Антисуд По Ст 228

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

УК РФ Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

Статья 228 УК РФ

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

Примечания. 1. Лицо, совершившее предусмотренное настоящей статьей преступление, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом указанных средств, веществ или их аналогов, а также с незаконными приобретением, хранением, перевозкой таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, изъятие указанных средств, веществ или их аналогов, таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, при задержании лица и при производстве следственных действий по обнаружению и изъятию указанных средств, веществ или их аналогов, таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере —

Осужденные по ст

ЗА СВОЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ
В.В. ОСИН
В.В. Осин, адвокат Московской городской коллегии, кандидат юридических наук.
16 декабря 2003 г. вступил в силу Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации . Этот Закон полностью изменил ст. 228 УК РФ («Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере») и дополнил Кодекс ст. 228.1 («Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов») и ст. 228.2 («Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ»). Предусмотренный Законом срок вступления его в силу — день официального опубликования, т.е. 16 декабря 2003 г., не распространялся как раз на эти новые статьи. В соответствии с вскоре принятым Федеральным законом от 11 марта 2004 г. N 12-ФЗ Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. изложен в новой редакции, а срок вступления в силу названных статей удлинен до пяти месяцев. Таким образом, они должны применяться с 16 мая сего года.
———————————
Российская газета. 2003. N 252; СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4844.
Анализ этих нововведений свидетельствует, что усилия тех, кто на протяжении многих лет боролся с произволом правоохранительных органов, прокуратуры и суда, неправомерно обвинявших и осуждавших граждан за деяния, связанные с наркотиками по ст. 228 УК РФ, увенчались успехом.
Впервые в примечании к ст. 228 указано, что «крупным размером в настоящей статье, а также статьях 228.1 и 229 настоящего Кодекса признается количество наркотического средства, психотропного вещества или их аналога, превышающее размеры средней разовой дозы потребления в десять и более раз, а особо крупным размером — в пятьдесят и более раз. Размеры средних доз наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, а также статей 228.1 и 229 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации».
Тем самым законодательно определены такие признаки преступления, как крупный и особо крупный размер наркотических средств. Теперь можно говорить о том, что объективная сторона данного вида преступления в диспозиции статьи раскрыта. Это дает возможность четко и однозначно определять признаки общественно опасного деяния, дающие основания считать содеянное как преступление.
Названное законодательное установление означает, что с 1997 г. к уголовной ответственности по ст. 228 УК РФ привлекали неправомерно, вопреки международным принципам уголовного права и Конституции Российской Федерации. Применение следствием и судом по «умолчанию» Сводной таблицы заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте, утверждаемой Постоянным комитетом по контролю наркотиков, признано незаконным.
Законом о внесении изменений и дополнений в УК РФ Правительству России поручено утвердить размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ. Сам этот факт свидетельствует о том, что данные Сводной таблицы неприменимы для осуждения лиц по ст. 228 УК РФ и требуется время для правильного и точного определения размера средних разовых доз.
Новая редакция ст. 228 УК РФ реабилитирует всех осужденных по ст. 228 начиная с 1997 г. Определив пределы «крупного» размера наркотических средств, законодатель декриминализировал этот вид преступлений в редакции 1997 г. В соответствии со ст. 54 Конституции РФ и ст. 10 УК РФ новая редакция ст. 228 УК РФ имеет обратную силу. Следовательно, она распространяется на все решения, принятые по делам данной категории. Этот Закон распространяется и на лиц, отбывающих наказание или уже отбывших его, а также на лиц, имеющих судимость по ст. 228 УК РФ.
Как практикующий адвокат, могу свидетельствовать, что осужденным по ст. 228 не только не объясняли, почему изъятое у них вещество признается «крупным» или «особо крупным» размером наркотического средства, но эти важнейшие признаки преступления по делам о наркотиках никак не доказывались. Иногда крупный размер пытались обосновать ссылкой на заключение эксперта, но в нем никогда не указывалось, что исследуемое вещество следует считать крупным размером наркотического средства.
