Анализ Эпилога Преступление И Наказание 10 Класс

В романе Достоевский хотел донести свои христианские представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, не поддаваясь гордыне, похоти, эгоизму. Жить ради ближних, творить добро, жертвовать собственными интересами на благо общества – вот чему учит писатель. Именно по этой причине в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, которая является спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение.

Проблема у писателя возникла и с названием произведения. Было несколько рабочих версий, среди которых «Рассказ преступника», «Под судом». В результате он остановился на варианте «Преступление и наказание». Суть и смысл названия романа заключается не только в уголовном наказании за совершение преступления, но, прежде всего, в душевных муках преступника. Любое злодеяние влечёт за собой неизбежное наказание, и скрыться от него невозможно.

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» – самое известное произведение писателя, вошедшее в золотой фонд мировой литературы. Написанное в тяжелый период жизненных испытаний автора, оно затрагивает многие серьёзные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Роман достаточно сложный и глубокий, однако подробный анализ произведения поможет лучше понять основную мысль и проблематику романа, поступки главных героев. Анализ «Преступление и наказание» будет особенно полезным для учеников 10 класса и при подготовке к ЕГЭ по литературе.

Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь Раскольникова, в котором раскрывался духовный опыт главного героя. Однако во время написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями одного Раскольникова – сюжет требовал большей глубины и наполненности. Отнесшись с большой долей критики к написанному материалу, Достоевский сжёг практически завершённый роман и написал его заново – таким, каким знает его весь литературный мир.

Проблема ложных убеждений, поставленная в романе, является актуальной во все времена. Теория, которой был подвержен Раскольников, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.

Он понимает, что, потеряв её, окончательно и навсегда потеряет и загубит себя.Они встречаются после болезни Сони, и тогда Раскольников впервые сам берёт её руку в свою и не может отпустить. Непонятный порыв заставляет его в слезах броситься перед Соней на колени.

В бреду ему приходят странные видения – в очередной раз душа героя «делает ему подсказку», направляет на правильный путь.В романе Достоевского «Преступление и наказание» эпилог, состоящий из двух небольших главок, играет очень значимую роль: именно из него мы узнаем о судьбах основных героев произведения – Раскольникова, Сонечки и других.

Влияние его на мировой литературный процесс оказался огромным: писатели стали развивать тему, затронутую Достоевским и, порой, откровенно подражать классику, в разных городах мира были поставлены театральные постановки, позже нетленное произведение было многократно экранизировано. Посмотрите, что еще у нас есть:

И это объяснимо, так как Раскольников, даже в момент замысла преступления, не вызывает отвращения, в нем чувствуется добрая и честная душа, которая просто запуталась.Очень многое говорят о Раскольникове и его поступки: он помогал больному студенту-сокурснику, после его смерти ухаживал за его отцом и похоронил его на свои деньги, спас детей из пожара, хотел из жалости жениться на убогой дочери хозяйки. На преступление Раскольникова подтолкнула окружающая обстановка: нищета, убожество, униженные и оскорбленные люди.В эпилоге мы видим, как после нравственного падения происходит постепенное возрождение главного героя, к которому он приходит благодаря вере в Бога, благодаря этому он видит цель своей будущей жизни. Раскольников постепенно переходит от одного мира в другой, у него постепенно происходит знакомство с новою, доселе совершенно неведомою реальностью.0 человек просмотрели эту страницу.

В начале заключения у Раскольникова не складываются отношения с другими арестантами из-за того, что он постоянно погружен в свои мысли, ни с кем не общается, всех чуждается. Таким поведением Родион настраивает всех против себя и это приводит к тому, что однажды на службе в церкви его даже чуть не убили. После выхода из больницы с Раскольниковым происходят изменения.

Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание » является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною», — пишет Достоевский о настроении Родиона в тюрьме. Чувство собственной правоты не пошатнулось в нем, он лишь возненавидел свою слабость. Но тут начинают происходить необъяснимые с человеческой точки зрения вещи: сокамерники-осужденные почему-то проникаются беспричинной неприязнью к Родиону, хотя их преступления порой ужаснее; да и особо не знакомы они с Раскольниковым, чтобы так его невзлюбить! В то же время они едва ли не плачут от восхищения, благоговейно глядя на Соню , приходящую навестить Раскольникова ; хотя, опять-таки, они ведь и ее не знают вовсе! В конце концов каторжные с криком «Безбожник!» бросаются на Родиона, избивают его, и лишь охранник предотвращает кровопролитие… Что происходит? Почему? Ответ приходит Родиону во сне про непонятную эпидемию, погубившую человечество. Якобы появились какие-то новые микроскопические трихины, и «люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватым и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные». Проснувшись, Раскольников еще не осознает, но уже душой чувствует то, что так же бессознательно возненавидели в нем заключенные: он болен той самой заразой! И имя ей — безверие, нелюбовь, гордыня, презрение к людям! И когда Раскольников в очередной раз видит Соню, душа его наконец-то просыпается, и открывшиеся заново глаза наполняются слезами, и неизъяснимая боль, но уже не беспросветная, а свет дарующая, бросает его к Сониным ногам в рыданиях, и эти рыдания очищают его мятежное сердце!

Впереди у них еще трудный путь, «новая жизнь не даром же ему достается. Что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…» Но главное для героев случилось. Раскольников достает из-под подушки Евангелие, то самое, Елизаветино, которое принесла ему Соня. Оно полтора года пролежало там, а Раскольников ни разу не открыл.

В эпилоге мы читаем: «Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные весенние дни(…) Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку (…)Вдруг подле него очутилась Соня. (…) Они были одни, их никто не видел.(…) Как это случилось. Он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватила его и как бы бросило к ее ногам. (…)…в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье: она поняла и для нее уже не было сомнения. Что он любит, что он бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…(…) Они оба были бледны и худы; но в этих худых и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Что же привело Раскольникова к греху? (Поставил себя над людьми, попытался отнести себя к «избранным»). Он понимает, что это великий грех? Раскольников считает, что его идея верна. И история это подтверждает. Мучается же он от того, что « не вынес своего шага », и поэтому « Я не имел права разрешить себе этот шаг».

Рекомендуем прочесть:  Еткс 2023 Руководителей И Специалистов Юрисконсульт

Жизнь человека бесценна — вот кредо Достоевского. В финале романа мы узнаем, что Раскольников начинает раскаиваться в своем поступке. Мы видим, что Родион — не просто убийца, а жертва собственных теорий. Итак, что же происходит в эпилоге романа «Преступление и наказание»? Сибирь.
Острог. В результате всех смягчающих обстоятельств (болезнь, не воспользовался деньгами, явка с повинной, а также то, что когда-то Родион спас двоих детей во время пожара, на свои деньги почти год содержал больного сокурсника) Раскольникова приговорили всего к восьми годам каторги. За Родионом в Сибирь приезжает Соня. По праздникам она у ворот острога видится с Раскольниковым.

Анализ эпилога Преступления и наказания

Причислив себя к разряду «необыкновенных» людей и находясь под влиянием своей идеи, он задумывает убийство старой процентщицы. Жизнь жадной старухи не имеет в его глазах никакой ценности, зато на её деньги он планирует совершить много хорошего для всех нуждающихся. Мысль вытащить из трясины нищеты свою семью подогревает его решение.

Анализ эпилога «Преступления и наказания» даёт понять, что процесс перерождения зреет где-то в тайниках его души. Зреет долго и трудно, незаметно для него самого. А потом в одно мгновение совершается прозрение: он, плача, бросается перед Соней на колени. И они молчат.

Нет, перерождение героя началось с самого начала романа. Оно рождалось и в те 13 дней, что он грезил убийством, и в те полтора года, которые он провёл в душевных метаниях в остроге. Всё это время душа Раскольникова, как заблудший ребёнок, металась в поисках выхода из лабиринта чёрных, удушающих мыслей и идей.

Эпилог может многое прояснить и в самой личности писателя. Достоевскому идея создания «психологического романа» пришла в то время, когда он сам отбывал каторгу и находился под воздействием христианской концепции о том, что только любовь и всепрощение спасут мир. Преступление и наказание — проблемы общества.

