Пенсионный Возраст В Белоруссии С 2021 Года Последние Новости

Как изменится расчет пенсий в Беларуси с 1 января 2021 года

Сейчас для расчета пенсии учитывается зарплата за последние 26 лет (312 месяцев) работы подряд (или меньше, если вы проработали меньше 26 лет). С 1 января 2021 года его повысят на один год – до 27 лет (324 месяца). Ежегодно этот период увеличивается на 1 год до фактически имеющегося стажа работы.

Если предположить, что вы выходите на пенсию в 2021 году и работали без перерывов, то для расчета пенсии возьмут вашу зарплату за последние 27 лет. Если за это время был период, когда вы не работали, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. При этом непрерывный стаж на размер пенсии не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

Важно не только то, сколько вы зарабатывали, но и то, как ваша зарплата соотносилась со средней заработной платой работников по стране. Исходя из этих двух показателей, рассчитывается индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, или пенсионный коэффициент. Происходит это так. Ваш фактический заработок за каждый месяц за последние 26 лет работы (при расчете пенсии в 2020-м) сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 – значит, ваша зарплата равнялась средней. Если 1,5 – в полтора раза больше, если 0,5 – в полтора меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. В результате получается итоговый пенсионный коэффициент – число с пятью знаками после запятой. Именно его используют при расчете пенсии.

С 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем.

Пенсии в 2021 году последние новости беларусь

Пенсионное обеспечение является важной составляющей механизма социальной защиты в Беларуси. На получение подобного вспомоществования вправе рассчитывать нетрудоспособные граждане страны. Начиная с начала 2017, наблюдается постепенное увеличение пенсионного возраста, и размер обеспечения напрямую зависит от продолжительности трудового стажа, места трудоустройства, занимаемой должности. Схема выплат вспоможения работает по принципу распределительной основы.

  • социальные пенсии;
  • добавки пенсионерам старше 75 лет, получающим пособие в учреждениях по труду, социальной защиты населения и занятости;
  • добавки к обеспечению и увеличение самих пенсий некоторым категориям граждан пенсионного возраста;
  • социальные пособия по уходу за лицами, имеющие признаки инвалидности 1 группы либо за человеком старше 80 лет.

Важно не только то, сколько вы зарабатывали, но и то, как ваша зарплата соотносилась со средней заработной платой работников по стране. Исходя из этих двух показателей, рассчитывается индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, или пенсионный коэффициент. Происходит это так. Ваш фактический заработок за каждый месяц за последние 26 лет работы (при расчете пенсии в 2020-м) сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 – значит, ваша зарплата равнялась средней. Если 1,5 – в полтора раза больше, если 0,5 – в полтора меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. В результате получается итоговый пенсионный коэффициент – число с пятью знаками после запятой. Именно его используют при расчете пенсии.

Пенсионный возраст в 2021 году для белорусских мужчин – 62 года 6 месяцев, для женщин – 57 лет 6 месяцев. Подробный график возрастного повышения пенсий в Беларуси составлен ниже. Расчет трудовых пенсий по возрасту зависит от средней заработной платы работников в стране.

В 2019 году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. А в 2019 году Александр Лукашенко поручил властям оценить эффективность пенсионной реформы. Однако официально о дальнейшем повышении пенсионного возраста чиновники пока не говорят.

В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Если мы хотим обеспечить высокий уровень жизни и для этого увеличить именно государственную пенсию, то тут вопрос: а за счет чего и кого это произойдет? Это потребует огромных ресурсов. При этом есть люди, которые не работали или работали, но не платили взносы, потому что получали зарплату в конверте. Они ведь тоже не отказываются от пенсии, когда приходит время, а обеспечивают ее все остальные. Получается, чтобы все было по справедливости, кто больше зарабатывал, тот больше и получает в старости — от накопительной пенсии никуда не деться, — комментирует Анастасия Боброва. — Вне зависимости от того, будет ли дальше расти пенсионный возраст, государство будет давать некий базовый уровень пенсии. Но если мы говорим о переходе к качеству, то обязательно должны быть и индивидуальные накопления. На базовую пенсию все скинулись, а то, что сверх — это уже каждый сам за себя.

Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились именно на этом варианте.

Либо падение пенсий, либо сильный рост налогов, либо реформа

С 2014 года в Фонде социальной защиты населения периодически не хватает денег, и с каждым годом все больше и больше приходится брать из бюджета. При этом число работающих белорусов неумолимо сокращается. Еще десять лет назад на одного пенсионера приходилось 1,9 работника, сейчас — всего 1,7. А это значит, что в будущем либо пожилые, либо работающие могут столкнуться с падением доходов. Какие у нас есть варианты решения этой проблемы?

— Экономике всегда нужны длинные деньги, то есть инвестиции на долгий срок, — говорит Лев Львовский. — Пенсионные накопления — это как раз такие длинные деньги. Конечно же, будет оптимально, если пенсионная реформа совпадет с реформой и созданием полноценного фондового рынка в Беларуси. Тогда пенсионные фонды (они могут быть как государственными, так и частными, пусть их будет много и они будут конкурировать друг с другом) смогут вкладывать накопления и приумножать их на финансовом рынке.

Для того чтобы решить вопрос с сегодняшним дефицитом ФСЗН в 1,63 млрд, нужно повысить эти налоги, грубо говоря, на восемь процентных пунктов. Это означает рост НДС с 20 до 28%, подоходного налога — с 13 до 21%, а налога на прибыль — с 18 до 26%. Правда, при таком резком повышении многие бизнесы уйдут в тень или переедут в соседние государства, где подобные налоги ниже. То есть после повышения налоговых ставок бюджет может недополучить значительную часть денег, и проблема только усугубится.

Рекомендуем прочесть:  Рсв срок на бумаге

«Видится правильным сохранить статус государства как оплота гарантированной пенсионной поддержки, поэтапно внедрять элементы накопительной пенсионной системы, позволяющей каждому работающему гарантированно увеличить будущую пенсию. Государство создаст для этого нужную инфраструктуру»,— сказал Лукашенко.

Вариант второй — увеличить налоги. Самые весомые поступления в бюджет (74,8%) в прошлом году давали пять позиций: НДС (7,85 млрд рублей), подоходный налог с физических лиц (6,67 млрд), акцизы (2,96 млрд), налог на прибыль (2,79 млрд), налог на недвижимость (1 млрд).

Пенсии некоторым категориям граждан с 1 января 2021-го будут начислять по-новому

Будут ли пересматриваться пенсии тех, кому они назначены до вступления указа в силу? Да, будут. Однако нужно учитывать, что в пенсионных делах может не оказаться всех необходимых документов, ведь раньше их не требовали. Поэтому человеку следует самому заявить о своем праве на пересмотр пенсии, подать соответствующее заявление в орган по труду, занятости и социальной защите и предоставить документы.

Инвалиды I и II группы, которые длительное время не работали, но восстановили здоровье полностью или частично (установлена III группа инвалидности), не могут выработать страховой стаж. Для этой категории граждан снижен страховой стаж для назначения трудовой пенсии по возрасту. При нахождении на инвалидности I и II группы более 10 лет – на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности, более 21 года – до 5 лет. Например, если вы были инвалидом 11 лет, то страховой стаж снижается на 5 лет 6 месяцев, если 16 лет – то на 8 лет, если 20 лет – страховой стаж снижается на 10 лет.

Во втором полугодии в стране был принят ряд важных документов, позволяющих социально уязвимым категориям граждан чувствовать себя более защищенными. Ряд новшеств касается назначения пенсий. С нового года изменения в законодательстве вступают в силу. Заместитель Министра труда и соцзащиты Валерий Ковальков разъяснил корреспонденту «Р», в чем эти новшества и кого конкретно они коснутся.

Например, у тех, кто отработал 19 лет с уплатой взносов в ФСЗН, пенсия по возрасту при неполном страховом стаже увеличится в 1,5 раза по отношению к социальной пенсии. При этом требование по возрасту для данной категории граждан остается прежним. Как и социальную, трудовую пенсию при неполном страховом стаже назначат мужчинам не ранее 65 лет, а женщинам – не ранее 60 лет.

Трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста таким женщинам будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет, из них страховой стаж должен быть не менее 10 лет. То есть начиная с 2021 года таким мамам будет назначаться пенсия уже не при 18 годах работы с уплатой взносов (в 2025 году это 20 лет), а при 10 годах.

Пенсионный возраст в Беларуси

Согласно этому документу, с 1 января 2017 года общеустановленный пенсионный возраст в стране повышается ежегодно на 6 месяцев на протяжении шести лет, и к 2022 году достигнет отметок 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Благодаря увеличению пенсионного возраста количество пенсионеров сокращается, что дает возможность увеличивать пенсии более высокими темпами, чем даже заработную плату. В настоящее время в Беларуси живут около 2,5 млн пенсионеров по возрасту.

Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2015 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2017 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Указом предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) с 1 января 2021 годабудут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Также согласно указу, с 1 января 2021 годаинвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности).Инвалидам с детства на 5 лет снизятся требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту.

Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2021 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2021 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).

С 1 января 2017 года возраст от 60 для мужчин и от 55 лет для женщин постепенно повышается. Каждый год прибавляется 6 месяцев к пенсионному лимиту. Остановится рост в 2022 году, когда возраст составит 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. В 2021 году действуют такие возрастные ограничения – 62 года 6 месяцев для мужчин и 57 лет 6 месяцев для женщин.

Пенсия по возрасту в Беларуси – регулярное государственное денежное обеспечение, которое начинает действовать после достижения пенсионного возраста и после накопления достаточного трудового стажа. Размер пенсий по возрасту зависит от размера заработной платы пенсионера в трудоспособный период.

В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

  • 2016 год – 60 лет и 55 лет:
  • 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
  • 2018 год – 61 год и 56 лет;
  • 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
  • 2020 год – 62 года и 57 лет;
  • 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
  • 2022 год – 63 года и 58 лет.

Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

В Беларуси пенсия состоит лишь из минимальной части государства, а разговоры о введении обязательных дополнительных пенсионных накоплений ведутся долгие годы. В декабре премьер-министр Беларуси Роман Головченко анонсировал «переформатирование пенсионной системы»:

Пенсионная реформа в Беларуси началась в 2017 году. В будущем году пенсионный возраст в стране подрастает еще на 6 месяцев. Так, с 1 января 2021-го для мужчин он составит 62,5 года, для женщин — 57,5 года. Планомерное повышение будет идти до 2023 года, когда мужчины станут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58.

Рекомендуем прочесть:  Где Расписывают С 14 Лет?

Около 3,5 тысячи белорусских пенсионеров попали в пенсионную ловушку и не смогли наработать свой страховой стаж. Многие из них работали неофициально или за границей, а за тех, кто работал по закону, наниматель мог просто не платить взносы в ФСЗН. Как раз для них 2021-й принесет изменения к лучшему: с 1 января начнет действовать указ президента, по которому мужчины от 65 лет и женщины от 60 лет, которые наработали не менее 10 лет страхового стажа, получат право на трудовую пенсию по возрасту. Ее размер составит 73% наибольшей величины БПМ пенсионера плюс еще 3% за каждый год страхового стажа сверх этого. То есть, если сейчас такой пенсионер получает 129 рублей, то с нового года станет получать минимум 142,5 рубля. Также на уменьшение минимального страхового стажа до 10 лет могут рассчитывать матери четырех детей, которые раньше были обделены законом.

Как и когда пенсионеров будут стимулировать вести дополнительные пенсионные накопления самостоятельно, остается неизвестным. К тому же темпы роста реальных располагаемых денежных доходов снижаются, а годовая инфляция пока что может побить рекорд 2016 года. То есть возможность накапливать для многих пенсионеров пока довольно призрачна (см. «ТОЛЬКО ЦИФРЫ»).

Трудовой стаж показывает, сколько времени вы официально работали, а страховой стаж — сколько времени вы (или ваш наниматель за вас) платили взносы на соцстрахование в Фонд соцзащиты населения. Почему важно наработать именно последний? Если вам по достижении пенсионного возраста не хватило страхового стажа — вместо пенсии по возрасту вы будете получать маленькую социальную пенсию (сейчас она составляет 129 рублей).

Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.

Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.

