Административная Ответственность Наступает За Административные Правонарушения Пример Судебной Практики

Понятие административной ответственности

Административной ответственности присущи общие признаки юридической ответственности (наступление при наличии правонарушения, регулирование нормами права, государственно-правовое принуждение, наступление неблагоприятных последствий для виновного). Специфическим признаком административной ответственности является то, что она применяется, как правило, органами исполнительной власти в процессе исполнения функциональной деятельности (например, сотрудники инспекций, надзоров), реализуя свои властно-распорядительные функции. При этом эти органы не связаны с виновным служебными отношениями.

Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям административные наказания. К ним относятся судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, многочисленные органы исполнительной власти. Законами субъектов Российской Федерации к ним могут быть отнесены административные комиссии и иные коллегиальные органы.

Административная ответственность представляет реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах (поведение в общественных местах, торговля, финансы, природопользование и др.) и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний за совершение административных правонарушений.

Административная ответственность влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных КоАП лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).

КоАП предусматривает установление административной ответственности только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения.

Тема 9

Общественные объединения—добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе (общие основы их правовой организации в настоящее время регулируются Законом РФ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» с последующими изменениями);

Формами применения административной ответственности являются принимаемые уполномоченными на то государственными органами исполнительной власти и их должностными лицами индивидуальные правовые акты применения установленных законодательством административных санкций к конкретным лицам, совершившим административное правонарушение.

К особенностям административной ответственности как основного вида административного принуждения относятся все те признаки, которые в своей совокупности позволяют, с одной стороны, идентифицировать административное принуждение в общей системе государственного принуждения, а с другой—раскрыть существо и специфику административной ответственности в общей системе существующих в государстве видов правовой ответственности.

Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Умысел (ст. 25 УК РФ)—прямой (лицо сознаёт общественную опасность своих деяний, предвидит возможность или неизбежность наступления опасных последствий и желает их наступления) и косвенный (лицо сознаёт общественную опасность своих деяний, предвидит возможность наступления опасных последствий, не желает, но сознательно допускает наступление указанных в законе последствий либо относится к ним безразлично);

Анализируя объективную сторону состава административного правонарушения, правоприменителю необходимо учитывать значительное многообразие проявлений объективной стороны конкретных составов административных проступков. Так, мелкое хулиганство может выражаться в: оскорбительном приставании к гражданам; нецензурной брани, сопровождаемой скандалом и угрозой; оскорблении граждан словами и жестами; срывание информационных и рекламных плакатов, афиш, газет; заведомо беспричинный из хулиганских побуждений вызов специализированных служб (скорой медицинской помощи, пожарной охраны, милиции); беспричинном умышленном создании паники в общественных местах и др.

Действуя с умыслом, правонарушитель осознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий противоправного результата и желает его наступления – прямой умысел или не желает, но предвидит и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично – косвенный умысел. Так, должностное лицо, совершая грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, сознательно (с прямым умыслом) совершает административное правонарушение; в другом случае водитель, выезжая из гаража на автомашине с техническими неисправностями, не желает наступления противоправного результата, но сознательно (косвенный умысел) допускает его наступление.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Обязательные правила адресованы широкому кругу субъектов. Одни – всем гражданам и юридическим лицам, другие – работникам тех или иных отраслей хозяйства, социально-культурной, административно-политической деятельности, третьи – должностным лицам, занимающим определенные должности в государственных, муниципальных, общественных и коммерческих организациях.

  • отражение взаимосвязи административного правонарушения и административной ответственности;
  • изучение понятия, основных признаков, функций административной ответственности;
  • выявление основных принципов административной ответственности;
  • рассмотрение административного наказания как меры административной ответственности;
  • выявление обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, а также обстоятельств, освобождающих от ответственности;
  • изучение субъектов административной ответственности;
  • обзор судебной практики.

Административное правонарушение пример – Что является примером административного правонарушения, что нужно об этом знать

Виновность деяния юридического лица означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению[4] . Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности.

