Панорама художнических профессий современных театрально эстрадных шоу

Сценография — искусство и производство

Сценография — это неразрывный сплав художественного творчества и театрального производства. Сочинённое художником в эскизах, чертежах и макетах надо воплотить в реальные конструкции, станки, декорации и бутафорию. В этом сценографу приходят на помощь театральные художники-технологи и целые цеха: столярные, художественно-декорационные, кос-тюмерно-пошивочные и т. д.

Естественность поведения и общения — достаточно сложная актёрская задача. Поэтому в театральных школах словесному общению предшествует обучение общению партнёров в условиях молчания, когда оно естественно и диктуется обстоятельствами (например, когда рядом спящий, во время звукозаписи или когда люди поссорились и т. п.). В этюдах на «органическое молчание» важна естественность молчания, а не подмена его каким-то разговором глухонемых. Эти этюды ещё можно назвать этюдами на «действенное слово», когда по ходу сюжета тишина прерывается одним-двумя словами, чаще всего подчёркивающими кульминацию события («Я же не нарочно, прости!», «Ну вот, разбудил!» и т. п.). Перед вами примеры подобных этюдов: «на рыбалке», «Художник», в таких упражнениях проявляется ваша художническая наблюдательность и внимание к происходящему вокруг.

Если оформление любого зрелища основано на искусстве художника, то любое действие, происходящее на сцене (в спектакле, шоу или концерте), зиждется на фундаменте актёрского мастерства. Его важнейшая часть — искусство общения. На сцене актёры общаются друг с другом, с залом, и в этом общении они должны быть естественными и правдивыми, иначе зритель не поверит им.

В театре, помимо художника-постановщика (сценографа) и художника-технолога, работают художник по свету, художник по костюмам, целые производственные цеха, создающие оформление спектакля. Это художественно-декорационный цех, который расписывает декорации, столярно-сварочный цех, который изготовляет из металла, пластика, дерева эти самые декорации (станки, ширмы, мебель), бутафорский и реквизиторский цеха, пошивочно-костюмерный цех, которые шьют и хранят костюмы, мягкие декорации. Есть даже такие специальные производства, как пастижорное, где изготавливают парики, или шорное, где делают театральную обувь.

Создайте аналитическую работу (индивидуально или коллективно) на тему «Панорама художнических профессий в современных театрально-эстрадных зрелищах и шоу». Покажите разнообразие работы художника с новыми технологиями, а также раскройте производственно-технологическую сторону работы художника в театре.

Организационной деятельностью в театре занимается заведующий труппой. Этот человек принимает участие в распределении ролей, вносит предложения по составу труппы. Кроме того, он занимается составлением планов репетиций. Именно от этого человека зависит равномерная загрузка труппы. Заведующий подбирает новых актёров, приглашает исполнителей для разового участия в постановках.

Менеджер, импресарио, продюсер – все эти театральные профессии можно назвать словом антрепренёр. Этот человек является арендатором или содержателем частного театра. Кстати, самый первый контракт, заключенный антрепренёром с актрисой, был составлен в 1545 году! В России профессиональные антрепренёры появились только в XVIII веке. Первым представителем был немец Иоганн. Он был выписан в 1671 году царём Алексеем Михайловичем. 1679 год ознаменовался приездом в Москву нового антрепренёра – Сплавского. А в 1700-м по приглашению Петра I в Россию приехал Иоганн Куншт.

Капельдинеры подготавливают зал к спектаклю, встречают зрителей, рассаживают их по местам и даже могут проконсультировать по поводу репертуара театра. Так что афоризм о том, что театр начинается с вешалки, не совсем верен. Кстати, в царские времена были введены основные правила, которые в некоторых театрах сохраняются и сегодня: например, внизу, в партере и бельэтаже, роль капельдинеров исполняют мужчины, а выше первого яруса работают девушки.

Завершают сценический образ актёров люди, которым подошла работа костюмером. Они помогают подчеркнуть характер персонажа, его черты. Что такое театральный костюм? Это одежда, обувь, украшения и головные уборы. Информацию о том, как должны выглядеть костюмы персонажей разных эпох, берут из разных источников: музеев, книг, фотографий, открыток.

Мастер театральных превращений – гримёр. Он может превратить красавицу в чудовище и наоборот! Для этого он использует грим, материалы-наклейки (усы, парики, брови), гумоз – специальную вязкую массу, способную деформировать лицо. В своей работе гримёр не ограничивается одним лишь накладыванием грима. Он изготавливает парики и бороды.

Панорама художнических профессий современных театрально эстрадных шоу

История современного документального театра началась в 1920-е годы в СССР. В послереволюционные годы страна переживала сильные социальные потрясения и нуждалась в новом искусстве. Так в Москве появился агитационный театральный коллектив «Синяя блуза», который рассказывал малограмотному населению о происходящих событиях. Артисты инсценировали новости, дополняя их танцами и песнями.

Иногда в таких представлениях полностью отсутствуют слова. Первые черты пластического театра стали появляться в постановках начала XX века в Российской империи. Первопроходцами этого жанра считаются Александр Таиров, Всеволод Мейерхольд, Константин Станиславский, Айседора Дункан. На Западе впервые о пластическом театре заговорил Теннесси Уилльямс.

