Письмо Минтруда По Стоимости Соут 2023

  • когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
  • когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
  • когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

С 30.12.2023 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2023 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

До 30.12.2023 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н утрачивает силу с 1 апреля 2023 года в связи с изданием совместного приказа Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2023 «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» (далее — Приказ N 988н/1420н), а также приказа Минздрава России от 28.01.2023 N 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры», которым утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (далее соответственно — Приказ N 29н, Порядок N 29н).

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон N 426-ФЗ).

Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) установлено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Вопрос: Приказом Минтруда России и Минздрава России от 31.12.2023 N 988н/1420н утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. Верно ли, что упомянутые в этом перечне вредные факторы являются основанием для направления работника на медосмотр только в том случае, если условия его труда признаны вредными или опасными?

В соответствии с пунктом 1 Порядка N 29н обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, предусмотренные частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, проводятся при выполнении работ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утвержден Приказом N 988н/1420н.

Важное за январь: новые правила по охране труда и изменения в спецоценке

1 января 2023 года вступили в силу около 40 приказов Минтруда России, которые вводят новые правила по охране труда. В связи с этим работодатели должны организовать обучение сотрудников и внеочередную проверку знаний в объеме утвержденных изменений, которые коснулись деятельности их работников. Таково требование п. 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).

В Письме от 14.01.2023 № 15-2/10/В-167 Минтруд разъяснил, что работодатель может организовать внеочередную проверку знаний силами своей комиссии, если она создана в соответствии с Порядком обучения по охране труда. При этом члены комиссии обязаны пройти обучение в сторонних учебных центрах.

В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» с начала года вступили в силу новые правила по охране труда, в том числе Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (Приказ Минтруда России от 28.10.2023 № 753н), Правила противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ от 16.09.2023 № 1479) и пр.

Организации обязаны провести внеплановый инструктаж по охране труда с теми сотрудниками, которых коснулись изменения. Определите объем и содержание инструктажа. Программу утвердите приказом работодателя. Инструктаж сопровождайте демонстрацией безопасных приемов и методов труда.

  • предыдущее название организации;
  • новое название предприятия;
  • в связи с чем произошли данные изменения, в идеале с ссылкой на какой-то подтверждающие данные перемены документ;
  • указать, что наименование подразделений и должностей осталось тоже.

Специалист по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) или сотрудник, который выполняет данную функцию также должен быть включен в состав комиссии, а также представитель профсоюза. Количество членов комиссии должно быть нечетным. Тут же приложением к приказу готовим график проведения СОУТ.

Мда, работодателю, как правило, невыгодно наличие классов условий труда выше 2, это ж сколько дополнительной головной боли появляется, но в любом случае, организовывая проведение специальной оценки условий труда, вы имеете право снизить установленный класс, улучшив условия труда работника, например, купить и выдать в использование более эффективные СИЗ.

Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.

Когда все мероприятия будут закончены, специализированная организация предоставляет вам на рассмотрение и согласование полный пакет документов (ст.15 426-ФЗ). По внесенным ФЗ № 451 изменениям, должны вы это сделать в течение 30 календарных дней со дня направления его вам компанией-оценщиком.

Важные изменения с 1 января 2023 года при заключении договоров по СОУТ

«Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов4. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, и (или) методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, и соответствующие им средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку. Методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов условий труда во всех диапазонах, установленных методикой проведения специальной оценки условий труда. (в ред. Федеральных законов от 01.05.2023 N 136-ФЗ, от 27.12.2023 N 451-ФЗ)»

Организации, проводящие специальную оценку условий труда, согласно части 5 статьи 12 Федерального закона № 426-ФЗ, могли самостоятельно подбирать методики (методы) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.

Рекомендуем прочесть:  Образец договора бессрочного пользования земельным участком

С 01 января 2023 года вступает в силу постановление правительства № 1331 от 31 августа 2023 года “О внесении изменений в Правила допуска как деятельности по проведению специальной оценки условий труда, ……” При этом возникает целый ряд проблемных вопросов, которые подробно раскрываются в Письме из Минтруда в НАЦОТ.

