Административное Право Объект

Административное Право Объект

Объект управления — другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управ­ляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служа­щие; органы управления (администрация) государственных и негосу­дарственных предприятий, учреждений и организаций; соподчинен­ные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнитель­ные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации.

Каждое материальное и процессуальное административно-право­вое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обя­занностей его участников. Этим характеризуется содержание правоот­ношения. Правомочию — субъективному праву одного участника пра­воотношения — всегда соответствует юридическая обязанность друго­го, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.

В зависимости от особенностей взаимоотношений участников раз­личаются: вертикальные (субординационные) правоотношения, возникаю­щие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (на­пример, между иерархически подчиненными главами админист­раций); горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например между федеральными ми­нистерствами и государственными комитетами); правоотношения между органами исполнительной власти и не под­чиненными им участниками отношений, не входящими в систему ор­ганов исполнительной власти (граждане, администрация негосударст­венных предприятий, учреждений и организаций и др.).

Административно-правовое отношение предполагает такое поведе­ние его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется. Например, ст. 13 Федераль­ного закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»* устанавливает, что к государственным служа­щим применяются поощрения за успешное и добросовестное исполне­ние ими должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. В случае же несоблюдения, нарушения требований, изложенных в администра­тивно-правовых нормах, возникает необходимость их защиты в адми­нистративном или судебном порядке. Большинство административно-правовых отношений защищается в административном порядке. К участникам административно-правовых отношений, не выполняю­щим своих обязанностей, уполномоченные на то органы исполнитель­ной власти применяют меры государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности.

Административно-правовое отношение, как и все другие правоот­ношения, имеет структуру (см. схемы 4 и 5), а именно системную сово­купность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (сто­роны) правоотношения — субъект и объект управления; их субъектив­ные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права Основные, определяющие критерии любой отрасли права — самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют

80. Уголовное право: понятие, предмет, метод, задачи, система Уголовное право представляет собой систему норм, которые установлены законодательством и эти нормы определяют наиболее опасные для строя, который существует на данный момент деяния, а также условия назначения

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права 1. Понятие и предмет аграрного права Российское право представляет собой систему, состоящую из отраслей права.Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты.Аграрное

Понятие, предмет и система норм особенной части уголовного права Уголовное право состоит из Общей и Особенной частей. Данное разделение является традиционным, характерным для всех отраслей права не только российского, но и зарубежного, а также международного

Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования) 1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг

Административно-правовая норма только тогда вступает в действие, когда наступают предусмотренные правом условия ее реализации в виде каких-то событий (рождение, смерть, наступление каких-то чрезвычайных обстоятельств) или действий физических и юридических лиц.

При этом хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.

Субъектами (участниками) административно-правовых отношений могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения.

Большинство административно-правовых отношений порождается правомерными положительными действиями физических и юридических лиц, в отличие, например, от уголовно-правовых отношений. Это еще одна специфическая особенность административно-правовых отношений.

Важно отметить, что окончательное деление правовой системы на некоторые обособленные элементы сегодня произвести невозможно, несмотря на то, что объект правового регулирования является основным критерием классификации права на отдельные отрасли. Вместе с объектом важную роль играет метод правового регулирования, служащий основанием, которое позволяет произвести классификацию права по отраслям.

Следует дополнить, что административное право – далеко не единственная правовая отрасль, охватывающая отношения общественного характера в области развития исполнительной власти как особой системы. Тем не менее именно ее нормативы пользуются в данном случае безусловным авторитетом. Какие же виды объектов административного права на сегодняшний день известны? Какого рода отношения не прекращают собственное существование? Ответ на столь интересный вопрос можно узнать в следующей главе.

Нормативы административно-правовой направленности составляют актуальную на сегодняшний день основу административной науки, но все же настоящий смысл данные нормы обретают благодаря непосредственно собственному росту относительно общих категорий, на которых они сначала держатся, а после исчезают. Невозможно полноценным образом понять и тем более нельзя пытаться истолковать нормативы административно-правовой природы, не прибегая к помощи ключевых категорий управления. Именно поэтому административно-правовая наука так или иначе должна обеспечить разработку аппарата категорий административно-правового типа для того, чтобы на основе данного научного капитала, имеющего постоянный характер, изучать актуальные в этот момент нормы права.