Название спектакля, который можно увидеть в корейском театре музыкальной комедии, созвучно с названием корейской народной песни — «Ариран». Это история простой девушки и её возлюбленного — лидера крестьянского восстания. Им предстоит пройти множество испытаний, но последнего испытания они не выдержат — испытания любовью. Драма насыщена лиричными песнями, традиционными танцами и зрелищными боями.
Для большинства театр — это сцена, на которой играют актеры, повторяя заученный текст. Но новые режиссеры зачастую творят собственный мир на основе своего воображения, и многим для этого не нужны подмостки.

Периодически документальные пьесы идут и на других площадках: например, Пензенский областной академический театр им. Луначарского представил «Историю одного преступления», в которой дословно воспроизводится переписка Льва Толстого и Петра Столыпина. Иммерсивный театр Иммерсивный в переводе с английского значит «создающий эффект присутствия».

Грандиозное танцевальное шоу началось с короткого выступления, предварявшего ирландских исполнителей на конкурсе Евровидения-1994. 7-минутное выступление обернулось ошеломительным успехом и мировым признанием. Риверданс представляет собой синтез национальных музыкальных инструментов, кельтских напевов, акробатических трюков и элементов ирландского степ-балета.

Кто есть кто в театре

Для профессии гардеробщика, как и для кассира, специальное образование не требуется. Но это вовсе не значит, что работа слишком простая. Этот человек должен быть аккуратным, так как с одеждой посетителей нужно обращаться бережно. Принимать и развешивать ее надо уметь быстро, чтобы не создавать очереди. Кроме того, гардеробщик несет материальную ответственность за ее сохранность.

Чаще всего суфлером становится бывший актер, который по различным причинам не может выходить на сцену. На первый взгляд эта профессия кажется легкой. Однако это обманчивое впечатление. На протяжении спектакля ее представитель находится в постоянном напряжении. Он должен быстро ориентироваться, где актер делает длинную паузу, а где – молчит, потому что забыл текст.

Представитель этой театральной профессии отвечает за создание костюмов, эскизы которых ему предоставляет худрук или режиссер-постановщик. От уровня сложности работы и количества сотрудников мастерской зависит, будет ли он руководить швеями или заниматься кроем и шитьем самостоятельно.

В обязанности художника-бутафора входит изготовление эскизов, согласование их с постановщиком, руководство цехом. Рядовой бутафор работает по готовому эскизу. Он занимается завариванием клейстера и клея, нарезанием бумаги, замешиванием глины, оклеиванием и окрашиванием – словом, изготовлением декораций и реквизита.

В некоторых театрах обязанности худрука выполняет главный режиссер. Однако такое совмещение, часто продиктованное желанием сэкономить на зарплате, негативно сказывается на качестве работы в целом. Оно может быть оправданно лишь в маленьких региональных коллективах.

Выучиться можно и на актера кукольного театра (для этого нередко достаточно училища). Специалист должен знать технику кукловождения, обладать сценречью, актерской техникой, быть музыкальным и т. д. Говоря о театре, можно услышать и такое слово, как «антрепренер». Сегодня оно употребляется несколько реже и в большей степени как связанное с театром дореволюционной эпохи. Сегодня бы сказали проще – продюсер. В крайнем случае – импрессарио. Этот человек мог владеть театром и заниматься его продвижением. Один из самых легендарных представителей этой профессии – человек, подаривший миру «Русские сезоны», Сергей Дягилев.

На эту специальность в театр может устроиться выпускник художественного вуза. Это не просто художник, душа которого поет и требует творчества, – понадобятся и сугубо технические навыки: например, знать характеристики разных клеевых составов, разбираться в красках с точки зрения химических свойств и т. д.

Если употреблять это слово в правильном значении, аниматор – это уличный актер. Работает он в парках развлечений, на массовых мероприятиях, один или в составе уличной актерской труппы. В идеале человек, связанный с этой профессией, также обязательно должен иметь актерское образование. Сегодня под аниматорами чаще понимают людей, которые ведут детские и взрослые праздники, работают в рамках тематических уличных мероприятий. Естественно, актерское образование имеет далеко не каждый.

Иначе говоря – подсказчик. Именно этот человек сидит в суфлерской будке и часто спасает судьбу спектакля. Его задача заключается в своевременной подсказке актеру, если тот забыл текст. И, конечно, ничего этого не должен заметить зритель. Сама будка находится посреди сцены, немного возвышается над помостом. Ее легко узнать по форме – она напоминает ракушку.

Зарплата актера не самая высокая. Если это провинциальный театр и назвать актера звездой, задействованной в большом количестве спектаклей, да строго на главных ролях, нельзя, получать он будет от 15 тысяч рублей. Увы, но реалии таковы. В московских театрах зарплаты выше, равно как и конкуренция.

Всю тяготу организационной деятельности принимает на себя руководитель труппы. Он формирует актерский состав, занимается распределением ролей, рекомендует актеров на главные роли. В его обязанности входит планирование репетиций, составление равномерной нагрузки труппы, а также формирование массовки. Занимаемое данную должность лицо должно обладать широким кругозором, позитивным мышлением, способностями к дипломатии, разными психологическими приемами.