Величина суммы выплат при выходе на заслуженный отдых зависит от места и продолжительности работы, в течение которой переводились регламентированные взносы фонду соцзащиты населения.
Начисляя пенсию учитывают возраст заявителя, дату обращения и его стаж.

Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.

Белорусское государство держит под контролем пенсионные активы и реализует распределительную систему выплат. Пенсионеров обеспечивают социальными гарантиями, покрывая дефицит ФСЗН из республиканского бюджета. Назревает ситуация для кардинальной реформы пенсионной системы. На 2020 год пенсионный возраст в Беларуси для женщин составляет 57 лет, мужчин – 62 года. Но к 2032 году его планируется увеличить до 63 лет для всех.

Александр Лукашенко заявил, что «новых решений по пенсионному возрасту не планируется». Но не уточняется, что подразумевается под «новыми» и, соответственно, «старыми». Если под «старыми» имеется в виду нынешняя пенсионная реформа, которая заканчивается в следующем году, то это одна ситуация. А если чиновники подготовили вариант очередного повышения возраста, о котором пока не сообщили общественности, и он считается «старым» решением, то это другое.

Примечательно, что в июле 2015 года Лукашенко говорил, что пенсионный возраст в Беларуси повышаться не будет. А уже в марте 2016-го заявил, что будет справедливо, если повышение пенсионного возраста коснется всех. В апреле того же года он подписал указ о повышении возраста выхода на заслуженный отдых, напоминает tut.by.

— Вы меня поймите. Я из простых людей, простой семьи. У меня мать была дояркой, и я знаю, что такое эта жизнь. И сам 10 лет коров доил. Но мы не должны свои проблемы перекладывать на детей. Кто его знает, как еще сложится жизнь наших детей. Вот в чем проблема, а не потому, что мы хотим с вас там сорвать какие-то деньги, — подчеркнул белорусский правитель.

Повышение пенсионного возраста началось с января 2017 года. Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились на этом варианте: в общей сумме пенсионный возраст решили решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.

Стоит уточнить, что сейчас Александру Лукашенко 66 лет. В 2021 году пенсионный возраст для мужчин в Беларуси составляет 62 года. Оформлял ли Лукашенко пенсию после достижения общеустановленного пенсионного возраста, неизвестно. Ранее tut.by задавал этот вопрос его пресс-секретарю, но ответа не получил.

  • уход на пенсию на пять лет раньше (тогда перечисляют досрочные выплаты. После достижения стандартного возраста переходят к общей системе компенсаций);
  • продолжение работы с особыми условиями (это увеличивает размер выплат, положенных гражданину спустя некоторое время. Но будет применяться та же система накоплений, зависящая от участия в программе самого пенсионера);
  • повышение заработной платы, когда от профессиональной пенсии вовсе отказываются (категория работника и профессия определят, сколько получит тот или иной участник системы. Это и есть основная методика расчёта пенсии в Белоруссии).

Распределительная система выплат и активы граждан контролируются Правительством Республики Беларусь. Социальные гарантии разрабатываются для улучшения материального положения пенсионеров разной группы. 57 и 62 года для женщин и мужчин – стандартный возраст выхода на отдых на текущее время. Но есть и другие особенности в этом направлении, с которыми лучше ознакомиться заранее. Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году тоже продолжает меняться.

Для таких работников схема по профессиональному пенсионному страхованию действует, начиная с 2009 года. До этого времени источником выплат служил общий фонд. Но понадобилось искать самостоятельный источник из других направлений, поскольку с каждым годом нагрузка продолжала расти.

Обязательный пенсионный возраст на три года поэтапно повышают и в случае со льготниками. От назначенных сумм могут отказаться граждане, которые продолжают работать. Тогда в будущем компенсация для них выплачивается на лучших условиях. За 60 месяцев можно повысить размер выплат в два раза, стандартно они составят 6-14%. Но нужно составить заявление, чтобы применяли именно такой порядок.

Сейчас больше всего смотрят на вознаграждение за труд, которое работнику перечисляли на протяжении последних 25 лет. Учитываются и меньшие периоды, если возникает необходимость. Например, с 1994 года считают время, если работник выходит на отдых в текущем году, а ранее выполнял свои обязанности без перерыва.