Под административным правом можно понимать одну из отраслей российской системы права, которая регулирует объект административного права , а именно отношения в обществе, возникающие по причине организации и последующего функционирования системы исполнительной государственной власти в плане абсолютно всех государственно-национальных и территориальных уровней Российской Федерации.

В отличие от объекта административно-правового знания, предмет ни в коем случае не может в полной мере воспроизвести перечисленные выше аспекты или даже часть из них. Почему же? Дело только в том, что многочисленные стороны и характеристики, свойственные объекту, не наделяются существенностью и актуальностью в современности (необходимо дополнить, что некоторые из них просто-напросто неизвестны). Предмет административно-правовой науки, кстати, показывается не в прямой проекции на наблюдаемую действительность, но в ходе ее деятельности познавательного характера, раскрытия внутренней сути, расчлененности на самые весомые аргументы в структурном плане. Так, обобщенные и осмысленные сведения фиксируются посредством определенных категорий (понятий) административно-правовой природы. Именно через них первоначально обеспечивает определение предмета рассматриваемой науки. Таким образом, по сравнению с объектом предмет административного права как научного знания является предельно отчетливым, строгим и принципиальным понятием.

Административное Право Объект

Кроме того, следует отметить, что юридическое лицо, выступая в качестве субъекта административного права, может обладать такими правами и обязанностями, которые «с точки зрения обязательности содержащихся в них предписаний, только права. » (например, право организации на занятие предпринимательской деятельностью), «. или только обязанности. » (например, обязанность юридического лица представлять документы бухгалтерской отчетности в органы налоговой инспекции, органы статистики). Юридическое лицо также может быть наделено такими правами, которые включают в себя и обязанность (юридическое лицо вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, не противоречащую действующему законодательству РФ, но если указанная деятельность подлежит лицензированию, оно должно получить специальное разрешение, то есть лицензию (абзац 3 пункта 1 статьи 49 ГК РФ). Еще одной особенностью субъекта административного права, в том числе и юридического лица, состоит в том, что его права и обязанности могут быть предоставлены ему (возложены на него) как в рамках его волеизъявления (например, юридическое лицо обращается в уполномоченный орган государственной власти за получением специального разрешения (лицензии), так и вне подобных рамок (юридическое лицо в случае привлечения его к административной ответственности «наделяется обязанностями исполнить меру административной ответственности,имея при этом определенные права и обязанности, в том числе по принудительному исполнению» . Права и обязанности юридического лица — субъекта административного права образуют в комплексе его административно-правовой статус.

Рекомендуем прочесть:  Социальная поддержка многодетных семей в свердловской области 2023

Составными частями административно-правового статуса индивидуального субъекта являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права. «Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность); во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называют праводееспособностью».

Таким образом, государственное управление, как понятийная категория может употребляться как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле государственное управление осуществляется всеми «ветвями власти». С позиции узкого, административно-правового значения слова государственное управление присуще специальным исполнительным структурам (органам государственного управления). Суть данной деятельности состоит во властно-организующем характере. Она направлена на непосредственное практическое, непрерывное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

4. Законодательством установлен особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что создает условия для его оперативности и экономичности, но в то же время содержит необходимые гарантии законности, осуществления права на защиту.

Государственный служащий обладает личными правами. Он имеет право: на продвижение по службе; увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы и уровня квалификации; знакомиться по первому требованию со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей работе и другими документами до внесения их в личное дело, а также требовать приобщения к личному делу своих объяснений; требовать служебного расследования для опровержения порочащих его честь и достоинство сведений; на увольнение, выход в отставку.

Административное право

Администрати́вное пра́во— это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

Источники административного права— это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: — общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т. п.); — законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); — международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом.На федеральном уровне:

Взаимодействие с трудовым правом:целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.

1. Предписание:установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;

Взаимодействие с конституционным правом:конституционное право устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного. На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.

  • гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;
  • диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
  • санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.
  • события – обстоятельства, не зависящие от воли и сознания человека и возникающие сами по себе, например стихийные бедствия;
  • действия – обстоятельства, зависящие от волеизъявления человека. Действия делятся на правомерные (основанные на требованиях закона) и противоправные (совершение административного правонарушения);

Общая часть объединяет нормы, регулирующие общественные отношения, общие для всех отраслей и институтов государственного управления. В нее включаются нормы права, закрепляющие принципы и содержание государственного управления, исполнительной власти, механизм административно-правового регулирования, правовое положение субъектов (органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих, граждан, общественных объединений и др.).

