Административная Ответственность Контролирующих Лиц При Банкротстве

КоАП РФ Статья

2. Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника — юридического лица руководителем юридического лица или его учредителем (участником) либо индивидуальным предпринимателем или гражданином заведомо в ущерб другим кредиторам либо принятие такого удовлетворения кредиторами, знающими об отданном им предпочтении в ущерб другим кредиторам, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний, —

1. Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере или месте нахождения или иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества либо сокрытие, уничтожение или фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица либо индивидуального предпринимателя, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства юридического лица либо признаков неплатежеспособности индивидуального предпринимателя или гражданина и не содержат уголовно наказуемых деяний, —

3. Неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, —

7. Незаконное воспрепятствование индивидуальным предпринимателем или гражданином деятельности арбитражного управляющего, утвержденного арбитражным судом в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя или гражданина, включая уклонение или отказ от предоставления информации в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), передачи арбитражному управляющему документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний, —

4. Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, конкурсного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации, в том числе несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему, конкурсному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации сведений и (или) документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, и (или) имущества, принадлежащего юридическому лицу, в том числе кредитной или иной финансовой организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица, в том числе кредитной или иной финансовой организации, возложены соответственно на арбитражного управляющего, конкурсного управляющего и руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний, —

Производство по делу о банкротстве не может быть прекращено до вынесения арбитражным судом определения по требованиям о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности. В случае прекращения процессуальных действий по делу о банкротстве арбитражный суд по своей инициативе может приостановить производство по делу о банкротстве до вынесения определения по требованиям о привлечении указанных лиц к ответственности.

Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника.

Следует также отметить, что привлечение к субсидиарной ответственности по обязательствам должника контролирующих должника лиц не препятствует предъявлению требований участниками должника о возмещении убытков органами юридического лица по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 53 ГК РФ, и принятыми в соответствии с ним федеральными законами, в части, не покрытой размером субсидиарной ответственности.

— отсутствуют документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством РФ, либо они содержат недостоверную информацию к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом.

Закон также определяет порядок и сроки подачи заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. В частности, заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности может быть подано в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, а также конкурсным кредитором или уполномоченным органом.

Привлечение к ответственности при банкротстве

Не всегда только неразумная политика управления может стать основанием для привлечения руководителя к ответственности. Иногда таким мотивом становится доказанный факт бездействия. Речь идет о своевременном инициировании процедуры банкротства. Директор фирмы должен подать прошение о признании финансовой несостоятельности:

  • наименование арбитражного суда;
  • наименование истца, ответчика;
  • цена иска;
  • доказательства обоснованности требований;
  • ссылки на законодательство;
  • дата составления документа;
  • подпись истца;
  • приложения (список документов).
  • они наделены правом отдавать распоряжения, обязательные к исполнению сотрудниками предприятия;
  • могут влиять на политику организации (убеждением, принуждением или своим авторитетом);
  • руководство компании находится в полном подчинении у этих лиц.

В большинстве случаев неспособность возвращать долги — результат не слишком разумных действий руководства, но иногда к подобному итогу может привести и сознательное решение учредителей. Важно помнить о том, что при банкротстве предусмотрена ответственность не только основных должников, но и других людей.

Предполагается, что главных бухгалтер полностью осведомлен обо всех делах руководителя фирмы. Именно это становится причиной того, что эти специалисты оказываются причастными к финансовым обязательствам начальства.

Закон также определяет порядок и сроки подачи заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. В частности, заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности может быть подано в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, а также конкурсным кредитором или уполномоченным органом.

— отсутствуют документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством РФ, либо они содержат недостоверную информацию к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом.

Причем Закон о банкротстве четко распределяет бремя доказывания: пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:

Законодатель также предпринимает попытки распространить понятие «контролирующее лицо» за пределы действия законодательства о банкротстве, применять понятие «контролирующее лицо» к ситуациям, когда такое лицо причинило убытки обществу, но общество еще не отвечает признакам несостоятельности. Так, первоначальная редакция проекта изменений в ГК РФ*(1243) содержала ст. 53.3 «Лица, контролирующие юридическое лицо» и 53.4 «Ответственность лиц, контролирующих юридическое лицо». Под действие указанных статей попадал, по мнению делового сообщества, слишком широкий круг лиц. Эти статьи фактически лишали смысла учреждение хозяйственных обществ с целью ограничения своей ответственности по обязательствам, возникающим в ходе ведения предпринимательской деятельности. Законодатель частично прислушался к мнению коммерсантов, убрав из законопроекта эти статьи. Тем не менее существующая на сегодняшний день в проекте редакция ст. 53.1 все-таки вводит понятие «лица, имеющего фактическую возможность определять действия юридического лица, включая возможность давать указания членам органов управления»*(1244).

