Административная Защита Прав Потребителей

  • рассматривать жалобы потребителей, консуль­тировать их по вопросам защиты их прав;
  • в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей, анализировать потребительские договоры (например, оказания услуг службами коммунального хозяйства, предприятий связи, туристическими фирмами и проч.);
  • при выявлении некачественных или опасных то­варов (работ, услуг) извещать об этом соответ­ствующие органы исполнительной власти;
  • в случаях реализации потребительской продук­ции, не сопровождающейся надлежащей инфор­мацией, в том числе и о сроках годности, служ­бы, гарантии и проч., приостанавливать до мо­мента предоставления информации либо прекра­щать реализацию продукции;
  • обращаться в суды в защиту прав как индиви­дуальных’, так и неопределенного круга потре­бителей.

Но наиболее доступными гражданам официальны­ми инстанциями, осуществляющими защиту потре­бительских прав, являются органы местного само­управления. Обращение в федеральные органы исполнительной власти бывает затруднено тем, что они расположены далеко не в каждом административном центре. Органы местного само­управления есть в каждом городе, районе.
В соответствии с законом для обеспечения за­щиты прав потребителей органы местного самоуправления формируют соответствующие структуры, которые вправе:

  • Министерство по антимонопольной политике и его территориальные органы.
  • Министерство промышленности и торговли РФ.
  • Министерство здравоохранения РФ.
  • Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы.
  • Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и ее территориальные органы.
  • Другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции.

Формой обращения потребителей в органы мест­ного самоуправления является заявление с приложе­нием документов. В заявлении следует изложить все обстоятельства дела. Для достижения успеха в защите своих потребительских прав рекомендуем при подаче заявлений добиваться их регистрации, а также офици­альных ответов в установленные законом сроки. В соответствии с действующим законодательством ответ должен быть дан в течение 3 дней, в исключительных случаях — в течение 10 дней.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей упраздняемого Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства 1.

Ежедневно каждый из нас приобретает товар, пользуется платными услугами. Но к сожалению, не всегда продавец и покупатель имеют одинаковое мнение о качестве предлагаемого товара или оказываемых услуг. В случае конфликтных ситуаций споры разрешаются на основании закона РФ «О защите прав потребителей (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 № 2300-1. Закон о защите прав потребителей – это нормативно-правовой акт регулирующий область взаимоотношений между покупателем и организацией или индивидуальным предпринимателем, занятым изготовлением, импортом, продажей товара, предоставлением услуг.

Организация осуществляет розничную торговлю изделиями из стекла (посуда, сувениры) дистанционным способом. Для привлечения клиентов организация размещает рекламные ролики в эфире телевизионных каналов, в которых предлагаются конкретные виды товаров с указанием их фотографий, присвоенного им номера (лота) и стоимости. В рекламном ролике предлагается позвонить на телефонный номер организации и оформить заказ понравившегося товара, указав его номер (лот).

Право на административную защиту таких жизненно важных интересов человека, как жизнь и здоровье, свобода и собственность, является неотъемлемым атрибутом любого гражданского общества. Государство является регулятором реализации прав граждан. То есть именно государство легализует любое право, формирует его и уточняет объемы, закрепляет методы и процедуру его реализации.

Но наиболее доступными гражданам официальными инстанциями, осуществляющими защиту потребительских прав, являются органы местного самоуправления. Обращение в федеральные органы исполнительной власти бывает затруднено тем, что они расположены далеко не в каждом административном центре.

Статья 14

4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), —

5. Отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом, кроме случаев, установленных законом, —

6. Продажа отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин с нарушением установленного законодательством о защите прав потребителей требования об обеспечении возможности использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза, —

Примечание. В случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием их здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или их возрастом, либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность, предусмотренная частью 5 настоящей статьи, наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности.

