Актуальные Вопросы Земельного Законодательства

Актуальные Вопросы Земельного Законодательства

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатные консультации по составлению плана работы;
  • строгая специализация — консультации по подготовке работы оказываются лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование ( мы оказываем консультационные услуги только по работам по праву ).
  • проверка работы на соответствии действующему законодательству;
  • подбор новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

При оказании наших услуг используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.

Предмет – действия или бездействия субъектов земельных правоотношений, противоправное или правомерное поведение, противоправное поведение, ограничивающее, препятствующее или прекращающее реализацию земельных прав, противоправное действие или бездействие, препятствующее приобретению или наделению земельными правами, акты применения права государственных органов, затрагивающие права и интересы субъектов земельных правоотношений.

-о возмещении ущерба земле, причиненного в результате строительства или землепользования и эксплуатации объектов, приводящих к нарушению плодородия почвы, ухудшающих водный режим, выделяющих вредные для сельскохозяйственных культур и насаждений вещества (ч.4 ст.165 ЗК РК) и другие.

Субъект – собственники земельных участков, землепользователя, юридические и физические лица, органы, осуществляющие государственное регулирование земельных отношений, и иные государственные органы, решения которых привели к возникновению земельно-правового спора.

Земля, являясь объектом частной собственности или вещного права и предоставленная гражданину или юридическому лицу в установленном порядке, находится в его полном владении, пользовании и распоряжении, и может быть изъята только по основаниям и в порядке, установленном земельным законом. При этом отказ от права собственности на земельный участок либо от права землепользования не влечет за собой безусловного изъятия этого участка у его владельца или собственника.

Согласно п.1 ст.4 ГК РК акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, соответственно вопросы, регулирующие земельные правоотношения, регламентируются рядом законодательных актов, введенных в действие в разные сроки. Современное земельное законодательство имеет довольно обширную историю: начиная с Земельного кодекса Каз.ССР от 16 ноября 1990 года, Закона РК «О земельной реформе» от 28 июня 1991 года, Закона РК «О земле» от 24 января 2001 года заканчивая Земельным кодексом РК от 20 июня 2003 года и постановлений Правительства вынесенных в целях реализации отдельных положений Кодекса.

Актуальных вопросов практики применения земельного законодательства

9 Содержание В каком объеме и за какой период переходит обязанность по внесению арендной платы при обращении взыскания на заложенное по договору об ипотеке право аренды земельного участка и при его реализации к лицу, приобретшему такое право? Может ли исполнение обязательств, вытекающих из двух и более кредитных договоров, заключенных между одними и теми же должником и кредитором, быть обеспечено одним договором об ипотеке земельного участка? Относится ли по действующему законодательству к договорам ипотеки договор о залоге прав по договору аренды земельного участ ка, заключенному на срок до одного года? Вправе ли суд устанавливать очередность реализации заложенного земельного участка и иного имущества, если такая очередность не установлена соглашением залогодателя и залогодержателя? Может ли заключенное сторонами соглашение о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенный земельный участок быть расторгнуто по решению суда по требованию одной из сторон? Означает ли передача продавцом в залог земельного участка, ранее проданного по договору купли-продажи покупателю, чье право собственности на приобретенное имущество не было зарегистрировано в установленном порядке, что договор о залоге (ипотеке) данного земельного участка является недействительным? С какого момента возникает право собственности хозяйственного общества на земельный участок, внесенный в уставный капитал данного общества? Могли члены трудового коллектива колхоза внести в качестве взноса в создаваемое акционерное общество только имущественные паи без внесения принадлежащих им земельных долей? Что может подтверждать факт добросовестного владения земельным участком? Может ли банк выступать в качестве комиссионера при реализации заложенного земельного участка на основании соглашения с залогодателем о внесудебном обращении взыскания на это имущество? Осуществляется ли реализация заложенного здания вместе с земельным участком, ставших собственностью залогодателя, в том случае, если в момент заключения договора предметом ипотеки являлось здание, расположенное на участке, принадлежавшем залогодателю на праве постоянного бессрочного пользования? Может ли считаться заключенным договор об ипотеке земельного участ — ка, если стороны указали нескольких разных оценок предмета ипотеки? Является ли договор ипотеки здания ничтожным, если он заключен без залога прав на земельный участок в связи с отсутствием у залогодателя права собственности на этот участок? Подлежит ли восстановлению право частной собст венности на земельный участок, национализированный советской властью? Содержание права собственности. Особенности действия права публичной собственности. Функции и компетенция публичных органов в сфере нормативно-правового регулирования земельных отношений Решение о порядке владения и пользование земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается по соглашению всех участников долевой собственности либо на основе консенсуса?

