Альпинизм Без Страховки

В скалолазании, альпинизме и других восходящих дисциплинах альпинисты дают оценку маршруту восхождения, в котором кратко описывается сложность и опасность восхождения по маршруту. Каждое восхождение имеют свою специфику, и разные страны разработали свои собственные системы классификации.

Роупджампинг (от англ. ropejumping, дословно «верёвочные прыжки») — это прыжки на альпинистских веревках с различных высоких объектов (скал, многоэтажных домов, кранов, мостов, труб, различных вышек). На территории РФ юридический статус не определён. На территории Бразилии, Латвии, Турции и Украины имеет статус легального аттракциона.

Статья описывает современный спортивный инвентарь. История его возникновения и развития описана в статье Лыжи.Беговые лыжи — лыжи, позволяющие передвигаться по заснеженной местности на малые и средние расстояния (до 50 км), а также длинные (до несколько сотен км) с высокой скоростью. Однако, понятие скорость на беговых лыжах относительно. Так скорость передвижения зависит от многих факторов: состояние трассы, правильный подбор смазки, влажность воздуха, снега и т.п. Все лыжи делятся на два больших.

При использовании этого способа руки страхующего перехватывают веревку, захватывая одновременно две веревки — выше страховочного устройства. При этом способе появляется момент в который веревка удерживается одной рукой в неправильной позиции, фактически происходит страховка одной рукой через карабин. Данный способ страховки абсолютно недопустим!

Внимание! Во всех расчетах мы принимаем вес сорвавшегося 80 кг, но нужно помнить, что при весе сорвавшегося большим, чем 80 кг усилия значительно вырастут. Например если рывок при весе сорвавшегося 80 кг и факторе рывка 1,7 (это стандарт для испытаний по UIAA) составит 8,3 кН, то при весе сорвавшегося 114 кг и аналогичных прочих условиях рывок составит 11,1 кН, что очень близко к установленному UIAA пределу безопасности для сорвавшегося в 12 кН. А главное, что при этом на промежуточную точку страховки будет воздействовать усилие более чем в 18 кН, что находится далеко за границей прочности для любого страховочного снаряжения кроме стационарных (шлямбурных) крючьев. Поэтому стоит обратить самое серьезное внимание на вес лидера, и дать себе правдивый ответ — сколько вы весите со всей одеждой, рюкзаком, снаряжением, биваком и т. д. Ваша безопасность напрямую зависит от этого ответа. Оценив вес сорвавшегося вы можете оценить максимальный фактор рывка, падение с которым не травмирует сорвавшегося и не приведет к разрушению страховочной цепи.

Страховочно/спусковые устройства типа реверсо обладают набором неоспоримых преимуществ по сравнению с «восьмерками» — они не крутят веревку, позволяю нормально работать с двойной веревкой на спуске и при страховке, позволяют организовать автоматическую фиксацию веревки при страховке второго, дают возможность организовать безопасное и комфортное лазанье в тройке и многое другое. Напротив в практике применения «восьмерок» в России сложился очень опасный стереотип — веревку в восьмерку заправляют через карабин, а не через «шейку» устройства.

Согласно стандартам безопасности UIAA сила рывка на сорвавшегося при любых условиях не должен превышать 12 кН, практически все современные веревки гарантируют (для новой и сухой веревки), что эти сила не превысит 9 кН. Следует помнить, что сила рывка на сорвавшегося зависит от его веса, фактора рывка и качества веревки (ее растяжимости) и НЕ ЗАВИСИТ от глубины падения. На эту тему написано очень много — посмотреть на расчеты можнотут или тут.

Поэтому категорически запрещается использовать для нижней страховки статическую веревку и не рекомендуется использовать для самостраховки усы из ленты и самостраховки для ИТО типа дейзи чейн. Но даже использование сертифицированного снаряжения не дает гарантий — применение снаряжения с ошибками или использование ошибочных технических приемов также очень опасно.

Альпинистская страховка

Конечно, существует спутниковая связь и возможность вызвать спасательную службу самостоятельно. Но, если Вы находитесь в трудно доступной местности, переговоры об оказании помощи могут занять от двух до трех дней, а стоимость специально оборудованного медицинского самолета от 10 до 15 тыс. $ USA.

Для сравнения: тариф отдыха 1-7 дней в самой дешевой стране, со страховым покрытием 15 тыс. $ равен 0,61$, для альпинизма будет равен 1,22$; отдых в одной из самых дорогих стран в течение 365 дней (многократные поездки до 90 д. каждая), будет стоить 543,85$, для альпинизма — 1087,7$ (У.Е.).

Важно помнить, что безрассудное пренебрежение к безопасности может привести к отказу выплаты страховки. Обязательно обращайте внимание на запрещающие знаки! Поинтересуйтесь заранее, где лавиноопасные склоны, где можно встретить камнепад. Если Вы проигнорируете предупредительный знак и отправитесь на восхождение именно в таком опасном месте, при расследовании, случай может быть признан не страховым.

При утере, повреждении багажа необходимо предоставить в страховую компанию все документы подтверждающие этот факт. И тогда Вы получите денежную компенсацию. Из компенсации может быть вычтена безусловная франшиза в размере 15 % от указанной в полисе страховой суммы, это Ваша доля в расходах.