КоАП РФ Статья 14

4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), —

6. Продажа отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин с нарушением установленного законодательством о защите прав потребителей требования об обеспечении возможности использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза, —

Примечание. В случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием их здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или их возрастом, либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность, предусмотренная частью 5 настоящей статьи, наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности.

Имеется и иное определение «рынка». «Рынок – сфера товарного обмена. В политико-экономическом значении – предложение и спрос на товары в масштабе мирового хозяйства (ми¬ровой, внешний рынок), страны (национальный, внутренний рынок) и ее отдельного района (ме¬стный рынок). Рынком также называется опре¬деленное место, где происходит торговля».

В этой связи, правоведы относят к сфе¬ре потребительского рынка весь комплекс по выполнению работ. Поэтому было бы совер¬шенно неосновательным и необоснованным исключение из него такого элемента, как произ¬водство продукции, поскольку эти элементы отличаются только конечным приобретателем. При выполнении работ – это конкретное лицо, при производстве товара – неопределенный круг лиц .

Рекомендуем прочесть:  Лица состоящие с вами в свойстве

В.В. Теплухин указывает о том, что торговля, являясь самостоятельной отраслью экономики, оказывает жизненно необходимые для общества функции. Цель торговли – максимальное удовлетворение потребностей людей. К основным функциям торговли относятся установление связи между производством и потреблением путем доведения товаров до населения в соответствии с требованиями экономических законов, ускорение оборота товарной продукции и в связи с этим оборота общественного продукта в целом .

М.Н. Бурак подчеркивает, что «…по¬требительский рынок – это общественно-правовые отношения, возникающие между го¬сударством, изготовителем (производителем), исполнителем, продавцом, с одной стороны, и потребителем (покупателем), с другой стороны, в процессе изготовления, исполнения, реализа¬ции, эксплуатации, утилизации и других стадий прохождения жизненного цикла товаров, работ и оказания услуг, основанных на товарно-денежных механизмах, регулирующих их взаи¬моотношения на основе законодательного за¬крепления правил реализации товаров, работ и оказания услуг» .

Ю.А. Аванесов рынок товаров и услуг представляет в виде сложного социально-экономического образования, которое включает в себя не только рынок потребительских товаров, но и рынок самостоятельных сфер деятель¬ности: общественное питание, услуги (гостиничное дело, туризм, бытовое обслуживание и др.) .

Выше отмечалось, что недостаток – это «несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых потребитель поставил в известность продавца при заключении договора, либо образцу или описанию, при продаже товаров по образцам». Исходя из этого, качество товара следует считать ненадлежащим, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков. Недостаток считается существенным, если он неустраним либо не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, а также если он выявляется неоднократно либо проявляется вновь после устранения, или другие подобные недостатки. Значит, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков, то качество товара следует считать ненадлежащим, а товар – имеющим существенный недостаток [3] .

3. Потребителем признается также гражданин, который только имеет намерение приобрести товар, заказать работу или услуги, но еще не стал непосредственно покупателем или заказчиком, т.е. не оформил договор. Это означает, что любой гражданин, который только вошел в магазин, в любое другое предприятие сферы обслуживания и т.п., признается по закону потребителем. Он имеет право на полную и достоверную информацию о предмете своего интереса. В силу разных обстоятельств такой гражданин может ничего не купить и не заказать услугу, но он все равно остается потребителем.

Через потребительский рынок идет процесс удовлетворения повседневных потребностей в товарах. А в потребительском рынке главенствующая роль отведена торговле. Именно торговля и ее первичное звено — магазин (любое другое торговое предприятие, в том числе мелкорозничное — палатка, киоск, столик,) независимо от организационно-правовой формы и вида собственности и подчиненности, а так же гражданин-предприниматель, занимающийся торговлей, предоставляют покупателям огромную, исчисляемую миллионами рублей массу потребительских товаров, вырабатываемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, обществами, товариществами, кооперативами и другими предпринимателями — изготовителями продукции, а также ввозимых в порядке импорта из-за пределов России. Являясь посредником между изготовителями (импортерами) и покупателями -потребителями товаров, торговля призвана защищать интересы последних, предъявляя к изготовителям, поставщикам требования в части качества продукции, ее безопасности для здоровья, не говоря о товарном виде, упаковке, предоставления покупателю соответствующей информации о товаре, обеспечивая одновременно должное торговое обслуживание потребителя.