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии кᴏᴛᴏᴩых конкретное деяние становится административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение. К примеру, провоз без билета в пригородном поезде ребенка, проезд кᴏᴛᴏᴩого подлежит частичной оплате, — административное правонарушение, кᴏᴛᴏᴩое совершается лицом, сопровождающим ребенка (ч. 4 ст. 11.18 КоАП РФ). В случае если же ребенок в возрасте до 16 лет самостоятельно ехал без билета, то, хотя его действие отвечает всем признакам, ϲʙᴏйственным административному правонарушению как понятию (противоправности, виновности, наказуемости), данное действие тем не менее в указанном конкретном случае не может квалифицироваться как административное правонарушение. Объясняется ϶ᴛᴏ тем обстоятельством, что в данном деянии нет одного из необходимых компонентов состава административного правонарушения — субъекта правонарушения, каковым может быть физическое лицо, исключительно достигшее 16 лет.

Под понятием «административное правонарушение» подразумеваются противоправные действия или же бездействие физических или юридических лиц, которые предусматривают ответственность административного характера согласно кодексу об административных правонарушениях.

В любом случае о наличии состава правонарушения речь может идти только тогда, когда лицо, совершившее противоправное деяние, будет именно тем субъектом, кᴏᴛᴏᴩому за ϶ᴛᴏ деяние статьями КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена админист- рати вн ая ответстве н ность.

При рассмотрении объективной стороны преступление судья использует такие понятия, как: время, место, характер и способ преступления, а также повторность, систематичность, злостность и неоднократность. Причём неоднократными считаются однородные преступления, а систематическими — совершённые несколько раз в течение года.

Рекомендуем прочесть:  Перечень Земельногл Участка Для Многодетных Семей В Гатчинском Р- Не 2023глд

Административная Ответственность Наступает За Административные Правонарушения Пример Судебной Практики

2. Дела, полномочиями на рассмотрение которых обладает иной государственный орган или должностное лицо государственного органа, однако в силу различных обстоятельств переданные для принятия решения в суд. К этой категории законом отнесены дела об административных правонарушениях, заведенных по статьям КоАП РФ, санкции которых предусматривают в качестве альтернативного вида наказания (основного либо необязательного дополнительного) одно из административных наказаний, назначаемых только судьей (п. 2 ст. 23.1 КоАП РФ). К таким видам административных наказаний КоАП РФ относит: конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, административное выдворение, дисквалификацию (ст. 3.7-3.11 КоАП РФ). Соответственно орган или должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, исходя из обстоятельств совершения проступка, может принять решение о необходимости применения к правонарушителю одного из указанных выше видов административных наказаний, что автоматически влечет за собой принятие решения о передаче дела на рассмотрение судье.

Вопрос о том, какое правонарушение считать длящимся, важен для практики, поскольку ст. 4.5 КоАП РФ устанавливает срок привлечения к административной ответственности, который по общему правилу начинает течь со дня совершения нарушения, а в случае с длящимся правонарушением — со дня его обнаружения.

Судебная деятельность, как известно, протекает в порядке, заранее установленном законами (КоАП РФ, ГПК РФ, АПК РФ). Этот порядок способствует быстрому и правильному рассмотрению дел, выяснению объективной истины по каждому делу, вынесению законного и обоснованного постановления, т.е. гарантирует привлечение к ответственности только лиц, виновных в совершении правонарушения, и освобождение от ответственности невиновных субъектов.

Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Судебная деятельность совершается в порядке, заранее установленном законами (КоАП РФ, ГПК РФ, АПК РФ). Этот порядок способствует быстрому и правильному рассмотрению дел, выяснению объективной истины по каждому делу, вынесению законного и обоснованного постановления, т.е. гарантирует привлечение к ответственности только лиц, виновных в совершении правонарушения, и освобождение от ответственности невиновных субъектов.

В науке административного права имеет место и иной подход к вине юридического лица. Он основан на приоритете объективного аспекта в деятельности юридического лица. При таком рассмотрении вина юридического лица определяется как «комплекс негативных элементов, характеризующихся дезорганизацией деятельности юридического лица, непринятием им необходимых мер для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, неприложением требуемых усилий для предупреждения правонарушений и устранения их причин» (Овчарова Е.В. Административная ответственность юридических лиц: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2001. С. 13).