Однако, на момент вступления в силу Федерального Закона «О специальной оценке условий труда» 426-ФЗ аттестованных методик для выполнения измерений вредных и опасных производственных факторов было очень мало, а для некоторых факторов (например, тяжесть и напряженность трудового процесса) таких методик вообще не существовало. Поэтому в части 7 статьи 27 426-ФЗ Федерального Закона «О специальной оценке условий труда» в части переходных положений была указана возможность проведения измерений для целей специальной оценки условий труда неаттестованных методик измерений.

Общеизвестно, что любые измерения в сфере охраны труда, выполненные для целей специальной оценки условий труда на рабочих местах попадают под сферу обеспечения единства измерений. Это означает, что при проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, и (или) методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, и соответствующие им средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку.

  • граждане, претендующие на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;
  • государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, замещающие должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, не предусмотренные соответствующим перечнем должностей, и претендующие на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, предусмотренных таким перечнем;
  • граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
  • граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
  • граждане, претендующие на замещение должностей уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее – финансовый уполномоченный), руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
  • граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
  • граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;
  • граждане, поступающие на обучение в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
  • лица, претендующие на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации и муниципальных должностей, для замещения которых нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлены иные порядок и формы представления соответствующих сведений.

Обращаем внимание, что издание соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации после 1 января и до 30 июня 2023 года включительно не будет иметь обратной силы и в этой связи не повлечет обязанность представить уведомление соответствующими лицами, назначение которых состоялось в промежуток между 1 января 2023 года и датой вступления соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации в силу.

Одновременно стоит отметить, что приложением № 2 к Указу Президента Российской Федерации № 778 в отдельные акты Президента Российской Федерации внесены изменения, направленные, в частности, на установление особого порядка направления запросов операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках оказания консультативной и методической помощи в реализации требований нормативных правовых актов Российской Федерации о противодействии коррупции в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 10 декабря 2023 г. № 778 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 778) сообщает следующее.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации № 778 установлено, что с 1 января по 30 июня 2023 г. включительно граждане, претендующие на замещение государственных должностей Российской Федерации или должностей федеральной государственной службы, а также федеральные государственные служащие, замещающие должности федеральной государственной службы, не предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 557), и претендующие на замещение должностей федеральной государственной службы, предусмотренных этим перечнем, вместе со сведениями, представляемыми по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (далее – справка), представляют уведомление о принадлежащих им, их супругам и несовершеннолетним детям цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте (при их наличии) по форме согласно приложению № 1 к рассматриваемому Указу Президента Российской Федерации (далее – уведомление).

Учитывая изложенное, разъясняем, что при наличии соответствующего медицинского заключения у беременной женщины на работодателя возложена обязанность, предусматривающая в том числе перевод такого работника на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов.

Одновременно сообщаем, что в силу пункта 1 Санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» (далее — Санитарные правила), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2023 № 40, настоящие Санитарные правила устанавливают обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) работодатель в том числе обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Также информируем, что в силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в области разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

На основании статьи 254 Кодекса беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.

Письмо Минтруда России от N 15-2/ООГ-654

Вопрос: Приказом Минтруда России и Минздрава России от 31.12.2023 N 988н/1420н утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. Верно ли, что упомянутые в этом Перечне вредные факторы являются основанием для направления работника на медосмотр только в том случае, если условия его труда признаны вредными или опасными?

Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определены категории работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, в отношении которых работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров. Необходимость прохождения обязательных медицинских осмотров установлена для определения пригодности (определения соответствия состояния здоровья) работников для выполнения поручаемой работы (допуска к работе), а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения (или выявления) профессиональных заболеваний.
С 1 апреля 2023 г. вступают в силу совместный приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31 декабря 2023 г. «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» (далее — Приказ N 988н/1420н) и приказ Минздрава России от 28 января 2023 г. N 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (далее — Приказ N 29н), разработанные взамен действующего приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н.

