Пенсионные Взносы По Доптарифу, Зависящему От Спецоценки (Список 2)

Как результаты аттестации и спецоценки отражаются на тарифе дополнительного взноса

В 2012 году по итогам аттестации по всем рабочим местам в нашей организации установлены допустимые условия труда. Несмотря на то что ее результаты пока действительны, нам советуют провести спецоценку. Каким образом проведение или непроведение этой процедуры влияет на тариф допвзносов?

Самым прямым образом. Сейчас вы начисляете дополнительные взносы по тому тарифу, который закреплен частями 1, 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ (письмо ПФР от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707). Для должностей, поименованных в Списке № 1, – это шесть процентов, в Списке № 2 – четыре процента. Если вы проведете спецоценку и по ее результатам вам будет установлен оптимальный или допустимый класс условий труда, платить взносы по дополнительным тарифам вообще не придется.

В ряде ситуаций работодатель должен провести внеплановую спецоценку в течение полугода. Например, в связи с введением новых рабочих мест, изменением технологического процесса, предписанием государственного инспектора труда в связи с выявленными нарушениями и др. (ст. 17 Закона № 426-ФЗ)

Два процента – за условия труда 1-й степени вредности. Восемь процентов – за опасные условия труда. Учтите, что дополнительными взносами за вредность облагаются только выплаты сотрудникам с вредными и тяжелыми условиями труда, которые имеют право на досрочную пенсию. Списки таких должностей утверждены Постановлением №10.

– сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю, если рабочие места отнесены к подклассам условий труда: 3.3, 3.4 или классу 4;
– ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее семи календарных дней, если рабочие места отнесены к подклассам условий труда: 3.2, 3.3, 3.4 либо классу 4;
– повышенная оплата труда – не менее четырех процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, если рабочие места отнесены к подклассам условий труда: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 или классу 4.

Как условия труда на рабочих местах влияют на дополнительные тарифы взносов в ПФР

Как известно, взносы в ПФР по дополнительным тарифам уплачиваются в отношении некоторых работников, которым положена досрочная трудовая пенсия по старости (ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – закон о страховых взносах). К таким работникам относятся лица, перечисленные в пп.пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – закон о пенсиях). Согласно этим подпунктам досрочная пенсия назначается в зависимости от стажа и вида работы, на которой заняты сотрудники.

Обратите внимание, что взносы в ПФР по дополнительным тарифам (ст. 58.3 закона о страховых взносах) не следует путать с «дополнительными» взносами в ПФР в размере 10% (ч. 1 ст. 58.2 закона о страховых взносах). Последние исчисляются в отношении всех застрахованных лиц с выплат, превышающих предельную величину базы по страховым взносам.

Но Минтруд России не оставил страхователей (работодателей) в беде и разъяснил, как результаты спецоценки и аттестации влияют на размер страховых взносов по дополнительным тарифам (письмо Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113). Рассмотрим подробнее, что же посоветовало министерство.

Основываясь на этом, Минтруд России разъясняет следующее. Если по результатам аттестации условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то взносы начисляются по тарифам, предусмотренным ч. 1 и ч. 2 ст. 58.3 закона о страховых взносах – соответственно по 6% и 4% (в 2014 году). То есть тариф 0%, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, к ним не применяется. Напомним, что такой же вывод ранее был сделан ПФР в письме от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707.

Также стоит отметить, что заключить такое соглашение могут только работодатели, которые до сих пор не оформили результаты аттестации. Если же результаты уже оформлены, то придется заново оценивать условия труда на рабочих местах, но уже заключая новый договор о проведении спецоценки.

Соответственно, как прямо следует из части 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ, в отношении рабочих мест, аттестованных до 2014 года, при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР должны применяться результаты аттестации, проведенной до 2014 года. При этом тарифы страховых взносов должны определяться согласно п. 2.1 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ и части 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (смотрите также п. 1 письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579, письмо Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171).

— по строке 1 в графах 4-6 — данные о количестве рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда, в том числе отнесенных к вредным и опасным условиям труда, содержащиеся в отчете о проведении специальной оценки условий труда. Если специальная оценка условий труда страхователем не проводилась, то в графах 4-6 проставляется «0».

