Бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов это

Содержание

Нарушение экспрессивной речи у детей с сенсорной алалией

· В речи большое количество аграмматизмов., т.к. ребенок игнорирует грамматическое значение слова. У детей не формируются морфологические обобщения (не выделяют единые морфемы и не связывают их с определенным значением). Аграмматизмы выражаются в неправильности падежных окончаний, нарушениях управления глаголов, нарушениях согласования существительного и прилагательного. В речи более выражены морфологические трудности (словоизменение, словообразование), а синтаксические аграмматизмы проявляются в меньшей степени.

2. Основная задача — развитие слухового восприятия, внимания, зрительного восприятия и внимания. Продолжается работа по узнаванию звучания игрушек. Постепенно вводятся новые игрушки. Это вызывает у ребёнка желание к самостоятельному озвучиванию игрушек. Далее переходят к различению более сложных звучаний, менее интенсивных (звон монет, карандаши, шуршание бумаги). Шумовой ряд усложняется, становится разнообразней, с более сходными звуками. Но нельзя стучать по столу, топать ногами. Когда ребёнок различает звуки, постепенно в шумовой ряд вводится ильный речевой звук (Р, А), который связывается с предметом или явлением (Р — тигрёнок рычит). После дифференциации некоторого количества звуков переходят к различению слогов и простых слов со строгой предметной отнесённостью. Слова, которые ребёнок учится различать первыми, должны быть далёкими, непохожими ни по смыслу, ни по звучанию.

· Звукослоговая структура слова грубо нарушена. Характерно вариативное воспроизведение одного и того же слова. Дети могут усложнять звукослоговую структуру слов (стол – патол), что нехарактерно для детей с моторной алалией, которые упрощают структуру слова. Причины усложнения звукослоговой структуры слова – диффузность, неустойчивость звукового образа слова.

1. Начинается с установления щадящего слухового и речевого режима (состояние сенсорного голода) — ограничение поступления речевых и неречевых сигналов. На этом фоне беспорядочная речь ребёнка затормаживается, и повышается восприимчивость к звукам мира и звукам речи.

3. Основная задача — накопление пассивного словаря, развитие активного словаря. Отрабатываются слова, фразы в определённых ситуациях. При введении нового слова необходимо, чтобы ребёнок видел предмет, трогал его и одновременно слышал его название. Наименование повторяется многократно. Внимание ребёнка обращается на лицо говорящего, на его мимику. При собственном произношении необходим зрительный контроль. Первые слова произносятся с неизменной интонацией, фразы с определённым порядком слов. Фразы, бытовые слова, инструкции вводятся как можно раньше. Постепенно к работе привлекаются другие окружающие ребёнка взрослые. Чтобы избежать эхолалий, логопед постепенно контролирует понимание, используются повторения заданий. Проводится обучение чтению -глобальным способом (например пишут на предметах их названия), на последних этапах переходят на звуко-буквенный путь.

Консультация «Сенсорная алалия

Сенсорная алалия – вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий).

Расстройства слухового внимания — отмечаются трудности включения, переключения и распределения внимания, его быстрая истощаемость. Ребенок не сразу воспринимает звук, об-ращенную к нему речь, отвлекается внешними раздражителями и без них. Обращает на себя внимание замедленность слухового восприятия.

К несформированности импрессивной речи приводит раннее органическое поражение зон головного мозга, ответственных за анализ речевых звуков. Корковый конец слухоречевого анализатора (центр Вернике) располагается в задней трети верхневисочной извилины левого полушария. Именно его повреждение и вызывает расстройство рецептивной речи.

Первичные выраженные нарушения импрессивной стороны речи характеризуются отсутствием большого разрыва между экспрессивной и импрессивной речью. У детей не образуется связь между предметом и его названием. Пассивный словарь ребенка неустойчив и заметно отстает от активного.

Вторичные нарушения экспрессивной речи. Вследствие нарушений импрессивной речи экспрессивная речь грубо искажена и не может служить средством общения. Дети способны повторить отдельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы, воспринимаемые ими из окружающего, без специального обучения, хотя повторение их является нестойким.

Бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов это

Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов — своеобразная логоррея, отмечаются персеверации услышанного или произнесенного слова и словосочетания; повторяются слова, воспринимаемые в данное время или воспринятые ранее — эхолалия. Не улавливая смысла, ребенок проговаривает, отражая как эхо, слова и словосочетания. Эхолалически произнесенное не осмысляется и не закрепляется.

При наличии собственной речи дети с сенсорной алалией говорят легко, плавно, без напряжения, не задумываются при подборе слов о точном выражении мысли и о построении предложений, не замечают допущенных ими ошибок. Речевая продукция детей остается вне их собственного контроля, встречается неадекватность высказываемого, проговариваются слова и обороты, не связанные с ситуацией, лишенные смысла. Отмечается фрагментарность речи, но это связано не с моторными затруднениями ребенка, а с малым объемом восприятия, с трудностями поиска правильного варианта высказывания.

В словах отмечаются многочисленные ошибки ударения, соскальзывания со звуков, разнообразные звуковые замены, искажения структуры слов. В большинстве случаев искажения и замены носят не фиксированный характер, при каждом новом воспроизведении ребенок допускает новый вариант искажения. Эквиваленты слов (звуковые комплексы) не всегда соотносятся с предметами. Искажения в экспрессивной речи обусловлены неполноценностью восприятия собственной речи и речи окружающих.

Высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме, часто бывает трудно понять, о чем так горячо и интонированно он говорит. Проговаривание характеризуется как бы приблизительностью, выявляется обилие парафразий (замен), элизий (пропусков звуков, частей слова) персевераций, контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого слова). В целом речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью. Грубо искаженная речь при сенсорной алалии не может ребенком использоваться как средство общения. Вне зависимости от степени нарушения понимания и собственной речи у ребенка с сенсорной алалией отмечаются нарушения личности; разнообразные трудности поведения, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка умственного развития. Речь не является регулятором и саморегулятором поведения и деятельности такого ребенка.

