Административная Ответственность Физических И Юридических Лиц

КоАП РФ Статья

2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

7. В случаях, указанных в частях 3 — 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Административная ответственность физических и юридических лиц

Физические лица в качестве субъектов административной ответственности имеют свое деление на граждан, лиц без гражданства или, как приято их называть в юридической литературе, апатриды, лица с двойным гражданством или бипатриды, граждане иностранных государств, специальные субъекты административной ответственности.

Административная ответственность физических лиц наступает при ряде условий: достижения возраста несения административной ответственности, а именно шестнадцати лет; правосубъектность, лица, нарушавшего нормы административного права. К лицам, в возрасте от 16 до 18 лет, применяется взыскание в виде штрафа, предупреждения, принесения извинений. Административные дела данных лиц рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних. Законными представителями и защитниками несовершеннолетних могут выступать родители, попечители, представители соответствующих органов и служб. Граждане, лица без гражданства, бипатриды и граждане несут административно-правовую ответственность на общих основаниях. Правонарушения иностранных граждан, обладающих иммунитетом на территории государства, рассматриваются в соответствии с договоренностями, достигнутыми путем дипломатических переговоров. Административная ответственность специального и особого субъекта права.

Под специальным субъектом административной ответственности принято понимать физическое лицо, которое обладает правосубъектностью и достигло установленного законом возраста, совершившее правонарушение, относящееся к административной отрасли права, и имеющее в составе правонарушения специальные признаки. Специальным субъектом административного права, в отдельных случаях, может выступать и юридическое лицо.

Субъектами административной отрасли права считаются физические и юридические лица, которые в соответствии с законом наделены правами и обязанностями. Возможность осуществлять свои права и нести обязанности, по административному законодательству, связана с понятием правосубъектности. Правосубъектность в административной отрасли права принято делить на две основные части:

Особым субъектом административной ответственности может быть только физическое лицо, которое обладает правосубъектностью и достигло установленного законом возраста, совершившее правонарушение, относящееся к административной отрасли права, но из-за специального статуса, подпадает под действие исключений их общих положений о производстве. Примером особого статуса является статус военнослужащего, который может быть передан под юрисдикцию судебного трибунала или подпасть под дисциплинарную ответственность. Помимо военнослужащих в категорию особого статуса субъектов административных правонарушений подпадают граждане, которые проходят военную подготовку в ходе военных сборов, сотрудники ОВД и уголовно-исполнительной системы, сотрудники органов таможни, а также по контролю за незаконными оборотами наркотических и психотропных средств во время исполнения своих должностных обязанностей.

Административная ответственность юридических лиц

5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Особого внимания заслуживают вопросы, касающиеся распределения административной ответственности юридических лиц между вновь созданными предприятиями путем их слияния или присоединения, разделения или преобразования. Ответ на такие вопросы дает ст. 2.10 КоАП РФ.

Получается, что для наступления административной ответственности юридического лица необходимо, чтобы последнее нарушило требования КоАП или какой-либо закон субъекта РФ. При этом организация может быть признана виновной и привлечена к административной ответственности только тогда, когда ее ответственные лица знали о своей обязанности и имели возможность для ее исполнения, однако пренебрегли возложенными законом обязанностями по тем или иным причинам.

Важным условием для наступления административной ответственности юридического лица является факт строгого соблюдения процессуального законодательства в области привлечения к такой ответственности. Привлечь к ответственности юридическое лицо может только специально уполномоченное государством на совершение таких действий должностное лицо государственного органа или структуры. При этом должна быть соблюдена особая процедура, а виновному дается право на защиту и обжалование принятого решения.

Административная ответственность физических лиц

К лицам, в возрасте от 16 до 18 лет, применяется взыскание в виде штрафа, предупреждения, принесения извинений. Административные дела данных лиц рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних. Законными представителями и защитниками несовершеннолетних могут выступать родители, попечители, представители соответствующих органов и служб.

  • Правоспособность административно-правового характера, которая означает способность лиц приобретать административные права и обязанности. Административная правоспособность является частью общей правоспособности лица.
  • Дееспособность административно-правового характера, которая означает практическую способность осуществлять свои права и нести соответствующие обязанности.

Физические лица в качестве субъектов административной ответственности имеют свое деление на граждан, лиц без гражданства или, как приято их называть в юридической литературе, апатриды, лица с двойным гражданством или бипатриды, граждане иностранных государств, специальные субъекты административной ответственности.

Особым субъектом административной ответственности может быть только физическое лицо, которое обладает правосубъектностью и достигло установленного законом возраста, совершившее правонарушение, относящееся к административной отрасли права, но из-за специального статуса, подпадает под действие исключений их общих положений о производстве.

