Вымогательство Коммерческого Подкупа

Статья 204

Таким образом, объективная сторона ч. 1 ст. 204 УК РФ состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества либо в незаконном оказании ему услуг имущественного характера.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 204 УК РФ, состоит в незаконном получении лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконном пользовании услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Вымогательство коммерческого подкупа

Статья 204 УК РФ равно преследует и лицо, желающее поощрить должностное лицо негосударственной организации за совершение в его интересах каких-либо шагов, и лицо, получающее материальные блага. Подробно этот момент рассмотрен в части 5 статьи 294 УК РФ. Если сотрудника компании уличили в требовании взятки, то начинает работать часть 7, ужесточающая уголовную ответственность.

Этот термин определяет отношение должностного лица к преступлению. Требование коммерческого подкупа всегда признается преступлением, совершенным с умыслом, неосторожность в этой ситуации исключается. Умысел всегда прямой: сотрудник коммерческой фирмы осознает, что такая деятельность связана с опасностью для интересов общества и компании, в которой он работает. Интересно, что в Конвенции ООН 2013 года вымогательство раскрывается как требование не только преимущества лично взяткополучателю, но и любому иному лицу, связанному или не связанному с преступником.

  • моментом завершения состава преступления является передача или получение хотя бы небольшой доли неправомерного вознаграждения;
  • цель этих правонарушений – корысть;
  • вина участников – их осознанный умысел, то есть лицо понимало, что данное действие несет общественную опасность, и все же совершало его.
  1. Предварительный сговор группы. Дача (получение) коммерческого подкупа совершено группой лиц, которые предварительно организовались и сговорились для этой цели. В этом случае этот признак имеет несколько важных нюансов:
    • группа означает участие в подкупе не менее двух лиц, обличенных управленческими функциями;
    • эти лица до совершения подкупа договорились о своих действиях, используя свое положение на работе;
    • если в группе принимали участие лица, не исполняющие управленческих функций, они считаются пособниками, подстрекателями или даже организаторами преступления, и их ответственность будет не за подкуп как таковой (по ст. 204 УК РФ), а за пособничество (по ч. 4 ст. 34 УК РФ).
  2. Вымогательство – фактор, обличающий незаконность передачи объекта подкупа. Он представляет собой настойчивое требование предоставления активов или совершения действий (бездействия), подкрепляемое угрозами в нанесении ущерба интересам лица. Такое требование озвучено управленцем, представляющим организацию, как бы от ее имени. Важный нюанс определения вымогательства: угроза должна действительно быть опасной для правоохраняемых интересов гражданина. Так, если, например, инспектор пожарного надзора предлагает за деньги «не заметить» какое-либо нарушение, он не вымогает этих денег, поскольку действие, которое он предлагает сокрыть, не несет ущерба для директора фирмы. Наоборот, оно реализует не правоохраняемые, а незаконные интересы. А вот вынуждение к действиям под угрозой для здоровья детей управленца имеет явные признаки вымогательства.

4. Передача незаконного вознаграждения или оказание услуги имущественного характера может быть осуществлены тем, кто заинтересован в соответствующем поведении лица, выполняющего управленческие функции, или через посредника (посредников). Материальные ценности и услуги могут предоставляться не только самому лицу, выполняющему управленческие функции, но и членам его семьи и другим близким ему лицам, при условии что это делается с ведома самого управленческого работника. Возможно осуществление передачи незаконного вознаграждения и путем, например, перечисления денежных сумм на счет в банке, открытия счета на имя этого лица и т.п.

  • наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Рекомендуем прочесть:  Что положено за третьего ребенка в 2023 в Московской обл

Вымогательство «отката» в коммерческой организации: когда не будет уголовного дела

В связи с тем, что одним из самых распространённых вариантов отката в частном секторе бесспорно можно назвать откат за продление того или иного договора, особый интерес представляет ответ на вопрос: нарушает ли требование передачи денежных средств за продление договора между предпринимателями (например, договора аренды) законные интересы контрагента, у которого требуют деньги? Однозначно ответить на данный вопрос нельзя, так как всё будет зависеть от ряда условий.