Порождение речевого высказывания и его несформированность при алалии.
Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Это нарушение обусловлено несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.
Система порождения высказ

№ 15
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с сенсорной алалией.
В грубых случаях ребёнок не понимает речи, относится к ней как к шуму. Двигательное беспокойство, выраженные трудности поведения(хаотичен в деятельности). Иногда такие дети бывают ласковыми и стеснительными. В других случаях понимает отдельные обиходные слова, но не при развернутом высказывании. Могут выполнить задания, но не понимают инструкций. Трудности включения, переключения и распределения внимания. Внимание неустойчивое и истощаемое. Фонематическое восприятие не сформировано. Не дифференцирует правильную и неправильную речь. Не понимает речь при изменении её темпа. Не различает близкие по звучанию слова. Просят повторять им. Де-ти отвлекаются на внешние раздражители. В некоторых случаях понимают только то, что могут проговорить сами и только после проговаривания. Дети смотрят в лицо говорящего(чтение с лица). Повышенная отвлекаемость. Иногда ребенок понимает только мать. Реакция на звуки не зависит от громкости звучания. Дети пользуются для общения жестами и мимикой, тишина их успокаивает. Игру сопровождают лепетом. Слова произносят искаженно. Эмоцио-нальные восклицания. Активный словарь превышает пассивный. Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов. Эхолалия. Ошибки в ударении. Замены. Искажение структуры слов(нефиксированные). Не замечают допущенных ими ошибок. Парафазии(замены), элизии(пропуски), персеверации(перестановки), конта-минации(слово+слово). Повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи(окружающих и сво-ей).

Несформированная речевая деятельность в целом или её отдельные компоненты (словарь, грамматический строй, связная речь, словопроизношение). Нарушены процесс (речь) и средство коммуникации (язык). При алалии страдает не только речь, но и речемыслительные процессы, языковые операции. Затруднены процессы порождения речи. Речь не формируется как средство ния (язык) и обобщения, затруднено построение контекста. Нет мотивации, целенаправленности деятельности, организованности в речи. Неточные знания и употребления слов. Не различают ядро (точное слово) и периферию (приблизительный синоним) семантического значения слова. Нет чувства языка (отсутствует языковая способность). Затруднены синонимы, антонимы, обобщения, переносный смысл, не усваивает образные выражения. Не формируется связь фонемы, артикулемы, графемы (дизграфия), не решают вербальные задачи. Не развита планирующая речь:
1. Мотивационный этап деятельности
2. Операциональный этап деятельности
3. Контрольный этап деятельности
1) Текущий
2) Завершающий
3) Планирующий
Речевая инактивность, нет программы высказывания, недостаточно вариативных средств для выражения мысли. Недостаточность мыслительных операций над языком. Нет потребности в вопросах, не могут рассказывать и доказывать. Не могут спрашивать, отвечать, мыслить и говорить логически. Нарушены психологические механизмы речевой деятельности (отбор, выбор, комбинирование языковых средств).
Алалия – общее недоразвитие речи, но преобладает языковое (лексико-грамматически-семантическая), а не речевое расстройство. Неточность употребления слов, нарушены процессы тематического отбора и семантического выбора. Иногда говорят только простые фразы, нет распространённых и сложных фраз. Не могут употреблять прилагательные. Не владеют навыками словоизменения, нарушены словосочетания, не улавливают грамматические модели, затруднён морфологический анализ, нет ласкательных форм и степеней сравнения прилагательных, нарушены все аспекты коммуникации (общения) – речь сопровождающая, завершающая и планирующая. Нет внутреннего оформления и внешней реализации высказывания.

Особенности психического и речевого развития при сенсорной алалии

Степени недоразвития речеслухового анализатора, как и речедвигательного, бывают различными, отсюда и многообразие проявлений недостатков понимания. В более грубых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, безразличен к любым речевым и неречевым звуковым раздражителям. В других случаях ребенок понимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развернутого высказывания. Иногда понимание изолированных слов затрудняет ребенка больше, чем понимание смысла фразы. Постепенно ребенок начинает прислушиваться к звукам, в том числе и речевым, но внимание его долгое время остается неустойчивым и истощаемым. Фонематическое восприятие развивается замедленно и надолго остается несформированным. Большую роль для детей с сенсорной алалией играет ситуация. Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. При изменении формы слов, их порядка, изменения темпа высказывания понимание исчезает.

Дети с сенсорной алалией спонтанно могут повторить отдельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы, воспринимаемые ими из окружающего, но повторения являются нестойкими. Подражание звукам при сенсорной алалии непостоянно и во многом зависит от ситуации. Пассивный словарь ребенка часто неустойчив и заметно отстает от активного. Часто ребенок называет предмет в любой ситуации, а узнает его название только избирательно в определенных условиях. Дети с сенсорной алалией продуцируют звуки с нормальной модуляцией и интонациями.

Рекомендуем прочесть:  Какие пособия положены беременным в 2023 году

Это происходит из-за повреждения коркового конца речеслухового анализатора (в клетках верхне-височной извилины — петля Гешля), где осуществляется первичный анализ речевых звуков. У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы и не воспринимается слово целиком, отмечаются несформированность акустико-гностических процессов, понижение способности к восприятию речевых звуков.

При искажениях звуковой и слоговой структуры слов отмечаются многочисленные поиски, ребенок не уверен в своей речевой продукции и ищет адекватные кинестезии. Диффузное недифференцирование восприятия звуков приводит к недифференцированному проговариванию. Постепенно у ребенка вырабатывается осознание ошибок. Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов, отмечаются персеверации услышанного или произнесенного слова или словосочетания, эхолалии. Эхолалически произнесенное не осмысляется и не закрепляется. В словах отмечаются многочисленные ошибки ударения, соскальзывания со звуков, многообразные звуковые замены, искажения структуры слов. В большинстве случаев искажения и замены не носят фиксированный характер.

