Основания возникновения права пользования недрами

Таким образом, право недропользования непосредственно вытекает из права на земельный участок. Связь указанных видов прав проявляется и в других случаях: предоставление лицензий на пользование недрами осуще­ствляется при наличии предварительного согласия органа управления зе­мельными ресурсами или собственника земель на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. (ст. 11 Закона РФ «О не­драх»). Отвод земельного участка и оформление земельных прав недропользователя производятся в общем порядке, предусмотренном земельным зако­нодательством. Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам этих земельных участков их стоимости по решению орга­нов исполнительной власти.

Помимо лицензии конкретные условия недропользования могут опреде­ляться договором, который заключается уполномоченным на то органом го­сударственной власти и владельцем лицензии. Так, стороны могут заключать соглашение о разделе продукции. Отношения, возникающие в процессе за­ключения, исполнения и прекращения таких соглашений, регламентируют­ся Федеральным Законом «О соглашениях о разделе продукции».

Таким образом, основанием возникновения права недропользования яв­ляется сложный юридический состав как совокупность юридических фактов, главное место среди которых занимает лицензия — специальное разрешение компетентного государственного органа по управлению использованием и ох­раной недр.

Предоставление недр в пользование осуществляется в соответствии с единым порядком выдачи лицензий, включающим информационную, науч­но-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, то есть государственной системой лицензирования.

По общему правилу предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется через проведение конкурсов и аукционов. Основные крите­рии, которые при этом учитываются, — это научно-технический уровень представляемых на конкурсы и аукционы программ по геологическому изуче­нию и использованию недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответ­ствующих программ, эффективность природоохранных мероприятий.

о предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, содержащем месторождение общераспространенных полезных ископаемых, право пользования которым досрочно прекращено;

3) решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр:

о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участках недр местного значения;

о предоставлении права пользования участком недр, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, выполнявшим работы по геологическому изучению такого участка недр, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;

при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых и проведения работ по геологическому изучению недр в соответствии с государственным контрактом;

Лазер Вирта

На законодательном уровне установлено, что недра являются собственностью государства (ст. 1.2 Закона РФ «О недрах») и не могут выступать предметом купли-продажи, передаваться по наследству, отдаваться в дар либо отчуждаться в какой-либо иной форме. Отчуждаться и переходить к другому лицу может лишь право недропользования.

Принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются:

Богатства недр относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых при­родных ресурсов, поэтому главной задачей и основной особенностью их ох­раны является организация рационального и комплексного использования в процессе их разведки и разработки с целью предотвращения расточительной и бесхозяйственной эксплуатации полезных ископаемых, потерь минераль­ного сырья.

Они могут выступать в виде горного отвода — геометризированного бло­ка недр (в случае добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуата­ции подземных сооружений, образования особо охраняемых геологических объектов) или геологического отвода (в случае геологического изучения недр).

Закон РФ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» (далее по тексту – Закон РФ «О недрах») определяет недра как часть коры Земли, которая расположена ниже почвенного слоя, а если последний отсутствует – ниже поверхности Земли и водного дна, простирающейся до глубины, доступной для изучения и ее освоения.

решение уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

решение органа исполнительной власти субъекта РФ, согласованное с федеральным органом управления Государственным фондом недр или его территориальным органом для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии), за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ;

Право пользования недрами (в объективном смысле) — это система пра­вовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и ис­пользования недр, права и обязанности недропользователей. Для субъектов недропользования это право представляет собой совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых ими в связи с предоставлением участ­ка недр в пользование.

образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы, пещер и других подземных полостей);

В экологическом законодательстве предусмотрен и порядок прекращения права природопользования. Так, в статье 50 Лесного кодекса закрепляется, что право лесопользования прекращается в случаях: истечения срока лесопользования; отказа лесопользователя от права пользования участками государственного лесного фонда; нарушения лесопользователем требований, изложенных в лесорубочном билете, ордере и (или) лесном билете, специальном разрешении (лицензии); возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, проживающих в зоне ведения работ, связанных с лесопользованием;систематического (более двух раз) нарушения лесопользователем лесного и природоохранного законодательства Республики Беларусь; систематического (более трех месяцев в течение года) невнесения лесопользователем платы за пользование участками государственного лесного фонда; невыполнения лесопользователем лесовосстановительных, лесозащитных и противопожарных работ, а также несоблюдения правил пожарной безопасности; изъятия в установленном порядке земель государственного лесного фонда для государственных и общественных нужд; ликвидации юридического лица, которому участок государственного лесного фонда был предоставлен в пользование; истечения срока действия лицензии или ее аннулирования.

Рекомендуем прочесть:  Анкета Для Юриста 30 Вопросов

Право природопользования возникает, изменяется и прекращается только по основаниям, указанным в специальных нормативно-правовых актах по вопросам использования природных ресурсов. Возникновение права природопользования происходит путем предоставления природного ресурса или объекта во владение и пользование. На пример, Статья 24 Кодекса о земле и соответствующая статья Кодекса о недрах определяют, что земельные участки и недра предоставляются в порядке отвода. В соответствии со статьей 40 Лесного кодекса право пользования участками государственного лесного фонда возникает на основании решений органов государственного управления, в компетенцию которых входит принятие таких решений, договора аренды участка государственного лесного фонда, договора безвозмездного пользования участками государственного лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета. Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды (статья 24 Водного кодекса). Предоставление права пользования животным миром в виде охоты осуществляется путем выдачи охотничьего билета.

Лицензирование в области использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду проводится в целях максимального снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения рационального использования природных ресурсов.

Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, основания, условия и порядок выдачи, изменения, переоформления, ограничения, приостановления, прекращения действия (в том числе путем отзыва или аннулирования), восстановления специального разрешения (лицензии) на право осуществления лицензируемого вида деятельности в области использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду устанавливаются Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля №17.Согласно декрета, к лицензируемым видам деятельности в сфере природопользования относятся промысловый лов рыбы и добыча водных беспозвоночных, деятельность по заготовке древесины, деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду.

Прекращение права природопользования может быть полным или частичным. Право природопользования прекращается полностью, когда природопользователь лишается права пользования на весь предоставленный ему участок природного объекта. Частичным прекращением называется изъятие у природопользователя только части участка с сохранением за ним права пользования остальной частью. Основания изменения и прекращения различных видов природопользования предусмотрены в законодательстве о земле, о водах, об охране и использовании животного мира, в лесном, горном законодательстве. Так, к основаниям прекращения права пользования недрами Кодекс о недрах относит:

Она должна содержать: данные о пользователе, об органе, ее предоста­вившем, целевом назначении работ, границах участка недр, сроках, услови­ях платежей, уровне добычи минерального сырья и соглашение о его доле­вом распределении, требования по охране недр, окружающей среды, безопасного ведения работ, а также сведения о праве собственности на гео­логическую информацию и др.

По общему правилу предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется через проведение конкурсов и аукционов. Основные крите­рии, которые при этом учитываются, — это научно-технический уровень представляемых на конкурсы и аукционы программ по геологическому изуче­нию и использованию недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответ­ствующих программ, эффективность природоохранных мероприятий.

Предоставление недр в пользование осуществляется в соответствии с единым порядком выдачи лицензий, включающим информационную, науч­но-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, то есть государственной системой лицензирования.

Лицензия представляет собой документ, удостоверяющий право ее вла­дельца на пользование участком недр в определенных границах и в соответ­ствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Лицензия необходима для получения всех ви­дов права недропользования.

Таким образом, основанием возникновения права недропользования яв­ляется сложный юридический состав как совокупность юридических фактов, главное место среди которых занимает лицензия — специальное разрешение компетентного государственного органа по управлению использованием и ох­раной недр.

5) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом и принятое для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;

для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, на участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, на участке недр федерального значения, содержащем газ, из утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения аукционов;

— для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказ­ников, памятников природы, пещер и других подземных полостей);

— для геологического изучения. Имеется в виду общее геологическое изучение (научно-исследовательские работы по получению данных о строе­нии недр, протекающих в них процессах, режиме подземных вод, прогнози­рованию землетрясений, вулканической деятельности, палеонтологические изыскания и т. д.), а также поиск и оценка месторождений полезных иско­паемых;

На основании данных, представленных в информационном пакете геолого-геофизической информации, участники конкурса составляют технико — экономические предложения, назначение которых — указать основные параметры освоения конкурсного участка недр. При этом лицензионное соглашение, заключаемое с победителем конкурса, не может содержать показателей более низких (ухудшающих условия пользования недрами для государства), чем те, которые содержались в технико-экономических предложениях, и с которыми недропользователь выиграл конкурс.

4) данные о технических и технологических возможностях заявителя, а
также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков,
включая копии лицензий на осуществление отдельных видов деятельности,
связанных с пользованием недрами, или договоры с организациями, имею-
щими право на осуществление указанных видов деятельности;

Рекомендуем прочесть:  Снятие с учета автомобиля 2022 при продаже

Победителем аукциона на право пользования недрами признается зая-
витель, отвечающий объявленным условиям аукциона, обязующийся выпол-
нить минимальный объем закрепленных в условиях аукциона работ и пред-
ложивший наибольшую величину разового платежа (бонуса подписания). В
случае внесения задатка по условиям аукциона он возвращается проиграв-
шим участникам в течение определенного законодательством или условия-
ми конкурса срока после объявления победителя.

Процедура рассмотрения заявки и прилагаемых к ней документов для
предоставления участка недр в краткосрочное пользования включает рас-
смотрение представленных заявочных материалов на предмет их соответст-
вия установленным требованиям, а также рассмотрение предложений заяви-
теля по условиям пользования недрами на предмет их соответствия требо-
ваниям по рациональному использованию и охране недр.

Такой подход вытекает из принципа состязательности при выборе недропользователя, закрепленного Законом РФ «О недрах». Случаи предоставления права пользования недрами (так же, и на условиях раздела продукции), минуя конкурсный порядок, определяются федеральным законодательством, о них говорилось выше.

Виды права пользования недрами

Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

Помимо лицензии конкретные условия недропользования могут опреде­ляться договором, который заключается уполномоченным на то органом го­сударственной власти и владельцем лицензии. Так, стороны могут заключать соглашение о разделе продукции. Отношения, возникающие в процессе за­ключения, исполнения и прекращения таких соглашений, регламентируют­ся Федеральным Законом «О соглашениях о разделе продукции».

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5. в порядке, установленном органами представительной власти субъектов РФ для пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых или имеющих местное значение, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых:

Она должна содержать: данные о пользователе, об органе, ее предоста­вившем, целевом назначении работ, границах участка недр, сроках, услови­ях платежей, уровне добычи минерального сырья и соглашение о его доле­вом распределении, требования по охране недр, окружающей среды, безопасного ведения работ, а также сведения о праве собственности на гео­логическую информацию и др.

Целесообразно для предоставления права недропользования воспринять порядок, закрепленный ГК РФ в отношении государственных и муниципальных контрактов на поставку товаров или выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд, и предоставлять участки недр на основании договора на использование месторождений полезных ископаемых, заключаемого по результатам конкурса или аукциона.

Статьей 8 ГК РФ предусмотрен перечень юридических фактов, с которыми связывается возникновение тех или иных гражданских прав и обязанностей. В качестве одного из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей предусматривается договор. Поскольку абз. 2 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» распространил на права и обязанности сторон соглашения действие гражданского законодательства РФ, то можно смело утверждать, что с момента заключения соглашения о разделе продукции у инвестора возникает право пользования недрами, что полностью соответствует ст. 8 ГК РФ.

