Актуальные Проблемы В Земельном Праве

К целому комплексу проблем обратился в своем сообщении представитель Департамента градостроительства и регулирования земельных отношений г. Екатеринбурга. Он отметил, что в законе отсутствуют четко прописанные ограничения по поводу того, как собственники могут делить свои земельные участки. Часто это приводит к тому, что в зонах застройки индивидуальными жилыми домами поселяется намного больше людей, чем должно быть. Участки дробятся, на них возводятся новые постройки, которые подключают к канализационным сетям, водопроводу, системам отопления и другим коммуникациям. В результате последние не выдерживают сверхнагрузок. К аналогичным последствиям приводит возведение многоквартирных домов на землях, предназначенных для индивидуального жилищного строительства. Квартиры в таких объектах быстро распродаются по очень низким ценам, а позже новые собственники узнают о нарушениях, с которыми были построены дома, и хватаются за голову. С этой проблемой все чаще сталкиваются крупные города России.

Работу круглого стола открыл заведующий кафедрой земельного и экологического права УрГЮА, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ Виктор Викторович Круглова, также выступивший в роли модератора. Он выделил особенности земли как объекта правового регулирования, подчеркнув, что земля — это основа жизни и деятельности населения, проживающего на данной территории. Кроме того, она является важнейшим элементом всего природного комплекса, и от использования и охраны земли зависит состояние всей окружающей среды. Также земля представляет собой недвижимость особого рода, основное средство производства в сельском хозяйстве и пространственный базис.

По словам В.В. Круглова, современные юристы знакомы с земельным кодексом намного хуже, чем с гражданским, и часто путают, какие нормы необходимо применять в той или иной ситуации. Задача таких мероприятий как раз и состоит в том, чтобы разобраться в механизмах правоприменительной практике, а также вместе подумать над тем, что нужно улучшить и дополнить в действующем законодательстве.

2 марта 2013 года Институт права и предпринимательства (ИПиП), а также кафедра земельного и экологического права Уральской государственной юридической академии провели круглый стол «Актуальные проблемы земельного права». Мероприятие состоялось в рамках дней магистратуры ИПиПа. В нем приняли участие представители органов государственной и муниципальной власти, практикующие юристы, преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты.

На круглом столе была поднята проблема перевода земельных участков из одной категории в другую. Этот вопрос обозначила в своем докладе начальник отдела по распоряжению земельными участками областной собственности Департамента земельных ресурсов Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО) Галина Николаевна Семина. Так, сейчас Земельным кодексом России предусмотрены семь категорий земель: сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, лесного фонда, водного фонда, земли запаса. Однако перевести земли из одной категории в другую довольно сложно, и это создает административный барьер для бизнеса, затрудняя, например, жилищное строительство. Поэтому правительство хочет отменить деление земель на категории. По мнению Г.Н. Семиной, такое решение может нести угрозу продовольственной безопасности страны, так как создает угрозу вывода из оборота сельскохозяйственных угодий.

В качестве примера можно привести статьи 39.11-39.13 ЗК РФ, регламентирующие порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельных участков либо права аренды на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Ранее этот вопрос регулировался постановлением Правительства Российской Федерации от 1 1 ноября 2002 года № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» 4.

Указанные объекты подлежат сносу силами и средствами застройщика и за его счет. Исключения, установленные пунктом 3 статьи 222 ГК РФ, предусматривают ряд условий, при совокупном соблюдении которых возможно приобретение права собственности на самовольную постройку. Однако признание права собственности на объект возможно лишь за лицом, обладающим вещными правами на земельный участок.

Налоговые вычеты за дачные домики не выплачивались в нашей стране до сих пор никогда. Дело в том, что НДФЛ до сих пор можно было вернуть только на покупку жилья, а дачные дома жильем не считались. Теперь история совсем другая: поскольку садовые дома с 1 января 2023 года могут быть жилыми и на их строительство действуют одинаковые процедуры согласований, теперь НДФЛ за жилой дом на садовом участке вернуть можно.

Ценность семинара: В семинаре обобщается законодательный и практический опыт в области земельно-имущественных отношений в РФ. Наши эксперты расскажут о последних изменениях в законодательстве, дадут комментарии и рекомендации по актуальным проблемам земельно-имущественных отношений и правоприменительной практики.

Вместе с тем решающую роль в формировании правоприменительной практики имеет судебная практика, прежде всего практика арбитражных судов, поскольку в силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций,

Актуальные проблемы правового регулирования ограничений (обременений) в земельном праве

Таким образом, именно вмешательство в сферу действия уполномоченного лица с целью установить пределы, стеснения реализации им прав владения, пользования или распоряжения земельным участком следует рассматривать как основной критерий выделения ограничений (обременений) в качестве самостоятельного правового явления.