  • принципы государственного управления;
  • административно-правовой статус граждан (физических лиц);
  • административно-правовой статус органов исполнительной власти;
  • государственная и муниципальная служба;
  • административно-правовой статус негосударственных (общественных объединений);
  • административно-правовой статус предприятий, учреждений;
  • формы государственного управления;
  • методы государственного управления;
  • административная ответственность;
  • административный процесс;
  • обеспечение законности в государственном управлении;
  • административно-правовые основы управления в сфере экономики;
  • административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;
  • административно-правовые основы управления в административно-политической сфере.
  • принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов – в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита;
  • принцип разделения властей – исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ;
  • принцип федерализма – основан на федеративном устройстве РФ, в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
  • принцип законности – предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, должны соответствовать положениям Конституции РФ;
  • принцип гласности – предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности;
  • принцип ответственности – означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения.
  1. Общая часть
    1. Основные начала административного законодательства
    2. Государственная служба
    3. Государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти; федеральные, региональные, местные)
    4. Исполнительно распорядительная деятельность (административное регулирование, административный акт, административный договор, административный надзор, право обращения в государственные и муниципальные органы)
    5. Специальные административно-правовые режимы (чрезвычайного положения, военного положения, особого положения)
  2. Особенная часть. Исполнительно-распорядительная деятельность в отдельных отраслях государственного управления
    1. Оборона
    2. Государственная безопасность
    3. Внутренние дела
    4. Иностранные дела
    5. Юстиция
    6. Экономика
    7. Финансы
    8. Здравоохранение
    9. Транспорт
    10. Связь и информация
    11. Культура, спорт, туризм
    12. Социальная сфера
    13. Контрольно-надзорные функции
    14. Исполнительно-распорядительная деятельность вследствие причинения вреда (административные правонарушения)
  3. Специальная часть. Право индивидуальных субъектов
    1. Граждане РФ
    2. Иностранные граждане
    3. Лица с двойным гражданством
    4. Беженцы
    5. Вынужденные переселенцы
    6. Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности
    7. Вынужденные мигранты
    8. Общественные объединения
    9. Религиозные объединения
    10. Политические лица (внутригосударственные и международные организации).
Рекомендуем прочесть:  Пособие на ребенка до 1 5 лет в 2023 году

Административное право отличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения, т. е. отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства. Предмет административного права [Предмет административного права] — общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

  • Общая часть
    • Предмет
    • Формы и методы
    • Субъекты административного права
    • Ответственность по административному праву
    • Административный процесс
  • Особенная часть
    • Экономическая сфера
    • Социально-культурная сфера
    • Административно-политическая сфера
    • Межотраслевая

Взаимодействие с финансовым правом:финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.

Источники административного права— это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: — общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т. п.); — законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); — международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом.На федеральном уровне:

В окончательной формулировке административное право — это отрасль права (система правовых норм), которая для выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления, в процессе внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности иных государственных органов, а также при обеспечении юридической защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц.

Административное право как отрасль публичного права определяется прежде всего своим предметом, т. е. системой государственно-управленческих отношений, поскольку государственное управление реализуется через категории публичного интереса, потребностей, целей, стимулов и норм. Административное право регулирует широкий круг вопросов организации и деятельности системы органов исполнительной власти, создания эффективной и стабильной государственной службы (гражданской, правоохранительной и военной), обеспечения законности в области функционирования исполнительной власти, развития административного нормотворчества, формирования административного нормоконтроля (административной юстиции или административного судопроизводства).

Административное право устанавливает правопорядок в отношениях между государством и гражданами, попадающих в «сферу внимания» государственной администрации и должностных лиц при осуществлении административной деятельности. Поэтому между гражданами и государством складываются отношения власти-подчинения.

Под административным правом обычно понимают право администрации («право управления», «управленческое право»). В этом смысле каждая страна, имеющая развитую правовую систему, обладает административным правом, поскольку она обязательно располагает совокупностью норм, регламентирующих деятельность администрации. В механизме правового воздействия административному праву принадлежит особая роль, которая заключается в том, что оно выступает необходимым инструментом управления социальными процессами в обществе.

