Занятия лфк для детей с дцп

  • общее укрепление и оздоровление организма;
  • укрепление слабых мышц;
  • нормализация кровообращения и обмена веществ;
  • развитие координации движений;
  • лечение сопутствующих нарушений, таких как нарушение подвижности позвоночника или его искривление;
  • обучение больного бытовым умениям и самообслуживанию;
  • познание элементарной трудовой деятельности.

В Юсуповской больнице ЛФК инструкторы объясняют родителям цель и задачи реабилитации, эффективность тех или иных упражнений, включенных в комплекс. При обращении в Юсуповскую больницу родители могут получить психологическую помощь и в рамках реабилитации обучиться основам взаимодействия с ребенкам.

  • для стимуляции активности;
  • для улучшения динамики движений;
  • для расслабления мышц;
  • упражнения в положениях: сидя, лежа;
  • для снижения примитивных рефлексов;
  • упражнения на тактильные и зрительные ощущения. Дети с данным диагнозом имеют недостаток силы восприятия;
  • занятия для нормализации дыхания;
  • занятия в игровой форме.
  • ЛФК при ДЦП — комплекс упражнений выполняется систематически, между занятиями отсутствуют продолжительные перерывы;
  • физическая нагрузка увеличивается постепенно;
  • при реабилитации пациента специалист учитывает возраст ребенка, эмоциональное состояние и стадию развития патологии;
  • при составлении комплекса упражнений отсутствует ориентация на других пациентов, так как индивидуальный подход позволяет достичь наиболее серьезных результатов;
  • в ходе ЛФК занятий осуществляется коррекционно-воспитательная работа.

Юсуповская больница обладает техническими возможностями для обследования, лечения и реабилитации детей с ДЦП, так как медицинское учреждение оснащено современным европейским оборудованием. Комфортное пребывание пациентов и психологическую поддержку родителей обеспечивает доброжелательный персонал Юсуповской больницы.

Поскольку физиологический смысл занятий лечебной физкультурой состоит в развитии новых условно-рефлекторных связей и механизмов в процессе коррекционной работы, одинаковое значение имеют как демонстрация, так и словесное объяснение комплекса физических упражнений. Основной формой их организации являются индивидуальные занятия. Необходимо производить периодическое определение изменений в состоянии функций с помощью специальных тестов, и, по возможности, физиологических исследований. Такие осмотры позволяют своевременно выявить необходимость изменения методики и одновременно отражают динамику функционального состояния больного, эффективность его лечения на каждом этапе.

3) период остаточных явлений, или конечная резидуальная стадия, — начинается с 2 лет и продолжается весь период детства и юношества. Дети 4-7 лет с сохранным интеллектом посещают логопедические группы детских садов (двигательные нарушения сочетаются с нарушениями речи). Занятия по ЛФК с методистом проводятся через день, все остальные дни ребенок занимается с родителями. Двухлетний ребенок с ДЦП может находиться в движении до 2,5ч. в день, в 3-7 лет — до 6ч.

Существует еще и рудиментарный вариант ДЦП: минимальные мозговые дисфункции—неврологические нарушения в виде вялости, быстрой утомляемости, возбудимости, неусидчивости, тиков, головных болей, а в более старшем возрасте нарушения проявляются низкой успеваемостью в школе из-за сложностей с усвоением новой информации. У таких детей бывают трудности в общении, нарушения сна.

Наша задача — как можно раньше выявить симптомы заболевания, а для этого существуют специальные тесты. Учитывая, что в период новорожденности у ребенка в норме тонус мышц повышен, определять изменения мышечного тонуса можно по косвенным признакам только с конца первого месяца: при повышенном тонусе ребенок из положения на животе не делает попыток поднять голову и установить ее по средней линии.

Методика ЛФК при ДЦП базируется на следующих принципах: регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальный подход, учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка. Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным.

  • ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени;
  • ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку;
  • взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;
  • ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ножки, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать;
  • придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие;
  • подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.

ДЦП – серьезная патология, которая связана с нарушением мозговых функций, ответственных за движения. Такие нарушения не усугубляются с ростом и развитием ребенка: они возникают при рождении и не исчезают с возрастом. Упражнения для детей с ДЦП – важный момент помощи больному малышу, ведь расстройства двигательной функции часто выражаются в слабости некоторых мышечных групп.

  • ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;
  • ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону. Колено при этом согнуто;
  • ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;
  • ребенок лежит на животе, под грудью подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка за верхние конечности, разгибая верхнюю часть туловища.
  • ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела, ножки привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ножки в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;
  • взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ножку самостоятельно.
  • ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение малыш должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;
  • ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку малыша перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом ручки;
  • научить ребенка напрягать мышцы животика, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;
  • ребенок сидит на полу, ножки вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ножки в коленях;
  • ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ножки и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.

ЛФК для детей с ДЦП

Раньше считалось, что ЛФК с детьми инвалидами нужно заниматься с 3-х лет. Современные реабилитологи приходят к выводу, что начинать ЛФК для детей с ДЦП следует значительно раньше. Это действительно дает возможность избавиться от паралича. С возрастом у детей с ДЦП из-за специфического тонуса мышц, нарушенной координации формируются неверные двигательные навыки. Главная задача ЛФК для ДЦП – разрушить неправильные стереотипы движения и создать новые. Поэтому начинать стоит как можно раньше. В 3 месяца смело можно проводить первые занятия ЛФК для детей с ДЦП.

