Ставки налога на недвижимость для юридических лиц в 2023 году в РБ

5. Налог с изъятого транспорта. В НК РФ официально закрепили возможность не платить налог по изъятому транспорту. Обязанность по уплате прекращается с первого числа месяца, в котором изъяли ТС, при условии уведомления налоговой. Это новшество начнет применяться в 2023 году.

Отдельно отметили, что если у компании есть только объекты, облагаемые по кадастровой стоимости, декларацию она не сдает. Исключений для движимых основных средств, сведения о которых включаются в раздел 4, не установлено. Это означает, в частности, что организации на УСН будут полностью освобождены от деклараций (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

В отношении автомобилей подобного правила в НК РФ по-прежнему нет. При этом с отменой налоговой декларации отпали основания для расчета налога исходя из доли владения, как это было предусмотрено п. 5.17 Порядка заполнения декларации по транспортному налогу. Получается, что введением этой поправки, законодатель подтвердил: по автомобилям каждый из сособственников должен платить налог в полном размере.

1. Льготы. Организации смогут получить льготу, даже если не подали соответствующее заявление в ИФНС. Как и в случае с налогом на имущество, инспекторы должны будут дать льготу на основании имеющихся у них сведений. В том числе и «задним числом». Эта поправка будет применяться к налогу и авансовым платежам за 2023 год.

  • Если право на льготу возникает или пропадает не с 1 января, а в течение года, рассчитывать налог нужно с применением коэффициента, определяемого исходя из количества полных месяцев действия льготы. При этом месяцы возникновения и прекращения права на льготу при расчете всегда принимаются за полные.
  • Если «кадастровая» недвижимость принадлежит нескольким лицам, налог надо считать пропорционально доле каждого собственника.

Налог на имущество организаций с 2023 года: новые сроки и порядок уплаты

  • Неправильное указание НДС в документах;
  • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
  • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
  • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
  • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
  • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
  • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
  • Проверка корректности договоров в проводках.

При этом такая декларация, как и в 2023 году, должна включать информацию о среднегодовой стоимость объектов движимого имущества, которые учтены на балансе хозяйствующего субъекта как объекты ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон от 23.11.2023 г. № 374-ФЗ).

Срок направления заявлений на льготы не ограничивается. Их можно подавать в любое удобное для компании время. В то же время непредставление заявления не лишает ее права на льготу. Если у ИФНС будет информация о том, что организация вправе получить льготу, то налог на имущество будет рассчитываться с учетом ее применения.

Если у субъекта в прошедшем налоговом периоде были только эти объекты недвижимого имущества, то декларацию вообще сдавать не нужно будет. Это правило будет применяться к отчетности за 2023 год, а за 2023 год декларацию по недвижимости, облагаемой налогом на основании кадастровой стоимости, сдать придется.

Что касается недвижимости, налогооблагаемая база по которой определяется на основании среднегодовой стоимости, то обязанность компаний предоставлять налоговые декларации сохраняется. Отчетность также нужно будет сдавать не позже 30 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК).

НК-2023: изменения по налогу на недвижимость

Внесены изменения в список организаций, при сдаче в аренду которым бюджетные организации не приобретают статус плательщиков налога на недвижимость в отношении сданных в аренду объектов налогообложения. В этот перечень включены представительства, органы международных организаций и межгосударственных образований (абз. 6 ч. 2 п. 5 ст. 226 НК-2023).

2. Освобождение от налога на недвижимость впервые введенных в действие капстроений (зданий, сооружений), их частей в течение одного года с даты приемки согласно подп. 1.13 ст. 228 НК-2023 не применяется в отношении самовольных построек, принятых в эксплуатацию на основании решений местных органов власти (ч. 2 подп. 1.13 ст. 228 НК-2023).

При этом владелец указанных объектов вправе представить в налоговый орган заключение о независимой оценке их рыночной стоимости в ценах на 1 января года, за который исчисляется налог. Такие заключения составляют организации или ИП, осуществляющие оценочную деятельность. Рыночная стоимость указанных объектов будет приниматься инспекцией МНС в качестве налоговой базы при исчислении налога на недвижимость (ч. 4 п. 3 ст. 229 НК-2023).

5. Определен порядок исчисления налога на недвижимость организациями, которые применяют общий порядок налогообложения либо особый порядок налогообложения, предусматривающий уплату налога на недвижимость, в случае, если они переходят на особый порядок налогообложения без уплаты этого налога (п. 9 ст. 232 НК-2023). Такие организации прекращают исчислять налог на недвижимость с 1-го числа первого месяца квартала, с которого осуществлен такой переход (ч. 3 п. 9 ст. 232 НК-2023).