Следует также отметить, что привлечение к субсидиарной ответственности по обязательствам должника контролирующих должника лиц не препятствует предъявлению требований участниками должника о возмещении убытков органами юридического лица по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 53 ГК РФ, и принятыми в соответствии с ним федеральными законами, в части, не покрытой размером субсидиарной ответственности.

Ответственность контролирующих должника лиц при банкротстве: кого и как можно привлечь

Эксперт рассказывает, что в последнее время прослеживается тенденция к увеличению количества споров о субсидиарной ответственности. Ежегодно растет количество удовлетворенных требований. В 2022 году показатели, несмотря на карантин и мораторий на банкротство, не отличаются от 2022 года.

  • наличие у ответчика статуса контролирующего лица
  • совершение таким лицом неправомерных действий (совершение заведомо убыточных сделок, наступление ответственности должника перед бюджетом, непередача арбитражному управляющему документов)
  • негативные последствия от таких действий (подразумевается ухудшение финансового состояния должника, либо наступление объективного банкротства организации)
  • взаимосвязь между действиями и последствиями (в результате совершения контролирующими должника лицами неправомерных сделок был причинен ущерб, документация была искажена или утеряна, управляющий не может определить, что входит в конкурсную массу)
  • субсидиарная — за неполное погашение кредита должником и неподачу заявления о признании должника банкротом
  • деликтная или гражданская — за убытки и нарушение законодательства о банкротстве, а также убытки по корпоративным основаниям
  • публично-правовая, в случае которой ответственность может быть как административной, так и уголовной
Рекомендуем прочесть:  С какого числа бесплатный проезд пенсионерам в электричках

«Ключевой проблемой при привлечении к субсидиарной ответственности является доказательная база. Сложно порой доказать, что то или иное лицо является фактическим руководителей, либо бенифициаром. Они не оставляют прямых доказательств, а ищут обходные пути», — отмечает Станислав Петров.

  • сделки, которые направлены на отчуждение имущества, без которого невозможна деятельность должника
  • сделки по замене ликвидных активов на менее ликвидные
  • сделки, которые заключены на заведомо невыгодных для должника условиях
  • экономически необоснованные сделки, связанные с возникновением обязательств только на стороне должника
  • сделки по передаче имущества должника в пользу афелированных лиц
  • сделки по прекращению обязательств контрагентов
  • действия по реорганизации должника
  • действия по выводу актива должника (выплаты бонусов, премий, дивидентов)

Привлечение контролирующих должника лиц к ответственности в рамках банкротства и как этого избежать

В последнее время к ответственности в рамках банкротства юридического лица все чаще привлекаются так называемые контролирующие должника лица. Это относительно новое и достаточно широкое понятие в действующем законодательстве. Разберемся, при каких обстоятельствах наиболее вероятно привлечение к ответственности как контролирующих должника лиц.

Контролирующее должника лицо, согласно ст. 61.10 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» – это лицо, имеющее либо имевшее в течение определенного срока до банкротства право давать должнику обязательные указания или возможность иным образом влиять на его действия. Имеются в виду действия, в результате которых компания и стала банкротом. Закрытого перечня признаков такого лица нет, поэтому суд может признать лицо таковым и по неуказанным в законодательстве основаниям.Причем отсутствие данного статуса должен доказывать сам субсидиарный ответчик.

Иначе говоря, контролирующим должника может быть признано лицо, которому без равноценного встречного предоставления прямо или косвенно (через третьих лиц) перечислялся доход (выручка) от деятельности должника или его часть либо было отчуждено имущество должника. Для привлечения к субсидиарной ответственности заявитель должен доказать наличие статуса контролирующего должника лица у ответчика, негативных последствий в виде невозможности полного погашения требований кредиторов, а также причинно-следственной связи действия/бездействия контролирующего должника лица с этими последствиями. Отсутствие вины, по аналогии с принципами гражданского права, доказывает субсидиарный ответчик.

