Передача полномочий по страховым взносам

Содержание

Функции переданы, взаимодействие продолжается

С 01 января 2023 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование переданы Федеральной налоговой службе РФ. При этом часть функций осталась за органами Пенсионного фонда России. К ним относятся:

Согласно законодательству за органами Пенсионного фонда РФ закреплена обязанность принятия решений о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года. Решение принимается по заявлению плательщика при отсутствии на 01.01.2023 года у него задолженности. Принятие решений о зачетах излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней, штрафов в компетенцию органов Пенсионного фонда не входит и находится в ведении налоговых органов.

В связи с передачей функции администрирования ФНС, для своевременного поступления в бюджетную систему Российской Федерации средств страховых взносов и их отражения в информационных ресурсах налоговых органов, особое внимание необходимо обращать на заполнение следующих реквизитов:

С 1 января 2023 года администрирование страховых взносов передано ФНС России, а вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также представления отчетности по ним регулируются главой 34 НК РФ (Федеральный закон от 03.07.2023 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).

— в поле «код бюджетной классификации» – указывается значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны принимать значение «182» – Федеральная налоговая служба. При этом надо учитывать, что КБК для уплаты страховых взносов как за периоды, истекшие до 1 января 2023 года, так и за периоды с 1 января 2023 года, утверждаются Приказом Минфина России. При заполнении в распоряжении о переводе денежных средств реквизита (104), при указании КБК особое внимание следует обратить на коды подвидов доходов, так как они будут различны в зависимости от периода, за который уплачиваются страховые взносы.

При этом в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Учитывая, что заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, а пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом, Федеральная налоговая служба указывает на возможность восстановления шестимесячного срока только в случае наличия объективных причин его пропуска, при этом передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов сама по себе не является уважительной причиной пропуска срока.

Федеральным законом от 03.07.2023 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2023 № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2023 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2023 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В связи с тем, что техническая передача сведений из органов ПФР и ФСС России об имеющейся задолженности и предпринятых мерах по её взысканию заняло значительное время, по ряду переданных материалов в настоящее время пропущены сроки по бесспорному взысканию страховых взносов, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ.

Передача администрирования страховых взносов в налоговые органы с 2023 года

Для плательщиков страховых взносов на период 2023-2023 гг. предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет устанавливаться с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы, увеличенного в 12 раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год: в 2023 г.1,9; 2023 г. — 2,0; 2023 г. — 2,1; 2023 г. — 2,2; 2023 г. — 2,3.

Обращаем Ваше внимание, что уплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как и прежде будут контролировать территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Территориальные органы Фонда социального страхования должны провести сверку расчетов со страхователями и вплоть до передачи полномочий по администрированию взносов предпринимать меры по взысканию накопленной задолженности. С 1 января 2023 года взысканием недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также сумм соответствующих пеней и штрафов будет заниматься налоговая служба.

Расчет по Форме 4-ФСС в Фонд социального страхования претерпит изменения — из него исключат Раздел I. Новую Форму 4-ФСС, которая будет называться «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения», страхователи по-прежнему будут сдавать в отделения ФСС РФ:

В целях реализации Указа Президента РФ от 15.01.2023 № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» приняты:

Передача полномочий по администрированию страховых взносов налоговикам

И конечно, все это делается для плательщиков страховых взносов: создание универсальной системы нормативного правового регулирования исчисления, уплаты и администрирования налогов, сборов, страховых взносов позволит снизить административную нагрузку на плательщиков, более объективно определить общую налоговую нагрузку на бизнес при принятии решений в области налоговой политики. Непосредственно снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты будет достигнуто за счет сокращения количества государственных органов, осуществляющих контрольные мероприятия, повышения качества проверок, а также оптимизации количества представляемой в контролирующие органы отчетности. Передача функций администрирования страховых взносов позволит проводить проверки и доначисления в рамках одного контрольного мероприятия.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ) утрачивает силу 31.12.2023.

  1. До 1 февраля 2023 г. ПФР и ФСС обязаны сообщить в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов обособленных подразделениях российских организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц по состоянию на 1 января 2023 г., в электронной форме и в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон.
  2. Передача сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 1 января 2023 г., а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных ПФР и ФСС по результатам контрольных мероприятий, проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2023 г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется в порядке, утверждаемом ФНС.
  3. Первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются ПФР и ФСС по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом ФНС.

