Проект реставрации объекта культурного наследия пример

Проект реставрации объекта культурного наследия пример

3.1.10 ремонтно-реставрационные работы: Работы, направленные на сохранение объекта культурного наследия, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство, технический и авторский надзор (ст.40 [2]).

3.1.22 проектная документация: Документация, выполненная на основе научно-исследовательской и изыскательской документации и содержащая текстовые и графические материалы, а также определяющая архитектурные, конструктивные, инженерно-технические и инженерно-технологические решения для обеспечения выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия.

4.2 При разработке научно-проектной документации необходимо руководствоваться Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принятыми в установленном порядке техническими регламентами, национальными и иными стандартами.

3.1.27 авторский надзор: Один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым работам на объекте (модифицированный п.3.1 [4]).

3.1.28 исполнительная документация: Комплект чертежей на выполнение производственных ремонтно-реставрационных работ с корректировкой ранее принятых проектных решений на основании научных исследований, проведенных в процессе производства работ на объекте культурного наследия, является приложением к научно-реставрационному отчету.

Приспособление объекта культурного наследия к современному использованию выделяется изменением основного функционального назначения памятника или его территории. Так, один и тот же памятник может выполнять разные функции. Более того, часто изначальное назначение объекта теряет свою актуальность по состоянию на сегодняшний день (каретный сарай, конюшня, угольный подвал и пр.). Популярным направлением изменения первоначального функционала памятника принято считать его музеефикацию, но закон в целом не ограничивает законного правообладателя здания-памятника в его хозяйственном использовании, за исключением тех видов использования, когда памятнику может быть нанесен ущерб.

Приспособление объекта культурного наследия для современного использования – это комплекс научно-исследовательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов памятника.

Конечно, тут необходимо отметить подход к определению возможности, методики и характера приспособления конкретного памятника: это комплексная задача, при решении которой необходимо учитывать значимость его историко-культурной ценности, художественной уникальности и окружающей градостроительной ситуации.

з) технологическую последовательность работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе — проведение спасательных полевых археологических работ (раскопок и археологических наблюдений) до начала иных работ по сохранению объекта культурного значения;

ПОР разрабатывает генеральный проектировщик или по его заданию субподрядная проектная организация. ПОР является обязательным документом для застройщика (заказчика), подрядных организаций, а также организаций, осуществляющих финансирование и материально-техническое обеспечение работ по сохранению объекта культурного наследия.

и) обоснование потребности в кадрах, основных машинах, механизмах, транспортных средствах, в топливе и горюче-смазочных материалах, а также в электрической энергии, ларе. воде, временных сооружениях, в том числе временных мастерских по сохранению конструкций и деталей;

д) описание особенностей проведения работ в условиях действующего объекта культурного наследия, стесненной городской застройки, в местах расположения подземных коммуникаций, линий электропередачи и связи, в том числе необходимости проведения спасательных археологических работ до начала производства земляных и строительных работ;

б) генеральный план подготовительного периода (при необходимости) и основного периода работ на объекте культурного наследия с определением мест расположения временных зданий (сооружений), мест размещения площадок и складов временного складирования материалов и оборудования, инженерных сетей и источников обеспечения реставрационной площадки водой, электроэнергией, связью, а также трасс сетей с указанием точек их подключения и мест расположения знаков закрепления разбивочных осей, с определением территории и границ объектов археологического наследия.

Проект приспособления в обязательном порядке проходит историко-культурную госэкспертизу. Такую экспертизу проводят только организации, аттестованные Министерством культуры РФ. Результатом этого этапа является (в идеале) положительное заключение, оформленное в виде акта. В остальных случаях необходимо устранять замечания и вносить корректировки в проект.

После того, как у вас на руках будут эти три документа – положительное заключение о допустимости работ, охранное обязательство и акт технического состояния – можно, после консультацией с экспертами нашей компании можно подавать документы на согласование в Департамент культурного наследия (ДКН) разработанную проектную документацию.

Как понять, нужен ли вам такой проект? Как правило, это достаточно просто. На большинстве зданий-памятников есть специальные таблички, информирующие об исторической или культурной ценности объекта. Также, как правило, все здания-памятники (кроме вновь выявленных) внесены в специальный реестр объектов культурного наследия (ОКН).