12 12 Содержание 128. Может ли земельный участок сельскохозяйственных угодий быть сдан в аренду в отсутствии государственного кадастрового учета? Участники арендных правоотношений Может ли один из собственников нежилых помещений здания заключить договор аренды неделимого земельного участка, необходимого для эксплуатации всего здания? Требуется ли согласие публичного образования на заключение публичным унитарным предприятием в качестве арендатора договора аренды земельного участка в том случае, если ежемесячное внесение арендной платы превышает 10% уставного фонда самого предприятия? Может ли публичное образование быть арендатором неделимого земельного участка по договору аренды с множественностью лиц на стороне арендатора? Может ли землепользователь сдать в аренду земельный участок, принадлежащий ему на праве постоянного (бессрочного) пользования? Если земельный участок является неделимым, а находящиеся на нем строения и сооружения принадлежат разным собст венникам, то является ли заключение договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора обязательным условием приобретения каждым из них права аренды такой земли? Становится ли покупатель построенного объекта недвижимого имущества после государственной регистрации перехода права собственности на это имущество вместо продавца арендатором соответствующего земельного участка? С какого момента победитель торгов по продаже имущественного комплекса должника становится вместо должника арендатором земельного участка, на котором расположен соответствующий имущественный комплекс? Может ли землепользователь в качестве арендодателя заключить с арендатором после введения в действие ЗК соглашение о сроке действия договора аренды земельного участ ка, заключенного до введения в действие ЗК? Препятствует ли признанию недействительным договора аренды земельного участка, заключенного землепользователем и третьим лицом, то обстоятельство, что разрешение сдать в аренду дал собственник земельного участка? Кто не может выступать в качестве арендодателя земельного участка, относящегося к землям полосы отвода железных дорог? Если орган одного публичного образования, действуя в пределах предоставленной ему компетенции и в интересах другого публичного образования, заключил договор аренды земельного участка, означает ли это, что в случае перераспределения полномочий по распоряжению таким участком новый распорядительный орган может в судебном порядке взыскать арендную задолженность, только если будут внесены соответствующие изменения в договор аренды? Вправе ли покупатель строения требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости? Некоторые особенности определения сроков по договору аренды Будет ли срок действия договора аренды земельного участ ка, определенный с 1-го числа какого-либо месяца текущего года по 30-е (31-е) число предыдущего месяца следующего года, признан равным году?

2 УДК 34 ББК Б87 Автор: Бриксов Владимир Викторович помощник судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского, арбитражного и административного процессуального права Российской академии правосудия. Б87 Бриксов, В. В. 375 актуальных вопросов практики применения земельного за ко но дательст ва / В. В. Бриксов. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт ; Юрайт-Издат, с. (Настольная книга специалиста). ISBN (Издательство Юрайт) ISBN (Юрайт-Издат) Настоящее издание содержит разъяснения по наиболее проблемным вопросам применения арбитражными судами земельного законодательства и связанного с ним конституционного, гражданского, налогового и процессуального законодательст ва. В целях прикладного использования издания ответы на вопросы, изложенные в системной последовательности, представлены в виде постановлений Пленума ВАС РФ, постановлений и информационных писем Президиума ВАС РФ. В тексте постановлений Президиума ВАС РФ, принятых по конкретным делам, курсивом выделяются правовые позиции, непосредственно содержащие пути разрешения поставленных вопросов. Приводятся судебные акты Конституционного Суда РФ, судебные и иные правовые акты Верховного Суда РФ. Для судей, прокуроров, адвокатов, практикующих юристов, а также студентов, аспирантов, докторантов и профессорско-препо да ва тель ского состава вузов. УДК 34 ББК Покупайте наши книги: Оптом в офисе книготорга «Юрайт»: , Московская обл., г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1, тел.: (495) , В розницу в интернет-магазине: тел.: (495) Для закупок у Единого поставщика в соответствии с Федеральным законом от ФЗ бращаться по тел.: (495) , ISBN (Издательство Юрайт) ISBN (Юрайт-Издат) Бриксов В. В., 2010 Бриксов В. В., 2011, с изменениями ООО «Юрайт-Издат», 2011