Следовательно, п. 3 ст. 69 Закона об ипотеке нуждается в уточнении в части перехода права постоянного пользования земельным участком при переходе права собственности на заложенное предприятие, здание, сооружение. В указанной норме Закона должно быть уточнено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит к собственнику предприятия, здания или сооружения лишь в том случае, если новый собственник вышеуказанного имущества имеет право на получение земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование. В остальных случаях земельный участок при обращении взыскания на здание или сооружение к новому собственнику предприятия, здания или сооружения должен переходить, например, на праве аренды.

Согласно ст. 63 Закона об ипотеке земельные участки, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, ипотеке не подлежат. В этом случае возникает вопрос: означает ли это, что данные субъекты не имеют права закладывать принадлежащие им здания и сооружения, находящиеся на принадлежащих им же на праве собственности земельных участках? Ведь согласно п. 3 ст. 340 ГК РФ ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение, либо части этого участка, функционально обеспечивающей закладываемый объект, либо принадлежащего залогодателю права аренды этого участка или его соответствующей части.

Так, Товарищество с ограниченной ответственностью «Ремонт одежды» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к акционерному коммерческому банку «Московский индустриальный банк» о признании недействительным договора о залоге нежилого помещения от 29.09.95 N 118-з.

На один и тот же земельный участок могут существовать несколько разных ограничений (обременений). Так, землю, предоставленную на праве аренды, можно с согласия собственника сдать в залог и таким образом обременить ипотекой, а земельный участок, предоставленный на праве постоянного бессрочного пользования, можно сдать в аренду. Одновременно этот же участок может быть обременен сервитутом, а также различными градостроительными и экологическими требованиями (например, предоставлен без права капитального строительства). Таким образом, на один и тот же земельный участок могут существовать несколько разновидностей ограничений (обременений), сферы действия которых не только пересекаются, но и зачастую совпадают (например, при последующей ипотеке).

Актуальные проблемы теории земельного права России

В монографии рассматриваются современные проблемы теории и практики земельного права России. Авторы исследуют вопросы приобретения и прекращения права собственности на земельные участки, содержание земельной функции современного государства, проблемы ответственности за земельные правонарушения, правовой режим отдельных категорий земель. В монографии впервые поставлен ряд новых вопросов теории земельного права, в том числе рассмотрены категории «земельный правопорядок», «эффективность земельного законодательства», выявлены перспективы создания земельных судов в России. Нормативные акты в монографии приведены по состоянию на 1 ноября 2023 г. Книга рассчитана на широкую аудиторию – студентов, аспирантов, преподавателей, должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, представителей правозащитных объединений, иных заинтересованных читателей.

Произведение было опубликовано в 2023 году издательством Юстицинформ. На нашем сайте можно скачать книгу «Актуальные проблемы теории земельного права России» в формате pdf или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Как показывает рис 3.1, сложная процедура оформления — является основной проблемой в области земельных отношений. Кроме того, она еще и достаточно дорогая, не каждый гражданин сможет себе позволить оформить ЗУ в собственность. Затраты по оформлению пакета документов для получения права собственности земельного участка (несрочные тарифы):

Недостатком действующей системы управления земельными ресурсами не только нашего региона, но и остальных регионов России является отсутствие единой автоматизированной информационной системы о состоянии земельных ресурсов региона по всем категориям земель, уровням и формам собственности и хозяйствования, обеспечивающей информационный обмен между структурами, отвечающими за ведение государственного земельного кадастра, регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; ведение реестра плательщиков земельного налога, реестра арендаторов земельных участков не позволяет органам власти всех уровней принимать оперативные и стратегические решения по наиболее эффективному и целесообразному использованию земель. Имеющиеся базы данных единого государственного реестра прав, базы плательщиков земельного налога и арендной платы на нынешний момент не несут информации о земельном фонде.

В силу статьи 222 ГК РФ здание, строение или сооружение, возведенные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, являются самовольными постройками.