  • при перепланировке мемориальной квартиры;
  • при перепланировке комнаты, расположенной в мемориальной квартире;
  • при перепланировке квартиры, расположенной в историческом здании;
  • при переустройстве помещения, планировка которого представляет собой историческую ценность;
  • помещение, где предполагается перепланировка – квартира или комната, облик и интерьер которой относятся к особенностям объекта культурного наследия, подлежащим обязательному сохранению;
  • предполагаемые работы затрагивают общее имущество жильцов здания-памятника;
  • если в результате реконструкции/переустройства внешний облик и размеры объекта культурного наследия подвергнутся изменениям. В частности: меняется высота, этажность здания; меняется внешний вид кровли/крыши; меняется количество и/или форма оконных и дверных проёмов; меняется цветовое решение и/или внешний облик наружных стен.

Третий этап – подготовка Акта технического состояния объекта, своего рода техническое заключение о состоянии несущих конструкций. В этом документе фиксируются сведения о текущем состоянии конструкций, инженерных коммуникаций, внутренней отделки и других значимых элементов здания, которые являются предметом охраны.

Проект реставрации объекта культурного наследия пример

1.3. Приведение базовой стоимости работ, определенной в соответствии с настоящим Сборником, к текущему уровню цен осуществляется с помощью коэффициентов пересчета (инфляционного изменения) базовой стоимости проектных работ, утверждаемых в установленном порядке.

Для работ, не требующих разработки рабочей документации, стоимость составления описи работ (дефектной ведомости) и сметы определять по трудозатратам по Сборнику 9.1 «Методика расчета стоимости проектных, научных, нормативно-методических и других видов работ (услуг) на основании нормируемых трудозатрат. МРР-9.1.02-18».

Настоящий Сборник предназначен для применения государственными заказчиками, проектными и другими заинтересованными организациями при расчете начальных (максимальных) цен контрактов и определении стоимости научно-проектных работ по сохранению памятников истории и культуры, осуществляемых с привлечением средств бюджета города Москвы.

1.7. Стоимость работ, не учтенных настоящим Сборником, определяется по соответствующим сборникам МРР и другим нормативно-методическим документам с учетом коэффициента на состав работ, либо по трудозатратам на основании Сборника 9.1 «Методика расчета стоимости проектных, научных, нормативно-методических и других видов работ (услуг) на основании нормируемых трудозатрат. МРР-9.1.02-18».

— произведение корректирующих коэффициентов, учитывающих усложняющие (упрощающие) факторы и условия выполнения работ (произведение всех корректирующих коэффициентов, кроме коэффициента, учитывающего сокращение сроков проектирования, не должно превышать значения 2,0 (значения коэффициентов представлены в разделах 3 и 4);

Проект приспособления объекта культурного наследия

Проект приспособления памятника должен содержать в себе также оригиналы заключения в виде актов государственной историко-культурной экспертизы, оригиналы протоколов заседаний комиссии экспертов, копии договоров с экспертами, копии охранного обязательства в случаях, если:

Заключение должно включать в себя информационные материалы по первоначальному облику исторической планировки и состоянию предмета государственной охраны после проведения перепланировки, по мере необходимости указывается проведение обследований, расчетов и проектных работ, а также требования по реконструкции утраченных элементов фасадного декора, имеющих историческое значение.

Московским законодательством предписано согласование перепланировок в исторических зданиях, объектах культурного наследия или выявленных объектах культурного наследия с разработкой проекта приспособления памятника для современного использования, а не проекта перепланировки, как в типовых сериях домов (в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Для разработки проекта приспособления памятника заказчику необходимо обратиться в службу «одного окна» Мосгорнаследия с заявлением и оформить заключение о допустимости проведения перепланировки в помещении, которое составляет объект культурного наследия.

Проект реставрации объекта культурного наследия должен пройти государственную историко-культурную экспертизу в организации Управления сохранения, которая занимается также разработкой проектов ремонта и приспособления помещений для современного использования, или в любой другой организации, аттестованной Минкультуры.

Рекомендуем прочесть:  Разместить в средствах массовой информации

Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия

Цель — кратко ознакомиться с историей реставрации в России. Изучить основные термины и определения, касающиеся сохранения, восстановления и продления функционирования объектов культурного наследия, рассмотреть определение реставрации и реконструкции, проследить систему критериев оценки градостроительных объектов и основные подходы к реконструкции памятников.

Консервация является основным видом работ на особо ценных, древних и уникальных памятниках. Например, консервация обязательна для сооружений античности или раннего средневековья, для уникальных элементов объекта, носящим след индивидуального творчества зодчего, то есть там, где в приоритете стоит требование максимально сохранить подлинность.

