Административное Право Как Источник Уголовного Процесса

Источники уголовного права

В Конституции РФ следует выделить прежде всего группу норм, в которых закреплены принципы уголовного права и процесса — равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), исключительность правосудия, осуществляемого судом (ч. 1 ст. 118), доступ к правосудию (ст. 52), презумпция невиновности (ст. 49), запрет повторных наказаний (ч. 1 ст. 50). В Конституции предусмотрен также обширный перечень прав граждан в уголовно-правовой сфере и гарантий их реализации (п. 5 ст. 32, ст. ст. 46 — 52). Названные конституционные положения выражают социальную сущность уголовно-правовой политики государства, определяют фундаментальную основу уголовно-правовой сферы, связаны с предметом уголовного права. Содержание конституционных норм конкретизируется и получает развитие в УК РФ, других законодательных и подзаконных актах, а также в решениях высших судебных органов Российской Федерации.

Понятие «источник права», на наш взгляд, шире по объему, чем понятие «форма права». Без содержательного компонента, без самой правовой нормы форма есть мертвая схема, абстракция. Справедливо утверждение о том, что «норма права не существует и не может существовать вне источника права — оболочки бытия правовой нормы» . В этом смысле уголовное право как самостоятельная отрасль публичного права имеет свою структуру, содержание и форму. В своей совокупности они придают качественную определенность данной отрасли права, выступают критериями отделения уголовного права от других отраслей.

Другим неотъемлемым компонентом источника уголовного права является внешняя форма выражения (закрепления) уголовно-правовых норм. Здесь имеется в виду источник уголовного права в формальном, юридическом смысле. Иначе говоря, существуют особые формы выражения и способы закрепления уголовно-правовых норм.

Из сказанного становится ясно, что материальное содержание как компонент источника уголовного права имеет непосредственную связь с функциями (предметом ведения) уполномоченного органа государства. Что касается второго компонента (юридической формы), он органически взаимосвязан с властными полномочиями государственного органа и определяется формой принимаемых им актов. Таким образом, мы получили целостное представление о содержании и форме источника уголовного права, его связи с компетенцией соответствующего уполномоченного органа. В соответствии с Конституцией РФ (п. «о» ст. 71) ключевые вопросы уголовно-правовой сферы (судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование и др.) отнесены к компетенции высших органов государственной власти Российской Федерации.

Важную роль в формировании источников российского уголовного права играют международно-правовые акты. Здесь возникает вопрос о соотношении международно-правовых актов и российского уголовного законодательства. В Конституции РФ (п. 4 ст. 15) общая позиция определена достаточно ясно: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором России установлены иные правила, нежели предусмотренные законом, применяются правила международного договора.

Административное Право Как Источник Уголовного Процесса

Уголовно процессуальное законодательство призвано обеспечивать защиту каждого гражданина, общества и государства от противоправных посягательств посредством создания условий раскрытия преступлений, привлечения виновного к ответственности, возмещения ущерба, причиненного преступлением, при строгом соблюдении прав и законных интересов, чести и достоинства всех участников уголовного процесса.

УПК является хотя и основным, но не единственным законом, регулирующим уголовное судопроизводство. Источниками уголовно-процессуального права служат и иные федеральные законы РФ, в той или иной степени регулирующие вопросы рассматриваемой сферы государственной деятельности.

Так, на уголовно-процессуальную деятельность значительное влияние оказывают разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики. Они, как правило, основываются на результатах изучения массы уголовных дел, рассмотренных судами в различных регионах страны, а также на анализе статистических показателей судебной работы. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ источником норм права не являются. В них формулируются не новые правила, восполняющие пробелы законодательства, а рекомендации по конкретным вопросам применения действующего закона при производстве по уголовным делам. Руководящие разъяснения высшего судебного органа обязательны для всех судов, органов и должностных лиц, применяющих закон.