Если багаж задержался в дороге, а Вы застраховали задержку багажа и рейса, то Вам выдадут денег на питание и предметы первой необходимости, оплатят проживание в гостинице. Очень желательно сохранить чеки о приобретении спортивного инвентаря — это упростит процесс страховых выплат и компенсации стоимости багажа аивакомпанией.

Со смертью не играют в подкидного дурака

Еще в 1911 Пауль Пройс предпринял первопрохождение без страховки на Кампанилле Бассо в Брентинских Доломитах.
Он призывал и других отказаться от излишней страховки.
Пауль Пройс стал легендой соло восхождений без страховки и может быть именно его стремление подвигло многих последователей продолжить этот способ восхождения. Но если бы и не было его, все равно подобное направление обязательно бы завоевало бы свою нишу в альпинизме. На этот путь пришли бы другие, которые бы сами себе задали вопрос: «а могу ли я взобраться вот на эту скалу без приспособлений?»
Ну а чем дальше тем больше соло-восходители поражали своим умением, своим бесстрашием, своей дерзостью.

Нет, просто нужно контролировать амбиции и не браться за то, что тебе не по силам. Если переоцениваешь себя, то попадаешь в замкнутый круг, начинаешь думать: отлично, а теперь что-нибудь посложнее. Нужно знать свой предел. Я однажды прошел маршрут десятого уровня без веревки. Поставил себе такую цель. Но когда я это сделал, то сказал: стоп! Выше десяти было бы уже слишком.

Друг Hersey британец John Arran в 1985 ошеломил многих своим соло онсайт восхождением маршрута Jules Verne (200м 7а). Ключ маршрута довольно неприятный участок разрушенных скал. После этого восхождения Arran четно пытается ответить на терзающие его вопросы: «На сколько велика опасность на самом деле? Контролировал ли я ситуацию? Что было бы если…?» И отвечает сам себе: «Ответов на эти вопросы не существует».

В скалолазании и альпинизме много непонятного для людей, которые ходят по равнинам и смотрят на горы только снизу вверх или издалека. И не стоит развивать тему, зачем они ходят в горы, зачем лазают по скалам, выводить всевозможные теории.
Это бесполезное занятие.
Дух альпинизма, скалолазания и вообще экстрима невозможно ПОНЯТЬ. Его можно почувствовать, Или не почувствовать. Но полному осмыслению этот феномен не поддается.

То что соло не только на «простых» маршрутах возможно, стало ясно после прохождения французом Antoine Le Menestrel Revelations 8a, тогда самого сложного маршрута в Англии. Другой француз Alain Robert не редко поражал публику прохождением маршрутов 8a+ и даже 8b, разумеется без веревки.

Страховка (в альпинизме)

Наиболее часто используют ледорубы. Для этого ледоруб необходимо вбить в снег вертикально вниз, как можно глубже. Необходимо предварительно утрамбовать для этого площадку. Вбитый в снег ледоруб выдерживает малый рывок (около 100 килограмм), для усиления точки страховки на него обычно встают ногами и удерживают собственным весом. Другой вариант — закапывание ледоруба в снег горизонтально. Для этого предварительно выкапывают канавку для ледоруба и для петли (или куска основной верёвки). Страховку крепят к петле, которую привязывают за древко ледоруба. После этого ледоруб и петлю закапывают, а сверху засыпают снегом и утрамбовывают. Также для усиления надёжности при организации точки страховки на снежных склонах используют так называемый «ледорубный крест» — когда ниже воткнутого в склон ледоруба вплотную к нему горизонтально втыкают второй ледоруб (образуя форму креста), и страховочная верёвка проходит поверх него (такую же установку используют для организации сброса верёвки после спуска последнего участника). При движении по снегу промежуточные точки страховки не используют

Точки страховки расположены вдоль всего маршрута, или их необходимо установить в подходящих местах. Один из концов верёвки привязан к участнику, а страхующий держит в руках участок верёвки в нескольких метрах от него. В процессе лазания участник продевает («прощёлкивает») верёвку в карабин на той точке, до которой поднимается или вынимает («выщёлкивает») верёвку при спуске. Страхующий при этом постепенно «выдаёт» или «выбирает» верёвку. Таким образом, в случае срыва участник повисает недалеко от той точки страховки, до которой он смог подняться или спуститься. Самой опасной является ситуация, когда спортсмен срывается при попытке «прощёлкнуть» верёвку в очередную точку страховки или сразу после выщёлкивания. В этот момент последняя точка страховки находится намного ниже, и высота падения может составлять до 10 (а иногда и 20-40 при редком заложении элементов) метров. Этот способ является опасным и требует большого мастерства от страхующего.

При движении по скалам можно делать промежуточные точки страховки (из какого-либо одного элемента — френда, закладки, крюка). Если острой необходимости в страховке нет, используют страховку «за камни» — верёвку закладывают за выступающие камни «змейкой», то есть так, чтобы при срыве она зацепилась за выступ. Чем больше изгибов будет у верёвки, тем проще будет удержать сорвавшегося человека при таком способе страховки. Необходимо также следить, чтобы верёвка не зацепляла «живые» камни — камни, которые легко сдвигаются с места, если приложить к ним нагрузку.

Точки страховки находятся выше участника. Верёвка проходит через эти точки и спускается к участнику. В процессе лазания он двигается вверх или вниз, а человек, осуществляющий страховку, вытягивает («выбирает») лишнюю верёвку или выдаёт её. Таким образом, в случае срыва, участник повисает на верёвке немного ниже того места, до которого он смог подняться или спуститься. Нагрузка при рывке и риск получить травму являются при этом минимальными.