Встречаются дети, которые понимают только то, то могут проговорить сами, и понимают только после такого проговаривания. Проговаривание в момент восприятия приводит к улучшению понимания, видимо, потому, что оно подкрепляется кинестезиями от собственного произнесения. Часто дети смотрят в лицо говорящего (зрительное подкрепление — чтение с лица).

Диагностика сходных состояний: сенсорная алалия и тугоухость

Сенсорная алалия в чистом виде встречается сравнительно редко, гораздо чаще сенсорная недостаточность сопутствует моторной алалии. В этих случаях говорят о моторной алалии с сенсорным компонентом или сенсомоторной алалии. Существование смешанных форм алалии свидетельствует о функциональной неразрывности речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Причины возникновения тугоухости:

  1. Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз).
  2. Инфекционные заболевания в раннем возрасте: сепсис, вирусные инфекции, болезни ЛОР-органов наружного и среднего уха, ОРВИ.
  3. Использование матерью во время беременности и ребенком медикаментов, обладающих токсическим действием на орган слуха (антибиотики группы аминогликозидов – стрептомицин, канамицин, гентамицин и др., некоторые противомалярийные и мочегонные средства).
  4. Наследственные заболевания у родителей, сопровождающиеся поражением слухового анализатора.
  5. Токсикозы беременности.
  6. Асфиксия новорожденного.
  7. Внутричерепная родовая травма.
  8. Гемолитическая болезнь новорожденных.
  9. Недоношенность (вес при рождении менее 1500 г.)
  10. Поражения внутреннего уха, возникшие в результате контузии.
  11. Алкогольная и иная интоксикация во время беременности.
  12. Механическая травма, психическая травма.

Тугоухость, согласно определению Рау Ф.Ф., Неймана Л.В. и Бельтюкова В.И. – это такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии разговорной речи в обычной обстановке, но речевое общение все же возможно, хотя и в специально создаваемых условиях (усиление голоса, приближение говорящего непосредственно к уху, использование звукоусиливающих приборов и т.д.) [1:486].

У ребенка с алалией речь не развивается совсем или развивается с грубыми отклонениями. При сенсорной алалии (импрессивной) дети плохо понимают чужую речь, причем, не распознают именно звуки речи: слышат, что человек что-то говорит, но не понимают, что именно (также и мы не понимаем тех, кто говорит на неизвестном нам иностранном языке), т.е. сохранен элементарный слух и способности к развитию активной речи. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой). Нарушение речи, при котором сочетаются признаки моторной и сенсорной алалии, называют сенсо-моторной алалией.

Причины возникновения сенсорной алалии:

  1. Поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центра Вернике) и его проводящих путей.
  2. Недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга может быть врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в доречевом периоде.
  3. Раннее органическое повреждение ЦНС в связи с патологией течения беременности и родов.
  4. В последние годы особое внимание исследователей привлекает роль наследственных факторов в формировании как речевых способностей, так и различных нарушений развития речи, в том числе алалий.
  5. Внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность, болезни раннего детства с осложнением на мозг.
  6. Алалия как следствие соматического заболевания, вызывающего истощение центральной нервной системы, в первую очередь гипотрофии.
  7. Рахит, нарушения питания и сна в раннем детстве, часто повторяющиеся заболевания дыхательных путей.
  8. В последние годы в возникновении алалии подчеркивается значительная роль минимальных мозговых дисфункций [1:334-335]

Бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов это

В случаях поражений речевых центров у детей в возрасте до 3–4 лет речь обычно развивается, но с выраженным отставанием. Это состояние отечественные специалисты обозначают как алалия. Более точным является международный термин «дисфазия» или «дисфазия развития». Аналогично афазиям у взрослых, различают моторную и сенсорную алалии (дисфазии).

Моторная алалия (дисфазия) — системное недоразвитие экспрессивной речи центрального генеза. У ребенка имеются нарушения артикуляционного праксиса и организации речевых движений, поэтому речевое развитие задерживается. Наблюдаются поиски артикуляции, неумение выполнить определенные артикуляционные движения и их последовательности. Ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, не может переключиться с одного слова на другое. Это ведет к обилию в речи ошибок, перестановок, персевераций (многократное повторение одного и того же слога или слова). Вследствие этого у ребенка с моторной алалией при хорошем слухе и достаточном понимании речи, при отсутствии парезов артикуляционной мускулатуры самостоятельная речь долго не развивается, либо она остается на уровне отдельных звуков, слов.

При малой речевой активности страдает общая познавательная деятельность ребенка. Речь при алалии не является полноценным средством коммуникации, организации поведения и индивидуального развития. Интеллектуальная недостаточность и ограниченный запас знаний, наблюдающиеся у многих детей с алалией в различные возрастные периоды, носят, таким образом, вторичный характер.

При менее тяжелых формах сенсорной алалии, когда у детей сформирована собственная речь, они говорят легко, без напряжения, не задумываются о подборе слов, точности высказывания, построении фразы, не замечают допущенных ошибок. Дети не контролируют собственную речь, употребляют слова и обороты, не связанные с ситуацией, лишенные смысла. Речь носит фрагментарный характер. Поскольку высказывания ребенка неточны по содержанию и ошибочны по форме, окружающим часто бывает трудно понять, о чем он говорит. В произносимых словах много звуковых замен, пропусков, персевераций, соединений частей слов между собой (контаминаций). В целом речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне нарушенного понимания речи окружающих и недостаточного контроля над собственной речью.