В связи с этим в научной литературе и в нормативных документах предлагались различные подходы к определению вины юридических лиц. Так, распространенным является понимание вины юридических лиц как психологического отношения к содеянному коллектива, определяемого по доминирующей воле в этом коллективе (Петров М.П. Административная ответственность организаций (юридических лиц): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 1998. С. 6). Аналогичное по конструкции понятие вины содержится в ст. 110 Налогового кодекса РФ.

В силу ряда причин именно «прусский» подход получил второе рождение в нашем государстве в XIX веке и после 1917 года. Произошла трансформация административных правонарушений в иное явление, обозначаемое прежним термином. Из средства контроля за решениями органов государственной власти институт административных правонарушений, как, собственно, и вся отрасль административного права, превратился в придаток уголовного права, обеспечивая контроль государства над обществом, охраняя правопорядок угрозой наказания (Честнов И.Л. Институт административных правонарушений в системе права: Дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1994. С. 9 — 11). Полицейское право играет важную роль и в построении науки современного российского административного права (Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Гос. и право. 1997. N 11. С. 14 — 21; Соловей Ю.П. Российское полицейское право: история и современность // Гос. и право. 1995. N 6; Бельский К.С., Елисеев Б.П., Кучеров И.И. Полицейское право как подотрасль административного права // Гос. и право. 2001. N 12. С. 45 — 53; и др.).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21 апреля 2005 г. N 119-О указал, что положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.

Однако на практике, как правило, правоприменители исходят из того, что наличие вины работника юридического лица в совершенном правонарушении свидетельствует о том, что данное юридическое лицо не приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных норм и правил. Так, например, Девятый арбитражный апелляционный суд, рассматривая дело о привлечении к административной ответственности потребительского общества «Органика» по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях), в частности, указал: по смыслу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ вина конкретного работника в совершении административного правонарушения не может являться основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности за правонарушение. Поскольку Столярова Р.Д. осуществляла свою деятельность от имени и в интересах потребительского общества (Заявителя) и является его работником (пайщиком), то названное Общество является ответственным за применение ККТ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2023 г. по делу N А40-8138/2023). Арбитражный суд Камчатского края, признавая виновным общество с ограниченной ответственностью «Курильский пролив» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ (Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении), указал: ответственность за административное правонарушение по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ наступает вне зависимости от вины конкретных должностных лиц Общества. Неисполнение данными должностными лицами (в частности, капитаном судна) своих должностных обязанностей не исключает возможности привлечения самого юридического лица к административной ответственности в силу части 3 статьи 2.1 названного Кодекса (решение Арбитражного суда Камчатского края от 12 мая 2023 г. по делу N А24-1294/2023). Аналогичные по смыслу заключения можно встретить и во многих иных актах судебных органов.

Состав административного правонарушения как основание административной ответственности

Родовыми объектами административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в определенной сфере общественной жизни. Исходя из родовых объектов посягательств, составы административных правонарушений сгруппированы по главам в Особенной части КоАП РФ. Так, родовым объектом административных правонарушений, предусмотренных главой 13 КоАП РФ «Административные правонарушения в области связи и информации», являются урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в сфере связи и информации.

Административная правоспособность является проявлением общей правоспособности, то есть установленной и охраняемой государством возможности данного субъекта вступать в различного рода правовые отношения. Иными словами, это способность приобретать соответствующий комплекс прав, обязанностей и нести ответственность за их реализацию. Следовательно, правоспособность является предпосылкой возникновения правоотношений с участием данного субъекта. Для возникновения административно-правовых отношений такой предпосылкой является административная правоспособность, выражающаяся в определенной административно-правовыми нормами возможности данного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права и нести юридическую ответственность за их практическую реализацию в сфере государственного управления.

Рекомендуем прочесть:  Ответственность за отказ быть присяжным заседателем в 2023 году

При решении вопроса об отнесении того или иного правонарушения к длящимся или оконченным необходимо различать момент юридического окончания правонарушения и момент прекращения противоправного поведения (состояния). Оконченным считается правонарушение, характеризующееся полной реализацией его объективной и субъективной сторон. Прекращение противоправного поведения (состояния) имеет место, когда лицом никакие противоправные действия уже не совершаются либо когда государство в лице уполномоченных органов пресекает правонарушение.