1. Корректировки в порядке определения налоговой базы при исчислении налога на недвижимость по арендованным объектам налогообложения у физлиц (в т.ч. ИП). Напомним, что согласно п. 2 ст. 229 НК-2023 организации-арендаторы в 2023 году рассчитывают налог исходя из наибольшей стоимости арендованного объекта. При этом сравниваются стоимость, указанная в договоре аренды, и стоимость, определенная исходя из оценки объекта:

Ставки налога на недвижимость для юридических лиц в 2023 году в РБ

Внести в Закон Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з «О налоге на имущество организаций» (Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2004, N 2 (176), ст. 45; N 23 (197), ст. 1310; 2006, N 16 (238), ст. 982; 2008, N 4 (274), ст. 218; N 20 (290), ст. 1133; газета «Республика Башкортостан», 2009, 5 февраля, 28 марта; Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2009, N 20 (314), ст. 1281; 2010, N 14 (332), ст. 852; 2011, N 4 (346), ст. 88; N 15 (357), ст. 1043; N 21 (363), ст. 1580; N 22 (364), ст. 1661; 2012, N 18 (384), ст. 837; N 21 (387), ст. 996; N 23 (389), ст. 1104; N 33 (399), ст. 1489; 2013, N 34 (436), ст. 1450; 2014, N 1 (439), ст. 5; N 15 (453), ст. 710; N 33 (471), ст. 1510, 1512; Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан, 2023, N 29 (503), ст. 1232; N 36 (510), ст. 1542; 2023, N 7 (553), ст. 202; N 9 (555), ст. 285; N 36 (582), ст. 1372, 1375; 2023, N 31 (649), ст. 1555; 2023, N 1 (655), ст. 4; N 9 (663), ст. 485; N 15 (669), ст. 769) следующие изменения:

«2. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, устанавливается в размере: в 2023 году — 1,5 процента, в 2023 — 2023 годах — 2 процента, в 2023 году — 1 процент, в 2023 году и последующие годы — 2 процента.»;

«25) организации — в отношении объектов недвижимого имущества, которые являются торговыми центрами (комплексами) общей площадью свыше 5000 кв. метров или размещены в торговых центрах (комплексах) общей площадью свыше 5000 кв. метров, при соблюдении одновременно следующих условий:

а) торговый центр (комплекс) включен уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2023 год;

С учетом того, что торгово-деловые, торгово-административные, бизнес-центры не соответствуют критерию торгового центра, определенному Законом № 128-З, то для определения доли земельного участка, облагаемого по повышенной ставке земельного налога (арендной платы), принимается только площадь торговых объектов, входящих в торговую сеть.

С 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. арендная плата за земельный участок, находящийся в государственной собственности (далее — арендная плата), исчисляется и уплачивается в размере, определенном с учетом коэффициента к кадастровой стоимости 0,015, независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение размера ежегодной арендной платы за этот земельный участок, предоставленный для размещения:

Согласно Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 15.09.2023 № 59 (далее — Инструкция № 59), которая принята на основании абзаца 4 подп. 1.10 п. 1 ст. 7 Закона № 128-З, аптеки отнесены к специализированным непродовольственным магазинам. При этом п. 9 ст. 1 Закона № 128-З определено, что магазин — это стационарный торговый объект, имеющий торговое помещение.

Так, с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. установлена ставка земельного налога в размере 1,5% на земельные участки, относящиеся по функциональному использованию к общественно-деловой зоне, по которым налоговой базой является кадастровая стоимость, предоставленные для размещения:

общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утв. постановлением Госстандарта от 05.12.2011 № 85, продажа товаров в аптеках отнесена к розничной торговле фармацевтическими препаратами в специализированных магазинах (аптеках, ветеринарных аптеках) (код 4773).

Объект налогообложения:
— капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций;
— капитальные строения (здания, сооружения), их части, а также машино-места, расположенные на территории Республики Беларусь и принадлежащие плательщикам — физическим лицам;
— капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, взятые в финансовую аренду (лизинг);
— капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, подлежащие государственной регистрации, состоящие на учете (находящиеся на балансе) плательщиков-организаций, до их государственной регистрации;
— здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства плательщиков-организаций.

Рекомендуем прочесть:  Обменная карта беременной 2023 образец

Уплата налога на недвижимость производится:
физическими лицами не позднее 15 ноября текущего года на основании извещения налогового органа, ежегодно вручаемого до 1 августа текущего налогового периода;
организациями по выбору один раз в год в размере годовой суммы налога не позднее 22 марта налогового периода или ежеквартально не позднее 22-го числа третьего месяца каждого квартала в размере одной четвертой годовой суммы налога.

