Административная Юридическая Ответственность Примеры

Во всех случаях у лица, привлекаемого к ответственности, должны быть взяты объяснения. Отказ дать объяснения производства не прекращает. Но право дать объяснение, быть выслушанным — важный элемент права на защиту от необоснованного привлечения к ответственности.

Действующее законодательство мало говорит о том, какие действия вправе совершать те, кто расследует факт совершения дисциплинарного проступка. В частности, должны ли при этом составляться какие-либо документы. Очевидно, что в ходе разбирательства могут производиться опросы, ревизии, проверки документов, замеры и т.д.

  • вообще не реагировать на деяние, признав это нецелесообразным или признав лицо невиновным;
  • ограничиться напоминанием о необходимости выполнять обязанности, предупреждением, строгим указанием и иными средствами морального воздействия, которые не являются взысканиями;
  • направить материал на рассмотрение общественных организаций (суда чести, студенческого совета и т.д.);
  • наложить на виновного дисциплинарное взыскание;
  • если руководитель (командир) считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он может направить материалы вышестоящему руководителю для решения вопроса об ответственности (например, декану, ректору);
  • при наличии в действиях виновного признаков преступления направить материал в орган, который вправе возбудить уголовное дело.

И.А. Галаган отметил, что под ответственностью «следует понимать конкретные меры государственного принуждения, применяемые уполномоченными на то органами государства и должностными лицами, содержащие государственное осуждение противоправных действий и выражающиеся в отрицательных для правонарушителя последствиях». В этом определении также не названа такая особенность ответственности, как четкий порядок привлечения к ней.

Дисциплинарная ответственность членов трудовых коллективов регулируется одним правовым актом — Трудовым кодексом. А дисциплинарная ответственность членов административных коллективов (образовательных, правоохранительных, военных) регулируется многими правовыми актами (законами, дисциплинарными уставами). Можно уменьшить число федеральных законов и тем более подзаконных актов, регулирующих дисциплинарное принуждение. Представляется, что необходимо иметь четыре группы законов, регулирующих дисциплинарное принуждение, применяемое:

– за вовлечение несовершеннолетнего родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ч. 2 ст. 6.10 Кодекса);

6. Предусматривается нормами административного права, которые образуют институт административной ответственности; при этом такие нормы устанавливаются не только законами, но и подзаконными актами, но в случаях, установленных федеральным законом, как это предусмотрено Конституцией РФ. Особенность здесь состоит также в том, что, во-первых, не все нормы административного права охраняются с помощью административной ответственности, а, во-вторых, с помощью административной ответственности охраняются нормы других отраслей права — финансового, трудового, земельного и др.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права. В этих случаях названные лица субъектами административной ответственности не являются.

Статья 2.7 Кодекса определяет общее правило, согласно которому иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Определœение общих положений, отнесенных к ведению РФ ст. 1.3 КоАП РФ путем их перечисления в целом (принципы законодательства, виды наказаний и правила их наложения, порядок производства по делу и исполнения, подсудность дел, подведомственность дел комиссиям по делам несовершеннолетних и федеральным органам исполнительной власти), а также ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в т.ч. за нарушение правил и норм, установленных федеральными законами и иными нормативными актами.

Особенность правового регулирования административной ответственности — ϶ᴛᴏ не только законодательные акты, но и подзаконные. Институт административной ответственности составляют также нормативные указы Президента͵ постановления Правительства, ведомственные акты, устанавливающие правила, за нарушение которых наступает административная ответственность (отсылочные нормы) или закрепляющие перечень должностных лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, акты органов исполнительной власти субъектов РФ и акты органов местного самоуправления.

Здесь следует отметить два момента: во-первых, эти законы действовали и до включения норм о них в кодекс в установленном порядке, потому что в самом кодексе было прямо предусмотрено это правило. Во-вторых, кодекс регулировал административную ответственность только физических лиц, граждан и должностных лиц. Административная ответственность коллективных образований устанавливалась другими законами.

Этот вопрос всœегда вызывал трудности в административной и судебной практике, так, к примеру, в нашем крае он обсуждался каждый раз при принятии законов об охране общественной нравственности, о дорожной безопасности, о тонированных стеклах, о пожарной безопасности и др.