Рекомендуем прочесть:  Где Проконсультироваться По Материнскому Капиталу

6 6 Содержание 41. Если носитель субъективного гражданского права (первоначальный собственник недвижимого имущества) не реализовал принадлежащее ему исключительное право в сфере приватизации земли, то переходит ли оно в порядке материального правопреемст ва к его правопреемнику (новому собственнику недвижимого имущества)? Может ли новый собственник приватизировать земельный участок под зданием, если право собственности на здание перешло после введения в действие ЗК и продавец обладал статусом землепользователя? Как соотносятся положения ЗК и Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»? Допустим ли переход в порядке материального правопреемст — ва права на переоформление новому собственнику недвижимого имущества, который не может быть землепользователем, как его правопредшественник (первоначальный собственник указанного имущества), в силу п. 3 ст. 20 ЗК? Допустим ли отказ в оформлении права общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен жилой дом, квартиры которого находятся в частной собственности, по мотиву непредставления акта разрешенного использования земельного участка? Порождает ли право инвалида на первоочередное предоставление ему земельного участка для жилищного строительства обязанность органа местного самоуправления заключить с инвалидом договор куплипродажи земельного участка без торгов? Распространяется ли действие положения п. 1 ст. 2 Закона о введении ЗК, установившего льготную цену приватизации земельных участков, на частных собственников недвижимости, приобретших ее у других частных собственников? Может ли постановление местной администрации о предоставлении в аренду земельного участка повлечь правовые последствия, связанные с приватизацией земельного участка в порядке ст. 36 ЗК? Может ли один из собственников помещений, находящихся в одном здании, приватизировать земельный участок, на котором расположено указанное здание? Исключительное право на приватизацию касается всего земельного участ ка, предоставленного собственнику в пользование, либо лишь части земельного участка под самим объектом недвижимости? Имеется ли право на приватизацию земельного участка у собственника объекта недвижимости, возведенного на арендованном участке? Если собственник недвижимости заключил договор аренды земельного участ ка, лишается ли он возможности на основании п. 1 ст. 36 ЗК приватизировать такой участок? Лишается ли собственник недвижимого имущест ва исключительного права на приватизацию земельного участка, на котором находится данный объект, в том случае, если после введения в действие ЗК им был заключен краткосрочный (до одного года) договор аренды этого участка? Является ли препятствием приватизации земельного участка собственником недвижимости в общем порядке реализация исключительного права приватизации или аренды путем заключения договора аренды?

