Государственная должность в рф понятие и виды

Статья 1

1. Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее — государственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

3. В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации включаются государственные должности категорий «Б» и «В», классифицированные по группам. К указанному Реестру прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы.

См. Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории «В» в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 20 декабря 1996 г. N 1748

Статья 8

5. Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

Должность гражданской службы содержит основную функцию, выполняемую гражданским служащим. Наименование должности гражданской службы представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций государственного органа. Например, должность помощника (советника) федерального министра отражает следующие моменты: это должность федерального гражданского служащего; ее назначение — обеспечить деятельность члена Правительства РФ; уровень — главная (высшая) должность гражданской службы; замещается в порядке назначения. Наименование «главный специалист администрации области» отражает другие признаки — должность гражданского служащего субъекта РФ, а именно области; ее назначение — выполнять обязанности по осуществлению полномочий администрации области; уровень — старшая (ведущая) должность гражданской службы; замещается в порядке конкурса.

Второй вид государственных должностей составляют должности субъектов РФ, которые устанавливаются конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий их государственных органов. Иногда их перечень в систематизированном виде содержится в законах субъектов РФ о государственной службе. При этом в законах некоторых субъектов РФ категории государственных должностей отсутствуют.

Должность гражданской службы — это должность с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Государственный орган уполномочен осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы государственно-властными полномочиями, т.е. правом принимать общеобязательные решения. Полномочия эти воплощаются в компетенции конкретного государственного органа, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте. Следовательно, должность гражданской службы заключает в себе часть полномочий (права и обязанности), которые являются составной частью компетенции данного государственного органа.

Государственные должности РФ устанавливаются федеральными законами. Сводный перечень наименований государственных должностей РФ, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 N 32. Всего в Сводном перечне содержится тридцать восемь государственных должностей.

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

Государственная должность

В соответствии с положениями специального федерального законодательства, регулирующего вопросы организации государственной службы, а также вопросы государственной гражданской службы, в частности, государственные служащие – это российские граждане, которые реализуют обязанности по исполнению государственной службы за соответствующее вознаграждение.

Государственная должность – это первичная структурная единица системы государственного управления, учреждаемая в федеральных органах, региональных органах государственного управления, а также в других органах государственного управления, которые образуются на основе положений Конституции, наделенная определенным кругом обязанностей для обеспечения реализации компетенции соответствующего органа, а также ответственностью за законность и эффективность реализации служебных обязанностей.

С точки зрения структуры системы публичного управления государственная должность представляет собой неделимый элемент системы публичного управления, наделенный кругом должностных обязанностей для реализации компетенции государственного органа и соответственно осуществления в этой части функций публичного управления и предоставления государственных услуг.

  • это структурная единица системы публичного управления, неделимая, относительно обособленная от иных единиц, наделяемая кругом собственных полномочий в рамках компетенции государственного органа, получающая формальное закрепление в реестре и соответствующих внутренних документах;
  • это система прав, обязанностей, ограничений и запретов, нормативно регламентированных и ориентированных на законное, добросовестное и эффективное исполнение государственным служащим функций и задач публичного управления в рамках компетенции государственного органа и собственных полномочий.
  • это первичный элемент структуры органа публичного управления и системы публичного управления в целом;
  • содержание государственной должности составляют обязанности, правомочия, ограничения и запреты, установленные в отношении лица, замещающего должность;
  • необходимость формального закрепления государственной должности в реестре должностей и внутренних документах.

Государственная служба

Государственная служба это вид деятельности людей, осуществляемый на профессиональной основе с целью удовлетворения нужд страны. Точное определение этому термину дано в Законе № 58-ФЗ. Здесь сказано, что это профессиональный род деятельности людей, являющихся гражданами России, напрямую связанный с осуществлением полномочий от имени РФ.

