Положение о поставках товаров народного потребления

Содержание

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОСТАВКАХ ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 Положение о поставках товаров народного потребления применяется арбитражными судами при разрешении споров в случае, если оно не противоречит императивным нормам Кодекса, если в договоре имеется прямая ссылка на конкретный пункт этого Положения либо из текста договора очевидно намерение сторон его применять. В указанных случаях правила данного Положения следует рассматривать как согласованные сторонами условия обязательства.

Положение о поставках товаров народного потребления

1. Настоящее Положение регулирует отношения по поставкам товаров народного потребления (далее именуемых товарами) исходя из требований Закона СССР о государственном предприятии (объединении), Закона СССР о кооперации в СССР и иных решений о коренной перестройке управления экономикой.

Договорные отношения предприятий с внешнеэкономическими организациями при экспорте и импорте товаров регулируются утвержденными Советом Министров СССР Основными условиями регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно-импортных операций, а по вопросам, не предусмотренным ими, применяются соответствующие нормы настоящего Положения.

2. Действие настоящего Положения распространяется на отношения между государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями по поставкам товаров по рыночному и внерыночному назначению, продукции производственно-технического назначения по рыночному назначению (включая поставку импортных товаров на внутреннем рынке, если иное не предусмотрено законодательством), кроме сельскохозяйственной продукции, реализуемой по договорам контрактации.

4. Поставка товаров покупателям (получателям), находящимся в других союзных республиках, районах Крайнего Севера и иных районах досрочного завоза, а также в других случаях, установленных законодательством, производится в первую очередь, независимо от уровня выполнения плана производства и поставки товаров другим покупателям (получателям).

При поставках внутри страны товаров, изготовленных совместными предприятиями, созданными на территории СССР советскими организациями с участием иностранных партнеров, применяются нормы настоящего Положения, кроме случаев, когда иное предусмотрено законодательством о порядке деятельности этих предприятий, межгосударственными и межправительственными договорами СССР.

Статья 506 ГК РФ

Комментируемый раздел ГК предусматривает особенности заключения и исполнения договора поставки. В отличие от ГК 1964 г. в нем отсутствуют нормы о таких условиях договора поставки, как количество, ассортимент, качество, комплектность. Нет в этом разделе и привычных для законодательства о поставках норм о порядке оплаты товара, цене, таре и упаковке и др. Эти нормы включены в общие положения о купле-продаже и применяются к поставке как ее виду (см. ст. ст. 465, 467, 469, 481, 485, 486 и коммент. к ним).

1. Договор поставки — один из наиболее широко применяемых в предпринимательской деятельности договоров. По принятой в ГК классификации договоров это не самостоятельный тип договора, а вид договора купли-продажи. Как и договор купли-продажи, он направлен на перенесение права собственности (иного вещного права) от продавца (поставщика) на покупателя.

Вид продаваемой вещи позволяет разграничить договоры поставки и продажи недвижимости. По договору продажи недвижимости всегда передается индивидуально-определенная вещь, которой присущи признаки, названные в ст. 130 ГК (см. коммент. к ст. 549). Статья 130 ГК к недвижимым вещам относит подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Теперь, в отличие от ранее действовавших норм о поставках, продажа таких судов должна осуществляться не по договору поставки, а по договору продажи недвижимости.

Цель покупки может вытекать из характера товара, существа договора, предусматриваться в самом договоре. Когда по договору приобретается товар, как правило, используемый для потребительских нужд (для личного, семейного, домашнего использования), то значение имеет правовой статус покупателя, количество приобретаемых товаров, правовой статус продавца, его осведомленность о цели покупки. При приобретении товара у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, в случае возникновения вопроса о применении норм § 2 или 3 гл. 30, цель приобретения товара, видимо, должен доказать покупатель. (См. коммент. к ст. 492).

4. Срок поставки может быть определен различно, например, путем указания конкретной даты (конкретного месяца, квартала) либо указанием периодов поставки в течение срока действия договора. Сроки исполнения обязательства поставки можно считать обусловленными и тогда, когда в договоре отсутствуют конкретные сроки передачи товаров, но определен срок действия договора. В этом случае в соответствии со ст. 314 ГК передача товара может быть осуществлена в любой момент в пределах срока действия договора либо поставщик при исполнении договора может руководствоваться диспозитивной нормой ст. 508, предусматривающей поставку товаров помесячно равными партиями (см. ст. 508 и коммент. к ней).

Совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации

Кроме прочего, введено новое понятие – «услуги по продвижению товаров». Под ними понимаются услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем (п. 10 ст. 2 Закона о торговле):

Отметим, что изменения, вносимые в торговое законодательство, длительное время обсуждались между участниками рынка и большинство из них были «проверены» Кодексом добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров.

  • хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если таковое имеет более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества;
  • юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица юридическое (физическое) лицо;
  • хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если таковое на основании учредительных документов хозяйственного общества или заключенного с ним договора вправе давать хозяйственному обществу обязательные для исполнения указания;
  • юридические лица, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;
  • хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если по предложению последнего назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества;
  • хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если по предложению последнего избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества;
  • физическое лицо, его супруг, родители, полнородные и неполнородные братья и сестры;
  • лица, каждое из которых по какому-либо из указанных выше признаков входит в группу с одним и тем же лицом;
  • хозяйственное общество, физические и (или) юридические лица, которые по какому-либо из названных выше признаков входят в группу лиц, если такие лица имеют более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества.
  • рекламирования продовольственных товаров;
  • осуществления их специальной выкладки;
  • исследования потребительского спроса;
  • подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах;
  • осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров.

Статья 521. Неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров
Установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором.

Статья 514. Ответственное хранение товара, не принятого покупателем
1. Когда покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика.
2. Поставщик обязан вывезти товар, принятый покупателем (получателем) на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок.
Если поставщик в этот срок не распорядится товаром, покупатель вправе реализовать товар или возвратить его поставщику.
3. Необходимые расходы, понесенные покупателем в связи с принятием товара на ответственное хранение, реализацией товара или его возвратом продавцу, подлежат возмещению поставщиком.
При этом вырученное от реализации товара передается поставщику за вычетом причитающегося покупателю.
4. В случаях, когда покупатель без установленных законом, иными правовыми актами или договором оснований не принимает товар от поставщика или отказывается от его принятия, поставщик вправе потребовать от покупателя оплаты товара.

Статья 522. Погашение однородных обязательств по нескольким договорам поставки
1. В случаях, когда поставка одноименных товаров осуществляется поставщиком покупателю одновременно по нескольким договорам поставки и количество поставленных товаров недостаточно для погашения обязательств поставщика по всем договорам, поставленные товары должны засчитываться в счет исполнения договора, указанного поставщиком при осуществлении поставки либо без промедления после поставки.
2. Если покупатель оплатил поставщику одноименные товары, полученные по нескольким договорам поставки, и суммы оплаты недостаточно для погашения обязательств покупателя по всем договорам, уплаченная сумма должна засчитываться в счет исполнения договора, указанного покупателем при осуществлении оплаты товаров или без промедления после оплаты.
3. Если поставщик или покупатель не воспользовались правами, предоставленными им соответственно пунктами 1 и 2 настоящей статьи, исполнение обязательства засчитывается в погашение обязательств по договору, срок исполнения которого наступил ранее. Если срок исполнения обязательств по нескольким договорам наступил одновременно, предоставленное исполнение засчитывается пропорционально в погашение обязательств по всем договорам.

Статья 512. Ассортимент товаров при восполнении недопоставки
1. Ассортимент товаров, недопоставка которых подлежит восполнению, определяется соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения поставщик обязан восполнить недопоставленное количество товаров в ассортименте, установленном для того периода, в котором допущена недопоставка.
2. Поставка товаров одного наименования в большем количестве, чем предусмотрено договором поставки, не засчитывается в покрытие недопоставки товаров другого наименования, входящих в тот же ассортимент, и подлежит восполнению, кроме случаев, когда такая поставка произведена с предварительного письменного согласия покупателя.

21. Когда по условиям договора передача товара осуществляется отдельными партиями, отказ от его исполнения по основаниям, предусмотренным статьями 509 и 515 Кодекса, влечет расторжение обязательства в целом, если иное не было заявлено в самом отказе.
При этом соответствующая сторона вправе требовать возмещения убытков, вызванных изменением или расторжением договора, только если допущенное контрагентом нарушение является существенным (пункт 2 статьи 450, пункты 2 и 3 статьи 523 Кодекса).

Рекомендуем прочесть:  Где В Уфе Можно Пополнить Троллейбусную Пенсионную Карту

Документы Статистика по документам и выполнению поручений

6. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации представить в 2-месячный срок Правительству Российской Федерации предложения о порядке применения к предприятиям и организациям санкций за нарушение норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).

Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции, а также вино и игристое вино (шампанское), произведенные на территории Российской Федерации или ввезенные на территорию Российской Федерации (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2023 № 63)

Топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 206)

Транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2001 № 350)

2. Министерству Российской Федерации по атомной энергии по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации определить конкретные виды продукции ядерно-топливного цикла, на которые осуществляется государственное регулирование цен, а также порядок их регулирования.

Положение о поставках товаров народного потребления

* В этом и последующих пунктах под организациями материально-технического снабжения понимаются территориальные органы, объединения, управления, предприятия и магазины по оптовой торговле продукцией системы Госснаба СССР, а также снабженческо-сбытовые организации (включая фирменные магазины) других министерств и ведомств.