Словарный запас беден, ограничен тематикой. Ребенок не может объяснить значение слов, не умеет пользоваться средствами словообразования. В своих высказываниях дети затрудняются в согласовании слов, использовании родовых и числовых окончаний, не используют предлоги и союзы. Их фразы состоят из неизменяемых слов («Книга, Таня!» и жест просьбы), что делает их понятными только в определенной ситуации. В предложениях нарушены количество и порядок слов, ребенок отвечает словами (преимущественно номинативными в правильном или искаженном падежном варианте) в сочетании с жестом. Несформированность структуры предложения является при алалии следствием незрелости внутренних речевых операций — выбора слова и построения плана высказывания.

Сенсорная алалия в чистом виде встречается сравнительно редко Чаще в практике специальных дошкольных и школьных учреждений встречаются дети с сенсорной- акустической неполноценностью как вторичным проявлением какой — либо другой речевой патологией. Например: при дислалии, ринолалии, дизартрии, когда первичным является нарушение звуковой системы (фонетическая недостаточность ). Из-за первично н нарушенной экспрессивной речи оказывается недостаточно развитым и пониманием, снижается уровень акустического внимания, восприятия и понимания. Это связано с тем, что моторные речевые дифференцировки не развивалась в должной степени , препятствуют нормальному возникновению липестезии , которые ,как отмечал И.П. Павлов, являются основой второй сигнальной системой — речи ,так как именно они способствуют переходу всех неосознанных движений в план осознанных, приводящих к навыку правильной речи.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Для ребёнка с сенсорной недотаточностью характерно то, что он зачастую неуверен в своей речевой продукции, ищет адекватные липестезии :»слон- сон» , «высон»; » сылон»; «салон» и т.д. Все это приводит к ошибочному проговариванию. Постепенно у ребёнка появляется осознание ошибок: » нет я не так сказал».

Ведущим дефектом для этой форме алалии является нарушение фонематического слуха (восприятие и различение фонем родного языка, проявляющееся в разной степени). Оно может обусловить полное неразличение речевых звуков, т.е. непонимания ребенка обращенной к нему речи, а в более легких случаях — затрудненное восприятие речевого материала на слух.

У детей с сенсорной алалией можно отметить трудности включения, переключение и распределение внимания. Иногда затруднено узнавание знакомых им уже слов. Встречаются дети, которые понимают только то, что могут проговорить сами, и понимают только после, такого проговаривания. Проговаривание в момент восприятия приводит к улучшению понимания, видимо потому что оно подкрепляется от собственного произнесения. Часто дети смотрят в лицо говорящего. В этом случае понимание улучшается за счет подкрепления слухового впечатления со стороны зрительного анализатора — чтения с лица.

Постепенно ребенок начинает прислушиваться к окружающим звукам, осмыслять некоторые из них, соотносить с определенными явлениями окружающей жизни. Как реакция на речевое окружение у ребенка с сенсорной недостаточностью появляются обрывки слов, эмоциональные восклицания, прямо не связанные с ситуацией, а свидетельствующие о его речевой активности. Затем в ходе развития постепенно появляется ситуационное, более устойчивое понимание и употребление отдельных слов и простых словосочетаний. В лепете различаются отдельные слова или их обрывки, междометия, которые продуцируются вне связи с ситуацией. Значение слов, проговариваемых ребенком, неустойчиво. Наличие слов в активном словаре превышает пассивный словарь.

У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания становится невозможной или грубо искажается и собственная речь. В тяжелых случаях у безречевого непонимающего ребенка отмечается двигательное беспокойство, имеются выраженные трудности поведения: ребенок играет, прыгает, кричит, стучит, хаотичен в деятельности. Но иногда такие дети бывают ласковыми, стеснительными, в какой-то мере осознающими свой дефект.

Встречаются дети, которые относительно легко выполняют требуемое простое задание, но при этом не понимают слов инструкции вне конкретной ситуации, т. е. общий смысл фразы воспринимается легче изолированных слов. Постепенно ребенок начинает прислушиваться к звукам, в том числе и речевым, но внимание его долгое время остается неустойчивым и истощаемым. Фонематическое восприятие развивается замедленно и надолго остается несформированным.

При наличии собственной речи дети с сенсорной алалией говорят легко, плавно, без напряжения, не задумываются при подборе слов о точном выражении мысли и о построении предложений, не замечают допущенных ими ошибок. Речевая продукция детей остается вне их собственного контроля, встречается неадекватность высказываемого, проговариваются слова и обороты, не связанные с ситуацией, лишенные смысла. Отмечается фрагментарность речи, но это связано не с моторными затруднениями ребенка, а с малым объемом восприятия, с трудностями поиска правильного варианта высказывания.

А. Р. Лурия разграничивает случаи расстройства слышания звуков речи и неправильное слышание слов, а также расстройство понимания сложных речевых структур. Своеобразие слуховых реакций ребенка в этих случаях в том, что он, хотя и слышит звуки, не различает их, у него не формируется предметная соотнесенность слов. Ребенок не понимает смысла слов и инструкций. Отмечается нарушение фонематического восприятия, с которым связано отсутствие единства звука и смысла слов, непонимание смысловой стороны речи.

Рекомендуем прочесть:  Врач закончив осмотр онемел позвал хирурга

Р.Е.Левина в качестве примера приводит несколько «своих» слов 5-летнего сенсорного алалика: сахар — «ха», пойду гулять — «погу», ложусь спать — «лопа». При назывании картинок ребёнок мог воспроизвести только отдельные звуки и слоги: яблоко — «я», стул — «ту», собака — «ба». Речь в условиях повторения (отражённая речь) имела более оформленное звучание, например, стул — «тул», собака — «шобака», обман — «однам»,»одман». Р.Е.Левина отмечает, что достигнуть правильного произношения не удалось ни при каком числе повторений.

Характеризуя патогенез сенсорной алалии, Ю.А.Флоренская отмечала, что при сенсорно-акустическом синдроме имеется особое состояние акустической невозбудимости и истощаемости слуховой функции. Это приводит к неустойчивости слуховых реакций, трудностям образования слуховых дифференцировок, неполноценности слухового анализа и синтеза.