На необходимость выяснения виновности лица в совершении административного правонарушения обращает внимание Высшего Арбитражного Суда РФ п. 16 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». В соответствии с п. 16 Постановления выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании: данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении; объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению; а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

Установление умышленной формы вины является обязательным в случаях, когда КоАП РФ предусматривается ответственность только за умышленно совершенное правонарушение. Так, например, ст. 5.14 КоАП РФ предусматривает ответственность только за умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы; ст. 7.17 КоАП РФ — за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба; ст. 17.7 КоАП РФ — за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных Федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, и т.д.

  • избирательных прав (несанкционированное вмешательство в деятельность избирательной комиссии);
  • трудовых прав (увольнение сотрудников по причине объявления забастовки);
  • несовершеннолетних (невыполнение родителями установленных обязанностей относительно воспитания ребенка);
  • нравственности (неуважение пожилых людей);
  • вероисповедания (оскорбление гражданских религиозных чувств);
  • социальных прав (отказ в принятии на работу человека с ограниченными физическими возможностями в рамках установленной квоты);
  • здоровья (употребление наркотиков);
  • собственности (мелкое хищение).
  • распитие алкоголя в запрещенных местах;
  • причинение вреда имуществу, принадлежащему другим людям или организациям;
  • несоблюдение регламентов пожарной безопасности, например, закрытие аварийных выходов в помещении;
  • проезд без оплаты в общественном транспорте.
  • Данный вид ответственности подразумевается лишь за правонарушения административного характера. Объектом административного права являются отношения в государственном управлении, а также иные виды. Сюда можно отнести правонарушения в налоговой, таможенной сфере, вопросы защиты собственности, охраны прав граждан, природы и окружающей среды, торговли и т. д.
  • Использование административного права в качестве взыскания за совершение этого особого вида проступка. Они являются не столь опасными, как уголовные правонарушения, но случаются в разы чаще. Особенность заключается не в характере и составе проступка, а в их частоте совершения.
  • Отличается также тем, что состав правонарушения является субъектным. Это значит, что в качестве субъектов могут выступать также юридические лица, представленные различными предприятиями и организациями.
  • Административная ответственность является воздействием, которое осуществляет уполномоченный орган власти на гражданина, который совершил проступок. Его предназначение – воспитать в виновном уважение закона и порядка, а также в предохранении от повторения противоправных действий как лицами, которые ранее привлекались, а также другими лицами.
  • Различные нарушения норм административно-правового характера подразумевают другие пути ответственности за них. Согласно пункту «К» части один, статьи семьдесят два Конституции Российской Федерации законодательство административного и административно-правового характера, так же как и административная ответственность, подвергаются контролю государства и его субъектов. Согласно статье 1.1 КоАП она характеризована множеством органов государственного управления, которые уполномочены к её установлению. Сюда относятся законодательные органы.

Как сочетаются административная и дисциплинарная ответственность? Нарушение запретов КоАП, напрямую не затрагивающих служебную деятельность, может повлиять на карьерные перспективы человека. Например, военнослужащий в случае привлечения к ответственности за нарушение ПДД, рискует досрочно уволиться.

Не так давно были попытки внести изменения и дополнить градацию нарушений по степени тяжести, но их признали неудачными. Тем более, что сейчас активно обсуждается тема введения в УК или принятие отдельного закона об уголовных проступках. Формально являющихся нарушением УК, но привлекаемые лица будут испытывать на себе менее серьезные последствия, в части судимости и ограничения прав в будущем (например, запрет на занятие некоторых должностей).

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Наказуемость административного проступка означает , что привлечь к ответственности за правонарушения возможно лишь в том случае, если за это действие предусмотрено наказание статьей Кодекса об административных правонарушениях или наказание установлено иным нормативным актом.

Каждому гражданину, пребывающему на территории Российской Федерации, требуется знать КоАП. Понимание того, за какие правонарушения наступает административная ответственность, необходимо во избежание правонарушений и возникновения проблем с законом. Действующее законодательство строго определяет перечень действий, которые являются нарушениями и разновидности административной ответственности, которая за ними последует.

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

5) Административные правонарушения в сельском хозяйстве, на транспорте, в области дорожного движения, связи и жилищно-коммунального хозяйства (нарушение правил безопасности полетов, повреждение телефонов-автоматов, нарушение правил пользования жилыми помещениями).