4. Министерству внешних экономических связей СССР и Государственному арбитражу СССР с участием Госплана СССР, Госснаба СССР, Министерства финансов СССР, Госбанка СССР, Внешэкономбанка СССР, а также заинтересованных министерств и ведомств проанализировать работу по заключению и исполнению в 1988-1989 годах договоров, указанных в Основных условиях регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно-импортных операций, утвержденных настоящим постановлением, и представить до 1 марта 1990 года в Совет Министров СССР предложения о совершенствовании этой работы.

с участием Министерства юстиции СССР, Госснаба СССР и Министерства внешних экономических связей СССР в месячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о внесении в Положение о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 октября 1973 года N 758 (СП СССР, 1973 год, N 23, ст.128), дополнений, отражающих особенности доарбитражного урегулирования разногласий, возникающих при заключении, изменении, расторжении и исполнении договоров между предприятиями, объединениями, организациями и внешнеэкономическими организациями;

При возникновении в ходе выполнения планов непредвиденных нужд покупатель вправе представить организации материально-технического снабжения заказ на поставку продукции со срочным исполнением, который должен выполняться в оперативном порядке в согласованные сторонами сроки.

При поставках внутри страны продукции, изготовленной совместными предприятиями, созданными на территории СССР советскими организациями с участием иностранных партнеров, применяются нормы настоящего Положения, кроме случаев, когда иное предусмотрено законодательством о порядке деятельности этих предприятий, межгосударственными и межправительственными договорами СССР.

9. Пункт 9 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2023 г. N 875 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, N 32, ст. 5337).

д) закупки, осуществляемые Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и подведомственными им организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 — 7, 52 — 57, 73 — 75 и 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 — 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей), Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственными ему организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 — 7, 52 — 57 и 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 — 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей), Управлением делами Президента Российской Федерации и подведомственными ему организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 3 — 7, 52 — 57, 73 — 75 и 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 — 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей);

Документы, подтверждающие страну происхождения в отношении промышленных товаров, указанных в настоящем пункте, представляются поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на этапе исполнения контракта по форме и в порядке, которые предусмотрены пунктом 10 настоящего постановления.

Для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров, работ, услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением промышленных товаров, предусмотренных перечнем, требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке декларацию о происхождении товара.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2023 г. N 159 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656 и признании утратившим силу подпункта «б» пункта 1 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2023 г. N 84″ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, N 8, ст. 787).

Решением облисполкома или по его поручению решением райисполкома определяются поставщики сельскохозяйственной продукции. Поставщиками сельскохозяйственной продукции могут быть сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и другие организации, являющиеся производителями сельскохозяйственной продукции. ?

Исходя из анализа фактического выполнения государственного заказа на металлолом текущего года и предложений ответственных исполнителей, ГО «Белвтормет» ежегодно до 1 сентября представляет в Министерство промышленности экономически обоснованные предложения об объемах государственного заказа на металлолом на следующий год. ?

6. Формирование поставок для государственных нужд важнейших видов сельскохозяйственной продукции (за исключением льноволокна), размещение заказов на их поставку среди государственных заказчиков и ответственных исполнителей (облисполкомов) осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия с учетом особенностей сельскохозяйственного производства и необходимости гарантированного обеспечения населения республики продовольствием. ?

?8. Формирование заказа на поставку (заготовку, сдачу) лома и отходов черных и цветных металлов (далее — металлолом) для государственных нужд (далее — государственный заказ на металлолом) осуществляется с учетом прогнозируемых объемов образования металлолома и планируемой экономически обоснованной потребности в металлоломе организаций Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, в подчинении которых находятся (в состав которых входят) организации, у которых в процессе хозяйственной деятельности образуется металлолом, либо осуществляющие управление принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставных фондах) организаций, у которых в процессе хозяйственной деятельности образуется металлолом, облисполкомы и Минский горисполком, другие юридические лица (далее — ответственные исполнители) ежегодно до 10 августа формируют обоснованные предложения об объемах поставки металлолома для государственных нужд на следующий год и до 15 августа представляют их Белорусскому государственному объединению по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов (далее — ГО «Белвтормет»).

Приемка товара по количеству и качеству

Если выразиться проще, то сроки приемки продукции равны срокам выгрузки транспортного средства. Хочу еще раз обратить внимание, что сложность изложения инструкции связана с тем, что она описывает все возможные варианты передачи товара, а также все возможные виды транспорта.