Комплекс упражнений ЛФК при ДЦП помогает снять напряжение и восстановить чувствительность мышц, улучшает состояние нервной ткани, укрепляет позвоночник, тренирует у ребёнка выносливость – в целом способствует, чтобы двигательная активность становилась более скоординированной и управляемой.

Лечение ДЦП будет продолжаться всю жизнь. Родителям таких деток нужно набраться терпения. Самые сложные первые пять лет. До трех лет комплекс ЛФК при ДЦП нужно проводить каждые три месяца, чтобы формировать у ребёнка правильные умения. Курс состоит из 30 – 40 сеансов. После трёх лет ЛФК для детей инвалидов проводят каждые полгода. Регулярная и непрерывная реабилитация поможет физическому и психическому развитию ребёнка, что позволит ему в дальнейшем адаптироваться к миру.

Многие родители деток с ДЦП уверены, что детский церебральный паралич – это приговор: в лучшем случае ребёнок будет существовать в инвалидном кресле, ведь при такой тяжёлой патологии мозга нарушаются двигательные функции, страдает интеллектуальное развитие, речь. Но реальная практика доказывает обратное. Терпение родителей и грамотное лечение могут поставить больного ребёнка на ноги, сформировать необходимые двигательные навыки и адаптировать к полноценной жизни.

Сверхточные механизмы не просто тренируют мышцы, но непрерывно отслеживают правильность выполняемых движений и в игровой форме показывают ребенку мгновенную обратную связь. Это дает возможность маленькому пациенту тут же скоординировать свои действия. Двигательные навыки формируются быстрее, тело быстрее обретает правильную мышечную память, процесс выздоровления ускоряется в разы.

Лечебная физкультура и антигравитационная терапия при ДЦП

Таким образом, двигательные нарушения при детском церебральном параличе являются ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.

Ощущение движений осуществляется с помощью специальных чувствительных клеток, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающих в центральную нервную систему информацию о положении туловища и конечностей в пространстве, степени сокращения мышц.

Для более эффективного выполнения физических упражнений и облегчения вертикализации пациентов в МЦ «CORTEX» успешно используется метод кинезотерапии с использованием нейро-ортопедического реабилитационного пневмо-костюма » Атлант«, выполненного на основе высотно-компенсирующего летного костюма ВКК-6.

В основе ДЦП лежит гипоксия, которая мешает нормальному развитию головного мозга ребенка, особенно тех участков, которые отвечают за рефлекторные механизмы и равновесие тела, что приводит к возникновению патологий двигательных реакций и неправильному распределению мышечного тонуса, а также развитию интеллектуальных и речевых нарушений.

Одним из препятствий нормального физического развития у детей, страдающих ДЦП, является ограничение или отсутствие совершения самостоятельных движений в вертикальном положении в результате наличия двигательного дефицита. Если ребенок самостоятельно не сидит, не стоит и не передвигается, то весьма вероятно, что костно-мышечная, вегетативная, сосудистая системы, участвующие в обеспечении вертикальной позы, т.е. всего комплекса антигравитационной группы мышц у него сформируется неправильно. Если ребенок в вертикальном положении не способен самостоятельно развивать свои движения или они сопровождаются множеством ошибок, то развитие двигательных навыков у него происходит неправильно либо не происходит вообще.

ДЦП: обзор методик реабилитации

Цель: в максимально возможной степени восстановить и поддержать способность человека к движению и независимости, развивать функциональные движения, не допустить либо ограничить развитие осложнений, например, контрактур, деформаций, пролежней, помочь клиенту контролировать боль и поддерживать функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Рекомендуем прочесть:  Где В Спб Готовят Военных Юристов

Принципы: В настоящее время физические терапевты, эрготерапевты, как и многие другие профессионалы, используют так называемый проблемно-ориентированный подход. Процесс состоит из следующих шагов: оценки, планирования вмешательства, собственно вмешательства и оценки эффективности вмешательства.

Суть метода: физические терапевты применяют физические (естественные) методы воздействия на клиента, основанные на движении, мануальном воздействии, массаже, рефлексотерапии и действии тепла, света, высоких частот, ультразвука и воды. Но основным считает механическую силу и движение. Результатом работы физического терапевта являются максимально активные и правильные движения, которые планирует, инициирует и выполняет уже сам клиент (пациент) в рамках своего двигательного потенциала.

Формы работы: эрготерапевты работают непосредственно с отдельными людьми, группами людей или сообществами, помогая им выполнять то, что они хотят, вынуждены или обязаны делать, и адаптируют сам вид деятельности и/или окружающую среду (обстановку) так, чтобы люди могли эффективнее выполнить стоящую перед ними задачу.

На чем основан: по теории Войта, если закрепить движения на рефлекторном уровне, центральная нервная система будет их использовать, будет появляться спонтанная двигательная активность в виде выработанного движения, улучшение эргономичности в целом. Профессор Войта предполагал, что благодаря многократному вызыванию у пациента этих «рефлексообразных» движений происходит «разблокирование» или «повторная прокладка» функционально блокированных нервных сетей между мозгом и костным мозгом.

Современные методы реабилитации детей с детским церебральным параличом

This is a review of rehabilitation options for children with cerebral palsy. The article provides a detailed analysis of the types, methods of treatment and rehabilitation, intended for rehabilitation therapists, general practitioners, and subject-matter specialists.