Информация об изменении налогового законодательства с 1 января 2023 г

для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в части уплаты подоходного налога с физических лиц; единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц; налога на недвижимость и земельного налога, уплачиваемых физическими лицами; исчисления и уплаты НДС; сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма; сбора за осуществление ремесленной деятельности; исчисления и уплаты налога при упрощенной системе налогообложения индивидуальными предпринимателями; проведения контрольных мероприятий, проводимых в отношении физических лиц; по вопросам декларирования доходов и имущества;

Министерство экономики информирует, что в связи со вступлением в силу 1 января 2023 г. изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК), на официальном Интернет-сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь на главной странице в разделе «Налоги 2023» по ссылке http://nalog.gov.by/ru/nalogi-2023/размещены комментарии по изменению налогового законодательства:

— для юридических лиц, в частиисчисления и уплаты единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции; НДС; налога при упрощенной системе налогообложения организациями; земельного налога организациями; налога за добычу (изъятие) природных ресурсов; налога на недвижимость организациями; налога на прибыль; оффшорного сбора; транспортного налога организациями; экологического налога; сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (применительно к организациям); трансфертного ценообразования; налога на прибыль иностранными организациями; налога на доходы иностранных организаций; налога на игорный бизнес.

Налоговое законодательство: что изменилось в 2023 году

Установлен переходный период сроком до 01.02.2023, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 01.02.2023, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2023 году.

• доходов, полученных от сдачи внаем жилых помещений выпускникам, получившим образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств и направленным по их желанию на работу на места работы, оставшиеся после распределения[9];

1. Такой особый режим налогообложения, как ЕНВД, упразднен с 2023 года. В связи с этим организации, ранее применявшие ЕНВД, с 01.01.2023 должны уплачивать налоги и сборы (пошлины) в общеустановленном порядке или перейти на применение УСН (при соблюдении критериев валовой выручки и численности работников и отсутствии иных ограничений).

Применение ставки НДС в размере 10 % теперь зависит от регистрации лекарственных средств, медицинских изделий в соответствующих государственных реестрах (включая регистрацию в ЕАЭС по правилам ЕАЭС) без соблюдения ранее обязательных условий привязки товара к коду единой ТН ВЭД ЕАЭС и использования товара в медицинских целях (подп. 2.2-1 ст. 122 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК)).

• единовременная выплата на оздоровление работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющими специальные звания (ч. 1, 3 и 4 п. 4, п. 66 ст. 208 НК; подп. 1.1 Указа № 411; подп. 4.1 Указа № 503).

Ставки налога на недвижимость

Налог на недвижимость уплачивается на принадлежащие В том числе принятые по наследству и находящиеся в лизинге гражданам и расположенные на территории Беларуси: жилые дома, квартиры, комнаты, садовые домики, дачи, хозяйственные постройки, машино-места, нежилые помещения, не завершенную строительством Имеющую фундамент, стены, крышу, строительство которой продолжается, приостановлено, прекращено или законсервировано недвижимость, доли в праве собственности на перечисленную недвижимость. [∗] пункт 3 статьи 227 Налогового кодекса Республики Беларусь

  • недвижимость, принадлежащую многодетным семьям ; [∗] подпункт 4.3 статьи 228 Налогового кодекса Республики Беларусь
  • принадлежащее инвалиду I и II группы 1 жилой дом или 1 жилое помещение Квартира, комната, доля в квартире, комнате в многоквартирном или в блокированном жилом доме Блокированный жилой дом — жилой дом, состоящий из двух и более квартир, каждая из которых имеет вход непосредственно с придомовой территории ; [∗] подпункт 4.4 статьи 228 Налогового кодекса Республики Беларусь
  • недвижимость расположенную в сельской местности и принадлежащую гражданам, зарегистрированным по месту жительства в сельской местности и работающим в расположенных в сельской местности организациях Структурных или обособленных подразделений таких организаций сельского хозяйства, учреждениях здравоохранения, культуры, образования и социальной защиты, а также пенсионерам, ранее работавшим в этих организациях; [∗] подпункт 4.7 статьи 228 Налогового кодекса Республики Беларусь
  • принадлежащие пенсионерам по возрасту гаражи, дачи, садовые домики, а также 1 жилой дом. [∗] подпункты 4.5 статьи 228 Налогового кодекса Республики Беларусь

Граждане уплачивают налог на недвижимость ежегодно не позже 15 ноября года, следующего за годом за который уплачивается налог. Оплата осуществляется на основании извещения из налоговой инспекции, вручаемого Извещение может быть вручено лично под роспись, направлено по почте или направлено через личный кабинет плательщика. В случае направления извещения по почте или через личный кабинет плательщика, оно считается врученным по истечении 10 календарных дней со дня такого направления. до 1 сентября. Если извещение было вручено позже срока оплаты, то оплата производится не позднее 30 дней со дня его вручения. [∗] пункты 4 и 5 статьи 233 Налогового кодекса Республики Беларусь