а) продукции, поступившей без тары, в открытой таре и в поврежденной таре,- в момент получения ее от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных для разгрузки их;…»

Для иногородних и одногородних отправителей Инструкцией П-6 предусмотрен различный порядок реагирования на вызов представителя. Так, иногородний отправитель (изготовитель) обязан в течение 24 ч ответить телеграммой или телефонограммой, будет ли направлен представитель для участия в дальнейшей приемке. Отсутствие ответа в указанный срок дает покупателю право осуществить приемку в еще до истечения срока явки представителя (три дня без учета времени, необходимого для проезда). Представитель одногороднего отправителя обязан явиться не позднее чем на следующий день.

Например гнутый хлыст балки или швеллера не является «скрытым» недостатком, т. к. этот недостаток возможно было обнаружить при « обычной для данного вида продукции проверке» в момент получения продукции, а вот непровар шва у электросварной трубы будет считаться «скрытым» недостатком.

Например, согласно пункта 4.9 ГОСТ 3262-75 толщину стенки у трубы измеряют микрометром соответствующему ГОСТ 6507-90 или стенкомером по ГОСТ 11358-89 с обоих концов трубы, контроль наружного диаметра проводят гладкими микрометрами по ГОСТ 6507-90, калибрами-скобами по ГОСТ 2216-84 или ГОСТ 18362-73, а длину труб измеряют рулеткой по ГОСТ 7502-89. Поэтому когда клиент у себя на объекте измеряет рулеткой или линейкой толщину стенки трубы, как ему кажется выявляет несоответствие и при этом желает вызвать представителя поставщика,- будем вынуждены его разочаровать. Все измерения должны производиться строго соответствующим инструментом!

Постановление Совмина СССР от N 888 Об утверждении Положения о поставках продукции производственно-технического назначения, Положения о поставках товаров народного потребления и Основных условий регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно-импортных операций

25. Количество товаров, недопоставленное поставщиком или не выбранное покупателем в одном периоде поставки, подлежит восполнению (выборке) в следующем периоде в пределах срока действия договора (по товарам, включенным в государственный заказ, с учетом срока действия лимита (фонда).

62. За отгрузку (отпуск) распределяемой продукции потребителям, которым она не выделена, при невыполнении договорных обязательств по поставкам изготовитель (поставщик) уплачивает по заявлению органа материально-технического снабжения в доход соответствующего бюджета штраф в размере 20 процентов стоимости этой продукции. По отдельным видам продукции, определяемым законодательством, штраф за указанные нарушения взыскивается с изготовителя (поставщика) независимо от выполнения им договорных обязательств.

7. При поступлении уведомления иностранного покупателя (поставщика) о принятии предложения на поставку (заказа) или получении от него контракта внешнеэкономическая организация при договоре комиссии обязана направить предприятию (заказчику) копию контракта. При договоре поставки копия контракта или выписка из его условий направляется предприятию по его требованию.

Рекомендуем прочесть:  Должник Выписывается Из Квартиры Как Взыскать Задолженность

13. Договоры могут быть заключены до получения предприятиями и внешнеэкономическими организациями установленных показателей. При этом по включенной в государственный заказ продукции машиностроения договоры заключаются в пределах до 100, а по остальным товарам — до 80 процентов такой продукции, подлежащей поставке на экспорт в год, предшествующий планируемому.

Сторона, получившая предложение об изменении или расторжении договора либо о продлении срока действия договора, обязана дать ответ другой стороне не позднее 10 дней после получения предложения. При недостижении сторонами соглашения спор между сторонами разрешается по заявлению заинтересованной стороны арбитражем, а в случаях, предусмотренных законодательством, — судом.

Статья 506

По договору поставки поставщик — продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

———————————
См.: Иоффе О.С. Советское гражданское право (курс лекций): В 3 ч. Ч. 2: Отдельные виды обязательств. Л., 1961; Халфина Р.О. Правовое регулирование поставки продукции в народном хозяйстве. М., 1963; Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. О.А. Красавчикова. Т. 2. М., 1985; и др.

Квалифицируя правоотношения из договора поставки, необходимо учитывать цели использования товара. Под целями, не связанными с личным использованием, как отмечается в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки», следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.).

2. В комментируемой статье 506 ГК РФ субъектами договора поставки названы предприниматели. Поставщик-продавец — предприниматель, который занимается производством конкретного вида товаров с целью их реализации путем заключения договора поставки. К таким предпринимателям относятся коммерческие организации, например, по производству таких продуктов питания, как хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, мясокомбинаты по производству мясных продуктов, промышленных товаров для населения (обувь, одежда и др.), коммерческие организации в области добывающей промышленности (уголь, руда, нефть, газ и др.); переработки сырья, машиностроения и т.д. Во всех указанных случаях изготовитель продукции производственно-технического назначения реализует результаты своей деятельности потребителю только с помощью договора поставки. В сфере экономического оборота существенную роль играют оптовые организации, которые производят систематические закупки товара, комплектующих изделий, другой продукции с целью последующей продажи организациям-потребителям для использования в своем производстве по изготовлению конкретных видов товара, продукции производственного назначения.