У ребенка до 4 месяцев (согласно классификации К. А. Семеновой) диагноз не всегда очевиден. Наличие отягощенного перинатального анамнеза, задержка психомоторного развития ребенка являются показаниями к целенаправленному наблюдению ребенка педиатром, реабилитологом, эрготерапевтом, психологом, дефектологом, механотерапевтом, гидрореабилитологом и неврологом. На первом этапе реабилитации оказание помощи новорожденным, угрожаемым по развитию ДЦП, начинается в роддоме и продолжается на втором этапе — в специализированных отделениях при детских больницах и в дальнейшем переходит на третий этап — амбулаторно при детских поликлиниках под наблюдением педиатра, невролога и врачей-специалистов (ортопеда, офтальмолога и др.). Первичное обследование пациента и дальнейшее лечение могут проводиться в условиях стационара, дневного стацио­нара и амбулаторно в детской поликлинике, что определяется степенью тяжести общего состояния пациента. Дополнительным этапом восстановительного лечения является направление пациентов в учреждения санаторного профиля, а также центры социальной реабилитации. Продолжительность непрерывного пребывания такого ребенка в лечебном учреждении зависит от тяжести двигательных нарушений и сопутствующей патологии. Важным является не только проведение курсов комплексного восстановительного лечения в условиях медицинского учреждения, но и выполнение рекомендаций относительно уровня и характера физических нагрузок, использования технических средств реабилитации в домашних условиях. Ключевыми принципами оказания помощи при этом заболевании являются ее раннее начало, непрерывность и преемственность всех этапов реабилитации или мультидисциплинарный подход.

Преодоление спастичности и снижение мышечного тонуса по-прежнему остаются центральными задачами большинства реабилитационных методик при ДЦП. Вместе с тем следует понимать, что высокий мышечный тонус может играть определенную опорную роль при перемещениях пациента с ДЦП, его снижение не всегда ведет к улучшению двигательной функции [3].

Методы физической реабилитации традиционно представлены механотерапией, а в ряде медицинских центров и клиник — роботизированной аппаратной терапией с использованием специализированных тренажеров, в том числе основанных на принципе биологической обратной связи (БОС). Наиболее эффективными устройствами сегодня являются аппараты серии «Локомат» (Locomat) — роботизированный ортопедический тренажер для восстановления навыков ходьбы. Предлагаемое устройство применяется в разных комплектациях с учетом особенностей реабилитируемых пациентов. Тренажер «Армео» (Armeo) — это роботизированный комплекс для функциональной терапии верхних и нижних конечностей с биологически обратной связью. Одним из наиболее эффективных механизмов для диагностики, контроля и лечения пациентов с ДЦП является стабилоплатформа, выпускаемая в разных вариантах, дающая возможность не только оказывать лечебный эффект, но и определять состояние пациента в данный период времени, то есть определять качество и динамику реабилитационного процесса. В системе комплексного восстановительного лечения детей важным компонентом являются вертикализаторы различных модификаций. Эти тренажеры создают возможность создания и придания правильного постепенного вертикального положения больного в пространстве. Прорывной методикой в лечении пациентов с ДЦП стало появление экзоскелетов различных видов. Эти тренажеры дают возможность пациенту создать и выработать полное ощущение паттерна ходьбы при крайне низких физиологических возможностях. Отдельно рассматривают тренажерную систему «Моушен Мейкер» (Motion Maker), показавшую высокую доказательную эффективность. Отечественной разработкой, нашедшей широкое применение в комплексной реабилитации таких пациентов, явилось использование метода динамической проприоцептивной коррекции, осуществляемой при помощи специализированных костюмов («Адели», «Гравистат», «Атлант»), систем, состоящих из опорных эластичных регулируемых элементов, с помощью которых создаются целенаправленная коррекция позы и дозированная нагрузка на опорно-двигательный аппарат пациентов с целью нормализации проприоцептивной афферентации.

Традиционно в России при реабилитации пациентов с ДЦП широко используются физиотерапевтические методы, в том числе основанные на природных факторах воздействия: аппликации грязей, парафина, фангопарафина, озокерита с антиспастической целью. Также активно применяются электрофизиологические методы — различные виды электростимуляции, электрофорез с лекарственными веществами. Хорошие результаты показала методика фотохромотерапии, предлагаемая на различные значимые рефлексогенные зоны. Активно используются с хорошим терапевтическим эффектом методы воздействия на головной мозг (Томатис и биоакустическая коррекция). К физиотерапевтическим методам лечения детей с ДЦП также относится метод гипербарической оксигенации, хорошо зарекомендовавший себя при атаксических формах заболевания. Для оптимизации настроения, повышения эмоционального состояния и профилактики витамин D-дефицитных состояний детям с ДЦП назначают гелиотерапию с использованием аппарата «Искусственное солнце».

Занятия ЛФК для детей с ДЦП

ДЦП – это комплекс непрогрессирующих двигательных и психических нарушений, вызванных органическими повреждениями спинного или головного мозга различной этиологии. При своевременной диагностике и лечении патологии возможность социальной адаптации ребенка, уменьшения проявлений заболевания значительно возрастает.

  • нейродинамическим методом – определенные позиции тела сдерживают патологические рефлексы и дают возможность контролировать двигательную активность;
  • пассивным перемещением – движения головой, корпусом и тазом пациента производятся руками инструктора для формирования физиологически правильных рефлексов (выпрямления и равновесия);
  • двигательными техниками – для укрепления мышечных, суставных тканей и стимуляции развития НС ребенка.

Контроль кинезитерапевтов центра за выполнением упражнений, динамикой реабилитации позволяет корректировать виды и интенсивность нагрузок. Универсальных методик восстановления для детей с ДЦП не существует, но опыт и профессионализм наших специалистов помогут ребенку социально адаптироваться, научиться контролировать свое тело с помощью кинезитерапии.