В ряде случаев дети не понимают слегка усложненные за­дания, не отличают ошибочно сказанное от правильного ва­рианта. Некоторые не понимают речь при изменении темпа высказывания, «путают слова с однотипной акцентно-слоговой структурой, близкие по звучанию слова воспринимают как тождественные» (28.с.372).

Большую роль для детей с сенсорной алалией играет ситуа­ция. Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. «Лишь в пределах привычного, обиходного общения, при условии четкой, размеренной речи у окружающих, понимание речи этими детьми возможно» — указывает Р.Е.Левина (24.с.24).

Степень недоразвития речеслухового анализатора может быть различной, но в любом случае фонематическое восприятие у детей с сенсорной алалией развивается замедленно и надолго остаётся несформированным. Наблюдается специфическая невосприимчивость к звукам человеческой речи при сохранном физическом слухе. В тяжёлых случаях ребёнок вообще не воспринимает речь окружающих, относится к ней как к шуму, не дифференцирует звуки речи и шумы неречевого характера, не реагирует даже на собственное имя. В других случаях доступ окружающей речи для сенсорных алаликов возможен только «через посредство улавливания общих, недифференцированных слепков слов, ударных частей слов, интонации речи» (Р.Е.Левина). При более сохранных вариантах недостаточность восприятия проявляется в пониженной способности вычленить звучание фонем из окружающей речи, неумении различить близкие фонемы, определить звуковой состав слова.

ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

В. К. Орфинская выделяет различные варианты сенсорных нарушений, подчеркивая, что чаще встречаются нарушения диф­ференциации отдельных звуков или звуковых рядов, наруше­ние восприятия последовательности звуков в слове при относи­тельной возможности дифференциации звуков и их сочетаний.

Н. И. Красногорский указывал, что если слова как языко­вые раздражители, слышимые ребенком, систематически со­впадают в речеслуховом и речек инестетическом анализато­рах с каким-либо раздражителем первой сигнальной системы, то последние замыкаются с ними и образуют условнореф-лекторные связи. Раздражители первой сигнальной системы приобретают речевые обозначения, заменяются ими. По на­блюдениям исследователей, смысловая связь у нормально раз­вивающегося ребенка устанавливается после 3—5-кратного совпадения. У детей же с сенсорной неполноценностью эта связь устанавливается с большим замедлением: осмыслен­ная условнорефлекторная реакция появляется в среднем после 20-25 совпадений.

(не разграничивая афазию и алалию), акустическую агнозию (отчуждение звучания от источника, неузнавание источника звучания), нарушение акустических установок (невниматель­ность к звуковым раздражителям), сочетание нарушения аку­стической установки и акустической агнозии. Вне зависимо­сти от характера нарушения в этих случаях отмечается нарушение понимания в той или иной стедени.

Большую роль для детей с сенсорной алалией играет ситуа­ция. Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. Их затрудняет понимание смысла слов при изменении форм и порядка слов, не воспринимается ими смысл грамматических конструкций.

А. Р. Лурия разграничивает случаи расстройства слыша­ния звуков речи и неправильное слышание слов, а также рас­стройство понимания сложных речевых структур. Своеобра­зие слуховых реакций ребенка в этих случаях в том, что он, хотя и слышит звуки, не различает их, у него не формируется предметная соотнесенность слов. Ребенок не понимает смыс­ла слов и инструкций. Отмечается нарушение фонематичес­кого восприятия, с которым связано отсутствие единства зву­ка и смысла слов, непонимание смысловой стороны речи.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

В ряде случаев дети не понимают слегка усложненные задания, не отличают ошибочно сказанное от правильного варианта. Некоторые не понимают речь при изменении темпа высказывания, путают слова с однотипной акцентно-слоговой структурой, близкие по звучанию слова воспринимают как тождественные. Иногда дети просят повторить обращенную к ним речь и понимают только то, что проговаривается несколько раз, так как одноразовый раздражитель оказывается недостаточным для восприятия. При подкреплении слухового раздражителя процесс восприятия улучшается.

C. С. Мнухин называет разные виды сенсорно-афатических (афазических) расстройств у детей: сенсорную афазию (не разграничивая афазию и алалию), акустическую агнозию (отчуждение звучания от источника, неузнавание источника звучания), нарушение акустических установок (невнимательность к звуковым раздражителям), сочетание нарушения акустической установки и акустической агнозии. Вне зависимости от характера нарушения в этих случаях отмечается нарушение понимания в той или иной степени.

В словах отмечаются многочисленные ошибки ударения, соскальзывания со звуков, разнообразные звуковые замены, искажения структуры слов. В большинстве случаев искажения и замены носят не фиксированный характер, при каждом новом воспроизведении ребенок допускает новый вариант искажения. Эквиваленты слов (звуковые комплексы) не всегда соотносятся с предметами. Искажения в экспрессивной речи обусловлены неполноценностью восприятия собственной речи и речи окружающих.

Дети пользуются для общения жестами, мимикой. Слушают музыку, избирательно относятся к мотивам. Тишина успокаивает детей, громкие же разговоры, крик раздражают. Они правильно реагируют на изменение интонации, не понимая при этом слов-обращений. Игру сопровождают модулированным лепетом. Постепенно лепет перерастает в активный словарь, но слова произносятся искаженно в звуковом и структурном отношении, понимание смысла слов затруднено.

А. Р. Лурия разграничивает случаи расстройства слышания звуков речи и неправильное слышание слов, а также расстройство понимания сложных речевых структур. Своеобразие слуховых реакций ребенка в этих случаях в том, что он, хотя и слышит звуки, не различает их, у него не формируется предметная соотнесенность слов. Ребенок не понимает смысла слов и инструкций. Отмечается нарушение фонематического восприятия, с которым связано отсутствие единства звука и смысла слов, непонимание смысловой стороны речи.

