Правовое регулирование банкротства коммерческих организаций

Правовое регулирование банкротства коммерческих организаций

Добровольное. Компания вправе подать на банкротство по собственной инициативе, если собственники понимают, что расплатиться с кредиторами уже не смогут. Чтобы стать банкротом и погасить долги, компания не должна владеть имуществом и иметь источники дохода.

Банкротство — это неспособность компании платить по обязательствам: начислять зарплату, выходные пособия, рассчитываться с контрагентами. Чтобы арбитражный суд вынес решение о несостоятельности, срок задержки платежей должен быть не менее трёх месяцев, а общая сумма задолженности — не менее 300 тысяч рублей.

За 10 дней до окончания наблюдения временный управляющий проводит собрание кредиторов. В зависимости от его результатов арбитражный суд принимает решение о переходе к одной из процедур — финансовому оздоровлению или внешнему управлению. Если по итогам собрания суд признает компанию кредитором, то сразу откроет конкурсное производство.

Этап, на котором компания пытается восстановить платёжеспособность и покрыть долги. За процессом следит административный управляющий, которого назначает суд. Им может стать временный управляющий. Задача специалиста — контролировать расчёты с кредиторами и отчитываться по ним перед судом.

Принудительное. Когда должник не выплачивает деньги и не исполняет обязательства, кредиторы могут инициировать его банкротство. Если не хотите закрывать бизнес, придётся искать способы погасить долги, продать имущество компании, снизить расходы и найти новые источники доходов.

Правовое регулирование банкротства коммерческих организаций

Также термином «банкротство» называют саму процедуру оценки денежного состояния и возможностей по выполнению обязательств предпринимателя. В эту процедуру входит также поиск и предложение возможных способов по улучшению ситуации, если это осуществимо. Если же принятие каких-либо мер уже нецелесообразно, то в процедуре банкротства максимально учитывается защита интересов пострадавших контрагентов.

  • недостаток умений и опыта у предпринимателя;
  • некачественное или недостаточное изучение рыночной конъюнктуры;
  • неожиданные скачки спроса и предложения на производимую продукцию;
  • проблемы с выбором вида деятельности или товаров для производства и/или реализации;
  • постоянное превышение издержек производства над себестоимостью;
  • неконкурентоспособность продукции;
  • неудачный выбор контрагентов (банкротство партнеров, «лопнувшие» банки и т.п.);
  • трудности с экономикой самого государства – колебания курса валют или же дефолт.

Банкротство – это единственный законный способ разрешить ситуацию, когда обязательства есть, а средств на их удовлетворение нет. Если предприниматель становится банкротом, это значит, что для него это на данный момент целесообразнее, чем для его кредиторов, и, разумеется, выгоднее с точки зрения денег. Рассмотрим плюсы, которые официальное банкротство несет несостоятельному владельцу бизнеса.

Установление этого статуса и процедура признания регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года, последние редакционные правки в который были внесены 17.07.2009 г. Эти положения относятся к юрисдикции Гражданского Кодекса Российской Федерации (ст. 25).

Для большинства неспециалистов слово «банкротство» несет в себе негативный и даже пугающий оттенок. Стать банкротом стыдно, для многих это синоним полной потери всего. Но для тех, кто знает эту процедуру с точки зрения закона, финансовая несостоятельность – не повод для паники, а иногда даже достаточно выгодный выход из сложившейся ситуации.

Правовое регулирование несостоятельности банкротства

Вести дела в банкротном деле можно лично или через представителя. Для подтверждения его полномочий оформляется нотариальная доверенность. При этом в АПК РФ, по которому ведется судебное дело о несостоятельности, указан перечень полномочий для представителей. Следовательно, на представителя тоже будут распространяться нормативные акты о регулировании банкротства.

По нормам ГПК РФ осуществляется регулирование гражданских дел в мировых и районных судах. Хотя эти судебные органы не принимают участие в банкротных делах, в ГПК РФ тоже есть несколько важных норм. Прежде всего, это статья 446 кодекса. В ней указан перечень имущества, которое нельзя реализовать в рамках исполнительного производства и банкротства.

Правовое обеспечение процедур банкротства заключается в принятии нормативных актов со стороны государства. Также отдельные моменты несостоятельности разъяснены судебной практикой. Применять и соблюдать нормативные акты и судебную практику обязаны все участники дела:

Ключевая точка для возможности реализации единственного жилья — оно должно быть по нормам жилой площади куда больше, чем требуется для должника и его семьи. И оно должно быть приобретено уже в тот период, когда должник «оброс» долгами, которые не может вернуть кредиторам.

Пленум Верховного суда РФ периодически принимает постановления и обзоры судебной практики. Этими актами разъясняются нормы законодательства, формируется единая практика рассмотрения дел для всех судов. В сфере несостоятельности граждан применяется Постановление Пленума ВС РФ № 45. Оно было принято сразу после появления в законе № 127-ФЗ норм о банкротстве физических лиц.

Банкротство юридических лиц

  • временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
  • хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
  • абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.

Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может подать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

Подача заявления в арбитражный суд для реализации в отношении предприятия-должника процедуры банкротства имеет свой алгоритм, который должен быть тщательно соблюден, так как, в противном случае, обращение может быть не рассмотрено судом, как не имеющее под собой оснований:

Если организация добровольно подает документы о банкротстве, заявление представляется в арбитражный суд по месту официальной регистрации должника. Форма составляется письменно, имеет унифицированную структуру и подписывается руководителем компании. В обязательном порядке прикладываются документы, подтверждающие накопленный размер обязательств – к примеру, по налоговым платежам, это могут быть акты сверок с ИФНС, решения или требования об уплате сумм и т.д. При наличии ходатайств их также следует предъявить.

Вывод – в этом материале мы рассмотрели основные моменты признания банкротства, включая признаки несостоятельности и условия для объявления должника неплатежеспособным. Конечной целью комплексных мероприятий, если невозможно в полной мере рассчитаться по долгам, становится ликвидация предприятия и исключение из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Банкротство вовсе не панацея от финансовых претензий. Руководители, считающие, что могут просто объявить себя банкротом и списать все долги, рискуют не только своей деловой репутацией. Если арбитражная комиссия усмотрит признаки умышленного доведения предприятия до банкротства, то в силу вступит 196 статья УК РФ. На руководителя может быть наложен штраф от 200 тыс. руб., либо ему предстоит провести некоторое количество лет по другую сторону свободы.

Фиктивное банкротство заключается в том, что руководитель предприятия или же его собственник предоставляет заведомо ложную информацию о своем финансовом состоянии.При преднамеренном банкротстве, руководительцеленаправленно доводит свое предприятие до состояния неплатежеспособности.

Первая стадия банкротства – это собственно подача заявления о банкротстве (должником, другой организацией, кредитором или госорганом). Затем арбитражный суд выносит решение о том, каким образом юридическое лицо будет выполнять имеющиеся перед ним денежные обязательства – через финансовое оздоровление, внешнее управление, распродажу имущества и расчёт с кредиторами, либо на основании мирового соглашения. Для проведения процедуры банкротства создают:

Риском банкротства можно назвать внезапное наступление ситуации, при которой предприятие оказывается финансово несостоятельным. Слово «внезапно» означает, что банкротство вызвано не умышленными действиями руководителя, а случилось под влиянием внешних или внутренних факторов (например, дефолт на фоне, и без того, материальной неустойчивости).

Исключением является доказанное в суде умышленное доведение руководителем или собственником предприятия до банкротства. В этом случае правовые последствия несостоятельности (банкротства) юридического лицанесколько меняются, а именно, личное имущество может быть отчуждено в пользу пострадавших от его деятельности лиц.

  • Во-первых, в большинстве случаев бизнесмены стремятся сохранить активы и имущество организации, как и само юридическое лицо.
  • Во-вторых, процедура связана с определенными рисками для лиц, принимающих в фирме ключевые решения.
  • В-третьих, не хочется портить репутацию и отношения с партнерами.

Михаил, генеральный директор транспортной компании «МиГеН», понял это слишком поздно. За предыдущие полтора года предприятие, которое он учредил совместно с друзьями, основательно обросло долгами. И если раньше удавалось возвращать кредиторам часть денег и вовремя давать зарплату сотрудникам, то в последние четыре месяца средств не хватало ни на что.

  • учредительные документы должника;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • документы для обоснования возникновения и подтверждения задолженности, а также неспособности оплачивать счета;
  • список должников заявителя и кредиторов фирмы с их адресами и суммами;
  • бухгалтерский баланс по итогам последнего отчетного периода;
  • отчет о стоимости имущества и т.д.

Мир бизнеса подчас жесток и беспощаден. Особенно к тем, кто не имеет ни опыта, ни предпринимательской жилки или везения (что, конечно, весьма условно). Чтобы держаться на плаву, нужно быть гибким, внимательным к рынку, готовым к риску, но в то же время понимать, когда остановиться.

Завершающая стадия банкротства, конкурсное производство, запускается, если на протяжении предыдущих этапов должник так и не смог погасить долги. Это фактическое признание организации банкротом и реализация его имущества на торгах для удовлетворения требований кредиторов.

Особенности государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства)

Исследование правовой природы института несостоятельности (банкротства) позволяет сделать вывод о том, что отношения в сфере несостоятельности (банкротства) являются следствием разбалансированности экономических отношений между субъектами хозяйственной деятельности, а весь современный институт банкротства представляет собой особый комплексный экономико-правовой институт, имеющий как частноправовые, так и публично-правовые аспекты

Практически для всех субъектов, наделенных государственно-правовыми функциями по публичному регулированию отношений в сфере несостоятельности (банкротства), характерно наличие особого публично-правового статуса. Основная часть субъектов данного уровня является органами исполнительной власти, возглавляющими определенные сферы государственного управления. Должностные лица данных органов обладают статусом государственных служащих, служащих органов власти и (или) специальным статусом особых субъектов государственного регулирования. Деятельность субъектов данного уровня регламентируется целой системой императивных указаний, закрепленных в нормативных актах публично-правового характера. Регулятивные функции данных субъектов носят активный публично-правовой характер и призваны реализовывать государственную политику в сфере несостоятельности (банкротства). Правовая природа функций и полномочий указанных субъектов имеет ярко выраженный государственно-властный характер и выражается в реальном государственном воздействии на сферу несостоятельности (банкротства).