Рекомендуем прочесть:  Льготы Пенсионерам На Электричку В 2023 Году В Спб

Какой же спектакль пройдет на ура, если звуковые эффекты не помогают погрузиться зрителю в события героев. За аудио восприятие в зале отвечает звукорежиссер. Это необычная профессия, которая требует определенных навыков и знаний музыкальных основ, владения тонким слухом. Звукорежиссер обращается с техникой, работает над созданием подходящих сюжету фонограмм. С помощью звуковых уловок он может передать шум приближающихся шагов, скрип двери, надвигающейся бури и многое другое. Совместно со звукооператором монтируют звуковые сопровождения, советуются с мнением режиссера, представляя ему разработанную концепцию. Данная работа предусматривает наличие специального образования, опыта работы со звуком, чувства синхронности.

Театр – древнейший храм кипящей жизни, в котором рождается настоящее искусство перевоплощения. Его мир полон ярких эмоций, завораживающих дух мелодий, красочных декораций, что вознаграждается благодарными аплодисментами зрителей. Однако такой успех – не лишь результат убедительной игры актеров, а и усердный труд всех тех, кто находится за кулисами сцены. Рассмотрим детальнее театральные профессии, особенности работы и требования к ним.

Балетмейстер востребован в театре оперы и балета. В драматическом театре его заменяет хореограф. Он отвечает за создание красивого танца коллектива, наполненного красками событий на сцене. Обязателен танцевальный опыт в различных направлениях, любовь к своей работе, хорошая физическая подготовки, упорство, нацеленность на результат и способности к руководству.

Для того, чтобы качественно поставить спектакль, требуется задействовать массу людей, которые ответственно, компетентно и творчески подойдут к рабочему процессу. Вклад каждого участника театральной команды невозможно оценить больше или меньше, поскольку все заинтересованы в реализации общей идеи. Театральные профессии представлены в списке ниже:

Режиссеру нужно донести до зрителя главную идею действия на сцене, вызвать эмоции, заставить засмеяться или заплакать, приходить в ужас или испытывать восторг. Ему необходимы: талант, богатая фантазия, оригинальное творческое мышление, умение подобрать актеров и многие другие качества.

Заведующий труппой осуществляет организационное руководство производственно — творческой деятельностью труппы театра. Участвует в распределении ролей. Вносит предложения главному режиссёру по составу труппы, вводам новых исполнителей в спектакли текущего репертуара.

Профессия костюмера очень важная и трудная. Костюмер, как и гример, должен обладать воображением, чувством прекрасного, чтобы творчески воплощать свои замыслы. Костюмер не только одевает на актера готовое платье, но и подгоняет его по фигуре, добавляет интересные детали (банты, цветы), подбирает головной убор.

Выход из тени: 5 российских сценографов рассказывают о своей профессии

Художник — ребенок, который так и не вырос, но не остановился в развитии (хочется верить). Наблюдая, как моя 4-летняя дочка выстраивает сумасшедшие композиции из игрушек, еды, одежды и при этом верит в реальность и серьезность своего мира, самостоятельно создавая и разрушая его законы, я понимаю, что занимаюсь тем же самым, только мне за это платят гонорары.

Кроме суровой независимости имеются еще любовь и доверие к человеку, с которым мы вместе что-то создаем: раствориться в другом художнике, кто бы он ни был — режиссер, композитор, артист — легко и приятно, если так складывается ситуация. Если коротко: все отношения индивидуальны, правил нет. Достаточно быть внимательной и честной к себе и соавтору и не увлекаться идеализмом.

Когда я училась в ГИТИСе, существовала единственная общепринятая версия «обязанностей театрального художника»: ты должен был обслужить, как официант (или как повар, или как любимая жена), любую режиссерскую идею любого режиссера. Законной была даже форма рабочей «проституции»: ты художник, потому должен (must) возбудиться от любого материала. Меня такое положение вещей никогда не устраивало. Пожалуй, это индивидуальная черта, которая сильно влияет на мою деятельность. На каждом шагу существовали, да и сейчас существуют, образцовые «пары» режиссер — художник, которые были примером для подражания у нас, молодых и зеленых. Со временем я усмотрела в таких отношениях повышенный градус ревности и собственничества, что мне не близко.

Полтора года назад я вошла в состав нережиссерского объединения Театр Взаимных Действий — в нем три художника и продюсер. Это один из самых значимых опытов для меня в последнее время. Горизонтальность и процессуальность пока еще не тренды, скорее радикальные эксперименты, но я не знаю ничего более важного сегодня, что искусство могло бы предложить обществу.

Довольно случайно попав на курс к Дмитрию Крымову, я быстро обнаружила, что нахожусь на своем месте и именно здесь и сейчас пришло время учиться театру: мастер завел совсем другие порядки, воспитывал чувство личной ответственности за свои решения, взращивал самостоятельность. На моей благодатной почве эти идеи буйно заколосились. Я очень серьезно отношусь к своей свободе и к свободе своего соавтора. Я — за осознанные партнерские отношения и работаю с людьми, с которыми на одной волне. Работая с кем-то в соавторстве, отвечаю за все решения, и для меня важно участвовать на всех этапах создания произведения. Как правило, на время работы мы становимся одним целым и делимся всеми помыслами и ощущениями относительно работы.