Никто из обвиняемых на суде не мог объяснить, что значит «крупный» размер наркотических средств и чем он отличается от «особо крупного размера».
За семь лет такой правоприменительной практики тысячи людей понесли наказание, так и не прочитав в приговоре, почему изъятое у них вещество является крупным размером наркотического средства.
Причины неправомерного применения ст. 228 УК РФ были хорошо известны не только следователям и судьям, но и лицам, наделенным правом законодательной инициативы. Авторы многочисленных комментариев к Уголовному кодексу РФ, среди которых немало известнейших, высококвалифицированных специалистов, как будто не замечали очевидной неправомерности применения Сводной таблицы и начиная с 1997 г. почти во всех комментариях рекомендовали при разрешении вопроса о размере наркотических средств «учитывать рекомендации» Постоянного комитета по контролю наркотиков.
«Крупный и особо крупный размер наркотических средств и психотропных веществ устанавливается с учетом заключений экспертов и Сводной таблицы заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте, утвержденной на заседании Постоянного комитета по контролю наркотиков 4 июня 1997 г.», — указано в комментарии к УК РФ, ответственным редактором которого был Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев .
———————————
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации — М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2000. М.: Юрайт, 2001. С. 460.
Первоначально — еще при изменении редакции норм УК РСФСР об ответственности за деяния, связанные с наркотиками, — законодатель исходил из показателей размеров масс наркотических веществ, представленных Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве СССР от 25 ноября 1987 г. Так, например, крупным размером наркотических веществ, обнаруженных в незаконном владении и обороте, считались:
марихуана — от 500 г;
гашиш — от 300 г;
героин — от 1 г.
Все, что ниже указанных величин, относилось к небольшим размерам, за обладание которыми предусматривалась только административная ответственность.
Правомерность и разумность этих параметров, установленных специально уполномоченным на то государственным органом, никем не подвергались сомнению. После того как Уголовный кодекс РФ 5 июля 1996 г. был одобрен Советом Федерации, Постоянный комитет по контролю наркотиков перестал быть государственным органом. Он приобрел статус «независимого» экспертного учреждения и стал на своих заседаниях (17 и 25 декабря 1996 г., 30 апреля 1997 г., 18 марта 1998 г.) пересматривать им же установленные показатели размеров масс наркотических средств. Тому, что Постоянный комитет перестал быть государственным органом и без поручения законодателей и Правительства РФ пересмотрел показатели размеров масс наркотических средств, не дали правовой оценки ни Генеральная прокуратура, ни Верховный Суд Российской Федерации. Теперь в Сводной таблице крупными размерами наркотических средств признавались уже несравнимо меньшие количества:
марихуана — от 0,1 до 500 г;
гашиш — от 0,1 до 100 г;
героин — до 0,005 г.
Все, что выше указанных показателей, признавалось наркотическим средством в особо крупном размере. Причем 0,005 г героина эксперты признавали крупным размером независимо от наличия сопутствующих веществ, т.е. обвинению не требовалось устанавливать и доказывать, сколько же в изъятом веществе действительно содержится героина. На практике это приводило к тому, что вес всего вещества, изъятого у обвиняемого, признавали героином.
Следует признать, что не все соглашались с приведенными критериями определения наркотических средств, за одно хранение которых уже полагалась уголовная ответственность.
Так, в «Справочной книге криминалиста», подготовленной заслуженным деятелем науки Российской Федерации Н.А. Селивановым и выпущенной в 2000 г. издательством «НОРМА», при изложении методики расследования преступлений, связанных с наркотическими и психотропными веществами (ст. 458), приведены показатели, принятые Комитетом по контролю наркотиков не в декабре 1996 г. или июне 1997 г., а 25 ноября 1987 г. Тем самым подчеркивалось, что только эти показатели являются правомерными для использования в применении ст. 228 УК РФ. Однако ни дознаватели, ни следователи к мнению Селиванова не прислушались.
Постановление Правительства РФ от 6 мая 2004 г. N 231 «Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 УК РФ» подтверждает правомерность и разумность параметров, определенных Постоянным комитетом по контролю наркотиков 25 ноября 1987 г. Так, крупным размером наркотических средств для героина признается количество вещества от 1 до 5 г, а особо крупным — от 5 г.