Отделение лечебной физкультуры

Физическая реабилитация на базе отделения Лечебной Физкультуры представлена такими методами, как Войта-терапия; Методика Цукунт-Хубер; Методика миофасциальных цепей, Кастилио-Моралес, PNF, которые позволяют на любом возрастном этапе ребенка оптимизировать работу опорно-двигательного аппарата для гармоничного развития и реализации поставленных целей. Эти методики эффективно применяются за рубежом и востребованы среди пациентов. В Реабилитационном центре эти методики объединены в уникальную последовательность и включены в программу обучения родителей, что позволяет достичь максимальной эффективности процедур, проводимых коротким курсом (от 3 до 7).

Отделение лечебной физкультуры и врачебного контроля было организовано профессором С.В. Хрущевым в 1971 г.В 1976 г. было переименовано в отделение лечебной физкультуры и спортивной медицины (ЛФК и СМ), которое в дальнейшем возглавил проф. С.Д. Поляков. С 2009 г. отделение было преобразовано в отдел. С 2014 г. отделение лечебной физкультуры возглавляет Г.С. Лупандина-Болотова. Отделение является одним из ведущих научно-практических подразделений в области лечебной физкультуры и детской спортивной медицины в России. В настоящее время научные и практические интересы сотрудников сосредоточены в области физической реабилитации детей с неврологическими, ортопедическими и сложными сочетанными формами патологии движения.

  • Kardiomed – циклические кардиотренажеры
  • тренажер «THERA-VITAL»
  • тренажеры Детский уголок Panatta Sport
  • тренажеры для пассивной разработки суставов Kinetec
  • виброплатформа Галилео
  • вертикализатор Галилео
  • стабилоплатформа
  • последствия перинатального поражения ЦНС,
  • задержка двигательного развития,
  • физическая реабилитация детей с несовершенным остеогенезом,
  • детский церебральный паралич,
  • миодистрофии,
  • рассеянный склероз,
  • последствия операций,
  • травм опорно-двигательного аппарата,
  • нарушение осанки,
  • вялая осанка,
  • сколиотическая болезнь,
  • сколиоз,
  • ревматоидный артрит.

Разработка комплексных технологий восстановительного лечения детей при различных формах патологии, в том числе в амбулаторных условиях средствами ЛФК, массажа и др.; обоснование, разработка и внедрение традиционных и нетрадиционных методов физической реабилитации у больных с последствиями заболеваний, травм, операций.

ЛФК; Лечебная физкультура при ДЦП

Детский церебральный паралич характеризуется заметным нарушением двигательной активности, что часто выражается чрезмерно пониженным или повышенным мышечным тонусом, спазмами мышц или гиперкинезами (тиками) у детей даже в маленьком возрасте. Лечение таких расстройств подразумевает комплексный подход. При этом важным методом исправления патологий опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура.

  • войта-терапия — основанный на активации естественных моторных рефлексов метод воздействует на нервные связи, формируя у ребенка соответственные навыки к передвижению и удерживанию равновесия;
  • бобат-терапия — цель лечения состоит в выработке осознанных и управляемых движений, а также уменьшении напряжения и спазмов в мышцах, в методике применяются упражнения практически для всех частей тела;
  • методика PNF — этот PNF-метод предполагает как физические занятия, так и психологическую поддержку. В процессе выполнения упражнений отрабатывается способность удерживать равновесие и развиваются необходимые реакции мускулатуры.

Практика свидетельствует, что лечебной физкультуре при детском церебральном параличе в лечении патологий костно-мышечного аппарата отводится немаловажное значение. В помощь детям с ДЦП хорошо спланированный комплекс упражнений призван не столько укрепить действие лекарственной терапии, сколько, напротив, уменьшить дозировку фармакологических препаратов. Основным условием ЛФК является регулярность выполнения упражнений, нацеленных исключительно на оздоровление и укрепление организма. В ходе занятий ребенок учится произвольно напрягать и расслаблять мышцы, а также контролировать движения, развивая подвижность в суставах рук и ног.

Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» осуществляет лечение детей, больных ДЦП, с помощью оригинальных терапевтических методик, направленных на формирование и восстановление естественной двигательной активности. Специалисты нашего Центра занимаются с каждым маленьким пациентом по индивидуально подобранной программе. При этом учитываются физические и психологические особенности ребенка, определяются основные нарушения моторики и наиболее подходящие методы их устранения.

Планомерные занятия ЛФК способны помочь ребенку не только развить физические навыки, но и улучшить эмоциональное самочувствие. Основные правила лечебной физкультуры при ДЦП предполагают регулярное проведение тренировок, постепенное увеличение нагрузок и как можно точное соблюдение рекомендаций методиста.

Рекомендуем прочесть:  Государственные Социальные Программы Для Неполной Семьи

Если ребенку поставлен неврологический диагноз по типу ДЦП, крайне важно начинать коррекционно-воспитательную работу как можно раньше. Это обусловлено особенностями физического развития — высокой пластичностью детского мозга, и его способностью к компенсации нарушенных и утраченных функций. Важно понимать, что неврологические проблемы и отставание в физическом развитии организма, влекут за собой также существенную задержку психомоторного развития ребенка.Необходимо помнить, что сама по себе лечебная физкультура неспособна справиться с таким тяжелым заболеванием, как детский церебральный паралич. Реабилитационная работа с детьми с ДЦП должна быть комплексной, ограничиваться одной процедурой или одним курсом лечения в год будет неэффективно. Каждый родитель особенного ребенка обязан осознавать необходимость постоянного комплексного лечения.