Работа над костюмом начинается с эскизов. Их выполняет художник. Он же оформляет вообще весь спектакль. Профессия театрального художника очень многогранна. Он является и дизайнером сцены, и декоратором, и художником. Немаловажно при этом и взаимодействие с режиссёром: только совместная работа позволяет реализовать творческий замысел постановки, ее задумку. Кстати, в каждом театре есть декоративно-бутафорский цех. Здесь изготавливают предметы, которые используются в спектаклях. Для создания декораций применяют самые разные материалы: папье-маше, дерево, гипс, холст.

Заядлые театралы знают ответ на вопрос о том, кто такой суфлёр. Тем, кто ещё не знаком со значением этого слова, будет интересно узнать, что французское souffleur на русский язык можно перевести как «подсказчик». То есть деятельность этого театрального работника заключается в том, что он следит за ходом репетиций и спектакля. А в случае необходимости шёпотом даёт подсказки актёрам. Рабочее место суфлёра скрыто от глаз зрителя, поэтому зачастую многие даже не задумываются о том, кто такой суфлёр и где он находится. А сидит этот человек или за кулисой, или в суфлёрской будке, расположенной посреди сцены. Эта будка едва возвышается, имеет форму ракушки.

С чего начинается любой храм Мельпомены? Вспоминая изречение Константина Станиславского, можно ответить: «Театр начинается с вешалки!», но на самом деле начинается всё с капельдинера. В обиходе людей этой профессии принято называть билетёрами, однако в числе их обязанностей не только проверка билетов. Такие особи могут привести в ужас каждого Цитаты, помогающие преодолеть страх Эти законы вы нарушаете каждый день! Капельдинеры подготавливают зал к спектаклю, встречают зрителей, рассаживают их по местам и даже могут проконсультировать по поводу репертуара театра. Так что афоризм о том, что театр начинается с вешалки, не совсем верен. Кстати, в царские времена были введены основные правила, которые в некоторых театрах сохраняются и сегодня: например, внизу, в партере и бельэтаже, роль капельдинеров исполняют мужчины, а выше первого яруса работают девушки.

Менеджер, импресарио, продюсер – все эти театральные профессии можно назвать словом антрепренёр. Этот человек является арендатором или содержателем частного театра. Кстати, самый первый контракт, заключенный антрепренёром с актрисой, был составлен в 1545 году! В России профессиональные антрепренёры появились только в XVIII веке. Первым представителем был немец Иоганн. Он был выписан в 1671 году царём Алексеем Михайловичем. 1679 год ознаменовался приездом в Москву нового антрепренёра – Сплавского. А в 1700-м по приглашению Петра I в Россию приехал Иоганн Куншт.

Театр – искусство, которое можно называть коллективным. Это только непосвященным кажется, что театр ограничивается сценой и актёрами, находящимися на ней. На самом же деле закулисье скрывает массу людей, которые имеют различные театральные профессии. Какие? Читайте дальше!

Панорама художнических профессий современных театрально эстрадных шоу

Или, например, есть такой португальский режиссер Тьяго Родригес. Его очень любят фестивальные продюсеры, поскольку затраты на его спектакли минимальные: он привозит с собой небольшой чемоданчик и играет весь спектакль совместно со зрителями. Родригес приглашает их из зала, они садятся на стулья, и он вместе с ними разучивает, а потом читает сонет Шекспира.

Например, яркое взаимодействие театра и цифровых технологий представляет новая версия оперы «Аида» в Мариинском театре. Спектакль был дополнен фрагментами акробатических номеров знаменитого Cirque du Soleil, а также мультимедийными анимационными декорациями и световыми технологиями.

В современной Японии кабуки является самым популярным видом театрального искусства. Представление сочетает в себе танцы, песни и драматургию. В спектаклях форма, цвет и звук образуют уникальную комбинацию, ассоциируемую с величайшими мировыми сценическими традициями.

В литературе (будь это беллетристика или нечто сугубо интеллектуальное) есть только один способ репрезентации любого произведения — книга. Или кино — его можно показывать только на экране. У театра способов репрезентации множество. В театре можно показывать кино, в театре можно показывать видео — этим активно пользуется, например, немецкий режиссер Франк Касторф.

Особенное впечатление производит эффекта присутствия, когда зритель оказывается внутри действия. Но в отличие от кино, где нашим взглядом манипулирует режиссер, в театре зритель сам решает, на что обратить внимание: на актеров, на декорации или на соседа. А в более сложных постановках зрителей не ограничивают статичным нахождением в кресле и позволяют перемещаться по виртуальному миру.

Создание современного эстрадного зрелища Михайлов Леонид Николаевич

В узком смысле слова шоу-бизнесом принято называть концертное и студийное исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию (в случае студийного исполнения — с последующей фиксацией на носитель информации (магнитную ленту, жесткий диск компьютера и т.д.) и дальнейшим тиражированием и коммерческим распространением тиража). Однако в значительно более широком смысле слова к шоу-бизнесу относят не только одну музыкальную эстраду, но и другие, близкие к ней виды деятельности: киноиндустрию, коммерческие спортивные состязания, развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и даже музыкальное радиовещание. Наконец, в максимально расширительном истолковании говорят, что шоу-бизнес — это реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производство и тиражирование фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции, коммерческая организация эстрадных групповых и индивидуальных выступлений актеров, певцов, торговля авторскими и смежными правами, создание музыкальных и видеоклипов, рекламных фильмов, буклетов, афиш, проспектов и прочего. Одной из важнейших составляющих современного шоу-бизнеса стала его тесная связь с научно-техническим прогрессом. Здесь можно говорить и о развитии средств радио — и телевизионного вещания, о прогрессе в области звуковых и видеоносителей, средств звукозаписи, о растущем ассортименте электромузыкальных инструментов, однако вспомним и о том, что сегодняшние массовые представления — один из ключевых факторов шоу-бизнеса — невозможны без визуального оформления и технического оснащения. Световые, голографические, пиротехнические эффекты,

