Чем может помочь школьный психолог

Школьный психолог: когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Приходилось ли вам когда-нибудь обращаться к школьному психологу? Наверное, многие родители ответят на этот вопрос примерно так: «К счастью, нет». А зря… Должность педагога-психолога была включена в номенклатуру должностей педагогических работников довольно давно, около 20 лет тому назад. Сегодня психолог есть во многих школах, а в некоторых образовательных учреждениях даже созданы собственные службы психологической помощи, куда бесплатно могут обращаться как дети, так и родители. Однако, несмотря на это, родители до сих пор не понимают, кто такой — этот школьный психолог, и считают, что к нему нужно идти только в том случае, если у ребенка что-то не в порядке с психикой. Мы решили развенчать этот миф и рассказать о том, чем может быть полезен школьный психолог каждому ребенку.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Начало обучения в школе — это очень ответственный этап для ребенка и его родителей. Именно в школе малыш начинает активно развиваться и адаптироваться в социуме. Отношения со сверстниками строятся на основе определенной схемы, которую прорабатывают педагоги и родители. Перед поступлением ребенка в первый класс психолог должен определить готовность к обучению в школе.

Консультирование родителей и учителей — это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

Психолог проводит диагностические обследования в нескольких направлениях. Диагностика – это выявление уровня подготовки к школе будущих . Такое исследование позволяет оказать помощь родителям в выборе обучающей программы, которые отличаются концепцией и уровнем сложности.

Вторая по сложности и значимости задача, связанная с инновационным направлением работы «Управление воспитательной работой в школе по результатам мониторинга межличностных отношений», – создание и регулирование благоприятной, психологически комфортной ситуации в классных коллективах. Человек становится личностью только в социальной среде. Школа — один из самых важных социальных институтов в жизни человека. Поэтому умение выстраивать свои отношения с окружающими (взрослыми и сверстниками) способствует развитию личности ученика, его социализации и социальной адаптации. Развитие коммуникативных качеств личности (доброжелательности, терпимости, активности, уважения к личности другого человека и т. д.) — один из главных показателей воспитанности ученика. Психологически комфортная социальная ситуация в классе и школе является необходимым условием успешности обучения и воспитания всех и каждого, а также результатом деятельности педагогического коллектива в целом.

Что должен знать школьный психолог

Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого — всё это получает ребёнок в школе. Вот именно здесь надо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.

Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюженных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог — человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.

Диагностический минимум позволяет отделить «проблемных» детей (1, 3-5, 8, 10-11 классы), проводить лонгитюдные исследования развития детей. Диагностический минимум проводится как плановое мероприятие и в основном опирается на экспертные опросы педагогов и родителей, и минимально затрагивает детей. Цели проведения диагностического обследования детей:

Девятый, десятый и одиннадцатый класс — время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены? каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

  • добровольность участия ребенка в психокоррекционной работе (согласие родителей для детей до 5-6 классов),
  • учет особенностей социально-культурной среды, индивидуальных особенностей и потребностей,
  • последовательность и преемственность форм и методов работы.

Коррекция и развитие. В настоящее время практически во всех школах имеется кабинет психолога, в котором можно проводить коррекционные и развивающие занятия с учащимися. Школьный психолог может заниматься развитием познавательной сферы, коррекцией эмоционального состояния (вдруг ребенок на уроке расплакался, разозлился или произошло еще что-то, и немедленная эмоциональная поддержка очень важна).

Работа с преподавательским составом. Достаточно часто запрос на работу психолога с ребенком поступает от учителя, который обеспокоен эмоциональным состоянием ученика, его взаимоотношениями в классе, вопросом его успеваемости в школе, усвоения школьного материала и прочее. В таком случае, психологическая работа согласуется с родителями данного ребенка. По результатам диагностики ребенка составляются рекомендации не только для родителей, но и учителей, которые работают с этим учеником.