Система коррекционного воздействия при сенсорной, моторной и смешанной алалии должна включать комплекс процедур с воздействием на саму патологию и сопутствующие диагнозы. В коррекционных центрах, специализированных ДОУ и логопедических стационарах при лечении пациентов с алалией применяют медико-психолого-педагогическую терапию. Медикаментозное лечение в основном направлено на стимуляцию формирования мозговых структур.

У таких детей отмечается преобладание в словарном запасе существительных в именительном падеже и трудности в образовании грамматических словоформ. Речь при моторном виде заболевания состоит из простых коротких предложений, иногда бессвязных. Ребенок не в состоянии последовательно рассказать о вещах, передать события и объяснить суть явлений. Интеллектуальное развитие при моторной алалии может быть полностью восстановлено после коррекции нарушений речи.

  • речевой негативизм;
  • отсутствие внимания;
  • малый лексический запас;
  • низкая работоспособность;
  • плохое усвоение материала;
  • нарушение звукопроизношения;
  • отклонения эмоционально-волевой сферы;
  • гиперактивность или, наоборот, малоподвижность.

В большинстве случаев моторная (эксперсивная) алалия вызвана внутриутробными органическими повреждениями коркового отделарече-двигательного анализатора. При этом у новорожденного отсутствует собственная речь, но он прекрасно воспринимает речь окружающих. Следует различать эфферентную и афферентную экспрессивную алалию.

При внутриутробных, врожденных или других органических повреждениях головного мозга в первые годы жизни ребенка происходит торможение развития нервных клеток (нейробластов). Такая патология ведет к инертности нейронов и функциональному истощению клеток головного мозга. При алалии диагностируют множественный билатеральный характер отклонений в развитии речевой функции, в том числе компенсаторные возможности головного мозга.

Бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов это

Степени недоразвития речеслухового анализатора, как и речедвигательного, бывают различными, отсюда и многообразие проявлений недостатков понимания. В более грубых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, относится к ней как к шуму, лишенному смысла, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи и шумы неречевого характера, безразличен к любым речевым и неречевым звуковым раздражителям.

А. Р. Лурия разграничивает случаи расстройства слышания звуков речи и неправильное слышание слов, а также расстройство понимания сложных речевых структур. Своеобразие слуховых реакций ребенка в этих случаях в том, что он, хотя и слышит звуки, не различает их, у него не формируется предметная соотнесенность слов. Ребенок не понимает смысла слов и инструкций. Отмечается нарушение фонематического восприятия, с которым связано отсутствие единства звука и смысла слов, непонимание смысловой стороны речи.

Встречаются дети, которые относительно легко выполняют требуемое простое задание, но при этом не понимают слов инструкции вне конкретной ситуации, т. е. общий смысл фразы воспринимается легче изолированных слов. Постепенно ребенок начинает прислушиваться к звукам, в том числе и речевым, но внимание его долгое время остается неустойчивым и истощаемым. Фонематическое восприятие развивается замедленно и надолго остается несформированным.

Сенсорная алалия в чистом виде встречается сравнительно редко. Чаще в практике специальных дошкольных и школьных учреждений встречаются дети с сенсорно-акустической неполноценностью (синдром сенсорно-акустической недостаточности) как вторичным проявлением какой-либо другой речевой патологии. Например, при дислалии, ринолалии, дизартрии, когда первичным является нарушение звуковой системы (фонетическая недостаточность). Из-за первично нарушенной экспрессивной речи оказывается недостаточно развитым и понимание, снижается уровень акустического внимания, восприятия и понимания. Это связано с тем, что моторные речевые дифференцировки, не развиваясь в должной степени, препятствуют нормальному возникновению кинестезии, которые, по словам И. П. Павлова, являются базальным компонентом (базой, базисом, основой) второй сигнальной системы — речи, так как они обеспечивают перевод всех неосознанных движений в план осознанных, приводящих к выработке динамического артикуляционного стереотипа, навыка правильной речи.

Н. И. Красногорский указывал, что если слова как языковые раздражители, слышимые ребенком, систематически совпадают в речеслуховом и речекинестетическом анализатоpax с каким-либо раздражителем первой сигнальной системы, то последние замыкаются с ними и образуют условнорефлекторные связи. Раздражители первой сигнальной системы приобретают речевые обозначения, заменяются ими. По наблюдениям исследователей, смысловая связь у нормально развивающегося ребенка устанавливается после 3—5-кратного совпадения. У детей же с сенсорной неполноценностью эта связь устанавливается с большим замедлением: осмысленная условнорефлекторная реакция появляется в среднем после 20-25 совпадений.

10. Интерактивный метроном (Interactive Metronome) -стимулирует мозговую активность, которая необходима для обработки сенсорнойинформации, поступающей извне. Это способствует развитию способностипланировать свою деятельность, стабилизирует поведенческие реакции.

Программа inTime обеспечивает гармонизацию работы многих областей мозга с помощью музыки, ритма и двигательно-ритмических упражнений. Эти тренировки позволяют детям, подросткам и взрослым развивать коммуникативные навыки, внимание, координацию движений и способность организовывать свои действия во времени (таймирование).

21. Двигательно-визуальная развивающая программа,разработанная специалистами из Израиля в 2009 году. Она направлена на развитиемоторных и когнитивных навыков, включающих в себя билатеральную координацию,координацию глаз – рука, внимание, контроль положения тела в пространстве,коммуникацию.

Дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего

В процессе коррекции алалии комплексная работа направлена на формирование механизмов всей речевой деятельности. Специалист совершает действия для формирования речи как средства коммуникации, что способствует развитию всей психической деятельности ребенка. Комплексная система работы при алалии направлена на создание механизмов речевой деятельности, формирование речи как средства коммуникации и развития психической деятельности в целом.