4. Договор поставки в комментируемом Кодексе характеризуется как разновидность договора купли-продажи. Однако принципиальные особенности поставки как наиболее эффективного способа регулирования отношений по гражданскому обороту дают основание утверждать, что договор поставки имеет больше отличий, чем сходства с договором купли-продажи. Эти отличия определяются субъектным составом, содержанием договора (права и обязанности сторон), сроками действия, способом исполнения и другими условиями, необходимыми для надлежащего исполнения поставки товара. Вместе с тем договор поставки, как и договор купли-продажи, является консенсуальным, возмездным, двусторонним.

58. В тех случаях, когда покупатель принял для использования продукцию, поставленную без его предварительного письменного согласия с нарушением номенклатуры (ассортимента), и поставка предусмотренной договором продукции по общей стоимости выполнена, поставщик уплачивает покупателю штраф в размерах, предусмотренных пунктом 57 настоящего Положения.

Потребителю предоставляется право выбора поставщика и формы доставки (непосредственно изготовителем или через организацию материально-технического снабжения) с учетом установленных схем нормальных направлений грузопотоков, а также минимальных норм отгрузки. В этих целях Госснаб СССР, министерства и ведомства (по реализуемой ими продукции) сообщают органам материально-технического снабжения данные о предприятиях — поставщиках и регионах, в которые может поставляться продукция этими предприятиями с учетом рациональной территориально-производственной кооперации.

11. Министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик и другие органы — фондодержатели производят распределение выделенных им лимитов (фондов) на материальные ресурсы по подведомственным предприятиям на пятилетний период (с распределением по годам) в укрупненной номенклатуре в сроки, установленные для доведения до предприятий контрольных цифр и государственных заказов, и сообщают о произведенном распределении предприятиям — потребителям, а также органам материально-технического снабжения, на которые возложено формирование хозяйственных связей.

73. Санкции, предусмотренные настоящим положением, исчисляются исходя из цен, по которым производятся расчеты за продукцию с потребителями министерства и ведомства — основные поставщики могут по согласованию с соответствующими органами материально-технического снабжения утверждать средние цены, исходя из которых должны исчисляться санкции. Если средние цены не утверждены в указанном порядке, они могут быть предусмотрены в договоре.

69. Штрафы, предусмотренные пунктами 59 и 68 настоящего Положения, а также стоимость утраченных средств пакетирования и специализированных контейнеров (пункт 68 этого Положения) могут быть взысканы в безакцептном порядке в 2-месячный срок после возникновения права требования.

Уходит эпоха: утрачивает силу Положение о поставках товаров

05.12.2023 на портале www.pravo.by опубликовано постановление Совета Министров от 03.12.2023 № 691 «О признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь», которым Постановление № 444 признается утратившим силу. Документ вступает в силу через шесть месяцев после официального опубликования. Таким образом, Постановление № 444 будет действовать по 05.06.2023 включительно.

  1. После утраты силы Постановления № 444 отношения по поставке будут регулироваться заключенным между сторонами договором, Гражданским кодексом и Положением о приемке товаров по количеству и качеству (утверждено постановлением Совета Министров от 03.09.2008 № 1290), если договором не исключено его применение.
  2. Утрата силы Постановления № 444 означает прекращение действий ряда норм об ответственности поставщика и покупателя, в том числе:
  3. упразднение обязанности юридических лиц и предпринимателей при выявлении в ходе приемки товаров фактов злоупотреблений или хищений на сумму свыше 50 минимальных заработных плат не позднее 3-дневного срока сообщать об этом в правоохранительные органы и направлять им соответствующие документы;
  4. упразднение ответственности поставщика за непоставку или недопоставку товара в виде неустойки (штрафа) в размере 10 % стоимости непоставленного или недопоставленного в срок товара;
  5. упразднение ответственности поставщика за поставку товара не в ассортименте в виде неустойки (штраф) в размере 10 % стоимости непоставленного товара в ассортименте;
  6. упразднение ответственности поставщика, если поставленный товар не соответствует по качеству стандартам, другой нормативно-технической документации, образцам (эталонам) или иным условиям договора, а также если поставлен некомплектный товар, в виде неустойки (штрафа) в размере 25 % стоимости некачественного либо неукомплектованного товара;
  7. упразднение возможности взыскания с поставщика убытков и неустойки (штрафа) без зачета неустойки (штрафа) в случае поставки товара ненадлежащего качества или некомплектного товара.
  8. Необходимо иметь в виду, что после утраты силы Постановление № 444 будет применяться к отношениям, возникшим в период его действия, то есть, до 06.06.2023. Поэтому, если между сторонами заключен рамочный договор поставки, Положение № 444 будет применяться к нарушениям по поставкам до 06.06.2023, а к нарушениям по поставкам после 06.06.2023 применяться не будет.
  9. Пока неясно, будет ли принят какой-то нормативный правовой акт вместо Постановления № 444, который будет регулировать вопросы ответственности поставщика за нарушение сроков поставки, несоблюдение условий договора о качестве и ассортименте товара. Поэтому, рекомендуем покупателям, желающим сохранить право на взыскание с поставщика неустойки (штрафа) в случаях и размерах, предусмотренных Постановлением № 444, прямо прописывать такие случаи и размер неустойки (штрафа) в договоре.