Источником уголовно-процессуального права могут быть Указы Президента РФ. Согласно ст. 80 Конституции России он является гарантом Основного закона страны, т.е. высшим должностным лицом, которое обязано реально обеспечивать осуществление всех конституционных норм, в том числе о равной защите всех форм собственности, прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства.

При всей своей значимости Конституция РФ не может, да и не должна, полно и всесторонне регламентировать все производство по уголовным делам. Эту задачу решает федеральный закон – Уголовно-процессуальный кодекс (УПК). Развивая конституционные положения, он формулирует общие задачи и компетенцию органов дознания, следствия, прокуратуры и суда в борьбе с преступностью.

Понятие, источники и нормы уголовно-процессуального права

В целом кодекс состоит из 19 разделов, 57 глав и 474 статей, но следует учитывать, что применяемая законодателем юридическая техника нумерации статей допускает возможность закрепления за одной статьей нескольких самостоятельных норм. Так, к примеру, в главе 45.1 «Производство в суде апелляционной инстанции» состоит из 36 статей, пронумерованных с 389.1 «Право апелляционного обжалования» до 389.36 «Повторное рассмотрение уголовного дела судом апелляционного инстанции».

3. Нормы запреты (запрещающие). Прямо установленное законом недопустимое поведение участников уголовного процесса или запрет на совершение конкретных действий. Например, присяжным заседателям запрещается исследовать факты прежней судимости, признания подсудимого хроническим алкоголиком или наркоманом, а также иные данные, способные вызвать предубеждение присяжных в отношении подсудимого (ч. 8 ст. 335 УПК РФ) или в ходе обыска, осмотра и (или) выемки в жилых и служебных помещениях, используемых для осуществления адвокатской деятельности, запрещается изъятие всего производства адвоката по делам его доверителей, а также фотографирование, киносъемка, видеозапись и иная фиксация материалов указанного производства (ч. 2 ст. 450.1).

Инквизиционный процесс (от лат. inquisitio – исследование) различал три вида приговоров: обвинительный, оправдательный, оставление в подозрении при недостаточности доказательств для осуждения. Значение одних и тех же доказательств дифференцировалось в зависимости от социального статуса лица, от которых оно получено.

3. Процессуально-предупредительные. Санкции, которые направлены на заблаговременное устранение неблагоприятных причин и условий, мешающих принятию законного, обоснованного и аргументированного процессуального решения. Например, эксперт не может принимать участие в производстве по уголовному делу, если он находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей (п. 2 ч. 2 ст. 70 УПК РФ).

Верховный Суд РФ в постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» пояснил судам, что «Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод».

Лазер Вирта

Конституционно-правовые нормы, используя термин «административно-процессуальное законодательство» (ст. 72 Конституции РФ), создают прочную правовую основу как для формирования системы административного процессуального законодательства (в Российской Федерации и ее субъектах), так и для развития современного административного процессуального права.

    • общественные отношения, регулируемые материальным административным правом и, следовательно, выступающие как материальные административно-правовые отношения, реализация которых обеспечивается с помощью административного процесса;
    • общественные отношения, связанные с решением задач государственного управления, но регулируемые нормами других отраслей российского права (гражданского, трудового, финансового, и др.), и требующие для своей реализации процессуальных действий органов исполнительной власти;
    • процессуальная деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, управомоченных на это законом.

Иначе: Административное процессуальное право — отрасль российского права, состоящая из совокупности правовых норм, регулирующих право­отношения и деятельность участников административного судопроизводства при разре­шении конкретных административных дел, возникающих в ходе реализации государственного управления.

Рекомендуем прочесть:  Если Начать Платить Долг По Кредиту Приставы Отстанут

В общей теории права такая гра­дация основных институтов на более простые объясняется суще­ствованием субинститутов, которые являются источниками менее высокого ранга, чем те, в которые они входят составной частью. Такое подразделение обусловлено законодательной конструкци­ей акта, в который входят конкретные уголовно-процессуальные нормы.