Рекомендуем прочесть:  Что дают на 3 ребенка в ставропольском крае в 2023

К визуальным средствам в области современного эстрадно-постановочного искусства принято относить, прежде всего, те приспособления и приборы, которые помогают большему количеству зрителей в деталях наблюдать происходящее на сцене, одновременно являясь существенным элементом декорации.

Автор использовал структурно-функциональный метод исследования, подразумевающий расчленение объекта на составные части и их анализ в социально-коммуникативном и психологическом ракурсах, а также методику целостного анализа, позволяющую, всесторонне осмыслить изучаемый феномен.

Кроме этого, надо отметить, что ресурс светодиодов в несколько раз выше, чем у ламп накаливания. У современных ламповых экранов ресурс составляет не более 3 лет. После чего, как правило, меняются все лампы. Светодиодный экран может работать 8-10 лет без смены излучателей и при этом сколько-нибудь заметного уменьшения яркости не произойдет. Одной из основных характеристик светодиодного дисплея является шаг -расстояние между соседними пикселями. Сейчас выпускаются светодиодные дисплеи с шагом от 3 мм и выше. Чем больше шаг пикселов светодиодного дисплея, тем больше должны быть его размер и расстояние, с которого предполагается смотреть на изображение.

В своей работе «Эстрадные заведения» доктор искусствоведения Сергей Клитин несколько лет назад писал: «Любители эстрады как зрелища прекрасно понимают, что именно возможности электронного монтажа, разнообразные телевизионные трюки (стоп-кадры, подмены, изобразительные и звуковые шутки) сделали эстрадные программы более яркими, красочными, оригинальными. Все названное полностью отвечает одному из важнейших качеств эстрады — праздничности» . Это абсолютно соответствует действительности, и тенденция эта продолжает прогрессировать. Огромное число современных массовых эстрадных представлений сегодня существует сразу в двух ипостасях — сценической и телевизионной — на афишах даже бывает указано, что «во время концерта проходит съемка телевизионной версии» или просто пишут — «концерт-телесъемка». Это, безусловно, накладывает серьезный отпечаток на режиссуру и сценографию таких мероприятий. Приходится учитывать расположение стационарных телевизионных камер, возможность двигаться на сцене операторам камер переносных, по-иному расписывается световая партитура, отдельно оговаривается необходимость использования фонограммы. Автору настоящего исследования пришлось столкнуться со всеми этими сложностями при работе над постановкой праздничного концерта «Love Story», проводившегося под эгидой радиостанции Love Radio в Кремлевском Дворце 12 февраля 2006 года.

Кинооператор — важнейший член творческого коллектива. Он осуществляет съёмку в соответствии с идейным замыслом режиссёра. Он выбирает общий, средний или крупный планы, продумывает размещение камеры, угол её наклона и пр. Именно от него во многом зависит, как в итоге будет выглядеть фильм.

Вместе со звукорежиссёром кинокомпозитор отвечают за аудиочасть фильма или сериала. Но если режиссёр по звуку отвечает за речь и синхронные шумы (звуки природы, улицы и пр.), то задача кинокомпозитора — создать саундтрек, который будет соответствовать духу картины и при этом запомнится зрителям.

Многих выпускников привлекает профессиональный мир кино и театра. Актёрская игра, создание фильмов или постановка спектаклей интересуют амбициозных и творческих личностей. Но перед тем, как готовиться к поступлению в профильные вузы, стоит узнать, какие профессии есть в кино и театре. Мы приведём перечень самых популярных специальностей, расскажем о плюсах и минусах некоторых из них.

Кинорежиссёр — идейный руководить кинофильма или сериала. Он формирует замысел проекта, объясняет остальным членам группы их задачи и отвечает за конечный результат. В процесс режиссуры входит постановка сцен, взаимодействие с оператором, контроль за съёмками и множество других мелких задач: выбор актёров, подбор локаций и т. д.

Основа любого фильма — качественный сценарий. Именно с труда сценариста начинаются съёмки любого продукта. Обычно первоначальный сценарий в ходе съёмок подвергается изменениям, и в задачи сценариста входит оперативная коррекция некоторых сцен, которая при этом не нарушит общий сюжетный ход.

Театральные профессии

Работа над костюмом начинается с эскизов. Их выполняет художник. Он же оформляет вообще весь спектакль. Профессия театрального художника очень многогранна. Он является и дизайнером сцены, и декоратором, и художником. Немаловажно при этом и взаимодействие с режиссёром: только совместная работа позволяет реализовать творческий замысел постановки, ее задумку. Кстати, в каждом театре есть декоративно-бутафорский цех. Здесь изготавливают предметы, которые используются в спектаклях. Для создания декораций применяют самые разные материалы: папье-маше, дерево, гипс, холст.