Другая новая презумпция – невозможность полного погашения требований кредиторов прямо связана с отсутствием или недостоверностью сведений, подлежащих отражению в ЕГРЮЛ и Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Сокрытие юридическим лицом или раскрытие недостоверной информации о себе, своем местонахождении, размере уставного капитала, стоимости чистых активов, о финансовой или бухгалтерской отчетности, о наличии лицензий, о залоге имущества, о лизинге и т.п. вводит в заблуждение контрагентов.

Стоит учитывать, что для целей оспаривания сделок введено новое оценочное понятие – существенный вред (ранее – просто наличие вреда). Помимо этого, к ответственности привлекается не только директор, который организовывает ведение бухгалтерского учета и хранения документов, как это было ранее.Теперь это также лица, которые обязаны этот учет и хранение вести непосредственно (бухгалтеры, юрисконсульты, иные лица, что не освобождает от доказывания их статуса как контролирующих должника лиц). Поэтому при получении требований о представлении документов, связанных с должностными обязанностями, или приказов о возложении на работников тех или иных обязанностей, необходимо ответить отказом, так как они не являются документами, относящимися к налогообложению.

Со вступлением в силу положений Федерального закона от 28.12.2022 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и особенно Федерального закона от 29.07.2022 N 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» значительно изменился подход законодателя к ответственности контролирующих лиц в ходе процедуры банкротства.

Рассматривая вопрос уголовной и административно-правовой ответственности в делах о банкротстве, следует также обратить внимание на противоправные деяния, совершаемые после возбуждения производства в арбитражному суде по делу о банкротстве юридического лица. Статьями 195 Уголовного кодекса РФ и 14.13 КоАП РФ определен круг неправомерных действий при банкротстве, среди которых выделяются три самостоятельных состава.

На основании рассмотренных нами данных, логичным является заключение, что, принимая во внимание возможность нанесения деяниями контролирующих должника лиц крупного материального ущерба правам кредиторов, а также оказывая существенное влияние на баланс общественных интересов, законодатель отнес эти деяния к общественно-опасным и установил за их совершение уголовную ответственность. На наш взгляд, изложенные конструкции норм имеют исчерпывающий характер и в должной мере обеспечивают защиту частных интересов.

Под заведомо ложном публичном объявлением о несостоятельности понимается публикация в средствах массовой информации сообщения о собственной несостоятельности, а также подача заявления должника о несостоятельности в арбитражный суд, ходя в действительности должник является платежеспособным и имеет реальную возможность удовлетворить требования кредиторов или выплатить обязательные платежи в полном объеме.

Таким образом, причинами ухудшения финансового состояния должника являются совершение определенного рода сделок, являющихся заведомо убыточными для организации, а также совершение управленческих действий органами управления организации (к примеру, намеренное бездействие по взысканию дебиторской задолженности). В Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» приводится перечень сделок, которые являются инструментами в совершении такого противоправного деяния, как преднамеренное банкротство. К ним относятся сделки: «а) по отчуждению имущества; б) направленных на замещение или приобретение имущества менее ликвидного; в) купли-продажи имущества, без которого невозможна основная деятельность; г) связанных с возникновением обязательств, не обеспеченные имуществом; д) по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условия» Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004г. № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» // СЗ РФ. 2004. №52 (часть II). Ст. 5519. .

Как отмечается в научной литературе, мотивы и цели противоправного деяния не являются обязательными признаками состава преступления. Стоит отметить, что характерными целями при совершении рассматриваемого противоправного деяния выступают: завладение безвозмездно или по несущественной стоимости имуществом обанкротившегося предприятия; уход от обязательств погашения кредиторской задолженности, что становится возможным в связи с недостаточностью имущества ликвидируемого должника для погашения требований кредиторов в процессе конкурсного производства.

Ственность лиц, контролирующих должника

5. Заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также заявление о возмещении должнику убытков, причиненных ему его учредителями (участниками) или его органами управления (членами его органов управления), по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, рассматривается арбитражным судом в деле о банкротстве должника.

требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают на дату закрытия реестра требований кредиторов пятьдесят процентов общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов.

Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, может быть подано в течение одного года со дня, когда подавшее это заявление лицо узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом.

7. По результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или заявления о привлечении контролирующих должника лиц, а также лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, к ответственности в виде возмещения убытков выносится определение, которое может быть обжаловано. В определении о привлечении указанных лиц к субсидиарной ответственности указывается размер их ответственности, в определении о взыскании причиненных должнику убытков — размер взыскиваемых убытков. На основании определения о привлечении таких лиц к субсидиарной ответственности (о взыскании убытков) выдается исполнительный лист.