В соответствии с данными Законами полномочия по администрированию страховых взносов передаются налоговым органам: в НК РФ введена гл. 34 «Страховые взносы». В законодательство об обязательном пенсионном, социальном и медицинском страховании внесены соответствующие изменения.

Обратите внимание! Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, по-прежнему регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Администрирование данного вида страховых взносов не передается налоговым органам, оно остается прерогативой ФСС.

Рекомендуем прочесть:  Транспортный налог в курской области на 2023 год калькулятор

Учитывая изложенное, если обособленное подразделение, которому головной организацией открыт счет в банке, наделено полномочиями по начислению и выплате сумм вознаграждений в пользу физических лиц, что должно быть закреплено в положении о данном обособленном подразделении, то такое обособленное подразделение уплачивает страховые взносы и представляет расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту своего нахождения.

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу об уплате с 1 января 2023 года страховых взносов обособленными подразделениями, наделенными головной организацией полномочиями начислять выплаты в пользу работников, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.09.2023 N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 325-ФЗ) и сообщает следующее.

С 01.01.2023 организации вправе наделить полномочиями начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц только те обособленные подразделения (ОП), которым открыт счет в банке. Соответствующее полномочие должно быть закреплено в положении о данном ОП.

Таким образом, учитывая положения вышеуказанной статьи Гражданского кодекса, головная организация может наделить обособленное подразделение полномочиями по осуществлению любых ее функций, в том числе по начислению и выплате вознаграждений в пользу работников организации, осуществляющих деятельность в данном обособленном подразделении.

Наличие банковского счета в кредитных организациях у обособленного подразделения, наделенного организацией полномочиями по начислению и выплате вознаграждений в пользу работников, необходимо для регистрации в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 2.3 Федерального закона N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и, соответственно, для проведения Фондом социального страхования Российской Федерации проверки правильности заявленных плательщиками страховых взносов расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством согласно пункту 8 статьи 431Налогового кодекса.

Таким образом, взыскивать недоимки по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством образовавшейся по состоянию на 1 января 2023 года, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить Федеральная налоговая служба.

Об этом свидетельствует Федеральный закон от 03.07.2023 N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Что касается возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов за периоды до 1 января 2023 года, то решение о возврате таких сумм будет приниматься территориальными органами ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней, штрафов и далее направляться в налоговые органы для исполнения.

9 ноября 2023 года в 11:00 специалисты Ленинградского регионального отделения проведут семинар с работодателями на тему «Новое в законодательстве. Актуальные вопросы применения законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Передача полномочий по администрированию страховых взносов в налоговые органы» по адресу: г. Сосновый Бор, Ленинградская, д.46.

При этом из текста обращения не ясно, создаваемые центры бухгалтерского учета будут являться структурными подразделениями Банка, наделенными полномочиями начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу работников учреждения, либо данные функции будут осуществлять сторонние юридические лица на основании заключенных договоров гражданско-правового характера.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым, в частности, относятся организации.

При этом согласно подпункту 7 пункта 3.4 статьи 23 Кодекса головная организация обязана будет сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации — плательщика страховых взносов о наделении такого обособленного подразделения полномочиями начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу работников Банка.

На основании пункта 11 статьи 431 Кодекса уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, если иное не предусмотрено пунктом 14 статьи 431 Кодекса.

В случае перехода Банка на централизованную систему расчетов с работниками или передачи таких полномочий одному из обособленных подразделений Банка уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам должны будут производиться также централизованно по месту нахождения непосредственно головной организации или наделенного вышеупомянутыми полномочиями обособленного подразделения.

Передача полномочий по страховым взносам

— Федеральный закон от 03.07.2023 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»;

Отдел ПФР в Первомайском районе рекомендует всем плательщикам страховых взносов сверить с Пенсионным фондом в течение ноября месяца свои расчеты по страховым взносам на ОПС и ОМС по результатам представления отчетности за 9 месяцев 2023 года и, при необходимости, по итогам сверки не позднее 01.12.2023 подать в территориальный орган ПФР по месту регистрации заявление:

Напоминаем, что возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.