Система административного процессуального права представляет собой совокупность разнообразных по назначению и содержанию административных производств, которые можно классифицировать по соответствующим критериям. Важно отметить, что в нее включаются как административные производства, содержащиеся в федеральных законах (например, производство по делам об административных правонарушениях), так и производства, имеющие обычный уровень административного правового регулирования (например, производство по исполнению государственной функции по осуществлению земельного или строительного надзора, производство по применению дисциплинарных взысканий регламентируются законодательством о государственной гражданской службе).

Курс уголовного процесса

В Российской Федерации в силу ее принадлежности к континентальной системе права основным источником права является нормативный правовой акт наряду с другими формами права. Это утверждение актуально и для сферы уголовного судопроизводства. При определении источников отечественного уголовно-процессуального права надо исходить из того, что, во-первых, уголовный процесс — это сфера публичного права и, во-вторых, уголовно-процессуальное законодательство — это предмет исключительного ведения Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ). Значит, законы субъектов РФ не могут регламентировать уголовное судопроизводство, тем более не может относиться к источникам уголовно-процессуального права судебная практика судов субъектов РФ. В этой связи нельзя согласиться с утверждением В.И. Кононенко, что «источниками уголовно-процессуального права являются постановления президиумов верховных, областных и приравненных им судов» 4 Кононенко В.И. Источники уголовно-процессуального права // Уголовно-процессуальное право: Учебник для магистров/ Под общ. ред. В. М. Лебедева М., 2012. С. 85. .

Юридическими источниками, или формами права, являются официальные формы выражения и закрепления (изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве. Каждая правовая система имеет свои приоритеты в сфере источников права. Следовательно, в зависимости от традиций, политической ситуации, уровня развития правовой науки и законодательства каждое государство будет иметь свой уникальный каталог источников права. В современных государствах основными источниками, или формами, официального выражения и закрепления норм позитивного внутригосударственного права выступают:

В зарубежной литературе также подчеркивается широкое значение термина «источники права» (англ, sources of law, нем. die Rechtsquellen, фр. sources du droit). Например, в правовой доктрине Шотландии принято делить источники права на следующие группы: исторические, формальные (которые в свою очередь разделяются на основные формальные источники (the major formal sources) и второстепенные формальные источники (the minor formal sources)) и квазиисточники (quasi-sources) 2 Интересно, что к квазиисточникам (неформальным) относятся те, которые не попали ни в одну из выделенных и признаваемых большинством ученых групп формальных источников, но тем не менее выглядят как право или трактуются как право. Например, таковыми являются кодексы профессионального поведения. .

По значению источники уголовно-процессуального права делятся на основные, т.е. содержащие основную массу уголовно-процессуальных норм (как правило, уголовно-процессуальная кодификация — в нашем случае УПК РФ) и дополнительные (содержащие отдельные нормы, не вошедшие в уголовно-процессуальную кодификацию).

Классификация источников уголовно-процессуального права. Самыми распространенными доктринальными критериями классификации источников уголовно-процессуального права являются: 1) значение источника (с точки зрения удельного веса в правовом регулировании); 2) его сфера действия; 3) юридическая сила.