В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров потребитель вправе предъявить не все перечисленные требования, а лишь требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов на их устранение третьими лицами, а также о соразмерном уменьшении покупной цены и расторжении договора. Остальные требования потребитель вправе предъявить только при обнаружении в товаре существенных недостатков. Перечень таких товаров был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 575 от 13 мая 1997 г. В него вошли:

При обнаружении недостатка потребитель должен поставить продавца (изготовителя, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в известность об этом (извещение лучше произвести письменно, чтобы избежать последующих споров о дате обнаружения недостатка). Если продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) не сомневается в обоснованности требования потребителя, то он обязан принять у него товар и удовлетворить его требование. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, уже на этом этапе нужно правильно оформить отношения между потребителем и продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером). При передаче товара следует составить акт, в котором необходимо указать, кто и когда принял товар для проверки качества, описать сам передаваемый товар, указать его отличительные признаки (номера, если есть), указать, в чем выражается обнаруженный дефект и оговорить наличие или отсутствие пломб и внешних повреждений. Следует учитывать, что не всегда причина возникновения недостатка очевидна, поэтому закон предоставляет продавцу право провести проверку качества товара. Закон не содержит требования, чтобы проверка качества производилась независимыми специалистами, следовательно, продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) вправе провести такую проверку силами своих сотрудников либо представителей сервисной организации, осуществляющей ремонт на основании договора с продавцом. Потребитель имеет право присутствовать при этой проверке. В случае, если потребитель по каким-то причинам не может присутствовать лично, он может поручить кому-либо из родственников (знакомых) присутствовать при проведении проверки качества товара. Потребитель также вправе пригласить независимого специалиста для компетентного наблюдения за ходом проверки. Полномочия представителей (специалиста) должна удостоверять доверенность, и тогда продавец (изготовитель) будет не вправе не допустить их к участию в проверке. Факт проведения проверки качества товара необходимо отразить в акте проверки, который подписывают все присутствующие при проверке лица. При этом потребитель (его представитель) имеют право указать в акте на допущенные нарушения и (или) выразить свое несогласие с выводами проверки.

Для осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, правил розничной продажи товаров торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе за соблюдением обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В статье рассматривается проблема административно-правовой защиты прав потребителей. Особое внимание уделяется правовому положению потребителей в Российской Федерации, а также административной ответственности за нарушение законодательно установленных прав потребителей.

Потребитель — активный участник потребительского рынка, поэтому он является обладателем еще и специальных прав. К таким правам относятся: права при купле-продаже товаров ненадлежащего качества; право на обмен товара при купле-продаже товаров надлежащего качества; права при нарушении сроков выполнения работ или оказания услуг; права при обнаружении недостатков выполненной работы или оказанной услуги; иные права потребителей, предусмотренные главой III Закона, при выполнении работ или оказании услуг.

Кроме того, существующее законодательство о защите прав потребителей составляют и целые группы нормативных актов, регулирующие отдельные сферы потребительского законодательства, а также различные отрасли российского права. Без этих норм правовое регулирование защиты прав потребителей невозможно вообще, так как нормы каждой отрасли выполняют собственные задачи для единой общей цели — защиты этих прав.

В связи с вышесказанным следует, что в современном российском обществе существует система административно-правовых средств, направленная на недопущение, пресечение и предотвращение нарушений прав потребителей. «Данная система включает три элемента: меры, направленные на создание условий, исключающих возможность нарушения прав потребителей, меры, направленные на предотвращение угрозы нарушения прав потребителей, меры административной ответственности, применяемые за нарушение прав потребителей» [2].