— Федеральный закон от 03.07.2023 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений, законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Следовательно, в целях завершения расчетов с Пенсионным фондом и избежание ошибок при уплате страховых взносов рекомендуем всем страхователям (предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям и др.) заплатить текущие платежи 2023 года и недоимку не позднее 25 декабря 2023 года.

Совершенствование системы уплаты страховых взносов за неработающее население: проблемы и законодательные пути их решения»

В связи с этим участниками «круглого стола» было уделено особое внимание проблемам легализации деятельности данной категории граждан. Была отмечена необходимость определения правового статуса физических лиц, оказывающих отдельные виды услуг без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (т. н. «самозанятых» граждан), осуществления их деятельности в правовом поле, вовлечения их в систему уплаты налогов и страховых взносов, что потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации.

Заслушав выступления председателя комитета С.Н. Рябухина, заместителя председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Ю.А. Нечепоренко, директора Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на здравоохранение, образование, культуру, кинематографию и средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования Счетной палаты Российской Федерации Кривонос О.В., директора Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации Гашкиной С.А., заместителя директора Департамента правовой и международной деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Петрова С.М., директора территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области Данилова А.В. и обсудив проект Плана мероприятий по совершенствованию порядка уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения («дорожной карты»), участники «круглого стола» отмечают следующее.

Одной из основных причин сложившейся ситуации является несоответствие данных Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляющего персонифицированный учет в сфере обязательного медицинского страхования, данным Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы о численности работающих застрахованных лиц.

Существует также категория лиц, официально неработающих, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, оказывающих физическим лицам бытовые услуги — по репетиторству, по присмотру и уходу за детьми и лицами, нуждающимися в постоянном уходе, по уборке и ведению домашнего хозяйства, по ремонту жилья и автотранспортных средств и т. д. По оценке Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации численность указанной категории граждан составляет около 15,0 млн. человек. По данным Счетной палаты Российской Федерации в 2023 году в ряде регионов доля неформальной занятости граждан составляет почти половину от всей численности занятого населения, а в таких регионах как Республика Дагестан и Республика Ингушетия, — более 50 процентов.

— ввести порядок прекращения обязательного медицинского страхования в отношении застрахованного лица в случае получения им статуса военнослужащего или приравненного к нему в оказании медицинской помощи лица, а также признании его полиса недействительным;

Ошибочный долг по страховым взносам — 2023: алгоритм действий

Дело в том, что для осуществления перехода ПФР должен был сформировать сальдо расчетов по состоянию на начало 2023 года и передать данную информацию в ФНС до 1 февраля 2023 года (Письмо ФНС, ПФР от 26.01. 2023 № БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2023 № 243-ФЗ).

Территориальные инспекции при получении от вышестоящего налогового органа (УФНС по субъекту РФ) электронных файлов с информацией по взносам, производят загрузку указанной информации в базу данных инспекции с последующим открытием карточек РСБ и отражением переданных сумм. То есть, именно электронные файлы являются источником достоверной информации по страховым взносам для налогового органа, а не письма, справки от ПФР об отсутствии задолженности в бумажном виде (письма ФНС России от 02.05.2023 № ГД-4-8/8281, от 07.06.2023 № ЗН-2-22/714@).

Рекомендуем прочесть:  Пособие по безработице в 2023 году в волгограде

Заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2023 года (рекомендуемый образец — Приложение № 2 к Информации ПФ РФ «О возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2023 года»). Решение о возврате принимается в течение 10 рабочих дней.

  • В территориальный и вышестоящий органы ПФР подать заявления о направлении в УФНС корректных сальдовых остатков на 01.01.2023 в электронном виде.
  • В территориальный налоговый орган подать заявление о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов, пени, а также процентов, предусмотренных ст. 79 НК РФ.
  • Радует то, что на данный момент органы ПФР все-таки передают налоговому органу верные сведения с коррект­ными (исправленными) данными сальдо на 01.01.2023 в электронном виде. И огорчает тот факт, что УФНС очень часто находят различного рода ошибки и направляют в ПФР соответствующие протоколы ошибок, которые следует исправить. И тут важно не терять время, письмами и звонками «подгонять» госорганы, ускорять межведомственную передачу данных, т.к. зачастую ошибки выявляются, но ПФР не торопится их исправить либо УФНС затягивает с направлением протоколов в ПФР.