Рекомендуем прочесть:  Должны Ли Утеплять Лоджию При Капитальном Ремонте И Относится Ли Лоджия В Панельном Доме К Общедомовому Имуществу

Кроме того, остаётся открытым вопрос о том, к чему отнесены временные ограничения: к разрешению на разработку проекта землеустройства, к началу таких работ по разработке проекта, ко времени окончания разработки проекта или ко всему решению как акту ненормативного характера. Решение органа местного самоуправления и исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству в порядке бесплатной приватизации земли гражданами-физическими лицами, как акт, не имеющий нормативного характера, или индивидуальный акт, в силу положений закона имеет особенность: его действие прекращается с прекращением существования конкретных общественных отношений. Те отношения, с целью урегулирования которых были приняты вышеуказанные решения, не прекращены. Поэтому с правовой точки зрения, пункт об ограничении срока действия принятых до 21.03.2014 г. решений органов местного самоуправления и исполнительной власти не соответствует закону, а потому не обладает юридической силой. А сами решения следует считать основаниями к завершению оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым как действительные и действующие. Эффективным решением сложившейся ситуации является предложение законодательной инициативы в Государственный Совет Республики Крым о внесении изменений в Закон Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» , что позволит избежать неоднозначного толкования и применения правовых норм на региональном уровне.

Позиция Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в отношении применения ко всем случаям завершения оформления прав на земельные участки пункта 3 раздела 2 «Заключительные положения» Закона Украины №509-VI , вступившего в силу 14.10.2008 г., на который ссылается в своих разъяснениях Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, по моему мнению, является спорной. Полагаю, что применение вышеуказанного разъяснения Министерства имущественных и земельных отношений, как документа, не являющегося нормативным правовым актом, возможно не во всех случаях завершения оформления прав на землю.

Актуальные проблемы в земельном законодательстве

Люди открывают Земельный Кодекс с надеждой увидеть ответы на вопросы относительно своей конкретной ситуации, однако, сталкиваются с юридической лексикой, доступной для понимания далеко не каждому обывателю, а рассчитанной для восприятия специалистом, имеющим познания в сфере Земельного Законодательства. Поиски в интернете аналогичных Земельных Проблем также не приводят к нужному результату, потому что каждая ситуация, каждая проблема, каждый земельный Спор носит специфический характер и требует индивидуального подхода и разрешения.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов на предоставление однократно одному из родителей в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. С момента возникновения права собственности на построенный жилой дом у заявителя возникает право собственности на данный земельный участок безвозмездно.

Так, сейчас Земельным кодексом России предусмотрены семь категорий земель: сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, лесного фонда, водного фонда, земли запаса (рис. 1).

Отдельного внимания заслуживает вопрос о возможности определения момента, с которого возникают права на земельные участки, законом субъекта Российской Федерации. Так, новеллой действующего законодательства является и определение категорий граждан, которым земельные участки для целей строительства могут быть предоставлены бесплатно и без проведения торгов. Так, в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в т.ч. для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации…

Представляется, что установление «иного» момента возникновения права, не связанного с моментом его государственной регистрации, может породить возникновение определенных проблем на практике. Учитывая, что гражданское законодательство — предмет исключительного ведения Российской Федерации, вряд ли можно сделать вывод о правомерности такой нормы, которая должна быть установлена федеральным законодательством.

Актуальные Проблемы В Земельном Праве

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатные консультации по составлению плана работы;
  • строгая специализация — консультации по подготовке работы оказываются лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование ( мы оказываем консультационные услуги только по работам по праву ).
  • проверка работы на соответствии действующему законодательству;
  • подбор новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

При оказании наших услуг используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.

Актуальные проблемы правового регулирования ограничений (обременений) в земельном праве

Очевидно, что только право собственности может рассматриваться как абсолютное вещное право, т. е. такое господство человека над вещью, которое носит наиболее полный, исключительный характер. Абсолютный характер права собственности на землю тем не менее является относительным, так как собственность носит абсолютный характер, за исключением известных пределов или достаточных оснований, направленных, во-первых, на недопущение нарушения прав и законных интересов других лиц (не только собственников), а во-вторых — на соблюдение определенных условий, обеспечивающих устойчивость и стабильность существования всего общества, например, требований по охране окружающей природной среды от негативного воздействия, вызванного осуществлением права собственности, и, в-третьих, на соблюдение законов и иных правовых актов. В случае, если земельный участок предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, у собственника такого участка остается только то, что древние римляне называли nudum jus («голое право»). И хотя объем содержания первоначального абсолютного права собственности оказался исчерпан, право собственности не прекращается и восстанавливается до своего прежнего объема всякий раз, когда такое ограниченное вещное право, стесняющее собственника, прекращается (например, участок изымается за совершение земельного правонарушения, или юридическое лицо, которому участок был предоставлен на таком праве, ликвидировалось). Как уже отмечалось, собственник, иной титульный владелец земли осуществляет свои правомочия свободно, за исключением отдельных экологических, градостроительных и иных ограничений. Такие ограничения осуществления правомочий собственниками земли существовали с древнейших времен. Уже в Древнем Риме возникли так называемые «легальные» сервитуты, которые представляли собой ограничения свободы собственника, предусмотренные непосредственно Законом XII таблиц. К ним, в частности, относились следующие ограничения: — собственник участка был обязан допускать на свой участок через день соседа для собирания плодов, падающих с деревьев, растущих на участке соседа; — перевешивание ветвей дерева и перерастание его самого на соседний участок давали собственнику последнего право самому срезать свисающие до 15 футов ветви или срубить дерево, если этого не сделал сосед; — собственник не был обязан терпеть надстройку соседа над границей своего участка, так же как и выпячивание стены более чем на полфута; — собственник был обязан допускать за определенное вознаграждение проход через его участок к оказавшимся на нем местам погребения . ——————————— Римское частное право. Учебник / Под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского. М.: Юрист, 1999. С. 180.