Детальный анализ природы и характера отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе финансовой несостоятельности, позволяет сделать вывод, что вся сфера несостоятельности (банкротства) представляет собой сложный экономико-правовой механизм по внешнему регулированию и управлению финансово-экономическими конфликтами между должниками и их денежными кредиторами, который находит свое отражение в комплексном правовом институте несостоятельности (банкротства), имеющем межотраслевой характер и специфическую правовую и экономическую природу. При этом следует учитывать, что обеспечение баланса интересов в рамках отношений несостоятельности осуществляется законодателем с помощью различных средств, в том числе путем публично-правового воздействия на процесс реализации прав и законных интересов участников, что предопределяет комплексный характер института несостоятельности (банкротства) и находит свое отражение в материалах судебной практики

Рекомендуем прочесть:  Расчет днейотпуска для сотрудников фсин

Практически для всех субъектов данного уровня характерна определенная комбинация и сочетание частноправового статуса и элементов публично-правового статуса ее участников. Несмотря на то что все субъекты данного уровня обладают обширной гражданской правосубъектностью и активно участвуют в хозяйственной деятельности, им передана часть публичных функций в сфере государственного регулирования процессами несостоятельности (банкротства). Делегирование указанным субъектам государством части публичных функций осуществляется в рамках механизма делегированного управления, определяемого ст. ст. 78, 132 Конституции Российской Федерации и допускаемого Конституционным Судом РФ. При этом делегированные публично-правовые функции охватывают не отдельные участки или этапы процесса несостоятельности (банкротства), а правовой алгоритм всех процедур банкротства в российском законодательстве. Именно вследствие указанной формы децентрализации государственно-правовое регулирование от имени указанных органов носит общий и системный характер. На примере функций данных органов проявляется комплексный характер публично-правового регулирования государством всех процессов в сфере несостоятельности (банкротства).

Функцию внешнего регулирования выполняет механизм государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства), который «по своей природе призван, с одной стороны, противостоять индивидуальным интересам отдельных лиц, а с другой — обеспечить баланс интересов этих лиц, а также стабильность рынка в целом».В этом и проявляется особая социальная значимость института несостоятельности и публично-правовая цель его функционирования. При этом к одной из особенностей правового регулирования отношений несостоятельности следует отнести «разумность сочетания частноправовых и публично-правовых средств и формирование критериев соразмерности применения публично-правовых средств и цели правового регулирования». Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июля 2002 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций», пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобами граждан, жалобой региональной общественной организации «Ассоциация защиты прав акционеров и вкладчиков» и жалобой открытого акционерного общества «Воронежское конструкторское бюро антенно-фидерных устройств» сформирована правовая позиция, согласно которой процедуры банкротства носят публично-правовой характер. Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 N 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева» было определено, что одним из средств, направленных на защиту как частных, так и публичных интересов, является институт банкротства.

Банкротство юридических лиц: признаки, процедуры, виды

Важно! Для целей банкротства учитываются только денежные требования, например, оплата поставленного товара. Товарные требования (например, обязанность поставить товар против предоплаты) для целей банкротства не учитываются. Их необходимо перевести в денежную форму.

Одним из основных признаков банкротства является сумма требований к должнику, не исполненных им на дату подачи заявления в арбитражный суд о признании его банкротом. Необходимо понять, какие именно обязательства и платежи учитываются при определении совокупного размера долга.

Реестр требований кредиторов – это документ, который содержит сведения обо всех кредиторах должника. Его ведет арбитражный управляющий. Если количество кредиторов больше 500, то реестр должен вести реестродержатель (профессиональный участник рынка ценных бумаг).

Кроме рассмотрения процедурных вопросов, заявлений и ходатайств, суд также рассматривает обособленные споры, возникающие в процессе банкротства. Как правило эти споры касаются обжалования сделок должника или привлечения определенных лиц к субсидиарной ответственности*.

*Арбитражные управляющие — это лица, обладающие специальными полномочиями, установленными Законом о банкротстве, которые осуществляют контроль над должником в процессе банкротства. Самое важное это то, что арбитражный управляющий вправе получать любые документы и сведения о деятельности должника, оспаривать сделки должника, обращаться в арбитражный суд с различными ходатайствами, включая ходатайство о привлечении отдельных лиц к субсидиарной ответственности.

Статья 189

1. Настоящий параграф устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и порядка признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства.

2. Отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций и не урегулированные настоящим параграфом, регулируются главами I, III, III.1, VII и XI настоящего Федерального закона, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными актами Банка России.

Правовое регулирование несостоятельности и банкротства предприятий

2) организационная основа – судебная система (арбитражные суды), арбитражные управляющие, их саморегулируемые организации, государственные регулирующие и уполномоченные органы, высшие учебные заведения и иные обучающие организации, осуществляющие подготовку арбитражных управляющих;

Из всех коммерческих организаций исключение сделано только для казённых предприятий, т.е. государственных или муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления. Собственник их имущества несёт субсидиарную ответственность перед кредиторами, и в таких условиях не требуется защита интересов кредиторов путём применения процедур банкротства.