Рекомендуем прочесть:  Пособия на 3 ребенка в 2023 году для работающих ростовская область

Вариантов речевого развития у детей с алалией много, потому вопрос об интеллектуальном развитии должен решаться дифференцировано. При одних вариантах интеллект у детей практически не страдает, при других — можно наблюдать ярко выраженную интеллектуальную недостаточность, т. е. у детей с алалией можно наблюдать умственную неполноценность от вторичной задержки умственного развития до глубокой умственной отсталости.

При отсутствии достаточного внимания к качеству чтения и письма ребенка, страдающего сенсорной алалией, его развитие может пойти неправильно, с патологическими искажениями, характерными для описываемой речевой патологии: чтение приобретает автоматический характер, в словах ставится неправильное ударение или грубо искажаются слова. Наличие сопровождающих рисунков в тексте очень важно, они фиксируют внимание на смысловой стороне читаемого. В конце текста важно наличие вопросов к тексту, на которые ребенок с данным речевым нарушением может ответить. Важно, чтобы ребенок мог найти в тексте слово, выражение, фразу, которые бы подтвердили правильность его ответа [48, c. 326].

Алалия среди прочих форм речевого недоразвития занимает значительное место: среди детей младшего дошкольного возраста она встречается примерно у 1 % детей, у детей школьного возраста — примерно у 0,2–0,6 %. Среди характерных признаков алалии можно отметить следующие: недоразвитие фонематической, морфологической и синтаксической сторон рече-языковой системы.

Саму структуру общения, так называемую «схему общения» анализируют при анализе всего коммуникативного поведения ребенка с алалией. Беседа ребенка-алалика проходит по определенным законам, свойственным ей, она всегда имеет определенную структуру и представляет собой, скорее, некую процедуру, не зависящую от того, какими средствами обмена информацией пользуется собеседник. Результаты подобного наблюдения за динамикой коммуникативного процесса у ребенка с алалией выявляют его проблемные стороны, что позволяет разработать индивидуальную коррекционную программу, сделать процесс обучения — коррекционным [13, с. 283].

Моторная и сенсорная алалия: что это, симптомы, виды

Существует несколько форм моторной алалии. Принято выделять моторный и сенсорный вид заболеваний. В первом случае ребенок не может говорить, во втором — не понимает обращенную к нему речь. Иногда возникает смазанная симптоматика, в этом случае врачи ставят диагноз «смешанная алалия».

Самостоятельно массаж проводить нельзя: это должен делать специалист, который прошел специальное обучение и знает особенности работы с пациентами. Также массаж противопоказан при увеличении лимфоузлов, вирусных или бактериальных заболеваниях ротовой полости, болезни крови и сосудов и в некоторых других случаях.

  1. Сохранный интеллект. Ребенок нормально обучается, понимает жесты, распознает картинки, узнает знакомых людей.
  2. Неправильное использование голоса. Малыш может говорить слишком громко или слишком тихо.
  3. Неверное произношение слов и предложений (ребенок не говорит, а, скорее, лепечет), при этом звонкие и мягкие согласные звучат правильно.
  4. Малыш не реагирует на вопросы, затрудняется с ответом.

Профилактику алалии необходимо начинать еще во время беременности. В этот период необходимо избегать факторов, которые могут повредить центры речи в головном мозге ребенка или стать причиной недостаточного их развития. Также нельзя отказываться от грудного вскармливания без веских причин, регулярно проводить обследования малыша и заниматься комплексным развитием ребенка.

Дети с моторной алалией имеют шанс на нормальную жизнь, если родители не пустили все на самотек. Определить заболевание можно в возрасте 3 лет, когда проблема вполне поддается коррекции. В первую очередь необходимо поставить диагноз и подтвердить его у нескольких врачей. Так, свое заключение должен дать сурдолог, ведь алалия во многом похожа на обычную глухоту.

Алалия — симптомы, причины, виды и лечение

По своим проявлениям это нарушение имеет множество общих черт с афазией. Отличие заключается в том, что афазия возникает уже после того, как ребенок овладел речью (после 3-х лет). Для алалии же характерно изначальное отсутствие или сильное ограничение речевой функции. Иными словами, органическое поражение речевых центров произошло во внутриутробный период, в процессе родов, либо в детском возрасте до трех лет.

  • Моторная. Вызвана органическим поражением речевых областей головного мозга. Очаг поражения при моторной алалии возникает в центральной части речевого аппарата, но также нарушена работа и периферической части. У моторных алаликов не развивается собственная речь, но они понимают речь окружающих. Есть две формы МА – кинестетическая (афферентная) и кинетическая (эфферентная). При афферентной форме происходит поражение постцентрального участка коры, который отвечает за движения артикуляционного аппарата. При эфферентной форме происходит поражение премоторных отделов коры головного мозга.
  • Сенсорная. Возникает по причине поражения височных долей, которые расположены в левом полушарии (центр Вернике). Нарушение обусловлено расстройством слухового восприятия, при этом физический слух сохранен.В данном случае, ребенок слышит все, что ему говорят, но не понимает сказанное.
  • Сенсомоторная (смешанная). Она сочетает в себе признаки обоих типов. Расстройство связано с нарушением трех центров головного мозга: центра Брока, центра Вернике и центра ассоциаций.

Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается приблизительно у 1%, а среди детей школьного возраста от 0,6 до 0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. У мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, которое вызвано органическим поражением корковых речевых центров головного мозга. При этом физический слух и интеллект ребенка не повреждены. Глубокая несформированность речевой функции носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.

  • Понимание речи сохранено, но собственная речь ребенка имеет грубые отклонения или вовсе не развита (зависит от степени тяжести патологии).
  • Ребенок заменяет слова жестами или мимикой, либо несвязным лепетанием.
  • Неправильная замена звуков в слове.
  • Выпадение предлогов из фраз.
  • Словарный запас сильно ограничен. Новые слова с трудом усваиваются, при этом в активном словаре присутствуют преимущественно обиходные термины.
  • Грубое нарушение формирования связной речи. Алалик не может последовательно изложить события, определить причину и следствие, передать смысл и т.д.
  • Нарушение внимания, памяти и восприятия.
  • Проблемы с координацией.
  • Недостаточное развитие крупной и мелкой моторики.
  • Проблемы с самообслуживанием (зашнуровыванием обуви и т.д.).
  • Повышенная утомляемость.
  • Индивидуальные особенности поведения – ребенок может быть либо гиперактивным, либо пассивным и заторможенным.