Реставрация. Ведущей задачей реставрации памятников зодчества является усиление оснований и фундаментов: перекладка и докладка полуразрушенных фундаментов, усиление кладки, устройство свайных фундаментов, усиление оснований и фундаментов буроинъекционными сваями.

Европейская Конфедерация Организаций Консерваторов-реставраторов (E. C. C.O. — E. K. O. K. European Confederation of Conservator-Restorers Organizations) сформулировала этический кодекс консерваторов-профессионалов. Главная идея кодекса — сохранение культурных ценностей в их эстетическом и историческом значении и физической целостности для современного и будущих поколений [1].

Научно-музейная реконструкция запрещает имитацию подлинника и решает вспомогательные научно-методические или учебно-познавательные задачи. Главная ее задача — максимально выявить оригинальные сохранившиеся части объекта и обеспечить явное отличие от всех современных деталей и фрагментов. Это достигается с помощью введения строительных и отделочных материалов, подчёркивающих свойства и фактуру исторических материалов, применение упрощённой архитектурно-художественной выразительности архитектурных деталей и т. д. [6].

Архитектурно-строительная часть. Проект ремонтно-реставрационных работ (рабочая документация с утверждаемой частью) и компоновка разделов «Архитектурные решения» и «Конструктивные и объемно-планировочные решения» выполняется в соответствии с требованиями КГИОП. Разделы проектной документации в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, разрабатываются в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ №87 от 16.02.2008г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и подлежат государственной экспертизе. Проект ремонта и реставрации фасадов должен содержать:​

  • Федеральный закон 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
  • Постановление 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
  • Своды реставрационных правил СРП 2007, СРП 2007.1 и др.;
  • ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования»;
  • ГОСТ 21.501-2011 «Правила выполнения рабочей документации архитектурных и конструктивных решений»;
  • ГОСТ 21.201-2011 «Условные графические изображения элементов зданий, сооружений и конструкций»;​
  • Историко-архивные и библиографические исследования с составлением исторических справок по объекту
  • Историко-архитектурные и градостроительные исследования с составлением историко-архитектурного опорного плана и исторической запиской по формированию территории
  • Фиксация ОКН в виде комплексных архитектурных обмеров – планы, фасады, разрезы, детали, шаблоны для восстановления утраченных фрагментов:
    • Комплексные архитектурные и археологические обмеры памятника с выдачей обмерных чертежей.
    • Фотофиксация
    • Архитектурное описание
  • Инженерно-техническое обследование памятника и мониторинг ОКН
  • Химико-технологические обследования, в т.ч. лабораторные исследования образцов строительных и отделочных материалов, с составлением рекомендаций по производству реставрационных работ (Натурные исследования)
  • Технологические рекомендации ведения реставрационных работ по кирпичу, натуральному камню, керамической плитке, штукатурке, лепному декору, металлодекору, по интерьерам и д.р.
  • Археологические изыскания и исследования​
  • Правоустанавливающие документы на объект недвижимости
  • Технический паспорт на здание
  • Кадастровый паспорт земельного участка
  • Задание на научно-исследовательские, проектные и производственные работы по сохранению объекта культурного наследия, выданное в установленном порядке КГИОП
  • Охранное обязательство на выявленный объект культурного наследия (здание, строение, сооружение)
  • Доверенность на право предоставления интересов Заказчика при получении ИРД и согласовании ПСД проектировщиком

Выполнение и оформление проектной и рабочей документации для объектов культурного наследия должно проводиться в соответствии с государственными стандартами системы проектной документации для строительства (СПДС), ГОСТ 21.1101, а также государственными стандартами единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и иными действующими техническими документами. Кроки и схемы, выполняемы от руки на объектах выполняются в соответствии с правилами ручной графики. Архитектурную часть проекта выполняется в соответствии с требованиями действующих нормативных документов в строительстве Российской Федерации, в том числе:

  • Получение разрешительных документов и заданий на организацию работ по сохранению объекта в Департаменте Минкультуры города Москвы (или ином местном гос. органе по охране ОКН);
  • Разработка научно-проектной документации (ГрКРФ № 190-ФЗ от 29.12.2004 г., ГОСТ Р 55528-2013, ГОСТ Р 55935-2013);
  • Организация мероприятий по проведению инженерных и инженерно-геологических исследований (ГОСТы Р 55567-2013 и Р 55945-2014) (по необходимости – указывается в «Задании»);
  • Проведение археологических исследований в составе реставрационных работ (ГОСТ Р 55627-2013) (по необходимости – указывается в «Задании»);
  • Подготовка смет, проектной документации и научного отчета, согласование и получение разрешения на ведение производственных работ;
  • Реставрация и воссоздание ОКН под авторским надзором на всех этапах восстановительных мероприятий (ГОСТ Р 56200-2014, ГОСТ Р 56254-2014);
  • Сдача работ с оформлением соответствующей документации (Приказы Минкульта, ГрКРФ);
  • Ввод в эксплуатацию.