Судьи, как наиболее квалифицированные юристы, не могли не понимать, что Сводная таблица не имела никакой правовой основы, так как сам Комитет и его Сводная таблица заключений не были зарегистрированы в Минюсте России. Поэтому Сводная таблица никогда и нигде официально опубликована быть не могла. Судьи знали, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Нет никаких оснований полагать, что этих требований Конституции не знали прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов.
В связи с этим стоит отметить высокий профессионализм и принципиальность судей Невинномысского районного суда Ставропольского края, которые попытались противодействовать неправомерному применению ст. 228 УК РФ. Они обратились за разъяснениями применения ст. 228 УК РФ в Конституционный Суд Российской Федерации, который в своем определении указал, что приведенный в Сводной таблице перечень крупных и особо крупных размеров наркотических средств не является нормативно-правовым актом и в силу этого носит рекомендательный характер. Таким образом, Конституционный Суд подтвердил, что Сводная таблица заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном хранении и обороте, не является нормативно-правовым актом. В силу этого показатели размеров наркотических средств не могут быть использованы для квалификации деяний, связанных с наркотиками, по ст. 228 УК РФ.
Кроме того, наличие данных о количестве наркотических средств не позволяет сделать вывод о размере наркотического средства как крупного без установления свойств наркотического средства и степени воздействия его на организм человека.
Казалось бы, после такого заключения Конституционного Суда будут приняты меры по законодательному урегулированию проблем, связанных с применением ст. 228 УК РФ. Однако ожидания оказались напрасными.
27 мая 1998 г. состоялся Пленум Верховного Суда Российской Федерации, который рассмотрел вопросы судебной практики по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами.
О том, как проходил Пленум по вопросу о таком квалифицирующем признаке преступления, как крупный и особо крупный размер наркотических средств, достаточно убедительно рассказал в своей статье «Почему наркодельцы уходят от ответственности» заместитель председателя Омского областного суда В. Ярковой . Он принимал участие в работе Пленума и входил в рабочую группу по подготовке окончательного варианта постановления.
———————————
Российская юстиция. 2002. N 12. С. 36 — 38.
«По ходу обсуждения проблемы на Пленуме, — пишет В. Ярковой, — стало ясно, что новые «крупные размеры» согласованы с руководством Верховного Суда РФ и особых возражений у него не вызывают». На обсуждении в рабочей группе об этом было сказано прямо: «Да, мы правим закон, полагая, что он неудачен».
Свою позицию Верховный Суд выразил в Постановлении Пленума, где в п. 13 указал, что вопрос о размере должен решаться судами с учетом рекомендаций, разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков.
Таким образом, Пленум воздержался от прямых рекомендаций судам руководствоваться заведомо незаконными «крупными размерами», установленными негосударственной организацией без поручения законодателя либо Правительства, но фактически узаконил их.
Суды, которые попытались противодействовать санкционированному Верховным Судом стремлению «править неудачный закон», были «поставлены на место» путем отмены их приговоров и определений кассационных коллегий. В своих судебных документах по конкретным делам Верховный Суд РФ уже прямо указывал, что нужно исходить из рекомендаций Постоянного комитета.
Вот так суд высшей надзорной инстанции на деле показал, что такое независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральным законам.
Анализ практики расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с наркотиками, свидетельствует о том, что квалификация действий обвиняемых по ст. 228 УК РФ, по данным Сводной таблицы, отнюдь не единственная претензия, которую можно предъявить следствию и суду.
Нередко утверждались обвинительные заключения, основанные на доказательствах, полученных с нарушением требований уголовно-процессуального закона. В некоторых обвинительных актах указывалось, что расследованием не установлено, в какое время, в каком месте и каким способом приобретались наркотики, однако обвиняемому вменяли в вину такой признак преступления, как приобретение наркотических средств. Кроме того, с согласия прокуроров по отношению к тем, у кого эти наркотики были обнаружены, возбуждались уголовные дела и по факту их сбыта. Получается, что наряду с делами, возбуждаемыми по ч. 1 ст. 228 УК РФ, возбуждались дела и по ч. 4 ст. 228 УК РФ. В повседневной практике нередки ситуации, когда у задержанного нашли наркотик, вменили в вину и его приобретение, но не потрудились доказать, где, когда и у кого он его приобрел. Любые факты фальсификации с наркотиками со стороны правоохранительных органов прокурорами даже не проверялись.
Такая порочная практика сделала никчемной