Согласно п. 15 Порядка заполнения РСВ-1 по каждому классу и подклассу условий труда в соответствующих графах отражаются выплаты и иные вознаграждения, поименованные в частях 1, 2 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, нарастающим итогом с начала года и за каждый из последних трех месяцев отчетного периода:

Расчет по форме РСВ-1 ПФР по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и порядок ее заполнения (далее — Порядок заполнения РСВ-1) утверждены постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п.

Частью 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ (далее — Закон N 421-ФЗ) установлено, что при определении размера дополнительных тарифов, установленных п. 2.1 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ и частью 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам проведенной до 2014 года аттестации рабочих мест признаны вредными и (или) опасными, применяются результаты этой аттестации. Они действительны до окончания срока своего действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно.

Пенсионные Взносы По Доптарифу, Зависящему От Спецоценки (Список 2)

Когда в организации имеются актуальные результаты аттестации части рабочих мест, страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР начисляются в следующем порядке. Если работник занят на работах с особыми условиями труда и его рабочее место по результатам аттестации признано вредным или опасным, то страховые взносы следует начислять по дополнительным тарифам из части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд российской федерации, фонд социального страхования российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ). Они указаны в таблице 1.

Дополнительные тарифы страховых взносов из таблицы 1 действуют с момента утверждения отчета о спецоценке. То есть работодатель выплачивает в ПФР по новому тарифу только с той части средств, которые перечислялись работнику уже после завершения спецоценки.

По результатам специальной оценки условий труда работодатель может применять более низкий дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ или получить освобождение от уплаты страховых взносов по таким тарифам. Однако не все знают, как применять этот порядок в отношении разных категорий работников. Давайте разберемся.

Если работники заняты на нескольких рабочих местах с особыми условиями труда, то работодатель перечисляет в ПФР страховые взносы со всех выплат, сделанных в пользу работника. Для каждого рабочего места сотрудника выбирают свой дополнительный тариф страховых взносов (таблица 1, 2 или 3 в зависимости от характеристик рабочего места). Выплаты начисляют пропорционально количеству дней (часов), отработанных на том или ином рабочем месте.

Таблица 2. Размер дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР в отношении выплат в пользу работников, которые заняты на работах из подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Рекомендуем прочесть:  Должны Ли Быть Батареи В Подъезде Многоквартирного Дома?

Работники из списков № 1 и № 2 и страховые взносы

мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

Наименование профессии, должности, работы должно быть приведено в трудовой книжке, в трудовом договоре так, как это приведено в Списках № 1 и № 2.
Например, нужно писать не прораб, а производитель работ.
В противном случае могут возникнуть разногласия с отделением ПФР.

– при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, – Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10;

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ, в следующем порядке:

С 1 января 2015 года Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Законом № 400-ФЗ в части, не противоречащей Закону № 400-ФЗ.

Если доптарифы установлены по результатам СОУТ, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1020 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1020 160. Если СОУТ не проводилась, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1010 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1010 160.

Тарифы, которые нужно применять по результатам спецоценки, начинают действовать с даты внесения её результатов в федеральную государственную информационную систему (Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» ). Компания-оценщик должна сообщить вам об этом не позднее трёх рабочих дней после внесения сведений.

Взносы по доптарифу перечисляют в те же сроки, что и для обычных страховых взносов — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были начислены. Если последний день уплаты — выходной или нерабочий, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.