  • общефедеральную – деятельность лиц, которые реализуют государственный и правовой статус. Их полномочия устанавливаются Конституцией РФ и одинаковы на территории всего государства. К данному виду, например, относится Президент или Уполномоченный по правам детей;
  • службу субъектов РФ. Данная деятельность подчиняется региональным и местным законам. Полномочия исполнителей действительны на территории конкретного региона.
  • федеральная – реализуется служащими на территории всей страны. Исполнители имеют одинаковые полномочия, исполняют одинаковые функции, подчиняют федеральным законам;
  • по субъектам РФ – реализуется на уровне региональной власти. Исполнители имеют полномочия, действительные только в конкретном регионе, упор происходит на региональное законодательство.
  • наличие полной или частичной недееспособности, установленной судом;
  • наличие непогашенной судимости и запрета на занимание определённых должностей;
  • наличие определённых заболеваний, что подтверждается медицинскими документами. Полный список «запретных» диагнозов прописан в Постановлении РФ и региональных законах;
  • отказ оформлять допуск к информации, которая является закрытой, к гостайне и секретным данным;
  • отказ от гражданства РФ и приобретение гражданства другого государства;
  • подача документов с заведомо ложными сведениями;
  • наличие близкого родственника на той должности, которую кандидат собирается получить. Данное обстоятельство работает также при замещении должностей по вертикальной ветви подчинённости;
  • отказ от предоставления данных о собственном имуществе или предоставление заведомо ложных сведений;
  • утрата доверия со стороны нанимателя по причинам, выявленным в соответствии с Законом № 79-ФЗ;
  • непрохождение срочной службы в рядах ВС РФ без уважительных на то оснований.

К любой должности применяются определённые требования. Как правило, это наличие направленного образования и опыта работы. Например, для поступления на должность, связанную с финансами, у претендента должно быть высшее образование в этой сфере и опыт работы в бухгалтерии или финансовом отделе.

Совокупность упомянутых признаков позволяет сформулировать следующее определение. Государственным служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.

Важнейшее средство улучшения управления государственной службой — это формирование кадрового резерва для замещения должностей государственной службы. Существует четыре вида кадрового резерва: федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта РФ и кадровый резерв в государственном органе субъекта РФ.

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе — обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Анализируемый принцип государственной службы содержит в своем составе положение об отделении религиозных организаций от государства, которое является одним из признаков современного правового государства. Светский характер Российской Федерации заключается в отсутствии стоящей над государственной властью церковной иерархии. Этот принцип проявляется также в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религию, а также в гражданском статусе верующих, поскольку, согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», граждане РФ равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии. Указание в официальных документах на отношение к религии не допускается. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Думается, что муниципальные служащие по своему правовому статусу (его основным составляющим, «идеологии» службы) не отличаются от государственных служащих, так как со статусно-функциональной точки зрения одинаковы их права, обязанности, ответственность, круг полномочий, виды службы, поступление на службу и прекращение служебных отношений и т. д. Иными словами, традиционные элементы статуса государственного служащего характерны и для муниципального: понятие служащего, права, обязанности, прохождение службы, аттестация и т. д. Разумеется, для муниципальных служащих действуют специальные законы и особые нормативные акты, принятые законодательными органами субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления; они-то и определяют специфический уровень компетенции и должностной статус муниципальных служащих.

Рекомендуем прочесть:  Связной получить перевод золотая корона

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения применяется в отношении лица, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласия указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения указанное лицо подлежит направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

12) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, – задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;

Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Экстраординарные административно-правовые режимы это особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и местного самоуправления на территории, на которой возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий.

• допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

Должности федеральной гражданской службы учреждаются Законом РФ и указом Президента РФ. А законами и подзаконными актами субъектов РФ учреждаются должности гражданской службы субъектов Российской Федерации. Цель — обеспечить бесперебойную работу органов государственной власти.

  • руководящие должности. К должностям гражданской службы относятся руководители госорганов и структурных подразделений и их заместители, руководители территориальных и федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений и их заместители, руководители представительств госорганов, структурных подразделений, принятые на определенный срок или без ограничения срока полномочий, и их заместители;
  • должности гражданской службы помощников или советников: осуществляют содействие руководителям государственных, территориальных органов исполнительной власти и представительств госорганов в реализации их полномочий. Не будем скрывать: с этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они;
  • гражданские должности специалистов, их замещают для обеспечения выполнения госорганами их задач и функций, правового обеспечения служебной деятельности без ограничения срока полномочий;
  • гражданские должности обеспечивающих специалистов, контролирующих организационную, информационную, документационную, финансово-экономическую, хозяйственную и прочую деятельность госорганов, осуществляющих хозяйственное обеспечение без ограничения срока полномочий.