Конституционный Суд указал, что ст. 72 Конституции РФ позволяет субъектам РФ осуществлять опережающее нормотворчество и в сфере установления административной ответственности. Редкие возражения существовали в среде ученых, напоминающих о ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающей возможность ограничения прав граждан в определœенных случаях федеральными законами.

Примеры административной ответственности и виды административных взысканий

В соответствии с действующим законодательством, на данный момент административная ответственность иностранных граждан является аналогичной той, которая применяется касательно жителей данной страны. То есть за один и тот же проступок, при прочих равных условиях, и гражданин, и негражданин получат абсолютно одинаковое наказание, без всяких скидок в ту или иную сторону.

Самым простым является обычное предупреждение. Оно не носит неофициальный характер и не высказывается устно. Такие предупреждения выносятся в письменном формате и строго учитываются на будущее. Они могут ужесточить дальнейшие наказания за абсолютно другие проступки.

Третий, и уже более серьезный, тип нарушения общественного порядка — распитие алкогольных напитков. И если за сам факт придется заплатить около 1 тысячи рублей штрафа, то вот за нахождение на улице в нетрезвом виде штраф уже несколько больше — около 1,5 тысячи рублей.

К примеру, нарушение тишины в обозначенное время суток будет караться одинаково и для иностранца, и для лица без гражданства, и для гражданина страны. Но если при систематическом нарушении на протяжении длительного срока гражданину будет присуждаться более значительный штраф, то негражданина могут просто выгнать из страны.

Основные виды административных взысканий в таких случаях чаще всего ограничиваются денежными штрафами, а вот их размер может очень значительно варьироваться как в зависимости от региона, так и от источника шума, типа нарушителя и так далее. К примеру, если звук издает магнитофон — можно отделаться выплатой 2,5 тыс. рублей. А вот за ремонтные работы придется заплатить уже 5 тысяч рублей. При этом для юридических лиц эти суммы будут намного выше: 25 и 250 тысяч соответственно.

1. Марычев был привлечен к административной ответственности в связи с тем, что скупал лом цветных металлов с целью даль­нейшей перепродажи. Он не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и не имел лицензии на данный вид деятельности. В жалобе на постановление о при­влечении его к ответственности Марычев указал, что не зани­мался предпринимательской деятельностью, а только раз со­вершил покупку лома цветных металлов. Судья отменил постановление о привлечении Марычева к ад­министративной ответственности на том основании, что пред­принимательская деятельность предполагает получение при­были, а также систематичность, которая должна выражаться в виде повторяющихся полных циклов торгового оборота от скупки до продажи товара. Дайте юридическую квалификацию дела.

Один из членов избирательной комиссии – К. X. Петров вошел в положение Василия Петровича и выдал ему еще один бюллетень, чтобы он проголосовал за тещу. Обрадованный Синичкин поста­вил крестик напротив своего кандидата и радостный пошел домой. На обратном пути у входа на избирательный участок Василий Петрович увидел мужчину с большой корзиной яблок. Мужчина громко кричал: «Яблоки, яблоки! Красивые, полезные! Я выбираю яблоко! Остановите, граждане, выбор на яблоках!» Какие правонарушения совершены названными лицами?

Рекомендуем прочесть:  Какая сумма материнского капитала на 2022 год

12. Статьей 3 Закона Свердловской области «Об административ­ной ответственности за задержку выплаты заработной платы и своевременное перечисление взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации», принятого 18 марта 1997 г., установлена административная ответственность руководителей организа­ций независимо от форм собственности, органов государствен­ной власти и местного самоуправления, лиц, их заменяющих, а также предпринимателей без образования юридического лица за наличие задолженности по начисленной заработной плате в размере, превышающем трехкратную среднемесячную зара­ботную плату в данной организации, в виде штрафа в размере 50 МРОТ за те же действия, совершенные лицом, которое в те­чение года было подвергнуто административному взысканию за указанное нарушение, — в виде штрафа в размере 100 МРОТ. Гусев В. Л. И другие в 2004 г, обратились в областной суд с жа­лобами, обосновав свои требования тем, что областной закон принят с превышением полномочий субъекта Российской Федерации, противоречит федеральному законодательству, ущемляет права граждан. Какое решение должен принять суд?