Особенностью административного права является то, что оно детализирует (развивает, конкретизирует) общественные отношения, которые входят в предмет правового регулирования иных отраслей права. К ним относятся, например: конституционное, уголовное, таможенное, финансовое, бюджетное, налоговое, земельное, экологическое, строительное право. Принципиально важный характер этой отрасли права подчеркивает и главный метод (или, точнее говоря, один из методов) правового регулирования — императивный методу метод властных предписаний. Поэтому административное право считается одной из базовых отраслей права, с одной стороны, использующей потенциал и правовые средства императивного метода регулирования, а с другой — обеспечивающей публичные интересы, правовую защиту прав и свобод как физических, так и юридических лиц от действий, решений и бездействия административных органов.

В сущности, состав правонарушения предполагает законодательно закрепленную теоретическую конструкцию, модель, ориентированную на ее использование правоприменителями для правильной квалификации деяния. Законодатель не определяет в каждом конкретном случае признаки правонарушения, а указывает на существенные признаки, которые являются отличительными и позволяют сконструировать составы правонарушения. Тем самым конструкция состава правонарушения выступает нормативной основой для привлечения к административной ответственности .

  1. общий: он охватывает определенную обобщенную область общественных отношений, которая может быть уреглирована как нормами административного законодательства, так и нередко правовыми нормами других отраслей права (конституционного, трудового, экологического, земельного и т.д.). Например, КоАП РФ предусматривает ряд составов административных правонарушений, которые касаются нарушений в сфере избирательного законодательства, конституционного права на обращения граждан и другие;
  2. родовой: образуют общественные отношения, которые складываются в определенной одной сфере общественной жизни. На основе именно родового объекта сгруппированы составы административных правонарушений по главам в Особенной части КоАП РФ;
  3. непосредственный — общественные отношения, на которые посягает конкретное правонарушение.

Вопрос о том содержится ли в действиях (бездействии) лица административное правонарушение определяется посредством их квалификации и определения, имеются ли признаки состава административного правонарушения. В этой связи крайне важным является исследование указанной категории.

Законодательного определения состава административного правонарушения в КоАП РФ По данной теме мы уже выполнили статью Усеченные составы в КоАП подробнее не содержится. Вместе с тем в теории административного права данное понятие считается достаточно определенным и сложившимся.

Объект административного правонарушения нельзя путать с предметом правонарушения. Каждое административное правонарушение имеет свой объект, то есть те общественные отношения, на которые посягает правонарушитель, однако не каждое правонарушение имеет предмет. В качестве предмета административного правонарушения выступают предметы материального мира. При совершении мелкого хищения всегда будет иметь место предмет. При совершении такого административного правонарушения, как превышение максимальной скорости транспортным средством, предмет правонарушения отсутствует.

Административное право: понятие предмет методы система и источники

Предмет данной отрасли права – это совокупность однородных общественных отношений, т.к. в самом общем виде можно сказать, что АП – это управленческое право, то регулирует оно отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает сферу государственного управления, т.е. регулирует управленческие отношения.

– принцип ответственности – означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения.

В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей): а) регулирующих административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права); б) регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления); в) регулирующих административно-правовой статус негосударственных организаций; г) обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти; д) регулирующих принуждение по административному праву.

В законодательстве и юридической литературе как очень близкие используются понятия: исполнительная власть, государственное управление, государственная администрация, административная власть. Эти понятия связаны с властной деятельностью, которая осуществляется под руководством более высокой власти (парламента, монарха и т.д.). Но их смысл не совпадает полностью. Управление – это деятельность, администрация – основной субъект этой деятельности, власть – главный способ её (деятельности) осуществления. Понятие «государственное управление» прежде всего, раскрывает содержание властной деятельности, понятие «государственная администрация» связано с её субъектом. Понятия «административная власть» и «исполнительная власть» не идентичны, но оба соединяют субъектов, деятельность и методы воздействия, часто под ними понимают только власть. Все эти названия связаны с понятием, которое включает в себя три основных признака: управленческий (исполнительный, административный) аппарат (совокупность служащих, органов), выполняемую им деятельность (управленческую, исполнительную, административную) и используемую им при этом управленческую (исполнительно-распорядительную, административную) власть.

Рекомендуем прочесть:  Код оквэд розничная торговля по заказам 2023

АП – отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства. Предмет правового воздействия определяет специфику метода регулирования. Человек – существо общественное. Совместная деятельность предполагает управление. Управленческие отношения существуют постольку, поскольку существует человеческое общество. Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, юридически оформляется неравенство, этим объясняются особенности административно-правового метода.