Минималка, пенсионный возраст и стаж, условия для многодетных — что изменилось для белорусов с 1 января

Людям, которые находились на инвалидности I и II группы не менее 10 лет, требуемый страховой стаж снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности. Если нахождение на инвалидности составляет 21 год и более, для трудовой пенсии по возрасту будет достаточно иметь 5 лет страхового стажа. Одновременно для инвалидов I и II группы, в том числе инвалидов с детства, снижен общий стаж для назначения пенсии по возрасту. Для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет.

С 1 января ФСЗН будет частично компенсировать затраты нанимателей по оплате труда граждан, освобожденных из исправительных учреждений, принятых на работу по направлению органов по труду, занятости и социальной защите. Но при условии, что эти люди зарегистрировались безработными в течение 6 месяцев с даты их освобождения и не смогли трудоустроиться на подходящую работу по независящим от них причинам в течение одного месяца (ранее — в течение трех месяцев) с даты регистрации в качестве безработных. Либо если они зарегистрировались в качестве безработных после прохождения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.

Рекомендуем прочесть:  Доплата К Пенсии Предусмотрена Детям Ремрессированного Родителя По 58 Ст

Введены новые социальные услуги: ТЦСОНы теперь будут предлагать услугу дневного присмотра для граждан, которые уже не могут контролировать свое поведение, в том числе для страдающих деменцией. Появятся кружки на дому для выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые по состоянию здоровья не могут посещать отделение дневного пребывания. Попали в перечень такие социально-бытовые услуги, как мытье посуды, чистка унитаза, мытье холодильника, а также услуга по обучению родственников навыкам ухода за нетрудоспособными гражданами.

В стационарных учреждениях, во-первых, увеличен норматив обеспеченности услугой социальной передышки для поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, с 28 до 56 дней в году. Социальная передышка — это временное определение ребенка в учреждение соцобслуживания, чтобы родители в это время могли решить накопившиеся бытовые проблемы. Во-вторых, введены услуги дневного пребывания в стационарных учреждениях для инвалидов и пожилых, которым нужна посторонняя помощь.

Изменены нормативы оказания отдельных услуг территориальных центров социального обслуживания населения. Например, пересмотрены критерии для периодичности предоставления услуг по уходу за нетрудоспособными гражданами. Ориентир — потребности человека. Периодичность услуг будет закрепляться соответствующим договором.

В Беларуси постоянно повышают минимальный страховой стаж, который нужен для получения трудовой пенсии. В 2020 это 17,5 лет, а к 2025 планируют увеличить до 20 лет. В страховой стаж входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. Учеба в вузе и декретный отпуск не считаются, а с этого года в стаж входит служба в армии.

  1. Пенсии в Беларуси делятся на трудовые и социальные.
  2. Трудовые пенсии – это пенсии по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, за особые заслуги перед государством.
  3. Социальные пенсии назначаются тем, кто не имеет право на трудовую.
  4. Трудовая пенсия по возрасту полагается тем, кто достиг пенсионного возраста и имеют достаточно трудового стажа. Возможны случаи досрочных пенсий.
  5. Пенсионный возраст в 2021 году – 62 года 6 месяцев для мужчин и 57 лет 6 месяцев для женщин.
  6. Социальные пенсии увеличиваются 4 раза в год вместе с БПМ.
  7. Трудовые пенсии увеличиваются, как минимум, 1 раз в год. Они зависят от средней зарплаты по стране.

С 2021 года инвалидам I и II группы, у которых инвалидность более 10 лет, снизят требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности). Инвалидам с детства на 5 лет снизят требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет).

Пенсионером в республике называется индивид, подошедший к пенсионному возрасту и имеющий права на вознаграждение от государства. Еще несколько лет назад пенсионный ценз для женщин оговаривался 55 годами, при имеющемся стаже не менее 20 лет, для мужчин показатель был несколько выше ― 60 лет и 25, соответственно. Однако с 2017 планки стали постепенно повышать, и к окончанию пенсионной реформы начисление пенсии в Беларуси будет происходить в 63 и 58 лет для мужчин и женщин, также соответственно. Повышение пенсиона в 2020 году представляется вынужденной мерой, на фоне падения рождаемости, общего старения населения при росте средневозрастного количества белорусов и увеличения людей пожилого возраста.