Рекомендуем прочесть:  Региональные 100000 на 1 ребенка

10.2. Лицами, занимающими служебное положение, в коммент. статье признаются лица, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также иные лица, использующие свое служебное положение. Таковыми могут быть служащие государственного учреждения, объединения, предприятия или организации. В этот же перечень входят лица, обладающие служебными полномочиями в общественных организациях или иных негосударственных коммерческих структурах.

6.1. Производство — это действия, направленные на серийное получение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов из химических веществ и/или растений. Производство наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов не может являться самоцелью, а предполагает последующий их сбыт. В противном случае противоправные действия надлежит квалифицировать как изготовление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта.

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Особенностью сбыта является то, что наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги поступают в полное распоряжение другого лица, которое в этом случае выступает их приобретателем или потребителем. Поэтому не может квалифицироваться как сбыт передача наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов другому лицу во временное владение, в этом случае оба субъекта являются соисполнителями (при прочих условиях) состава незаконного хранения наркотиков, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228).

Статья 228

Незаконным приобретением без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, надлежит считать их получение любым способом, в том числе покупку, получение в дар, а также в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или их частей, включенных в Перечень, в том числе на землях сельскохозяйственных и иных предприятий, а также на земельных участках граждан, если эти растения не высевались и не выращивались, сбор остатков находящихся на неохраняемых полях посевов указанных растений после завершения их уборки.

Размеры изомеров, стереоизомеров (если таковые определенно не исключены), эфиров, солей наркотических средств и психотропных веществ, перечисленных в Списке I, определяются применительно к размерам, установленным Постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 (в ред. от 23.11.2012), для соответствующих наркотических средств и психотропных веществ. Под препаратом понимается смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ. Все смеси, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества (из Списка I) независимо от их количества, полностью запрещены на территории РФ. При решении вопроса об определении значительного, крупного или особо крупного размера такой смеси следует исходить из общего количества смеси (препарата), применительно к тому наркотическому средству или психотропному веществу, для которого установлены более строгие меры контроля, независимо от их содержания в смеси .
———————————
См.: Определение КС РФ от 08.02.2007 N 290-О-П.

Не подпадает под признаки незаконной перевозки хранение лицом во время поездки наркотического средства или психотропного вещества в небольшом количестве, предназначенного для собственного потребления .
———————————
БВС РФ. 2000. N 11. С. 10; 2002. N 4. С. 12; 2003. N 9. С. 23; 2004. N 10. С. 24.

Перечень содержит два списка наркотических средств. Список I включает наркотические средства, оборот которых в России запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ. Их оборот допускается только в целях уничтожения, использования в научных и учебных целях, в экспертной и оперативно-розыскной деятельности. Список II включает перечень наркотических средств, оборот которых в России ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ. Их оборот допускается по назначению врача в медицинских целях, а также в целях уничтожения, в ветеринарии, при использовании в научных и учебных целях, в экспертной и оперативно-розыскной деятельности. Необходимо также руководствоваться решениями Комиссии ООН по наркотическим средствам об отнесении новых веществ к наркотическим средствам, принятыми после издания Перечня наркотических средств, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Нарушение общего порядка означает, что перевозка указанных предметов осуществляется юридическими лицами без лицензии (либо с ее нарушением) на данный вид деятельности либо же перевозка наркотических средств и психотропных веществ осуществляется физическими лицами при отсутствии легитимного документа, выданного аптечной организацией и подтверждающего законность получения наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях.

Антисуд По Ст 228

Если говорить об амнистии в отношении 228-й статьи, то необходимо отталкиваться от тяжести преступления. Первая часть, которая подразумевает лишение свободы до трех лет, вполне может попасть под амнистию. А вот, если вы осуждены по 2-й и 3-й части 228-й статьи, которые предусматривают крупный и особо крупный оборот и хранение наркотических средств, то вы не можете рассчитывать на амнистию 2023 года, даже если вы бывший военный, инвалид, либо у вас возраст старше 55 лет. Если решение суда еще можно обжаловать, а при оперативно-следственных мероприятиях были допущены неточности, например, есть явные проблемы с экспертизой и изъятием наркотических средств, то можно нанять опытного юриста, который переквалифицирует преступление с 228.2 на 228.1. Также помощь юриста или адвоката понадобится, если суд ожидается в ближайшее время по 228.1 и вы планируете сразу подать прошение об амнистии.