Граждане освобождаются от налога на недвижимость с 1 числа месяца, в котором у них возникло право на льготу, а при утрате права на льготу налог уплачивается начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором льгота была утрачена. [∗] пункт 15 статьи 232 Налогового кодекса Республики Беларусь

МНС и Минфин разъяснили особенности исчисления земельного налога в 2023 году

В случае, если из решения местного исполнительного комитета о предоставлении земельного участка и иных правоудостоверяющих документов прямо не усматривается для обслуживания какого именно вида торгового центра (торгово-делового центра, торгово-развлекательного центра, административно-торгового центра) предоставлен и (или) фактически используется земельный участок, относящийся к общественно-деловой зоне, то для определения ставки, по которой подлежит исчислению земельный налог (коэффициента, с применением которого подлежит исчислению арендная плата), необходимо принимать во внимание положения Закона № 128-З, которым определено, что признается торговым центром.

При этом расчет площади части земельного участка, по которой подлежит применению ставка земельного налога в размере 1,5%, производится путем деления общей площади земельного участка на общую площадь всех капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на этом земельном участке, и умножения на общую площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, относящихся к торговым центрам, в том числе автомобильным стоянкам, обслуживающим эти торговые центры; торговым объектам, входящим в торговую сеть.

Функциональное использование земельного участка (вид оценочной зоны) определяется при исчислении земельного налога в соответствии с приложением 5 к НК на основании целевого назначения земельного участка, установленного местным исполнительным комитетом (п. 3 ст. 240 НК), при исчислении размера ежегодной арендной платы — в соответствии с приложением 2 к Указу от 12.05.2023 № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее — Указ № 160) (п.п. 1.2 п. 1 Указа № 160).

общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утв. постановлением Госстандарта от 05.12.2011 № 85, продажа товаров в аптеках отнесена к розничной торговле фармацевтическими препаратами в специализированных магазинах (аптеках, ветеринарных аптеках) (код 4773).

Согласно Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли от 15.09.2023 № 59 (далее — Инструкция № 59), которая принята на основании абзаца 4 подп. 1.10 п. 1 ст. 7 Закона № 128-З, аптеки отнесены к специализированным непродовольственным магазинам. При этом п. 9 ст. 1 Закона № 128-З определено, что магазин — это стационарный торговый объект, имеющий торговое помещение.

  • 10 % – в отношении доходов, полученных плательщиками от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если иное не предусмотрено абзацем третьим данной статьи;
  • 20 % – в отношении доходов, превысивших в пределах календарного года 60 000 белорусских рублей и полученных от белорусских организаций и (или) белорусских ИП, независимо от размера примененного налогового вычета, пунктом 1 статьи 381 3 Кодекса.

Принятие нормативного правового акта обусловлено необходимостью совершенствования положений Кодекса с целью принятия мер по наполняемости бюджета для выполнения задач и функций государства, упрощения налогового администрирования, достижения оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику, уточнения порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, сборов (пошлин).

  • 6 % для организаций и ИП;
  • 16 % для организаций и ИП в отношении внереализационных доходов, указанных соответственно в подпункте 3.7 пункта 3 статьи 174 и подпункте 9.10 пункта 9 статьи 205 Кодекса, а также для ИП в отношении валовой выручки, полученной ими от коммерческих (за исключением акционерных обществ) и (или) некоммерческих организаций, руководителями, участниками, собственниками имущества которых являются эти индивидуальные предприниматели и (или) лица, состоящие с этими индивидуальными предпринимателями в отношениях близкого родства или свойства.
  • организации, реорганизованные путем присоединения к ним других организаций, в любом из случаев, установленных в подпункте 2.6 пункта 2 статьи 324 Кодекса;
  • ИП, оказывающие услуги, за исключением туристической деятельности, деятельности в сфере здравоохранения, деятельности сухопутного транспорта, услуг по общественному питанию, а также деятельности в области компьютерного программирования.
  • от источников в Республике Беларусь, источников за пределами Республики Беларусь, а также в отношении имущества, расположенного на территории Республики Беларусь, плательщиками – гражданами Республики Беларусь;
  • от источников в Республике Беларусь, а также в отношении имущества, расположенного на территории Республики Беларусь, иными плательщиками.
  1. Недвижимость, которую компания арендует и которая в бухучете учтена на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
  2. Недвижимость, не готовая к эксплуатации, например недострой, который отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Рекомендуем прочесть:  Пособие по безработице в 2023 году размер по регионам

Минфин прорабатывает возможность вернуть движимые основные средства в состав налогооблагаемых объектов. Вместе с этим Министерство хочет снизить предельную ставку налога так, чтобы не пострадали бюджет и бизнес. Предполагается, что это упростит работу налоговикам и сократит количество споров о том, движимое это имущество или недвижимое.