Лечебная физическая культура является одним из самых эффективных и популярных средств реабилитации детей с церебральным параличом различных форм. Главными целями ЛФК при ДЦП являются: снижение гипертонуса мышц, улучшение координации, увеличение амплитуды движений в суставах, тренировка ослабленных мышц, закреплению правильных двигательных стереотипов.

Знаменитый древнекитайский медик Хуа То, живший во втором веке нашей эры, основатель китайской гигиенической гимнастики, утверждал: «Тело требует упражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги». «Если ручка двери часто движется, она не ржавеет. Так и человек, если он много движется, то не болеет». Со времени жизни врача прошло уже две тысячи лет, но принцип китайской физической культуры все тот же, — поиск здоровья в двигательной активности: от утренней гимнастики до боевого искусства.

Основным терапевтическим методом ЛФК является лечебная гимнастика – физические упражнения, индивидуально подобранные для каждого конкретного случая. Для детей чаще всего используют игровые формы упражениний, например, с использованием мяча. Это помогает стимулировать интерес ребенка, и направить его стремление к двигательной активности в нужное русло.

Необходимо уделить особое внимание упражнениям, при выполнении которых работает кисть — это упражнения на разгибание кисти, захватывание мелких предметов, а также используются упражнения с отведением нижних конечностей. Причем для выполнения данных упражнений создаются облегченные условия.

ЛФК с использованием костюма Адели, тренажера Гросса

Рекомендуется детям от 1 года, ростом от 80 см. Оптимальнее заниматься в костюме «Адели» курсами от 2 до 3-х недель. Длительность занятий с обязательным перерывом на отдых в начале курса составляет 25-30 минут, в конце от 45 до 90 минут. Повторные курсы через 3-4 месяца.

Тренажер «Гросса» показан детям с ДЦП, любыми двигательными нарушениями, нервно-мышечными заболеваниями, заболеваниями опорно-двигательногто аппарата. Конструкция тренажера дает ребенку возможность пребывать в вертикальной позиции столько, сколько тот сам пожелает, рекомендуется детям с 6 месяцев. Тренажер позволяет выполнять различного рода упражнения в естественном вертикальном положении и совершать перемещения во всех плоскостях пространства (вперед, назад, в сторону, вверх вниз). Тренажер «Гросса» может быть использован при выполнении различного рода упражнений сидя на стуле, стоя на ногах, при передвижении и перекатывании на мяче.

При недостаточной функции мышц создаются облегченные условия для их работы, и одновременно тренажер предохраняет ребенка от возможного падения и травм. При помощи тренажера можно решить такие задачи как: растягивание спазмированных мышц любой локализации; развитие мышечной силы и стимуляция работы ослабленных мышц; развитие подвижности суставов верхних и нижних конечностей, позвоночника; улучшение крово — и лимфообращения, улучшения тканевого обмена; исправление дефектов осанки и опороспособности; тренировку шаговых движений и равновесия; обучение пациента статике и беспрепятственным движениям; развитие координационных способностей.

Движение у детей является одной из главных физиологических составляющих нормального формирования и развития организма. Снижение двигательной активности приводит к нарушению функций всех органов и систем ребенка. Коррекция таких нарушений осуществляется различными средствами, но наиболее доступным и эффективным является применение специальных физических упражнений. Специалисты по лечебной физкультуре зачастую в своей работе используют лечебный костюм «Адели» и тренажер «Гросса».

Противопоказания: деструктивные изменения в позвоночнике; вывихи тазобедренных суставов; грубые деформации позвоночника; эпилепсия в приступном периоде; выраженное снижение интеллекта или грубые нарушения психо-эмоциональной сферы; соматические заболевания в стадии декомпенсации; лихорадочные состояния.

Эффективная реабилитация ДЦП

Наши тренажеры трансформеры можно настроить под индивидуальные особенности каждого пациента. Это позволяет работать на слабых звеньях конкретного человека и реализовывать его персональную реабилитационную программу. Эти тренажеры перестраиваются в процессе реабилитационных занятий в зависимости от полученных результатов.

Виталий, 23 года
Реабилитация ДЦП у взрослых
Спина у меня была изогнута вопросительным знаком. Это вело к тому, что я не мог полноценно ходить. Когда я приехал, я был удивлен, что за две недели мне спину выпрямили. Реально выпрямили без какого либо преувеличения. И я уже без раздумий поехал на второй курс. Спастика после первого курса не вернулась. После второго курса мы добились 30% сгибания в колене. Сейчас поеду домой и испытаю еще большее удовольствие от передвижения.

Выполняя упражнения на авторских тренажерах пациент не затрачивает больших усилий. С ним работает инструктор, который “вкачивает” свою энергетику. Благодаря этому мы успеваем сделать большой объем работы. Ребенок при этом не так устает и прогресс движется быстрее.

Методика направлена на обучение мозга и нервной системы, а не на тренировку какой-то конкретной группы мышц. В процессе сеанса нервная система пациента индивидуально подбирает путь выполнения того или иного движения, вместо того, чтобы он принимал конкретную позу или выполнял упражнение по команде.

Никита, 8 лет
Реабилитация ДЦП у детей
Особенность лечения в Клинике Биати заключается в том, что отката назад нет вообще. Мы добились определенного результата, приезжаем домой и этот результат остается. Лечение в Клинике можно сравнить с постепенным выздоровлением. Мы с каждым курсом достигаем новых результатов, и постепенно движемся к своей цели — самостоятельно ходить не боясь передвигаться.