3) финансовая основа является важнейшей составной частью функционирования института банкротства. Процедуры банкротства, в том числе судебные издержки и вознаграждение арбитражного управляющего, обычно производятся за счёт средств должника. В законодательстве о банкротстве предусмотрено, что досудебная санация в целях финансового оздоровления может проводиться за счёт средств кредиторов и иных лиц, а также посредством финансирования из бюджетов различных уровней. В связи с этим создание привлекательных условий для вложения частного капитала в институты банкротства и антикризисного управления в целом является важной задачей государственного регулирования данной сферы.

Основным юридическим документом, регламентирующим комплексное нормативное регулирование института несостоятельности (банкротства) в РФ, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ в действующей редакции (далее по тексту – Закон о банкротстве).

  • хозяйственные товарищества (полные товарищества и товарищества на вере);
  • хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества);
  • производственные кооперативы;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;

Для руководителей коммерческой организации банкротство может быть единственным шансом избежать административной и уголовной ответственности. Часто после процедуры банкротства на юридическое лицо заводится судебное делопроизводство. Основной итог банкротства – списание всех и сразу долгов коммерческой организации.

Банкротство коммерческой организации может возникнуть вследствие действия внешних и внутренних факторов. Основные внешние факторы — кризисное положение в экономической и политической жизни в стране и в мире. Внутренние факторы обусловлены проблемами управления предприятием или компанией, некомпетентностью руководителей, нерациональным распределением обязанностей и ресурсов, непосредственными ошибками в производственном процессе.

Формальным правом, согласно Федеральному закону о банкротстве По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Саморегулируемые организации арбитражных управляющих и их место при процедуре несостоятельности (банкротстве) подробнее , на начало процедуры банкротства обладают:

  • непосредственно должник, имеющий основания полагать, что не имеет никакой возможности рассчитаться полностью с долгами;
  • кредиторы (физические и юридические лица, компании), чьи интересы нарушены из-за невыплаты долгов организацией – банкротом;
  • уполномоченный орган (выплаты задолженности по разным обязательным платежам – налогам и т.д.).
  • наблюдение (анализ и исследование финансовой ситуации в организации);
  • назначение и деятельность внешнего арбитражного управляющего, контролирующего проведение всех мероприятий, отвечающего за то, чтобы имущество во время разбирательства было сохранено;
  • оздоровление (исследование и создание возможностей для спасения организации-должника посредством внедрения эффективного управления и рассрочек, этап направлен на погашение долгов);
  • внешнее управление делами (сторонний специалист, назначенный в судебном порядке, выполняет функции руководства);
  • конкурсное производство (полная инвентаризация, реализация возможностей для погашения долга.

Следует согласиться с мнением О. Ю. Скворцова о том, что в процедуре наблюдения доминирует диагностический характер процессуальных мероприятий, направленный на исследование финансового состояния должника, при котором нет необходимости отстранения руководителей должника, за исключением специально оговоренных в законодательстве случаев, связанных с недобросовестными действиями руководителя должника. Вместе с тем указанное обстоятельство не исключает возможности злоупотреблений со стороны руководителей должника, вследствие чего законом предусмотрены определенные формы контроля за действиями руководителя должника. Фактически данным контрольным мероприятием является проверка целесообразности отчуждения имущества, принадлежащего должнику, и необходимости иных форм участия в хозяйственном обороте, которые могут привести к отчуждению имущества»*.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 4 информационного письма от 20 декабря 2005 г. № 97 указал, что решение о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов не от числа присутствующих на собрании кредиторов, а от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов.

Кредиторы, желающие принять участие в конкурсе и получить удовлетворение своих требований, должны предъявить претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации объявления о несостоятельности. По истечении указанного срока реестр требований кредиторов закрывается.

Сторонами мирового соглашения являются должник, а также конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Со стороны должника мировое соглашение подписывается лицом, принявшим решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным на совершение данного действия лицом.

Следует отметить, что финансовое оздоровление как самостоятельная процедура неизвестна иностранным правопорядкам и отражает исключительно специфику российского законодательства. Данная процедура имеет сходные черты с досудебной санацией, внешним управлением и мировым соглашением, однако представляет собой качественно новый институт в сфере банкротства. Финансовое оздоровление имеет некоторое сходство с германской моделью самоуправления’, а также с французской моделью предохранительного плана.

Процедуры несостоятельности(Характеристики процедур банкротства)

С целью этого, для того чтобы иметь комплексное, системное представление о финансовом положении должника, на практике помимо общих методов оценки используют и специальные, к которым можно отнести, в частности, метод проведения прогнозных разработок, позволяющий обоснованно подтвердить (или опровергнуть) наличие реальной возможности восстановления платежеспособности должника при использовании в дальнейшем всех предусмотренных законом мер, а именно: перепрофилирование производства, продажа предприятия должника и др. [6]

Кратковременный руководящий кроме того обладает возможностью извлекать каждую, в том числе конфиденциальную, информацию о деятельности должника. Данное право обеспечивается в Законе о банкротстве 2002 г. правомочием временного управляющего на обращение с ходатайством в арбитражный суд об отстранении руководителя должника от выполняемых функций.