    • решения Конституционного Суда Российской Федерации (не соз­дают новых правовых норм, однако признание ими неконституцион­ности той или иной нормы уголовно-процессуального законодатель­ства влечет прекращение ее действия, изменение по существу содер­жания этой нормы или ее части и применение непосредственно кон­ституционных положений в сфере уголовного судопроизводства);
    • подзаконные акты министерств, ведомств, департаментов и служб, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (отдельные авторы считают, что эти акты не являются источни­ками права, другие специалисты резко отрицательно относятся к такому подходу, полагая, что он носит формальный характер);
    • правительственные акты — источники уголовно-процессуального права в соответствии с официально действующим законодательством (в частности, ст. 82 УПК РФ установила, что условия хранения, учета и передачи отдельных категорий вещественных доказательств определяются Правительством России. Следовательно, формой суще­ствования и проявления уголовно-процессуального права — правил поведения — является соответствующий правительственный акт).
    • отношения, складывающиеся при возмещении вреда, причи­ненного преступлением (ст. 44, 45, 54, 55 УПК РФ);
    • отношения, направленные на выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и их преду­преждение (ч. 4 ст. 29 УПК РФ, ч. 2 ст. 158 УПК РФ).
    1. Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации ее нормы имеют высшую юридическую силу, прямое действие и при­меняются на всей территории России;
    2. международные договоры . Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации общепри­знанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах, междуна­родные договоры России с другими государствами являются состав­ной частью ее правовой системы;
    3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (систематизированное собрание уголовно-процессуальных законов; он содержит подавляющее большинство уголовно-процессу­альных норм, подлежащих применению в стадиях возбуждения и предварительного расследования, рассмотрения и разрешения уго­ловного дела в судах первой инстанции, а также в контрольных и иных стадиях уголовного судопроизводства);
    4. иные законы, содержащие уголовно-процессуальные нормы (законодательные акты, содержащие нормы уго­ловно-процессуального характера, в частности, Федеральный конституционный закон от 23 октября 1996 г. «О судебной системе Российской Феде­рации», Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судь­ях в Российской Федерации», Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федера­ции» и некоторые другие).
    • общественные отношения, регулируемые материальным административным правом и, следовательно, выступающие как материальные административно-правовые отношения, реализация которых обеспечивается с помощью административного процесса;
    • общественные отношения, связанные с решением задач государственного управления, но регулируемые нормами других отраслей российского права (гражданского, трудового, финансового, и др.), и требующие для своей реализации процессуальных действий органов исполнительной власти;
    • процессуальная деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, управомоченных на это законом.

3) Сопутствующие отношения в предмете регулиро­вания уголовно-процессуального права не являются обязательными, поскольку они направлены на достижение некоторых дополнительных, «попутных» потребностей. К числу сопутствующих отношений в структуре предмета регулирования уголовно-процессуального пра­ва относят:

  • кодификация;
  • абстрактный характер конкретных норм;
  • запрет или же ограничение судебного правотворчества, то есть понятие судебного прецедента в уголовном праве отсутствует;
  • нет или почти нет юридических фикций (юридическая фикция – это особый приём законотворчества, при котором известный несуществующий факт признаётся существующим или наоборот, например, погашение судимости по истечении определенного срока, то есть законом определяется, что лицо, в действительности совершившее преступление, признается при определенных условиях его не совершившим).

Необходимо отметить, что в последние годы в разных правовых системах идёт сдвиг от репрессивного регулирования к поощрительному. В России особенно заметен данный переход на примере регулирования нормами УК РФ отношений, связанных с совершением преступлений в сфере экономики. При этом некоторые специалисты начинают выделять ещё и реставрационный метод, который в настоящем только формируется. Считается, что он направлен на восстановление общественных отношений, нарушенных совершением преступления.

  1. обособление уголовных норм в отдельную отрасль;
  2. широкое применение суровых наказаний, смертная казнь на данном этапе могла быть простой и квалифицированной, то есть особо мучительной;
  3. возник субъект преступления;
  4. уменьшилась казуистичность права, появилась некая система;
  5. широко применялась унифицированная терминология.

Одна из самых спорных статей в УК РФ последних лет – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с использованием сети «Интернет» (ст. 282 УК РФ), применяемая при репостах статей в социальных сетях. Общественный резонанс, связанный с массовым привлечением к уголовной ответственности молодых россиян, привёл к тому, что Пленум Верховного суда РФ принял специальное постановление, а 08.12.2022 года редакция статьи подверглась изменению – к ответственности по ней можно привлечь только в случае, если лицо совершило деяние в течение года после того, как было привлечено к административной ответственности за аналогичное деяние.