  1. На счете 01 «Основные средства» — если она находится в распоряжении компании. Не важно, использует организация эту недвижимость или нет.
  2. На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — если компания передала недвижимость в аренду или в лизинг.

Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.

Кроме того, налогом на имущество облагаются жилые помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств, но по региональному закону облагаются налогом по кадастровой стоимости. Например, квартиры, которые компания приобрела для перепродажи и в бухучете учла их как товары. Нежилая недвижимость для перепродажи налогом на имущество не облагается.

  • тех, кто достиг общеустановленного пенсионного возраста, в том числе имеющих право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного возрастного порога;
  • лиц, признанных недееспособными;
  • проходящих альтернативную службу;
  • инвалидов 1-й и 2-й группы;
  • несовершеннолетних детей;
  • членов многодетных семей;
  • военнослужащих срочной службы;
  • участников Великой Отечественной войны и иных лиц, имеющих право на льготное налогообложение в соответствии с законом «О ветеранах».

Как сообщалось, Минфин опубликовал законопроект, согласно которому физические лица, которые полностью или частично владеют жилыми помещениями в многоквартирных или блокированных жилых домах, становятся плательщиками налога на недвижимость. Эту норму планируют вести в действие с 1 января 2023 года.

  • не позднее 15 ноября 2023 года – авансовый платеж по налогу на недвижимость на основании извещения налогового органа, вручаемого плательщику – физическому лицу не позднее 1 сентября 2023 года. Авансовый платеж уплачивается в размере 50% исчисленных за 2023 год сумм налога;
  • не позднее 15 ноября 2023 года – доплату налога на недвижимость на основании извещения налогового органа, вручаемого не позднее 1 сентября 2023 года.

Теперь белорусы точно будут платить налог с; первой квартиры

Согласно нового закона, расчетная стоимость метра в Минске на 1 января 2023 года — 810 рублей. Это значит, что за квартиру в 60 квадратов надо будет заплатить 48,6 рубля ( 0,81 умножить на 60). За однушку в 35,5 квадрата надо будет платить 28,755 рубля.

Чтобы избежать перерасчета налога на недвижимость, уплачивать его за 2023 год его нужно следующим образом. Не позднее 15 ноября 2023-го плательщик внесет авансовый платеж — 50% от суммы налога за 2023 год. Извещение от МНС придет плательщикам не позднее 1 сентября 2023 года. Не позднее 15 ноября 2023-го придется доплатить оставшуюся часть налога на недвижимость. Извещение о нем придет не позднее 1 сентября 2023 года.

С 2023 года в Беларуси владельцы первых и единственных квартир все же будут платить налог, который раньше распространялся только на тех, у кого две и более квартиры. Это следует из опубликованных сегодня на Национальном правовом портале изменений в Налоговый кодекс.

Согласно нового закона, от уплаты налога на первую квартиру освободили пенсионеров, несовершеннолетних, членов многодетных семей, инвалидов 1 и 2 группы, недееспособных, военнослужащих ( включая проходящих альтернативную службу), участников Великой Отечественной войны и тех, кто имеет право на льготное налогообложение согласно закону « О ветеранах».

  1. Изменен состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, в частности:
    • уточнен перечень расходов на оплату труда;
    • включены затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных на основные производственные нужды, вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды в полном размере;
    • определен закрытый перечень расходов на рекламу.
      Так, к расходам на рекламу отнесены:
      • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети;
      • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
      • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, за исключением расходов, отнесенных к нормируемым затратам.
  2. К составу прочих нормируемых затрат отнесены:
    • расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых в виде выигрыша при проведении рекламной игры, а также расходы на иные виды рекламы;
    • затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованных в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром).

Одновременно такие услуги отнесены к освобождаемым от НДС, если они будут приобретаться белорусскими плательщиками у нерезидентов.

  • К услугам, место реализации которых определяется по месту деятельности продавца, отнесены:
    • услуги по сертификации;
    • услуги по подтверждению процесса производства.
    1. С 1 января 2023 года не вправе применять упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги, за исключением:
      • туристической деятельности;
      • деятельности в сфере здравоохранения;
      • деятельности сухопутного транспорта;
      • услуг по общественному питанию;
      • деятельности в области компьютерного программирования.
    2. Налог при упрощенной системе заменяет для организаций, применяющих упрощенную систему, налог на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
    3. Изменены критерии по численности и выручке, при которых организации и ИП не вправе будут применять УСН.