– правоохранительная служба (на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности, правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав человека и гражданина, присваиваются специальные звания и классные чины).

3. В федеральном государственном органе могут быть предусмотрены также должности, не относящиеся к должностям государственной службы. На лиц, замещающих такие должности, т.е. «негосударственных служащих», действие Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» и других нормативных правовых актов о государственной службе не распространяется.

1. Государственные должности Российской Федерации, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Эти должности не относятся к должностям государственной службы, а замещающие их лица не являются государственными служащими (например, в федеральном министерстве таким лицом является только федеральный министр).

Под должностью государственной службыпонимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного органа (учреждения), определяющая функциональное предназначение, полномочия и ответственность замещающего ее лица, а также расходы его нанимателя (государства, субъекта РФ) на его содержание и создание условий длявыполнения им должностных обязанностей.

– равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

Государственные должности Российской Федерации

Государственные должности Российской Федерации следует отличать от должностей государственной службы, а также от государственных должностей субъектов Российской Федерации. Последние устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для обеспечения исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

ЛИЦА ЗАНИМАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ЛИЦА, ЗАНИМАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения… … Юридическая энциклопедия

лица, занимающие государственные должности Российской Федерации — по смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов … Большой юридический словарь

Государственные должности РФ — 1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также государственные должности) должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для… … Официальная терминология

ЛИЦА, ЗАНИМАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — по смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов … Энциклопедический словарь экономики и права

Государственная должность в рф понятие и виды

Государственная служба по самому своему названию производна от понятия “государство” и от доступной народу государственной идеи, воплощаемой им в определенном типе государственности. Она является, прежде всего, институтом ведения публичных (государственных) дел, что находит правовое закрепление, как во внутреннем законодательстве России, так и в международных правовых актах. Основываясь на нормах Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах, государственную службу следует определять как институт равнодоступного и непосредственного участия граждан в ведении государственных дел.
Первичным и субъективным правом ведения государственных дел обладает гражданская нация (“многонациональный народ Российской Федерации” по действующей Конституции) как единоправный публично-правовой субъект государства .
Избранные лица, государственные служащие, осуществляющие функции по ведению государственных дел, реализуют не свои собственные субъективные права, а совокупное право всех граждан государства, выступающих в качестве доверителей своего публичного права. Таким образом, в законодательстве утверждается положение о связанности воли Правительства волей Народа.
Обязанности государств перед своими гражданами в отношении государственной службы образуют для каждой демократической страны содержательную сторону правообязанностей государственных служащих перед гражданской нацией, определяют состав функций государственной службы. Исполнение таких функций и обязанностей государства перед учредившим его народом образует юридическую основу квалификации государства как демократического и его службы именно как государственной службы.

Распорядительные полномочия этой инстанционной группы касаются оперативных вопросов по ведению дел в подразделении. Консультирование предоставляется государственным служащим нижеинстанционной группы должностей, а также, по тем специальным вопросам, по которым данные государственные служащие проявили особенную квалификацию и которые отражены в регуляции индивидуального статуса исполняемой должности, предоставляются квалификации вышестоящим инстанциям.
Младшие административные должности – группа должностей подготовительных инстанций административного производства по государственным делам или делам местного самоуправления. Государственные служащие, исполняющие эти должности, не совершают юридически значимых действий самостоятельного процессуального значения, действуют в порядке выполнения поручений вышестоящей инстанции по конкретным, порученным для расследования или анализа, документирования обстоятельствам дела. В реестрах государственных должностей, как правило, к младшим государственным должностям государственной службы отнесены должности:

  • аппаратах судов РФ – судебная государственная служба;
  • органах Прокуратуры – прокурорская государственная служба ;
  • органах внутренних дел – милицейская государственная служба ;
  • органах налоговой полиции – налогово-полицейская государственная служба ;
  • таможенных органах – таможенная государственная служба ;
  • органах Федеральной службы безопасности – государственная служба безопасности ;
  • органах Службы внешней разведки – разведывательная государственная служба ;
  • органах юстиции – государственная служба юстиции ;
  • в государственном нотариате – нотариальная государственная служба .
  1. Понятие государственной службы.
  2. Задачи и функции государственной службы в РФ.
  3. Принципы государственной службы.
  4. Системы государственной службы.
  5. Виды государственной службы.
  6. Государственная служба субъектов РФ.
  7. Муниципальная служба.
  8. Понятие государственной должности. Система государственных должностей в РФ.
  9. Государственная должность категории “А”.
  10. Государственная должность государственной службы категории “Б”.
  11. Государственная должность государственной службы категории “В”. Инстанционное регулирование государственных должностей.

Среди всех категорий государственных должностей самая многочисленная (по количеству лиц, замещающих ее) – категория “В”. Ее составляют должности, учреждаемые в государственных органах для исполнения и обеспечения их полномочий. Содержание государственных должностей государственной службы категории “В” в первую очередь определяется задачами и функциями органа государственной власти и обусловлено предметной областью управленческой деятельности в аппарате органа государственной власти. Собственно, только государственные должности этой категории можно справедливо относить к государственным должностям государственной службы, так как только по отношению к ним реализуются принципы государственной службы, установленные Федеральным законом “Об Основах государственной службы РФ”.
Учреждение государственных должностей категории “В” должно производится нормативным правовым актом, изданным в форме закона (федерального или субъекта Федерации). В реестр государственных должностей должности категории “В” включаются классифицированными по группам. К реестру должны прилагаться перечни специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы.
Действующие реестры государственных должностей (принятые как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации) содержат перечни государственных должностей категории “В”, различные по составу включенных должностей. Это, возможно, оправданно спецификой конкретного субъекта Федерации, его традициями, особенностями органа государственной власти, где учреждена соответствующая должность категории “В”. Но не надо забывать, что государственные должности являются инстанцией административного процесса, и, если изъять какой-либо элемент (стадию) из этого процесса, то эффективность деятельности лиц, замещающих государственные должности (следовательно, призванными решать государственные дела административного характера), будет существенно ниже.
Последовательная инстанционность – один из основных признаков административного процесса в государственных органах. Инстанционность процесса выражается в том, что для каждого конкретного производства по делам определенного предмета установлен порядок совершения юридически-значимых действий государственными служащими различного рода должностей и специализаций. При совершении коллегиальных процедур рассмотрения дела, совершаемых как в рамках одного ведомства, так и при взаимодействии ряда государственных органов в межведомственном административном процессе, взаимодействие должностных лиц совершается в соответствии с административным статусом, рангом, категорией, инстанционной группой должности и классным чином государственного служащего. Выделяются нисходящий и восходящий, а также координационный (горизонтальный) порядки проведения административного процесса. Типичным явлением в делах по подготовке проектов правовых, нормативных и индивидуальных актов государственных органов является последовательное сочетание всех трех порядков, из которых, на завершающем этапе, как правило, совершаются процедуры по восходящему порядку административного процесса.
Административные должности и публичная (государственная или муниципальная) служба по ним должны категорироваться в соответствии со статусом учредившего их ведомства, государственного органа или органа местного самоуправления. С точки зрения административного процесса и его различных производств существенное значение имеет общий или специальный характер компетенции государственного органа, а также общеадминистративный или специально-административный характер полномочий по административной должности.
Административные должности в государственных органах и органах местного самоуправления подразделяются по характеру полномочий производства юридических действий по делам на категории общеадминистративных и специально-административных должностей.
Общеадминистративные должности – это инстанции разрешения административных дел и подготовки решений по иным государственным делам в административном процессе реализации компетенции государственного органа.
Специально-административные должности – это инстанции расследования, анализа, подготовки административных дел, решений по ним, а также должности делопроизводства по государственным делам. Специально-административные должности подразделяются на экспертные должности (должности экспертората) и должности секретариата (делопроизводительские должности).
Общеадминистративные должности различаются по принадлежности к определенной инстанционной группе ответственности или полномочий. Инстанционная группа административных должностей характеризует порядковое место и роль должности, особенности полномочий по ней в восходящем, нисходящем и координационном порядках административного процесса.
Инстанционную группу высших административных должностей образуют должности с полномочиями надзорно-аппеляционных инстанций по административным производствам, по государственным делам или делам местного самоуправления данного государственного органа (органа местного самоуправления). Лица, замещающие данные должности, исполняют функции реализации компетенции государственного органа или органа местного самоуправления посредством принятия и контроля исполнения решений в рамках выполнения законов и административных актов вышестоящих инстанций, функции надзора за порядком административного процесса и рассмотрение аппеляций нижестоящей инстанции в отношении решений по делам в случаях несогласия с решениями или их проектами.
Группа главных административных должностей представлена должностями с полномочиями контрольных инстанций по административным производствам по государственным делам или по делам местного самоуправления. К главным государственным должностям государственной службы действующие реестры относят должности