Анализ практики по соответствующей категории дел свидетельствует о наличии серьезных трудностей при установлении такого квалифицирующего признака, как «получение коммерческого подкупа, сопряженного с вымогательством» (п. «б» ч. 7 ст. 204 УК РФ). От того, будет ли установлен факт вымогательства или нет, зависит не только вопрос об освобождении лица, давшего «откат», от уголовной ответственности (в соответствии с примечанием к ст. 204 УК РФ), но и само решение о возбуждении уголовного дела, так как согласно ст. 23 УПК РФ для такого решения требуется заявление руководителя организации или его согласие в случае, когда соответствующее деяние причинило вред интересам исключительно указанной в этой статье организации и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства. Но если факт вымогательства предмета коммерческого подкупа будет установлен, то ограничения, предусмотренные ст. 23 УПК РФ, не станут действовать ввиду того, что вред при вымогательстве причиняется уже не только интересам организации, в которой работает получатель коммерческого подкупа, но и иному лицу, у которого вымогают предмет коммерческого подкупа.

Под вымогательством как способом получения незаконного вознаграждения понимается прямое требование незаконного вознаграждения (предоставления имущества или услуг имущественного характера) под угрозой нарушения прав и законных интересов лица, к которому обращено требование, либо умышленное поставление этого лица в такие условия, при которых он вынужден уплатить незаконное вознаграждение в целях предотвращения нарушения его прав и законных интересов (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»[2]).

Закон предоставляет возможность освобождения от уголовной ответственности лица, виновного в коммерческом подкупе. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство, или если это лицо добровольно сообщило о факте подкупа органу, имеющему право возбудить уголовное дело (примечание к ст. 204).

За рассматриваемое преступление уголовное наказание предусмотрено как в виде штрафа, так и в виде лишения свободы. Размер и вид наказания будет зависеть от квалифицирующих признаков, отягчающих обстоятельств и снижающих ответственность условий совершения преступления. Разберём, какие типы наказания прописываются законом за совершение указанного проступка.

  • штрафные санкции в размере, равном 15-90-кратной величине подкупа с аннулированием права занимать определённые должности на фиксированный срок;
  • арест до трёх лет;
  • тюремное заключение сроком от 7 до 12 лет с дополнительным наказанием в виде штрафного взыскания в 50-кратном размере величины подкупа с лишением права занимать специальные должности сроком до шести лет.

Усугубляющими наказание обстоятельствами в этом случае могут быть приняты факты совершения проступка наряду с вымогательством либо организованной группировкой.

Принятие должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, при указанных обстоятельствах денег, ценных бумаг, иного имущества или имущественных прав, а равно услуг имущественного характера не может расцениваться как уголовно наказуемое деяние. В этом случае в содеянном отсутствует состав преступления (пункт 2 части 1 статьи 24 УПК РФ).

Рекомендуем прочесть:  Список операций по квоте 2023 год

18. Под вымогательством взятки (пункт «б» части 5 статьи 290 УК РФ) или предмета коммерческого подкупа (пункт «б» части 4 статьи 204 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).

Статья 204

1. Значительным размером коммерческого подкупа в настоящей статье и статье 204.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером коммерческого подкупа — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером коммерческого подкупа — превышающие один миллион рублей.

7. Коммерческий подкуп (во всех его проявлениях) — умышленное преступление. Обе стороны подкупа осознают, что вознаграждение передается и принимается незаконно за совершение действия (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым субъектом получения служебным положением.

В п. 13.1 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» разъяснено, что обещание или предложение лица передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующего коррупционного преступления в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами. Если иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения лица передать незаконное вознаграждение за совершение необходимых действий (бездействие), не были совершены по независящим от него обстоятельствам, то содеянное квалифицируется как приготовление к коммерческому подкупу (ч. 1 ст. 30 и ч. 3 — 4 или ч. 7 — 8 ст. 204 УК РФ).

Разница между ст. 204 УК РФ и ст. 204.1 УК РФ заключается в субъекте преступления. Если в ст. 204 УК РФ им выступает лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, то в ст. 204.1 УК РФ субъектом является лицо, выполняющее функции посредника, т.е. лицо, передающее предмет коммерческого подкупа по поручению дающего подкуп или получающего его или иным образом способствующее в достижении либо реализации соглашения между ними о передаче и получении подкупа. Посредник отличается от получающего или передающего предмет коммерческого подкупа тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе.

Условия подрядного конкурса составлены в интересах конкретного поставщика товаров или услуг. В качестве поставщика преимущество приобретает не производитель, а посредник, имеющий связь с чиновником. Путем манипуляции с контрактными и рыночными ценами образуется неправомерный доход поставщика.