    О представлении расчетов по страховым взносам в случае лишения ОП полномочий по начислению выплат и вознаграждений в пользу физлиц

    В соответствии с п. 11 ст. 431 НК РФ уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений (ОП), которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

    На основании пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов – организации обязаны сообщать в налоговый орган о наделении ОП (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц.

    В случае лишения в установленном порядке в течение расчетного (отчетного) периода ОП полномочий по начислению выплат и вознаграждений в пользу физлиц в расчет по страховым взносам за соответствующий расчетный (отчетный) период и последующие отчетные периоды одного календарного года, представляемый головной организацией по месту своего нахождения, необходимо включать сведения в отношении работников всех ОП, лишенных соответствующих полномочий.

    В этой связи Федеральная налоговая служба указывает налоговым органам на необходимость обращения с заявлениями о взыскании страховых взносов в судебном порядке в соответствии со статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае пропуска сроков по бесспорному взысканию.

    В связи с тем, что техническая передача сведений из органов ПФР и ФСС России об имеющейся задолженности и предпринятых мерах по ее взысканию заняло значительное время, по ряду переданных материалов в настоящее время пропущены сроки по бесспорному взысканию страховых взносов, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ.

    В связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами ПФР и органами ФСС России в налоговые органы была передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов, а также информация о принятых органами ПФР и органами ФСС России мерах по взысканию данной задолженности.

    По этой причине в обоснование заявления о взыскании страховых взносов налоговыми органами должны быть представлены в суд документы, подтверждающие основания возникновения обязательства у плательщика, наступление срока его исполнения, а также соблюдение процедуры его взыскания (расчет по страховым взносам, решение органа ПФР или органа ФСС России по результатам проверки плательщика страховых взносов, требование об уплате и т.д.).

    При этом в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о изыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

    Федеральная налоговая служба: Письмо № БС-4-11/8625@ от

    На основании пункта 11 статьи 431 Кодекса уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, если иное не предусмотрено пунктом 14 статьи 431 Кодекса.

    При этом согласно подпункту 7 пункта 3.4 статьи 23 Кодекса головная организация обязана будет сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации — плательщика страховых взносов о наделении такого обособленного подразделения полномочиями начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу работников Банка.

    Принятие решения о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц принимается плательщиком страховых взносов самостоятельно.

    При этом из текста обращения не ясно, создаваемые центры бухгалтерского учета будут являться структурными подразделениями Банка, наделенными полномочиями начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу работников учреждения, либо данные функции будут осуществлять сторонние юридические лица на основании заключенных договоров гражданско-правового характера.

    В случае перехода Банка на централизованную систему расчетов с работниками или передачи таких полномочий одному из обособленных подразделений Банка уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам должны будут производиться также централизованно по месту нахождения непосредственно головной организации или наделенного вышеупомянутыми полномочиями обособленного подразделения.

    Статья 431 НК РФ

    В случае, если в представляемом плательщиком расчете сведения по каждому физическому лицу о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не превышающей предельной величины, базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки, а также если в представляемом плательщиком расчете суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов и (или) в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.

    10. Плательщики, у которых численность физических лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период превышает 10 человек, а также вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в пункте 7 настоящей статьи, в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи. Плательщики и вновь созданные организации (в том числе в результате реорганизации), у которых численность физических лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период составляет 10 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в пункте 7 настоящей статьи, в электронной форме в соответствии с требованиями настоящего пункта.

    14. При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата страховых взносов, а также представление расчетов по страховым взносам по таким обособленным подразделениям осуществляется организацией по месту своего нахождения.

    4. Плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений (за исключением указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

    13. Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений.

    Подписанные Президентом федеральные законы

    Федеральные законы от 3 июля 2023 года №243-ФЗ, №250-ФЗ и №346-ФЗ. Проекты федеральных законов были внесены в Госдуму распоряжениями Правительства от 8 апреля 2023 года №604-р, 605-р и 606-р. Федеральные законы направлены на совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, укрепление платёжной дисциплины при проведении расчётов с этими фондами.

    Федеральным законом №250-ФЗ в отдельные законодательные акты вносятся изменения, направленные на уточнение полномочий государственных внебюджетных фондов в связи с передачей от них налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также на установление порядка представления налоговыми органами в государственные внебюджетные фонды информации об уплаченных страховых взносах и других необходимых сведений.