Рекомендуем прочесть:  Размер выплаты на молодую семью в 2023 году в нальчике

Организацию страховки осуществляют следующим образом — устанавливают 2-3 точки страховки (снаряжение специфично для каждого вида рельефа) на небольшом расстоянии друг от друга. При этом все точки должны быть независимы друг от друга. Карабины соединяют петлёй из стропы или верёвки диаметром не менее 8 миллиметров. Соединённые таким образом точки называют «станцией». Находясь около станции участник восхождения должен быть пристёгнут к станции (а именно к верёвке, связывающей точки) с помощью самостраховки. Все дополнительные страховочные приспособления также должны быть пристёгнуты к станции.

Альпинизм Без Страховки

Внимание!
Во всех расчетах мы принимаем вес сорвавшегося 80 кг, но нужно помнить, что при весе сорвавшегося большим, чем 80 кг усилия значительно вырастут. Например если рывок при весе сорвавшегося 80 кг и факторе рывка 1,7 (это стандарт для испытаний по UIAA) составит 8,3 кН, то при весе сорвавшегося 114 кг и аналогичных прочих условиях рывок составит 11,1 кН, что очень близко к установленному UIAA пределу безопасности для сорвавшегося в 12 кН. А главное, что при этом на промежуточную точку страховки будет воздействовать усилие более чем в 18 кН, что находится далеко за границей прочности для любого страховочного снаряжения кроме стационарных (шлямбурных) крючьев.
Поэтому стоит обратить самое серьезное внимание на вес лидера, и дать себе правдивый ответ — сколько вы весите со всей одеждой, рюкзаком, снаряжением, биваком и т. д. Ваша безопасность напрямую зависит от этого ответа. Оценив вес сорвавшегося вы можете оценить максимальный фактор рывка, падение с которым не травмирует сорвавшегося и не приведет к разрушению страховочной цепи.

Страховочно/спусковые устройства типа реверсо обладают набором неоспоримых преимуществ по сравнению с «восьмерками» — они не крутят веревку, позволяю нормально работать с двойной веревкой на спуске и при страховке, позволяют организовать автоматическую фиксацию веревки при страховке второго, дают возможность организовать безопасное и комфортное лазанье в тройке и многое другое.
Напротив в практике применения «восьмерок» в России сложился очень опасный стереотип — веревку в восьмерку заправляют через карабин, а не через «шейку» устройства.

Страховочная веревка.
На сегодняшний день это одна из самых надежный частей страховочной цепи, современные стандарты даже не оговаривают ее прочности, сила максимального рывка это гораздо боле важный фактор. Все современные веревки гарантируют нагрузку на сорвавшегося при весе груза 80 кг и факторе рывка 1,77 не более 9 кН, что оставляет запас на старение веревки, ее намокание и т. д., в любых условиях рывок не превысит установленного UIAA предела безопасности в 12 кН. По данным независимых тестов прочность современных статических и динамических веревок составляет не менее 15 кН с завязанным узлом «восьмерка». Что дает опять практически двукратный запас прочности. При использовании веревок типа Half ( двойная, половинка) или Twin (сдвоенная) также достигается повышение надежности страховочной цепи от перебивания веревки камнями или от обрыва на остром ребре. Прочностные и динамические характеристики веревок типа Half и Twin не уступают характеристикам одинарных веревок .

Сравнивая ситуации 1 и 2 видно, что при значительно большей трудоемкости и сложности организации станции с оппозитной оттяжкой мы не получаем выигрыша в надежности организации страховки. Ее единственный плюс это исключение передачи рывка на страхующего, но снизить опасность этого рывка можно правильно выбирая место для страховки и позицию страхующего. Из дополнительных минусов можно отметить ограниченную подвижность страхующего — он должен «висеть на станции», что значительно ограничивает его обзор и затрудняет организацию работы с веревкой.

Материалы испытаний приведены в статье Гламурная самостраховка – брутальный удар ! Многие вспомнят, что при коротких срывах значительную роль начинают играть мелкие нюансы — затягивание узлов, растягивание и деформация страховочной системы, деформация тела альпиниста, что при небольшой глубине падения приводит к значительному снижению силы рывка. Да, так и происходит. Но расчетная сила рывка при срыве груза весом 80 кг с фактором рывка 2 на стандартную капроновую ленту с удлинением 12-14 (при разрушающей нагрузке) превышает 30 кН . Но все эти причины и приводят к снижению силы рывка до 18 кН, как и показали эксперименты. Растяжение стропы из дайнемы почти на 50 меньше чем у капроновой и рывок будет еще сильнее.

У каждого участника восхождения должна быть страховочная система («обвязка» или «беседка»), к которой привязывают верёвку, и два «уса» самостраховки (привязанные к страховочной системе куски верёвки диаметром 9-11 мм, 0,5 м и 1,5 м длиной с петлёй на конце) для пристёгивания к базе или перилам.

Наиболее часто используют ледорубы. Для этого ледоруб необходимо вбить в снег как можно глубже, под прямым углом к склону. Рекомендуется также предварительно утрамбовать для этого площадку. Вбитый в снег ледоруб выдерживает малый рывок (около 100 кг), для усиления точки страховки на него обычно встают ногами и удерживают собственным весом. При движении по снегу промежуточные точки страховки не используются.