Преступления, связанные с наркотическими средствами, в этом году будут амнистированы лишь частично. Итак, попадет ли статья 228 под амнистию 2023 года, какие документы нужно готовить и что делать, если вы или ваш родственник, попали под суд по данной статье, либо уже осуждены.

Несмотря на то, что 228 часть 2 идет под амнистию только при переквалифицировании данной статьи на 1-ю часть, можно еще постараться попробовать подать прошение, особенно, если срок менее 5 лет. Кроме того, это – повод собрать характеристики, поговорить родственникам с администрацией колонии, дабы была возможность в будущем выйти по УДО. Тем более, что в данный период в колониях как раз такой работой занимаются – изучают анкеты задержанных, готовят списки на освобождение.

Безусловно, правительство, которое не хочет выпускать на свободу преступников, осужденных по второй и третьей части 228 статьи, понять вполне можно. Практика показывает, что значительная часть амнистированных вновь возвращается к своему ремеслу, либо начинает употреблять наркотики. То есть, это – потенциально опасные для социума элементы. Но, вместе с тем, многие и навсегда завязывают с темными делами. Так что – постараться найти адвоката, либо правозащитника, которые помогут решить вопросы с амнистией по 228 статье, вполне имеет смысл.

Остановить массовое уничтожение Российской молодежи! Народная инициатива по, 228

Из средств массовой информации ТВ и Прессы видно, что сотрудники ФСКН, МВД и следственных органов зачастую причастны к обороту наркотических веществ путем распростанения, «крышевания» и содержания наркопритонов. При этом не наказываются такими суровыми сроками, как рядовая молодежь.

В своем выступлении на итоговом заседании Коллегии ФСКН России 18 февраля 2023 г. «Об итогах оперативно-служебной деятельности Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в 2023 году и задачах на 2023 год» Иванов сказал: «ФСКН России была создана 13 лет назад целевым образом как спецслужба, главной задачей которой является ликвидация транснациональной организованной наркопреступности. За 2023 год судами было вынесено 4250 судебных решений в отношении организаторов наркобизнеса, из них 3611, – по материалам уголовных дел ФСКН России». Из порядка 130 тысяч уголовных дел, возбужденных по наркостатьям лишь 2,8 %, реальные торговцы.

Изучая приговоры, вынесенные по наркостатьям по всей России, можно видеть, что ФСНК России привлекает к уголовной ответственности тех, кто употребляет и делит между собой малейшие граммы, приравнивают их к сбытчикам крупных и особо крупных размеров, объединяя в группу лиц по предварительному сговору. Уголовные дела не обладают необходимой доказательной базой, дела копируют одно другое, а вес «наркоторговцев» составляет от молекулы до нескольких грамм. Уголовные дела пестрят определениями – «неустановленное лицо», «неустановленное место», «неустановленное время», и несмотря на это, молодежь сажают на немыслимые сроки 5, 10, 15 лет.

Рекомендуем прочесть:  Что запрещено продавать моложе 14

Практически каждый день идут сообщения о преступной деятельности сотрудников ФСКН России, то они подкидывают наркотики, то фабрикуют дела, то провоцируют граждан на дачу ложных показаний против незнакомых лиц, то сами являются торговцами наркотических средств. На интернет-сайте «Антисуд» люди со всей России сообщают о преступных действиях этих горе-служителей. В обществе нарастает с каждым днем страшный негатив к данному ведомству.

Также Президентом РФ был обозначен курс на борьбу с коррупцией, не смотря на это Верховный суд РФ, вносит изменения в ст. 30 УК РФ Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30 июня 2023 года № 30 «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами», применение, которого, при вынесении решений судом может, как смягчить до условного наказание, невзирая на вышеназванный пленум, так и вменить более тяжкую статью по формальным признакам преступления, без соответствующей и необходимой доказательной базы.