Под специальным субъектом административной ответственности принято понимать физическое лицо, которое обладает правосубъектностью и достигло установленного законом возраста, совершившее правонарушение, относящееся к административной отрасли права, и имеющее в составе правонарушения специальные признаки.

правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье, в области промышленности, строительства и энергетики, с/х, дорожного движения, связи и информации, предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, на транспорте, в области таможенного дела;

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

7. В случаях, указанных в частях 3 — 6 настоящей статьи, АО за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к АО юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Рекомендуем прочесть:  Размер социального пособия по потере кормильца в подмосковье

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к АО за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

За совершение административного правонарушения применяются административные взыскания, а в некоторых случаях – иные меры воздействия (например, дисциплинарные). Для административной ответственности характерно и наличие специфических оснований, условий и последствий освобождения от нее лиц, совершивших административные правонарушения, или замены административных взысканий другими мерами воздействия (мерами общественного воздействия, иными мерами).

Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается установленная законом обязанность правонарушителя ответить за совершенное им правонарушение перед государством и претерпеть действие санкций в виде определенных правоограничительных мер, которые применяются к нему соответствующими юрисдикционными органами.

В первой части работы рассмотрено понятие и основание административной ответственности. Далее рассмотрена административная ответственность физических лиц, виды административных наказаний. В заключительной части работы изучена административная ответственность должностных и юридических лиц.

Возникновение административной ответственности в отношении физических и юридических лиц возможно в самых различных сферах как пример, при таможенных отношениях, в налогообложении, и т.д. Но при этом не возникает оснований для выделения каких-то особенных видов ответственности (таможенной, налоговой и пр.).

Учитывая большой объем законодательного материала, разработчики проекта КоАП РФ первоначально хотели ограничиться включением в него лишь норм об ответственности юридических лиц, которые действовали на тот момент. Но в ходе работы над особенной частью проекта возникла убежденность относительно целесообразности в целом ряде составов правонарушений добавления в перечень субъектов ответственности и юридических лиц. Разработчики исходили из предположения, что предприятие или организация может быть субъектом данного правонарушения, и полагали, что ничего страшного не произойдет, если практика покажет, что юридические лица не совершают предусмотренные данной конкретной нормой кодекса правонарушения. Но будет гораздо хуже, если возникает необходимость привлечь за совершение правонарушения юридическое лицо, а легитимной возможности для этого не окажется.

Согласно ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ в случае, если в статьях особенной части кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

В ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ перечислены виды наказаний, которые могут быть применены к юридическим лицам: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; административное приостановление деятельности.

  • предупреждение
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения лицом, со-вершившим административное правонарушение;
  • добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
  • оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение при-чиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
  1. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  2. Повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение однородного административного правонарушения в течение 1 года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания;
  3. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  4. Совершение административного правонарушения группой лиц;
  5. Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Реферат: Административная ответственность физических и юридических лиц

Административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ) – это взиманиеденежных средств за совершение административного правонарушения, накладываетсякак на физическое, так и на юридическое лицо. Будучи наказанием имущественногохарактера, административный штраф достаточно эффективен, распространен примернокак предупреждение и может применяться только в качестве основногоадминистративного наказания. Штраф предусматривается практически всеми статьямив особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ обадминистративных правонарушениях.

Административный арест устанавливаетсяна срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положенияили режима в зоне проведения контртеррористической операции ‑ до 30 суток.Если административному аресту предшествовало административное задержаниефизического лица, совершившего правонарушение, то срок административногозадержания включается в срок административного ареста.

В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ кведению Российской Федерации в области законодательства об административныхправонарушениях среди прочего относится установление перечня видовадминистративных наказаний и правил их применения. Все виды административныхнаказаний предусмотренные в РФ устанавливаются только КоАП РФ. Перечень этихадминистративных наказаний, установленных КоАП РФ, законами субъектов РФ об административныхправонарушениях, не может, быть расширен.

Составы административных правонарушений, в которыхадминистративное наказание установлено в виде возмездного изъятия орудия илипредмета административного правонарушения, весьма немногочисленны. В частности,данная мера наказания установлена за нарушение правил производства, продажи,коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружияи патронов к нему (ст.20.8 КоАП).

