Административная Ответственность Медицинского Работника Примеры

Однако в медицинской практике возможны ситуации, при которых здоровье или жизнь пациента могут быть сохранены или не сохранены в зависимости от ряда субъективных и объективных факторов. Проблема врачебной ошибки и ее юридической квалификации связана именно с такими ситуациями.

При благоприятном эффективном лечении вопрос о врачебной ошибке, естественно, не возникает. Он не возникает и во многих других случаях, когда достижение положительного результата врачевания невозможна на современном уровне медицинской науки и практики в связи либо с тяжестью и стадией развития болезни, либо с возрастом пациента, а также с неизбежной ограниченностью жизни человека.

Введение ………………………………………………………………. …стр 3
1. Права и ответственность медицинских работников…..……………. …стр 5
1.1 Права медицинских работников…………………………………. ….стр 5
1.2 Административная и дисциплинарная ответственность медицинских работников…………………….…………………………………..…..………стр 9
2.Определение вины…………………………………………………….…..стр 12
2.1Определение вины медицинского учреждения или мед персонала…..стр 12
2.2 Страхование ответственности медработников……………………..…стр 15
2.3Необходимость повышения квалификации медработника……..….…стр 16
2.4Противоправные действия пациентов…………………………….……стр 17
Список используемой литературы…………………………………….……стр19

Введение.
Каждый человек имеет естественное неотъемлемое и незыблемое право на здравоохранение. Общество и государство ответственны перед современным и будущими поколениями за уровень здоровья и сохранение генофонда народа России, обеспечивают приоритетность здравоохранения в деятельности государства, улучшение условий труда, учебы, быта и отдыха населения, решение экологических проблем, совершенствование медицинской помощи и внедрение здорового образа жизни.

Как показывает практика большинство медицинских работников и даже руководителей учреждений здравоохранения имеют поверхностное представление о юридической ответственности, установленной действующим законодательством за правонарушения в сфере здравоохранения. При этом знания об основаниях, виды и последствия юридической ответственности, с одной стороны, дисциплинирует медицинских работников, а с другой — уменьшает вероятность необоснованного привлечения их к ответственности.

  1. нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
  2. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ). В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержатся общие санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям;
  3. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ). В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства;
  4. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ). Данное правонарушение заключается в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовые, рестораны, кафе, бары и т.д.), в том числе при приготовлении пиши и напитков, их храпении и реализации населению;
  5. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ). Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, прежде всего детей, подростков и молодежи;
  6. уничтожение специальных знаков, в частности знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков и т.д. (ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ);
  7. самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ч. 2 ст. 7.8 КоАП РФ);
  8. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ). Целью указанной статьи является обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду;
  9. сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ). Данный административный проступок заключается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;
  10. порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ);
  11. продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей (ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ).

непредоставление гражданину информации в случаях, предусмотренных законом (а врач обязан поступать в соответствии со ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»), либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации при отсутствии причинения реального вреда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 5.39 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 140 УК РФ;

статья 6.1 КоАП предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа за сокрытие больным венерическим заболеванием (и ВИЧ-инфицированным) источника своего заражения , равно как и других лиц, имевших половые контакты с данным заболевшим;

Руководители территориальных органов указанной службы и уполномоченные ими должностные лица выступают в качестве главных государственных санитарных врачей по субъектам РФ, городам, районам и на транспорте. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, организующие деятельность по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору на объектах обороны и иного специального назначения, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача по вопросам, входящим в их компетенцию («Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569).

Наиболее распространенный вид административного наказания — штраф . Субъектами административных правонарушений могут быть только лица, достигшие 16-летнего возраста. При решении вопроса об административной ответственности одновременно может быть принято решение о возмещении правонарушителем имущественного вреда потерпевшей стороне.

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физиче­скому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация.

В аспекте административной ответственности медицинских и фармацевтических работников (организаций) заслуживают рассмотрения следующие административные наказания: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физиче­скому лицу.

Мерами административной ответственности являются админи­стратив-ные наказания. Меры административной ответственности (административные наказания) являются разновидностью мер административно-правового принуждения, применяемых к лицу, совершающему ад­министративное правонарушение.

Административная ответственность медицинского работника

  • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ). Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, прежде всего детей, подростков и молодежи;
  • уничтожение специальных знаков, в частности знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков и т.д.

Руководители территориальных органов указанной службы и уполномоченные ими должностные лица выступают в качестве главных государственных санитарных врачей по субъектам РФ, городам, районам и на транспорте. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, организующие деятельность по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору на объектах обороны и иного специального назначения, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача по вопросам, входящим в их компетенцию («Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации», утв.