Кстати, недавно у нас проходил курс реабилитации ребенок с тяжелой формой ДЦП, постоянно проживающий в Израиле. При этом родители настаивали на его госпитализации именно к нам, потому что были не удовлетворены результатом лечения на родине. А ведь для иностранных граждан, в отличие от россиян, она проводится только на платной основе!

Конечно же, родителей, столкнувшихся с проблемой ДЦП, прежде всего волнует один вопрос: «Каков прогноз на будущее для моего ребенка?» Однозначного ответа не существует. В каждом отдельном случае все индивидуально и зависит от многих факторов: формы ДЦП, уровня, объема поражения головного мозга, возраста пациента, количества присоединившихся осложнений, объема ранее проводимой реабилитации.

К сожалению, ДЦП относится к разряду неизлечимых заболеваний. Однако это не означает, что ребенку с таким диагнозом ничем нельзя помочь. Почему возникает ДЦП? Каким он бывает? И что может предложить отечественная медицина в рамках ОМС для реабилитации детей с ДЦП?

Наиболее характерные симптомы ДЦП — это ограничение (или отсутствие движений), двигательные расстройства (повторение одних и тех же действий руками, ногами или головой), невозможность поддерживать тело в вертикальном положении и самостоятельно передвигаться, а также задержка психо-речевого развития, нарушение поведения (признаки агрессии и членовредительства), снижение интеллекта и эпилепсия. Данные симптомы могут варьироваться в зависимости от степени поражения головного мозга.

Разновидность теплолечения, для которого используют продукт нефтеочистки (парафин), подогретый до 50 °С. Может быть в виде ванночек для ног, рук, а также аппликаций на триггерные зоны. Парафинотерапия при ДЦП усиливает кровообращение, снимает спазмы в мышцах и способствует улучшению проводящей функции периферических нервов.

Из самостоятельных действий мы видим из практики, что родители могут освоить немного массаж, элементы ЛФК, из физио парафин, озокерит, также укладки, элементы Войта терапии, одевать лангеты, ставить на вертикализатор, выполнять занятия от логопеда-дефектолога. Конечно это все не на профессиональном уровне, но и такой набор действий уже не мал.

Классически правильно начинать массаж со спины, но бывают отступления от правил. Это зависит обычно от переносимости процедуры, или индивидуальных особенностей состояния или поведения ребенка. С массажа спины начинают, потому что так мы обрабатываем сначала места выхода спиномозговых нервов из позвоночного канала, которые затем разветвляются по мышцам и пр. тканям. Т.е. это предварительное рефлекторное воздействие на мышцы не трогая их руками, а затем массируются конечности. Последовательность и принципы массажа рук и ног при ДЦП зависят от формы заболевания и состояния мягких тканей конечностей. Если ребенок маленький, то его лимит сил на процедуру меньше, или он может быть очень капризный, особенно в положении на животе. В таких случаях приходится делать массаж по схеме индивидуальной под ребенка. Бывает, что начинаем массаж с проблемных зон сразу, важно обработать самые необходимые области, т.к. ребенок может начать капризничать через 20-30 минут после начала процедуры и до нужных мест дело просто не дойдет.

Практически при всех формах дцп поражаются конечности. Чаще всего приходится работать со спастикой мышц. Ноги наиболее сложная область из-за массивности мышц. Несмотря на то, что ребенок может быть мал, но мышцы ног уже настолько сильны, что приходится прилагать много усилий и тратить на них много времени, чтобы добиться хоть сколько нибудь стойкого расслабления. Массаж ног при ДЦП у детей может проводиться по классической схеме, но обязательны приемы растяжения спастичных мышц, это очень помогает расслабить мышцы. Можно сказать даже, что массаж это предварительный разогрев для мышц перед растяжкой. Массировать начинаем с приемов поглаживания, но это только первый контакт, так сказать уведомить нервную систему о начале и характере процедуры, далее растирание, разминание, приемы вибрации. Больше всего конечно используем разминание, которое чередуем с растяжением групп мышц. Спастике на ногах в большинстве случаев подвержены задние группы мышц бедра и голени, аддукторы, из мышц таза, подвздошно-поясничная. На внутренние мышцы таза получится воздействовать только растяжением. Лечебный массаж ног при ДЦП детям делается в медленном темпе, глубоко, с акцентом на икроножные мышцы, сгибатели голени, с проработкой схожилий и мест их прикрепления к костям, чередуя с пассивными, растягивающие спастичные мышцы, движениями в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Считаю важным также тонизирующий массаж антагонистов спастичных мышц. Его проводим глубоко в быстром темпе, чтобы мышцы напрягались. При напряжении мышц антагонистов напряженные мышцы расслабляются лучше.

Рекомендуем прочесть:  Сколько стоит бракосочетание в загсе 2023

Практика показывает, что массаж со всеми “добавками” хороший эффект дает детям при лечении легких степеней, и не всех форм. Полного излечения конечно же не наступит ни в какой степени и форме. Поэтому совет родителям, не убиваться горем, не продавать все что есть и тратить на все способы лечения, вплоть до народных шарлатанов. Пока еще ни один даже суперсовременный центр ребенка от ДЦП не вылечил. Можно добиться хороших результатов в реабилитации, но полностью ДЦП не вылечивается. Даже если не лечится, не стоит опускать руки, массаж и гимнастику нужно делать, ведь ребенок растет, нужно стараться сохранить подвижность суставов.