  1. Если у обычных страховых взносов есть ограничения по предельной годовой зарплате, свыше которой взносы снижаются, дополнительные начисляются одинаково с любых сумм.
  2. Применение доптарифов зависит от периода, в котором были начислены выплаты, а не за который они начислены. Например, в 2021 году работнику начислили премию по итогам прошлого года. В месяце начисления он занят на вредной и опасной работе. Премию нужно включить в базу для расчёта взносов «за вредность», даже если весь прошлый год, за который выдают премию, работник трудился в обычных условиях.
  3. Начисление доптарифов не зависит от режима работы. Если работник занят во вредных и тяжёлых условиях менее 80% рабочего времени, этот период не входит в льготный стаж для досрочной пенсии. Но взносы по доптарифам всё равно нужно начислять.
  4. Рассчитать их нужно и в случаях, когда «вредник» отсутствовал из-за болезни, командировки, отпуска (ежегодного оплачиваемого, по уходу за ребёнком, по беременности и родам) и в другие периоды, которые включаются в льготный стаж. В таких случаях работник считается занятым на работах, дающих право на досрочную пенсию.
  5. В течение месяца «вредник» может быть занят попеременно на работах, указанных и в Списке № 1, и в Списке № 2. Тогда допвзносы нужно начислить по разным ставкам. Если раздельный учёт выплат на предприятии не ведётся, взносы по доптарифам нужно рассчитать пропорционально — фактически отработанные дни по каждому виду работ разделить на общее количество календарных дней месяца и умножить на выплаты за месяц и на соответствующий тариф.
  6. Если работник в течение месяца был занят и во вредных, и в нормальных условиях труда, то доптарифы нужно начислить только на выплаты за фактически отработанное во вредных условиях время. Рассчитывают их так же, как и в предыдущей ситуации (если нет раздельного учёта выплат).
  7. Периоды, когда «вредник» находится отпуске без содержания или в учебном отпуске не засчитываются в стаж для досрочного назначения пенсии. И здесь Пенсионный фонд и Минфин расходятся во мнении о том, нужно ли начислять допвзносы. Позиция ПФР — не начислять, так как работник не был занят на работах с особыми условиями труда. Минфин считает, что выплаты за этот период облагаются допвзносами в полном объёме. Безопаснее их всё же начислить. Так, Минтруд в письме № 17-3/В-256 от 17 июня 2016 г. разъяснил, что база для начисления взносов по доптарифам не зависит от периодов, входящих или не входящих в льготный стаж. Эта позиция подтверждается и судебной практикой.

Есть профессии, должности и производства, которые по умолчанию предполагают работу во вредных или тяжелых условиях, даже когда спецоценка ещё не проводилась. Например, если они числятся в Списке № 1 и Списке № 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 г.

Пенсионные Взносы По Доптарифу, Зависящему От Спецоценки (Список 2)

В соответствии с п. 4 раздела II указанного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В соответствии со ст.30 федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 осуществлялась путем преобразования их в расчетный пенсионный капитал (ПК). ПК рассчитывается как произведение разницы между расчетным размером трудовой пенсии РП и размером базовой части трудовой пенсии БЧ и ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии Т.

Необходимо учитывать, что с 2002 по 2014 год ежегодно проводилась индексация расчетного пенсионного капитала, и в каждом году утверждался свой коэффициент повышения. В итоге, к 31 декабря 2014 года, к моменту вступления в силу новых пенсионных правил, коэффициент индексации составил 5,6148166. Это означает, что величина расчетного пенсионный капитал увеличивается в 5,6148166 раз.

Согласно разъяснению, данному в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии», при проверке правильности оценки пенсионными органами пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал необходимо руководствоваться правилами, изложенными в ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имея при этом в виду следующее:

Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 г. № 16/19па утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в п. 5 которого предусмотрено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.

Как результаты аттестации и спецоценки отражаются на тарифе дополнительного взноса

Чтобы определить размер дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, учитывайте подкласс условий труда, присвоенный по результатам спецоценки или аттестации, или вид работ, на которых занят сотрудник (если оценка не проводилась). Организации, которые провели аттестацию, по результатам которой установлены вредный или опасный классы условий труда, могут применять новые дополнительные тарифы по взносам в ПФР (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ). Для подкласса 3.1 (вредный) – это два процента, для подкласса 4 (опасный) – восемь процентов.

Рекомендуем прочесть:  Пособия и выплаты за третьего ребенка в 2021 году самарская область

Самым прямым образом. Сейчас вы начисляете дополнительные взносы по тому тарифу, который закреплен частями 1, 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ (письмо ПФР от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707). Для должностей, поименованных в Списке № 1, – это шесть процентов, в Списке № 2 – четыре процента. Если вы проведете спецоценку и по ее результатам вам будет установлен оптимальный или допустимый класс условий труда, платить взносы по дополнительным тарифам вообще не придется.

– сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю, если рабочие места отнесены к подклассам условий труда: 3.3, 3.4 или классу 4;
– ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее семи календарных дней, если рабочие места отнесены к подклассам условий труда: 3.2, 3.3, 3.4 либо классу 4;
– повышенная оплата труда – не менее четырех процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, если рабочие места отнесены к подклассам условий труда: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 или классу 4.