При этом если такое деяние приведет к причинению вреда жизни или здоровью граждан либо создаст угрозу причинения вреда, на должностных лиц будет наложен административный штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб., а на само учреждение – в размере от 200 000 до 400 000 руб. (или будет применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Проект федерального закона № 1093620-6 предусматривает административную ответственность за нарушение медицинским работником, медицинской организацией установленных порядков проведения медицинской экспертизы, за исключением экспертизы качества оказания медицинской помощи, диспансеризации, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований.

  • не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (статья 192 Трудового кодекса);
  • до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от медицинского работника письменное объяснение (статья 193 Трудового кодекса);
  • дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни медицинского работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Виды административной ответственности медицинских работников

Законодательством охраняется сфера здравоохранения и медицины, поэтому за нарушения норм в проведении деятельности, продаже и перевозке лекарственных изделий, предоставления дополнительных не лицензионных услуг, включение в оборот фальсифицированных контрафактных изделий, нарушение требований по охране труда и санитарному контролю физическое, должностное или юридическое лицо наказывается штрафной санкцией или тюремным заключением на срок, прописанный в каждом конкретном случае.

Медицинские учреждения, как и работники, несут ответственность за нарушения законов о медицине и здравоохранении. На юридических лиц госучреждений накладывается денежный штраф, а также санкция в форме тюремного заключения на срок, указанный в законодательстве, в связи от тяжести нарушения права и разновидности деятельности. Ответственность на частные и общегосударственные клиники наступает в том случае, когда были нарушены правила лицензирования, выпуске, использовании и продажи контрафактных медикаментов и оборудование, применения клиники и использование отдельными лицами частной народной медицины без прав на выполнение подобных действий.

Охрана труда и здоровья работающих лиц, сохранение безопасности работы на предприятии — основная задача руководителя любого учреждения. Несоблюдение законодательства в этих сферах приводит к получению предупреждения, административного штрафного взыскания, закрытия клиники или наступления уголовной ответственности к руководству. Мера наказания определяется в зависимости от тяжести преступления, наличия пострадавших и прочих факторов.

  1. Определить временную нетрудоспособность;
  2. Сделать государственную проверку;
  3. Сделать военное освидетельствование;
  4. Сделать независимое психиатрическое заключение;
  5. Определить квалификационную пригодность и то, как болезнь связана с основной работой;
  6. Определить качество предъявляемой помощи.

Но обновленному закону 14.4.2 КоАП РФ по подпункту 1 нарушение в сфере торговли лекарствами и медикаментами приводит к взысканию для лиц в объеме до 30 тысяч рублей, а для организаций — до 150 тысяч рублей. Также организация может быть закрыта на 3 месяца.

Административная ответственность медицинских работников

Правительство Российской Федерации в рамках своих полномочий разрабатывает и принимает важные правовые акты по вопросам здравоохранения и оказания медицинской помощи, в частности, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения, координирует деятельность органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в области охраны здоровья граждан. Так, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», Постановление Правительства Российской Федерации № 350 от 25.03.1996 г. «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» и др.

Компенсационные санкции имеют своим назначением возмещение потерпевшей стороне вреда или убытков, причиненных правонарушителем. Санкция в форме возмещения убытков потерпевшей стороне подчинена принципу полного возмещения имущественного (материального) вреда (п. 1 ст. 15 ГК РФ). Материальный вред может быть возмещен в натуре (предоставление взамен вещи того же рода и качества) либо компенсирован в деньгах. В соответствии с компенсационной санкцией возмещению подлежат все убытки в форме реального ущерба и упущенной выгоды, причинно связанные с правонарушением.

незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью, если они совершены не из корыстной или иной личной заинтересованности, влекут за собой наложение административного штрафа по ст. 5.37 КоАП. В случаях заинтересованности ответственность наступает по ст. 153 УК РФ;

В указанном Федеральном законе определены виды медицинской помощи (первичная медико-санитарная, специализированная, в том числе высокотехнологичная, скорая, паллиативная), ее формы (экстренная, неотложная, плановая) и условия ее оказания (вне медицинской организации, амбулаторно, в стационаре), установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками, обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и на основе стандартов медицинской помощи.

Детальный анализ законодательства о здравоохранении показывает, что перечисленные выше законы имеют множество недостатков содержательного и технико-юридического характера. Практически все они были приняты до вступления в силу нового Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Связи между разными «медицинскими» законами порой схематичны, а в некоторых случаях вообще прослеживаются слабо. Кроме того, законы, регулирующие отношения в сфере здравоохранения, практически не ссылаются и не опираются друг на друга. Например, Закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» никакие связан с Законом «О лекарственных средствах», несмотря на то, что для профилактики и ранней диагностики этого заболевания используются именно лекарственные средства.

