) определено, что особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков (далее – особенности кадастрового учета) могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ

Частью 1 ст. 24 закона о кадастре недвижимости предусмотрена возможность постановки на кадастровый учет нескольких одновременно образованных объектов недвижимости на основании одного заявления о кадастровом учете. В соответствии с п. 5 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных , для всех земельных участков, образующихся одновременно при разделе ранее учтенных земельных участков, оформляется одно Описание земельных участков (далее – Описание).приказом Росземкадастра от 02.10.2002 № П/327

Таким образом, для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены отдельные типы сооружений, может представляться одно заявление о кадастровом учете и одно Описание. При этом такие образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям действующего законодательства, т.е. принадлежать к одной категории земель, быть занятым одним линейным объектом, находиться в одном муниципальном образовании (населенном пункте).

В этом случае вам необходимо обратиться к любому кадастровому инженеру, чтобы он подготовил схему расположения земельного участка, в которой будут отображены его границы, затем с этой схемой вы должны пойти в ближайший МФЦ (или через портал РПГУ uslugi.mosreg.ru), оператор МФЦ заполнит заявление, в котором будет указан вид права и выбрана Услуга, которая называется «Предварительное согласование предоставления земельного участка». На основании этого заявления, органами местного самоуправления будет осуществлена процедура «Предварительное согласование предоставления земельного участка» и принято Решение (Постановление органа местного самоуправления, схема является приложением к нему). Если Решение положительное, вы с этим Решением и утверждённой схемой идете к кадастровому инженеру, который сформирует межевое дело и направит его в органы кадастрового учета. На сновании этих документов, сотрудниками Кадастровой палаты будет подготовлен кадастровый паспорт земельного участка.

Чтобы приступить к оформлению права собственности на земельный участок нужно понять, земельный участок, на котором расположен ваш дом, магазин или хозяйственная постройка, поставлен на кадастровый учет или нет. Исходя из этого, процедура может предполагать два варианта развития событий.

В случае, если земельный участок прошел кадастровый учет, на нем есть зарегистрированный объект капитального строительства, то вы имеете право выкупить или взять в аренду этот земельный участок без проведения торгов. Для этого вам необходимо обратиться в ближайший МФЦ (или через портал РПГУ uslugi.mosreg.ru), за предоставлением Услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов». После этого органами местного самоуправления будет подготовлен договор купли продажи земельного участка или аренды, на основании которого вы сможете зарегистрировать право на земельный участок. Подать документы на регистрацию вы можете, не выходя из МФЦ (или через портал РПГУ uslugi.mosreg.ru).

Другая проблема в том, что сервитут может устанавливаться против воли собственника земельного участка лишь в случаях, когда нужды собственника господствующей недвижимости «. не могут быть обеспечены без установления сервитута». Очень непросто обосновать необходимость присутствия линейного объекта именно на данном земельном участке. Ведь, следуя логике ГК РФ, его возможно разместить в любом другом месте (невзирая на стоимость строительства), но смысл обращения в суд с иском о принудительном установлении сервитута полностью исчезает.

Что касается строительства новых линейных объектов, то положение здесь еще хуже. Несмотря на то что п. 1 ст. 274 ГК РФ прямо говорит о возможности «прокладки линии электропередачи, связи, трубопроводов», частный сервитут устанавливается по требованию собственника недвижимости.

Публичный сервитут — одна из главных мистификаций российского законодательства. Во-первых, неясно значение противопоставления частного и публичного сервитутов. Говоря о способе установления, следует сказать о том, что иногда частный сервитут устанавливается судебным решением, которое не является волей частного лица. Если говорить про цели установления, то частный сервитут может обеспечивать размещение объекта, имеющего общественное значение, а публичный — интересы частных лиц (например, подп. 2, 4, 6, 7, 8, 9 п. 3 ст. 23 ЗК РФ). Наконец если противопоставление построено по кругу лиц, имеющих право доступа на земельный участок, то, например, никак нельзя сказать, что неограниченное число лиц использует публичный сервитут для ремонта линейного сооружения, размещения геодезического знака, проведения дренажных работ и т.п.

Когда же речь идет о строительстве линейного объекта, отсутствует даже повод для заключения соглашения или обращения в суд с иском об установлении сервитута, поскольку линейный объект только предполагается построить. В некоторых странах смогли уйти от вышеупомянутой юридической ловушки, преобразовав применительно к линейным объектам сервитут реальный в сервитут личный, то есть обеспечивающий строительство линейных объектов, необходимых для деятельности определенного лица.

Подытоживая сказанное, можно утверждать, что институт частного сервитута пригоден лишь для разрешения мелких неурядиц, возникающих между отдельными собственниками земельных участков, но не пригоден для строительства даже распределительных сетей низшего уровня.

Переход права на участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений

Однако в случаях, когда собственником участка является одно лицо, а собственником здания на участке — другое, возникают недопонимания при продаже того или иного объекта. Так, не совсем понятно, нужно ли прописывать в договоре купли-продажи недвижимости участь земельного участка, который не принадлежит собственнику строения/сооружения.

Законодательно установлено, что собственник при составлении договора купли-продажи, в результате которого его права на собственность передаются другому лицу, уже учитывает тот аспект, что владение и распоряжение (однако не право собственности) на конкретную, занятую строением, часть земли передается в полном объеме.

Согласно статье 551 Гражданского кодекса РФ при продаже осуществляется переход права на собственность от одного участника договора к другому на возмездной основе, размер которой устанавливается индивидуально. И этот договор купли-продажи должен быть не просто устным, но и подлежит проведению официальной сделке в уполномоченных органах, с перерегистрацией прав на собственность в установленном законом порядке.

Статья 273 Гражданского кодекса РФ подразумевает и частично дублирует статью 35 Земельного кодекса РФ, которая регулирует процесс перехода права собственности на землю как единого недвижимого объекта и гласит, что вместе с правом собственность на здание собственнику переходит еще и право на владение участком/частью земли, на котором оно находится.

Встречаются ситуации, когда собственник единого объекта недвижимости продает только объект недвижимости, а права собственности на землю оставляет за собой. В этом случае включение в договор купли-продажи дальнейших действий по использованию участка крайне рекомендуемо. Тогда новый собственник строения будет уверен, что собственника земли не потребует сноса здания или не поставит в рамки невыносимых/невыгодных условий аренды земли.

Adblock
detector