В настоящем система уголовного права состоит из общей и специальной частей. В общей раскрываются базовые понятия преступления и наказания, основания привлечения к уголовной ответственности и освобождения от уголовной ответственности и от наказания, порядок назначения наказания и иных мер уголовно-правового характера. Специальная часть посвящена конкретным преступлениям, в ней указываются какие конкретно деяния являются преступными с указанием признаков составов преступлений, а также определяются виды и размер наказания за конкретные преступные деяния. Необходимо отметить, что в отдельных странах выделяется ещё 3 часть, которая регулирует, по факту, административные правонарушения при отсутствии соответствующего кодекса. Однако в Канаде и в США есть ещё преступления, признанные более опасными для общества, чем административные правонарушения, но менее опасными по сравнению с преступлениями. Их называют «уголовными проступками». В настоящее время Верховным судом РФ разработан пакет поправок для включения в действующий УК РФ понятия уголовного проступка, к которым предлагается отнести ряд совершенных впервые преступлений небольшой тяжести.

Рекомендуем прочесть:  Материнский Капитал 2022 Отец Иностранец

Структура и задачи источников уголовно-процессуального законодательства

Под правовой формой понимается закрепление и выражение действующих в стране норм. В современности каждая система права устанавливает приоритетные для неё виды источников. Таблица разнится в зависимости от того, какие в государстве сложились традиции, ситуации в политике, уровень развитости и прочих показателей.

Источники уголовного процесса необходимы, чтобы иметь возможность регламентировать направление, имеющее уголовно-процессуальное значение. Регулировать такие отношения призваны нормативные документы. Приняты указанные положения разными органами, входящими в систему государства. При разработке госорган действует в пределах той компетенции, которой наделен.

Специалисты указывают, что относительно криминально-процессуальной направленности важным выступает Пленум Верховного Суда, который решает вопросы сложившейся судебной практики. Основаны подобные решения на результатах изучения большого количества дел уголовной направленности, которые рассмотрены различными судебными инстанциями в субъектах государства.

Представление о рассматриваемом праве и его источниках в России сложилось такое, что основным выступает закон, принимаемый на федеральном уровне. Это говорит о том, что действия по его принятию реализуются законодательными органами государства. В данный документ включаются положения относительно порядка судопроизводства по криминальным делам. Криминальный закон содержит в себе пределы и основания для ограничений и лишений правомочий. Регулирование должно происходить только на законодательном уровне, поэтому ведомственные и иные акты не принимаются во внимание.

  1. Законодательные положения. Они принимаются органами государства или посредством проведения выборов.
  2. Прецеденты, носящие судопроизводственный характер.
  3. Источники, связанные с религией.
  4. Обыкновения и обычаи относительно жизни страны.
  5. Договоры между странами, а также принципы права, применяемого между государствами.

Тема 4

Эти нормы имеют определяющее значение для процедуры уголовно-процессуального доказывания и реального осуществления всего комплекса законных прав на защиту от предъявленного обвинения. «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ содержат некоторые правила введения в действие конституционных норм, в том числе и уголовно-процессуальных, порядка рассмотрения дел судом с участием народных заседателей, ареста, содержания под стражей и задержания лиц по подозрению в совершении преступления.

Источники уголовно-исполнительного права Согласно ст. 71–72 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации. А это означает, что постановления и другие

Осуществляя конституционный контроль, Конституционный Суд РФ вправе признать какой-то закон (в том числе регламентирующий уголовное судопроизводство) полностью или частично противоречащим Конституции РФ. Это означает, что закон в целом или его часть не подлежат применению. Решения (постановления) Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории страны для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

1.3. Источники гражданского процессуального права Под источником права понимается форма выражения вовне государственной воли, направленной на регулирование определенных отношений. Источниками гражданского процессуального права являются нормативные акты, включающие

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные по сравнению с предусмотренными законом правила, то применяются правила международного договора. Наиболее значимые, имеющие непосредственное отношение к уголовному судопроизводству положения содержатся во Всеобщей декларации прав человека (1948); Международном пакте о гражданских и политических правах (1966); Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека (1950); Конвенции против пыток и других жестоких , бесчеловечных или унижающих видов обращения и наказания (1984).