    Правила контроля за трансфертным ценообразование дополнены существенным изменением – в случае превышения порога в BYN 400 000 ТЦО контролю будут подлежать договора займа (как получение, так и предоставление займа), по реализации, приобретению, погашению ценных бумаг, по получению (выплате) процентов (дохода) по кредитам (займам), ценным бумагам, заключенные между:

    Одновременно такие услуги отнесены к освобождаемым от НДС, если они будут приобретаться белорусскими плательщиками у нерезидентов.

  • С 1 января 2023 года упразднена льгота по НДС и будут подлежать налогообложению обороты по реализации товаров собственного производства продавцом – налоговым резидентом Республики Беларусь согласно договору купли продажи с лизингодателем – налоговым резидентом Республики Беларусь, приобретающим данные товары в собственность для их последующей передачи по договору международного лизинга за пределы Республики Беларусь с правом выкупа.
  • Предлагается не облагать НДС суммы аванса, предоплаты, перечисленные нерезиденту за предстоящее приобретение товаров, работ, услуг на территории РБ, если нерезидент их вернул до срока представления налоговой декларации по НДС за отчетный период, в котором было их перечисление в адрес нерезидента. В этом случае отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг отсутствует и налоговых последствий не возникает.

    Кого коснутся изменения в налогообложении — комментарий

    Значительные изменения произошли в отношении налога на недвижимость и земельного налога. «Тут самое главное изменение — это отмена налоговой льготы в отношении одной квартиры. Если до 2023 года физическому лицу на праве собственности принадлежала только одна квартира, то она освобождалась от налогообложения, а уже со второй и последующей квартиры необходимо было уплачивать налог на недвижимость, причем ставка налога составляла 0,2% и к ней применялись еще повышения, предусмотренные решениями местных Советов депутатов. С 2023 года каждая квартира в собственности граждан будет облагаться налогами», — отметил начальник главного управления.

    Осовременивается налоговая база по земельному налогу. «По каждой оценочной зоне земельных участков установлены правила, как определяется кадастровая стоимость, налоговая база по земельному налогу на 2023 год. Это осовремененная кадастровая стоимость будет размещена на официальном сайте Национального кадастрового агентства», — добавила представитель МНС.

    По единому налогу тоже произошли изменения. Из перечня видов деятельности, по которым предприниматели могут уплачивать единый налог, некоторые виды исключены. «Но опять же по аналогии с плательщиками налога по упрощенной системе эти предприниматели могут перейти на общий порядок налогообложения», — подчеркнул эксперт.

    По ее информации, по налогу на прибыль увеличен инвестиционный вычет, который имеют право применять организации. По зданиям и сооружениям инвестиционный вычет вырос до 15%, по оборудованию — до 40%. «Кроме того, инвестиционный вычет можно будет применять и в отношении дооборудования основных средств, а также пусковых комплексов. Изменяется также порядок учета при налогообложении рекламных расходов. Все рекламные расходы, которые несут организации, будут разделены на две составляющие. Одна из них — это расходы на рекламу, размещенную в средствах массовой информации, а также для участия в выставках и конференциях. Их можно будет относить на затраты без всяких ограничений, то есть они по фактическим расходам будут относиться к затратам, учитываемым при налогообложении. Все остальные виды рекламных расходов будут отнесены в 2023 году к нормируемым расходам, а их совокупный размер не сможет превышать 1% выручки от реализации товаров, работ и услуг», — рассказала эксперт. Кроме того, отменяется нормирование расходов на топливно-энергетические ресурсы, за исключением топливно-энергетических ресурсов, которые используются при эксплуатации транспортных средств. То есть все эти расходы (за исключением расходов для транспортных средств) будут относиться к затратам, учитываемым при налогообложении по их фактическому расходованию.

    «Физические лица являются плательщиками четырех основных видов налогов: это подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, земельный и транспортный налоги. Что касается подоходного налога с физических лиц, то значительных изменений в текущем году для граждан не произошло. Но следует отметить, что повышены переделы, которые не облагаются подоходным налогом, и проиндексированы ставки вычетов, приведенных в цифровом выражении. Эта работа осуществляется каждый год. В принципе все эти суммы, которые не облагаются подоходным налогом, повышены в пределах 5-7%. Стоит также отметить очень важное нововведение, которое затрагивает субъектов хозяйствования, которые выплачивают гражданам доходы. Для них с этого года вводится обязанность представлять налоговую декларацию по подоходному налогу. То есть ежеквартально любая белорусская организация и ИП, которые уплачивают гражданам доходы, будут представлять уже отдельную новую декларацию по подоходному налогу. Раньше часть сведений представлялась в налоговый орган, это была информация о суммах, подлежащих перечислению подоходного налога, о фонде заработной платы, но теперь это все уже выделяется в отдельную декларацию» — рассказал эксперт.