Уходит эпоха: утрачивает силу Положение о поставках товаров

05.12.2023 на портале www.pravo.by опубликовано постановление Совета Министров от 03.12.2023 № 691 «О признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь», которым Постановление № 444 признается утратившим силу. Документ вступает в силу через шесть месяцев после официального опубликования. Таким образом, Постановление № 444 будет действовать по 05.06.2023 включительно.

  1. После утраты силы Постановления № 444 отношения по поставке будут регулироваться заключенным между сторонами договором, Гражданским кодексом и Положением о приемке товаров по количеству и качеству (утверждено постановлением Совета Министров от 03.09.2008 № 1290), если договором не исключено его применение.
  2. Утрата силы Постановления № 444 означает прекращение действий ряда норм об ответственности поставщика и покупателя, в том числе:
  3. упразднение обязанности юридических лиц и предпринимателей при выявлении в ходе приемки товаров фактов злоупотреблений или хищений на сумму свыше 50 минимальных заработных плат не позднее 3-дневного срока сообщать об этом в правоохранительные органы и направлять им соответствующие документы;
  4. упразднение ответственности поставщика за непоставку или недопоставку товара в виде неустойки (штрафа) в размере 10 % стоимости непоставленного или недопоставленного в срок товара;
  5. упразднение ответственности поставщика за поставку товара не в ассортименте в виде неустойки (штраф) в размере 10 % стоимости непоставленного товара в ассортименте;
  6. упразднение ответственности поставщика, если поставленный товар не соответствует по качеству стандартам, другой нормативно-технической документации, образцам (эталонам) или иным условиям договора, а также если поставлен некомплектный товар, в виде неустойки (штрафа) в размере 25 % стоимости некачественного либо неукомплектованного товара;
  7. упразднение возможности взыскания с поставщика убытков и неустойки (штрафа) без зачета неустойки (штрафа) в случае поставки товара ненадлежащего качества или некомплектного товара.
  8. Необходимо иметь в виду, что после утраты силы Постановление № 444 будет применяться к отношениям, возникшим в период его действия, то есть, до 06.06.2023. Поэтому, если между сторонами заключен рамочный договор поставки, Положение № 444 будет применяться к нарушениям по поставкам до 06.06.2023, а к нарушениям по поставкам после 06.06.2023 применяться не будет.
  9. Пока неясно, будет ли принят какой-то нормативный правовой акт вместо Постановления № 444, который будет регулировать вопросы ответственности поставщика за нарушение сроков поставки, несоблюдение условий договора о качестве и ассортименте товара. Поэтому, рекомендуем покупателям, желающим сохранить право на взыскание с поставщика неустойки (штрафа) в случаях и размерах, предусмотренных Постановлением № 444, прямо прописывать такие случаи и размер неустойки (штрафа) в договоре.

ОСТ -90 Отраслевая система управления качеством продукции

Примечание . Тренировки ПКИ проводятся в режимах и по методам, указанным в НТД. При отсутствии этих указаний в НТД режимы и методы тренировки согласовываются с разработчиками основных изделий, поставщиками ПКИ и представительством заказчика на этих предприятиях.

Рекомендуем прочесть:  КБК НДС за 1 квартал 2023 года

Контролеры БТК внешней приемки оформляют рекламационные акты в соответствии с документацией, перечисленной в п. 5.4. настоящего стандарта, и сообщают в ОВК сведения о забраковании ПКИ для вызова представителя поставщика, ведут учет дефектов, обнаруженных в процессе внешней приемки ПКИ, и принятых по рекламациям мер.

1.1. Входной контроль покупных комплектующих изделий (ПКИ) проводится с целью предотвращения запуска в производство поступающих на предприятие комплектующих изделий, не соответствующих требованиям нормативно-технической документации (НТД)*, образцам-эталонам и договорам.

3.4. Порядок и сроки проведения входного контроля ПКИ устанавливаются в соответствии с «Инструкцией о порядке и приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», утвержденной постановлением Госарбитража при СМ СССР № П7 от 25 апреля 1966 г. с дополнениями и изменениями, утвержденными постановлением Госарбитража СССР от 14 ноября 1974 г. № 98 и определяются в производственных инструкциях, методиках, положениях и другой документации предприятия по входному контролю.