    К отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения законодательство о налогах и сборах не применяется.

    Часть вторая Кодекса дополняется новой главой 34 «Страховые взносы», в рамках которой определяются плательщики страховых взносов, объекты обложения страховыми взносами, база для исчисления страховых взносов, не подлежащие обложению страховыми взносами суммы, расчётный и отчётный периоды, тарифы, порядок исчисления и уплаты страховых взносов.

    Рекомендуем прочесть:  Транспортный налог на роскошь 2023 список автомобилей

    При этом страховыми взносами признаются обязательные платежи на обязательное пенсионное и медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение соответствующего страхового обеспечения, а также взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

    Фиксированные платежи для самозанятого населения не изменятся. При этом для предпринимателей, не подавших налоговую декларацию, не будут начисляться максимальные суммы платежей. Однако, если предприниматель предоставит отчетность, но не уплатит сами взносы, то ФНС, основываясь на данных налоговой декларации, сама определит его задолженность.

    2.Стоит отметить, что фактически регламент структуры страховых взносов из ФЗ №212 направлен в гл. 34 НК РФ без изменений. База, которая применяется для расчета страховых взносов, в соответствии со ст. 421 НК РФ останется прежней, также, как льготы и тарифы (нововведение: пониженные тарифы по льготникам на УСН могут применяться ими только, если их доход за год не превышает 79 млн руб.).

    Отчетность в ФСС по взносам «на травматизм» сохраняется в упрощенном виде. Если среднесписочная численность работников организации составляет менее 25 человек, то форма 4-ФСС сдается на бумаге не позднее 20 числа следующего за отчетным месяца. Если численность больше, то обязательно в электронном виде и не позднее 25 числа того же периода.

    Инициатива передать администрирование страховых взносов в ФНС принадлежит Правительству РФ и Минфину. С начала 2023 года в ФНС примет на себя управление и администрирование страховых взносов и персонифицированного учета по следующим видам государственного социального страхования: ОПС, ОМС и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

    До 2023 года правильность расчетов, полнота уплаты и ее своевременность по страховым взносам в систему обязательного пенсионного и медицинского страхования принадлежит ПФР и его местным отделениям. При этом уплата взносов по ОМС осуществляется работодателями в ПФР, а тот в свою очередь передает данные в ФФОМС. Страховые взносы по обязательному социальному страхованию принадлежат ФСС. Поэтому до конца 2023 года полномочия по сбору, учету, распределению и выплатам средств системы социального, пенсионного и медицинского страхования находятся в ведомстве внебюджетных фондов — ФСС, ПФР и ФФОМС. Данные фонды формируются за счет страховых взносов работодателей.

    Правительство одобрило передачу функций по сбору страховых взносов ФНС

    Предприниматели рады грядущим изменениям, пишет газета «Ведомости». По словам партнера юрфирмы Taxadvisor Дмитрия Костальгина, о минусах передачи администрирования взносов говорилось еще во время реформы 2010 года. Теперь недостатки стали очевидны, считает эксперт:

    Первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что передача полномочий снизит нагрузку на бизнес, так как будет один контролер. Кроме того, появится возможность сократить государственный аппарат и сэкономить бюджетные средства. В то же время сотрудник ПФР отметил, что совсем из жизни бизнеса фонд не уйдет. Представитель ведомства подчеркнул, что ПФР занимается учетом пенсионных прав. Как мы писали ранее, с предложением лишить Пенсионный фонд, ФОМС и ФСС функции по сбору взносов выступила общественная организация «Деловая Россия». В ассоциации считают, что это упростит ведение бизнеса предприятиям и как минимум в четыре раза сократит объем бумаги, затрачиваемой на отчетность. В то же время мы сообщали, что Пенсионный фонд России может получить некоторые контрольные полномочия, которые сейчас имеет Федеральная налоговая служба. У ФНС их не заберут, но ПФР могут добавить. В частности, фонд сможет узнавать данные о банковских счетах и движении средств. В определенных случаях можно будет даже приостановить операции по ним. Речь идёт исключительно о счетах организаций. Сроки проверок ПФР могут продлить. Более того, фонд получит право на проведение повторных инспекционных мероприятий. С такой инициативой выступила Счётная палата РФ. Напомним, ранее сбором единого социального налога занималась ФНС. С 1 января 2010 года соответствующая глава Налогового кодекса РФ утратила силу. Теперь страхователи обязаны уплачивать страховые взносы:

    Порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и фонд ОМС определяет Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Добавим, подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой страховых взносов, можно найти на нашем сайте в разделе «Справочник налогов».