Рекомендуем прочесть:  Сколько стоит день в детском саду с 20 года пермь

Направление к другим специалистам. Бывает так, что школьный психолог не может оказать необходимую помощь семье, ребенку, в силу своей занятости в течение дня, или отсутствия необходимой квалификации (такой как в области нейропсихологии, логопедии, дефектологии и пр). В таком случае психолог может порекомендовать обратиться к частному специалисту города. Продолжать наблюдать ребенка в школе, держать связь с родителями и курирующим психологом ученика.

Миф2. К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы. Реальность: К психологу обращается человек, который ощущает потребность изменить своё поведение, свою жизнь в ту или иную сторону и ищет грамотный способ, эффективный путь осуществления этих изменений. Психолог — специалист, который может помочь найти такой путь, свой, уникальный для каждого.

Родительское собрание-практикум содержит упражнения, рекомендации и презентацию. Направлено на повышение уверенности в себе родителей и повышение самооценки детей. Помогает формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми. Содержит информацию о психологических знаниях, умениях и навыках, необходимых родителю для достижения успеха в жизни, и жизни детей. Открывает новые грани индивидуальности детей в глазах родителей. Помогает в обеспечении психологического здоровья, профилактика суицидальных проявлений среди детей и подростков.

Примеры такого метода психологического исследования как тест представлены в разделе «Тесты»: тесты для проверки коэффициента интеллектуальности; оценки зрительной памяти, логического мышления, концентрации внимания и особенностей темперамента; тесты Люшера, Кэттела, Стерляу; тесты индивидуальные и групповые и мн. др.

Главной позицией психолога является создание условий жизненных систем и выбор этих систем для детей. При совместной работе психолога и педагогов у ребенка формируются условия для создания личностной позиции: осознание собственного «я», уверенность в себе и умение формировать собственное мнение. Школьный психолог выступает в роли организационного звена между детьми и педагогами, так как это необходимо для защиты интересов и выявления возможностей школьников.Взаимодействие психолога и администрации, а также педагогического коллектива приводит к созданию условий для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей, работников и других участников образовательного процесса.Школьный психолог является своеобразным связующим звеном между педагогами, родителями и детьми. Психолог помогает ребенку приобрести и усвоить социальный опыт через осознание своего поведения и построение собственной позиции — это помогает ребенку вырабатывать осознанное восприятие мира.

Синицина Ирина Игоревна
Учебное заведение: МБОУ ОШИ №1
Краткое описание работы: Данный конспект занятия ориентирован для обучающихся начальной школы. Цель занятия: урегулирование эмоционального состояния ребенка, разрешение конфликта в диаде «ребенок-родитель» путем выявления причин детских обид и снижения ситуативной тревожности, развитие эмпатии.

Школьный психолог — это…

Каждый классный руководитель сталкивается с необходимостью помогать детям, попавшим в трудные жизненные ситуации и испытывающим сильные чувства. Например, у кого-то из учеников разводятся родители, умер кто-то из близких. Психолог может помочь ребенку выразить свои чувства, подскажет взрослым, как лучше взаимодействовать с ним на таком трудном этапе его жизненного пути.

На втором этапе проводится заседание, на которое пригла­шаются учащиеся и их родители. Процедурная схема заседания: оргмомент, заслушивание характеристики, ее дополнение чле­нами консилиума, собеседование с родителями и учащимися, подготовка педдиагноза, обмен мнениями и предложениями по коррекции учащихся, выработка рекомендаций.

Отдел занимался не только кураторством, а еще и изъятием детей из семей, в которых родители злоупотребляли спиртным или занимались наркотиками. Попадались и такие, которые жестоко обращались с малышами. Привыкнуть к этим вещам невозможно, но по долгу службы мне первой приходилось общаться с такими детками, для того чтобы комиссия потом вынесла заключительный вердикт. Была в команде тех, кто решал, как дальше поступить с ребенком, жить ему с мамой или в детском доме. Я понимала, что ошибиться в этой ситуации равносильно преступлению. Сумасшедшее бремя ответственности давалось мне, молодой девчонке, очень тяжело.