Субъекты и объекты административных правоотношений

Юридическими фактами называются фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъек­том административных правоотношений. Остановимся на различиях между этими понятиями.

Административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношенияй вообще, поэтому они обладают всеми свойственными им общим признакам. В то же время они имеют свои особенности:

Субъекты административного права могут стать субъектами (участ­никами, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий: 1) административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответствен­ность; 2) административной правоспособности и дееспособности субъ­екта; 3) юридического факта (фактов), т. е. основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Субъект— это участник (сторона) правоотношения в сфере ис­полнительной власти, наделенный соответствующими государствен­но-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых от­ношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодатель­ством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмот­рении административных дел) и общественные объединения при ре­ализации своих внешних управленческих функций (например, проф­союзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).

В правовых нормах субъектом административного права называет­ся лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определеляются общим ( родовым) образом – как индивидуальные субъекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные (органы исполнительной власти, органы управления государственных и него­сударственных организаций и т.д.). В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т. е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управ­ления).

Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы).

Субъектами (участниками) административно-правовых отношений могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения.

Субъект административно-правовых отношений — лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.

3. Сфера государственного управления является управляемой сферой. Следовательно, в административно-правовых отношениях находят отражение все основные качества, присущие государственному управлению, а также публичные интересы, реализуемые в процессе практического осуществления функций органами исполнительной власти и местной администрацией. Налицо связь административно-правовых отношений не только с внешним выражением, но и с фактическим обеспечением целей и задач, стоящих перед исполнительной властью.

Большинство административно-правовых отношений порождается правомерными положительными действиями физических и юридических лиц, в отличие, например, от уголовно-правовых отношений. Это еще одна специфическая особенность административно-правовых отношений.

Признаки правотворчества отражают сочетание субъективного и объективного факторов в правотворчестве. Право создается людьми, наделенными волей и сознанием, имеющими определенный жизненный опыт, правосознание, культурный уровень. На правотворчество влияют личные и групповые интересы, задачи, потребности законодателя. Существует мощный политический институт лоббирования выгодных с позиций отдельных социальных групп нормативных актов.

Диспозиция нормы права (распоряжение) – центральный элемент нормы права, содержащий правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений. Она устанавливает права и обязанности сторон, определяет варианты поведения участников общественных отношений.

  1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  2. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  3. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  4. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Законы среди всех источников административного права обладают высшими юридическими свойствами: они регулируют наиболее общие и значительные управленческие и иные отношения административного права. Законы принимаются законодательными органами власти РФ, её субъектов, различаются законы:

Регулируя общественные отношения, правовые нормы должны обеспечивать баланс публичных и частных интересов. Например, нормы, устанавливающие ставки налогообложения, должны, с одной стороны, гарантировать наполнение доходной части бюджета, а с другой — сохранить для налогоплательщика стимулы к приобретению имущества, получению прибыли, осуществлению предпринимательской деятельности. В данном случае Россия также имеет горький опыт. Налоговое законодательство создавалось в ??словиях постоянного острого экономического кризиса. Оно преследовало цели обеспечить доходную часть бюджета. При этом интересы предпринимателей просто игнорировались, что вызвало уход значительной части бизнеса «в тень». Это также имеет свои негативные последствия. За время нахождения «в тени» предприниматели получили огромный опыт противостояния фискальным органам, который они продолжают а5тивно использовать даже после либерализации налогового законодательства. Действует принцип: «Зачем отдавать своё кровное даже в незначительном количестве, если его можно вообще не отдавать».

Источники административного права отличаются низкой степенью систематизации нормативных правовых актов. В настоящее время систематизировано законодательство, устанавливающее административную ответственность и производство по делам об административных правонарушениях.

Правосознание – совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, переживаний, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам (выступало источником права в первые годы советской власти).

Предмет административного права отличается динамичностью. Отдельные отношения, например таможенные, частично в сфере местного самоуправления, в настоящее время являются предметом правового регулирования таможенного, муниципального права, что обусловлено формированием новых отраслей российского права. Некоторые группы отношений на данном этапе составляют предмет административного права, что явилось результатом систематизации норм, устанавливающих административную ответственность, в КоАП.

конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;

гражданским правом. Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;

Adblock
detector