Подобрать примеры административной ответственности медицинских работников

При благоприятном эффективном лечении вопрос о врачебной ошибке, естественно, не возникает. Он не возникает и во многих других случаях, когда достижение положительного результата врачевания невозможна на современном уровне медицинской науки и практики в связи либо с тяжестью и стадией развития болезни, либо с возрастом пациента, а также с неизбежной ограниченностью жизни человека.

В соответствии с этим положением «Основ» органы санэпиднадзора, руководители департаментов и управлений здравоохранения и лечебно- профилактических учреждений обязаны информировать население о небла- гоприятной санэпидобстановке, неблагоприятных экологических мутациях, вспышках инфекционных заболеваний, качестве продуктов питания, поступающих в широкую продажу, и других факторах, которые способствуют сохранению здоровья или угрожают здоровью населения. Сокрытие этой информации может явиться составом преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ.

Такая неоднозначность в оценках и становится той точкой, в которой сходятся множество противников, спорящих о небрежности и халатности врачей и медсестёр, с одной стороны, и встающих на защиту «людей в белых халатах», с другой стороны. И сколько бы дискуссий ни было, нельзя будет подогнать ситуации под шаблон. Каждое отдельное событие требует тщательной оценки и разбора. Только так можно будет соразмерить действия и степень его виновности, если она имеет место.

Вина имеет форму умысла или неосторожности. Умысел означает осознание правонарушителем совершаемых виновных действий и желание наступления связанного с этими действиями результата. При неосторожной вине лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя может и должно их предвидеть, или же предвидит указанные последствия, но легкомысленно надеется их предотвратить.

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова. Статья 79. Обязанности медицинских организаций 1. Медицинская организация обязана: 3) информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 2. Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, обязаны: 1) предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ГАРАНТИРУЮЩИЕ ПРАВО ГРАЖДАНИНА НА ИНФОРМАЦИЮ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Назначение и выписывание лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, предоставляющих медицинскую помощь, и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на ведение медицинской деятельности, осуществляются в соответствии с Порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденным Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1175н (далее – Порядок № 1175н).

3. Нарушение права гражданина на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 6.32 КоАП РФ. Данное деяние повлечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб., а на учреждение – в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Проектом федерального закона № 1093620-6 предусмотрено введение в КоАП РФ ст. 6.34, в силу которой нарушение порядков оказания медицинской помощи, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в части несоблюдения установленных ими обязательных требований повлечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб., а на само учреждение – в размере от 100 000 до 300 000 руб.

  1. нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
  2. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ). В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержатся общие санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям;
  3. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ). В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства;
  4. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ). Данное правонарушение заключается в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовые, рестораны, кафе, бары и т.д.), в том числе при приготовлении пиши и напитков, их храпении и реализации населению;
  5. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ). Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, прежде всего детей, подростков и молодежи;
  6. уничтожение специальных знаков, в частности знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков и т.д. (ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ);
  7. самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ч. 2 ст. 7.8 КоАП РФ);
  8. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ). Целью указанной статьи является обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду;
  9. сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ). Данный административный проступок заключается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;
  10. порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ);
  11. продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей (ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ).

На основании ст. 2.4 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностными лицами понимаются лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Административная ответственность медицинских работников рф

Постулат о том, что медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи закреплен в статье 98 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.

Наиболее распространенным примером незаконного занятия частной медицинской практикой является проведение косметологических процедур «на дому», без лицензии на частную практику (в частности, различные инъекции препаратов, разглаживающих морщины). Зачастую такие процедуры влекут вред здоровью пациента, что является основанием для привлечения медицинских работников и к уголовной ответственности по

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора возникает договорная ответственность, а в остальных случаях – внедоговорная. Внедоговорную ответственность нередко называют также деликтной, связывая ее в основном с обязательствами из причинения вреда (деликтами). Деликт – это правонарушение, гражданско-правовой проступок, связанный с нарушением обязательств и причинением вреда, подлежащего взысканию в полном объеме.

  • Незаконное изготовление, приобретение, хранение и перевозка, либо сбыт наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228 УК РФ);
  • Хищение или вымогательство наркотических средств и психотропных веществ (ст. 229 УК РФ);
  • Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ);
  • Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст.235 УК РФ).