По результатам аттестации рабочее место начальника отдела кадров отнесено к подклассу 3.1. Должность специалиста по кадровой работе не значится в списках профессий для досрочного назначения пенсии. Нужно ли с зарплаты такого сотрудника начислять дополнительные взносы в ПФР?

По результатам аттестации рабочих мест в организации установлены оптимальные условия труда. Однако офисные рабочие места не проверялись. Должны ли мы ли начислять дополнительные страховые взносы в 2014 году на выплаты тем сотрудникам, которые работают за компьютером?

Старший партнер, руководитель группы практик юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин считает, что позиция КС в данном случае понятна: государство, сильно «обжегшись» на повышении пенсионного возраста, не готово больше никаким образом уменьшать пенсионные платежи, включая дополнительные тарифы страховых взносов в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда.

Кроме того, согласно ст. 58.3 Закона о страховых взносах (с 1 января 2017 г. – ст. 428 НК РФ), а также ст. 33.2 Закона об ОПС работодатели, чьи сотрудники трудятся в особых условиях (выполнение работ сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности – тяжелыми условиями), с 1 января 2013 г. обязаны платить страховые взносы по доптарифам с учетом их поэтапного повышения в 2014 и 2015 гг.

Данные законоположения, подчеркивается в определении, не содержат исключений относительно начисления взносов по доптарифу в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в зависимости от режима занятости (полной или частичной). Обязанность по уплате взносов по доптарифу распространяется на всех работодателей, чьи работники трудятся в особых условиях.

Рассмотрев материалы жалобы, КС не нашел оснований для ее принятия к рассмотрению. При этом Суд напомнил, что, в отличие от налогов, страховые взносы имеют правовую специфику. Так, для страхователей-работодателей они являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы, а для застрахованных лиц – материальной гарантией пенсионного обеспечения в случаях лишения возможности иметь заработок (доход) или его утраты в силу возраста, состояния здоровья и т.д. При этом уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений (постановления от 24 февраля 1998 г. № 7-П; от 10 июля 2007 г. № 9-П; от 30 ноября 2016 г. № 27-П и др.).

В жалобе в Конституционный Суд общество указало, что оспариваемые нормы (ч. 2 ст. 58.3 Закона о страховых взносах, а также абз. 7, 9, 10 ст. 3 и п. 2 ст. 33.2 Закона об обязательном пенсионном страховании и ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС), предусматривающие необходимость уплаты страховых взносов по доптарифу за работников, занятых на работе с вредными условиями труда неполное рабочее время, и тем самым – введение тарифа взносов, не эквивалентного страховому обеспечению в системе ОПС, не учитывают конституционные принципы справедливости и равенства, не имеют экономического обоснования и не соответствуют социально-правовой природе страховых взносов.

Работники должны быть уведомлены о результатах проверки их рабочих мест (ст. 15 Закона № 426). Компенсация за небезопасные условия труда определяется организацией самостоятельно, работники, на которых воздействуют вредные факторы окружающей среды, имеют право на следующие льготы:

  • если годовой доход не превышает 300 тыс. р., переводится фиксированная сумма — 26545 р. за 2021 год, 29354 за 2021 г., 32448 за 2021 г.;
  • если годовой доход превысил 300 тыс. р., страховой взнос уплачивается с применением доп. тарифа в 1% от превышения лимита.

Регламент проведения проверки утвержден приказом Минтруда России № 33н от 24.01.2014. Эксперт сторонней организации, с которой у работодателя заключен договор, определяет потенциально вредные условия труда (ст. 10 Закона № 426-ФЗ). Выявленные предположительно опасные рабочие места исследуются и классифицируются по категории вредности (ст. 12, 14 Закона № 426-ФЗ).

Статья 212 ТК возлагает на работодателя обязанность по проведению измерений условий труда. СОУТ проводится специализированной организацией, которая включена в реестр Минтруда и соцзащиты. В штате такой организации должно быть не менее пяти экспертов, имеющих действующий сертификат на проведение экспертиз, измерительная организация должна иметь лабораторию для проведения соответствующих испытаний. Для проведения СОУТ издается приказ о назначении служебной комиссии (ст. 9 Закона № 426).