Систематически действующий, с постоянным составом уча­стников, наделенный правом рекомендовать и контролировать, консилиум может рассматриваться как самостоятельная форма коллективной мыследеятельности со специфическим кругом ди-агностико-воспитательных задач .

Никогда не забуду трехлетнего мальчика, которого забирали из ужасной конуры от матери-алкоголички. Он плакал, цеплялся за мать, а она совершенно ничего не понимала, только глазами вращала. Ребенок был в ужасном состоянии, голодный и простуженный. Его отвезли в больницу, а мать скрылась в неизвестном направлении. Позже я узнавала о мальчике — его усыновили спустя год, а горе-родительницу так и не нашли. И таких примеров масса.

– решить проблему, которая возникла у ребенка или воспитывающих его взрослых, через анализ сложившейся ситуации, обучение родителей, психологическую работу с ребёнком, восстановление баланса во взаимоотношениях между ребёнком и родителями, восстановление благоприятного психологического климата в семье.

К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для игровой терапии (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с детской агрессией и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить контакт с ребёнком и проводить психологические занятия с ним.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка, проводит первичное собеседование и диагностику, задает вопросы родителям о жизненной ситуации ребёнка и о структуре семьи, а затем проводит занятия с ребёнком (иногда совместно с родителями). В процессе общения детский психолог создает условия для того, чтобы ребёнок смог свободно выражать свои чувства и желания, справился с эмоциональными и поведенческими трудностями, а родители — осознали причины возникновения проблемы у ребёнка и поняли, как их решить.

Школьный психолог: когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь

ПСИХОТЕРАПЕВТ — врач с высшим медицинским образованием. Лечит более легкие формы психического расстройства — неврозы (депрессия, страхи, тревога). Помимо медикаментозного лечения использует в своей практике психотерапевтические методы лечения без использования препаратов.

1. Групповая диагностика проводится с целым классом или в подгруппах. Обычно речь идет о плановом тестировании по запросу учителей или администрации. Например, об исследовании внимания, памяти, творческих способностей, мотивации, отношений между учащимися. Предлагаемые детям методики обычно имеют конкретные варианты ответов, поэтому результаты подсчитываются по шаблону и сравниваются с существующими для этого теста возрастными нормами. Фронтальное тестирование позволяет сделать выводы об особенностях работы и взаимодействии учащихся в классе (например, большинство детей работают на занятиях очень быстро или многие из них демонстрируют низкую мотивацию учения), выявить ребят, которые выпадают из общей картины (делают задания медленнее всех, ни с кем не дружат и т.д.). Однако фронтальная диагностика не дает полных, стопроцентных знаний о конкретном ребенке. Ведь в ходе нее масса факторов влияет на результаты, искажая их. Например, ребенок не понял задание и постеснялся спросить, подсмотрел у товарища неверный ответ, был нездоров в этот день и проч. Поэтому для окончательного вывода нужно дополнительно провести индивидуальное обследование.

Рекомендуем прочесть:  Пособие материнского капитала в алтайском крае на 3 ребенка

Психологи образования – люди смелые. Не каждый отважится быть – потенциально – между молотом (родителями) и наковальней (учителями и администрацией). Иногда приходится идти против школы, защищая интересы ребенка. Иногда – пробиваться к родителям, чтобы они обратили внимание на проблему и начали ее решать. Рисков много, и не каждый отважится на них пойти. В этом смысле кабинет частной практики гораздо спокойнее. Кем для вас станет школьный психолог – помощником, посредником, экспертом или ничего не значащим человеком, покажет только опыт общения.

Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Родителей часто интересует, почему, имея школьного психолога, надо идти к другому специалисту и платить деньги. Очень радует, когда на приеме родители говорят: «Нас к вам направил школьный психолог». Тогда становится понятно, что человек точно понимает, чем он занимается в школе, и свой уровень ответственности.