5 Содержание 5 2. Приватизация земли Может ли земельный участок, не прошедший государственный кадастровый учет, быть объектом купли-продажи? Может ли собственник одного из помещений в здании требовать, в порядке реализации исключительного права, заключить с ним договор купли-продажи доли в праве собственности на неделимый земельный участок, на котором находится данное здание? Может ли часть земельного участ ка, прошедшего государственный кадастровый учет, быть объектом купли-продажи? Означает ли, что неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как гражданских прав, так и земельных отношений? Может ли неделимый земельный участок быть объектом общей собственности? Обладают ли в силу п. 1 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» собственники индивидуальных жилых домов, объединенные в ТСЖ, правом общей долевой собственности на земельный участок? Обладает ли собственник разрушенного объекта недвижимого имущества исключительным правом, предусмотренным п. 1 ст. 36 ЗК, на приватизацию соответствующего земельного участка либо заключение договора аренды? Обладает ли собственник восстановленного после разрушения объекта недвижимого имущества исключительным правом, предусмотренным п. 1 ст. 36 ЗК, на приватизацию соответствующего земельного участка либо заключение договора аренды? Препятствует ли первоначальная государственная регистрация права собственности публичного образования на земельные участки, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках? Обладает ли собственник незавершенного строительством объекта недвижимого имущества исключительным правом, предусмотренным п. 1 ст. 36 ЗК, на приватизацию соответствующего земельного участка либо заключение договора аренды? Обладает ли собственник горнолыжного имущественного комплекса исключительным правом, предусмотренным п. 1 ст. 36 ЗК, на приватизацию соответствующего земельного участка либо заключение договора аренды? Обладают ли предприниматели в силу п. 5 ст. 20 ЗК правом на приобретение земельного участка, предоставленного им для осуществления предпринимательской деятельности на безвозмездной основе? Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, закрепленное для большинства коммерческих и некоммерческих организаций, это субъективная публичная обязанность или право? Можно ли считать право на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком разновидностью исключительного права, предусмотренного п. 1 ст. 36 ЗК? Как должна разрешаться коллизия исключительного права и права на переоформление недвижимого имущества?

Смысл пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 01.01.01 г. заключается в том, чтобы узаконить право граждан на земельные участки, которые были предоставлены под строительство индивидуального жилого дома и использовались в течение длительного времени без надлежащего оформления земельных отношений.

Статьей 36 ЗК РФ предусмотрено приобретение права собственности на застроенные земельные участки. В этих целях заинтересованное лицо обращается с соответствующим заявлением в органы государственной власти или местного самоуправления, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, – обеспечивает за свой счет выполнение в отношении испрашиваемого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением о постановке такого участка на государственный кадастровый учет.

Под сложившимся порядком пользования земельным участком следует понимать добровольное соглашение сторон (устное или письменное) о распределении земельного участка, которое необходимо отличать от фактического пользования земельным участком, когда в силу различных причин кто-либо из сособственников строения не осуществляет землепользование, в частности, проживая в другом регионе, не имея интереса к объекту и т. п.

Статьей 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Судебное решение, которым спор разрешается по существу, должно по своему изложению соответствовать требованиям статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и содержать исчерпывающий вывод по материально-правовому требованию истца. Резолютивная часть решения при удовлетворении иска о праве на земельный участок должна содержать сведения о месторасположении спорного земельного участка, площади и кадастровом номере, которые необходимы для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации.

В силу п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ (здесь приводится новая редакция пункта, действие которой начинается с 24.10.2008) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного в п.5 настоящей статьи заявления (в данном случае рассматривается ситуация с направлением заявления о приобретении земельного участка в собственность) принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

При разрешении иска о понуждении к заключению договора суду надлежит устанавливать, в числе прочего, обязательность заключения договора для ответчика; уклонение ответчика от заключения договора; при удовлетворении иска надлежит определить условия договора, что следует из п.4 ст.445 во взаимосвязи со ст.421 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с п.3 ст.36 ЗК РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность, с учетом долей в праве собственности на здание. В этом случае необходимо совместное обращение собственников помещений в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок; порядок подачи такого заявления и действия, которые надлежит совершить в связи с поступлением заявления полномочного органу, прописаны в п.5 и в п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ.

Так, по одному из дел арбитражный суд рассмотрел заявление общества о признании незаконными действий администрации муниципального образования, выразившихся в отказе заключить договор купли-продажи земельного участка под объектом недвижимости. При рассмотрении заявления установлено, что на испрашиваемом обществом земельном участке расположено принадлежащее ему на праве собственности помещение – первый этаж пристройки к зданию; пристройка имеет подвальный этаж, который является муниципальной собственностью; первый и подвальный этажи расположены друг над другом, не имеют сообщении между собой и имеют разные входы. На основании установленного суд сделал вывод о том, что земельный участок под пристройкой, учитывая отсутствие соответствующего соглашения между сособственниками помещений о разделе прав на этот участок, выступает объектом прав в целом, то есть, учитывая положения ст.6 ЗК РФ, ст.128 и ст.133 ГК РФ, является неделимым. Поскольку общество обратилось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность, а не в общую долевую собственность, отказ органа местного самоуправления в удовлетворении названного заявления не противоречит положениям ст.36 Земельного кодекса РФ. В этой связи требование общества отклонено арбитражным судом 6 .