Требования к составу и содержанию проектной документации по сохранению объектов культурного наследия содержатся в ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования».

Деятельность по реставрации (проектированию и ведению производственных работ на ОКН) объектов культурного наследия на территории РФ в обязательном порядке лицензируется (№ 99-ФЗ от 04.05.2011 г., ПП РФ № 349 от 19.04.2012 г., Приказ Минкультуры № 474 от 05.05.2012 г.). Ответственность за качество реставрации памятников и восстановление объектов регламентируется КоАП РФ (ст. 7.13, ст. 7.16) и УК РФ (ст. 164, ст. 243).

Объекты культурного наследия – это, как правило, архитектурные памятники истории и культуры. Они являются ценными с точки зрения истории искусства или художественной культуры, в связи с чем крайне важно сохранить культурное наследие памятников. Такие объекты находятся под контролем Министерства культуры Российской Федерации, а также местных (региональных) гос. органов по охране объектов культурного наследия, поэтому для разработки документации на проведение работ по сохранению нужно обращаться в компанию, имеющую соответствующую лицензию.

Перед тем, как начать мероприятия по реставрации объектов культурного наследия, выявляют все особенности сооружения. Разработка проектной документации проводится на базе исторических сведений, специальной литературы, библиотечных и архивных фондов, данных технической экспертизы. Восстановление проводится только для имеющихся в наличии и имеющих историческую ценность «Предметов охраны». Каждый памятник требует индивидуального подхода и выбора подходящих методик, и техник восстановления. Сопоставление различных приемов и методов позволяет подобрать оптимальные составы, материалы, технологии.

Письмо; Минкультуры России от N 338-01-39-ГП; О Методических рекомендациях по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

2.2. При участии в мониторинге предложений в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012 — 2023 годы)» заявителям необходимо придерживаться принципов комплексного подхода к осуществлению проектирования, а именно: проектная документация должна разрабатываться в полном объеме на каждый объект культурного наследия.

2.19. В процессе разработки проектной документации юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют нормоконтроль проектной документации, обеспечивающий ее соответствие требованиям технических регламентов, стандартов Системы проектной документации для строительства (в том числе в части оформления), нормативных правовых документов и документов по стандартизации в сфере сохранения объектов культурного наследия, а также заданию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Нормоконтроль осуществляется в соответствии с ГОСТ 21.002-2014 «Система проектной документации для строительства. Нормоконтроль проектной и рабочей документации».

2.9. При разработке проектной документации в части произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства применяется ГОСТ Р 55935-2013 «Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия — произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства».

4.7. Смета-калькуляция разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в части разработки проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению к современному использованию, воссозданию и инженерному укреплению объектов культурного наследия. На титульном листе сметы-калькуляции указывается название организации-разработчика (или индивидуального предпринимателя), смета подписывается инженером-сметчиком и руководителем. Заверенная копия лицензии прикладывается к смете-калькуляции.

2.8. При необходимости осуществления мониторинга состояния объекта культурного наследия в процессе разработки проектной документации учитываются требования ГОСТ Р 56198-2014 «Мониторинг технического состояния объектов культурного наследия. Недвижимые памятники. Общие требования».

Индустрия производства кирпича находится на подъёме. Заводы внедряют новые технологии, строят современные печи и сушильные камеры, проводят лабораторные исследования. Более детальным стал процесс приготовления сырья. Рынок строительного кирпича растёт, особенно если проследить динамику за последние 20 лет. В России сегодня работает около пяти заводов с объёмом производства более 100 млн единиц условного кирпича в год. Счёт менее крупных предприятий идёт на десятки и сотни.

Рекомендуем прочесть:  Какой минимальный прожиточный минимум в 2023 году в Крыму

На реставрацию одноэтажной конюшни и превращение её в светлое офисное пространство потребовался год. При работе были использованы старинные фотографии, документы и чертежи, а для восстановления фасада по всей стране искали оригинальный красный кирпич того времени. Только на поиски исторических кирпичей пришлось потратить несколько месяцев.