За работу светового оборудования в постановках отвечает светооператор. Световые эффекты на сцене используются самые разные. Две основные категории – стационарные и динамические. К динамическим можно отнести: молнию; взрыв; пожар; дождь; снег; ход поезда. Стационарные эффекты – это: звёзды; луна; туман; радуга. Для всех световых эффектов светооператоры используют специальное оборудование. А туман получается, когда через сухой лёд в испарителях пропускается горячий пар.

Человеку, который переступил порог театра, как правило, требуется помощь. Ему нужно купить и предъявить билет, где-то оставить верхнюю одежду. Тем, кто пришел на спектакль впервые или ходит очень редко, необходимы разъяснения. Например, где находится партер, балкон и бельэтаж, как пройти в буфет или уборную, сколько длится антракт.

Для профессии гардеробщика, как и для кассира, специальное образование не требуется. Но это вовсе не значит, что работа слишком простая. Этот человек должен быть аккуратным, так как с одеждой посетителей нужно обращаться бережно. Принимать и развешивать ее надо уметь быстро, чтобы не создавать очереди. Кроме того, гардеробщик несет материальную ответственность за ее сохранность.

Основная обязанность актера – исполнять роли, создавая художественные образы. Стать им без соответствующего образования практически невозможно. Без диплома могут взять разве что в какую-нибудь аматорскую труппу или в маленький театр в провинции. Но даже для этого нужны яркий типаж и незаурядный талант. Причем образование все равно получать придется – заочно.

Отдельный раздел диссертационного исследования посвящен лазерному оборудованию Автор отмечает, что отечественный зритель впервые столкнулся с лазером как элементом сценографии на концерте французской группы Space (тогда выступавшей под названием Pans France Transit), проходившем в 1983 году во время тура группы по СССР в СК «Олимпийский» Согласно терминологии, принятой Международной ассоциацией лазерных показов (ILDA), существует два основных способа применения лазерных показов лазерное шоу и специальные эффекты В лазерном шоу лазерная система является главным действующим элементом, в рамках же специальных эффектов лазер является поддержкой основной сценографии спектакля или представления

Переходя к развитию эстрадного искусства в XX веке, автор, коротко очертив его основные вехи, подробно останавливается на многотысячных рок-фестивалях 60-х годов и связанной с ними культурой хиппи Именно хиппи были публикой трех многотысячных фестивалей 60-х годов — Монгерея Вудстока и фестиваля на острове Уайт, послуживших прообразом для массовых стадионных концертов 70-х годов В течение следующего десятилетия такие

который на время становится реальностью Праздник символизирует для человека все то, чего ему недостает в повседневной жизни Все, что человек может компенсировать, восполнить, как недостаток реальной жизни, выплескивается в стихии праздника Но праздник — это еще и многогранное социальное явление, отражающее исторические, экономические и художественные ценности народа Многофункциональность праздника способствует духовному развитию человека, формированию его личности. Массовый праздник как социально-художественный феномен, вбирающий в себя большое число художественных, спортивных, массово-политических, развлекательно-игровых и состязательных форм, оказывает воздействие на его участника в сфере нравственно-эстетической и повышает его социальную активность

Говоря о еще одном существенном факторе, повлиявшем на развитие технических средств оформления массовых представлений, автор останавливается на средневековом карнавале и вспоминает знаменитую формулу, данную ММ Бахтиным «Карнавал — это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха»3 Карнавал был всенародным праздником, в

Диссертант подчеркивает необходимость искусствоведческого осмысления проблем классификации и типологии технических средств оформления современных эстрадно-массовых представлений Рассматривается общая картина современного использования плодов научно-технического прогресса в постановочном процессе эстрадных постановок Наконец, во Введении демонстрируется специфика используемого в диссертации материала, формулируется методологическая и теоретическая база исследования

Создание современного эстрадного зрелища: принципы художественного оформления тема диссертации и автореферата по ВАК РФ, кандидат искусствоведения Михайлов, Леонид Николаевич

В настоящей работе применён системный метод исследования, позволяющий сочетать исторический, культурологический, социологический, эстетический и теоретический подходы к изучаемому явлению. Необходимость взглянуть на технические средства оформления современного эстрадно-массового искусства как средство создания художественной целостности потребовала привлечения большого количества разнообразных источников.

Степень научной разработанности темы. Проблемы классификации и типологии технических средств оформления современных эстрадно-массовых представлений не получили широкого освещения в работах отечественных исследователей. Этот раздел знания в настоящее время остается вне основного поля зрения современной академической науки, хотя его истоки уходят в глубь европейского средневековья — следовательно, научная традиция имеет свою давнюю историю.

При этом эстрадное искусство остается самим собой, оно не растворяется в других крупных сферах искусства — и продолжает эволюционировать, постоянно ищет пути обновления. Так, на протяжении всего своего пути современное эстрадное искусство сохраняет две тенденции: с одной стороны, к автономизации, с другой — к интеграции. Эта универсальность является уникальной — и технические средства оказываются одним из опорных столпов этой универсальности.