Под ним понимают умышленные действия, которые ориентированы на серийное получение запрещенных соединений их химических, растительных и прочих веществ. Например, изготовление может осуществляться на специальном оборудовании, в помещениях, приспособленных для этого. Производство может включать в себя также фасовку указанных веществ. Преступное деяние считается законченным с момента завершения изготовления. При этом для квалификации деяния по рассматриваемой статье не будет иметь значения фактически полученный объем психотропных веществ либо наркотических средств.

За деяния, которые зафиксированы частью первой рассматриваемой статьи виновное лицо может получить 4-8 лет тюрьмы. При этом суд дополнительно вправе ограничить свободу осужденного на период до года. Ст. 228, ч. 2 УК РФ предусматривает два квалифицирующих признака. При их наличии санкции за преступление усиливаются. В частности, в ст. 228, ч. 2 УК ответственность ужесточается, если пересылка, реализация или производство средств (веществ) наркотического или психотропного типа, а также растений либо их частей, в которых присутствуют эти соединения, была осуществлена:

  1. Избавление от запрещенных средств путем оставления их в каком-либо месте либо выбрасывания на свалку, в мусорный контейнер и так далее.
  2. Введение другому человеку инъекции, если вещество принадлежит непосредственно потребителю.
  3. Приобретение предмета преступления посредником в объеме, соразмерном индивидуальному потреблению, на средства потребителя, без получения права владения веществами, если действия направлены только на оказание помощи в получении, но не сбыт.

Под незаконной реализацией понимают любые методы безвозмездной или возмездной передачи запрещенных соединений иным лицам. К ним, в частности, относят дарение, уплату долга, обмен, продажу, дачу взаймы и так далее. К сбыту также относят такой способ реализации, как введение инъекции. Не квалифицируется как сбыт такие деяния как:

Она включает в себя незаконное изготовление, пересылку, сбыт запрещенных соединений в публичных и специализированных местах. К последним, в частности, относят следственные изоляторы и исправительные учреждения. Общественная опасность совершения рассматриваемых деяний в публичных местах обуславливается присутствием в них большого количества граждан, детей в том числе. Деяния, за которые установлена ответственность в ст. 228, незаконны. Неправомерность их проявляется непосредственно в их совершении против порядка законного оборота указанных веществ и средств, установленного в ФЗ №3.

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2003, № 50, ст. 4848; 2006, № 2, ст. 176; 2009, № 52, ст. 6453; 2010, № 19, ст. 2289; № 21, ст. 2525; 2011, № 50, ст. 7362; 2012, № 10, ст. 1166; 2013, № 27, ст. 3477) следующие изменения:
1) в части первой статьи 82 1 слова «частью первой статьи 228,» заменить словами «частями первой и первой 1 статьи 228,»;
2) в статье 228:
а) дополнить частью 1 1 следующего содержания:
«1 1 . Те же деяния, совершенные в среднем размере, —
наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового. «;
б) в абзаце втором части второй слова «от трех до десяти лет» заменить словами «от пяти до десяти лет»;
в) примечание 2 изложить в новой редакции:
«2. Значительный, средний, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, а также значительный, крупный и особо крупный размеры для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей настоящей статьи, статей 228.1, 229 и 229.1 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.»;
в) в примечании 3:
после слова «Значительный,» дополнить словом «средний,»;
после слова «значительному,» дополнить словом «среднему,»;
3) статью 228 1 дополнить примечанием следующего содержания:
«Примечание. Значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, статей 229 и 229.1 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.».