Рискуя жизнью, спас при пожаре малолетних детей и получил при этом сильные ожоги. Суд не усмотрел корысти в его преступлении, потому что он не воспользовался похищенными у старухи деньгами. Сразу после преступления, чтобы отвязаться от страшных мыслей, он спрятал их под камень, даже не поинтересовавшись, сколько денег было в кошельке убитой процентщицы.

Анализ эпилога преступление и наказание

Весь роман перенасыщен шумом. Гудящие улицы, скандал на поминках, сумасшедшая Катерина Ива-новна в толпе, истошные, оглушительные крики Раскольникова, даже тогда, когда он не говорит, а лишь думает про себя. Кроме того, сны с гулом споров, с рез-ней, с пожаром, набатом. И вдруг на последней стра-нице абсолютно молчаливая сцена: «что-то как бы подхватило» Раскольникова и бросило к ногам Сони. «Они хотели было говорить, но не могли».

Что же привело Раскольникова к греху? (Поставил себя над людьми, попытался отнести себя к «избранным»). Он понимает, что это великий грех? Раскольников считает, что его идея верна. И история это подтверждает. Мучается же он от того, что « не вынес своего шага », и поэтому « Я не имел права разрешить себе этот шаг».

Мать героя — Пульхерия Александровна — умирает. Перед смертью она долгое время находится в полусумасшедшем состоянии. Вероятно, женщина догадывалась, что с ее сыном, которым она так гордилась, случилось какое-то несчастье. От нее пытаются скрыть то, что на самом деле происходит с Раскольниковым. Но, как мы знаем, материнское сердце обмануть невозможно, поэтому, конечно, она чувствует, что с сыном происходит что-то неладное. Долгое время Пульхерия Александровна бредит, мысли о сыне не оставляют ее ни на минуту. Перед самой смертью она его ждет, убирает комнату, якобы готовя для сына, но на следующий день умирает.

Соня на Севере вместе с Раскольниковым. И в первой части эпилога именно от ее лица мы узнаем о Раскольникове, его состоянии и поведении. К сожалению, то, что мы видим, очень пессимистично. Раскольников замкнулся в себе, ни с кем не общается. Соня очень беспокоится о его состоянии и пытается хоть как-то помочь ему. Она заводит в городе различные знакомства, которые хоть как-то могут помочь Раскольникову.

Значение эпилога в романе велико. Эпилог подводит итог всему произведению, а главное, показывает нам, какие глобальные перемены происходят в душе главного героя. И это объяснимо, так как Раскольников, даже в момент замысла преступления, не вызывает отвращения, в нем чувствуется добрая и честная душа, которая просто запуталась.

Анализ эпилога Преступления и наказания

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

А вот Соню они полюбили. Это очень удивляет Раскольникова. И еще его удивляет, почему они так любят жизнь. Он же своей жизнью не дорожит и жалеет, что не покончил с собой, как хотел, а пошел в полицию и признался в убийстве. Раскольников болен. Он болен не от тягот тюремной жизни, а от крушения надежд на свою исключительность.

Он же – замкнут и неразговорчив. Не общается с сокамерниками, неохотно разговаривает с Соней, когда ей удается добиться свидания. Она сообщила ему о смерти матери, о замужестве младшей сестры Дуни, но даже эти события особо не взволновали его. Заключенные относятся к нему с неприязнью.

Он попадает в больницу. Соня каждый день приходит и молча стоит под окнами тюремной палаты, чтобы просто быть рядом. Однажды он увидел ее, и это поразило его. Что-то дрогнуло в его сердце. На следующий день он опять выглянул в окно, но девушки не было. Он забеспокоился. Несколько дней Соня не появлялась. Раскольников не на шутку испугался и пытался выяснить, что случилось, почему она не приходит. Наконец удалось узнать, что Соня больна, но болезнь неопасная, и девушка скоро поправится.

Эпилог романа «Преступление и наказание» Достоевского занимает особое место в произведении. Он пронизан светом духовности и надежды на прекрасное будущее. В эпилоге Достоевский рассказывает о том, как в дальнейшем сложилась жизнь героев романа, и вместе с тем дает надежду для всех живущих на земле людей на искупление грехов.