    Изменения в налоговом законодательстве – 2023

    • единый налог, если оказываемые услуги признаются объектом данного налога. В таком случае индивидуальному предпринимателю необходимо представить декларацию по единому налогу не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления деятельности;
    • подоходный налог. Уведомлять налоговый орган о применении общего порядка налогообложения с уплатой подоходного налога не нужно. По итогам отчетного квартала необходимо будет предоставить лишь соответствующую декларацию.
    • при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;
    • при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь;
    • по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающим у доверительного управляющего в связи с доверительным управлением имуществом по договору доверительного управления имуществом в интересах вверителя (выгодоприобретателя);
    • по суммам НДС, излишне предъявленным в ЭСЧФ и первичных учетных документах в соответствии с подп. 7.1 ст. 129 Налогового кодекса Республики Беларусь.

    С 2023 года проверки, проводимые при ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности ИП, не проводятся если у них, по результатам анализа информации, имеющейся в налоговом органе, отсутствует неисполненное налоговое обязательство либо предполагаемая сумма неисполненных налоговых обязательств. В этом случае налоговый орган направляет в регистрирующий орган справку, подтверждающую отсутствие у таких плательщиков задолженности перед бюджетом.

    • предоставлении услуг в сфере общественного питания;
    • дистанционной торговли товарами, отнесенными к группам товаров, указанным в подп. 1.2 ст. 337 НК РБ;
    • реализации дополнительных жилищно-коммунальных услуг;
    • деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта;
    • розничной торговли автомототранспортными средствами.
    • услуги учителя-дефектолога;
    • ландшафтное проектирование;
    • курьерская деятельность (деятельность по доставке товаров, посылок, пакетов);
    • чистка салонов транспортных средств;
    • содержание могил и уход за ними;
    • аренда, прокат развлекательного и спортивного оборудования

    Все о налоге на недвижимость в Беларуси в 2023 году

    О том, что с 2023 в Беларуси налогами будет облагаться даже единственная квартира, стало известно осенью прошлого года. Тогда портал 1prof.by изучил, каким образом аналогичные механизмы работают в других странах мира. Например, россияне должны оплатить имущественные налоги до 1 декабря – сумма рассчитывается по кадастровой стоимости. Налог на недвижимость в Америке платят один или два раза в год в окружном суде. А в Китае налоговой базой по налогу на недвижимость является стоимость недвижимости, уменьшенная на 10-30%.

    В Министерстве по налогам и сборам сообщили, что расчет суммы налога на недвижимость будут вести с учетом расчетной стоимости квадратного метра типового капитального строения, общей площади жилого помещения и ставки налога в размере 0,1%. Размер выплат в Минске и регионах страны отличается. Так, в райцентре налог на двухкомнатную квартиру площадью 60 кв. м за год составит примерно 27 рублей, в столице – около 50 рублей.

    – Льгота по одной квартире будет предоставлена автоматически. Если у человека две квартиры, то льгота будет действовать на более дорогую по стоимости, а за квартиру с меньшей стоимостью налог на недвижимость надо будет заплатить, – прокомментировали в МНС.

    Напомним, до 1 января 2023 года собственники двух и более жилых объектов ежегодно платили в казну 0,2% от стоимости квадратных метров. Теперь же платить налог надо на каждую недвижимость. В соответствии с Законом «О налоге на недвижимость», доля собственности на жилое помещение (часть квартиры) и дачи также облагаются налогом.

    Перед подписанием соответствующего документа главой государства заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Крутой пояснил, что ранее налог на недвижимость в Беларуси существовал для частных домов – сельчане платят его уже 30 лет. Эксперт уточнил, что, когда в 1990-х годах вводили эту льготу, 95% жилищного фонда в городе – квартиры – были государственными (наследие СССР). А сейчас пирамида полностью перевернулась: 95% жилищного фонда – частные. По словам Дмитрия Крутого, властям удалось восстановить принцип справедливости в налоговой системе.

    Налог на квартиру собираются ввести в Беларуси в 2023 году

    «Эта налоговая льгота (по налогу на недвижимость в отношении квартир в многоквартирных жилых домах – прим. ред.) пришла еще с тех времен, когда был государственный жилой фонд, – объяснил первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко, его цитирует БЕЛТА. – Сейчас он уже в частной собственности, в основном приватизирован, но, тем не менее, требует бюджетных затрат по обслуживанию. В частности, за счет средств местных бюджетов меняются лифты в жилом секторе, принимаются меры по благоустройству придомовых территорий. Поэтому в целях выравнивания налоговой нагрузки между гражданами и повышения ресурсной базы местных бюджетов предлагается эту льготу отменить».