Административно-процессуальное право – отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, возникающие в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной сласти и субъектов российской федерации, а так же иными компетентными субъектами.

4. Регулирование порядка вынесения постановления по делу (устанавливающие основания вынесения постановления по делу; определяющие сроки вынесения постановления; регламентирующие порядок вынесения постановления; нормы, определяющие условия, связанные с необходимостью внесения изменений и дополнений в принятое постановление)

2. Административно-процессуальные нормы, определяющие основы правового статуса участников процесса (нормы, регулирующие предметную и территориальную подведомственность субъектов, правомочных решать дела; нормы, регулирующие дееспособность; нормы, устанавливающие порядок участия в процессе свидетелей, экспертов и других лиц, для которых это участие — необходимо).

3. Регулируют начальную стадию административного процесса (возбуждение), (нормы, устанавливающие порядок возбуждения производства по делу; нормы, определяющие место и время разбирательства; нормы, предусматривающие основания возбуждения дела; нормы, предусматривающие основные условия рассмотрения административных дел; Устанавливающие обязанность выяснения обстоятельств дела; нормы, предусматривающие условия, при которых может быть приостановление производства или его прекращение; правила оформления протокола)

Образуют: административно-процессуальные нормы, регулирующие статус участников процесса; регулирующие порядок производства по индивидуально-конкретным делам в сфере государственного управления; Регулирующие контрольно-надзорную деятельность в целях обеспечения законности при рассмотрении индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти.

Презентация на тему Основы административного и уголовного права и процесса РФ

Презентация на тему Презентация на тему Основы административного и уголовного права и процесса РФ, предмет презентации: Юриспруденция. Этот материал содержит 18 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Субъекты адм.п/о: представители исполнительной власти(д.л.), граждане, юр.лица (государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, в т.ч.общественные объединения, профсоюзы) и другие субъекты права. Физ.лица -с 16 лет и обладающие адм.правосубъектностью.

Признаки преступления:
Общественная опасность (отсутствие исключает возможность признания содеянного преступлением), определяется содержанием и важностью объекта посягательства, видом причиненного ущерба, а также формой вины. Характер и степень общественной опасности деяний конкретизируется в нормах Особенной части УК, в которых дается описание признаков конкретных преступлений и формулируются их составы.
Противоправность — совершенное деяние может быть признано преступлением лишь в том случае, если в качестве такового оно предусмотрено в уголовном законе. Противоправность — запрет, либо предписание совершения определенных действий под угрозой наказания. В первом случае закон запрещает совершать предусмотренные уголовным законом конкретные деяния, а во втором — обязывает выполнить определенные действия. Отсутствие противоправности деяния лишает его общественной опасности. Поэтому противоправность деяния как признак преступления служит юридическим выражением общественной опасности содеянного. Общественная опасность и противоправность деяния, признаваемого преступлением, тесно связаны друг с другом. Противоправность, являясь юридическим выражением общественной опасности содеянного, отражается в нормах уголовного закона.
Виновность — общественно опасное и противоправное деяние может быть признано преступлением только в том случае, если оно было совершено виновно, то есть осознанно. При невинном совершении деяния, независимо от наступивших последствий, содеянное не является преступлением. Виновным может быть признано только такое лицо, которое в силу своего возраста и психического состояния способно не только оценивать свое поведение, но и отдавать отчет своим поступкам, а также руководить ими. Поэтому не могут быть признаны преступлением деяния малолетних и невменяемых.
Уголовная наказуемость — объявляя то или иное деяние в качестве преступления, законодатель устанавливает и соответствующие меры уголовного наказания за их совершение..

Административного права: 1.КОНСТИТУЦИЯ РФ
2.Кодекс об административных правонарушениях РФ. 3.др. федеральные законы (О полиции и др., кодекс административного судопроизводства, …), 4.законы субъектов РФ. 5.акты органов государственной и местной власти. 6.Принципы и нормы международного права. 7.Судебная практика.

Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные.
Индивидуальные субъекты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Коллективные:
1) государственные организации
а) органы исполнительной власти
б) государственные предприятия, учреждения, организации и их объединения
в) структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией
2) негосударственные организации
а) общественные объединения (повт, виды)
б) трудовые коллективы
в) коммерческие структуры
г) органы местного самоуправления

Рекомендуем прочесть:  Стоимость восстановления прав при утере 2022

Административное право

Сначала раскроем понятие субъектов административного права. Термин «Субъект Административного права» коротко и простыми словами — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по собственному желанию (усмотрению), либо в силу- обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.

Виды функций административного права расписаны многими правоведами. С учетом структуры общей части административного права выделяют две основные функции административного права: регулятивную и охранительную. В свою очередь регулятивная функция состоит из пяти подвидов. Итак, перечислим виды и подвиды функций административного права:

Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности, гарантии от административного произвола, административных импровизаций. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией – необходимое условие превращения полицейского права в административное.

Вопрос о предмете отрасли права важен для любой юридической науки. Но особенно в настоящее время он актуален для административного права. Признание тех или иных отношений административными означает распространение на них административно-правового метода регулирования со всеми вытекающими из этого последствиями. Иными словами, речь идет о пределах властного воздействия государственной администрации на общественные отношения.

Субъекты государственной администрации осуществляют разнообразную деятельность: властную, договорную, организационно-массовую, материально-техническую (размножение материалов, подготовку проектов документов, математические расчеты и др.). Административным правом регламентируется основная – властная – деятельность государственной администрации и тесно связанная с нею работа по заключению и исполнению административных договоров (соглашений о разграничении полномочий, контрактов о военной службе и др.).

Для разъяснения положений Уголовного кодекса Пленумом Верховного Суда РФ принимаются постановления. Они обязательны для судов, хотя и не являются источниками права. Так, например, Уголовный кодекс устанавливает ответственность за изнасилование с тяжкими последствиями. Пленум Верховного Суда в своем постановлении разъясняет, что под тяжкими последствиями следует понимать самоубийство, тяжелое заболевание, прерывание беременности и тому подобное.

Уголовное право призвано выполнять определенные функции. Предупредительная (или регулятивная) функция заключается в установлении наказания, тем самым сообщая гражданам об ответственности в случае совершения преступления. Таким образом, наличие уголовно-правовых норм с изложением видов противоправного поведения и санкций за каждый из них выполняет вышеназванную функцию. Способ уголовно-правовой охраны заключается в установлении запретов совершать общественно вредные и общественно опасные действия. Ответственность может быть установлена и за невыполнение определенных обязанностей, т.е. за бездействие. Таким образом, уголовное право охраняет объекты (личность, общество и государство) от преступных посягательств путем установления ответственности.

Уголовное право как наука имеет своим предметом не только действующее уголовно-правовое законодательство, но и историю его развития, практику применения в России и за рубежом. Уголовно-правовая наука — это совокупность теоретических положений, идей, методов, имеющая свои цели и задачи. Она связана с другими науками уголовно-правового цикла: уголовным процессом, криминологией, криминалистикой, уголовно-исполнительным правом, судебной медициной и судебной психиатрией, а также с психологией, экономикой, социологией и другими общественными науками.

Фактическое нарушение уголовно-правовых запретов обусловливает действие охранительной функции права. Она включает механизм уголовно-правовой защиты общественных отношений в том случае, если затронуты наиболее важные интересы личности, общества и государства (жизнь, здоровье, общественная безопасность и т.п.), а также если другие отрасли права (гражданское, административное, трудовое и т.д.) оказались не способны своими методами урегулировать те или иные общественные отношения. Например, отношения между государством и налогоплательщиком регулирует налоговое право. В случае его нарушения мерами административного права можно воздействовать на недобросовестного налогоплательщика, например с помощью штрафных санкций. Если же уклонение от уплаты налога допущено в крупном или особо крупном размере, то это рассматривается в качестве преступления, и регулируются такие отношения с помощью уголовного права, которое предусматривает за это более высокие штрафные санкции, а также другие наказания, в том числе связанные с лишением свободы.