Министерство труда республики постановило приравнять бюджет прожиточного минимума на одного человека равным 256 белорусских рублей, что почти на 4% выше, чем в прошедшем периоде. Поэтому также на такой процент увеличится добавка к пенсии в РБ, социальные выплаты. Законодательные акты Беларуси предусматривают следующие доплаты:

Родителям детей с инвалидностью

Согласно действующему законодательству, матерям и отцам, которые воспитывали детей-инвалидов не менее 8 лет до достижения ими совершеннолетия, полагается ряд социальных льгот: досрочный выход на пенсию, стаж с обязательной уплатой страховых взносов для назначения им трудовой пенсии составляет 5 лет.

Как пояснила Алина Воронюк, с нового года гражданам, которые являлись инвалидами І–ІІ группы не менее 10 лет, требуемый страховой стаж снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности. К примеру, если человек имел такую инвалидность 12 лет, то его страховой стаж снижается на 6 лет, 19 лет – на 9 лет и 6 месяцев.

А что, если ребенок с инвалидностью рождается в семье, когда мать уже начала или только начинает трудовую деятельность? В таком случае женщина не может сформировать даже 5-летний страховой стаж. Чтобы поддержать такие семьи, указом введена норма, согласно которой социальная пенсия родителям детей-инвалидов с третьей или четвертой степенью утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, осуществляющим уход за инвалидами не менее 20 лет, назначается в размере 130 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера. В январе 2021 года это 253,7 рубля. Ранее же выплачивалась социальная пенсия (129 рублей). То есть размер социальной пенсии будет приближен к уровню пособия по уходу за ребенком с инвалидностью.

Указом расширен круг лиц, которым может назначаться трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Право на эту пенсию предоставлено лицам, которые по месту работы находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, а также лицам, которые являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность на период осуществления ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста либо не осуществляют предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности.

Для матерей, которые родили минимум четверых детей и воспитали их до 8-летнего возраста, указом предусмотрена еще одна гарантия: страховой стаж для назначения им пенсии по возрасту снизился до 10 лет. То есть с начала года таким мамам будет назначаться пенсия при наличии десяти лет страхового стажа, а не восемнадцати, как раньше. А вот требование к общему стажу остается прежним – 20 лет. С 1 января 2021 года в Гродненской области назначили пять таких пенсий.

Не исключено, что различные коррупционные чиновники РФ будут продавливать выгодные даже не для России, а для отдельных олигархических групп варианты решений по газу и иной энергетике. Они же будут навязывать президентам двух стран заведомо порочные решения.

В настоящее время необходимо увязать в один взаимовыгодный узел весь блок вопросов, связанных с ценой на российский газ, стоимостью его транзита через Белоруссию в Европу, поставками российской нефти и нефтепродуктов в РБ, стоимостью электроэнергии Если это удастся — власти обеих стран обязаны приступить к унификации экономического законодательства и принятию единого Налогового кодекса с параллельным формированием единого таможенного, налогового и транспортно-логистического пространств.

В Белоруссии пенсионная реформа также осуществляется, но не столь радикально, как в России. Как и его российский коллега Владимир Путин, президент Белоруссии Александр Лукашенко объяснил необходимость повышения возраста выхода на пенсию изменившейся демографической ситуацией и ростом продолжительности жизни.

— Изменение налогового законодательства плохой сигнал для бизнеса и инвесторов. Изменение правил игры создает определенные риски. Принятие общего для двух государств налогового кодекса — очень сложный процесс. Пока у меня понимания, как это будет происходить с учетом интересов двух стран, нет.

В ЕАЭС давно утвержден алгоритм формирования единого энергетического пространства, вслед за ним — транспортно-логистического, а затем и финансового. Очевидно, что к такому сценарию интеграции давно готовы экономики Союзного государства Беларуси и России, и первая отрасль, в которой должна быть обеспечена гармонизация отношений и оптимизация взаимодействия — это энергетика.

Adblock
detector