Безусловно, на первый взгляд технические средства оформления массового представления весьма разнообразны и имеют между собой не много общих черт. Однако есть общие константы, которые находятся вне зависимости от технологической специфики. Они определяют смыслосодержательность данного феномена внутри художественного пространства эстрадного искусства.

Рекомендуем прочесть:  Вск Страхование Срок Выплаты

Правда, один из ведущих российских импресарио Андрей Агапов считает, что это не совсем так: «.мне нравятся западные шоу тем, что у них очень высокая техническая база. У нас же до сих пор нет даже команды людей, которая правильно могла бы технически обслуживать мероприятия.

Суфлер внимательно следит за ходом каждой репетиции и спектакля. Если вдруг актер забыл свою реплику, он шепотом подсказывает ему. Его рабочее место невидимо для зрителя, поэтому не все знают даже о существовании такой профессии. Находится суфлер за кулисами или в специальной будке, которая располагается посреди сцены. Это едва заметное возвышение в форме ракушки. Иногда он может прятаться в декорациях.

  1. В химической промышленности. Колористы здесь нужны для создания различных цветовых гамм и изготовления колеров отделочных материалов.
  2. В типографии. Для печати типографской продукции нужен предварительный подбор возможных цветовых решений.
  3. В текстильной промышленности – для разработки эксклюзивных тканей.
  4. В изготовлении целлюлозно-бумажных изделий.
  5. В автомобильной промышленности.
  6. В производстве косметики и краски для волос.

Это своего рода связной между руководящим звеном и творческим коллективом театра. Он составляет график репетиций и обсуждает его с худруком. Заведующий труппой вносит предложения по изменению в ее составе и вводу новых исполнителей. Именно к нему обращаются артисты, когда у них возникают разного рода проблемы.

  1. «Реставрация», факультет искусства реставрации Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова;
  2. «Реставрация», Институт искусств Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина («Технологии. Дизайн. Искусство»);
  3. «Реставрация», Институт искусства реставрации.

Человеку, который переступил порог театра, как правило, требуется помощь. Ему нужно купить и предъявить билет, где-то оставить верхнюю одежду. Тем, кто пришел на спектакль впервые или ходит очень редко, необходимы разъяснения. Например, где находится партер, балкон и бельэтаж, как пройти в буфет или уборную, сколько длится антракт.

Убедительно. Сразу несколько спектаклей в этом сезоне встали на колеса. Герои феерической сказки Олега Глушкова на сцене Театра наций «Синяя синяя птица» попадают внутрь механических часов, где встречают механических людей. Подобно фигуркам, выезжающим вместе с боем в старинных музыкальных часах, механические персонажи вычерчивают на сцене круги, перемещаясь на гироскутерах.

Искусство спешит вон из обыденной реальности. Сегодня VR-проекты, как первые короткие фильмы для кинетоскопов в конце XIX века, мало похожи на искусство и воспринимаются как аттракцион. Но все чаще крупные художники пробуют взаимодействовать с виртуальной реальностью, совмещая возможности кинематографа, театра и компьютерных игр. На последнем Каннском фестивале свою VR-работу представил Алехандро Гонсалес Иньярриту, не обошлись без виртуального и ММКФ, и Венецианская биеннале

Наличие гироскутера может быть и открытым приемом, задача которого — обозначить молодежность происходящего. Так обстоит дело в спектакле «Sociopath» новосибирского театра «Старый дом» по мотивам шекспировского «Гамлета». Спектакль мельтешит видеопроекциями, Клавдий вызывает Гамлета на батл, а Гертруда перемещается исключительно на электрической доске с колесами.

Первый же полноценный российский спектакль для VR-очков — «В поисках автора» тюменского центра «Космос» в постановке Данила Чащина. Другое дело, что каждые три минуты очки, не способные пока что выдерживать более длительной дистанции, приходится снимать, переключаясь на живую игру актеров.

Зритель 8-минутного VR-опуса Юрия Квятковского («Копы в огне», «Норманск»), созданного для проекта «1917. Свободная история», приходил в историческое здание Сбербанка на Старом Арбате, надевал специальные очки и оказывался в сберкассе 1917 года. В интерьерах появлялись Ахматова, Станиславский, Шаляпин и Маяковский. Встреча была ознаменована коллективными песнопениями, стихами и форменным футуристическим дебошем. Зрители могли перемещаться внутри кадра и рассматривать детали обстановки и костюмов, уворачиваясь от оплеух. Проект стал первым в России опытом соединения актерской игры, подлинных интерьеров и виртуальной реальности.

Автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ диссертация на тему: Создание современного эстрадного зрелища

Первая глава диссертации посвящена рассмотрению проблем влияния технических средств оформления публичных представлений на динамику развития истории эстрадного искусства в исторической перспективе Рассматривается развитие технических средств оформления массовых представлений с древнейших времен до наших дней.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые в комплексном, обобщенном виде анализируется малоизученная в отечественном искусствознании классификационно-типологическая проблема технических средств оформления в создании массовых представлений. Подобный ракурс изучения позволяет осознать этот феномен как явление общеэстетического, социологического, психологического порядка. Предпринятая попытка дает возможность по-новому осмыслить явление, раскрыть его сущностные парадигмы. Весьма плодотворным кажется избранный в данной работе междисциплинарный подход, который представляет изучаемый феномен как неотъемлемую часть эстрадного искусства.