Рекомендуем прочесть:  Расчет больничного для фсс бланк

Общие положения о госслужбе в РФ

  1. Принцип главенства Российской Конституции и законов федерального значения над всеми иными нормативно-правовыми актами.
  2. Приоритетность гражданских прав и свобод граждан РФ, их неукоснительное соблюдение, исполнение и защиту.
  3. Принцип целостности и единства госвласти, четкого разграничения объектов ведения между Федерацией и ее субъектами.
  4. Четкое разделение законодательной власти, судебной и исполнительной.
  5. Принцип равноправной доступности к госслужбе граждан России в соответствии с уровнем своих способностей, профподготовки и квалификации.
  6. Принцип, исключающий принадлежность госслужбы к партийности, религиозным и иным общественным объединениям. Госслужащие имеют право состоять в партиях, исповедовать ту или иную веру, но в целом, госслужба не имеет такой принадлежности.
  1. Глава Российского государстваПрезидент, у которого имеется значительная концентрация власти. Он не входит в систему разделения властей, а находится над ними и осуществляет функции координатора, осуществляя общее руководство государством. Однако, частично выполняет некоторые функции каждой из ответвлений власти: руководство Правительством (исполнительная власть), издает указы, ставит свою подпись под принятыми парламентом законами (законодательная власть), принимает решение о помиловании лиц, преступивших закон (судебная власть).
  2. Федеральное собрание – парламент Федерации. Это орган представительный и законодательный. Состоит из двух палат – Совет Федерации и Госдума.
  3. Правительство РФ – исполнительный орган, подчиняющийся и Президенту, и Федеральному собранию РФ.
  4. Суд:
  • Конституционный.
  • Верховный.
  • Высший Арбитражный.
  • гражданская госслужба, в свою очередь, разделяется на гражданскую государственную службу федерального уровня и гражданскую госслужбу на уровне субъектов Федерации;
  • военная служба в войсках РФ и иных специализированных воинских подразделениях государства;
  • правоохранительная госслужба и служба иных видов специального назначения для обеспечения правопорядка и соблюдения законности в РФ.

Помимо этих основных законов средства нормативного регулирования госслужбы (гражданской) имеет и другие правовые инструменты. Предусмотрена и подзаконная нормативная база, которая предназначена для урегулирования вопросов, связанных с деятельностью субъектов гражданской госслужбы (Президентские Указы, Правительственные Постановления и т.д.).

  1. Строгая подотчетность и подконтрольность госорганов.
  2. Единство требований к госслужбе, закрепленных законами и иными нормативно-правовыми актами.
  3. Высокий профессионализм и полная компетенция госслужащих.
  4. Ответственность госслужащих любого уровня за подготовку и принятие решений, ответственность за неисполнение или недобросовестное осуществление своих служебных обязанностей.
  5. Принцип стабильного восполнения кадрового состава госслужащих.
  6. Прозрачность и гласность деятельности госслужбы.
  7. Взаимосвязь и взаимодействие государственных и муниципальных служб.
  8. Защита госслужащих от противоправного вмешательства в их служебную деятельность со стороны должностных лиц, госорганов, любых физических и юридических лиц.