Точки страховки расположены вдоль всего маршрута, или их необходимо установить в подходящих местах. Один из концов верёвки привязан к участнику, а страхующий держит в руках участок верёвки в нескольких метрах от него. В процессе лазания участник продевает («прощёлкивает») верёвку в карабин на той точке, до которой поднимается или (или выщёлкивает верёвку при спуске). Страхующий при этом постепенно выдаёт или выбирает веревку. Таким образом, в случае срыва участник повисает недалеко от той точки страховки, до которой он смог подняться или спуститься. Самой опасной является ситуация, когда спортсмен срывается при попытке «прощёлкнуть» веревку в очередную точку страховки или сразу после выщёлкивания. В этот момент последняя точка страховки находится намного ниже, и высота падения может составлять до 10 метров. Этот способ является более опасным и требует большого мастерства от страхующего.

Организацию страховки осуществляют следующим образом: устанавливают две-три точки страховки (снаряжение специфично для каждого вида рельефа) на небольшом расстоянии друг от друга. При этом все точки должны быть независимы друг от друга. Карабины соединяют петлёй из стропы или верёвки диаметром не менее 8 мм. Соединённые таким образом точки называются базой. Находясь около базы, участник восхождения должен быть пристёгнут к базе (а именно к верёвке, связывающей точки) с помощью самостраховки. Все дополнительные страховочные приспособления также должны быть пристёгнуты к базе.

  • ледобур — полый металлический стержень с резьбой и проушиной для карабина. Ввинчивается в ледовый склон под прямым углом на глубину до 20 см;
  • проушина — во льду вырубают две ямки 20 см глубиной на расстоянии 20-25 см друг от друга. С помощью ледобуров соединяют ямки друг с другом, в получившееся отверстие пропускают верёвку;
  • ледовый гриб — вырубают во льду гриб с диаметром «ножки» не менее 30 см, за которую заводят верёвку. Очень трудоёмкий способ.

Альпинизм Без Страховки

  • Ледобур — полый металлический стержень с резьбой и проушиной для карабина. Ввинчивают в ледовый склон под прямым углом на глубину до 20 сантиметров
  • Проушина — во льду вырубают 2 ямки 20 сантиметров глубиной на расстоянии 20-25 сантиметров друг от друга. С помощью ледобуров соединяют ямки друг с другом, в получившееся отверстие пропускают верёвку
  • Ледовый гриб — вырубают во льду гриб с диаметром «ножки» не менее 30 сантиметров, за которую заводят верёвку. Очень трудоёмкий способ
  • Абалаковская петля — во льду высверливают с помощью ледобура 2 канала под углом друг к другу, в который продёргивают репшнур. На репшнур вешают карабин, в который прощёлкивают страховочную верёвку
  • Вбитый в снег ледоруб
  • Снежный парус (снежный якорь) — широкий лист металла с тросиком для крепления карабина
  • Снежный крюк (фирновый крюк) — по форме напоминает айс-фифи (ледовый якорь), фирновый крюк на самом деле представляет собой вариант ледобурного крюка
  • Фирновый крюк — вариант ледобурного крюка, резьба — короткая и утолщена, более длинный, чем обычный ледобур
  • Снежный парашют представляет собой равносторонний треугольник из плотного капрона, по периметру обшитый тонкой стропой. Длина стороны треугольника составляет 50 сантиметров. На каждом углу стропа образует петлю для крепления расходной верёвки. Треугольник вкапывают в снег углом вниз. Такой парашют имеет массу менее 90 грамм

Самыми надёжными являются шлямбуры; закладки, френды и крюки при прочих равных условиях — менее надёжны, чем шлямбуры. Надёжность и применимость каждого вида снаряжения сильно зависит от конкретной ситуации и навыков устанавливающего. Ввиду этого многие считают закладки и френды — более надёжными, поэтому при организации базы хотя бы одна из точек должна быть сделана с помощью закладки или френда. Однако, забитый профессионалом крюк часто оставляют в скале на десятилетия и используют многими поколениями альпинистов, в то время как закладки разбалтываются, а френды из-за их дороговизны оставляют на скалах только в чрезвычайных ситуациях. Крюки лучше устанавливать в узких щелях с гладкими стенами, закладки — в извилистых щелях, шлямбуры — на гладких стенах и в роли верхней станции или станции для ночёвки при многодневных восхождениях. Кроме этого существуют много других, менее распространённых приспособлений, периодически изготавливают новые виды снаряжения.

У каждого участника восхождения должна быть страховочная система («обвязка» и «беседка»), к которой привязывают верёвку, и 2 «уса» самостраховки (привязанные к страховочной системе отрезки динамической верёвки диаметром 9-11 миллиметров, длиной приблизительно 0,5 метра и 1,5 метра с петлёй на конце) для пристёгивания к базе или перилам.

Перилами называют верёвку, концы которой закреплены на двух базах. Возможно использование нескольких промежуточных точек страховки. Перила используют в альпинизме для движения по сложным участкам совместно с другими способами страховки, и для движения по относительно лёгким участкам (на которых, тем не менее, возможен срыв с летальным исходом или тяжёлой травмой участника) без страховки.