Подобное наказание предусмотреноКоАП РФ за нарушение режима Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 18.1); нарушениережима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ч. 2 ст. 18.4); нарушениеиностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания вРоссийской Федерации (ст. 18.8); нарушение иностранным гражданином или лицомбез гражданства правил привлечения и использования в Российской Федерациииностранной рабочей силы (ч. 2 ст. 18.10); нарушение иммиграционных правил (ст.18.11). Во всех статьях КоАП РФ, содержащих такое наказание, какадминистративное выдворение за пределы Российской Федерации, оно закрепляется вкачестве возможного дополнительного наказания наряду с основным наказанием ‑административным штрафом.

Административная Ответственность Физических И Юридических Лиц

Актуальность работы. Обязательным условием государственности является наличие структуры правового реагирования на нарушения прав и свобод человека, граждан любой страны и народности, нарушения законодательно закреплённых норм и правил жизнедеятельности общества и государства в целом, что является одной из основных задач законодательства об административных правонарушениях. Интересы личности, общества и государства не должны противоречить друг другу, а находиться в гармоничном сочетании. Задача государства состоит в формировании такого механизма реагирования на правонарушения, который гарантировал бы оперативное применение мер административного воздействия к виновным лицам и одновременно исключал бы любые проявления беззакония и произвола в отношении граждан.

Соблюдение этих канонов — это важнейшее условие господства права в современном государстве. Совершенно справедливым является то, что государство становится правовым лишь тогда, когда устанавливается принцип независимого существования человеческой личности от государства, которая имеет перед ним приоритет. Укрепление государственности должно начинаться с совершенствования существующих и создания новых принципов, институтов и механизмов, и обязательного их законодательного закрепления, с целью повысить безопасность человека, и пресечь «на корню» возможные правонарушения. В числе прочего, они призваны обеспечить законность прописанных в Конституции прав и свобод человека (гражданина). Конституционно, закрепленные права и свободы, ещё не гарантируют воплощения соответствующих норм в жизнь и выполнения обязанностей со стороны других граждан, организаций, государственных органов управления.

Рекомендуем прочесть:  Реквизиты для оплаты госпошлины замена прав водителя мурманск

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим следует учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности (в том числе руководитель его филиала или подразделения, юрист организации и т.п.), законным представителем юридического лица не является.

Кроме того, говоря об относительном, а порою и весьма условном характере связей и зависимостей права и свобод человека от той или иной формации, весьма важным представляется иметь в виду не только межформационную историческую среду, но и внутриформационные, зачастую весьма противоречивые условия, при которых возникают и реализуются те или иные права.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (ст.2.9) (далее КоАП РФ) устанавливает основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, при малозначительности проступка.

Административная ответственность юридических лиц и предпринимателей

Не всякая организация может быть субъектом административной ответственности. Не могут привлекаться наравне с юридическими лицами такие организации, которые не имеют статус юридического лица. Речь идет, в частности, о некоторых общественных объединениях, филиалах и представительствам юридических лиц. С другой стороны, отсутствие хозяйственной (предпринимательской) деятельности не означает, что юридическое лицо не может привлекаться к административной ответственности. Сюда, например, относятся политические партии, государственные, региональные и местные учреждения, профсоюзы, саморегулируемые организации, а также органы власти любого территориального уровня и подчиненности. Все они – тоже юридические лица, подлежащие административной ответственности на общих основаниях.

Для привлечения организации к административной ответственности требуется наличие особых признаков вины. Они отличаются от вины физического лица, что понятно: у организаций нет и быть не может психологической, эмоциональной составляющих, воли, сознания и т.п. Из-за этого нельзя говорить и о таких обстоятельствах, как невменяемость или крайняя необходимость.

Административное правонарушение юридического лица – это, как правило, нарушение установленных правил ведения экономической, предпринимательской деятельности, нарушение антимонопольного, налогового, таможенного, экологического, транспортного законодательства, а также законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг. Но только этими сферами правонарушения не ограничиваются.

Оплата административного штрафа, наложенного на юридическое лицо, должна быть произведена со счета такого юридического лица. По крайней мере, это обязательно делается в безналичном порядке (через банк), и должно быть понятно, что штраф оплачен лицом, которое привлечено к ответственности.

Интересная особенность административного законодательства – ответственность индивидуальных предпринимателей. Они не являются юридическими лицами, но в тоже время не являются и обычными гражданами. При этом зачастую в санкциях статей КоАП РФ индивидуальные предприниматели прямо не указываются в качестве субъектов ответственности.

Административная ответственность юридических лиц — понятие

В случае допущения юрлицом правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, и установления конкретных виновных в этом сотрудников имеется возможность привлечь к ответственности в рамках КоАП РФ по одной и той же норме как саму организацию, так и названных граждан (п. 15 постановления пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.03.2005 № 5 [далее — Постановление № 5]).