Часто назначают Войта терапию детям при ДЦП, жесткий метод, не всем он подходит. Дети сильно кричат при такой терапии, вообще метод основан на принципе раздражения, чего не каждому ребенку можно. Например если есть параллельные диагнозы вроде эпилепсии, то я рекомендовал бы согласовать применение Войта терапии с “десятью” неврологами, прежде чем ее делать.

Эффективная программа восстановительного лечения ДЦП всегда индивидуальна и учитывает клиническую картину, предполагая комплексный подход. Детям, страдающим ДЦП, в Детском медицинском центре совместно с ЛФК применяют новейшие физиотерапевтические процедуры, призванные устранить спазм мышц, улучшить иннервацию, активизировать зоны ЦНС, отвечающие за моторное развитие и координацию.

  • — уменьшение подвижности грудной клетки и диафрагмы, что отрицательно сказывается на работе органов дыхания и может провоцировать развитие одышки и других нарушений;
  • изменение амортизационной функции межпозвоночных дисков позвоночника и раннему развитию остеохондроза, протрузий и грыж;
  • изменение работы сердечно-сосудистой системы и функционирования центральной нервной системы;
  • развитие корешкового синдрома при ущемлении деформированным позвоночником и окружающими его тканями нервов, что приводит к нарушениям чувствительности, ограничению подвижности и болям в иннервируемых сдавленным нервом участках тела и т.д.

В нашем центре проводится комплексное восстановительное лечение больных детским церебральным параличом (ДЦП). Накоплен уникальный опыт реабилитации детей. Использование методик ЛФК — это шанс для ребёнка научиться ходить, приседать, пользоваться руками. В своей работе мы используем:

  • лечебную физкультуру под контролем сертифицированного инструктора ЛФК, включающую комплекс упражнений ЛФК при ДЦП, который способствует координации двигательной активности.
  • различные виды массажа: рефлекторно-сегментарный и общий медицинский детский, для укрепления мышц и формирования сгибательно/разгибательных навыков и правильные позы.
  • занятия на новейших роботизированных тренажёрах с обратной биологической связью.

Неправильная осанка и как следствие искривление позвоночника, неизбежно приводит к сбоям в работе внутренних органов, нарушениям координации движений и головной боли, так же возможно ухудшение сна. К сожалению, большая часть родителей не связывают плохое настроение ребенка, капризы и частые заболевания с этой проблемой.

В московском центре «Преодоление» для целей санаторного лечения и реабилитации пациентов с ДЦП используются как проверенные временем механические системы, так и инновационные роботизированные комплексы для восстановления функций движения. Кроме того, каждый год, как правило, приносит новые технические открытия, в том числе, связанные с глобальной интернет-сетью, которые позволяют существенно расширить возможности больных с высокой степенью инвалидизации.

  • клинические исследования анализа крови;
  • общий анализ крови и мочи;
  • анализ на наличие инфекций;
  • ЭКГ;
  • рентген органов грудной клетки;
  • рентген суставов и костей;
  • УЗИ почек, мочеточников, мочевого пузыря,
    органов брюшной полости и малого таза.

Лучшая реабилитация ДЦП — это совокупность профессиональных методов лечения, восстановления и продуманная последовательная работа реабилитологов центра «Преодоление». Чем раньше вы обратитесь за медицинской помощью, тем быстрее и эффективнее пациент сможет привыкнуть к самостоятельной жизни и освоить важные навыки самообслуживания. Цены на реабилитацию ДЦП рассчитываются, исходя из продолжительности составленного курса, применяемых физических, технических и медикаментозных средств.

В основу курса входят средства, которые помогут скорректировать нарушения, вызванные церебральным параличом, и укрепить навыки социализации пациента, его способности к обучению и самообслуживанию. Большую роль в этом играет лечебная гимнастика, гидрокинезотерапия, кинезиотерапия, а также пребывание в сенсорной комнате.

Пребывание в реабилитационном санатории по программе лечения ДЦП включает соблюдение правильного режима физической активности и отдыха, питания, восстановительных занятий и процедур, а также социокультурную адаптацию (творческие мероприятия, посещение выставок, театров и т. п.).

ДЦП: современные методы реабилитации

Для выполнения ряда упражнений используют специальные тренажеры — вертикализаторы. Они позволяют постепенно приучить организм находиться в правильном вертикальном положении в пространстве. Для отработки отдельных поз и дозации нагрузки на опорно-двигательный аппарат используют специальные костюмы, созданные по принципу экзоскелета.

Разновидность теплолечения, для которого используют продукт нефтеочистки (парафин), подогретый до 50 °С. Может быть в виде ванночек для ног, рук, а также аппликаций на триггерные зоны. Парафинотерапия при ДЦП усиливает кровообращение, снимает спазмы в мышцах и способствует улучшению проводящей функции периферических нервов.

Наиболее характерные симптомы ДЦП — это ограничение (или отсутствие движений), двигательные расстройства (повторение одних и тех же действий руками, ногами или головой), невозможность поддерживать тело в вертикальном положении и самостоятельно передвигаться, а также задержка психо-речевого развития, нарушение поведения (признаки агрессии и членовредительства), снижение интеллекта и эпилепсия. Данные симптомы могут варьироваться в зависимости от степени поражения головного мозга.

К сожалению, ДЦП относится к разряду неизлечимых заболеваний. Однако это не означает, что ребенку с таким диагнозом ничем нельзя помочь. Почему возникает ДЦП? Каким он бывает? И что может предложить отечественная медицина в рамках ОМС для реабилитации детей с ДЦП?