В 2013 году в Трудовой кодекс были внесены изменения по регистрации условий труда. С этого момента дополнительные страховые взносы за вредные условия труда начисляются по гибкому тарифу, который зависит от результатов измерений рабочего места. Где найти организацию, которая проводит такие измерения? Учитывается ли предельная база по ОПС для расчета дополнительных взносов? Какая форма отчетности введена ФНС в январе 2021 года?

Работники из списков № 1 и № 2 и страховые взносы

мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

В соответствии со ст. 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые включаются в страховой стаж, и иные периоды, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ, в следующем порядке:

Наименование профессии, должности, работы должно быть приведено в трудовой книжке, в трудовом договоре так, как это приведено в Списках № 1 и № 2.
Например, нужно писать не прораб, а производитель работ.
В противном случае могут возникнуть разногласия с отделением ПФР.

Правительство РФ в постановлении от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» указало, что в целях реализации ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются Список № 1 и Список № 2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.

Рекомендуем прочесть:  Скидки многодетным в поездах дальнего следования в 2021 году приморский край

Если работник находится на больничном, в ежегодном оплачиваемом или учебном отпуске, отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и так далее, он все равно считается занятым в тяжелых или вредных условиях труда. На все выплаты, которые получает работник в течение этих периодов, страховые взносы начисляются и по базовому, и по дополнительному тарифу.

  1. Оптимальные условия труда или 1 класс. Устанавливается при отсутствии вредных или опасных производственных факторов и их влияния на человека, при выполнении гигиенических нормативов, а также поддержании высокого уровня работоспособности работника.
  2. Допустимые (2 класс). Устанавливается, когда имеется воздействие вредных или опасных факторов на работника, но на уровне, не превышающем установленные нормативы. В этом случае нормальное состояние организма человека восстанавливается после регламентированного отдыха либо к началу следующей смены (к следующему рабочему дню).
  3. Вредные (3 класс). В этом случае уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов превышает установленные нормативы. При этом выделяют 4 степени воздействия указанных факторов на организм работника, поэтому условиям труда присваивают еще и подкласс — 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4 соответственно.
  4. Опасные (4 класс). Работа в таких условиях может создать угрозу жизни работника, приводит к появлению и развитию тяжелых профессиональных заболеваний, потере работоспособности.

За работников, осуществляющих трудовую деятельность в тяжелых, вредных либо опасных условиях труда, работодатель отчисляет взносы в ПФР не только по общему 22%-ному тарифу, но и по дополнительному. Перечисление взносов по доп. тарифу требуется для того, чтобы соответствующий период работы был учтен в специальном стаже работника, дающем ему право на досрочное назначение пенсии.

  • компенсации стоимости питания;
  • компенсации расходов на профессиональную переподготовку, повышение квалификации;
  • выплаты в связи с увольнением работника;
  • единовременная материальная помощь размером до 4 тыс. руб. и другие выплаты.

Если работодатель по каким-либо причинам не организовал проведение спецоценки, перечислять дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд все равно нужно. Однако в этом случае ставка будет гораздо выше. Доптариф без СОУТ устанавливается с учетом вида осуществляемых работ — из Списка № 1, Списка № 2 или «малых» списков.

Уплата и начисление дополнительных страховых взносов

В Минфине обращают внимание на то, что данное правило касается только тех категорий работников, которые заняты на работах, позволяющих досрочно выйти на пенсию (перечень таких работ приведен в подп. 1-18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ). Если же человек выполняет работу, которая не дает право на досрочную пенсию, то страховые взносы по доптарифам не начисляются, даже если по результатам спецоценки условий труда в отношении рабочего места установлен класс условий труда «вредный».

Если работник переведен с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую такого права, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года, такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу (п. 9 Правил).

В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах, поименованных в подпунктах 1 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам на ОПС осуществляется со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Работники ежемесячно по 10 дней проводят на полевых геолого-разведочных работах. В пункте 7 Правил установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в связи с полевыми геолого-разведочными работами включаются в следующем порядке:

  • работа от шести месяцев до одного года – как один год;
  • менее шести месяцев – по фактической продолжительности.

Начисляются ли страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты, производимые в пользу работников, на рабочих местах которых условия труда по актуальным результатам аттестации рабочих мест (или с 01.01.2014 по результатам специальной оценки условий труда) признаны вредными и (или) опасными, но при этом не поименованных в подпунктах 1 — 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ?