Иногда используется т. н. «гимнастическая» страховка — самый простой способ страховки, при котором лезущего страхует руками и собственным телом напарник, стоящий под ним. Используется на малых высотах (не выше 4-5 метров) при прохождении особо сложных маршрутов (болдеринг). Также можно использовать крэшпады — специальные маты для болдеринга, смягчающие удар об землю.

Рекомендуем прочесть:  Административное Правонарушение Инвалидом Детства 2 Гпуппы Его Права И Обязанности

У каждого участника восхождения должна быть страховочная система («обвязка» и «беседка»), к которой привязывают верёвку, и 2 «уса» самостраховки (привязанные к страховочной системе отрезки динамической верёвки диаметром 9-11 мм, длиной приблизительно 0,5 м и 1,5 м с петлёй на конце) для пристёгивания к базе или перилам.

  • Вбитый в снег ледоруб
  • Снежный парус (снежный якорь) — широкий лист металла с тросиком для крепления карабина
  • Снежный крюк (фирновый крюк) — по форме это напоминает айс-фифи (ледовый якорь), фирновый крюк на самом деле представляет собой вариант ледобурного крюка
  • Фирновый крюк — вариант ледобурного крюка, резьба — короткая и утолщена, более длинный, чем обычный ледобур
  • Снежный парашют представляет собой равносторонний треугольник из плотного капрона, по периметру обшитый тонкой стропой. Длина стороны треугольника составляет 50 см. На каждом углу стропа образует петлю для крепления расходной верёвки. Треугольник вкапывается в снег углом вниз. Такой парашют имеет массу менее 90 г.
  • Шлямбур — можно описать как «скальный аналог дюбеля». Считается самым надёжным снаряжением для организации станции. Сначала скальным молотком делается отверстие, в которое вставляется дюбель из мягкого металла, разжимной анкер или клеящая смола. После этого в то же отверстие вставляют (в случае использования смолы), закручивают или забивают крюк или болт, который держит проушину. Страховка крепится за этот крюк или отверстие в проушине. Правильно установленный шлямбур — очень надёжен, его разрушающая нагрузка 2.5-5т, что зачастую превосходит прочность скалы или верёвки. Шлямбуры устанавливаются как надёжная точка страховки для длительного использования. Преимущества — надёжность, можно установить на «зеркальной» стене, служит не один год. Недостатки — сложность установки, на установку уходит много времени, нужен опыт. Иногда преимущества шлямбуров становятся их недостатком. Из-за их большой надёжности их постоянно используют на «популярных» маршрутах, особенно вблизи больших городов. Нагрузка на такие шлямбуры в сезон может достигать 100 и более человек в день в течение десятилетий, что непременно ведёт к усталости металла и разрушению шлямбура
  • Скальный крюк — полоска металла 10-20 см длиной и 2-3 см шириной, с проушиной для карабина. Крюк забивают в узкие щели (2-4 мм) молотком. Для более широких щелей используют швеллерные крючья, имеющие сечение швеллера
  • Закладка — изготавливается из металла, обычно в форме трапециевидной призмы, иногда с полым отверстием внутри. Сквозь призму продет стальной трос в форме петли (для карабина). Закладки имеют различные размеры для щелей от 0,5 до 5 см шириной
  • Френд — относительно сложное механическое устройство, по функциональности является улучшенным аналогом закладки

Точки страховки расположены вдоль всего маршрута, или их необходимо установить в подходящих местах. Один из концов верёвки привязан к участнику, а страхующий держит в руках участок верёвки в нескольких метрах от него. В процессе лазания участник продевает («прощёлкивает») верёвку в карабин на той точке, до которой поднимается или вынимает(«выщёлкивает») верёвку при спуске. Страхующий при этом постепенно «выдаёт» или «выбирает» верёвку. Таким образом, в случае срыва участник повисает недалеко от той точки страховки, до которой он смог подняться или спуститься. Самой опасной является ситуация, когда спортсмен срывается при попытке «прощёлкнуть» верёвку в очередную точку страховки или сразу после выщёлкивания. В этот момент последняя точка страховки находится намного ниже, и высота падения может составлять до 10 (а иногда и 20-40 при редком заложении элементов) метров. Этот способ является опасным и требует большого мастерства от страхующего.

Страховка и самостраховка в альпинизме

  • Страховочная верёвка всегда должны быть независимо от того 300 метров под вами или 3
  • Панический рефлекс — это реальность, а не выдуманная теория. Наибольшая опасность в методах страховки связана именно с этим понятием.
  • Страховочная верёвка практически никогда не должна использоваться не для страховки без крайней необходимости. Есть исключения, но в рамках этой статьи о них разговора нет. Страховочная верёвка должна выполнять строго определённую отведённую ей роль.
  • Страховочная веревка не должна быть динамической (с удлинением больше 6 процентов при нагрузке в 80 кг), также она не должна быть суперстатической с удлинением меньше 3 процентов.
  • Верёвка для страховки не должна в случае обрыва основной запустить вас в увлекательный полёт с неизвестным финалом маятником, потому, что она была закреплена в стороне от основной.
  • Промальп должен отчётливо понимать, что происходит и бывает при обрыве основной верёвки. Чаще всего несчастные случаи происходят на небольшой высоте, когда глубина падения больше, чем глубина реакции страховочного устройства.