    Появилось, в частности, уточнение строк (030, 040, 050) со ссылкой непосредственно на статьи НК РФ, так как было много вопросов, надо ли указывать необлагаемые выплаты в расчете. Многие путали выплаты, которые не подлежат обложению, и выплаты, которые не признаются объектом обложения. Необлагаемые – это 422 статья НК РФ. Не признаются объектом обложения – п. 4-8 статьи 420 НК РФ.

    Помимо этого, согласно постановлению Правительства № 409, отсрочка и рассрочка по уплате страховых взносов будут предоставлены плательщикам, осуществляющим отдельные виды экономической деятельности: авиаперевозки и деятельность аэропортов, культура, организация досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт; турагентства и туристические организации; гостиничный бизнес; общественное питание; дополнительное образование; организация конференций и выставок; бытовые услуги населению (ремонт, стирка, химчистка, салоны красоты, парикмахерские).

    Начнем со снижения тарифов. Согласно закона от 01.04.2023 № 102-ФЗ, для малых и средних предприятий, начиная с начислений за апрель, снижается тариф страховых взносов – с 30% до 15% с выплат работникам, превышающим МРОТ. Выплаты работникам в размере менее и равном федеральному МРОТ — 12 130 рублей – облагаются по прежнему совокупному тарифу 30%, а вот та часть, которая превышает МРОТ, – по новому, сниженному до 15%. Соответственно, и облагаемую базу каждый месяц нужно расщеплять на две – до МРОТ и после — для применения разных тарифов.

    Расчет считается не представленным (п. 7 ст. 431 НК РФ) в случае, если за весь период или за каждый из последних трех месяцев сведения по каждому физлицу о сумме выплат, базе для исчисления взносов и сумме взносов содержали ошибки. Либо сумма одноименных показателей по физлицам не соответствует этим же показателям в целом по плательщику. Либо в расчете указаны недостоверные персональные данные застрахованных лиц.

    В этом случае плательщики должны начислить взносы, составить квартальную отчетность с 0% и заполнением третьего раздела (персональные сведения по застрахованным лицам). Налоговая служба «отгружает» информацию по льготным категориям в ПФР. А те, в свою очередь, потом получат трансферт из федерального бюджета для компенсации выпадающих доходов.

    Подписан закон, предусматривающий передачу ФНС России полномочий по администрированию страховых взносов

    Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

    К отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения законодательство о налогах и сборах не применяется.

    При этом страховыми взносами признаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение соответствующего страхового обеспечения, а также взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

    Часть вторая Кодекса дополняется новой главой 34 «Страховые взносы», в рамках которой определяются плательщики страховых взносов, объекты обложения страховыми взносами, база для исчисления страховых взносов, не подлежащие обложению страховыми взносами суммы, расчётный и отчётные периоды, тарифы страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов.

    Передача администрирования страховых взносов в ФНС в 2023

    Уже во второй раз законодатель принимает решение передать администрирование Страховых взносов в налоговую службу. Первый раз такой шаг был сделан в 2001 году, тогда это назывался Единый социальный налог (ЕСН). И сейчас в 2023 году как будут называться платежи или по- прежнему останутся страховыми взносами в ПФР, ФОМС и ФСС, но администрировать их будет ФНС. Именно по этому вопросу Госдума 14 июня 2023 приняла окончательно пакет законов о передаче ФНС полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

    Заключается в изменении законодательных актов РФ, отражающая передачу налоговым органам отдельных полномочий, принадлежащих в настоящее время органам внебюджетных фондов РФ. За несвоевременное представление в ПФР нового расчета по стажу вводится штраф 500 руб. за каждое застрахованное лицо.

    ФЗ №1040799-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)» (далее второй закон);

    1. Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»;
    2. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
    3. ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
    4. ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
    5. ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
    6. ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

    Статья 20 Закона 250-ФЗ
    Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащие уплате за периоды до 1 января 2023, осуществляется Пенсионным фондом и Фондом социального страхования в ранее действовавшем порядке.

    Adblock
    detector