    • пенсионеры,
    • лица, признанные недееспособными,
    • проходящие альтернативную службу,
    • инвалиды I и II группы,
    • несовершеннолетние,
    • члены многодетных семей,
    • военнослужащие-срочники,
    • участники ВОВ и др. лица, имеющие льготы по закону «О ветеранах».

    Извещение от налоговой придет собственнику жилья до 1 сентября 2023 года. Не позднее 15 ноября 2023 года нужно будет внести авансовый платеж в размере 50% от требуемой суммы. Далее, не позднее 15 ноября 2023 года – внести доплату налога, также на основании извещения, которое плательщик получит к 1 сентября 2023 года.

    В конце сентября Минфин опубликовал проект закона изменений в Налоговый кодекс. Одно из самых заметных изменений в нем касается многих белорусов. Речь идет о налоге на недвижимость, который хотят ввести уже с первой квартиры. Напомним, ранее подобный налог платили только собственники второй и последующей квартир.

    «Надо заинтересовать людей не уезжать из сельской местности, жить в собственном жилье, – отметил Юрий Селиверстов. – Условия, которые сегодня есть для владельцев данной недвижимости, различны. Например, живут на территории районного центра два школьных учителя. Один из них – в многоквартирном доме. Второй живет в частном доме и платит налог за землю пропорционально тому участку, который занимает его домовладение. Может, оно и не очень большое, но соток 10, наверное, занимает. Плюс дом, который там на нем стоит. Он платит налог за землю, платит налог за недвижимость, да еще ему надо его страховать в обязательном порядке. Если же он улучшает жилищные условия и рядом где-то переезжает в многоквартирный дом, то понятно, что налог на землю там будет минимальный, потому что примерно такой же участок, как это домовладение, занимает дом многоэтажный, он растет вверх, а не в ширину. И там не надо платить налог на недвижимость, это льгота. Вот здесь мы обеспечим разумный справедливый подход. Можно, конечно, пойти другим путем. Пусть налог на недвижимость не платят и в индивидуальных домах, но как быть с бюджетом? И в мире основные доходы получает государство с имущества, которым владеют. Дороже имущество – больше платишь. Больше имущества – соответственно так же».

    Налогообложение доходов ИП от аренды в 2023 году

    Если физлицо-арендодатель сдает в аренду недвижимое имущество другим физическим лицам-арендаторам (кроме ИП), то такой арендодатель является плательщиком подоходного налога в фиксированных суммах (п. 2 ст. 214 НК). Ставки подоходного налога в фиксированных суммах установлены приложением 2 к НК. Кроме того, такие договоры аренды заключаются по установленной законодательством форме и подлежат регистрации в местных райисполкомах (администрациях районов города) до момента начала срока аренды.

    В соответствии с Письмом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24 мая 2006 г. № 03-29/1013, «если деятельность физического лица по сдаче имущества в аренду носит разовый характер, когда в его намерениях не усматривается системы действий, такая деятельность не может обладать признаками предпринимательской. В этом случае физическое лицо… является плательщиком соответствующих налогов.

    Когда сдача имущества в аренду направлена на систематическое получение прибыли, т.е. физическое лицо намеревается сдавать в аренду нежилое помещение одновременно нескольким лицам по нескольким гражданско-правовым договорам, такая деятельность содержит признаки предпринимательской. И, соответственно, осуществление физическим лицом такой деятельности, содержащей признаки предпринимательства, по мнению Высшего Хозяйственного Суда, требует регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя. Указанная деятельность без соответствующей регистрации является незаконной предпринимательской деятельностью.»

    В) регистрацией юридического лица, которое будет применять УСН по ставке 6% (однако не следует забывать, что, помимо уплаты юрлицом УСН 6%, при выводе денежных средств с юрлица в качестве дивидендов учредителя, с них дополнительно придется заплатить подоходный налог по ставке 13%. Если же дивиденды не выводились 3 предшествующих календарных года подряд, то ставка подоходного налога будет 6%, а если дивиденды не выплачивались 5 лет подряд – то 0% (п. 5 и 6 ст. 214 НК);

    А при сдаче физлицом в аренду любого движимого либо недвижимого имущества арендаторам – юридическим лицам либо ИП, с доходов арендодателя-физлица подлежит уплате подоходный налог по ставке 13%. При этом арендатор (ИП/юрлицо) как налоговый агент самостоятельно удерживает с выплачиваемых физлицу-арендодателю доходов подоходный налог и перечисляет его в госбюджет (т.е. арендодатель получит от арендатора доход, уменьшенный на сумму подоходного налога). Такие договоры аренды тоже заключаются по установленной законодательством форме и подлежат регистрации в местных райисполкомах (администрациях районов города) до момента начала срока аренды.

  • Adblock
    detector