В отдельных случаях используются и хирургические методы коррекции. Так, при большом объеме поражений головного мозга с целью восстановления в полном объеме функций дыхания и глотания проводят операции по установке трахео или гастростомы, что значительно улучшает в дальнейшем качество жизни пациента и облегчает родственникам уход за ним.

Диплегия — лечение, симптомы, формы

Спастическая диплегия, особенно в легкой форме, малозаметна в первые месяцы жизни ребенка. У родившегося малыша все еще сохраняется мышечный гипертонус, который был ему необходим в период внутриутробного развития. Постепенно он ослабевает, но частично остается до 4-6 месяцев. Гипертонус, который сохраняется у ребенка по достижению им полугодовалого возраста, служит одним из признаков, заставляющим заподозрить спастическую диплегию нижних конечностей.

У ребенка оценивают уровень психо-речевого развития. Этим занимается детский невролог (в раннем возрасте) или детский психиатр. При необходимости проводят тесты для определения уровня задержки психологического и речевого развития или диагностирования умственной отсталости.

  • электростимуляция — использование импульсных токов для улучшения кровообращения, нормализации мышечного тонуса;
  • магнитотерапия и использование ультразвуковых волн — применяется в лечении контрактур;
  • лазерная терапия — благотворно влияет на стенки сосудов и мышечные волокна;
  • бальнеотерапия — назначение хвойных, сероводородных, скипидарных, кислородных и других видов целебных ванн;
  • тепловые процедуры — парафиновое обертывание, грязелечение.

Лечение спастической диплегии при ДЦП направлено на реабилитацию ребенка, облегчение симптомов болезни, психологическую и социальную адаптацию. Большое значение имеет работа с дефектологом, психологом, логопедом для приобретения навыков самообслуживания и адаптации в социуме.

  • сосудистые средства — нормализуют кровообращение, улучшают работу головного мозга;
  • миорелаксанты — снимают мышечные спазмы;
  • ноотропы — стимулируют умственную деятельность, активизируют когнитивные функции, улучшают память;
  • ботулотоксин — снимает спастическое напряжение;
  • седативные средства — для нормализации психоэмоционального фона;
  • витаминно-минеральные комплексы — для достижения общеукрепляющего эффекта.
  1. Метод функциональной терапии — кинезиотерапия, ЛФК, АФК, аппаратная кинезиотерапия, функциональные техники массажа.
  2. Консервативное ортопедическое лечение — ортезирование, гипсование, постуральный менеджмент (использование технических средств реабилитации — вертикализаторов, опоры для сидения).
  3. Лекарственное лечение оральными антиспастическими препаратами.
  4. Препараты ботулинического токсина, которые относятся к группе местных миорелаксантов и снижают спастичность. Препарат расслабляет ту спастичную мышцу, в которую был введен при инъекции. Системного действия не имеют, то есть, не влияют на внутренние органы и головной мозг, а действуют только в месте введения.
  5. Интратекальное (введение в под оболочку костного мозга) баклофена с помощью помпы — постоянное введение в пространство между твердой оболочкой спинного мозга и желтой связкой с помощью помпы в организм пациента препарата «Баклофен», который обладает системным действием и расслабляет все спазмированные мышцы. Большой минус препарата — необходимость обеспечивать контроль за дозой и пополнением помпы. Установка помпы доступна только в крупных федеральных и территориальных клиниках.
  6. Ортопедическая хирургия включает большое количество различных операций, которые направлены на удлинение мышц, восстановление тазобедренного сустава при вывихе, формирование правильного свода стопы и полной опоры на стопу, восстановление более ровной осанки при сколиозах.

Дети первого года жизни, особенно рожденные раньше срока, требуют особого внимания со стороны врача невролога. Если ребёнок родился раньше срока, то при оценке нервно-психического развития необходимо учитывать степень недоношенности, коррегировать возраст (из фактического возраста вычитать то количество недель, которое он «не досидел» в утробе), но при этом не надеятся, что при наличии отклонений ребёнок сам компенсирует разницу. Родители объективно не могут оценить все факторы, влияющие на развитие ребёнка, и определить риск формирования ДЦП. На динамическом осмотре малышей невролог уже в первый месяц жизни может выставить риски формирования заболевания.

Для контроля развития тазобедренных суставов необходимо проводить рентгенографию тазобедренных суставов в прямой проекции с расчетом индекса Реймерса. Это индекс миграции головки бедренной кости из вертлужной впадины, который показывает наличие подвывиха и определяет тактику ведения пациентов ортопедом (врач решает, оперировать или не оперировать в случае отклонений).

  1. Спастические формы: мышцы неэластичные (спастические) и слабые. Ригидность иногда затрагивает различные части тела (диплегия, тетраплегия, гемиплегия).
  2. Дискинетические формы (атетоидные): расстройство произвольного контроля мышц, нарушающее поддержание правильной позы тела. Для дистонии характерны вязко-пластический мышечный тонус и дистонические позы (например, в положении лежа ребёнок расслаблен и спокоен, стоит ему начать совершать произвольное движение, например, дотянуться до предмета — тонус сразу начинает меняться, руки “не слушаются”, ребёнок долгое время тянется к предмету и промахивается), замедленные повторяющиеся движения, то быстрые, то медленные. Мышечные сокращения могут быть болезненными.
  3. Атаксическая форма: плохая координация, слабость мышц, проблемы с контролем и координацией движений, особенно при ходьбе.

Патогенез формирования ДЦП — это сложный процесс внутриутробного и родового поражения мозга, который влечет за собой и многообразие клинических проявлений. Патоморфологические изменения в нервной системе многообразны. У 30–40 % детей имеются аномалии развития мозга:

Adblock
detector