Отдельно укажем, что в вопросе возмещения какого-либо (будь то имущественного или морального) вреда в медицине важно установить лицо, которое необходимо привлекать к ответственности. Здесь имеет место небольшой нюанс: в сфере медицины вред причиняется, как правило, персоналом медицинской организации (лечащим врачом, медицинской сестрой и т.д.). Однако к ответственности должно быть привлечено не лицо, непосредственно причинившее вред, а медицинская организация, которая оказывала какие-либо услуги пациенту и с которой указанные выше лица состоят в трудовых правоотношениях.

Административная ответственность медицинской организации и медицинских работников

Административная ответственность наступает в отношении медицинских работников, должностных лиц и медицинских организаций за совершенное ими административное правонарушение, предусмотренное Кодексом РФ об административных правонарушениях. Согласно ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее «КоАП РФ») административным правонарушением признаетсяпротивоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

К административным правонарушениям относятся проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, нарушения санитарно-гигиенических правил, требований пожарной безопасности, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), нарушения прав потребителей и прочее, в том числе:

правонарушений, посягающих на права граждан. В данной группе раскройте состав административного правонарушения согласно ст. 5.39 КоАП РФ (Отказ в предоставлении информации). Обоснуйте особенности применения данной статьи к медицинским работникам и медицинским организациям.

Признание юридического лица субъектом административной ответственности в КоАП РФ означает, что в случае привлечения юридического лица к административной ответственности на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении к ответственности и сто исполнения. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Медицинские организации и медицинские работники могут быть субъектами некоторых административных правонарушений, посягающих на права граждан, их здоровье, санитарно- эпидемиологическое благополучие населения. В частности, в отношении медицинских работников и медицинских организаций применяются следующие статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о г 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ):

Объектом административного правонарушения является совокупность общественных отношений, на которые направлены противоправные действия (бездействие). Это могут быть нрава и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно- эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства и т.д.

В широком смысле под государственным управлениемпонимается деятельность любых органов государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений.

Ответственность уголовного характера за незаконное производство аборта по УК РФ наступает, даже если у женщины есть показания к аборту, и она согласна на операцию. Если такая процедура проводилась не единожды, это считается отягчающим вину обстоятельством.

Незаконное занятие частной медицинской практикой в любом из подлежащих лицензированию виде наказывается в соответствии с уголовным законодательством. Перечень лицензируемых видов деятельности в сфере медицины установлен Министерством здравоохранения, а процесс предоставления разрешительных документов осуществляется исполнительными органами власти в соответствующих субъектах.

  1. Субъект – это лицо, которое совершило преступление (работник медицинской сферы).
  2. Субъективная сторона – это психическое (внутреннее) отношение преступника к совершаемому им деянию (мотив, цель и вина). Если преступление совершено с умыслом, вина выражается в форме косвенного или прямого умысла. Если преступление совершено по неосторожности, вина выражается в форме легкомыслия или небрежности.
  3. Объект – это отношение общественного характера, защищаемое Кодексом.
  4. Объективная сторона – это перечень совокупных признаков, выражающих внешнюю характеристику преступления. К ним относится место, время, обстановка, причинно – следственная связь, бездействие или действие и т. д.
  1. Перед наложением взыскания дисциплинарного характера работодателю необходимо потребовать у сотрудника объяснение в письменном виде.
  2. Применять взыскания, не предусмотренные уставами учреждения, внутренними положениями и законами федерального уровня, запрещено.
  3. За один проступок дисциплинарного характера можно наложить одно взыскание.
  4. Максимальный срок применения взыскания дисциплинарного характера с момента обнаружения – один месяц, за исключением времени для учета позиции профсоюзного органа, а также срока болезни виновного сотрудника, нахождения в отпуске. Общий максимальный срок привлечения к ответственности составляет шесть месяцев. Если наложению взыскания предшествовала ревизия, аудиторская или финансово-хозяйственная проверка, максимальный срок продлевается до двух лет.
  5. Обжаловать наложенное взыскание дисциплинарного характера можно в органах, рассматривающих индивидуальные трудовые споры или государственную трудовую инспекцию.
  6. Распоряжение или приказ руководителя о наложении взыскания дисциплинарного характера должно быть вручено работнику в трехдневный срок (за исключением выходных) под роспись.

Статья 123 УК РФ о производстве незаконного аборта определяет ответственность за прерывание у женщины беременности иным лицом. Аборт считается незаконным, если он проведен не в лечебном стационарным учреждении, проведен лицом без медицинского высшего образования или проведен без учета противопоказаний к его проведению.