Во внимание были приняты и другие обстоятельства, благоприятные для подсудимого: во время учебы в университете он содержал из последних своих средств чахоточного товарища, а после его смерти ухаживал за его больным отцом, устроил его в больницу, а когда он умер, похоронил.

Предчувствуя что-то неладное, она постоянно ждала вестей от сына, но её уверяли, что он надолго отправился за границу.Сестра вышла замуж за Разумихина, который впоследствии планировал переселиться поближе к месту, где отбывал наказание Раскольников. унаследовав после смерти Свидригайлова его деньги, последовала за любимым человеком.

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье).

Важно Нравственные терзания, охватившие Раскольникова после ужасного преступления, подтверждают то, что его «проба» не прошла: он не смог переступить через кровь. Сонечка помогает ему найти опору в вере в Бога, призывает избавиться от мучений, покаявшись перед всеми на площади.

Жанр – Роман. Направление – Реализм. Во время своего пребывания на каторге Федор Михайлович вынужден был общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками – убийцами и ворами. Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришел к выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на почве страшного отчаяния.

Анализ эпилога преступление и наказание

Раскольников почувствовал, что те­перь все изменилось, все должно быть по-другому. Ему казалось, что даже бывшие враги его — каторжане — смотрели на него теперь иначе.
« Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково». Дорогой ценой заплатил Раскольников за свои оши­бочные убеждения.

Рекомендуем прочесть:  Расчеты наличными между юридическими лицами в 2023 году оформлять квитанцию к пко

Для христианской идеи – это Дуня и Лизавета, для идеи индивидуализма – Лужин и Свидригайлов. Сложное переплетение и взаимодействие всех этих линий происходит в основной части романа, где рассказана история преступления Раскольникова, совершенного под влиянием захватившей его идеи индивидуализма.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

Путь Раскольникова пройден: мы понимаем, что дальше он пойдет рука об руку с Соней, неся вместе с ней в мир христианские идеи любви и добра, милосердия и сострадания.Эпилог подводит итог всему произведению, а главное, показывает нам, какие глобальные перемены происходят в душе главного героя.

Однако, после того как Порфирий окончатель­но «уличает» Раскольникова и тот признается в убий­стве, жгучий интерес к роману как-то теряется, и эпи­лог прочитывается по инерции, второпях. Но если остановиться и вдуматься, понимаешь, что без эпило­га роман до конца непознаваем, и даже может быть понят искаженно.

Когда Раскольников вновь увидел Соню, в нем произошел какой-то перелом. Он упал к ее ногам, стал целовать ее руки. Соня сначала сильно испугалась, а потом поняла, произошло наконец то, чего она так долго и терпеливо ждала. Очищение и раскаяние грешной души Родиона. И еще – что он любит ее.

Смысл эпилога «Преступление и наказание» заключается в том, что ни один злой поступок не может быть совершён во имя добра. Соня, олицетворяющая христианское смирение, беззаветную любовь к Богу и к людям противопоставляется Раскольникову с его идеей о неподсудности «необыкновенной» личности.

  1. «Их воскресила любовь»
  2. Христианские образы и мотивы в художественном мире романа
  3. Теория идеи Раскольникова и ее крах
  4. Образ Петербурга в романе
  5. Автор и герой в романе
  6. Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа
  7. Как развенчивается в романе теория Раскольникова
  8. Социальные и философские истоки теорий Раскольникова
  9. Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика
  10. О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»
  11. «Правда» Сони Мармеладовой
  12. О каком наказании идет речь в романе?
  13. Смысл названия романа «Преступление и наказание»

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь; кто ему помогает на тернистом пути к Богу.

Вот истинная кульминация романа! Вот оно — торжество пресвятой любви и веры! Вот оно — настоящее раскаяние, дающее уверенность в спасении всякого грешника! Здесь, в эпилоге, между строк звучат самые светлые, жизнеутверждающие аккорды, знаменующие духовное возрождение героя, здесь в полной мере раскрывается глубокая убежденность великого человеколюбца Достоевского в том, что в каждом человеческом сердце теплится Божественная искра.