В случае нарушения управляющим должника либо учредителем (участником) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином – должником положений Федерального закона, указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения. Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. Деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не является предпринимательской деятельностью. Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности, а также предпринимательской деятельностью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и не приводит к конфликту интересов. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

  • список всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов с указанием их адресов и суммы задолженности, включая лиц, не заявивших своих требований к должнику;
  • реестр требований кредиторов;
  • документы, подтверждающие полное погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей;
  • письменные возражения конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, которые не принимали участие в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения или голосовали против его заключения.
Рекомендуем прочесть:  Если При Падении Получил Два Перелома Голеностопа Страховку Получу За Каждый Отдельный Перелом

Среди них можно выделить: ст. 195–197 Уголовного кодекса РФ, устанавливающие уголовную ответственность за Неправомерные действия при банкротстве; Преднамеренное банкротство; Фиктивное банкротство; Арбитражно-процессуальный кодекс, ст. 28 которого закрепляет, что дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваются по месту нахождения должника.

Банкротство коммерческих организаций

Формальным правом, согласно Федеральному закону о банкротстве По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Саморегулируемые организации арбитражных управляющих и их место при процедуре несостоятельности (банкротстве) подробнее , на начало процедуры банкротства обладают:

К итогам процедуры банкротства относятся: принятое арбитражным судом официальное решение, письменный оригинал выдается владельцу коммерческой организации, копии – всем заинтересованным лицам, которые принимали участие в процессе банкротства; исключение организации-банкрота, как юридического лица, из федерального реестра юридических лиц, о чем выдается выписка налоговым органом, заверенная гербовой печатью соответствующего налогового ведомства; прекращением финансовых требований и договорных обязательств со стороны третьих лиц.

  • непосредственно должник, имеющий основания полагать, что не имеет никакой возможности рассчитаться полностью с долгами;
  • кредиторы (физические и юридические лица, компании), чьи интересы нарушены из-за невыплаты долгов организацией – банкротом;
  • уполномоченный орган (выплаты задолженности по разным обязательным платежам – налогам и т.д.).
  • наблюдение (анализ и исследование финансовой ситуации в организации);
  • назначение и деятельность внешнего арбитражного управляющего, контролирующего проведение всех мероприятий, отвечающего за то, чтобы имущество во время разбирательства было сохранено;
  • оздоровление (исследование и создание возможностей для спасения организации-должника посредством внедрения эффективного управления и рассрочек, этап направлен на погашение долгов);
  • внешнее управление делами (сторонний специалист, назначенный в судебном порядке, выполняет функции руководства);
  • конкурсное производство (полная инвентаризация, реализация возможностей для погашения долга.

Для руководителей коммерческой организации банкротство может быть единственным шансом избежать административной и уголовной ответственности. Часто после процедуры банкротства на юридическое лицо заводится судебное делопроизводство. Основной итог банкротства – списание всех и сразу долгов коммерческой организации.

Правовые основы несостоятельности: теоретические основы, стадии процедуры

Правовые основы банкротства заложены в Федеральном законе от 08 января 1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Также эти вопросы частично рассматривает Гражданский Кодекс, включая 25, 56, 61, 64, 65 и другие статьи. Сегодня в большей мере отношения в сфере несостоятельности регулирует № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», принятый в 2002 году (далее – Закон о банкротстве).

Вместе с вынесением определения, которое касается введения финансового оздоровления, арбитраж назначает административного управляющего. В определении указывается срок для проведения финансового оздоровления, а также содержится график погашения задолженности, который подлежит утверждению судом. Срок финансового оздоровления составляет не больше 2 лет.

Должника можно считать отсутствующим в случае, когда невозможно установить его местонахождение. Заявление, вне зависимости от суммы задолженности, с просьбой признать отсутствующее лицо банкротом подает кредитор, налоговые и иные уполномоченные органы, а также прокурор. Конкурсный управляющий направляет письменное уведомление о банкротстве отсутствующего лица всем известным кредиторам, которые обладают правом в срок 1 месяц со дня получения уведомления предъявлять требования. В случае обнаружения имущества отсутствующего должника арбитражным судом при наличии ходатайства конкурсного управляющего может быть вынесено определение. Оно содержит информацию о прекращении упрощенной процедуры, что означает переход к общим процедурам. Сумму, которую удается выручить от реализации имущества, направляют на то, чтобы покрыть судебные издержки и расходы на оплату вознаграждений конкурсному управляющему. Конкурсный управляющий после расчетов с кредиторами формирует ликвидационный баланс и отчет о своей работе для представления его в арбитраж.

Существуют нормы уголовного законодательства, которые включают в число уголовно наказуемых действий те действия руководителя должника или ИП, которые предусматривают сокрытие имущества, имущественного права или обязанностей, информации об имуществе, включая его размер, местонахождение и др. В число уголовно наказуемых деяний также включено уничтожение, сокрытие и подделка бухгалтерских и прочих учетных документов, которые характеризуют экономическую деятельность ИП или предприятия. Такие действия совершаются в случае наличия признаков банкротства и ведут к причинению крупного ущерба. Статья 195 УК рассматривает и уголовное наказание, наступающее за неправомерность в удовлетворении имущественных требований некоторых кредиторов с помощью имущества должника его руководителем (участником, учредителем), ИП. Это производится преднамеренно и приносит ущерб другим кредиторам. Подобные действия подлежат наказанию, если совершены, когда существует наличие признаков банкротства, что ведет к крупному ущербу.