Принцип устройств в том, что они скользят по верёвке и не требуют участия при спуске или подъёме. Поэтому, они всегда ниже точки закрепления самостраховки на системе, поэтому всегда при срабатывании будет обеспечено падение на определённую глубину. Срабатывание устройства возникает при небольшом ускорении прохождения верёвки через него. Все устройства такого рода имеют возможность ручной блокировки свободного скольжения и в этом случае его можно зафиксировать выше точки и обеспечить минимальную глубину падения. При этом все они имеют проскальзывание по верёвки до фиксации, какие-то больше, какие-то меньше. Поэтому, чем меньше длина самостраховки, тем лучше. Рекомендуемая длина — 40 см. Это вполне комфортная длина, которая позволяет не испытывать неудобство от того, что зажим мешается при работе и в тоже время обеспечивает небольшую глубину падения. Выдувание верёвки в этих устройствах не происходит за счёт чувствительного срабатывания, не позволяющего верёвке выскальзывать вверх. Панический рефлекс, как возможность плохого развития событий минимизирован, при том, что этот риск всё равно есть. Можно случайно в падении устройство схватить.

Если вы зарабатываете себе на жизнь выполняя высотные работы методом промышленного альпинизма, то одним из самых важных вопросов для вас является вопрос обеспечения безопасности. Если он для вас не является важным, то эффективность этой работы с большой долей вероятности в результате будет не очевидной, поскольку на лечение или похороны нужно будет потратить довольно много денег. В этой статье я постараюсь передать главные аспекты этой философии в самом простом приближении и для базового и простого варианта, работы в безопорном пространстве.

В данной статье, я сразу хочу провести рамки, речь идёт о работе на верёвке в безопорном пространстве, то есть системе, когда спусковая и страховочная верёвка закреплены вверху и вы на этой верёвке (или верёвках в случае неоходимости горизонтальных перемещений) спускаетесь или поднимаетесь, осуществляя страховку за отельную верёвку (или веревок в случае существенного разнесения спусковых). Обеспечение страховки при работе в опорном пространстве требует другой теории и описания.

Выпущенный компанией Petzl не так давно с претензией на идеальное страховочное устройство. Обязательно с амортизатором 20 или 40 см при использовании вопреки часто встречающемуся мнению, что и без амортизатором нормально. ASAP решает главную проблему в обеспечении безопасности — исключение панического рефлекса. Фиксация произойдёт в любом случае, схватитесь вы за него или нет. Глубина срабатывания, насколько я знаю составляет порядка метра на практике. То есть при обрыве верёвки вы пролетите то расстояние, которое отпущено длиной амортизатора и положение устройства в момент падения и глубину проскальзывания до полной фиксации.

Для предыдущих выездов мы делали страховку в РОСНО, но в этот раз туда решили не ходить – испугались некоторого кавардака, царящего в связи со слиянием с компанией Allianz. После некоторых раздумий и советов решили страховаться в РОСГОССТРАХЕ, тем более что компания не раз являлась партнёром многих альпиниских проектов.
На сайте страховщика выбрали программу страхования, причём выбирали заведомо самую дорогую и покрывающую практически все возможные страховые расходы, включая организацию ПСР. Посчитав количество страхуемых, а их оказалось около 50 человек, связались с представителем страховщика. Вначале всё выглядело довольно радужно, нам сообщили, что в связи с довольно большой группой им необходимо провести внутренние консультации, после чего нам скажут стоимость страховки и другие подробности процедуры страхования такого количества людей. Мы стали ждать. Через два с половиной дня после неоднократных наших напоминаний, не забыли ли они про нас, нам бодро сообщают, что страховать не будут. На вопрос «почему?» нам отвечают: слишком большой риск.
Позиция РОСГОССТРАХА по поводу страховки такова – если вы подвернули ногу на дороге, мы оплатим доставку в больницу и мед. расходы, а вот если вам в горах сверху прилетел камень, то сами виноваты. Немного странно для компании, которая стремится засветиться, как партнёр, чуть ли не во всех экстремальных проектах, но при этом отказывается страховать простых альпинистов в рабочем порядке, а не ради рекламы.
Далее в неофициальном порядке нам сообщили, что четыре наиболее крупные страховые компании вообще отказываются в дальнейшем предоставлять свои услуги альпинистам. Пытаемся связаться с другой компанией, благо их много.
Выбрали Лойд-Сити. История повторилась один в один. Вначале нам вроде даже обрадовались, обещали застраховать, но предварительно необходима внутренняя консультация, а после двух с половиной дней молчания ответ – страховать не будем.
Вот тут мы уже начали паниковать – время поджимает, а нам необходимы страховки для получения виз и не формальные, а покрывающие прилёт вертолета и ПСР в случае чего. В итоге через знакомых оформили всё в Ренессансе. Впоследствии у нас, к сожалению, произошёл страховой случай, и пришлось воспользоваться страховкой. Вначале были вынуждены немного попинать компанию с подключением консульства, но в итоге основную сумму расходов удалось возместить.

К чему была вся эта тирада? Если российские компании полностью отказываются от страховки альпинистов, возникает простой вопрос — у кого? Вы можете предположить, что страховщики просто испугались такого количества народу, но могу вас заверить, что всё гораздо серьёзней — у нас один участник оформлял страховку несколько позже, чем это делали мы и когда пришёл страховаться в РОСГОССТАХ, ему отказали.
Хотелось бы услышать ваше мнение и советы по этому вопросу.