6. Индивидуальный предприниматель Геворкян занимался продажей подкрашенной поваренной соли, выдавая ее за народное А­тайское средство, помогающее от всех болезней. Как было выяс­нено и доказано сотрудниками милиции, каждый потребитель был обманут минимум на 4980 рублей. Геворкян был привлечен административной ответственности по ст. 1.7 КОАП РФ.

— Денис Григорьев! – начинает следователь. – Подойди по­ближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии на 141-й версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гай­А! С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?

Административная ответственность организаций (юридических лиц)

2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

В дальнейшем проблема привлечения юридического лица к публично-правовой ответственности будет рассматриваться на примере административной ответственности. Это объясняется тем, что данный вид публично-правовой ответственности юридических лиц закреплен в российском законодательстве и она не лишена внутренних противоречий и является предметом дискуссий. А решение этих противоречий может послужить исходным материалом для развития всех видов публично-правовой ответственности юридических лиц в российской правовой науке и законодательстве.

Привлечение юридических лиц к административной ответственности возможно в самых различных сферах (при налогообложении, в области таможенных отношений, за совершение экологических правонарушений, за нарушение законодательства о контрольно-кассовых машинах и т.д.), но это не дает оснований для выделения каких-то особых видов ответственности (налоговой, таможенной, экологической и пр.). Хотя каждый вид названных правонарушений имеет свои особенности, все они относятся к административным, поскольку административная ответственность юридических лиц распространяется на любые нарушения правовых норм (независимо от их отраслевой принадлежности), для которых характерен или доминирует административно-правовой метод правового регулирования (власти и подчинения).

7. В случаях, указанных в частях 3 — 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

При этом под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица (если законом не установлено иное).

В ст. 2.10 КоАП РФ определены основные положения, связанные с привлечением юридических лиц к административной ответственности. В частности, установлено, что, если в статьях разд. 1, III, IV и V КоАП РФ не указано, что закрепленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Кодексом РФ об административных правонарушениях институт административной ответственности юридических лиц не только полностью признан, но и получил мощное развитие. Согласно ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, указанных в статьях разд. II (Особенной части) этого Кодекса или законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Самим КоАП РФ установлено значительное количество административных правонарушений, ответственность за совершение которых возлагается на юридических лиц. Так, из 442 статей КоАП РФ, определяющих составы административных правонарушений, в 256 статьях (что составляет 58% всех статей Особенной части Кодекса) предусмотрена ответственность юридических лиц. Во всех главах Особенной части Кодекса (за исключением гл. 21 «Административные правонарушения в области воинского учета») содержатся статьи, предусматривающие административную ответственность юридических лиц.

Согласно ст. 2.10 КоАП РФ при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

При разделении юридического лица либо при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического липа одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

Виды юридической ответственности с примерами

Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений, устанавливается законом и является наиболее суровым видом юридической ответственности. Только закон и суд могут устанавливать общественно опасные действия как преступные, а также устанавливать меры ответственности за преступления.

Дисциплинарная ответственность наступает вследствие нарушения трудовой, служебной, учебной и воинской дисциплины. В результате дисциплинарного правонарушения, за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, возложенных на работника, работодатель в праве применить дисциплинарные санкции могут иметь вид замечания, выговора, строгого выговора, предупреждения, увольнения, исключения из учебного учреждения.

  • административный штраф;
  • предупреждение;
  • возмездное изъятие предмета или орудия совершения административного проступка;
  • конфискация предмета или орудия совершения административного проступка;
  • лишение специального права, которое предоставляется физическому лицу;
  • административное приостановление деятельности;
  • административный арест;
  • дисквалификация;
  • административное выдворение за пределы России лица без гражданства или иностранного гражданина.

Административная ответственность – разновидность юридической ответственности должностных и гражданских лиц за совершенные административные правонарушения. Данная ответственность выражается через применение мер административного воздействия органами исполнительной власти относительно правонарушителей. Административное воздействие оказывают административные суды и комиссии, таможенные органы, органы внутренних дел и т.д.

Гражданско-правовая ответственность носит прежде всего компенсационный характер. Она преследует цель – полного возмещения моральных и материальных потерь, ущерба, которые возникли вследствие неправомерных действий правонарушителя. Данный вид ответственности может возникать в результате упущенных выгод, материальных благ, которые потерпевший мог бы получить вследствие исполнения нормы права или обязательства правонарушителем.