Он страстно желал этого покаяния, потому что тогда бы все его мучения в остроге имели бы смысл. Ему хотелось прийти к пониманию того, что он совершил страшный поступок, переступил через все духовные и нравственные запреты и понёс за это заслуженное наказание.

После совершения убийства старухи и её сестры, признавая все свои действия правильными, преступник обнаруживает, что больше не способен жить жизнью обычного человека. Преодолев ту грань, которая отделяет добро от зла, он обрекает себя на нестерпимые моральные страдания. К нему приходит понимание того, что, совершив насилие, он автоматически причислил себя к той же категории общества, которую так ненавидел. Он сам стал тем, кто может безнаказанно причинять зло более слабым и беззащитным. Анализ эпилога «Преступления и наказания» заставляет понять, как низко пал тот, кто мечтал взлететь так высоко.

Почти сразу читатель замечает комнату Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось. Что вот-вот стукнешься головой о потолок». Вся это теснота и нищета давила на Раскольникова, который и без того был нездоров, и вынашивал свою теорию.

Когда мы читаем, мы часто видим героев смутно. Это скорее ощущение, может быть, верное, тонкое, символическое даже, но ощущение, а не отчетливое ви́дение. Оно напоминает мнение Наташи Ростовой о своих знакомых. Вспомним эпизод, когда Наташа в спальне графини, смеясь и задумываясь, говорит о своем замужестве и своих привязанностях. Наташа тонко чувствует людей, но «не удостаивает быть умною» и потому не в четкой мысли, а в образе, в ощущении передает свое впечатление о Борисе Друбецком и Пьере.

« Каждая встреча может быть во спасение или нет и тому и другому . Причём встречи бывают разные: поверхностные, глубокие, истинные, ложные, во спасение, не во спасение, но все они начинаются с того, что человек, у которого есть сознание евангельское или просто острое, живое человеческое сознание, должен научиться видеть, что другой существует.

Вскоре он ранним утром пошёл на работу в сарай на берегу реки. Перед работой он сел у берега и стал глядеть на реку и широкую степь за ней. Вдруг подле него очутилась осунувшаяся после болезни Соня в своём зелёном платке и, приветливо улыбаясь, протянула ему руку…

Лужин считает, что в их ссоре с Дуней виноват исключительно Раскольников. Петр Петрович думает о том, что зря не дал Раскольниковым денег до свадьбы: это бы решило многие проблемы. Желая отомстить Родиону, Лужин просит своего соседа по комнате Лебезятникова, хорошо знакомого с Соней, позвать девушку к нему. Петр Петрович извиняется перед Соней, что не сможет присутствовать на похоронах (хотя и был приглашен), и дает ей десять рублей. Лебезятников замечает, что Лужин что-то задумал, но пока не понимает, что именно.

С утра Разумихин навещает мать и сестру Раскольникова. Обсуждая Лужина, Пульхерия Александровна делится с Дмитрием, что с утра они получили письмо от Петра Петровича. Лужин пишет, что хочет навестить их, но просит, чтобы во время их встречи не присутствовал Родион. Мать и Дуня едут к Раскольникову.

Соня регулярно писала Разумихину и Дуне. Ее письма были суховаты, но подробны. Видимо, иначе из такого места не напишешь. Она сообщала, что Родион спокойно ходит на работы, к пище равнодушен. Видно, что он равнодушен к своей судьбе. Он груб с нею, но привык к ее посещениям. О себе Соня почти не писала. Сообщила только, что занимается шитьем. Соня не написала, что благодаря этому занятию она стала необходимой во многих домах, и ей удалось несколько облегчить положение Раскольникова.

Порфирий сдержал слово и нигде не показал, что давно имел на Раскольникова подозрения. Разумихин представил в суд сведения, что Раскольников прежде из последних средств помогал одному бедному и чахоточному университетскому товарищу и отцу этого последнего. Узналось и то, что раз во время пожара Родион вытащил из горевшей квартиры двух маленьких детей и сам был при этом обожжен. Вследствие всего этого приговор ему оказался довольно милостивым: восемь лет каторги.