  • всего или доли имущества должника, части его обязательств;
  • уничтожение или фальсификацию любых учетных документов, которые связаны с ведением хозяйственной деятельности юридического лица, преднамеренное не внесение необходимых сведений и записей в один из бухгалтерских документов;
  • информации или отсутствие представления конкурсному управляющему имущества.

Созыв и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 30% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии что о времени и месте проведения собрания кредиторов они были надлежащим образом уведомлены.

— органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями. В частности, они могут совершать определенные сделки (более 5% балансовой стоимости активов должника и др.) исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме;

— требования кредиторов, срок исполнения по которым наступил на дату введения процедуры финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику (а не по общим правилам исполнения требований: добровольное или принудительное исполнение);

В случае неисполнения должником графика погашения задолженности арбитражный суд обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение, с требованием об исполнении обязательств должника. В случае удовлетворения требований кредиторов лицами, предоставившими обеспечение, их требования к должнику погашаются после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди. В случае неисполнения лицами, предоставившими обеспечение, своих обязательств они несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством, вплоть до признания их банкротами.

Процедура наблюдения вводится арбитражным судом, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве: в частности, она не применяется в отношении кредитных организаций, ликвидируемых юридических лиц, отсутствующих должников. Закон о банкротстве предусматривает особенности процедуры наблюдения для отдельных категорий должников, например сельскохозяйственных организаций (ст. 178).

Правовое регулирование банкротства

  • если требования кредиторов (одного или нескольких) удовлетворены, а перед другими кредиторами должник не в состоянии выполнить свои платежные обязательства;
  • если организация не выполняет свои платежные обязательства перед кредиторами или государственным бюджетом в установленный срок из-за недостатка средств;
  • если размер платежных обязательств юридического лица превышает стоимость его активов) и / или из-за нехватки средств должник не может выплатить заработную плату и другие платежи, причитающиеся и подлежащие выплате своим нынешним или бывшим сотрудникам в соответствии с российским трудовым законодательством, которые просрочены более трех месяцев.
  • управлять имуществом должника;
  • оспаривать правомерность сделок должника и требовать возмещения убытков в суде;
  • отказывать должнику в проведении сделок, если эти операции могут принести убыток;
  • оспаривать требования кредиторов.

Процедура банкротства может быть возбуждена в отношении всех типов юридических лиц, за исключением определенных форм госпредприятий, политических партий и религиозных организаций. Однако для некоторых видов компаний и организаций предусмотрен особый порядок банкротства.

Предусмотренное в РФ правовое регулирование банкротства юридических лиц дает кредиторам, ФНС или ФТС право на подачу заявления о банкротстве в суд для возбуждения дела о банкротстве, если общая сумма неудовлетворенной задолженности должника превышает 300 000 рублей, что подтверждается вступившим в законную силу решением суда.

  • Завершении внешнего управления. Основание – платежеспособность должника восстановлена, можно приступить к удовлетворению требований кредиторов.
  • Прекращении внешнего управления на основании удовлетворения всех зарегистрированных требований.
  • Объявлении должника банкротом и начале стадии ликвидации компании в процессе банкротства.
  • Согласии кредиторов на мировое соглашение или же продление срока внешнего управления.

♦ эффективность использования изменяется по годам (программные продукты, бессрочные, но морально устаревшие патенты, технологии, ноу-хау и т. п.) – срок устанавливается в пределах сроков эффективного использования, которые определяются по методике эффективности научно-технических разработок.

запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 %, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения, направленные на:

Впрочем, просто здесь все только на первый взгляд. На рынке есть несколько типов игроков. Первые – это полулегальные или откровенно черные маклеры, которые, пользуясь своими связями и не брезгуя подкупом, просто берут клиента за руку, ведут к своему знакомому банкиру и исчезают, могут заниматься явной фальсификацией, испорченная кредитная история – это самое легкое наказание.

Сроки представления бухгалтерской отчетности регламентированы Положением о бухгалтерском учете и отчетности (раздел «Порядок представления бухгалтерской отчетности»), а также иными нормативными актами, издаваемыми Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с его компетенцией.

По конкурсу продаются предприятия, а также имущество (активы) ликвидируемых предприятий в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых соответствующим комитетом по управлению имуществом. Такими условиями могут быть:

  1. Правовые средства снижения дебиторских-кредиторских задолженностей коммерческой организации нужно сконцентрировать в единый комплекс с использованием таких правовых способов, как факторинг, перевод долга, уступка требований, обмен требований на акции (доли участия), налоговый кредит, новация долга. Применимость и эффективность этих правовых мер обоснованы направленным изменением значений долговых показателей Д и К к правовым значениям, соответствующим надлежащей платежеспособности хозяйствующего субъекта.

Для российского юридического лица предельная величина долговых показателей Д и К прямо выводится из правовой нормы о трехмесячном сроке неплатежей просрочившего должника. И когда система долговых показателей Д и К в их абсолютных значениях систематически (3 месяца подряд) приближается к 3, причем Д К = 2) или если при неизменной выручке дебиторская и взаимосвязанная с ней кредиторская задолженность будут уменьшены на 2 млн. руб. (Д = 3 > К = 2). Еще более ощутимым будет результат при одновременных усилиях по уменьшению дебиторской-кредиторской задолженности и наращиванию денежной выручки. Так, используя систему правовых критериев предупреждения банкротства, руководство коммерческой организации ясно представляет свои текущие задачи.