Примеры Административной Ответственности Превышаюшей Уголовную Ответственность

Опять же, даже воровство может происходить разными способами: тайное воровство — это кража, она менее опасна, так как распространяется только на материальный, а, возможно, моральный вред, без контакта с владельцем имущества. Другое дело, когда совершено открытое хищение имущества. Это уже грабёж, который неразрывно связан с хищением имущества, а также угрозой причинения вреда здоровью и жизни человека.

Рекомендуем прочесть:  Регистрация ооо в пфр в 2022 году

Штраф от до рублей. Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации. Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Часть 1 — непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Вердикт выносят наряду с обозначением наказания, которое будет применено в отношении военнослужащего. Административная ответственность по отношению к военнослужащим вместо общепринятых штрафов либо исправительных работ предполагает дисциплинарное взыскание в различных формах. Например, если не служащее на данный момент лицо может отделаться штрафом, то за такое же нарушение военнослужащему назначат несколько нарядов вне очереди. Это, пожалуй, самый простой и даже банальный пример административной ответственности, так как фантазия касательно наказаний в армии всегда была более развита.

Поэтому практика привлечения к административной ответственности по данной статье Кодекса свидетельствует, что для правильного определения субъекта правонарушения необходимо руководствоваться не только требованиями Федерального закона от В частности, именно такой подход продемонстрирован в постановлении Приморского краевого суда от 2. Судебная практика При привлечении должностных лиц организации к ответственности следует учитывать позицию Пленума Верховного Суда РФ, изложенную в постановлении от В случае привлечения должностного лица организации к административной ответственности необходимо внимательно смотреть на сроки давности взыскания санкций.

В уголовном праве, перед судом может предстать только тот человек, который достиг возраста 16 лет, но никак не раньше. Следующий разделительный барьер между этими понятиями это: мотив и цель виновного лица. Возьмём наиболее яркий пример, из истории Российской юриспруденции — самогоноварение. Если лицо преступило норму закона исключительно для собственного употребления — это уже рассматривалось как административное правонарушение. Ведь здесь отсутствовала цель как таковая, а присутствовал только мотив.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к а) беременным женщинам; б) женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; в) лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет; д) инвалидам I и II групп.

2. Конфискация – принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения. Например, ст. 14.10 КоАП за незаконное использование чужого товарного знака предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Конфискация РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

вид юридической ответственности. Выражается в применении к виновным гражданам, должностным лицам и юридическим лицам мор административного взыскания. Последние налагаются компетентными органами и должностными лицами государства на правонарушителей, которые им непосредственно не подчинены. Применение мер А. о. не влечет судимости гражданина, его увольнения с основного места работы. Меры А. о. налагаются в соответствии с законодательством в особом порядке, который именуется производством по делам об административных правонарушениях. Главным актом в этой сфере является Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. с многочисленными последующими изменениями и дополнениями, но А. о. устанавливается и многими федеральными законами РФ, а также законами субъектов РФ и некоторыми актами представительных органов местного самоуправления (см.: Административное взыскание). (С. А.)

Административная ответственность военнослужащих вместо стандартных штрафов или исправительных работ подразумевает дисциплинарное взыскание в той или иной форме. К примеру, если не служащий на данный момент гражданин может отделаться крупным штрафом, то за то же нарушение военнослужащий получит несколько нарядов вне очереди. Это самый простой пример, так как фантазия в плане наказаний в армии всегда была на высоте.

Для изъятия имущества в покрытие недоимок по гос. и местным налогам, обязательному окладному страхованию, обязательным натуральным поставкам и штрафам с колхозов и отдельных граждан установлен судебный порядок. Административный порядок взимания штрафов с отдельных лиц применяется при взимании штрафов, наложенных санитарной и торговой инспекциями, инспекцией труда, главными техническими инспекторами ЦК профсоюзов, штрафов за нарушение противопожарных правил и других штрафов, которые взыскиваются с зарплаты в бесспорном порядке.

Административная юридическая ответственность примеры

В ракурсе сказанного выше хочется отметить положительный момент нового законодательства. Новый Уголовный кодекс, вступивший в действие 1 января 1997 года, не содержит других видов ответственности, кроме уголовной. УК РФ не конструирует также никакие бланкетные нормы, устанавливая (определяя) все элементы уголовной ответственности и сопровождающее уголовную ответственность наказание в своем тексте. Это несомненный «плюс» законодателя, так как наконец-то конкретизирован предмет и метод уголовного права.