1.3. Поставка продукции осуществляется по договорам, которые оформляются отделом внешней кооперации с поставщиками в соответствии с «Положением о поставках продукции производственно-технического назначения» и «Положением о поставках товаров народного потребления», утвержденными постановлением СМ СССР от 25 июля 1988 г. № 888.

Гарантийный срок эксплуатации исчисляется со дня розничной продажи товара, а по товарам, поставляемым для внерыночного потребления, — с момента получения товара покупателем (получателем), если иное не предусмотрено стандартами, техническими условиями или договором.

Сторона, получившая предложение об изменении или о расторжении договора либо о продлении срока действия договора, обязана дать ответ другой стороне не позднее 10 дней после получения предложения. При недостижении сторонами соглашения спор между сторонами разрешается по заявлению заинтересованной стороны арбитражем, а в случаях, предусмотренных законодательством, — судом.

40. В случае изменения централизованно установленной цены в течение срока действия договора поставщик обязан немедленно после того, как ему стало известно об изменении цены, сообщить об этом покупателю. Товары, отгруженные (сданные) до изменения цены, оплачиваются по цене, действовавшей в момент отгрузки (сдачи), если иное не установлено актом об изменении цены.

45. Если покупатель не является плательщиком, то при неосновательном отказе плательщика от акцепта платежного требования, а также при просрочке оплаты товаров свыше 20 дней поставщик вправе потребовать оплаты товаров покупателем в порядке, предусмотренном правилами, утвержденными Госбанком СССР. В этих случаях покупатель уплачивает кроме стоимости товаров штраф за неосновательный отказ от акцепта платежного требования или за уклонение от оплаты товаров и пеню за просрочку платежа.

При поставке товаров более низкого сорта (качества), чем указано в документе, удостоверяющем качество товаров, но соответствующих стандартам, техническим условиям, иной документации или образцам (эталонам), покупатель (получатель) имеет право принять товары по цене, предусмотренной для товаров соответствующего сорта (качества), или отказаться от принятия и оплаты товаров.

Рассмотрим ситуацию в аспекте сроков по и по качеству. Инструкции устанавливают, что приемку должны осуществлять на складе получателя, если договором не установлено иное. Приемка может быть иногородней и одногородней. При иногородней поставки приемка должна быть произведена не позднее 20 дней, но если товар скоропортящийся, то не позднее 24 часов. При одногородней поставке, приемка должна быть закончена не позднее 10 дней, со скоропортящейся продукцией аналогично иногородней. Особый порядок установлен для районов крайнего севера. Машины, оборудование проверяются при вскрытии тары, но не позднее гарантийных сроков. [8] Как показывает судебная практика, если стороны не согласовали сроки поставки, то применяется порядок и статьи 508 ГК РФ. [1] Если порядок невозможно определить, то поставка осуществляется в разумные сроки на основании статьи 314 ГК РФ.

Составляя раздел «Сроки приемки товаров по количеству и качеству» можно обратить внимание Инструкции, утверждённые Постановлением Госарбитража СССР 1965 и 1966 годах. Согласно ним, товар считается принятым своевременно, если приемка осуществлена в установленные сроки. Согласно п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 № 18, инструкция может применяться только в случае, если это оговорено и установлено в договоре. Если стороны диспозитивно укажут, что в случае неоговоренных условий необходимо пользоваться Инструкцией, то получиться слишком жесткий механизм с «подводными камнями». Наилучшим образом будет взять некоторые условия из Инструкции и включить их в договор. [2]

Согласно Единой государственной системе делопроизводства к положению следует относить правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы учреждения, структурного подразделения. [6] Положение о приемке по количеству и качеству может содержать такие структурные элементы как «Общие положения», «Сроки приемки товаров по количеству и качеству», «Особенности приемки товаров по количеству», «Особенности приемки товаров по качеству».

Далее рассматриваются пункты «Особенности приемки товаров по количеству» и «Особенности приемки товаров по качеству». Если отсутствует порядок приемки, то это не освобождает недобросовестного поставщика от нарушения договора по критериям количества и качества. В данном случае покупатель предоставляет в арбитражный суд доказательства нарушений условий договора со стороны поставщика (пункт 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18). [2] Желательно заключить с работником, который принимает товар, договор об материальной ответственности. Минтруд России Постановлением от 31.12.02 N 85 установил перечень профессий, с которыми работодатель может заключить такой договор. При приемке товара проверяют в первую очередь сопроводительные документы, их полноту. Прием товара по количеству заключается в определении фактического содержания товаров документарному. Если приемка осуществляется по качеству, то проверку осуществляется на качество и комплектность. В положении следует указать, что при разгрузке необходимо проверить количество: при необходимости взвесить, подсчитать штучные товары. При проверке качества необходимо произвести внешний осмотр, найти явные дефекты, посмотреть наличие необходимых маркировок. Можно произвести углубленное изучения качества для обнаружения скрытых дефектов или выборочно произвести проверку качества. Приемка осуществляется с использованием документов, которые были утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций». [9]