Рекомендуем прочесть:  Где В Северобайкальске Можно Оплатить Капремонт Без Комиссии

По мнению Департамента, при воздействии на работника вредных и (или) опасных факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность труда) и производственной среды (химических, биологических, физических), источниками которых являются производственные процессы, производственное, в том числе технологическое, оборудование, обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры проводятся при превышении предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых уровней (ПДУ) факторов на рабочем месте начиная с подкласса условий труда 3.1 и выше (для разделов I — V Приказа N 988н/1420н), а также в случае выполнения работ, перечисленных в разделе VI Приказа N 988н/1420н, вне зависимости от класса условий труда на рабочем месте.
Исключение составляют химические вещества — аллергены, химические вещества, опасные для репродуктивного здоровья человека, химические вещества, обладающие остронаправленным действием, канцерогены любой природы, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и химические вещества, на которые не разработаны предельно допустимые концентрации (ПДК), при наличии которых на рабочем месте предварительные и периодические медицинские осмотры следует проводить вне зависимости от класса условий труда.

В соответствии с пунктами 10, 21 главы III Приказа N 29н при составлении списка работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, должны быть указаны: наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию; наименование вредных и (или) опасных производственных факторов, виды работ в соответствии с приложением к главе III Приказа N 29н, а также вредных производственных факторов, установленных в результате специальной оценки условий труда.
Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 5.2.55 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, вопросы, связанные с порядком проведения предварительного и периодического медицинских осмотров, отнесены к компетенции Минздрава России.
Одновременно сообщаем, что ответ Департамента на Ваше обращение не является нормативным актом, носит разъяснительный характер и представляет мнение Департамента на отдельный заданный вопрос гражданина.

  1. Наименование должности или специальности, а также численность работников надо указать в соответствии с картой специальной оценки условий труда. Карта СОУТ входит в отчет о проведении специальной оценки условий труда.
  2. Индивидуальный номер рабочего места проставляют в соответствии с первой графой перечня рабочих мест. Если у работодателя существуют аналогичные рабочие места, их порядковые номера надо указать с добавлением прописной буквы «А» — в соответствии с данными четвертой графы перечня рабочих мест. Перечень рабочих мест входит в отчет о проведении СОУТ.
  3. В строке «Реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда» нужно указать фамилию и инициалы эксперта, а также дату и номер экспертного заключения.

Законодатель установил пятилетний переходный период для поэтапного проведения СОУТ — он закончился 31 декабря 2023 года. Поэтому работодатели должны были провести специальную оценку рабочих мест до 1 января 2023 года. Но тем, кто провел СОУТ в 2023 году, до 31 декабря 2023 года надо заново проходить процедуру, потому что спецоценка проводится не реже чем один раз в пять лет.

  1. Предоставить организации, проводящей СОУТ, сведения и документы, которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по этому поводу. Состав информации должен быть указан в договоре на оказание услуг по проведению спецоценки. Это может быть: технологическая документация, проекты строительства зданий, сертификаты соответствия производственного оборудования, машин установленным требованиям. Если работодатель не предоставит указанные сведения и документы или не даст разъяснений, исполнитель приостановит проведение спецоценки или не приступит к ней.
  2. Предоставить организации, проводящей спецоценку, предложения по выявлению на рабочих местах сотрудников потенциально опасных факторов, если такие предложения выдвинули сами сотрудники.
  3. Не сужать преднамеренно круг вопросов, которые необходимо выяснить при проведении СОУТ и которые влияют на результаты ее проведения.
  4. Давать работнику разъяснения по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте.