Дети пользуются для общения жестами, мимикой. Слушают музыку, избирательно относятся к мотивам. Тишина успокаивает детей, громкие же разговоры, крик раздражают. Они правильно реагируют на изменение интонации, не понимая при этом слов-обращений. Игру сопровождают модулированным лепетом. Постепенно лепет перерастает в активный словарь, но слова произносятся искаженно в звуковом и структурном отношении, понимание смысла слов затруднено.

Постепенно ребенок начинает прислушиваться к окружающим звукам, осмыслять некоторые из них, соотносить с определенными явлениями окружающей жизни. Как реакция на речевое окружение у ребенка ссенсорной недостаточностью появляются обрывки слов, эмоциональные восклицания, прямо не связанные с ситуацией, а свидетельствующие о его речевой активности. Затем в ходе развития постепенно появляется ситуационное, более устойчивое понимание и употребление отдельных слов и простых словосочетаний. В лепете различаются отдельные слова или их обрывки, междометия, которые продуцируются вне связи сситуацией. Значение слов, проговариваемых ребенком, неустойчиво. Наличие слов в активном словаре превышает пассивный словарь.

C. С. Мнухин называет разные виды сенсорно-афатических (афазических) расстройств у детей: сенсорную афазию (не разграничивая афазию и алалию), акустическую агнозию (отчуждение звучания от источника, неузнавание источника звучания), нарушение акустических установок (невнимательность к звуковым раздражителям), сочетание нарушения акустической установки и акустической агнозии. Вне зависимости от характера нарушения в этих случаях отмечается нарушение понимания в той или иной степени.

Не поняв что-то, ребенок может разобраться, если одно и то же будет повторено несколько раз в неизменном виде или пересказано другими словами. Иногда затруднено узнавание и знакомых слов. Встречаются дети, которые понимают только то, что могут проговорить сами, и понимают только после такого проговаривания. Проговаривание в момент восприятия приводит к улучшению понимания, видимо, потому, что оно подкрепляется кинестезиями от собственного произнесения. Часто дети смотрят в лицо говорящего. В этом случае понимание улучшается за счет подкрепления слухового впечатления со стороны зрительного анализатора — чтения с лица; включение в восприятие зрительного раздражения усиливает акустические впечатления.

А. Р. Лурия разграничивает случаи расстройства слышания звуков речи и неправильное слышание слов, а также расстройство понимания сложных речевых структур. Своеобразие слуховых реакций ребенка в этих случаях в том, что он, хотя и слышит звуки, не различает их, у него не формируется предметная соотнесенность слов. Ребенок не понимает смысла слов и инструкций. Отмечается нарушение фонематического восприятия, с которым связано отсутствие единства звука и смысла слов, непонимание смысловой стороны речи.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех из­вестных ребенку слов — своеобразная логоррея, отмечаются персеверации услышанного или произнесенного слова и сло­восочетания; повторяются слова, воспринимаемые в данное время или воспринятые ранее — эхолалия.Не улавливая смысла, ребенок проговаривает, отражая как эхо, слова и сло­восочетания. Эхолалически произнесенное не осмысляется и не закрепляется.

В ряде случаев дети не понимают слегка усложненные за­дания, не отличают ошибочно сказанное от правильного ва­рианта. Некоторые не понимают речь при изменении темпа высказывания, путают слова с однотипной акцентно-слоговой структурой, близкие по звучанию слова воспринимают как тождественные. Иногда дети просят повторить обращенную к ним речь и понимают только то, что проговаривается несколь­ко раз, так как одноразовый раздражитель оказывается недо­статочным для восприятия. При подкреплении слухового раздражителя процесс восприятия улучшается.

Сенсорная алалия в чистом виде встречается сравнитель­но редко. Чаще в практике специальных дошкольных и школьных учреждений встречаются дети с сенсорно-акусти­ческой неполноценностью (синдром сенсорно-акустической недостаточности) как вторичным проявлением какой-либо другой речевой патологии. Например, при дислалии, ринола-лии, дизартрии, когда первичным является нарушение звуковой системы (фонетическая недостаточность). Из-за первично нарушенной экспрессивной речи оказывается недостаточно развитым и понимание, снижается уровень акустического внимания, восприятия и понимания. Это связано с тем, что моторные речевые дифференцировки, не развиваясь в долж­ной степени, препятствуют нормальному возникновению ки­нестезии, которые, по словам И. П. Павлова, являются базальным компонентом (базой, базисом, основой) второй сигнальной системы — речи, так как они обеспечивают перевод всех нео­сознанных движений в план осознанных, приводящих к вы­работке динамического артикуляционного стереотипа, навы­ка правильной речи.

Встречаются дети, которые относительно легко выполняют требуемое простое задание, но при этом не понимают слов инструкции вне конкретной ситуации, т. е. общий смысл фразы воспринимается легче изолированных слов. Постепенно ребе­нок начинает прислушиваться к звукам, в том числе и рече­вым, но внимание его долгое время остается неустойчивым и истощаемым. Фонематическое восприятие развивается замед­ленно и надолго остается несформированным.

Дети пользуются для общения жестами, мимикой. Слуша­ют музыку, избирательно относятся к мотивам. Тишина ус­покаивает детей, громкие же разговоры, крик раздражают. Они правильно реагируют на изменение интонации, не понимая при этом слов-обращений. Игру сопровождают модулирован­ным лепетом. Постепенно лепет перерастает в активный сло­варь, но слова произносятся искаженно в звуковом и струк­турном отношении, понимание смысла слов затруднено.

Adblock
detector