Представляется, что предлагаемый в настоящей статье порядок предоставления права недропользования более эффективен вследствие возможности применения гражданско-правовых институтов, защиты прав и интересов не только государства как собственника недр, но и самого недропользователя путем включения в договор недропользования мер гражданско-правовой ответственности.

В ч. 2 ст. 12 Закона «О недрах», п. 6.9 Положения о порядке лицензирования пользования недрами предусмотрено закрепление в лицензии формы договорных отношений недропользования, лицензионное соглашение исключено из Закона «О недрах». При этом перечень договорных форм Закон оставляет открытым, а раскрывается он в п. 8.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами: концессия, договор о разделе продукции, контракт на предоставление услуг (с риском и без риска).

Целесообразно внести изменения в действующее законодательство в целях исключения лицензирования права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции, поскольку именно соглашение, являясь гражданско-правовой сделкой, служит юридическим фактом.

Иностранным юридическим лицам и гражданам недра в пользование и право на переработку минерального сырья предоставляются на конкурсной основе на основании соглашений (контрактов). Порядок заключения контрактов определяется Кабинетом Министров Украины в соответствии с требованиями КПН и других законодательных актов.

В некоторых случаях пользования недрами осуществляется без предоставления горного отвода или специального разрешения. Да, в соответствии со статьями 20, 21 Кодексу Украины о недрах пользования недрами без предоставления горного отвода осуществляется при геологическом изучении недр, в том числе для опытно промышленной разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения, а также для добычи пресных подземных вод и разработки месторождений торфа.

Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения, строительства и эксплуатации подземных сооружений, и для других целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, предоставляются Государственным департаментом Украины из надзора за охраной труда. Для разработки месторождений полезных ископаемых местного значения горные отводы предоставляются Верховной Радой Автономной Республики Крым, областным, Киевским и Севастопольским городским советом.

Предоставленные отводы регистрируются в книге учета горных отводов, предоставленных для использования участков недр. Кроме того, предоставленные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых местного значения подлежат регистрации в органах государственного горного присмотра, а регистрация осуществляется в книге регистрации горных отводов, которые предоставлены для разработки месторождений местного значения, о чем предприятию или гражданину выдается справка.

Перед принятием решение рассматривается и проверяется: правильность и обоснованность пределов горной отводу с учетом требований действующего законодательства о недрах; соответствие проекта горного отвода требованиям Положения о предоставлении горного отвода, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины, от 27 января 1995 года № 591; наличие документов, которые добавляются к проекту; проект горнодобывающего объекта или подземного сооружения, для которых предоставляется горный отвод, относительно полноты и обоснованности проектных решений относительно рационального и комплексного использования недр, а также обеспечения безопасности людей, имущества, зданий, сооружений и окружающей естественной среды.

Право пользования недрами

Недропользование как таковое представляет собой выполнение определённых работ на основе лицензии, дающей право на геологическое изучение участков недр, извлечение полезных ископаемых, использование, а также захоронение производственных отходов, возведение и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ресурсов (ГОСТ Р 8.645-2008, утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.10.2008 №259-ст).

Рекомендуем прочесть:  Если Авто Единственный Источник Дохода, Могут Ли Его Забрать При Банкротстве

Исключением из этого правила является использование недр для захоронения радиоактивных отходов и добычи радиоактивного сырья. Реализовывать такое недропользование могут только государственные организации, предприятия (ст. 9 Закона РФ «О недрах»).

На законодательном уровне установлено, что недра являются собственностью государства (ст. 1.2 Закона РФ «О недрах») и не могут выступать предметом купли-продажи, передаваться по наследству, отдаваться в дар либо отчуждаться в какой-либо иной форме. Отчуждаться и переходить к другому лицу может лишь право недропользования.

Независимо от основания возникновения права недропользования, предоставление участка недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением – лицензией. Права и обязанности недропользователя возникают с момента государственной регистрации этой лицензии в установленном порядке.

С объективной точки зрения, право пользования недрами – это совокупность норм права, определяющих права и обязанности недропользователей, а также основания возникновения права недропользования, его прекращения и иные существенные условия и процедуру осуществления этого права. Право пользования недрами в субъективном смысле – система конкретных прав и обязанностей, которые реализуют субъекты права пользования недрами.