Рекомендуем прочесть:  Региональный прожиточный минимум в санкт-петербурге в 2022 году для пенсионеров

3. В случае, если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя, должник несет перед кредиторами ответственность за убытки, причиненные возбуждением производства по делу о банкротстве или необоснованным признанием требований кредиторов.

В действующей редакции п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве возможность привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности не ставится в зависимость от формы вины конкретного лица в неплатежеспособности должника и вообще от ее наличия. Любое контролирующее лицо может доплатить по долгам банкрота, если его указания привели к неплатежеспособности (даже при отсутствии его вины в этом). Однако суд вправе уменьшить размер ответственности или вовсе освободить от нее невиновное в несостоятельности должника лицо.

Нельзя забывать и о том, что вопрос о субсидиарной ответственности контролирующих лиц вместе со ст. 10 Закона о банкротстве регулируется ГК РФ. В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ если банкротство организации вызвано действиями участников юридического лица или других лиц, которые имеют право давать обязательные для него указания либо могут иным образом определять его действия, то в случае недостаточности имущества юридического лица на них может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Практика ВАС РФ свидетельствует о применении данной нормы ГК РФ .

Законодатель еще в первой редакции Закона о банкротстве 2002 г. для защиты кредиторов предусмотрел возможность привлечения к субсидиарной ответственности лиц, виновных в банкротстве должника. Так, Закон о банкротстве позволял кредиторам рассчитывать на удовлетворение своих требований в полном объеме — если не за счет должника-банкрота, то за счет иного лица. Такое правило, закрепленное в ст. 10 Закона о банкротстве, не подвергалось существенному изменению в течение многих лет, однако необходимость перемен назрела объективно, и они произошли.

Необходимость доказывания причинно-следственной связи между каким-либо деянием и наступившими неблагоприятными последствиями является общим межотраслевым условием привлечения к ответственности и явствует из формулировки п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве. ВАС РФ также указывал на важность доказывания наличия причинно-следственной связи между дачей обязательных для исполнения должником указаний и причинением вреда имущественным правам кредиторов . Ее отсутствие тоже не позволяет привлечь к ответственности соответствующее лицо. Так, наличие у организации-банкрота (до исполнения данного ей обязательного для исполнения указания) задолженности на сумму, превышающую стоимость ее активов, образовавшейся, например, по причине неэффективности ее экономической деятельности, может служить основанием для непривлечения к ответственности контролирующих должника лиц .

Также важно учитывать, что в отличие от субсидиарной ответственности контролирующих лиц размер ответственности руководителя по этому основанию не может быть уменьшен судом, как допускает п. 4 ст. 10 Закона N 127-ФЗ, и охватывает весь объем обязательств должника. Также применительно к данному случаю законодателем сформулирован усеченный состав нарушения. Для возложения ответственности достаточно лишь доказать факт отсутствия или искажения документов, содержащих сведения об имуществе должника, и руководитель как специальный субъект по специальной норме будет привлечен к субсидиарной ответственности по всем долгам банкрота. При этом нет необходимости, как в других случаях, доказывать наличие убытков и их размер; наличие права давать обязательные для должника указания, а также факт их дачи и исполнения должником; причинно-следственную связь между исполнением такого указания и причинением вреда интересам кредиторов.

В-четвёртых, независимо от количества присоединившихся к требованию лиц, суд будет рассматривать дело по правилам для групповых исков (глава 282 АПК РФ). Предложение о присоединении к заявлению может быть сделано путем включения сообщения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Однако п. 4 ст. 6114 Закона о банкротстве оставил основание «возврат заявления» для уполномоченного органа, при этом правом на подачу заявления (после возвращения заявления именно уполномоченному органу) за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника обладают:

Суд вправе наложить арест или принять иные обеспечительные меры в отношении имущества ответчика, а также имущества, принадлежащего иным лицам, в отношении которых ответчик имел право самостоятельно либо совместно с заинтересованными лицами распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества, или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, или более чем половиной голосов в общем собрании участников юридического лица либо имело право назначать (избирать) руководителя должника.