Выявление фактов административного правонарушения происходит путем составления протокола. Этот документ могут составлять должностные лица и уполномоченные ведомства, указанные в КоАП РФ. Например, полномочия по составлению процессуальных протоколов по своим направлениям деятельности предоставлены сотрудникам МВД и ГИБДД, специалистам МЧС и ФТС, должностным лицам трудовой инспекции и т.д.

Данный список не является исчерпывающим . Законодательством федерального уровня и уровня субъектов уполномоченным лицам могут быть причислены иные должностные лица органов государственной власти и управления, а также должностные лица, имеющие соответствующие полномочия в сфере соблюдения установленных норм и правил.

Ст. 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготовляемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах:

Законы – Конституция РФ, Кодекс РФ об Административных Правонарушениях, Законы, вносящие изменения и дополнения в Кодексы и другие Законы, Законы субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность граждан (Закон Кемеровской Области об административных правонарушениях);

Самым серьезным нарушением считается организация без разрешения соответствующих органов массовых мероприятий. Тут уже меньше чем 25 тысячами обойтись не получится, а в некоторых случаях могут применяться и другие виды наказаний типа ареста или исправительных работ.

Для рассмотрения большинства дел личное участие субъекта не требуется. Исключение составляют только правонарушения, за которые грозит арест или выдворение за пределы РФ.Читайте: Привлечение к административной ответственности: порядок и виды

При нарушении законов государства человек несет ответственность, зависит она от тяжести и характера правонарушения. Например, есть административная ответственность. Сейчас мы подробно рассмотрим, что такое административная ответственность и вследствие каких правонарушений она наступает.

Санкции могут последовать только за нарушения, предусмотренные конкретными статьями Особенной части КоАП РФ. Они сгруппированы в зависимости от характера общественных отношений и законодательных правил, которые нарушаются в результате действий и бездействия виновного лица. Выделим некоторые группы статей, по которым наступает ответственность за административное правонарушение:

Рекомендуем прочесть:  Пособие малоимущим семьям в 2023 году в башкортостане

Для отдельных групп нарушений закон предусматривает специальные санкции, которые не могут применяться в делах других категорий. Например, только за правонарушение в сфере безопасности дорожного движения может назначаться лишения права управления транспортом. За нарушение правил миграционного режима иностранцем, либо лицом без гражданства, может последовать принудительное выдворение за пределы страны (для граждан РФ такое наказание не может быть назначено).

Административная ответственность — один из видов юридической ответственности, определяющий для человека административное наказание за совершенное правонарушение. Административное правонарушение не такое тяжкое, как преступление, поэтому наказания вследствие такого нарушения мягче.

Справка обобщения судебной практики по делам, связанным с применением ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст

Частью 1 ст. 14.16 КоАП РФ установлена ответственность за розничную продажу этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 19.02.2008 г. N 13646/07 по заявлению ООО «Торгово-промышленный центр «П» о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.07.2007 г. по делу N А54-754/2007-С18 сделаны следующие выводы и обоснования по квалификации правонарушений, связанных с ненадлежащим оформлением справки к товаротранспортной накладной.

При рассмотрении дел этой категории суды обоснованно учитывают требования статьи 10.2, в которой дан перечень документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», в соответствии с которой запрещается поставка или розничная продажа алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.

В соответствии с планом работы Федерального арбитражного суда Центрального округа на первое полугодие 2008 года проведено обобщение судебной практики по делам, связанным с применением ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.16 КоАП РФ.

В частности, действия виновных лиц, связанные с незаполнением продавцом алкогольной продукции одного из разделов справки к товаротранспортной накладной (на отечественную продукцию) либо справки к грузовой таможенной декларации (на импортную алкогольную продукцию), судами квалифицировались как по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, признавая справку товаротранспортным документом, так и по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, считая это нарушением иных правил розничной продажи алкогольной продукции (дело N А62-2567/2007, N А64-1374/07-4).

Самоуправство как административное правонарушение

При рассмотрении дел о самовольном осуществлении прав, нарушающих права граждан и юридических лиц, судья принимает во внимание все обстоятельства дела и уточняет детали. Они играют решающую роль при определении степени вины и меры наказания по статье «Самоуправство».