Государственная служба

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет, что гражданская государственная служба – это вид госслужбы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных госорганов, госорганов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в резерве и др. случаи).

112. Служба исполнения наказаний До недавнего времени исполнение наказаний, назначаемых судом за совершение уголовных преступлений, составляло одну из функций Министерства внутренних дел РФ. Для осуществления этой функции была создана система органов, исполняющих

Раздел V Служба в милиции Статья 17. Сотрудники милиции Сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены

Кроме этого, к госслужбе относится исполнение должностных обязанностей только лицами, замещающими госдолжности категорий «Б» и «В», на лиц категории «А» понятие госслужбы не распространяется, они не являются государственными служащими. Деятельность лиц категорий «Б» и «В» имеет обслуживающий характер, для обеспечения исполнения полномочий лицами категории «А». (Неверно понимание, будто лица «Б» и «В» служат при лицах «А», а не обществу и государству. Если лица «А» сменяются, предполагается возможность замены лиц «Б».)

4) по квалификационным разрядам (они присваиваются лично каждому госслужащему по результатам квалификационного экзамена или аттестации; см. вопрос № 70) – соответственно, для пяти групп госдолжностей, начиная с 5-й (для лиц категорий «Б» и «В»): действительный государственный советник РФ, государственный советник РФ, советник РФ, советник госслужбы, референт госслужбы (все должности – 1-го, 2-го и 3-го классов). Существуют также другие виды квалификационных разрядов – воинские звания, дипломы, ранги.

Сохранение конфиденциальности информации, отнесенной к тайне, охраняемой законодательством, и сведений, которые стали известны при исполнении обязанностей, в том числе данные, затрагивающие достоинство и честь граждан и касающиеся их жизни и здоровья. За разглашение такой информации предусмотрены не только дисциплинарные взыскания, но и уголовное наказание.

Выполнение поручений руководителей, данных в рамках их полномочий. В должностном регламенте устанавливается перечень лиц, чьи распоряжения должен исполнять служащий. Вместе с тем должностное лицо вправе не выполнять поручение, носящее явно противоправный характер.

  • Младшая. В нее включают сотрудников, которые обеспечивают работу государственных органов. Например, это могут быть курьеры, секретари. Работникам присваивается классный чин «секретаря государственной службы РФ».
  • Старшая. Группа включает обеспечивающих работников и специалистов ведомств. Здесь могут быть сосредоточены менеджеры, которые имеют чин «референта государственной службы».
  • Ведущая. В группу входят специалисты госслужбы, руководители, заместители и помощники руководителей. Сотрудникам присваивают чины советников.
  • Главная. В группе специалисты центральных органов власти и руководители. Им присваивают чины государственных советников.
  • Высшая.

Аттестация государственных гражданских служащих способствует совершенствованию деятельности, связанной с отбором, подбором, расстановкой кадров и повышением квалификации сотрудников. Выступая в качестве правового института, она включает в себя совокупность норм, регламентирующих отношения, складывающиеся в ходе ее организации, оценку исполнения госслужащими задач, возложенных на них, характеристику перспектив использования кадров в будущем.

  • -Признанные ограниченно дееспособными или недееспособными в соответствии с судебным решением, вступившим в действие.
  • -Осужденные к отбыванию наказания, исключающего возможность выполнять должностные обязанности гражданского служащего, по вступившему в силу приговору, имеющие неснятую/непогашенную судимость.
  • -Выразившие отказ от прохождения процедуры обязательного оформления допуска к информации, составляющей тайну, охраняемую законом, если должность, на которую претендует кандидат, предполагает использование таких сведений.
  • -Имеющие заболевания, препятствующие принятию на госслужбу. Наличие соответствующих патологий должно подтверждаться медзаключением, оформленным компетентным медучреждением.
  • -Состоящие в близком родстве или свойстве с гражданским служащим, если замещение должности предполагает непосредственную подчиненность или подконтрольность одного из них другому.
  • -Вышедшие из гражданства РФ или получившие гражданство иного государства. Являющиеся поданными другой страны, если иное не закреплено международным соглашением РФ.
  • -Представившие подложные документы либо заведомо недостоверные сведения при поступлении на госслужбу.
  • -Не представившие данные или представившие ложные сведения о доходах, обязательствах и имуществе.
  • -Признанные не прошедшими службу в ВС РФ по призыву без уважительных причин. Этот факт должен подтверждаться заключением, оформленным призывной комиссией. Данное требование не распространяется на лиц, прошедших службу по контракту.