Правом на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника при завершении конкурсного производства, прекращении производства из-за отсутствия финансирования или возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом обладают:

Несмотря на большой объем новых правил, после прочтения возникает много вопросов, над которыми будут ломать голову судьи. Вот несколько из них. Наличия каких критериев достаточно, чтобы не признать контролирующим лицом, если в состав органов управления входит много лиц (десять и более)? Как будет применяться ответственность, если уволенное лицо исказило документы, а новый управленец это не выявил, и компания продолжила получать скрытые убытки?

Виды ответственности при банкротстве ООО

Банкротство юридического лица – следствие неверных решений в коммерческой деятельности, переоценка своих возможностей, желание получить все и сразу и не желание платить по счетам, как в пользу государства, так и в пользу контрагентов. Единственным объединяющим фактором всех дел о банкротстве юридических лиц обладающим имуществом, является неимоверное желание сохранить если не все, то хотя бы большую часть имущества нажитого путем долгого и мучительного труда.

  • отсутствует заявление при наличии симптомов банкротства;
  • подано заявление при имеющейся возможности погасить долг;
  • уменьшена конкурсная масса до возбуждения процедуры о банкротстве;
  • искажены данные в бухгалтерском учете или отсутствие бухгалтерского учета.
  • Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере или месте нахождения или иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества либо сокрытие, уничтожение или фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица либо индивидуального предпринимателя, н еправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника — юридического лица руководителем юридического лица или его учредителем (участником) либо индивидуальным предпринимателем или гражданином заведомо в ущерб другим кредиторам либо принятие такого удовлетворения кредиторами, знающими об отданном им предпочтении в ущерб другим кредиторам, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства юридического лица либо признаков неплатежеспособности индивидуального предпринимателя или гражданина и не содержат уголовно наказуемых деяний, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 (четырех) тысяч до 5 (пяти) тысяч рублей, а на должностных лиц — от 50 (пятидесяти) тысяч до 100 (ста) тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет;
  • Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, конкурсного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации, в том числе несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему, конкурсному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации сведений и (или) документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, и (или) имущества, принадлежащего юридическому лицу, в том числе кредитной или иной финансовой организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица, в том числе кредитной или иной финансовой организации, возложены соответственно на арбитражного управляющего, конкурсного управляющего и руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 (сорока) тысяч до 50 (пятидесяти) тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
  • Неисполнение руководителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица либо индивидуального предпринимателя, гражданина банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 (одной) тысячи до 3 (трех) тысяч рублей, а на должностных лиц — от 5 (пяти) тысяч до 10 (десяти) тысяч рублей.
  • Преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб, — наказывается штрафом в размере от 200 (двухсот) тысяч до 500 (пятисот) тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо без такового.
Рекомендуем прочесть:  Основные Средства Косгу В 2022 Году Как Отличить От Мз

Административная ответственность – это штраф и/или дисквалификация. Она наступает, если действия не содержат в себе уголовно наказуемых деяний. Она означает наложение штрафа или дисквалификацию на определенный срок для должностных лиц ( с т. 14.13 КоАП РФ) . Какие могут быть последствия для должностных лиц (директора) при банкротстве?

Ответственность контролирующих должника лиц в деле о банкротстве

Имущественная ответственность руководителя заемщика (в том числе дочернего общества, генерального директора и иных лиц в качестве контролирующей стороны) (в том числе финансового директора и главного бухгалтера) в деле о банкротстве (Федеральный закон от 29.07.2022 N 266-ФЗ).

Дочерние обязательства или другие виды обязательств, которые позволяют определенным лицам брать на себя обязанности владения, вероятно, будут лидерами в спорах о банкнотах. В то же время одним из вопросов, поднимаемых руководством как заинтересованными сторонами предприятия, является риск, связанный с такими рисками. Учитывая, что последняя поправка (488-фз) еще не вступила в силу и еще не реализована в полной мере, появился еще один закон по этому вопросу, который только показывает его важность законодателям и сотрудникам правоохранительных органов.

Законом введен термин «лицо, контролирующее должника» (ст. 61.10 Закона о банкротстве). Здесь я цитирую слова законодателя только с целью облегчения понимания материала. Лицо или юридическое лицо, право собственности или владение которых не более чем за три года до появления знака банкротства, принятое арбитражным судом, должно принять заявление должника о признании банкротства, дать обязательные инструкции для должника или определить возможность других действий, включая определение Порядок и сроки.