Статья 428 НК РФ

Современное пенсионное законодательство указывает на то, что все граждане формируют себе страховую часть выплаты по возрасту. За наемных служащих отчисления делают работодатели, а самозанятые граждане сами делают взносы.
Что касается накопительной части пенсии, то ее формирование добровольно и может происходить как по инициативе работника, так и по необходимости работодателем. В частности, дополнительные страховые взносы за опасность труда автоматически переводятся именно в накопительную часть.

В форму РСВ-1 ПФР в Раздел 2 включен подраздел 2.4 «Расчет страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в части 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ» (далее — Подраздел 2.4), который с 2014 г. заполняют страхователи, применяющие дополнительные тарифы, устанавливаемые по результатам специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда (часть 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, п. 7 ст. 7, часть 4 ст. 8, часть 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, часть 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ, п. 14 Порядка заполнения РСВ-1).

Общепринято считать, что размер взносов вычитается из заработной платы сотрудников. В действительности, источником для перечислений становятся средства работодателей, которые вносят взносы за всех работников до вычета с них налога. В результате, платежи на обязательное страхование перечисляются из фонда по оплате труда. Индивидуальные предприниматели обязаны оплачивать взносы самостоятельно за себя.

Для некоторых специальностей введены отдельные тарифы по начислению доп. взносов. Они устанавливаются для работников угольной промышленности (6,7%) и состава экипажа гражданских авиасудов (14%). Уплачиваемые средства направляются на дополнительное соцобеспечение сотрудников.

Согласно п. 15.7 Порядка заполнения РСВ-1 по каждому классу и подклассу отражается количество физических лиц, в отношении которых начислены страховые взносы по дополнительному тарифу. В рассматриваемой ситуации указанные сведения подлежат отражению соответственно по строкам 263, 269.

Страховые взносы по дополнительному тарифу

Если спецоценка была проведена и ее результаты на текущую дату не утратили актуальность, осуществляется привязка к классам опасности. Классификация условий труда зафиксирована в ст. 14 закона «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ. Шкала допвзносов зависит от присвоенного класса опасности трудовых условий (оптимальные, допустимые, вредные, опасные), тарифы находятся в диапазоне от 0 до 8%.

Все работодатели обязаны исчислять и уплачивать с доходов своего наемного персонала страховые «пенсионные» взносы. По некоторым категориям работников необходимо начислять дополнительные страховые взносы на пенсионное обеспечение, которые регламентированы ст. 428 НК РФ. Норма актуальна в отношении лиц, которые длительное время работают под воздействием вредных производственных факторов, трудятся в тяжелых и опасных условиях. При наличии минимально необходимого стажа по обозначенному направлению трудовой деятельности, у них возникает право на досрочное назначение пенсии.

Расчет дополнительного тарифа страховых взносов производится при начислении заработной платы по итогам периода, в котором человек выполнял работы, подпадающие под действие повышенных ставок. Предельная база для начисления страховых взносов в отношении допвзносов не применяется, этот вид перечислений исчисляется и уплачивается независимо от совокупной величины дохода работника в текущем году.

Примеры профессий, в отношении которых работодатель, не проводивший спецоценку, должен уплачивать допвзнос по ставке 9% за работников: электрики, нормировщики, механики, мастера, занятые добычей полезных ископаемых в подземных шахтах; геофизики, геологи, инженеры, участвующие в подземной геологоразведке; в эту категорию входят и специалисты, работающие в дренажных шахтах. Взносы должны быть начислены и рабочим строительных специальностей, если задание выполняется на условиях полного рабочего дня в шахтах, тоннелях метрополитена и других подземных сооружениях. Норма распространяется и на горноспасателей.

Допвзнос, в зависимости от должности работника, может уплачиваться по ставке 6% или 9% также применительно к лицам, занятым в процессах рудоподготовки, обогащения и окускования, обжига руд. В список входит ряд рабочих специальностей доменного, коксохимического, химического, стекольного, целлюлозно-бумажного, полиграфического, электротехнического производства, включены лица, задействованные на участках получения газов в металлургической промышленности. В перечне обозначены должности работников металлообработки и переработки нефти, газа и угля, атомной промышленности.

Adblock
detector