При этом уголовная ответственность за самоуправство, повлекшее за собой существенный вред пострадавшему, гораздо серьезнее. Штрафы по ст. 330 УК назначаются от 80 тыс. рублей и выше. Кроме того, может применяться наказание в виде исправительных работ или ареста, сроком до полугода. Если имели место насильственные действия, то может наступить и лишение свободы, максимальный срок его – 5 лет.

Конфликты, причиной которых стало самоуправство, чаще встречаются в быту, подпадая под понятие административного правонарушения, нежели носят уголовный характер. Львиная доля дел о самоуправстве подпадает под действие статьи 19.1 КоАП, и рассматривается мировыми судьями.

Имеет место так же статья Уголовного Кодекса 330, в которой подобные действия, напротив, связываются с существенным вредом пострадавшей стороне и квалифицируется уже не как административное правонарушение, а как преступное деяние уголовного порядка.

Так, постановлением мирового судьи Онежского районного суда Архангельской обл. по делу № 5-ХХХХХ от 25.01.18 в отношении нарушителя, самовольно демонтировавшего плиту в чужой квартире, нарушителю было вынесено предупреждение. Суд учел, что он полностью признал свою вину и не причинил существенного вреда потерпевшим.

Административная ответственность и административное правонарушение

В новой России в условиях действия Конституции Российской Федерации 1993 года, закрепившей принципиально новые отношения в политической и экономической сферах, новые принципы соотношения публичных и частных интересов, изменения идеологии и практики правового регулирования административной ответственности, возрастает роль этого правового института в разрешении конфликтов, возникших в сложный период перехода к правовому государству, становления гражданского общества.

Действие — это активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, нарушение правил пользования жилыми помещениями, нарушение требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений).

К сожалению, в гл. 2 КоАП отсутствует отдельное определение понятия «административная ответственность». Хотя при тщательном изучении и анализе ст. 2.1 КоАП можно заметить, что административная ответственность наступает исключительно при наличии основания — совершения административного правонарушения.

Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному14.

быть обязательно противоправными, т.е. нарушать отдельные или, наоборот, ряд предписаний, установленных источниками административного права. Например, нарушение положений КоАП, законов субъектов Российской Федерации в области административного права, должностных инструкций, властных директив — указаний федеральных органов государственной власти и их должностных лиц; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы не только административного, но и ряда других отраслей права, например конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового. Главное здесь состоит в том, что соблюдение этих норм права охраняется мерами административной ответственности;

Что такое административное правонарушение примеры

Административное правонарушение — это любое действие или бездействие гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или юридического лица, за которое он должен нести ответственность согласно административному законодательству. Нарушение будет признано независимо от того, было это виновное/невиновное действие или бездействие. Данное понятие и каждый вид нарушений определяется КоАП (Кодекс об Административных нарушениях).

Существует и ряд запретов или ограничений на применение мер ответственности к определенным категориям субъектов. Например, беременной женщине или несовершеннолетнему ребенку не может назначаться административный арест, даже если такое наказание содержится в статье КоАП РФ. В этом случае суд обязан назначить денежный штраф, либо применить иную санкцию.

  • Родовой. Здоровье любого человека или населения, безопасность общества и так далее.
  • Видовой. Подразумевает под собой конкретный объект посягательства. Например, фармацевтическая компания занимается выпуском или продажей медицинских препаратов без лицензии, что может навредить здоровью граждан.

Последний пункт требует особого внимания. Только на основе изучения исторических источников можно разобраться в возможности перспектив в будущем и не допустить ошибок при составлении новых законопроектов. Как сказал Г. Гегель: «История имеет свойство повторяться», и очень часто то, что происходит сейчас, уже имело аналоги в прошлом. По этой причине изучение первоисточников административного права необходимо для проведения реформ и прогнозирования перспектив развития.

Суд выносит решение, согласно которому разрешается гражданское правонарушение (примеры органов, определяющих меру наказания: суд мировой, если спор не дороже 30 000 рублей; суд общей юрисдикции — для споров выше 30 000 рублей). Наказание за гражданский проступок — это пеня, штраф, неустойка, возмещение вреда.

Adblock
detector