Страховка (альпинизм и скалолазание)

Наиболее часто используют ледорубы. Для этого ледоруб необходимо вбить в снег вертикально вниз, как можно глубже. Необходимо предварительно утрамбовать для этого площадку. Вбитый в снег ледоруб выдерживает малый рывок (около 100 килограмм), для усиления точки страховки на него обычно встают ногами и удерживают собственным весом. Другой вариант — закапывание ледоруба в снег горизонтально. Для этого предварительно выкапывают канавку для ледоруба и для петли (или куска основной верёвки). Страховку крепят к петле, которую привязывают за древко ледоруба. После этого ледоруб и петлю закапывают, а сверху засыпают снегом и утрамбовывают. Также для усиления надёжности при организации точки страховки на снежных склонах используют так называемый «ледорубный крест» — когда ниже воткнутого в склон ледоруба вплотную к нему горизонтально втыкают второй ледоруб (образуя форму креста), и страховочная верёвка проходит поверх него (такую же установку используют для организации сброса верёвки после спуска последнего участника). При движении по снегу промежуточные точки страховки не используют

Рекомендуем прочесть:  Как работать по патенту в россии

Точки страховки расположены вдоль всего маршрута, или их необходимо установить в подходящих местах. Один из концов верёвки привязан к участнику, а страхующий держит в руках участок верёвки в нескольких метрах от него. В процессе лазания участник продевает («прощёлкивает») верёвку в карабин на той точке, до которой поднимается или вынимает («выщёлкивает») верёвку при спуске. Страхующий при этом постепенно «выдаёт» или «выбирает» верёвку. Таким образом, в случае срыва участник повисает недалеко от той точки страховки, до которой он смог подняться или спуститься. Самой опасной является ситуация, когда спортсмен срывается при попытке «прощёлкнуть» верёвку в очередную точку страховки или сразу после выщёлкивания. В этот момент последняя точка страховки находится намного ниже, и высота падения может составлять до 10 (а иногда и 20-40 при редком заложении элементов) метров. Этот способ является опасным и требует большого мастерства от страхующего.

В личное снаряжение входят также различные приспособления для осуществления страховки и самостраховки: восьмёрка и гри-гри служат для увеличения силы трения, благодаря чему один человек легко может удержать сорвавшегося участника, жумар — для движения по перилам вверх и многие другие.

Самыми надёжными являются шлямбуры; закладки, френды и крюки при прочих равных условиях — менее надёжны, чем шлямбуры. Надёжность и применимость каждого вида снаряжения сильно зависит от конкретной ситуации и навыков устанавливающего. Ввиду этого многие считают закладки и френды — более надёжными, поэтому при организации базы хотя бы одна из точек должна быть сделана с помощью закладки или френда. Однако, забитый профессионалом крюк часто оставляют в скале на десятилетия и используют многими поколениями альпинистов, в то время как закладки разбалтываются, а френды из-за их дороговизны оставляют на скалах только в чрезвычайных ситуациях. Крюки лучше устанавливать в узких щелях с гладкими стенами, закладки — в извилистых щелях, шлямбуры — на гладких стенах и в роли верхней станции или станции для ночёвки при многодневных восхождениях. Кроме этого существуют много других, менее распространённых приспособлений, периодически изготавливают новые виды снаряжения.

Точки страховки находятся выше участника. Верёвка проходит через эти точки и спускается к участнику. В процессе лазания он двигается вверх или вниз, а человек, осуществляющий страховку, вытягивает («выбирает») лишнюю верёвку или выдаёт её. Таким образом, в случае срыва, участник повисает на верёвке немного ниже того места, до которого он смог подняться или спуститься. Нагрузка при рывке и риск получить травму являются при этом минимальными.

Динамическая страховка используется для уменьшения рывка на веревку и, следовательно, на другие участки страховочной цепи. Самым слабым местом является верхняя точка страховки. Ранее используемые пеньковые веревки обрывались уже при факторе рывка К=0.25. При этом величина рывка была около 700 кг. Современные импортные веревки подразделяются на динамические и статические (их еще называют полудинамическими). Есть стандарты на один и другой тип веревок. Из российских веревок только калининградская динамическая веревка удовлетворяет тестам UIAA, остальные веревки следует считать статическими. Для статических веревок есть рекомендация не использовать их в условиях, когда фактор рывка выше 1. Допустимые усилия рывка для статических веревок возникают при факторе рывка К=0.3 (порядка 500 кг). Это соответствует следующей схеме расположения точек страховки: 3, 6, 9, 11, 13, 15, 18, 21, 25, 30, 35, 40, 47 метров от базы.

Размер страхового возмещения зависит от страховой суммы и характера травмы и определяется по Таблице размеров страховых выплат. Например, при вывихе плеча или повреждении мениска пострадавший получает выплату из расчета 5% от страховой суммы по договору, что при страховой сумме 200 000 руб. составит 10 000 руб.