Реставрация зданий и сооружений, которые входят в архитектурный ансамбль Донского монастыря, продолжается на протяжении нескольких лет. Прямо сейчас в лесах стоят Семинарский корпус и храм святого Иоанна Златоустого, а совсем недавно были завершены работы по восстановлению двух башен — № 11 и 12 — крепостной стены монастыря, построенной на рубеже XVII–XVIII веков из красного кирпича.

Одной из главных задач реставраторов было воссоздать изначальный облик интерьеров музея. Его историческая кирпичная кладка оказалась скрыта под множеством слоёв краски и штукатурки. По словам руководителя строительства Юрия Государева, в ходе реставрации в музее была восстановлена кирпичная кладка стен, заменены оконные и дверные блоки, покрыты металлом выступающие части фасадов, а весь фасад был обработан специальным составом для защиты здания от погодных условий.

Комплекс зданий бывшего ликёро-водочного завода является одной из главных архитектурных достопримечательностей Воронежа. Своим появлением здание обязано масштабной антиалкогольной кампании, развернувшейся в России в конце XIX века, и введению винной монополии.

4) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление (выписка из приказа о назначении на должность либо доверенность на право подписи (для юридического лица), копия документа, подтверждающего право собственности или владения (для физического лица).

2) положительное заключение акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, подлинник в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF);

2) региональным Органом охраны объектов культурного наследия — в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), регионального значения, выявленных объектов культурного наследия*;

Порядок
подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия

4. Структура разделов проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (далее — объект культурного наследия) определяется заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выдаваемым Органом охраны объектов культурного наследия, в зависимости от состояния, наличия и степени проработки ранее подготовленной проектной документации, вида и состава работ по сохранению, осуществляемых на объекте культурного наследия.

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Три месяца, не покладая рук, всем миром возрождали не только уклад жизни кубанского казачества XIX-XX веков, но и фактически жизнь всех деревень юга России. Сначала землянка, затем хата мазанка, а вокруг уже хозяйственные постройки. Такие подворья просуществовали до 60х годов ХХ века (см. приложение II рис.1-2).

Я поняла, что памятники архитектуры это наше культурное наследие. Любое, даже безупречно построенное и надежное здание, рано или поздно, подвергается процессам разрушения, которые проявляются в потере внешней привлекательности, появлении трещин, деформации конструкций, нарушении работы внутренних систем здания.

Процесс реставрации объекта включает в себя несколько последовательных этапов. Начинается он с комплексного и всестороннего исследования памятника, которое предусматривает как внешний осмотр здания, так и тщательное изучение разнообразных архивных материалов.

Восстановление разрушенных кирпичей. Реставрация фасадов зданий также предполагает замену полностью разрушенных кирпичей на новые.Если здание представляет историческую ценность, и подобрать кирпич нужной формы и цвета не представляется возможным, допускается заполнение пустого места ремонтным известково-цементным раствором;

Особое внимание сосредоточено также и на реконструкции фасадов, поскольку это «лицо здания», а значит, посетители и простые прохожие именно этому уделяют особое внимание. Работы предполагают сохранение исторического облика. Внутреннее убранство также должно быть максимально по стилистике приближено к той эпохе, когда возводилось сооружение [2].

Как вернуть жизнь памятнику архитектуры и сколько это стоит

Сейчас на территории квартала расположено более 50 объектов торгового и культурно-досугового назначения, несколько административных зданий, офисы, небольшие гостиницы, памятники и монументы, здесь ежедневно бывают горожане и туристы, активно развивается частный бизнес. В 2010 году проект 130-го квартала победил на международном архитектурном фестивале «Зодчество». Бюджет проекта составил 3,2 млрд рублей.

Морозовский городок в Твери — это историко-архитектурный комплекс общественных, промышленных и хозяйственных зданий, которые построили для «Товарищества Тверской мануфактуры» в 1858—1913 годах. Территория Морозовского городка занимает 68 га, здесь более пятидесяти сооружений жилого, общественного и производственного назначения, многие из которых — архитектурные памятники в стиле модерн.

Проектом предусмотрены три ключевые зоны — общественные места, демонстрирующие бесплатные экспонаты, крытые художественные галереи и учебные заведения. В главных галереях будет представлена выставочная программа фонда V-A-C, а образовательная часть будет включать в себя проведение художественных мастер-классов и курсов.