Рекомендуем прочесть:  Если Ребёнок 14 Лет Вступает В Брак Кем Он Признается?

Нередко по делам этой категории возникают вопросы, связанные с применением той или иной правовой нормы, при этом следует отметить постоянное изменение законодательства в указанной отрасли права. Анализ возникающих вопросов позволяет прийти к выводу об особой актуальности проблем относительно оформления права собственности на землю, полномочности на распоряжение земельными участками, о плате за землю. Первое из обозначенных направлений является предметом настоящего обобщения.

Актуальные вопросы применения земельного законодательства

– контроль за осуществлением федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата по Омской области» (сокращенно – «Кадастровая палата») полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и т.д.

Перевод земель, находящихся в частной и муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется органами местного самоуправления; всех земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 г. № 278 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее – Территориальное управление) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

10 февраля 2004 г. Указом губернатора Омской области № 26 утверждено Положение о министерстве имущественных отношений Омской области, в соответствии с которым министерство имущественных отношений Омской области (далее – министерство) является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сферах имущественных и земельных отношений на территории Омской области, управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, в том числе земельными участками, находящимся в собственности Омской области, за исключением лесных участков, водных объектов, иных природных ресурсов (далее – имущество).

В тех случаях, когда заявлены требования о признании права собственности в порядке наследования на земельные участки, которые были предоставлены наследодателям постановлениями органов местного самоуправления, наследодателям, не оформившим при жизни свои права на землю, к участию в деле должны быть привлечены органы местного самоуправления, а не органы государственного земельного кадастра, не имеющие права распоряжаться земельными участками.

Актуальные вопросы совместного реформирования градостроительного и земельного законодательства в Российской Федерации

Появление норм о зонах с особыми условиями использования территорий в обобщенном виде в составе Земельного кодекса Российской Федерации обязано норме о том, что эти зоны являются объектами землеустройства. Конкретно это выражается в требовании о приложении к решению об установлении зоны карты (плана) объекта землеустройства.

Однако законодательство содержит серьезное противоречие, исключающее саму возможность такого описания. Речь идет о нормах, определяющих порядок установления границ территориальных зон. В соответствии с ч. 2 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы устанавливаются по: линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; границам муниципальных образований; естественным границам природных объектов и иным границам. Однако в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ N 267 от 03.06.2011, регулирующим порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, установлено, что «границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках».

Заимствованный нами из мировой практики подход, основанный на дуализме территориального планирования как развивающего компонента и территориального зонирования и установления зон с особыми условиями использования территорий как ограничительных компонентов, давно не является самым эффективным способом регулирования градостроительных и земельных правоотношений. Достаточно вспомнить, что эта система регулирования была порождена в начале XX века в основном индустриализацией производства, когда возникла объективная необходимость в разделении территорий по функциональному признаку. Одновременно формировалась и система буферных ограничений, предусматривающая «мягкие» переходы между разнородно используемыми территориями. В процессе своего развития современное общество трансформирует структуру экономики, сдвигая ее в сторону третичного и четвертичного секторов (т. е. в сторону высокотехнологичных услуг). При этом первичный и вторичный сектора экономики (сырьевые и перерабатывающие отрасли) все более концентрируются вне урбанизированных территорий. Существенно изменились технологии благоустройства населенных территорий, постоянно снижающие негативное влияние антропогенных факторов на природную среду. В недалекой перспективе многие источники ограничительного регулирования могут исчезнуть. Это означает, что потребуется соответствующее упрощение существующего ныне сложного и многоуровневого правового регулирования территориальных статусов.