Институт ограничений (обременений) в земельном праве является проблемой недостаточно разработанной ни в науке, ни в действующем законодательстве. Отсутствуют как определения ограничений (обременений), так и их классификация. Актуальность проблемы правового регулирования ограничений (обременений) связана с появлением или, вернее, восстановлением права собственности на землю в Российской Федерации. Право собственности, однако, не единственное право на землю, есть другие земельные титулы, которые отвечают интересам гражданского оборота земли и его участников. Общее легальное определение ограничений (обременений) недвижимого имущества содержится в ст. 1 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ , под которыми понимаются наличие установленных Законом или уполномоченными органами в предусмотренном Законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности, либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества. ——————————— СЗ РФ. 28.07.97. N 30. Ст. 3594.

При этом возникает вопрос: какое именно лицо, выступающее в роли залогодателя, имеет в виду Постановление N 6/8? Из текста Постановления следует, что этим лицом является любой правосубъектный участник гражданского оборота. Кроме того, п. 1 ст. 1 ГК РФ гласит, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений; а п. 1 ст. 124 ГК РФ говорит о том, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации . и . муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. Следовательно, п. 3 ст. 340 ГК РФ, равно как и указанное Постановление N 6/8, не делает исключения для РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, которые, как и все остальные участники гражданского оборота, на основании п. 2 ст. 69 при ипотеке здания или сооружения, находящегося в государственной (или муниципальной) собственности, обязаны закладывать по тому же договору об ипотеке земельный участок, на котором находится это здание или сооружение, либо часть этого участка, функционально обеспечивающую закладываемый объект, либо принадлежащее залогодателю право аренды этого участка или его соответствующей части. Что же касается возможности залога здания или сооружения, находящегося в государственной (или муниципальной) собственности, и соответствующего земельного участка (его части), то в данном случае существует коллизия норм п. 1 ст. 63 и п. 2 ст. 69 Закона об ипотеке, которая заключается в следующем. Если отдавать приоритет п. 1 ст. 63 Закона об ипотеке, то РФ, субъекты РФ и муниципальные образования не имеют права закладывать принадлежащие им на праве собственности здания и сооружения, т. к. они не имеют право закладывать принадлежащие им на праве собственности земельные участки (части земельных участков), функционально обеспечивающие закладываемые здания и сооружения. Если отдавать приоритет п. 2 ст. 69 Закона об ипотеке, то РФ, субъекты РФ и муниципальные образования не имеют права закладывать земли, находящиеся в государственной (или муниципальной) собственности, кроме случаев, когда это осуществляется в порядке п. 2 ст. 69 Закона об ипотеке. Этого мнения придерживается и И. Д. Грачев: «При установлении ипотеки на находящееся в государственной (федеральной или субъекта РФ) либо муниципальной собственности здание, строение или сооружение — земельный участок под таким объектом в силу норм п. 2 ст. 69 комментируемого Закона обременяется ипотекой в исключение из правил п. 1 комментируемой статьи (норма п. 2 ст. 69 имеет приоритет как специальная)» . ——————————— И. Д. Грачев «Комментарий к Федеральному закону «Об ипотеке (залоге недвижимости)». М.: Норма-Инфра-М, 1999. С. 205.