В 2008 году региональные власти приняли решение к 350-летию Иркутска на базе 130-го квартала создать особую историческую зону. К этому моменту около 50 старинных купеческих особняков представляли собой рухлядь, а местами склады и свалки. В 2010 году жителей квартала расселили, и уже в 2011 году его реконструировали.

Создатели не стали вкладываться в отделку, так как концепция должна была соответствовать стилю лофт. Авторы дизайн-проекта в интерьерах «Этажей» сохранены и законсервированы элементы оригинального пространства: окантованные металлом бетонные колонны, оборудование для выпечки хлеба, стоки для муки, котельные трубы, чугунный пол. Дополнительно установлена антикварная и дизайнерская мебель, вмонтированы в пол стеклянные окна, на некоторых этажах пространство делится подиумами.

Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия

Европейская Конфедерация Организаций Консерваторов-реставраторов (E. C. C.O. — E. K. O. K. European Confederation of Conservator-Restorers Organizations) сформулировала этический кодекс консерваторов-профессионалов. Главная идея кодекса — сохранение культурных ценностей в их эстетическом и историческом значении и физической целостности для современного и будущих поколений [1].

Цель — кратко ознакомиться с историей реставрации в России. Изучить основные термины и определения, касающиеся сохранения, восстановления и продления функционирования объектов культурного наследия, рассмотреть определение реставрации и реконструкции, проследить систему критериев оценки градостроительных объектов и основные подходы к реконструкции памятников.

Обычно реставрация представляет собой сложное сочетание раскрытия и дополнений. Подлинник, который подвергается раскрытию, практически никогда не бывает полностью сохранившимся. Обычно он имеет различного рода утраты. Часто выполняют частичное дополнение подлинника, восстанавливают утраченные элементы, наглядно показывают остатки первозданных элементов. Также выявляют места примыкания утраченных стен или сводов расчисткой, реже добавочной выкладкой соответствующих штраб. Восстановительные мероприятия назначаются для каждого случая индивидуально, в зависимости от сочетания факторов, влияющих на памятник [5].

За последний век реставрация трансформировалась в научную дисциплину и началась подготовка специалистов высшей квалификации. Реставрацию следует воспринимать как комплексную науку, сочетающую компетенции нескольких профессий. Реставраторы могут подготовить и осуществить научно-исследовательские работы по памятнику, составить проект и разработать методику реставрации, подготовить научно-проектную документацию и осуществить реставрационные работы согласно действующему законодательству.

Выделяют два вида консервации. К первому типу относятся мероприятия по временной защите памятников, которым в ближайшее время угрожает разрушение: установка временных подпорных конструкций, устройство защитных навесов и т. п. Такая консервация часто применялась в послевоенные годы, на поврежденных памятниках в период Второй мировой войны.

Сохранение объектов культурного наследия

Перед началом реставрационных мероприятий необходимо разработать проектно-научную документацию согласно техническому заданию. В нее разрешено вносить корректировки в процессе реализации производственных операций, если это положительно отразиться на итоговом результате.

После разработки документации и окончания исследований специалисты приступают к непосредственной реализации консервационно-реставрационных операций. Главное правило работы ­– обоснованность и целесообразность любого вмешательства в текущее состояние памятника историко-культурного наследия.

Для защиты ценных культурно-исторических зданий, скульптур и сооружений от разрушения специалисты выполняют комплекс разнонаправленных мероприятий – от визуального осмотра до воссоздания утерянных элементов. Целесообразность конкретной операции и стратегия действий зависит от текущего состояния объекта.

Компания «КАСЛ» предлагает помощь в оформлении лицензии Министерства культуры «под ключ». Специалисты помогут разработать и собрать все необходимые документы, обеспечат выполнение нормативных требований относительно квалификации персонала и по всем остальным вопросам. Для оформления лицензии потребуется 2-2,5 месяца.

Практически во всех городах России сотни тысяч исторических зданий, скульптур, объектов культуры нуждаются в восстановительных работах. Многие из них могут быть адаптированы для эксплуатации в современных реалиях. Для решения поставленных задач государство обеспечивает реализацию производственных операций, направленных на сохранение целостности и достойного внешнего образа объектов культурного наследия. Это работы, которые призваны обеспечить целостность художественного и структурного образа памятника.