В последнее время все чаще появляется такое понятие, как гиперактивность. Нередко родители не могут справиться с такими детьми, возникают частые проблемы и недопонимания. Школьные психологи рекомендуют в этом случае чаще хвалить ребенка и как можно меньше говорить слово «нельзя».

Родители старшеклассников и выпускников стремятся как можно больше времени уделить подготовке ученика к поступлению в ВУЗ. Однако не стоит на него давить и заставлять постоянно сидеть над учебниками. Такая подготовка не только бесполезна, но и опасна для здоровья человека. Важно, чтобы он смог отдохнуть, пообщаться с друзьями, развлечься и т. д.

Школьный психолог обязан видеть и знать атмосферу во всех классах, предотвращать или решать конфликтные ситуации, а также работать с коллективом, в который приходят новые ученики. Нередки случаи, когда процесс адаптации проходит долго и трудно, специалист обязан в этой ситуации помочь.

Обращаясь к классному руководителю, можно уточнить, чем занимается психолог в школе, какую работу он проводит с классом, в котором учится ребенок, как при этом ведут себя ученики. При необходимости стоит поговорить с самим специалистом, иногда возникают ситуации, когда он вызывает родителей к себе на беседу.

Обращаясь к психологу, родители помогут своему малышу с легкостью перенести предстоящие школьные нагрузки. Одна из обязанностей детского психолога — присутствовать во время подготовительных занятий, консультировать родителей и учителей. Однако только на этом работа с первоклассниками не заканчивается.

Чем может помочь школьный психолог родителям

Школьный психолог, как правило, человек имеющий навыки диагностики и интерпретации результатов. Итак, специалист школы может провести диагностику познавательных процессов (мышление, память, внимание, восприятие), диагностику эмоционально-волевой сферы, мотивационной сферы, а так же провести работу по профориентации, исследовать профессиональную направленность личности подростка. По результатам диагностики специалист может разработать рекомендации для родителей и предоставить их в письменном виде или устной форме.

Достаточно часто запрос на работу психолога с ребенком поступает от учителя, который обеспокоен эмоциональным состоянием ученика, его взаимоотношениями в классе, вопросом его успеваемости в школе, усвоения школьного материала и прочее. В таком случае, психологическая работа согласуется с родителями данного ребенка. По результатам диагностики ребенка составляются рекомендации не только для родителей, но и учителей, которые работают с этим учеником.

Бывает так, что школьный психолог не может оказать необходимую помощь семье, ребенку, в силу своей занятости в течение дня, или отсутствия необходимой квалификации (такой как в области нейропсихологии, логопедии, дефектологии и пр). В таком случае психолог может порекомендовать обратиться к частному специалисту города. Продолжать наблюдать ребенка в школе, держать связь с родителями и курирующим психологом ученика.

Кроме всего прочего психолог консультирует всех участников учебно — воспитательного процесса. К нему за бесплатной анонимной консультацией можно обратиться с любой проблемой психологического характера, но не ждите от обычного школьного психолога каких — либо глубоких психоаналитических или гипнотических способностей. Такие возможности в консультационной работе есть в арсенале лишь у психоаналитиков, ну или у подготовленных психотерапевтов.

Психологическая профилактика включает себя разнообразные формы работы направленные на предупреждение негативных, девиантных, асоциальных моделей поведения детей. Среди родителей также проводятся профилактические беседы, например с целью профилактики насилия в семье и других негативных явлений.

У каждого школьного психолога есть масса способов и возможностей для повышения своей квалификации, посещая разнообразные конференции, семинары, мастер-классы и прочие мероприятия, где можно пообщаться с другими специалистами, обменяться опытом, получить новые идеи и навыки. Другой вопрос, что не у каждого психолога есть такое желание. Поэтому судить так о всех школьных психологах как минимум не объективно, и в этом вопросе всё очень индивидуально.