В Общей части рассматриваются задачи и принципы уголовного кодекса; его действие во времени и пространстве; общие вопросы, касающиеся преступления и наказания; виды освобождения от уголовной ответственности и наказания. Отдельные разделы Общей части посвящены уголовной ответственности несовершеннолетних и принудительным мерам медицинского характера.

1.Общая часть. Её нормы определяют общие принципы и положения уголовного права, пределы действия уголовного закона во времени и в пространстве, понятие и категории преступлений, лиц, подлежащих уголовной ответственности, понятие вины, её форм и видов, положения, касающиеся неоконченной преступной деятельности, соучастия в преступлении, наказания, его видов, целей и порядка назначения, случаи, когда лицо может быть освобождено от уголовной ответственности и наказания, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, понятие и содержание иных мер уголовно-правового характера

Основным и единственным источником права в большинстве государств континентальной правовой системы (в том числе Российской Федерации) является уголовный закон, как правило, кодифицированный (уголовный кодекс). Выделяют узко кодифицированное законодательство (все законы, устанавливающие уголовную ответственность, подлежат включению в уголовный кодекс) и широкое, в которое, помимо собственно уголовного кодекса, входит множество других законов, предусматривающих уголовную ответственность. В странах англо-американской правовой семьи используется также такой источник права, как судебный прецедент. В некоторых правовых системах уголовно-правовые нормы могут устанавливаться также в текстах религиозного характера

2.Особенная часть. Её нормы описывают составы конкретных преступлений, а также перечисляет санкции (виды и размеры наказаний) за их совершение. Система Особенной части УК РФ отражает приоритеты уголовно-правовой охраны: на первое место в ней ставятся преступления против личности, и только затем преступления в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества.

Что Общего Характеристике Уголовного Процесса И Административного Права

Жалоба направляется в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу об административном правонарушении, если иное не установлено законодательством РФ. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом в орган (должностному лицу), правомочный в соответствии с КоАП ее рассматривать и которому она адресована.

В последующем физ. или юр. лицо за своё действие (бездействие) понесет административное наказание.
!Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.!
Во всех случаях административное наказание назначается от имени РФ, и лицо, которое совершило проступок, должно нести те или иные лишения.
Существует несколько видов административного наказания :

Но есть и другие определения. Например, такое: правосудие – это «разрешение различных споров и дел об ответственности с постановлением обязывающих решений» (постановление КС РФ от 26.05.2011 N 10-П). Тогда этот принцип можно сформулировать так: споры по правовым вопросам и о привлечении к юридической ответственности («правосудие») может разбирать только специальный государственный орган, отделённый от других госорганов («суд»).

Введение такой нормы вызвало жаркие споры в юридическом сообществе. Возможно, это первый шаг к реформе юридического рынка, направленной на ограничение круга лиц, имеющих право заниматься представительством в судах. Эти предположения обусловлены тем, что до настоящего времени такого рода ограничений для представителей по гражданским и административным судебным делам не существовало. Вместе с тем законодатель не устанавливает такого обязательного требования к представителю, как наличие статуса адвоката (которое, в свою очередь, устанавливает уголовно-процессуальный закон).

Обязательность судебных решений. Все решения суда, принятые в законном порядке, должны быть обязательны для всех на территории России (ч. 1 ст. 6 ФКЗ «О судебной системе РФ»). То есть все граждане и особенно представители власти должны поступать в соответствии с судебным решением. Если суд что-то решил – например, что гражданин Смирнов совершил преступление, или что некий дом принадлежит гражданину Кузнецову, или что ребёнок гражданки Ивановой должен остаться с ней после развода – во всех этих случаях никто в стране не может игнорировать это решение. Органы власти должны исполнить его в рамках своих обязанностей или действовать, исходя из того, что решение суда правильное и законное.

Adblock
detector