Конфискация предмета или орудия правонарушения как мера административной ответственности юридических лиц подразумевает обращение в принудительном порядке в госсобственность вещей (технические средства, инструменты, документация и т. д.), которые были использованы или получены лицом при совершении правонарушения. При этом стоимость таких вещей не компенсируется.

Далее мнения юристов расходятся в вопросе, как именно определить вину юрлица: просто по факту возникновения правонарушения или с учетом того, что деятельность юрлица — это совокупность действий сотрудников организации. На этом основании у правоприменителя возникает возможность выбора субъекта ответственности.

  • Дела о правонарушениях, названных в абз. 5 п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, относятся к компетенции арбитражных судов. При этом юридический статус субъекта неважен: должностное лицо, организация или ИП (пп. «д» п. 3 Постановления № 5).
  • Дела о прочих нарушениях (пп. 1–2 ст. 23.1 КоАП РФ) и не упомянутые в абз. 4–5 п. 3 названной статьи должны разрешаться судами общей юрисдикции. При этом во внимание не принимается ни специфика нарушения, ни статус правонарушителя (т. е. им может быть и юрлицо, и ИП) (подп. «е» п. 3 Постановления № 5).
  • Если правонарушение связано с бездействием лица, то конкретный судебный орган определяется местом проживания ИП, выполнения должностным лицом трудового функционала либо местом нахождения юрлица (см. ст. 54 ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ).
  • Дела, возбужденные в отношении юрлиц, филиалы которых осуществляли деятельность с нарушениями, разрешаются по местонахождению названных структурных подразделений (см. п. 3 Постановления № 5). При этом нужно учитывать, что к ответственности всё равно должно быть привлечено юрлицо, а не филиал (см. решение мирового судьи судебного участка № 13 Перми от 24.02.2023 по делу № 5-153/2023).
  • вновь возникшее юрлицо — при слиянии нескольких юрлиц или преобразовании одного;
  • присоединившее юрлицо — при присоединении к нему другой организации;
  • организация, которой были переданы права и обязанности по сделкам или имуществу, связанным с осуществлением правонарушения, после реорганизации посредством выделения или разделения.

Административная ответственность юридических лиц и предпринимателей

5. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.10 КоАП РФ), при том, что за отдельные виды административных правонарушений для юридических лиц предусматриваются более высокие по размеру санкции по сравнению с санкциями для физических лиц.

К первой группе можно отнести некоторые общественные объединения и учреждения, в том числе профсоюзы, политические партии, государственные и муниципальные учреждения: образовательные учреждения культуры, здравоохранения, научно-исследовательские институты, государственные университеты и т.п.

Примечательно, что большинство статей главы 14 КоАП РФ, посвященной административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности, также предусматривают ответственность только для должностных и юридических лиц. И лишь некоторые из более чем 60 составов правонарушений в данной области содержат санкции специально для индивидуальных предпринимателей (например, ст. ст. 14.1.2, 14.1.3, 14.25, 14.46.1). При этом размер применяемого к ним административного штрафа значительно превышает размер штрафа за аналогичное правонарушение, совершенное гражданами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя.

Стоит также отметить, что в других главах Особенной части КоАП РФ индивидуальный предприниматель упоминается в качестве самостоятельного субъекта административной ответственности, отличного от физического, должностного или юридического лица (например, ст. ст. 5.51, ч. 3 ст. 6.25, ч. 3 ст. 6.29, ст. ст. 6.33, 7.23.3, ч. 7 ст. 7.32, ст. ст. 9.5.1, 11.15.1, 11.15.2, ч. 10 ст. 12.21.1, ч. 5 ст. 13.15, подробнее см.: Некоторые особенности правового положения индивидуального предпринимателя (Ерохина Т.В., Казаросян З.М., «Право и экономика», 2023, №4)).

Рекомендуем прочесть:  Если Сменилась Прописка Обязательно Ли Вставать На Учет В Другую Ифнс

По мнению Конституционного Суда РФ, такое правовое регулирование, будучи обусловленным спецификой юридических лиц, на которых, как на участников хозяйственного оборота возлагаются и риски, сопутствующие осуществляемой ими деятельности, а также тем обстоятельством, что в отличие от физических лиц они не признаются действующим законодательством субъектами уголовной ответственности, является конституционно допустимым (Постановления Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 г. № 7-П и от 26 ноября 2012 г. № 28-П).