Основания возникновения права пользования недрами

Право на пользование недрами удостоверяется актом о предоставлении горного отвода. Горные отводы могут предоставляться предприятиям и гражданам лишь при наличии в них специального разрешения (лицензии) на пользование участком недр, а также утвержденного в установленном порядке проекта разработки месторождения полезных ископаемых или строительства горнодобывающего объекта или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых.

Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения, строительства и эксплуатации подземных сооружений, и для других целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, предоставляются Государственным департаментом Украины из надзора за охраной труда. Для разработки месторождений полезных ископаемых местного значения горные отводы предоставляются Верховной Радой Автономной Республики Крым, областным, Киевским и Севастопольским городским советом.

Предприятие или гражданин для получения горного отвода в зависимости от вида месторождения подает заявление местному органу государственного горного присмотра или Верховной Раде Автономной Республики Крым, областному, Киевскому и Севастопольскому городскому совету. В заявлении отмечаются название предприятия или сведения о гражданине, которые намереваются получить горный отвод, местонахождение горного отвода та цель, с которой он получается, подается также проект горного отвода в двух экземплярах. Проект горного отвода состоит из объяснительной записки и графических материалов.

Проекты горных отводов разрабатываются специализированными организациями. Запрещается предоставление горного отвода, если остаются за пределами участка месторождения, рудных тел, жил и залежей полезных ископаемых, не пригодных для самостоятельной разработки.

Перед принятием решение рассматривается и проверяется: правильность и обоснованность пределов горной отводу с учетом требований действующего законодательства о недрах; соответствие проекта горного отвода требованиям Положения о предоставлении горного отвода, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины, от 27 января 1995 года № 591; наличие документов, которые добавляются к проекту; проект горнодобывающего объекта или подземного сооружения, для которых предоставляется горный отвод, относительно полноты и обоснованности проектных решений относительно рационального и комплексного использования недр, а также обеспечения безопасности людей, имущества, зданий, сооружений и окружающей естественной среды.

Вопрос 41

Лицензия представляет собой документ, удостоверяющий право ее владельца на пользова-ние участком недр в определенных границах и в соответствии с указанной целью в течение уста-новленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Лицензия необходима для полу-чения всех видов права недропользования.

Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона, проводи-мых в порядке, установленном законодательством о недрах. Законом предусмотрены случаи бес-конкурсного заключения соглашений. Соглашения, заключенные без проведения конкурса или аукциона, а также связанные с недропользованием на континентальном шельфе, в исключитель-ной экономической зоне и на участках, отнесенных к особым государственным стратегическим интересам, должны утверждаться федеральным законом.

Сторонами соглашения являются: Российская Федерация — от ее имени выступают Прави-тельство РФ или исполнительный орган субъекта РФ, и инвесторы — граждане РФ и иностранцы, юридические лица и объединения юридических лиц, осуществляющие вложения средств в поиски, разведку и добычу полезных ископаемых.

Таким образом, основанием возникновения права недропользования является сложный юридический состав как совокупность юридических фактов, главное место среди которых занима-ет лицензия — специальное разрешение компетентного государственного органа по управлению использованием и охраной недр.

Общераспространенные распределены в недрах относительно равномерно и их месторож-дения встречаются повсеместно (например, песок, галька, гравий, глина, мел и др.). К необщерас-пространенным относятся все прочие полезные ископаемые (нефть, газ, металлические руды и др.). Эта классификация имеет важное юридическое значение.

Основания возникновения права пользования недрами по участкам недр содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых

при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых и проведения работ по геологическому изучению недр в соответствии с государственным контрактом;

при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением проведения таких работ в соответствии с государственным контрактом;

для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, на участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, на участке недр федерального значения, содержащем газ, из утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов;

5) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом и принятое для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

4) решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения;

Adblock
detector