Разновидностью данной формы реализации уголовной ответственности является условное осуждение и осуждение с отсрочкой отбывания наказания. В этих случаях уголовная ответственность прекращается по истечении испытательного срока либо после окончательного освобождения от наказания по истечении представленной отсрочки.

Уголовная ответственность — это реакция государства на совершенное преступление, защищающая общество от преступных посягательств. Это явление одного порядка с наказанием. Уголовная ответственность — это результат нарушения уголовно-правовой нормы, характер нарушенного требования определяет правовую природу ответственности, ее производность от уголовно-правовой нормы.

Одна группа авторов определяет уголовную ответственность как меру государственного принуждения, т.е. видит сущность уголовной ответственности в наказании. А.И. Марцев в своей работе даёт определение головной ответственности: «Уголовная ответственность — есть совокупность уголовных, уголовно-процессуальных и исправительно-трудовых правоотношений, в которых одна сторона — государство в лице представительных органов, — осуществляя своё право, возлагает на лицо, совершившее преступление, тяготы и лишения, содержащиеся в уголовном наказании. А другая сторона — правонарушитель, — выполняя обязанности, несёт эти тяготы и лишения».

Позитивная ответственность имеет в целом общесоциальный характер, связана с социальным правом и моралью. По мнению А.С. Булатова, позитивная юридическая ответственность — это важнейший психологический регулятор поведения, представляющий собой «чувство ответственности», понимаемое не в качестве категории права, а в качестве категории правосознания.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарных взысканий на работника администрацией предприятия, учреждения или организации. Например, в ст. 192 ТК РФ предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение. Кроме, того, установлена материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей, например, рабочий во время работы сломал станок или испортил оборудование.

Уголовная ответственность характеризуется наиболее жесткими мерами государственного воздействия. Они направлены преимущественно на личность виновного. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом. Основной формой реализации уголовной ответственности является уголовное наказание в виде лишения свободы, штрафа, исправительных работ и т. д.

  • к гражданско-правовой — частично с 14, полностью с 18 лет
  • к дисциплинарной — с 16 лет
  • к административной — с 16 лет
  • к уголовной — с 16 лет, а за некоторые преступления, как, например, убийство, нанесение телесных повреждений, приведших к расстройству здоровья, изнасилование, разбой, кража, грабеж, злостное хулиганство, — с 14 лет.

Административная ответственность выражается, в частности, в таких мерах, как штраф, лишение специального права и т. п. Административные взыскания могут налагаться судом, должностными лицами и органами, которым это право предоставлено по закону (например, работниками ГИБДД, пожарной охраны и т. д.).

Юридическая ответственность наступает, когда совершается правонарушение, при установлении всех элементов состава правонарушения. Это требование является обязательным в случае привлечения обвиняемого к уголовной и административной ответственности. Однако закон делает некоторые исключения из правила: субъект может нести ответственность при определенных обстоятельствах и без вины (в гражданско-правовых от ношениях ответственность предпринимателей по своим долгам возникает без вины, если иное не установлено законом или договором).

Административная ответственность

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т.е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются: основание – административное правонарушение и мера – административное наказание.

Рекомендуем прочесть:  Какие оквэды попадают под енвд в 2022

Особую область представляет административная ответственность организаций. Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, если ими не соблюдаются нормы земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов в области строительства, санитарных норм и т.д. основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности или на право торговли сроком до трех месяцев.

Лишение специального права в виде управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в уставном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

1. Возмездное изъятие – мера административного нарушения, состоящая в принудительном изъятии предмета. который являлся орудием правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие охотничьего оружия. боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ

До 1961 года местные органы власти обладали весьма широкими полномочиями по созданию решений, предусматривающих административную ответственность за их нарушение («обязательных постановлений»). Президиум Верховного Совета СССР Указом от 21 июня 1961 года «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» признал необходимым ограничить круг вопросов, по которым местные органы власти могут принимать решения, предусматривающие за их нарушение штрафы, и установил, что правом принятия таких решений обладают только краевые, областные, районные и городские Советы; подобные решения, как правило, принимались на сессиях Советов, за исключением решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями (по этим вопросам решения могли принимать и исполкомы: ведь речь идет о вопросах, не терпящих отлагательства). Законодательные акты союзных республик, изданные на основе союзного Указа от 21 июня 1962 года, сократили круг вопросов, по которым местные Советы вправе принимать решения, предусматривающие административную ответственность (причем ответственность эта может иметь форму только штрафа или предупреждения).