Цель исследования — изучить технические средства оформления современного эстрадного зрелища как часть искусствознания, изучающего эстрадное искусство XX — XXI веков, определить его статус внутри эстрадного искусства, вписать их в современную типологическую схему.

Автор останавливается на возникновении нового эстрадного жанра -светомузыкального шоу Как правило, такое представление сопровождается музыкальным рядом, либо исполняющимся «вживую», либо звучащим с фонограммы В Москве такое шоу дважды (в 1996-м и 2003-м годах) показывал французский музыкант Жан-Мишель Жарр, известны также работы немецкого режиссера и художника по свету Герта Хоффа, являющегося также еще и менеджером известной рок-группы Rammstein, немалое внимание уделяющей внешней стороне своих выступлений (шоу с участием группы Scorpions, Томаса Андерса и Президентского симфонического оркестра, Красная площадь, 2003, световое шоу на праздновании 750-летия г Львова, Украина, 2006)

Опираясь на труды отечественных теоретиков и практиков (С Клитина, И Шароева, О. Кривцуна, Ю. Черняка), отечественных и зарубежных историков (Г. Хефлинга, М Авджиолилло, Г Вагнера, Ю Бутовченко), социологов (Г Ле Бона) а также на работы современных журналистов (А Троицкого, И Панасова и др ) и высказывания практиков современного шоу-бизнеса (А Агапова, Н Соловьевой), в диссертации предпринята попытка взглянуть на изучаемый феномен с позиций общегуманитарного знания

Если всё же возникает такой вопрос, то стоит определиться, с какой целью нужно распознавать эти тонкости. Если есть желание самому создавать театральные постановки — важно действительно разобраться, но это просто инструментарий как в любой другой профессии. Для восприятия непрофессионала пригодится скорее простая насмотренность.

Благодаря развитию наук о сознаниии человека в XX веке начинается погружение и художника в эти знания. Теперь художник размышляет о том, как зрители воспримут его произведение — эксперименты с воздействием на разные органы чувств, отрыв объекта от звука, осязательных ощущения от картинки или привычного образа.

Вернёмся к Уилсону: его спектакли не были основаны на произведениях — они брали текст лишь как одну из многих составляющих, не делая его фундаментом. Уилсон размышлял образами и цветом; текстом, как отдельным от говорящего объектом. Поэтому его спектакли часто относят и к визуальному театру — те же «Сказки Пушкина».

« Сложно выделять конкретные имена. Но мне нравится, что делают Екатерина Августеняк, Светлана Петрийчук, Ася Волошина, Викентий Брызь. Есть имена, которые совсем на слуху, но их всё равно стоит произнести — это Иван Вырыпаев, Павел Пряжко, Михаил Дурненков. Из режиссёров для меня важны работы в театре и кино Виктора Рыжакова и Кирилла Серебренникова. Но не только, конечно».

Это далеко не весь список. Всё это формируется не на пустом месте — причиной тому изменчивое общество, новые технологии и сам зритель. Как и любая сфера, театр ищет новые способы реализации себя — как когда-то давно художники стали писать авангард после появления первых фотоаппаратов.

Как не потеряться и не сойти с ума в современном театре

Так и с театром: конкурируя с кино, телевидением, видеоиграми и интернетом, он просто обязан трансформироваться, интегрироваться с другими видами искусств, вовлекать и порой даже удивлять зрителя, чтобы не потерять его. И это ни в коем случае не значит, что современный театр (скажем так, хороший современный театр) переходит в разряд исключительно развлекательного действа – наоборот, он двигается в сторону усложнения форм, углубления смыслов и расширения пространства даже при внешнем минимализме.

Понятие, используемое для описания формы в современном искусстве в принципе, не только в театре. К перформансу относят любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. Иными словами, это «ожившая инсталляция». В театре этот термин чаще используется для условного обозначения спектакля, созданного на стыке драмы, хореографии, музыки, визуальных искусств и медиатехнологий.

Театр на стыке драмы и живописи. В сущности, это «живые картины» – ассоциации режиссёра-художника, возникшие у него при прочтении того или иного литературного или драматургического произведения. Слов там может не быть вовсе, или звучать они будут урывками, а вот визуальная эстетика по-настоящему поражает зрителя метафоричностью и красотой.

С развитием самого явления, естественно, зарождается необходимость это явление как-то вербально описывать. Перформанс, иммерсивный спектакль, пластический спектакль, site-specific, документальный театр, вербатим, социальный театр, горизонтальный театр, театр художника, play-back театр, променад и т.д. – чего только не встретишь в афишах и анонсах. На деле же все не так пугающе, и если разобраться в понятиях, чем мы и будем заниматься в этой и последующих статьях колонки «Театральный ликбез», то можно почти безошибочно ориентироваться в многообразии театрального мира и почти безболезненно открывать для себя новые грани этого искусства.

В целом женщину можно понять: сейчас подобное «безобразие» (а то и похлеще) происходит повсюду, и, пожалуй, во всем мире осталось довольно мало постановок, где действие происходит ровно так, как в пьесе. Вернее, как интерпретируют пьесу в школьных классах: герои одеты в исторические костюмы, на сцене высятся дома с колоннами, а актёры разговаривают так, будто бы только что сошли с маршрутки прямиком из 19 века.

Adblock
detector