Анализ эпилога романа преступление и наказание

Роман и его герои оценивались по-разному. Сторонники революционных преобразований отказывались от Раскольникова. Д. И. Писарев в статье «Борьба за жизнь», рассматривая героя с материалистических позиций, писал: «Теория Раскольникова не имеет ничего общего с теми идеями, из которых складывается миросозерцание современно развитых людей». Противники нигилистических взглядов, например Н. Н. Страхов, видят в Раскольникове страдающего человека. В. В. Розанов оценивает роман и героев с философско-религиозных позиций.

Впереди у них еще трудный путь, «новая жизнь не даром же ему достается. Что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…» Но главное для героев случилось. Раскольников достает из-под подушки Евангелие, то самое, Елизаветино, которое принесла ему Соня. Оно полтора года пролежало там, а Раскольников ни разу не открыл.

Рекомендуем прочесть:  Договор Купли-Продажи За Вычетом Суммы Задатка

После совершения убийства старухи и её сестры, признавая все свои действия правильными, преступник обнаруживает, что больше не способен жить жизнью обычного человека. Преодолев ту грань, которая отделяет добро от зла, он обрекает себя на нестерпимые моральные страдания. К нему приходит понимание того, что, совершив насилие, он автоматически причислил себя к той же категории общества, которую так ненавидел. Он сам стал тем, кто может безнаказанно причинять зло более слабым и беззащитным. Анализ эпилога «Преступления и наказания» заставляет понять, как низко пал тот, кто мечтал взлететь так высоко.

В начале эпилога читатель узнаёт о полном и чистосердечном признании Раскольникова. Молодой человек не скрыл ни единой подробности совершения преступления, благодаря чему суд принял благосклонное решение — приговорил Родиона к восьмилетней ссылке на каторгу в Сибирь.

Эпилог может многое прояснить и в самой личности писателя. Достоевскому идея создания «психологического романа» пришла в то время, когда он сам отбывал каторгу и находился под воздействием христианской концепции о том, что только любовь и всепрощение спасут мир. Преступление и наказание — проблемы общества.

Главный герой убежден, что человек» в таком обществе не может быть не преступен. Поэтому он предпочитает играть по правилам этого мира. Молодой человек делит всех на «право имеющих» и «вошь». Безусловно, он старается доказать, и, прежде всего самому себе, что относится именно к первой категории. Поэтому, подготавливая убийство старухи-процентщицы, он уверен, что принесет этим только благо окружающим.

Под действием окружающей обстановки и тихой, ненавязчивой любви Сони в душе Раскольникова происходят огромные изменения. У него появилась цель в жизни, он понял, как он ошибался, пытаясь добиться справедливости убийством никчемного, по его мнению, человека. Понял, что человеческая жизнь бесценна, и решил «бесконечной любовью искупить страдания» прекрасной девушки.

Это уже не то коленопреклонение, когда Расколь-ников «дико» произнес: «Я не тебе поклонился, я все-му страданию человеческому поклонился». Соотнесе-ние этой фразы с законами раскольниковской «ариф-метики» может означать, что и Соню, подобно Лизавете или Миколке, можно принести в жертву «всему человечеству». Не так уж трудно воскликнуть «вечная Сонечка!», но намного труднее исключить ее из «низшего» разряда, и вообще отказаться от всяких разрядов. Прежнее коленопреклонение — это символ боли, замутненной «трихнинами». «Не тебе, а всему страданию. » — слова эти произносил язык еще «грешный», «празднословный» и «лукавый». Но в молчаливом финальном коленопреклонении звучит уже совсем другой мотив. «В этот день ему даже пока-залось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. отвечали ласково».

Не случайно в утро воскрешения Раскольникова зву-чит и тема солнца — возникает образ «облитой солнцем необозримой степи». Ведь в начале романа Раскольни-ков, готовый «переступить черту», думает: неужели и тогда солнце будет светить? Земной мир без солнца для него все-таки немыслим. Но после совершенного убий-ства солнце, как ни палит, а как будто погасло, как буд-то все, что потом происходит с Раскольниковым, проис-ходит в тумане, в кромешной тьме. И Порфирий гово-рит Родиону: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».