Гражданско-правовая ответственность

Статья 6.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность для лиц, которые незаконно занимаются частной медицинской практикой, фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством). Так, если медработник занимается частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без лицензии, то с него могут взыскать штраф в размере от 2000 до 2500 руб. (от 20 до 25 МРОТ).

Она установлена Гражданским кодексом РФ. Применяется, если медицинская организация или медработник нарушили условия договора с пациентом или ненадлежащим образом исполнили договор. В этом случае с нарушителя может взыскиваться неустойка, ему придется возмещать клиенту материальный и моральный вред.

Правда, в соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 4.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях к ответственности не могут привлечь, если со дня нарушения прошло больше двух месяцев (при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения). На это также обращено внимание в Постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 октября 2003 г. N Ф03-А59/03-2/2332.

К примеру, если виновник занимался частной медицинской практикой или фармацевтической деятельностью без лицензии и его действия причинили вред здоровью человека (даже по неосторожности), это наказывается штрафом в размере до 120000 руб. или в размере зарплаты (иного дохода) виновника за период до одного года. Возможно и лишение свободы на срок до трех лет. Если же деятельность медработника или фармацевта привела к смерти человека, то виновнику грозит тюрьма на срок до пяти лет (ст. 235 Уголовного кодекса РФ).

Если медик, не имея высшего медицинского образования, сделает женщине аборт, с него взыщут штраф в размере до 80000 руб. или сумму зарплаты (иного дохода) за период до шести месяцев. Могут наказать обязательными работами на срок от 100 до 240 часов либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет. За те же действия, в результате которых причинен тяжелый вред здоровью женщины или повлекшие смерть, виновнику грозит лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 123 Уголовного кодекса РФ).

Руководители территориальных органов указанной службы и уполномоченные ими должностные лица выступают в качестве главных государственных санитарных врачей по субъектам РФ, городам, районам и на транспорте. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, организующие деятельность по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору на объектах обороны и иного специального назначения, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача по вопросам, входящим в их компетенцию («Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569).

несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ). Целью указанной статьи является обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду;

нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ). В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства;

Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в пределах своей компетенции наделены правом рассматривать дела по административным правонарушениям, объектом которых являются здоровье населения, его санитарно- эпидемиологическое благополучие; охрана собственности; охрана окружающей среды и природопользования; законный порядок предпринимательской деятельности.

нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ). Данное правонарушение заключается в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовые, рестораны, кафе, бары и т.д.), в том числе при приготовлении пиши и напитков, их храпении и реализации населению;

Особенностью правового положения медицинских работников в аспекте анализа специфической дисциплинарной ответственности является их двойной статус — как работников конкретного медицинского учреждения (типичные отношения работника и работодателя) и как представителя медицинской профессии, т.е. лица, обязанного, в соответствии с законом, оказывать медицинскую помощь в любом месте, в любое время и в любых условиях. Таким образом, профессиональные обязанности медицинских работников гораздо шире, чем их трудовые обязанности, выполняемые по месту трудовой деятельности.

Дисциплинарная ответственность медицинского работника — это частный вариант юридической ответственности, наступающей в случае нарушения медицинским работником трудовых обязанностей. Следует особо подчеркнуть, что речь идет именно о нарушении трудовых обязанностей медицинского работника. Как следует из статьи 419 ТК РФ, лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Трудовым Кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Как положительную динамику следует отметить изменение административного законодательства относительно регулирования актуальных проблем медицинской деятельности. Ранее действовавший Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, в статьях 42-45 затрагивал вопросы нарушения санитарно-гигиенических правил и норм, незаконного оборота наркотических средств и сокрытия источника заражения венерической болезнью. Выделение отдельной главы, посвященной административным правонарушениям, посягающим на здоровье — безусловный шаг вперед. Следует надеяться, что это послужит основой для улучшения, как правового обеспечения медицинской деятельности, так и функционирования всей системы охраны здоровья граждан.

Накоплен значительный международный опыт дисциплинарно-правового регулирования медицинской деятельности. Так, например, в некоторых зарубежных странах дисциплинарные взыскания на медицинских работников налагаются профессиональными ассоциациями, в уставах и правилах которых предусмотрены соответствующие функции. В качестве мер, применяемых к нарушителям, выделяют выговор, штраф, временное запрещение занятия медицинской практикой, лишение права осуществления медицинской деятельности.

1. Административная ответственность наступает не за любое правонарушение, совершенное в сфере государственного управления. Перечень областей применения, так и самих правонарушений приведен в Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП) (с изменениями и дополнениями)

Рекомендуем прочесть:  Увеличение стипендии в 2023 году
Adblock
detector