Самое простое, что обязан сделать школьный психолог по итогам диагностики — это разработать практические рекомендации для всех участников учебно — воспитательного процесса, которые должны помочь учителю, классному руководителю, родителям или самому ребёнку справиться с той или иной психологической трудностью. Памятка родителям подростка

Психолог в школе работает в соответствии со своими должностными обязанностями. Безусловно в эти обязанности не входят многочисленные подмены заболевших учителей или сопровождение детей в музей на экскурсию. И так ведь да, так случается, что директора школ прибегают к помощи своих психологов и ставят их на замену в связи с производственной необходимостью. Но грамотный школьный психолог всегда извлечёт пользу из данной ситуации, и всегда использует данную возможность, чтобы понаблюдать за взаимодействием ребят в неформальной обстановке во время экскурсии или психологической работы с классом во время замены.

Работая с группой, специалист сможет корректно в легкой форме пояснить, что и как нужно делать. Научит правильно мыслить над проблемами. При регулярных занятиях дети научаться легко выражать свои переживания, и не будут бояться обсуждать их с родителями. Подобные методики применяются не только к младшим классам, с учетом доработок и корректировок психолог внедряет их и для старшеклассников.

В нынешнем мире доступности различной информации нужно научить ребенка правильно ее воспринимать. Работа психолога как раз и состоит в умении правильно помочь ребенку адаптироваться к новой среде. Именно специалист должен суметь определить первые симптомы будущего стресса и суметь оказать помощь.

Рекомендуем прочесть:  Что дают за 3 ребёнка саратов

Со временем малыши научаться доверят психологу больше. Это, в свою очередь, в некоторой степени упростит и работу специалиста. Постепенно дети смогут расслабиться и стать более коммуникабельными. Процесс общения со сверстниками станет более приятным. С помощью специалиста школьники научатся также правильно выражать свои желания и мысли, свободно и не боясь.

Справиться со стрессом «первого класса» родителям иногда бывает не под силу. Объем информации и знаний, излагаемый в первые дни занятий зачастую с трудом воспринимается неподготовленной детской психикой. Для родителей главным является не упустить этот момент. И вовремя обратиться к специалисту, во избежание стрессовых ситуаций и развития различных комплексов.

Опытный специалист в первую очередь будет работать с детками, у которых наблюдается неустойчивое психологическое состояние. Всевозможные тесты, легкие задания в игровой форме организованные в школе, помогут быстрее адаптировать ребят к новым впечатлениям. Таким образом, удастся решить и проблемы общения между сверстниками.

Психолог может также помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками, если они не складываются. И не стоит торопиться переводить его в другую школу — это не решение проблемы. Вполне может быть, что у ребенка появится еще больше комплексов и чувства тревоги. Ведь в одном классе у него уже не сложилось общение, и если не решить проблему на месте, в другую школу он уже попадет с этим негативным опытом и будет еще больше переживать.

Иногда психолог направляет детей и родителей в психологический центр. Не стоит этого бояться, на самом деле — это хорошая возможность проконсультироваться еще у одного специалиста (невролога, психотерапевта), что позволит вашему ребенку получить помощь, которую в школьных условиях просто не могут оказать (например, арт-терапия, песочная терапия, релаксация).

Если ваш ребенок пошел в первый класс, его знакомство с психологом произойдет на развивающих занятиях, которые направлены на сплочение коллектива и на более мягкую адаптацию. В них участвует также и классный руководитель. Такие занятия проводятся, чтобы дети могли ознакомиться с разными способами коммуникации: так они учатся общаться не только вербально, но и невербально, изучают внутренний мир свой и одноклассников. Детей учат толерантности, объясняют им, что нужно принимать друг друга такими, какие они есть, чтобы даже ребенок инвалид мог прийти учиться в школу. Ведь дети часто бывают очень жестоки и могут смеяться и подшучивать над более слабыми. Задача психолога — суметь сгладить эту ситуацию.

Важная часть работы школьного психолога — тесты и тренинги по нескольким направлениям. Это может быть и диагностическая работа (тестирование, опросы, анкетирование), в средней и старшей школе — профилактика зависимостей (курение и алкоголизм), а также асоциального поведения в целом. Часто психологи проводят консультирование родителей, как индивидуальное, так и с привлечением других специалистов.