Весь роман перенасыщен шумом. Гудящие улицы, скандал на поминках, сумасшедшая Катерина Ива-новна в толпе, истошные, оглушительные крики Раскольникова, даже тогда, когда он не говорит, а лишь думает про себя. Кроме того, сны с гулом споров, с рез-ней, с пожаром, набатом. И вдруг на последней стра-нице абсолютно молчаливая сцена: «что-то как бы подхватило» Раскольникова и бросило к ногам Сони. «Они хотели было говорить, но не могли».

Урок-эпилог в 10 классе «Чтобы душа была жива…» (по роману Ф

— Верно, ребята. Посмотрите: мы, осуждая Родиона Раскольникова за его теорию, сами нашли в себе его порок. Да, действительно, мы тоже делим людей на классы. И пусть мы не собираемся это оспаривать методами Раскольникова, все же: кто дал нам право делить людей по их социальному положению, образованию, цвету кожи, и т.д. ? Все люди одинаковы, все от Бога, и религия не допускает любого разделения людей. Может быть, именно поэтому Достоевский приводит своего героя к Богу, и успокоение своей душе он находит именно в святом Евангелии…

УЧИТЕЛЬ: Но именно такое разрешение дает себе Раскольников. Эта «алгебраическая» теория избранной личности становится главной причиной убийства старухи-процентщицы. Герой признается в этом во время исповеди Соне, прямо противопоставляя бытовую, вынужденную «арифметику» и идеологическую, рассчитанную «алгебру»: «И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое. Я это всё теперь знаю. Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею. » (ч. 5, гл. 4).

Уже в начале произведения можно заметить богатство цветовой символики, позволяющей лучше раскрыть душевное состояние героев. Во всем городе преобладает желтый цвет, что подчеркивает нездоровье и болезненность общества: «Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями». Использование красного цвета в романе также имеет свою логику. Вот, например, как используется этот цвет в описании страшного сна Раскольникова об истязании старой лошади: «Но вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками в накидку»; «Садись, все садись! – кричит один, ещё молодой, с толстою такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом,-всех довезу, садись!» Так же особо можно выделить «голубые глаза» Сони, означающие чистоту и непорочность, несмотря на те унижения, которые ей пришлось пережить.

Огромную роль в этом произведении играет портрет. Хотя портрет несколько статичен и описателен, но выделяется главное–глаза, которые постоянно меняются: «прекрасные темные глаза», «воспаленный взгляд», «лихорадочно блестят», «взгляд становится сухим, острым», «помертвевшие глаза», «слезы счастья в глазах»; так меняются глаза Родиона Раскольникова на протяжении всего романа. Это говорит и о том, что мышление главного героя поменялось, его теория была опровергнута самой жизнью.

Сотни лет человечество пытается ответить на вопрос: что такое вера, что значит для человека вера в Бога? нужны ли человеку нравственные заповеди? И до сих пор нет однозначного ответа. Величайший писатель нашей страны Ф.М. Достоевский тоже искал ответы на эти вопросы.

Анализ эпилога преступление и наказание кратко

Вначале мы узнаем, что, признавшись на суде, пробыв большое количество времени на каторге, Раскольников не раскаялся в своем преступлении, не пересмотрел своего отношения к нему. Единственное, за что ругал себя Родион, что приводило его в уныние, было разочарование в себе: «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною».

Однако сами зараженные этого не замечают – они мнят себя избранными, миссиями. Однако повальное заражениями такими идеями ведет к вырождению рода человеческого. И лишь несколько непорочных душ, сохранивших свою нравственную чистоту, смогут спасти людей от полного уничтожения.

В конце эпилога Раскольников впервые открыл Евангелие, и мы понимаем, что с этого момента наступил новый момент в его жизни – момент перерождения. И хотя писатель не рассказывает о дальней судьбе героя, нам становится ясно, что это будет уже совсем другая жизнь – «постепенного перерождения…, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина. Дуня готова пожертвовать собой, выйдя замуж за Лужина, которого она не любит и не уважает.

Adblock
detector