Рекомендуем прочесть:  Гарантийный Талон На Бу Технику

Одиннадцатый вид относится к ремонтным работам и приспособлению, и пользуется спросом у многих компаний. Для его получения, как и для второго вида, не требуются аттестованные специалисты, но не упускайте из внимания тот факт, что специалисты должны иметь лицензионный стаж, как и в любых других случаях получения лицензии. Включает 30-й и 31-й виды работ по старому перечню (Табл. 8) и имеет комментарий, что данный вид рассчитан на производство ВСЕХ работ по ремонту и приспособлению.

Седьмой вид (табл. 7) вызывает много вопросов у наших клиентов. В чем же дело? 7-й вид ответственен за работу по камню (естественному и искусственному) и в свое время переквалифицировался из 15-го вида. Вопрос возникает потому, что работа с камнем учтена и в третьем виде по новому перечню работ. В чем разница между третьим и седьмым? Зачем получать лицензию и на 3-й и на 7-й вид, если можно выбрать один из них? Отвечает на вопрос ведущий менеджер отдела лицензирования Юлия Грицунова:

Старые виды
10. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей .
7. Ремонт, реставрация и воссоздание кровель.
11. Реставрация и воссоздание резьбы по деревянным конструкциям.
12. Реставрация и воссоздание паркетных полов.
16. Реставрация, консервация и воссоздание мебели.
17. Реставрация, консервация и воссоздание резьбы по дереву.
19. Реставрация и воссоздание осветительных приборов.

Если ранее виды делились на различные направления деятельности: кровля, окна, двери и даже на различные металлы, то теперь все входит в один вид реставрации металлических изделий, тут не важно, к какой части здания они относятся. Согласитесь – это действительно удобно.

Еще раз обратим внимание, что при подаче документов в Министерство культуры, у специалиста, которого вы показываете для получения лицензии (переоформления лицензии) на пятый вид работ, должен быть лицензионный стаж не только на дерево, но и на те виды работ, которые мы перечислили выше, что часто не учитывается и служит причиной отказа.

В чертежах эскизного проекта представляются основные проекции памятника. На них не только изображается вид, который памятник должен получить в конечном итоге, но и характеризуются намечаемые реставрационные работы. Представление о существе реставрационных изменений, которое можно составить, сличая проектные чертежи с обмером, чаще всего оказывается недостаточным. Необходимо, чтобы сами проектные чертежи несли информацию об объеме и характере реставрационного вмешательства. Поэтому на планах сооружения принято показывать специальными обозначениями (обычно штриховкой) предлагаемые разборки и дополнения (рис. 64).

1) Одностадийное проектирование, без разработки эскизного проекта, допускается как исключение при небольшом объеме планируемых работ, в частности при проведении повторного цикла работ по сооружениям, ранее подвергавшимся реставрации, по которым до этого был выпущен полный комплект научно-проектной документации.

Эскизный проект должен также включать перечень необходимых мер по инженерному укреплению памятника, которые требуют разработки специальных проектов. В нем должны быть сформулированы особые требования к проведению реставрационных работ, обусловленные наличием росписей, лепнины, резных деталей, уникальных конструкций, аварийностью отдельных частей памятника или другими специфическими условиями.

Важная особенность реставрационного проектирования — тесная связь с процессом производства работ. Как уже говорилось, только в ходе осуществления реставрации, когда оказывается возможным максимально полное раскрытие памятника, осуществляется с наибольшей полнотой и его исследование. Поскольку же проект реставрации базируется на исследовании, то очевидно, что окончательная разработка проекта во всех деталях до начала реставрации принципиально невозможна. Поэтому эскизный проект реставрации — необходимая стадия работ, позволяющая заблаговременно провести широкое обсуждение авторских предложений и вынести не единоличное, а коллективное решение о судьбе памятника (1 .

Известные неполнота и условность эскизного проекта реставрации, вызванные необходимостью его разработки до полного раскрытия памятника, также определенным образом отражаются на форме представления проекта. То обстоятельство, что восстановление различных элементов на этой стадии работ может быть документировано с разной степенью точности, прежде всего требует соответствующих оговорок в пояснительной записке, но обычно получает отражение также и в чертежной графике. Принято особо выделять на чертежах все то, что показывается условно, предварительно и рассчитано на уточнение в ходе реставрационных работ, при производстве соответствующих разборок. Такие элементы обычно показываются пунктиром либо сопровождаются иным условным обозначением. Для этого на полях чертежа нередко делаются надписи со всеми необходимыми пояснениями.

Требуется система регламентов и нормативных документов, которая могла бы классифицировать реставрационные материалы, чтобы в дальнейшем имелась возможность определить, какой продукт является соответствующим качеству и необходимому уровню для выполнения реставрационных работ, а какой просто декларируется, как реставрационный.