Административное право России

В предшествующие годы коллективные субъекты административной ответственности, в том числе в виде штрафа, были известны административному праву. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1961 г. «О дальнейшем ограничении штрафов, налагаемых в административном порядке» было отменено наложение штрафов в административном порядке на предприятия, учреждения и организации и установлено их наложение на должностных лиц. Таким образом усиливалась личная ответственность должностных лиц за укрепление правопорядка на порученных им участках работы и устранялось ее обезличенное возложение на предприятия, учреждения и организации. Практика была такова, что ответственностью последних покрывалась безответственность других конкретных виновников, штрафы не затрагивали материального положения ни их, ни членов трудовых коллективов.

.Административная ответственность юридических лиц имеет целью повышение их ответственности за нарушения общеобязательных правил, посягающие на установленный правопорядок. Они могут причинять вред имуществу, природным ресурсам, нормальному регулированию общественных отношений в различных сферах.

Федеральным законом, комплексно регламентирующим административную ответственность юридических лиц в современных условиях, является КоАП РФ, распространяющийся, как уже отмечено, и на физических лиц. Применительно к юридическим лицам его нормы можно подразделить на две группы: а) нормы, имеющие общее значение для физических и юридических лиц; б) нормы, относящиеся только к юридическим лицам как субъектам административных правонарушений. Это, например, касается вины юридического лица, системы мер административного наказания, которые могут быть назначены юридическому лицу, ответственности юридических лиц в случаях их реорганизации и т.д.

И все же юридические лица признавались субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, в основном земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, правонарушений в области строительства. Виды правонарушений, а иногда их понятие конкретизировались в законодательстве, устанавливающем за них административную ответственность. Так, под правонарушением в области строительства понималось несоблюдение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, проектов, других нормативных актов в области строительства, влекущее снижение и потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей и т.д.

Переход к рыночным отношениям, появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм закономерно возродили административную ответственность юридических лиц в виде штрафа. Это отчасти объясняется тем, что новые условия позволяют усилить влияние административного штрафа на укрепление законности в деятельности юридических лиц, ибо его крупные размеры призваны ощутимо отражаться на их имущественном положении. В ряде случаев узаконивали возможность сочетания административной ответственности юридических и должностных лиц.

Наконец, необходимо отметить, что законодательством могут быть установлены особенности реорганизации отдельных видов юридических лиц (см., например: Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах»; Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» и др.).

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица, в том числе и обязанность нести административную ответственность за административное правонарушение, совершенное присоединенным лицом.

Во всех указанных случаях административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Данные положения КоАП РФ оспаривались ЗАО «Райффайзенбанк» в Конституционном Суде Российской Федерации, однако в рассмотрении дела по существу Конституционным Судом было отказано по мотивам недопустимости жалобы. При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что «оспариваемые положения статьи 2.10 КоАП Российской Федерации, предусматривающие порядок привлечения присоединившего юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, призваны гарантировать общественно значимые публичные интересы и служат в том числе целям обеспечения единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, и сами по себе не нарушают конституционные права заявителя» (Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2010 N 1620-О-О).

При ответе на данный вопрос следует исходить из того, что Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» термин «разделительный баланс» был не просто исключен, а заменен термином «передаточный акт» (п. 13 ст. 1). Соответственно, к административной ответственности при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц должно привлекаться то юридическое лицо, к которому перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение, согласно передаточному акту.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, квалификация одного и того же деяния в качестве преступления и административного правонарушения недопустима. Из вышеуказанного можно сделать вывод и о том, что при наличии в деянии признаков и преступления, и административного правонарушения приоритет имеет ответственность уголовная, а не административная. Так полагает ряд авторов в связи с тем, что приоритет уголовного законодательства над административным объясняется поглощением уголовной противоправностью всех иных видов противоправности, поглощением составом преступления состава административного правонарушения.

Согласно пп. 1 — 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

«При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

2. Специальные субъекты административной ответственности — лица, которые характеризуются рядом специфических признаков, прямо указанных в правовой норме и обязательных для данного состава правонарушения. К таким субъектам, в частности, относятся:

  1. Административная ответственность. Понятие
  2. Административная ответственность граждан
  3. Административная ответственность индивидуальных предпринимателей
  4. Административная ответственность должностных лиц
  5. Административная ответственность юридических лиц
  6. Общие, специальные и особые субъекты административной ответственности
  7. Административная и уголовная ответственность за одно и то же деяние
  8. Административная ответственность за одно правонарушение и должностного и юридического лица. Выбор меры административного наказания к юридическому и должностному лицу
  9. Порядок привлечения к административной ответственности
  10. Крайняя необходимость исключает производство по делу об административном правонарушении
  11. Невменяемость – основание для освобождения от административной ответственности
  12. Малозначительность административного правонарушения – возможность освобождения от административной ответственности
Adblock
detector