Рекомендуем прочесть:  Социальная карта жителя московской области какие льготы 2023

Если исходить из определения ограничений (обременений) данного ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то к таковым их можно отнести, во-первых, при наличии в законе условий, стесняющих, ограничивающих правообладателя при осуществлении права собственности и иных вещных прав на земельный участок, а во-вторых, учитывая, что такие пределы осуществления права собственности и иных вещных прав могут быть предусмотрены не только в законе, но и установлены решением уполномоченного органа государства в установленном законом порядке. Таким образом, именно вмешательство в сферу действия уполномоченного лица с целью установить пределы, стеснения реализации им прав владения, пользования или распоряжения земельным участком следует рассматривать как основной критерий выделения ограничений (обременений) в качестве самостоятельного правового явления. Однако указанное выше определение ограничений (обременений) не учитывает их сложную правовую природу. Так, в Законе нет положений о том, что аренда или, например, безвозмездное пользование ограничивает права собственника или обременяет его имущество. Тем не менее аренда является ограничением прав собственника-арендодателя, поскольку последнему права пользования и владения земельным участком не принадлежат и, таким образом, содержание права собственности является усеченным, неполным, а само право вследствие этого — ограниченным. Такое определение также не исчерпывает всего перечня ограничений (обременений), существующих в земельном праве. Кроме сервитута (права ограниченного пользования чужой земельной собственностью), который данный Закон относит к обременениям, в число вещных прав, помимо права собственности на землю, действующее законодательство включает право постоянного бессрочного пользования и право пожизненного наследуемого владения. Некоторые ученые делают вывод, исходя из конструкции ст. 216 ГК РФ, о том, что список вещных прав не является исчерпывающим, и выделяют еще одно такое право — право залога . Еще российский ученый-правовед И. А. Покровский писал по этому поводу, что «все права этого рода, очевидно, вместе с тем содержат большее или меньшее ограничение права собственности в интересах другого лица» . Поэтому представляется правильной позиция ряда современных ученых, которые, отмечая ограниченный (по сравнению с собственностью) характер указанных вещных прав, относят их также и к ограничениям права собственности . ——————————— См. например: Гражданское право. Ч. 1 / Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. СПб., 1996. С. 288. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1999. С. 207. См.: Гражданское право. Том 1. Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 1998. С. 476; Копылов А. В. Вещные права на землю. М.: Статут, 2000. С. 13.

Что касается соотношения понятий «ограничение» и «обременение», то следует согласиться с авторами комментария к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в том, что используемые в действующем законодательстве термины «обременение» и «ограничение» являются синонимами и различаются лишь лексически. Когда говорят о правах, то они ограничиваются, а когда о имуществе — оно обременяется . ——————————— См.: Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» / Под общ. ред. П. В. Крашенинникова. М.: Спарк, 1999. С. 19.

  • Е.Кологерманская, студент 4 курса УГУ, тема: «Правовые проблемы и особенности предоставления земель для размещения ГУК «Государственный зоологический парк Удмуртии»;
  • Э.Эринжирова, Э.Абузярова, студенты 4 курса СГЮА, тема: «Правовые проблемы в сфере предоставления земельных участков»;
  • Б.Сидорова, студент 3 курса КалмГУ, тема: «Возникновение права собственности по давности владения»;
  • А.Березуцкая, студент 4 курса СГЮА, тема: «Проблемы перевода земель из одной категории в другую»;
  • С.Манджиев, студент 3 курса КалмГУ, тема: «Земельный контроль как функция управления»;
  • Ю.Данилова, Н.Решетника, студенты 4 курса СГЮА, тема: «Проблемы правового регулирования публичных сервитутов в РФ»;
  • А.Милютин, студент 4 курса УГУ, тема: «Правовые проблемы совершенствования муниципального земельного контроля»;
  • О.Зубкова, студент 4 курса СГЮА, тема: «Проблемы приобретения прав собственности на земельные участки в странах СНГ»;
  • М.Моисеенко, Е.Осипова, студенты 4 курса СГЮА, тема: «Изъятие земельных участкой для государственных и муниципальных нужд на примере г.Сочи»;
  • Ю.Дасаева, Р.Ламзина, студенты 4 курса СГЮА, тема: «Особенности использования земель запаса»;
  • А.Устинова, студент 4 курса СГЮА, тема: «Приобретение права собственности на земельные участки военнослужащими».

Научным руководителем и модератором круглого стола выступила к.ю.н., доцент кафедры земельного и экологического права СГЮА, судья Двенадцатого арбитражного апелляционного суда Т.В. Волкова. Модератором со стороны г. Ижевска выступила к.ю.н., доцент кафедры природоресурсного, аграрного и экологического права УГУ, директор Центра по экологическому праву и политике Е.А. Белокрылова; со стороны г.Элиста — к.ю.н., доцент кафедры гражданского права процесса КалмГУ Л.Д. Буринова.

В ходе работы научного мероприятия были рассмотрены наиболее актуальные вопросы предоставления земельных участков в поселениях, проблемы перевода земель из одной категории в другую. Наибольший интерес вызвали вопросы достаточности правового регулирования публичных сервитутов в РФ, совершенствования муниципального земельного контроля. Студенты проявили большой интерес к поставленным проблемам, выступая с докладами и активно задавая вопросы, участникам круглого стола.