Таким образом, в проблематике реформирования земельного и градостроительного права нам видятся две альтернативы: либо непрерывное усиление регулятивных функций, усложнение и увеличение правовых регуляторов, увеличение ресурсоемкости законодательства и сдерживание процессов пространственного развития; либо ослабление регуляторов, переход к дозволительному регулированию территориальных статусов, значительное удешевление регулятивных процедур и ускорение процессов пространственного развития.

Следовало бы дополнить новую редакцию Закона требованиями об осуществлении мониторинга территориальных зон. В частности, может быть установлено, что изменение границ территориальных зон осуществляется путем внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки вследствие внесения изменений в документы территориального планирования, землеустроительную, лесоустроительную и иную документацию, предусматривающую изменение разрешенного использования территорий. Ввиду значительной ресурсоемкости мониторинга следовало бы закрепить полномочия по его осуществлению за муниципальными районами и городскими округами (ведущими информационные системы обеспечения градостроительной деятельности).

Проблемы совершенствования земельного законодательства *

Среди них: закрепление основных принципов земельного законодательства, разграничение действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также регулирования приватизации земли, определение объектов земельных отношений, уточнение деления земель на категории и правового режима земель отдельных категорий, урегулирование порядка перевода земельных участков из одной категории в другую, разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в регулировании земельных отношений, упорядочение видов прав на земельные участки, установление ограничений оборотоспособности земельных участков, регулирование возникновения прав на землю, в том числе переоформление прав на земельные участки, и др.

Прежде всего вызывает удивление само определение «разрешенного использования земельных участков», под которым понимается разрешенное использование находящихся на данном земельном участке объектов недвижимости, если иное не установлено Кодексом и иными федеральными законами, т.е. изначально «разрешенное использование земельных участков» определяется через разрешенное использование зданий и сооружений.

Из текста не ясно, во всех ли случаях требуется разработка данного документа. Его содержание позволяет предположить, что он является заменой проекта межевания земельных участков и некоторой альтернативой проекта межевания территории. При этом неясно его соотношение с проектом межевания территории, градостроительным планом земельного участка.

Например, предлагается, что «разрешенным использованием земельных участков» являются виды сельскохозяйственных угодий, устанавливаемые и изменяемые в порядке, определенном законами субъектов Российской Федерации, если земельный участок находится в границах сельскохозяйственных угодий.

Предложение об определении разрешенного использования земельных участков через вид деятельности, установленный решением о предоставлении водного объекта в пользование или заключенным договором водопользования, если земельный участок относится к землям водного фонда, не учитывает, что на землях водного фонда земельные участки не образуются.

Актуальные вопросы земельного законодательства РФ

На вебинарах проекта «АПИ_Правовая среда», посвященных актуальным вопросам в сфере земельного законодательства с учетом изменений 2022 года, речь идет о сложных и спорных ситуациях в области земельных отношений. Опираясь на личный опыт, лектор дает практические рекомендации по решению проблем, которые возникают на практике при применении норм действующего земельного законодательства

  1. Как поменять разрешенное использование земельного участка, если не действуют градостроительные регламенты?
  2. Как увеличить площадь земельного участка? Что такое перераспределение земель?
  3. Почему необходимо устанавливать границы земельных участков на местности? Возможные судебные споры.
  4. Оспаривание отказов органов государственной власти и местного самоуправления в области земельных отношений.
  5. Установление частного сервитута в судебном порядке.
  6. Установление публичного сервитута: особенности.
  7. Приватизация земельного участка под зданием и красные линии.
  8. Приватизация земельного участка под зданием и земли лесного фонда.

Предоставление земельного участка без проведения торгов возможно только в случае, если по истечении месяца со дня опубликования извещения не поступили заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе. При поступлении заявок от иных лиц в предоставлении участка без проведения торгов должно быть отказано.

Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ установлено, что при поступлении в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, заявления о предоставлении (либо о предварительном согласовании предоставления) земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления его деятельности данный орган:

В Управление Росреестра по Красноярскому краю регулярно поступают обращения граждан, связанные с приостановлением государственной регистрации в связи с отсутствием публикации о проведении торгов в отношении земельных участков на официальном сайте www.torgi.gov.ru.

— обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка;

Для размещения информации о проведении торгов определён адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального для размещения, в том числе, информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Рекомендуем прочесть:  Характеристика на ученика на инвалидность

Актуальные вопросы применения земельного законодательства (обзор судебной практики 2012)

Судебное решение, которым спор разрешается по существу, должно по своему изложению соответствовать требованиям статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и содержать исчерпывающий вывод по материально-правовому требованию истца. Резолютивная часть решения при удовлетворении иска о праве на земельный участок должна содержать сведения о месторасположении спорного земельного участка, площади и кадастровом номере, которые необходимы для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации.

Некоторое количество споров было в связи с оборотом садовых, огородных и дачных земельных участков (в основном в связи с фактической продажей земли), которые согласно статье 31 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Так, решением Омского районного суда Омской области от 17 апреля 2012 г. были частично удовлетворены требования М., в том числе признан недействительным межевой план от 29.09.2010 года, подготовленный ООО «Кадастр-Центр» в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка, и исключены из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенного по адресу ***.

Под сложившимся порядком пользования земельным участком следует понимать добровольное соглашение сторон (устное или письменное) о распределении земельного участка, которое необходимо отличать от фактического пользования земельным участком, когда в силу различных причин кто-либо из сособственников строения не осуществляет землепользование, в частности, проживая в другом регионе, не имея интереса к объекту и т.п.

Таким образом, при возникновении споров, связанных с земельными участками, находящимися в федеральной собственности, привлечение в дело Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области является обязательным.

375 актуальных вопросов практики применения земельного законодательства Научно-практическое пособие 3-е издание, переработанное и дополненное МОСКВА ЮРАЙТ 2011 УДК 34

99. Предоставлено ли общему собранию сособственников право утверждать границы (местоположение) части находящейся в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей?

140004, Московская обл., г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1, тел.: (495) 744-00-12, e-mail: sales@urait.ru, www.urait.ru В розницу в интернет-магазине: www.urait-book.ru, e-mail: order@urait-book.ru, тел.: (495) 742-72- Для закупок у Единого поставщика в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ бращаться по тел.: (495) 744-00-12, e-mail: sales@urait.ru, kea@urait.ru ISBN 978-5-9916-0977-7 © Бриксов В. В., (Издательство Юрайт) © Бриксов В. В., 2011, ISBN 978-5-9788-0170-5 с изменениями (Юрайт-Издат) © ООО «Юрайт-Издат»,

188. В каких случаях не обязателен порядок проведения торгов или конкурса при предоставлении в аренду земель сельскохозяйственного назначения. 189. Должны ли нормы ЗК применяться в отношении заключенного после введения в действие ЗК соглашения о сроке действия договора аренды земельного участка, который в свою очередь был заключен еще до введения в действие ЗК?

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Научно-исследовательское учреждение ИНСТИТУТ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Отчет о деятельности в 2002 году Новосибирск 2003 1 ИНСТИТУТ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (ИВТ СО РАН) 630090, Новосибирск, пр. Лаврентьева, 6, тел.: (3832) 34-11-50, факс: (3832) 34-13-42 e-mail: ict@ict.nsc.ru www.ict.nsc.ru Директор Института академик Юрий Иванович Шокин тел.: (3832) 34-11-50, е-mail: shokin@ict.nsc.ru Заместители. »

«РАЗДЕЛ III. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 1990-Х ГОДОВ И НАЧАЛА ХХI ВЕКА Глава 7. Федеральное законодательство как фактор образовательной политики первого постсоветского десятилетия: логика, типология и пределы влияния § 1. Логика и типология федерального образовательного законодательства 1990-х годов Под государственной политикой абсолютное большинство российских исследователей (тем более – публицистов) неизменно понимают политику президента. »

Актуальные проблемы земельного права

2 марта 2013 года Институт права и предпринимательства (ИПиП), а также кафедра земельного и экологического права Уральской государственной юридической академии провели круглый стол «Актуальные проблемы земельного права». Мероприятие состоялось в рамках дней магистратуры ИПиПа. В нем приняли участие представители органов государственной и муниципальной власти, практикующие юристы, преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты.