Такжевреставрации не существует законной и обязательной для всех методики составления сметной документации, а также единой сметно-нормативной базы для реставрации. Для ее разработки необходима цепочка «НИИ — лаборатория — сметчики — нормативная станция — реставраторы», которая осуществляла бы на конкретных объектах совместную отработку инновационных методик и подготовку обобщенных материалов. Практика обязательного составления и публикации научных отчетов о проведенной реставрации сегодня утрачена. Поэтому успех инновационной разработки сегодня всецело зависит от того, способна ли она принести немедленную выгоду. [6]

Реставрация архитектурного наследия — это один из видов комплексных строительных работ. Объектом таких работ являются памятники архитектуры и культурного наследия. Спектр реставрационных работ очень широк — от реставрации внутренней живописи до восстановления фасадов. И в наши дни реставрация является широким полем для внедрения различных типов инноваций.

Один из основных способов — это совершенствование механизмов государственно-частного партнерства. Заключается он в том, что для привлечения потенциальных инвесторов необходимо указывать им на выгоду, которую они смогут получать в дальнейшем, непосредственно от использования объектов ОКН. Соответственно привлечь инвесторов может включение объекта ОКН в общеэкономическую среду путем приспособления его к современному использованию. Речь идет об использовании объектов в целях создания арт-пространств, культурных и образовательных центров, туристических комплексов. Например, создание гостиничных комплексов в исторических зданиях после их реставрации, частая практика в странах западной Европы, при этом никаких проблем с общественностью не возникает. В этом случае выгоду должны иметь не только те, кто непосредственно занят сохранением ОКН, но и те, кто помогает развивать инфраструктуру.

В настоящее время разрабатываются проекты по стандартизации в реставрации. Например, в Санкт-Петербурге Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГиОП) дает свои рекомендации по применению различных материалов при реставрации памятников и объектов культурного наследия, однако на федеральном уровне этот пример не актуален.

Разработка эскизного проекта реставрации памятника культурного наследия

В чертежах эскизного проекта представляются основные проекции памятника. На них не только изображается вид, который памятник должен получить в конечном итоге, но и характеризуются намечаемые реставрационные работы. Представление о существе реставрационных изменений, которое можно составить, сличая проектные чертежи с обмером, чаще всего оказывается недостаточным.

При этом ставятся задачи:

  1. охарактеризовать, что, по данным исследования, представляет собой памятник в данный момент и в какой степени сохранились в нем подлинные элементы первоначальной архитектуры и архитектуры последующих периодов;
  2. подробно осветить, какие из утраченных форм памятника могут быть точно реконструированы на основе полученной в ходе исследования информации.

Важная часть эскизного проекта реставрации— принципиальное обоснование принимаемого решения, исходящее из оценки памятника и его существующего состояния.

Проблема сохранения и приспособления под современные нужды памятников культурного наследия все более осознается как одна из важнейших проблем, стоящих перед обществом или собственником. К сожалению, в области инженерной реставрации памятников архитектуры сегодня ощущается недостаток специалистов по проектированию и ведению данных работ, поэтому не стоит обращатся в компании не имеющих достаточных знаний и опыта.

Пробивка новых проемов для целей приспособления, как правило, исключается. Лишь в особых случаях, когда это совершенно необходимо для жизнедеятельности размещаемого в памятнике учреждения и когда памятник не обладает большой древностью и археологической ценностью, в порядке исключения допускается пробивка стен второстепенных помещений, лишенных художественного убранства, на что должно спрашиваться специальное разрешение государственных органов охраны памятников.
В основном же, в случае необходимости приближения планировочной структуры памятника к современным требованиям предпочтение отдается сохранению некоторых уже существующих позднейших проемов, т.е. не нарушению конструкций памятника, а частичному сокращению реставрационной программы.

Помимо общего планировочного решения в проект приспособления входят чертежи всех элементов, вносимых в памятник для возможности его использования по новому назначению, таких, как лестницы (если они проектируются не в порядке реставрации), тамбуры, остекленные перегородки, встроенное оборудование.
В проект приспособления могут входить и специальные конструктивные разработки, связанные с использованием чердачных пространств, с усилением перекрытий, не рассчитанных на нагрузки, требуемые для осуществления новой функции (например, под хранилища библиотек), дополнительные противопожарные меры и т.п.

Adblock
detector