Рекомендуем прочесть:  Потеряли z отчет что делать

До недавнего времени каких-либо четких правовых требований к содержанию предупреждения банкротства и правилам его осуществления в России фактически не существовало. Это явилось причиной огромного количества банкротств коммерческих организаций, которых можно было бы избежать. Ситуация не изменилась и после 1998 г. — с принятием второго Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»; незначительное внимание законодателя положения о досудебном восстановлении платежеспособности хозяйствующих субъектов получили и в ныне действующем Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» .

Матричная форма систематизации указанных средств в правовую модель оптимизации требований, задолженностей, денежной выручки обеспечивает эффективное сочетание правовых средств для каждой конкретной ситуации восстановления платежеспособности коммерческой организации.

В обеих формулах выручка денежная за месяц — это сумма фактических поступлений денежных средств в кассу и на расчетные счета хозяйствующего субъекта. В знаменателях обеих формул — остатки на счетах бухгалтерского учета организации согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета 2000 г. на дату расчета долговых показателей.

16.3. Список рекомендуемой литературы
для самостоятельного изучения и подготовки к семинару
Основная литература:
1. Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации. — М.: Издательский Дом «Инфра-М», 2001.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: «Приор-издат», 2005.
3. Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) (ред. от 18 июля 2006 г. N 116-ФЗ).

Материалы для проведения практических (семинарских) занятий
16.1. Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства).
2. Наблюдение.
3. Финансовое оздоровление.
4. Внешнее управление.
5. Конкурсное производство.
6. Мировое соглашение.
7. Законодательство в сфере несостоятельности (банкротства).

12.3. Решение тестов по пройденной теме
Тест N1
1. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение:
1.1. 1,5 месяца;
1.2. 2,5 месяца;
1.3. 3-х месяцев;
1.4. 6-и месяцев.
2. Дела о банкротстве рассматриваются:
2.1. Районным судом;
2.2. Конституционным судом;
2.3. Судом субъекта РФ;
2.4. Арбитражным судом.
3. Назовите процедуры банкротства:
3.1. Наблюдение;
3.2. Судебное разбирательство;
3.3. Соглашение между должником и кредитором.
4. Для определения наличия признаков банкротства должника учитывается:
4.1. Размер денежных обязательств;
4.2. Размер долгов;
4.3. Размер обязательных платежей;
4.4. Неустойки (штрафы, пени).
Тест N 2
1. Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях:
1.1. Обеспечения сохранности его имущества;
1.2. Обеспечения взыскания долгов.
2. Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя:
2.1. Конституционным судом.
2.2. Мировой судьей;
2.3. Арбитражным судом.
3. Финансовое оздоровление как процедура банкротства применяется к должнику в целях:
3.1. Погашения задолжности;
3.2. Поднятия производительности труда;
3.3. Выплаты заработной платы.
4. Финансовое оздоровление выносится по решению:
4.1. Собрания кредиторов;
4.2. Администрации муниципального образования;
4.3. Арбитражного суда.
5. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем:
5.1. 1 года;
5.2. 2 года;
5.3. 3 года.