К целому комплексу проблем обратился в своем сообщении представитель Департамента градостроительства и регулирования земельных отношений г. Екатеринбурга. Он отметил, что в законе отсутствуют четко прописанные ограничения по поводу того, как собственники могут делить свои земельные участки. Часто это приводит к тому, что в зонах застройки индивидуальными жилыми домами поселяется намного больше людей, чем должно быть. Участки дробятся, на них возводятся новые постройки, которые подключают к канализационным сетям, водопроводу, системам отопления и другим коммуникациям. В результате последние не выдерживают сверхнагрузок. К аналогичным последствиям приводит возведение многоквартирных домов на землях, предназначенных для индивидуального жилищного строительства. Квартиры в таких объектах быстро распродаются по очень низким ценам, а позже новые собственники узнают о нарушениях, с которыми были построены дома, и хватаются за голову. С этой проблемой все чаще сталкиваются крупные города России.

На круглом столе была поднята проблема перевода земельных участков из одной категории в другую. Этот вопрос обозначила в своем докладе начальник отдела по распоряжению земельными участками областной собственности Департамента земельных ресурсов Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО) Галина Николаевна Семина. Так, сейчас Земельным кодексом России предусмотрены семь категорий земель: сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, лесного фонда, водного фонда, земли запаса. Однако перевести земли из одной категории в другую довольно сложно, и это создает административный барьер для бизнеса, затрудняя, например, жилищное строительство. Поэтому правительство хочет отменить деление земель на категории. По мнению Г.Н. Семиной, такое решение может нести угрозу продовольственной безопасности страны, так как создает угрозу вывода из оборота сельскохозяйственных угодий.

Работу круглого стола открыл заведующий кафедрой земельного и экологического права УрГЮА, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ Виктор Викторович Круглова, также выступивший в роли модератора. Он выделил особенности земли как объекта правового регулирования, подчеркнув, что земля — это основа жизни и деятельности населения, проживающего на данной территории. Кроме того, она является важнейшим элементом всего природного комплекса, и от использования и охраны земли зависит состояние всей окружающей среды. Также земля представляет собой недвижимость особого рода, основное средство производства в сельском хозяйстве и пространственный базис.

По словам В.В. Круглова, современные юристы знакомы с земельным кодексом намного хуже, чем с гражданским, и часто путают, какие нормы необходимо применять в той или иной ситуации. Задача таких мероприятий как раз и состоит в том, чтобы разобраться в механизмах правоприменительной практике, а также вместе подумать над тем, что нужно улучшить и дополнить в действующем законодательстве.

В частности, подробно обсуждались актуальные вопросы предоставления земель, проведения конкурсов, усиления контроля за рациональным использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, повышения ответственности арендаторов. Кроме того, особое внимание было уделено проблемам обеспечения сельского населения пастбищами, необходимости активизации мероприятий по борьбе с деградацией земель, по проведению инвентаризации земель, выявлению неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению.

В мероприятии в г. Петропавловск приняли участие аким Северо-Казахстанской области Аксакалов Кумар Иргибаевич, вице-министр сельского хозяйства Нысанбаев Ерлан Нуралиевич, ответственные сотрудники Министерства сельского хозяйства, специалисты в области земельных отношений различных уровней Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей, а также субъекты агробизнеса и гражданского общества. На заседании Комитета обсуждались нормы проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений», разработанного по результатам деятельности Комиссии по земельной реформе, и находящегося в настоящее время на рассмотрении Парламента.

В ходе выездного заседания депутаты посетили сельхозформирования, такие как ТОО «Базис Кызылжар», ТОО «Петерфельд Агро» и ТОО «Фирма Алекри», где ознакомились с их деятельностью, применяемыми технологиями в производстве. По итогам мероприятия участниками заседания было принято решение продолжить работу над указанным законопроектом с учетом поступивших замечаний и предложений.

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

Adblock
detector