Чиновники, практикующие преступные схемы обогащения, применяют все более изощренные способы их сокрытия. Наряду с привлечением компаний, связанных с чиновником, услуги которых затем оплачивает поставщик, может иметь место открытие банковской карты для чиновника на имя третьего лица. Имя чиновника при этом не фигурирует в официальных бумагах. Имеют место и такие формы откатов, как приглашения в дорогостоящие зарубежные поездки за счет поставщика, организация банкетов и празднеств, которые также оплачивает зависимый от управленческих решений ответственного лица бизнесмен.

Принят закон об уголовной ответственности за подкуп третейского судьи

Необходимо учитывать, что при назначении наказания и причисления к той или иной категории правонарушения, требуется установить денежный эквивалент, цену официальных бумаг, или же имущества, ставшего предметом подкупа. Согласно закону, значительным размером коммерческого подкупа можно признать денежный эквивалент до 25 тыс. рублей, крупным — ущерб, составляющий более 150 тыс. рублей. Самые жесткие санкции последуют, если эквивалент коммерческого подкупа превысил один миллион рублей.

Рекомендуем прочесть:  Министерство Здравоохранения Перечень Сухих Смесей Для Новорожденных

Судебной коллегий по уголовным делам Верховного Суда РФ в кассационном порядке было рассмотрено дело о покушении на дачу взятки в размере 200 рублей за несоставление протокола об административном правонарушении. Ввиду неправильной квалификации действий взяткодателя по ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 291 УК РФ по кассационному представлению прокурора приговор Костромского областного суда был отменен и дело направлено на новое судебное рассмотрение (кассационное определение от 29.08.2012 г. N 87-О12-7). В данном случае дача взятки в размере 200 рублей за совершение незаконного бездействия не признана малозначительным деянием.

Состав преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, достаточно сложен для понимания, и не каждый юрист способен дать квалифицированную консультацию относительно возможности освобождения лица от наказания, наличия в деянии состава преступления, законности возбуждения уголовного дела по факту получения коммерческого подкупа.

№ 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» указал: «Решая вопрос о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ, судам следует исходить из того, что под коммерческой организацией в соответствии со статьей 50 ГК РФ следует понимать организацию (юридическое лицо), которая в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли (например, хозяйственное товарищество и общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие). При этом необходимо учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу статьи 113 ГК РФ коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление (статьи 114 и 115 ГК РФ). К некоммерческой организации, которая не является органом государственной власти или местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством относятся потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная организация, благотворительные и иные фонды, а также учреждение, которое создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (статьи 50 и 120 ГК РФ)».

Решая вопрос о дифференциации ответственности взяткодателей, а также лиц, виновных в активном коммерческом подкупе, законодатель, на наш взгляд, не учел сложного положения субъекта, который пытался дать взятку (совершить коммерческий подкуп) под влиянием обмана со стороны должностного лица (лица, выполняющего управленческие функции в коммерческих или иных организациях) либо лица, которое он считал пособником последнего, имея целью предотвратить причинение вреда своим правам и законным интересам либо восстановить нарушенные права и интересы. Привлечение должностных лиц или их «мнимых» посредников в подобных ситуациях за мошенничество в принципе не исключает привлечения жертв обмана к уголовной ответственности за покушение на дачу взятки либо на коммерческий подкуп . Между тем по уровню общественной опасности действия лиц, передавших взятку (предмет коммерческого подкупа) в подобных условиях сравнимы с действиями взяткодателя, вызванными вымогательством. Логично было бы вопрос об объеме ответственности взяткодателей (виновных в пассивном коммерческом подкупе) решить идентично для обеих ситуаций .

Во многом сходным примечанием следует дополнить и ст. 204 УК РФ . Немаловажно в данном случае и то обстоятельство, что судебная практика также пошла по пути признания вымогательством взятки либо коммерческого подкупа требования предоставить его, сопряженного с угрозами не совершать действий, необходимых для реализации либо восстановления прав и законных интересов граждан.

Как следует из ч.4 комментируемой статьи, квалифицированным составом преступления является деяние, предусмотренное ч.3 и совершенное группой, лиц по предварительному сговору или организованной группой либо сопряженное с вымогательством предмета подкупа, либо совершенное за незаконные действия (бездействие).

Важно обратить внимание на примечание к комментируемой статье, согласно которому лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч.1 или 2 настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Adblock
detector