Студенты искренне благодарят директора Института юстиции д.п.н., профессора В.С. Слобожникову, заместителя директора по научной работе Института юстиции, к.п.н Э.В. Семенову, руководство Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, Председателя второго судебного состава Двенадцатого арбитражного апелляционного суда к.ю.н. Ф.И. Тимаева, а также научного руководителя Т.В. Волкову за организацию и проведение межрегионального круглого стола посредством видеоконференции. Данная научно-практическая встреча и общение способствовали более глубокому изучению теории и практики применения норм земельного законодательства.

В первую очередь, это касается вводимой новой системы вещных прав на землю, принципиально отличающейся от существующей. Изменение системы вещных прав на земельные участки потребует тщательной разработки не только оснований возникновения и прекращения новых прав, но и механизма трансформации прежних прав на земельные участки в новые — например, права постоянного (бессрочного) пользования в право постоянного землевладения и право застройки и др. При этом в настоящее время с 1 июля 2012 г. остается неурегулированной проблема переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности и право аренды земельных участков, предоставленных юридическим лицам (за исключением земельных участков, занятых линейными объектами), что недопустимо для нормального развития рыночных отношений в России.

Связанной с вышеуказанной проблемой системы прав на земельные участки, но имеющая колоссальное самодостаточное значение для дальнейшего развития земельных и смежных отношений, является проблема определения границ и государственного кадастрового учета земельных участков, а также связанная с государственным кадастровым учетом проблема оформления прав граждан и юридических лиц на ранее предоставленные земельные участки.

В основе действующего земельного правового регулирования находятся конституционные нормы (ст. 9, 36, 72, 76 Конституции РФ2). Устанавливая множественность форм собственности на землю в Российской Федерации, Конституция РФ, тем не менее, определяет значение земли и других природных ресурсов

Современное развитие российского земельного законодательства должно исходить из концепции обеспечения баланса публичных и частных интересов при регулировании отношений по использованию и охране земли, в том числе, путем разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства. Сущность такого разграничения установлена Конституцией РФ, Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации и заключается в установлении соотношения норм гражданского и земельного законодательства как общих и специальных,

Мероприятия, предусмотренные указанными документами направлены на формирование достоверного (качественного и полного) Единого государственного реестра недвижимости; сокращение сроков кадастрового учета и государственной регистрации прав; создание технологий, препятствующих увеличению затрат потребителей государственных услуг; минимизацию бумажного документооборота и перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям; повышение эффективности деятельности государственных регистраторов и их ответственности за совершаемые действия; создание механизмов возмещения ущерба в полном объеме в случае утраты собственности и (или) возникновения иных рисков у заявителей; повышение информированности клиентов системы о способах и формах получения услуг. Важно, что ряд мероприятий «дорожной карты» направлен на точное определение границ земельных участков, административно-территориальных образований, различных зон с особыми условиями использования.

Признание права собственности на земельный участок через суд
Регистрация прав на недвижимость
Определение границ земельного участка (межевание)
Признание сделки с земельным участком недействительным
Расторжение договоров с землей (купля-продажа, дарение, рента, мена и т.д.)
Выдел доли в натуре
Сделки с землей
Определение порядка пользования земельным участком
Сервитут
Правила строительства на земельных участках
Изменение назначения, категории земли и разрешенного использования
Реквизиция земельного участка
Вещные права на земельные участки (право собственности, право аренды и т.д.)
Приватизация
Конфискация земельного участка
Споры с государственными органами по земельным вопросам (УФРС, Кадастровая Палата, Земельный Комитет и т.д.)
Так, сейчас Земельным кодексом России предусмотрены семь категорий земель: сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, лесного фонда, водного фонда, земли запаса (рис. 1).
рис. 1
Однако перевести земли из одной категории в другую довольно сложно, и это создает

Люди открывают Земельный Кодекс с надеждой увидеть ответы на вопросы относительно своей конкретной ситуации, однако, сталкиваются с юридической лексикой, доступной для понимания далеко не каждому обывателю, а рассчитанной для восприятия специалистом, имеющим познания в сфере Земельного Законодательства. Поиски в интернете аналогичных Земельных Проблем также не приводят к нужному результату, потому что каждая ситуация, каждая проблема, каждый земельный Спор носит специфический характер и требует индивидуального подхода и разрешения.