Что делать, когда не слышно ничего? Обычно встречается следующий вариант — первый вышел наверх и сделал базу, встал на самостраховку, выбрал имеющуюся слабину веревки, ну и прокричал весь набор команд, повторив «страховка готова» несколько раз. Веревка не выбирается и ничего в ответ не слышно. Страхующий сидит внизу, веревка очередной раз надолго остановилась, ни одной команды не слышно (ну и заодно, например, метет снег и дует ветер, хочется быстрее начать двигаться). А вдруг первый находится в сложном месте и может вот-вот сорваться? Что же делать? Такая ситуация при плохой сработанности и недостатке опыта может длиться долго. Позаботиться об этом лучше верхнему. Он закрепляет веревку, дюльферяет по ней до зоны слышимости, говорит все, что хочет сказать и, получив положительный ответ, поднимается к пункту страховки и начинает принимать второго. Иногда допустимо, чтобы второй начал движение первым. В этом есть, конечно, риск. Но он может быть не большим. При этом происходит следующее: второму показалось, что станция наверху уже готова. Он снимает базу и начинает двигаться вверх. Если веревку у него выбирают, значит он понял все правильно. Если не выбирают — значит его не страхуют и первый еще что-то делает. Тогда связка осталась только на промежуточных точках. Здесь есть 2 варианта — вернуться назад и восстановить базу или выйти к ближайшей точке и начать страховать через нее. Что абсолютно не допускается — это нагружать веревку своим весом, пока однозначно не получена информация о готовности страховки. Указанные действия можно предпринимать при достаточно хорошей схоженности связки и при наличии надежных промежуточных точек страховки.

Использование суперстатики из наикрепчайшего арамида, кевлара, дайнемы и прочего также недопустима. Срабатывание страховки это всегда динамический процесс. Поэтому, нагрузки при срабатывании на суперстатике будут запредельными для точки закрепления, устройства и вас. Результат может быть не очень.

Данная ошибка является типичной и распространенной. Чтобы не попасть в такую ситуацию, надо помнить, что если точка плохая, надо дальше сделать в подходящем месте хорошую точку. Если закладку невозможно поставить, чтобы она работала вбок или не выдергивалась вверх, значит надо одновременно с ней поставить закладку, работающую в противоположном направлении, которая бы не дала ей вывалиться. На веревку как минимум 3 точки должны быть совершенно надежными.

По уточненной информации трагедия произошла сегодня, 30 апреля утром (около 8-9 утра по местному времени). Ули вышел на акклиматизационное восхождение ранним утром, по его же словам, которыми он поделился за день до этого выхода, гора была в хорошем состоянии: не слишком много снега и не так холодно как могло бы быть.

Сама трагедия произошла на отметке 7200 метров, где маршрут выходит на скальный участок. Ули упал по склону на 1000 метров.
Несколько людей видели падение Ули, а вскоре его тело было обнаружено немногим ниже второго высотного лагеря, на отметке 6400 метров по маршруту восхождения на Нупцзе.

Скалолазание без страховки

Pleasure climber’ом называют того, кто, как правило, лезет несложный маршрут для собственного удовольствия. Pleasureroute – это маршрут легкой либо средней степени сложности, оснащен шлямбурами, которые гарантируют безопасное лазание каждому, имеет короткий, нерискованный подъем и спуск. Максимальная сложность маршрута 7+. Как правило Pleasure climbing выбирают подростки и дети, подходит так же для семейного отдыха. Недостатком маршрутов данного вида является большое число желающих полазать, что в свою очередь сглаживает поверхность скалы на наиболее часто используемых участках.

Генетически части мозга у разных людей варьируются, говорит Леду, так что можно предположить, что контур, отвечающий у Хоннольда за страх, находится в самой «холодной» части спектра – что объясняет, почему в молодости в фотографиях взбирающихся без верёвок скалолазов он увидел не смертельную опасность а мощную притягательность. Но не менее, чем мозг, с которым он родился, важен и мозг, который он сам себе создал, проводя тысячи часов за рискованными занятиями. «Его мозг предрасположен к тому, чтобы меньше реагировать на опасности, на которые обычные люди реагировали бы естественным образом, просто из-за тех решений, которые он принимал в течение жизни, – говорит Леду. – И более того, эти принятые им стратегии делают его ещё лучше, ещё сильнее».

Миндалина опять-таки играет ключевую роль. Монфилс предлагает пример из своей жизни. У неё всегда была боязнь змей. Однажды она с друзьями ходила по побережью озера на каноэ, и увидела водяного щитомордника, ядовитую змею, свисавшую с ветки. Монфилс начала кричать, неистово грести к центру озера и после этого отказывалась выезжать на природу целый год. Затем на пешей прогулке по пересечённой местности, она встретила другую змею и опять запаниковала. На этот раз она решила применить свои знания к решению проблемы. Она постаралась лечь, успокоиться и вспомнить своё переживание в спокойной и логичной манере. Она реконсолидировала пугающее воспоминание в нечто более полезное. Всего за неделю она подавила свой страх, собрала волю в кулак и опять пошла на прогулку.

Во времена зарождения спелеологии многие пещеры изучались при помощи простых и верёвочных лестниц, что делало этот способ познания тяжелым и дорогим. Так как объемное снаряжение все же не пригодно для опускания в пещеры, с течением времени возник новый вид техничного лазания single rope technique.

В этом случае она пристально следит за другим участком мозга, прилежащим ядром, расположенным недалеко от миндалины (также служащей частью контура вознаграждения) у верхнего края мозгового ствола. Это один из ключевых обработчиков дофамина, нейротрансмиттера, связанного с желанием и удовольствием. Любителям острых ощущений, по словам Джозеф, может потребоваться более сильная по сравнению с обычными людьми стимуляция для выброса дофамина.

Adblock
detector