Сложность решения этой задачи обусловлена наличием ряда общих признаков, присущих всем типам правонарушения. Все они являются опасными или вредными для общества и государства, и все они нарушают те или иные нормы, но они различаются по иным существенным признакам.

Действия лица, устраняющего угрозу указанным правоохраняемым интересам, формально образуют состав одного или нескольких правонарушений, предусмотренных соответствующими статьями Кодекса или другого нормативного акта, устанавливающего административную ответственность за административные проступки. Например, в случае нарушения правил дорожного движения одним водителем, другой, едущий на встречной автомашине, чтобы спасти жизнь пассажиров обеих машин, выезжает на левую сторону дороги, т.е. нарушает правила дорожного движения, что образует состав административного проступка.

законодательными актами Республики Беларусь. Такие правонарушения как, нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения (статья 120 КоАП); мелкое хулиганство (статья 156 КоАП) и т.д., рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних лишь в тех случаях, когда орган (должностное лицо), к которому поступило дело об указанных правонарушениях, передает его на рассмотрение этих комиссий.

Видовой объект — разновидность родового объекта, обособленная группа общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода. Он широко используется законодателем для установления специальными актами административной ответственности, например за нарушение Правил дорожного движения, административные таможенные правонарушения.

Административная ответственность как разновидность юридической ответственности

Другой важный признак характеризует административную ответственность как форму реагирования государственных органов на правонарушение, что выражается в применении на основе отрицательной оценки карательных санкций. «Материализует правовую оценку административное наказание» Бахрах Д.Н. Юридическая ответственность по административному праву // Административное право и процесс. — 2010. — №1. — С. 2..

Виновность деяния означает, что оно совершенно умышленно или по неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ). Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности. Как субъективное условие административной ответственности, вина связана с психическими процессами, происходящими в сознании человека. Однако на современном уровне развития общества мы не можем при решении вопроса об ответственности непосредственно исследовать психические процессы, происходившие в сознании человека в момент правонарушения. Судить об этих внутренних процессах можно только по поведению человека, в котором они находят свое внешнее выражение. Б.А. Шагурин отмечал: «Орган или должностное лицо, имеющие право привлекать к административной ответственности, определяют, действительно ли данное лицо совершило административное нарушение, иначе говоря, они устанавливают вину определенного лица в совершении административного нарушения» Шагурин Б.А. Административная ответственность граждан. — М., 1967. — С. 88. .

Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях: а) предупреждения совершения виновником новых правонарушений; б) предупреждения совершения правонарушений другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).

Рассмотрим пример из судебной практики. Административный штраф назначается исходя из размера, установленного законом на момент совершения административного правонарушения. Постановлением судьи районного суда от 29 июля 2008 г. Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1500 руб. Решением судьи областного суда от 27 августа 2008 г. постановление судьи районного суда оставлено без изменения. Заместителем председателя областного суда 11 ноября 2008 г. жалоба Р. на указанные судебные постановления оставлена без удовлетворения. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ изменил постановление судьи районного суда от 29 июля 2008 г., снизив размер назначенного Р. административного штрафа до 800 руб., указав следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего. Как видно из материалов дела, квалификация действий Р. определена судьей районного суда правильно. Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. На момент совершения Р. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ (29 сентября 2007 г.), данная статья действовала в редакции Федерального закона от 22 июня 2007 г. №116-ФЗ и ее санкция предусматривала наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев. 29 июля 2008 г., разрешая данное дело об административном правонарушении, судья районного суда признал Р. виновным в совершении 29 сентября 2007 г. административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 1500 руб. Следовательно, судьей районного суда в нарушение ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ не был применен закон, действовавший во время совершения Р. административного правонарушения Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2009. — №11. — С. 20..

Действующим законодательством предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим постановление (ст. 29.13 КоАП РФ).

Adblock
detector