Такая организация и ее эксперты должны быть независимы. Например, СОУТ не могут проводить чиновники, которые контролируют сферу деятельности фирмы, в которой проводится спецоценка, и проводят государственную экспертизу условий труда. Проверку не должны делать организации и эксперты, которые имеют финансовые или родственные связи с компаниями, где проводится спецоценка.

  1. Сведения об организации, оценивающей рабочие места, копии аттестата аккредитации и область аккредитации.
  2. Перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с перечислением обнаруженных вредных факторов.
  3. Протоколы проведения исследований и измерений.
  4. Карты специальной оценки.
  5. Сводная ведомость результатов СОУТ и сводная таблица классов условий труда.
  6. Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий, если нужно.
  7. Заключение эксперта.

Самостоятельно проводить такие исследования фирма не имеет права. Вместе с тем работодатель обязан сформировать внутреннюю комиссию, которая будет работать вместе с представителями сторонней организации. Согласно ст. 9 ФЗ №426 число членов комиссии должно быть нечетным.

Важно! При составлении перечня объектов СОУТ выделяют места с одинаковыми признаками: по профессии (должности), по расположению в сходных производственных зонах (помещениях) и др. Если такие места есть, то их оценку проводят не полностью, а только в размере 1/5 от общего числа. Количественно рабочих мест не может быть менее 2-х. Считается, что таким образом все аналогичные рабочие места прошли проверку (ст.16 п. 1 ФЗ №426).

Стоит отметить, что при повторном нарушении штраф на организацию может достигать 200 т. рублей, а на руководителя (и ИП) — до 40 т. рублей. Штраф на руководителя и юрлицо, которым он руководит, может быть выписан одновременно. Штраф может быть заменен приостановкой работы фирмы на срок до 90 суток.

В последнем случае это может быть как сотрудник фирмы, прошедший соответствующее обучение, так и представитель сторонней организации, оказывающей услуги ОТ по договору. При наличии профсоюза нужно включить в комиссию его представителя (п. 9 пп. 3 ст.9 ФЗ №426).

До недавнего времени актуальные результаты аттестации по старым правилам приравнивались к результатам СОУТ. Однако уже с 01.01.2023 г. переходный период (ст. 27 ФЗ №426) заканчивается, а значит, до конца 2023 года провести спецоценку рабочих мест был обязан, по общему правилу, каждый работодатель, обеспечивающий сотрудников рабочими местами. Исключения есть, о них мы расскажем далее.

Письмо; Минтруда России N 15-1/10/В-7756, Минздрава России N 16-6/10/2-6553, Профсоюза работников здравоохранения РФ N 01-А/475 от; Об отнесении условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами)

За время действия Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ) наиболее часто возникают вопросы, связанные с отнесением условий труда на рабочих местах медицинских и иных работников к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора.

Все перечисленные выше исходные данные передаются представителю организации, проводящей специальную оценку условий труда, и ее эксперту для дальнейшей работы с оформлением со стороны Комиссии акта передачи, в котором перечисляются передаваемые материалы и стоят подписи председателя и членов Комиссии, включая представителя первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), а также представителя организации, проводящей специальную оценку условий труда, и ее эксперта.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинским работником является физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.

Рекомендуем прочесть:  Пересечение трамвайных путей при повороте налево

При оказании медицинской помощи больному ринитом, гастроэнтеритом, туберкулезом и ВИЧ-инфицированному отнесение условий труда на рабочем месте к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора устанавливается по наиболее высокой II группе патогенности микроорганизмов, к которой относятся возбудители вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), что при использовании приложения N 9 к Методике соответствует вредному классу условий труда третьей степени (подкласс 3.3).

Экспертами и (или) иными работниками организаций, проводящими специальную оценку условий труда, отнесение к группе патогенности возбудителей инфекционных болезней (патогенных микроорганизмов) проводится путем сопоставления и установления совпадений по наименованию болезней.

По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в установленном порядке методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.

а) непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда;

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (далее — СОУТ)

1) предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;

Вопрос: Организация создала для нового работника рабочее место, на котором оценка условий труда не проводилась. Как указать в трудовом договоре условия труда на рабочем месте? В каком порядке и в какой срок следует внести изменения в трудовой договор по результатам проведения специальной оценки условий труда? Нужно ли ознакомить работника под подпись с картой специальной оценки условий труда на его рабочем месте или достаточно по результатам спецоценки уведомить его об изменении трудового договора за два месяца в соответствии со ст. 74 ТК РФ?

Ответ: Департамент условий и охраны труда Минтруда России рассмотрел по компетенции обращение ООО от 10.03.2023 по вопросу реализации отдельных положений трудового законодательства и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе условия труда на рабочем месте, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в таких условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Согласно статье 209 Трудового кодекса характеристики условий труда — это количественные показатели (параметры), характеризующие влияние вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов на организм человека (например, уровень шума, загазованности, запыленности, температурные режимы, освещение, электромагнитное излучение, ионизирующее излучение, степень воздействия физических, химических, биологических факторов и т.д.). Все эти данные фиксируются у работодателя в картах специальной оценки условий труда.
В случае отсутствия в отношении условий труда на рабочем месте соответствующих результатов специальной оценки условий труда полагаем возможным до ее проведения указывать в трудовом договоре общую характеристику условий труда на данном рабочем месте (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним).
После проведения специальной оценки условий труда трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями, в частности: идентифицированные на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы, итоговый класс (подкласс) условий труда, размеры и виды гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 426-ФЗ имеет дату 28.12.2013, а не 23.12.2013.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 23.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Уведомление работника об изменении условий трудового договора не является письменным ознакомлением работника с результатами специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 74 Трудового кодекса в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.
Таким образом, изменения условий трудового договора, оформляемые дополнительным соглашением к трудовому договору, возможны не ранее двух месяцев со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В учетных решениях «1С:Предприятие 8» обновленная форма декларации соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда будет реализована после утверждения соответствующего приказа Минтруда и его опубликования в установленном порядке с выходом очередных версий. Подробнее о сроках можно узнать в «Мониторинге законодательства» .

При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2023 № 15-1/ООГ-1968).

До 30.12.2023 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные частью 5 статьи 11 Закона № 426-ФЗ.

Стоит отметить, что при повторном нарушении штраф на организацию может достигать 200 т. рублей, а на руководителя (и ИП) — до 40 т. рублей. Штраф на руководителя и юрлицо, которым он руководит, может быть выписан одновременно. Штраф может быть заменен приостановкой работы фирмы на срок до 90 суток.

Важно! При составлении перечня объектов СОУТ выделяют места с одинаковыми признаками: по профессии (должности), по расположению в сходных производственных зонах (помещениях) и др. Если такие места есть, то их оценку проводят не полностью, а только в размере 1/5 от общего числа. Количественно рабочих мест не может быть менее 2-х. Считается, что таким образом все аналогичные рабочие места прошли проверку (ст.16 п. 1 ФЗ №426).

Важно! СОУТ проводится в разрезе рабочих мест, а не сотрудников. Если на малом предприятии один сотрудник совмещает несколько должностей, в соответствии со штатным расписанием определяют, сколько рабочих мест он занимает фактически. Проводят СОУТ по каждому рабочему месту.

Законодатель и контролирующие органы рассматривают отказ от проведения СОУТ как нарушение прав персонала. Штрафы за это нарушение весьма велики. Если при этом брать в расчет размеры, количество рабочих мест на малых предприятиях, станет понятно, что нарушать закон руководителю невыгодно.

В последнем случае это может быть как сотрудник фирмы, прошедший соответствующее обучение, так и представитель сторонней организации, оказывающей услуги ОТ по договору. При наличии профсоюза нужно включить в комиссию его представителя (п. 9 пп. 3 ст.9 ФЗ №426).

Adblock
detector