Актуальность работы вызвана необходимостью преодоления кризиса непосредственно в практическом производственном процессе, а также необходимостью их глубокого научного изучения и теоретического осмысления.
Это выражается, прежде всего, в эффективности управления земельными ресурсами, делении земель на категории в РФ и правовые последствия их отмены, а также в проблемах соотношения земельного и гражданского законодательства РФ.
Зачастую даже законный собственник земельного участка не может беспрепятственно и спокойно владеть, пользоваться и распоряжаться своей землей. Причиной могут быть как незаконные действия совладельцев, соседей и органов государственной власти, так и пробелы в земельном законодательстве, которыми и пользуются злоумышленники. Земельное законодательство очень обширно и включает в себя как Земельный Кодекс

Рекомендуем прочесть:  Турбазы мо рф для военных пенсионеров в 2023 году наличие мест

Отдельного внимания заслуживает вопрос о возможности определения момента, с которого возникают права на земельные участки, законом субъекта Российской Федерации. Так, новеллой действующего законодательства является и определение категорий граждан, которым земельные участки для целей строительства могут быть предоставлены бесплатно и без проведения торгов. Так, в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в т.ч. для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации…
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов на предоставление однократно одному из родителей в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. С момента возникновения права собственности на построенный жилой дом у заявителя возникает право собственности на данный земельный участок безвозмездно.
Представляется, что установление «иного» момента возникновения права, не связанного с моментом его государственной регистрации, может породить возникновение определенных проблем на практике. Учитывая, что гражданское законодательство — предмет исключительного ведения Российской Федерации, вряд ли можно сделать вывод о правомерности такой нормы, которая должна быть установлена федеральным законодательством.

Актуальные проблемы в предоставлении земли под жилищное строительство

Одной из основных задач социально-экономического развития Российской Федерации является обеспечение населения комфортным жильем. Так, Л.В. Щенникова справедливо отмечает: «Потребность в жилище  одна из наиважнейших для человека. Эта истина неоспорима и вечна». И действительно, наличие собственного жилья, для человека является одной из основных его потребностей, обеспечивающих здоровье нации, формирование новой ячейки общества стабилизацию и положительное развитие демографической ситуации. Законодательное закрепление порядка предоставления земельного участка для жилищного строительства играет важную роль в решении жилищной проблемы, но всё же и здесь существуют проблемы.

Актуальной проблемой жилищного строительства, находящейся на стыке земельного, гражданского и градостроительного законодательства, является предоставление заинтересованным физическим и юридическим лицам земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Поэтому комплексное рассмотрение вопросов правового регулирования такого предоставления земельных участков  актуальнейшая задача науки земельного права, градостроительного и гражданского. Для срочного решения вопросов жилищного строительства на уровне Правительства Российской Федерации принят приоритетный национальный Проект «Доступное и комфортное жилье  гражданам России», реализуемый, в том числе, в рамках Федеральной целевой Программы «Жилище» [5]. Кроме того, политика Правительства Российской Федерации, изложенная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2023 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р [2], основывается на решении задачи расширения территорий проживания граждан. Реализация планов Правительства Российской Федерации возможна при законодательном обеспечении жилищного строительства достаточным количеством пригодных земельных участков. Основным источником обеспечения рынка таких участков являются земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Земельный кодекс Российской Федерации который, кстати, урегулировал оборот лишь 3,7% площади российской земли, не особо справляется со стабильным и поступательным развитие российской экономики, формирование земельного рынка в стране и сохранение качественного состояния земель, но данный процесс, очень длительный в ввиду размера нашей Родины. Получиться ? – покажет время. Пока же практика применения действующего земельного законодательства наглядно демонстрирует нам, чем для России обернулась десятилетняя политическая борьба, орудием в которой стал пресловутый «земельный вопрос».

Отчуждение объектов недвижимого имущества, расположенных на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, также осуществляется вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.

При продаже по договору здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с правом собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

Ситуация вторая. Недвижимость в виде здания, строения, сооружения принадлежит на праве собственности одному лицу, в то время как земельный участок, на котором она расположена, принадлежит на праве собственности другому лицу. В этом случае к покупателю переходят те же права пользования земельным участком, которые принадлежали самому продавцу (право аренды, право постоянного бессрочного пользования и др.) (ст. 216 ГК РФ).