При работе с поставщиками желательно прописать требования по качеству. К ним можно отнести: соответствие санитарным, техническим нормам и иным требованиям законодательства; на товаре должна быть маркировка, которая должна соответствовать требованиям таможенного союза, сопровождаться документами, которые подтверждают качество, безопасность, легальность производства, происхождение товара. [11] Например, в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области общество с ограниченной ответственностью обратилось к Федеральному государственному унитарному предприятию с требованием о взыскании 1 524 367,69 рублей задолженности по договору поставки. Истец выявившей несоответствие товара обусловленным требованиям, в частности, по маркировке требует взыскать указанную сумму, так как на основании статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом. Суд удовлетворил требования истца. [12]

Законодательная база Российской Федерации

Товары, поставленные одному получателю сверх количества, предусмотренного на данный период в договоре или в выданной во исполнение договора отгрузочной разнарядке, а также товары, поставленные не тому получателю, который указан в отгрузочной разнарядке, не засчитываются в покрытие недопоставки товаров другим получателям, если иное не предусмотрено договором.

В случае необходимости Советом Министров союзной республики может быть установлен иной порядок выгрузки товаров и погрузки возвратной тары на предприятиях и в организациях розничной торговли и общественного питания, а также распределения связанных с этим расходов.

В случае поставки товаров с дефектами, возникшими по вине изготовителя (поставщика), которые могут быть устранены на месте, изготовитель (поставщик) обязан по требованию покупателя (получателя) устранить дефекты избранным им способом (в том числе путем замены) в течение 20 дней после получения требования покупателя (получателя), если иной срок не предусмотрен стандартам, техническим условиям, иной документацией или соглашением сторон, либо возместить расходы, понесенные покупателем (получателем при устранении им дефектов своими средствами.

62. В договоре при наличии согласия обеих сторон могут быть предусмотрены санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, за нарушение которых законодательством санкции не установлены, а также увеличены размеры санкций за нарушение условий договора, установленные настоящим Положением.

52. Если поставленные товары не соответствуют по качеству стандартам, техническим условиям, иной документации, образцам (эталонам) или условиям договора, а также если поставлены некомплектные товары, изготовитель (поставщик) уплачивает покупателю (получателю) штраф в размере 20 процентов, а по ювелирным изделиям и часам из драгоценных металлов — 5 процентов стоимости товаров ненадлежащего качества или некомплектных. Указанный штраф взыскивается с изготовителя, а в случаях, предусмотренных в договоре, — с поставщика.

Положение о поставках товаров народного потребления

61. Если продукция забракована как не соответствующая государственным стандартам, техническим условиям или образцам, покупатель (получатель) обязан отказаться от принятия и оплаты продукции, взыскать с изготовителя (поставщика) штраф в размере 20 процентов стоимости забракованной продукции, а если продукция уже оплачена, — потребовать также в установленном порядке возврата уплаченных сумм.

За просрочку поставки или недопоставку продукции в установленный договором срок поставщик несет ответственность в пределах утвержденных в установленном порядке планов перевозок. Поставщик не освобождается от ответственности в случаях, когда по его вине в плане предусмотрено недостаточное количество перевозочных средств либо когда этот план уменьшен по обстоятельствам, зависящим от поставщика.

При систематической задержке покупателем расчетов с поставщиком или задержке оплаты машин и оборудования по мотивам финансового контроля, осуществляемого банком, поставщик вправе также передать покупателю продукцию на ответственное хранение. Обязанность покупателя перед поставщиком по ответственному хранению продукции прекращается с момента оплаты ее.

В тех случаях, когда отгрузка иногородним получателям товаров, поставляемых по ценам франко-вагон (судно) станция (порт, пристань) назначения, в соответствии с обязательными для сторон правилами или договором должна производиться автомобильным транспортом вместо железнодорожного (водного) и расходы по оплате автомобильного тарифа превышают стоимость перевозки железнодорожным (водным) транспортом, разница в стоимости перевозки распределяется между поставщиком и покупателем в соответствии с прейскурантом, а при отсутствии указания об этом в прейскуранте — по соглашению сторон. При недостижении соглашения разница в стоимости перевозки распределяется поровну между сторонами.

19. Предложение о заключении договора на поставку товаров, не распределяемых в плановом порядке, а также товаров, реализуемых поставщиком по своему усмотрению (пункт 10 настоящего Положения), может исходить от любой из сторон. Сторона, получившая предложение заключить договор, дает ответ другой стороне в 10-дневный срок после получения предложения.

Adblock
detector