Рекомендуем прочесть:  Главное Правление Государственного Страхования России

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и на основании Положения, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» [5] .

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выполняющие функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Защита прав потребителей административное право

Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг). 3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату.

Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Покупатель имеет право требовать реализации товара по той цене, которая указана на ценнике, так как он является публичной офертой договора розничной купли-продажи (ст. 485, 492, 494 Гражданского кодекса). В ситуации, когда чек уже пробит, деньги уплачены, а после этого обнаруживается, что цены в чеке и на ценнике не соответствуют, потребитель имеет законные основания потребовать возврата излишне уплаченной за товар денежной суммы или вообще отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, а так же возмещения других убытков.

— право на информацию: потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации Вы должны получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора. Согласно преамбуле Закона потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Обращение в федеральные органы исполнительной власти бывает затруднено тем, что они расположены далеко не в каждом административном центре. Органы местного само­управления есть в каждом городе, районе. В соответствии с законом для обеспечения за­щиты прав потребителей органы местного самоуправления формируют соответствующие структуры, которые вправе: рассматривать жалобы потребителей, консуль­тировать их по вопросам защиты их прав; в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей, анализировать потребительские договоры (например, оказания услуг службами коммунального хозяйства, предприятий связи, туристическими фирмами и проч.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Законодательство о защите прав потребителей находится в исключительном ведении Российской Федерации. Об этом вполне определенно говорится в статье 1 Закона РФ «О защите прав потребителей». Что обеспечивает нормативно-правовое регулирование отношений с участием потребителей исключительно на уровне федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации.

Отмечено, что полномочия в сфере защиты прав потребителей, которыми наделены исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 42.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» по осуществлению мероприятий по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и принятию определенных мер, не находят должной реализации в виду отсутствия четкого механизма организации указанной деятельности.

Закон о защите прав потребителей, будучи одним из наиболее востребованных законодательных актов, постоянно актуализируется и дополняется новыми положениями, которые призваны максимально отвечать тем изменениям, которые происходят в экономике и в общественных отношениях.

Приведены мотивированные доводы об отнесении к числу субъектов административно-правового регулирования в сфере защиты прав потребителей общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), осуществляющих регулятивную функцию опосредованно через реализацию своих уставных целей.

Определены особенности административно-правового регулирования в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации. В частности обозначена структура субъектов защиты прав потребителей в Российской Федерации, которая состоит из государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, чьи права и полномочия определены законодательством о защите прав потребителей.

Административно-правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации Осауленко, Лидия Николаевна

5. Дано авторское определение термина «государственная политика в сфере защиты прав потребителей» как целенаправленной деятельности органов государственной власти, с привлечением общественных объединений граждан, ориентированной на решение социально-экономических задач, обеспечивающих организацию и управление процессами обеспечения и защиты потребительских прав граждан при помощи административно-правовых и социально-экономических форм и методов с соблюдением основ международного и российского права.

2. Проанализированы основные тенденции развития законодательства о защите прав потребителей в Российской Федерации. Сделан вывод о том, что усиление государственных гарантий обеспечения и защиты потребительских прав граждан происходит с 2004 года, с момента начала проведения административной реформы в Российской Федерации. Системный характер указанная работа приобрела в 2012 году в связи с проведением заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей.

Степень научной разработанности проблемы. Отдельные аспекты исследуемых в работе проблем с точки зрения определения места и роли административного права в формировании правовой государственности в России рассматриваются в трудах современных ученых-административистов, в которых исследованы правовые и организационные аспекты защиты прав граждан в сфере осуществления публично-правовых отношений. В их числе работы Алехина А.П., Барцица И.Н., Бахраха Д.Н., Бельского К.С., Веремеенко И.И., Вишнякова В.Г., Козлова Ю.М., Коренева А.П., Костенникова М.В., Куракина А.В., Ноздрачева А.Ф., Попова Л.Л., Россинского Б.В., Салищевой Н.Г., Старилова Ю.Н., Тихомирова Ю.А., Хаманевой Н.Ю., Чепурновой Н.М. и др. Данные исследования явились фундаментальной основой, заложили начало научному и практическому пониманию характера и специфики формирования современной концепции государственного управления в России.