Тест N 3
1. Внешнее управление применяется к должнику в целях:
1.1. Меры общественного воздействия;
1.2. Меры государственного принуждения;
1.3. Восстановления его платежеспособности;
1.4. Ликвидации предприятия-должника.
2. Планом внешнего управления могут быть предусмотрены:
2.1. Перепрофилирование производства;
2.2. Распродажа всего имущества должника;
2.3. Привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника.
3. Конкурсное производство применяется к должнику признанному:
3.1. Должником;
3.2. Банкротом;
3.3. Принявшим денежные средства для финансового оздоровления.
4. Конкурсное производство открывается сроком на:
4.1. 6 месяцев;
4.2. 1 год;
4.3. 2 года.
5. Конкурсное производство применяется к должнику в целях:
5.1. Восстановления его платежеспособности;
5.2. Соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Законодательство в сфере несостоятельности предприятий.
Понятие и признаки несостоятельности предприятий. Предупреждение банкротства.
Виды процедур банкротства. Наблюдение. Финансовое оздоровление. Внешнее управление. Конкурсное производство. Мировое соглашение.
Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы
При раскрытии этой темы студенту необходимо обратить на действующее законодательство РФ, которое регулирует условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником, правовые основы его ликвидации.
Основным законом в этой сфере является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции от 18 июля 2006 г. N 116-ФЗ). В нашей стране это третий закон за последние 14 лет. Поэтому студент должен помнить это и не использовать старые законы, действовавшие до 2002 года.
В соответствии с законом о банкротстве банкротами могут быть признаны:
1. Юридические лица (коммерческие организации, за исключением казенных предприятий; некоммерческие организации, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций).
2. Граждане (индивидуальные предприниматели физические лица).
Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Закон отмечает следующие признаки банкротства:
1. Для юридических лиц — обязательства не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
2. Для граждан — обязательства не исполнены в течение в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего гражданину имущества.
Помимо этих признаков закон устанавливает так называемый «порог подведомственности» — размер задолженности, позволяющий арбитражному суду возбудить дело о банкротстве:
1. Для юридических лиц — 100 тыс. руб.
2. Для граждан — 10 тыс. руб.
В эту сумму задолженности не включаются:
— обязательства перед гражданами по возмещению вреда жизни и здоровью;
— обязательства по выплате заработной платы, выходных пособий, авторских вознаграждений;
— обязательства перед учредителями (участниками);
— штрафные санкции.
Размер задолженности должен быть подтвержден вступившим в законную силу решением суда. Кредитор обязан также обратиться с исполнительным листом к судебному приставу-исполнителю. Только по истечению 30 дней с момента обращения в службу судебных приставов кредитор может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Правом на обращение в арбитражный суд обладают:
— должник;
— конкурсный кредитор;
— уполномоченные органы.
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражными судами (исключительная подведомственность) по месту нахождения должника (исключительная подсудность). В деле о банкротстве могут участвовать представитель работников должника, представитель учредителей, представитель собрания кредиторов. Должник вправе подать отзыв на заявление кредитора, его отсутствие не препятствует рассмотрению дела. Суд в срок от 15 до 30 дней рассматривает обоснованность заявленных кредиторами требований, после этого судья единолично выносит определение о введении наблюдения и назначает временного управляющего.
Арбитражный управляющий. В соответствии со ст. 20 Закона о банкротстве им может быть гражданин РФ, который соответствует следующим требованиям:
— зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
— имеет высшее образование;
— имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности;
— сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;
— прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;
— не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
— является членом одной из саморегулируемых организаций.
Функции арбитражного управляющего различаются на разных стадиях дела о банкротстве. Закон также по-разному называет управляющего:
— наблюдение — временный управляющий;
— финансовое оздоровление — административный управляющий;
— внешнее управление — внешний управляющий;
— конкурсное производство — конкурсный управляющий.
Общая характеристика процедур, принимаемых к несостоятельному должнику:
1. Наблюдение. Проводится анализ финансового состояния должника, определяется стоимость его имущества, осуществляется инвентаризация, выявляются кредиторы.
Руководство должника отстраняется от должности только по ходатайству управляющего, если имели место нарушения закона. В случае отстранения руководителя должника, его обязанности возлагаются на заместителя руководителя или другого сотрудника.
На стадии наблюдения временный управляющий проводит первое собрание кредиторов не менее чем за 10 дней до окончания этой процедуры. На собрании должны быть приняты решения о том, какова будет следующая процедура банкротства, кто будет вести реестр требований кредиторов, кто будет назначен следующим арбитражным управляющим.
Решение первого собрания кредиторов направляется на утверждение арбитражному суду. Суд может не согласиться с ним и вынести иное определение. Данное определение выносится не позднее 7 месяцев с момента подачи заявления о признания должника банкротом.
2. Финансовое оздоровление. Вводится по ходатайству учредителей должника при наличии плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Сроком до двух лет. Также должно быть представлено обеспечение исполнения обязательств должника (залог, банковская гарантия, поручительство) в размере 120 % от суммы задолженности.
Основная цель данной процедуры — восстановить платежеспособность должника и соблюсти график погашения задолженности. Если график погашения не выполнен, требования кредиторов погашаются лицами, предоставившими обеспечение. Эти лица становятся кредиторами третьей очереди.
По итогам финансового оздоровления определением суда может быть введено: а) конкурсное производство; б) внешнее управление, если существует реальная возможность восстановить платежеспособность должника и если со дня введения процедуры прошло не более 18 месяцев, т. к. совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не должен превышать двух лет.
3. Внешнее управление. Процедура вводится на срок до 18 месяцев с возможным продлением еще на 6 месяцев. Цель — восстановление платежеспособности должника. С этого момента прекращаются полномочия руководства должника, вся документация и печати передаются внешнему управляющему. Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, срок исполнения которых наступил до введения этой процедуры. Начисление всех штрафов приостанавливается, вместо них производится начисление процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ.
Внешний управляющий составляет план внешнего управления, в котором содержатся меры по восстановлению платежеспособности должника, среди которых может быть перепрофилирование производства, замещение активов — создание на базе ликвидного имущества должника одного или нескольких ОАО, увеличение уставного капитала должника за счет дополнительной эмиссии акций, продажа предприятия на открытых торгах.
Окончание процедуры внешнего управления — это либо переход к расчетам с кредиторами (после накопления достаточных денежных средств или получения их от учредителей или третьих лиц), либо признание должника банкротом и открытие конкурсного производства.
4. Конкурсное производство. Вводится только после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Вводится на один год с возможным продлением еще на 6 месяцев. Цель — удовлетворение требований кредиторов, согласно очередности.
Конкурсный управляющий приглашает оценщика и проводит инвентаризацию имущества должника, формирует конкурсную массу, т. е. денежные средства, полученные от реализации имущества.
5. Мировое соглашение. Может быть заключено на любой стадии дела о банкротстве между должником и его кредиторами, оно утверждается определением арбитражного суда. Может предусматривать рассрочку, уменьшение платежей, отступное, обмен требований кредиторов на акции (доли) в уставном капитале и т. д.
Расторжение мирового соглашения возможно только в отношении всех кредиторов должника одновременно.

Adblock
detector