В последние годы в большинстве школ существует специальная дошкольная подготовка. Дети за год до школы начинают посещать группу, где с ними занимаются те учителя, которые, как правило, будут обучать их в будущем. Таким образом ребенок может заранее адаптироваться к новым условиям. Школьный психолог обязательно присутствует при приеме и распределении детей по классам и консультирует родителей и ребенка, дает рекомендации, как и чем лучше заниматься перед поступлением в первый класс. Есть школы, где не ограничиваются одним психологом, а создают целую психологическую службу. В нее входят психолог, и, может быть, даже не один, логопед, социальный педагог и часто дефектолог. Такой состав специалистов может продуктивно работать с весьма серьезными проблемами.

Чем может помочь ребенку школьный психолог

Не всегда взрослые имеют достаточно ресурсов и знаний, которые помогли бы помочь им справиться с проблемами ребенка . Тогда они могут обращаться за помощью к школьному психологу. Как работает этот специалист и в рамках каких нарушений он может помочь ребенку справиться с трудностями?

Когда ребенок учится в школе, условия его жизни и развития являются достаточно обширными. Он общается с одноклассниками и педагогами, получает знания и личный опыт, формирует самооценку и развивает уверенность в себе. Кроме того, что ребенок развивается в стенах школы, он также взрослеет в кругу своей семьи — во время общения с родителями и друзьями, поездок, событий и мероприятий, касающихся семейных отношений.

Общение — важная сфера в жизни каждого школьника. Через него дети познают мир, лучше понимают себя и других. Когда не заложено общение с одноклассниками, ученик является не принятым ими или не умеет дружить, то это плохо сказывается на его настроении и успеваемости.

Первое, что делает психолог — это выясняет, в чем причина того, что ребенка не принимают, и составляет психологическую характеристику ученика. В своей работе он сотрудничает с педагогом класса, чтобы лучше понять характер общения детей между собой. Со школьником он может проводить специальные занятия, развивающие в нем способность общаться или защищать себя. Также психолог работает со всем классом, с целью развития в нем сплоченности.

Психические процессы школьников — память, мышление, внимание, восприятие, воображение — играют большую роль в обучении. Если некоторые из них находятся на низком уровне, дети могут плохо учиться, не понимать школьный материал, отставать по предметам. Чтобы подтянуть развитие психических процессов, психолог использует различные методики. Он проводит с детьми индивидуальные занятия, во время которых они тренируют свое интеллектуальное развитие и постепенно оно выходит на хороший уровень.

Кто такой школьный психолог

Школьный психолог ответственен за соблюдение прав и свобод учащихся, охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Это обязывает его регулировать конфликты, как в классе, так и между учителями и учениками, и, по возможности, предотвращать их.

Он занимается диагностикой детей, чтобы заранее определить “группу риска” и провести работу с ними до того, как они “наломают дров”. Для творчески одаренных детей может составить план работ по развитию их способностей, неуспевающим и недисциплинированным ученикам — по коррекции их поведения

Важный момент в работе школьного психолога — консультирование. Именно в его силах помочь решить проблемы учащихся, ведя диалог не только с ними, но и с родителями, педагогами. Психолог может предупреждать о возможных трудностях, знакомить с результатами диагностики, давать рекомендации родителям о том, как выстроить отношение с ребенком и решить его психологические проблемы, направить к другим специалистам.

Психолог же определяет уровень готовности при наборе первоклассников, чтобы затем вместе с учителем составить план индивидуальной работы с каждым из них для лучшей адаптации в школе. Отдельно работает с детьми, перешедшим из одной школы в другую. Мнение специалиста также учитывается при проведении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), а также на Совете профилактики.

Еще одна важная часть его работы — психологическое просвещение. Это помогает познакомить педагогов и родителей с тем, чем занимается школьный психолог, мотивировать их приходить на консультации, выполнять рекомендации для коррекции поведения или развития способностей детей.

Adblock
detector