Дана общая характеристика современного состояния правового регулирования в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации. Определено, что основные тенденции развития законодательства о защите прав потребителей в Российской Федерации, происходящие с 2004 года, связаны с усилением государственных гарантий обеспечения и защиты потребительских прав граждан.

3. В качестве приоритетов и особенностей административно-правового регулирования в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации автором выделены структура правоотношений с позиций субъектно-объектного состава и средств административно-правового регулирования, к которым автор относит методы убеждения, принуждения и правовые акты управления в сфере защиты прав потребителей.

Закон предусматривает судебный порядок защиты нарушенных прав потребителя по иску самого потребителя, федерального антимонопольного органа, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Перечисленные органы могут предъявлять иски в интересах одного потребителя, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей (п. 3 ст. 17 Закона).

Рекомендуем прочесть:  Трудовой договор специалиста по охране труда образец

В ст. 3 ГК сказано: «заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Отказ от права на обращение в суд недействителен».

Дисциплинарная ответственность налагается на должностных лиц и виновных работников предприятий, учреждений, организаций за такие экологические проступки, как невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства.

Закон не устанавливает обязательный досудебный порядок рассмотрения требований потребителя. Однако на практике потребитель чаще обращается сначала к продавцу, изготовителю с обоснованным требованием. Вместе с тем, по некоторым услугам законодательством предусмотрено обязательное предъявление претензий (например, по спорам, вытекающим из договоров перевозки).

Дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления рассматривает мировой судья в качестве суда первой инстанции, а свыше — районный суд. Цена иска определяется исходя из взыскиваемой денежной суммы (ст. 23, ст. 91 ГПК РФ).

Защита прав потребителей в уголовном, гражданском и административном законодательстве

Гражданское законодательство и Закон РФ «О защите прав потребителей» действуют в комплексе и дополняют друг друга. Основное регулирование отношений между потребителем, продавцом, изготовителем и исполнителем все-таки осуществляется нормами гражданского законодательства. Ответственность продавца, изготовителя, исполнителя перед потребителем определяется взаимоотношениями сторон, их правами и обязанностями, например договором, квитанцией об оказании услуги, выполненной работе; квитанцией-заказом, транспортная накладная и т. д.

Требования, установленные п. 1 ст. 29 Закона, могут быть предъявлены в случае обнаружения недостатков при принятии выполненной работы, в ходе выполнения работы, в течение гарантийного срока или в течение шести месяцев со дня принятия выполненной работы. Недостатки выполненной работы должны быть устранены в течение 20 дней со дня предъявления требования потребителем, если иное не предусмотрено договором. За нарушение этих сроков потребителю выплачивается неустойка в соответствии со ст. 28 Закона о защите прав потребителей.

Гражданское законодательство предусматривает различные формы ответственности за нарушения, например такие, как возмещение убытков (ст. 15 ГК), уплата неустойки (ст. 330 ГК) и др. Если потребитель понес убытки вследствие недостатков товара (работы, услуги), то они подлежат возмещению сверх неустойки, установленной Законом РФ «О защите прав потребителей». При этом выплата неустойки и убытков не освобождает продавца (изготовителя, исполнителя) от выполнения возложенных на него обязанностей (п.2, 3 ст. 11 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Итак, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать: 1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом; 2) соразмерного уменьшения покупной цены; 3) замены на товар аналогичной модели (марки); 4) замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены; 5) расторжения договора купли-продажи.