При проведении коммерческого или инвестиционного конкурсов право приобретения земельного участка передается покупателю, предложение которого полностью отвечает условиям и критериям конкурса. Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. — М.: Юристъ, 2002

В случае, если отчуждается доля в праве собственности на недвижимость, расположенную на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, то по договору отчуждается доля в праве собственности на участок. При этом размер земельной доли пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение. Оглоблина О.М. Аренда и купля-продажа недвижимости: практическое пособие. — М.: Юринформцентр, Издание г-на Тихомирова М.Ю., 2003

Актуальные проблемы раздела и выдела земельных участков

Стоит отметить, что индивидуализация — это второй вопрос при решении вопроса истребования земельного участка, поскольку в силу ст. 214 ГК РФ первоначально необходимо доказать отсутствие федерального права собственности на данный земельный участок (вот это прикол). Однако всегда необходимо доказывать, что в отношении земельного участка были проведены работы по выяснению характеристик, необходимых и достаточных для кадастрового учета данного земельного участка, иначе нет объекта права собственности (это требование для любого требования в отношении земельного участка). Сейчас судебная практика идет по иному пути: Постановление Пленума ВАС № 54 2011 года — « Согласно положениям статьи 554 ГК РФ для индивидуализации предмета договора купли-продажи недвижимого имущества достаточно указания в договоре кадастрового номера объекта недвижимости (при его наличии).

По новому федеральному закону от июня 2014 года граждане и организации имеют право на перераспределение земельных участков. Попросту — это возможность прирезать к своей земле еще участок. Его можно использовать не только как приусадебный, но и для постройки дачного дома.

Основания и порядок раздела и выдела земельного участка регламентируется статьей 11 Земельного кодекса РФ. В результате раздела земли образуется несколько участков. Существование исходного земельного участка прекращается. Гражданин, который купил землю и проводит процедуру раздела, приобретает права собственности на все образуемые в результате участки. Выдел земли проводится при выделении доли либо долей из участка, который находится в долевой собственности. В результате процедуры образуется один или несколько участков. В этом случае исходный участок земли сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

• Получение согласия всех владельцев, которым принадлежат земельне участки (что не требуется, если все участки принадлежат одному владельцу). • Обращение к земельному (кадастровому) инженеру, с заключением договора на проведение инженерно-технических работ и формированию документации. • Получение на участок кадастрового паспорта, регистрация объединенного новообразованного земельного участка в государственной регистрационной палате.

Если сторонами заключен договор купли-продажи будущей недвижимой вещи, то индивидуализация предмета договора может быть осуществлена путем указания иных сведений, позволяющих установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору (например, местонахождение возводимой недвижимости, ориентировочная площадь будущего здания или помещения, иные характеристики, свойства недвижимости, определенные, в частности, в соответствии с проектной документацией)».

Проблемы В Земельном Праве 2023

Прирезка земельного участка к основному – это увеличение размера земельного участка за счет смежных земель. Не каждый собственник в курсе, что он может на законных основаниях оформить прирезок к земельному участку и бесплатно получить в собственность дополнительные земли. Как бесплатно узаконить прирезку земельного участка спросите вы? На самом деле, закон разрешает увеличить земельный участок, не более чем на 10% от его площади за счет муниципальных земель. Но тут есть и оговорки. Важно чтобы земля не была в частной собственности и под обременением, кроме того, местные власти вправе законно устанавливать дополнительные ограничения в размерах прирезки земельных участков. В любом случае оформление прирезки земельного участка следует узаконить, предоставив в органы Росреестра необходимые документы.

Постановление Правительства РФ от 31.12.2023 N 2429 «О проведении в 2023 году эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости»
С 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. на территориях ряда субъектов РФ и муниципальных образований будет проводиться эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости
Создание Единого информационного ресурса о земле и недвижимости направлено на решение, в том числе, следующих задач:
— повышение достоверности, качества и полноты сведений об объектах недвижимости и территориях, содержащихся в государственных информационных ресурсах;

В России больше нет дачников. Есть садоводы и огородники. Так предписала последняя земельная реформа. За ней может прийти вторая. В правительстве уже поговаривают об очередных изменениях в законодательстве. Неиспользуемые земельные паи признают бесхозными и отдадут муниципалитетам, а категории земель упразднят.

Бремя доказывания.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, гласит абзац 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон о регистрации).
Наличие только технических документов на объект (плана, схемы и прочее) является только доказательством существования объекта недвижимого имущества. Что же касается доказательств наличия права на этот объект у лица, обратившегося за регистрацией, то это предмет той самой правовой экспертизы, которая возложена на регистрирующий орган.
Главной проблемой доказывания права на объект является исчерпывающий комплект документов, который необходим для регистрации права, но в Законе о регистрации отсутствует. С учетом компетенции регистрационные органы регистрационной службы могут затребовать все, что угодно. Регистрационная служба решает, является ли заявитель собственником. И бремя доказывания этого факта лежит полностью на заявителе.

Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

Adblock
detector