Категории и группы должностей государственной гражданской службы

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности, и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты (ОС). Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.
  1. Должности федеральной гражданской службы — учреждаются Федеральным законом или указом президента Российской Федерации. Это профессии, относящиеся к государственной службе, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации — учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.
  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.
Рекомендуем прочесть:  Скачать новый классификатор основных средств с 2023 года

Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. В этом и заключаются основные различия между категориями должностей гражданской службы — в уровне подготовки, образования и трудовых навыков. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.

Ведущая, младшая и старшая группа должностей государственной гражданской службы, по общему правилу, трудоустраиваются без предъявления требований к стажу. Конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ с учетом положений указа президента РФ от 16.01.2023 № 16 в редакции от 12.10.2023.

Государственная должность в рф понятие и виды

1) руководители— должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники(советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

4) обеспечивающие специалисты— должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Основы государственной службы и кадровой политики

Отличительным признаком лиц, заметающих государственные должности Российской Федерации, является либо факт их избрания на всенародных выборах (Президент РФ, депутаты всех уровней), либо утверждение высшими законодательными органами по представлению глав исполнительной власти (Председатель Правительства РФ, федеральные министры, губернаторы регионов. Генеральный прокурор, председатель и аудиторы Счетной палаты, председатель ЦИК, судьи и т.п.).

Государственные должности государственной службы согласно законодательству 1 Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». Ст. 8. учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации. законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ранее должности государственной службы занимали государственные служащие, замешавшие должности категорий «Б» и «В»).

Воинские и правоохранительные должности являются только федеральными. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы разных видов. Это видно, в частности, на примере МВД: в штатах этого ведомства имеются должности правоохранительной службы, воинские и федеральной гражданской службы.

Государственные должности Российской Федерации — это политические должности, которые устанавливаются Конституцией и федеральными законами РФ. Их замешают публичные политики (в старой классификации категория «А»), обладающие государственно-политическими властными полномочиями. На федеральном уровне к ним относятся: Президент РФ, Председатель Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации. Председатель Государственной Думы, заместитель Председателя Государственной Думы. Председатель Правительства РФ и его заместители, федеральные министры, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, полномочный представитель Президента РФ, руководители иных федеральных государственных органов (Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, Центрального банка Уполномоченный по правам человека), аудиторы Счетной палаты, Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъекта РФ, прокуроры Прокуратуры РФ, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, судьи федерального суда.

  • утверждение государственным правовым актом;
  • принадлежность только государственному органу;
  • зависимость объема полномочий от объема полномочий и функций государственного органа;
  • предназначение для обеспечения и непосредственного исполнения полномочий государственных органов;
  • оплата труда по исполнению должностных обязанностей только за счет государственного бюджета (федерального или субъекта Федерации);
  • ответственность лица замещающего государственную должность, за качество ее исполнения в соответствии с законодательством.

Примером требований квалификационного характера по отношению к определенным профессиональным знаниям и навыкам во время осуществления должностных обязанностей является приказ Минюста России от 2006 года 11 октября № 312 «Об утверждении требований квалификационной направленности к профессиональным знаниям, а также навыкам федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации». В данном акте требования ко всем категориям и группам должностей разделяются на две специальные группы:

Требования квалификационной направленности имеющие определенные требования по отношению к должностям гражданской службы установлены в 12 статье Закона № 79-ФЗ. В их число входят конкретные требования имеющие отношение к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или же стажу работы по конкретной специальности, профессиональными знаниями, а также навыками, которые требуются для выполнения должностных обязанностей в соответствии с категориями, и группами должностей гражданской службы. Требования квалификационного характера к знаниям и навыкам, которые являются профессиональными, и требуются для выполнения определенных должностных обязанностей, устанавливающихся нормативными документами государственного органа с учетом его функций, и задач при этом включаясь в специальный должностной регламент гражданского служащего.