На мой взгляд, помимо того, что поведение заемщика можно определить как «акт притягивания других людей путем «обозначения другого поведения иным образом », я считаю, что основным критерием отнесения этих людей к контролирующим собственникам будет статья 61.10 закона. Характеристики, указанные в Статье 4 (3). Согласно закону, такие контролеры должны воспользоваться незаконными или недобросовестными действиями лиц, указанных в пункте 1 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (лиц, действующих от имени юридических лиц в соответствии с законом или учредительными документами).

Кроме того, закон откроет «право давать указания или определять способность действовать». Однако я считаю, что такого рода регуляторные «неприятности» неудобны для кредиторов, которые имеют право влиять на принимаемые ими решения после достижения договоренности с заемщиком. Предположим, что банк, заключивший договор в кредитном договоре; залогодатель влияет на сделки залогодателя с использованием заложенного имущества; кредитор по договору общества может влиять на решения участников общества или общего собрания акционеров.

Существует особая практика для ситуаций, когда ущерб нельзя точно подсчитать. По ней арбитр определяет, есть ли в неправомерных действиях виновника состав преступления при банкротстве. За крупный вред считают невозможность нормальной хозяйственной деятельности, разорение кредитора из-за несостоятельности должника, прекращение выпуска требуемой региону продукции и т. д.

  • утаивание имущества и информации о нем, отдача на хранение другим лицам, реализация, ликвидация (уменьшение конкурсной массы разными путями);
  • утаивание, подделка или уничтожение отчетности, свидетельствующей о финансовом состоянии компании;
  • создание препятствий в работе управляющего, назначенного АС, или временного руководства;
  • выплата долга одному или нескольким кредиторам без правового основания во вред остальным;
  • преднамеренное банкротство — неправомерные умышленные действия при банкротстве, приведшие предприятие или гражданина к несостоятельности (проведение невыгодных сделок, незаконное получение займов, расходование средств, растрата и т. д.);
  • подача заведомо ложного иска о признании частного лица или предприятия несостоятельным для уклонения от уплаты долгов, получения отсрочки или рассрочки.

Общее условие для отнесения действий к неправомерным при банкротстве по УК и КоАП РФ — совершение их в период наличия признаков несостоятельности. Такими, согласно ст.ст. 3, 6, 9 ФЗ № 127, для ЮЛ считаются просрочка по исполнению денежных обязательств в течение минимум 3 месяцев, совокупный долг от 300 тыс. руб., неплатежеспособность и недостаточность имущества. Для частных лиц при тех же условиях сумма задолженности увеличена до полумиллиона рублей.

Большинство арбитров в этом вопросе опирается на судебную практику и мнение известного российского авторитета в юриспруденции, выраженное в реферате о неправомерных действиях при банкротстве. Считается, что преступления и проступки совершаются в период от появления 3-месячной просрочки до конца конкурсного производства.

Практика показывает, что с каждым годом число заявлений против должников растет. Учитывая исковой срок в уголовном праве 3 года, инициируют производства даже по давним деяниям. Тем не менее судьи с осторожностью относятся к разбирательству таких дел и назначению наказания, видимо, в ожидании рекомендаций ВС и КС РФ.

«… под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.»

Так как нас не интересуют тривиальные случаи, когда статус КДЛ очевиден, например, у директора хозяйственного общества, то мы обратимся к случаям установления неочевидного КДЛ, а именно того, кто извлекал выгоду из незаконного или недобросовестного поведения лиц, указанных в пункте 1 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Иными словами, если ООО «Рога и копыта» с уставным капиталом в 10 000 рублей ведет строительство нескольких многоквартирных домов, а деньги, полученные от дольщиков, уходят, например, через определенную схему на конечного бенефициара, который реально контролирует и застройщика и подрядчика, и не это ООО впадает в банкротство, например, в связи с нарушением сроков строительства и требованиями о возврате денежных средств со стороны дольщиков, то недокапитализация и аккумуляция денежных средств у лиц, у которых нет никаких долгов, является свидетельством злоупотребления корпоративной формой. Такой уставный капитал явно не является достаточным для ведения подобной деятельности. Фактически пользу и прибыль от такой деятельности извлекают одни, а долги остаются на юридическом лице, которое заведомо неспособно их отдать.

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в целях настоящего Федерального закона под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» возможно привлечение к ответственности контролирующих органов должника, который является банкротом. Контролирующими органами могут выступать любые физические и юридические лица, которые имели право давать основному должнику обязательные для исполнения предписания в течении двух лет до подписания заявления о банкротстве.

Adblock
detector