Закон « О защите прав потребителей» называет следующие основания, являющиеся результатом действий продавца, изготовителя, исполнителя, в результате которых причиняется вред жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги):

Административная ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о защите прав потребителей административное право, административный процесс (стр

Действующий КоАП РФ не содержит отдельной главы, специально посвященной правонарушениям в сфере защиты прав потребителей. На сегодняшний день такие правонарушения сконцентрированы в основном в главе 14 КоАП РФ — «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности», но расположены в ней бессистемно, среди множества других правонарушений, посягающих на различные объекты в сфере предпринимательской деятельности. Более того, ряд составов правонарушений в сфере защиты прав потребителей (например, ч.2 ст.9.16., ст.10.8., ст.19.14 КоАП РФ) находятся в других главах КоАП РФ.

Перечисленные обстоятельства затрудняют не только научное исследование правонарушений, посягающих на права потребителей и выделение этих правонарушений среди других родственных деликтов, но и практику применения действующего в этой области законодательства, являясь нередко следствием как необоснованного привлечения, так и необоснованного освобождения юридического лица от административной ответственности.

Состояние научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что наиболее активно институт административной ответственности юридического лица начал исследоваться после вступления в силу КоАП РФ, нельзя не отметить, что теоретические основы этого направления были заложены задолго до принятия КоАП РФ такими учёными, как , , , , , и другие.

Дальнейшая практика подтвердила обоснованность данного правового института. Анализ динамики административного законодательства свидетельствует о том, что количество составов административных правонарушений, за совершение которых предусматривается административная ответственность юридических лиц, постоянно увеличивается. Не составляет исключение и сфера защиты прав потребителей. Так, если в 2002 году из четырехсот пяти статей Особенной части КоАП РФ число статей, предусматривающих ответственность юридических лиц, составляло 215, то в 2007 году таких статей было уже 265, а к 2012 году – 315 (в процентах соответственно 53%, 59%, 62%).

Перечисленные обстоятельства также вызывают объективную необходимость более четкой правовой регламентации административной ответственности юридических лиц за данный вид правонарушений, поскольку от законного и обоснованного отнесения конкретных составов к правонарушениям законодательства о защите прав потребителя зависит ряд важнейших практических вопросов, юридической квалификации самих противоправных деяний, определение подсудности и подведомственности дел, исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности.

Административная ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о защите прав потребителей

Актуальность темы исследования. Глобальные изменения во всех сферах государственной и общественной жизни России начала 90-х годов привели к созданию рыночной экономики. На законодательном уровне было провозглашено и реализовано на практике многообразие и равноправие различных форм собственности. Следствием этого явилось появление новых хозяйствующих субъектов лиц и индивидуальных (юридических предпринимателей), ранее не известных отечественному законодательству.

Небезынтересно будет обратиться к законодательству Республики Беларусь и Украины по вопросу установления административной ответственности юридических лиц, который не однозначен. Так, если Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях Минашкин А.В. Проблемы административной ответственности юридических лиц // Журнал российского права 1998. №7; Новосёлов В.И. Административная ответственность юридических лиц // Советская юстиция. 1981. -№23;Овчарова Е.В. Материально-правовые проблемы административной ответственности юридических лиц // Государство и право. 1998.-№3. Петров М.П. Административная ответственность организаций (юридический лиц). Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 1998.

Деятельность данных субъектов с учётом закрепленного в Конституции РФ принципа приоритета прав личности по отношению к остальным социальным ценностям была ориентирована на насыщение потребительского рынка и защиту прав граждан как основных потребителей товаров, работ, услуг.

правил продажи этилового спирта, алкогольной и «Нарушение спиртосодержащей продукции»; ч.2 ст.9.16. «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (в части реализации товаров без информации об их энергетической эффективности);

Работы авторов по административному праву свидетельствуют о том, что наука активно включилась в исследование актуальной проблемы административной ответственности юридических лиц и добилась в этом направлении значительных достижений. Вместе с тем, в данной сфере научных исследований отсутствует единое понимание по ряду важных теоритических вопросов.

Adblock
detector