Унификация наименований должностей, а также требований по отношению к должности не только придает определенный правовой вид контролируемым правоотношениям — такая унификация способствует улучшению функционирования государственного аппарата благодаря повышению его четкости структурного порядка.

Должности, которые находятся на службе государственного порядка в свое время разделяются по определенным группам, а также категориям в соответствии с законами федеральной направленности о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Должностью называется первичный структурный элемент аппарата государственного характера, службы государственной направленности, часть полномочий государственного органа, определенные пределы компетенции данной структурной единицы, самая наименьшая частица власти государственного порядка.

Государственная должность в рф понятие и виды

Но говорить о государственной службе позволяет осуществление не любой должности, а только осуществление государственных должностей, к ним относятся только должности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, в иных государственных органах с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

8) принцип внепартийности и внерелигиозности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства. В системе государственной службы не допускается создание политических партий и движений, государственные служащие при исполнении своих обязанностей не связаны решениями политических и религиозных организаций. Кроме того, не допускается возложение отдельных государственных функций на религиозные или политические объединения.

Поступление на госслужбу. Законодательством установлен принцип равного доступа к государственной службе. .Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком. Определенные требования предъявляются к уровню подготовки, стажу, возрасту, здоровью. Предусматривается перечень ситуаций, когда гражда-

Общегражданские права и обязанности государственных служащих являются предметом изучения науки конституционного права. В рамках административного права рассматривается лишь один аспект этой проблемы: ограничения, налагаемые на государственных служащих. Они устанавливаются в интересах эффективной работы государственного аппарата.

В качестве мер дисциплинарной ответственности законодательство предусматривает замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. В случае исполнения отданного ему неправомерного распоряжения госслужащий не несет ответственности только в том случае, если до его выполнения получит письменное подтверждение отданного распоряжения (кроме случаев, когда его исполнение влечет административную или уголовную ответственность).

Особенность полномочий должностных лиц характеризуется тем, что эти служащие исполняют полномочия, связанные с осуществлением полномочий в масштабе всего общества, всего субъекта. Эта деятельность занимает положение директивной, руководящей силы во всем государственном механизме, а ГС занимает по отношению к ней роль исполнительного механизма в общей сфере государственной деятельности.

Правоохранительная служба регулируется в нынешнем состоянии несколькими правовыми источниками, которые особо регулируют ГС в отдельных органах, сохраняя собственное правовое регулирование, соответствующее системе ПО: положение о службе внутренних дел, утвержденное постановление Верховного совета РФ от 21.12.92 года; ФЗ «О прокуратуре», где раздел 5 регулирует специфику ГС в органах прокуратуры, регулирование которой не совпадает под общее регулирование ГС; акт о федеральной службе контроля за оборотом наркотиков (президентский указ).

В начале 90-х годов был произведен первый этап реформирования правового регулирования ГС. Итогом этого реформирования было принятие в 1995 году первого Закона РФ «Основы законодательства ГС», который просуществовал до 2004 года, и благодаря которому была воссоздана система ГС на начальной стадии правового регулирования, ибо последующая стадия, когда были приняты ФЗ «О системе ГС» и ФЗ «О государственной гражданской службы», принятие которых было направлено на формирование ГС как целостного правового института.

ГС включает в себя два момента: организационный и профессиональный. ГС – институт, непосредственно связанный с организацией государственного аппарата – продолжение и завершение государственного аппарата. Государственный аппарат не в состоянии будет работать, если он не будет заполнен государственными служащими.

Классификация служащих и классификация государственных служащих по характеру их полномочий идет в одном ключе. Общая для всех служащих классификация, данная в 60-е годы в ЕНДС, в ОКПДТР, которая проходит справочники учитывает функции классификации. Они подразделяются на:

Adblock
detector