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2002, № 22 ст. 2027; № 30 ст. 3020, 3029; № 44 ст. 4298; 2003, № 27 ст. 2700, 2706; № 50, ст. 4847; 2004, № 27 ст. 2711; 2005, № 1 ст. 13; 2006, № 28 ст. 2975, 2976; № 31 ст. 3452; 2007, № 1 ст. 46: № 24 ст. 2830, 2833; №49 ст. 6033; 2009, № 11 ст. 1267; № 44 ст. 5170; 2010, № 1 ст. 4; № 8, ст. 780; № 15 ст. 1756: № 27 ст. 3431; 2011, № 1 ст. 6, 16; № 23 ст. 3259; № 30 ст. 4605; № 45 ст. 6334; № 50, ст. 7361, 7362; 2012, № 10, ст. 1162, 1166; № 30 ст. 4172; № 31 ст. 4330, 4331; № 47 ст. 6401; № 49 ст. 6752; № 53 ст. 7637; 2013, № 26 ст. 3207; № 27 ст. 3442, 3478; № 30 ст. 4078; № 44 ст. 5641; № 51 ст. 6685; № 52 ст. 6945; 2014, № 19 ст. 2303, 2310, 2333; № 23 ст. 2927; № 26 ст. 3207, 3385; № 30 ст. 4219, 4259, 4278; № 48 ст. 6651; 2023, № 1 ст. 83, 85; № 6 ст. 885; № 21 ст. 2981; № 29 ст. 4391) следующие изменения:
1) в пункте 8 части 3 статьи 151 слова «228 частью первой» заменить словами «228 частями первой и первой 1 «;
2) в пункте 4 части первой статьи 398 слова «частью первой статьи 228,» заменить словами «частями первой и первой 1 статьи 228,».

Уголовный кодекс ( ст 228 УК РФ 2023 )

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

Примечания. 1. Лицо, совершившее предусмотренное настоящей статьей преступление, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом указанных средств, веществ или их аналогов, а также с незаконными приобретением, хранением, перевозкой таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, изъятие указанных средств, веществ или их аналогов, таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, при задержании лица и при производстве следственных действий по обнаружению и изъятию указанных средств, веществ или их аналогов, таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Антисуд По Ст 228

Но вместе с тем директор ФСКН России Виктор Иванов отметил, что «представляется целесообразным организовать отдельное принципиально новое направление – это, с одной стороны, снижение степени наказания за хранение без цели сбыта, а с другой стороны, ввести в качестве такого более мягкого и социально-ориентированного наказания за хранение без цели сбыта исправительные работы, сопряжённые с реабилитационными программами».

2. Значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ, а также значительный, крупный и особо крупный размеры для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей настоящей статьи, статей 228.1, 229 и 229.1 настоящего Кодекса считаются по чистому весу, пригодного к применению наркотика и утверждаются Правительством Российской Федерации.

1. Привести Постановление правительства, которое устанавливает размеры наркотических средств, в соответствие с разовыми и суточными дозами наркозависимых (так, чтобы значительный размер составлял хотя бы суточную дозу, а не разовую/меньше разовой, как сейчас. Для этого – сегодняшний значительный размер должен стать равным крупному, а в некоторых случаях превосходить его: например для героина – 2.5 г, для марихуаны — свыше 20 г, JWH в соответствии с суточными дозами.

15 апреля 2023 года, выступая на Коллегии Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России Виктор Иванов сказал: «Статистика неумолимо свидетельствует, что из почти 600 тысяч осужденных по уголовным делам, связанным с наркотиками, лишь четверть привлечена за сбыт наркотиков. А три четверти, то есть 400 тысяч самих наркопотребителей, государство уголовило за хранение наркотиков без цели их сбыта.

Еще более нелепая ситуация с синтетическими аналогами марихуаны (JWH и производные). Значительный размер здесь начинается с 0,05 г, а крупный – с 0,25 г. При этом дневная доза начинающего потребителя составляет 3-4 г, а наркозависимого, который потребляет более нескольких недель систематически – 10 г.

Иными словами, сроки тюремного заключения за части 2 и 3 наркостатьи были изменены. Это связано с тем, что сама статья относится только к использованию наркотиков в личных целях, то есть виновный принимает их сам, является зависимым человеком и нуждается в медицинской помощи. Снижение сроков заключения поможет ему быстрее начать лечение.

Наказание зависит от размера изъятых веществ: полный список запрещенного с указанием количества можно найти в приложении к Уголовному Кодексу. При этом статья отвечает только за хранение или перевозку без цели дальнейшей продажи: продажа оценивается другими законами.

  1. Если гражданин добровольно сдаст приобретенные или хранимые им вещества и будет активно сотрудничать со следствием, он будет освобожден от уголовной ответственности. Однако изъятие этих веществ в ходе следствия или обыска не считаются добровольной сдачей;
  2. Полный список всех веществ, растений и их аналогов, а также их количество для каждого случая утверждены правительством.
  1. За изъятие веществ или растений, содержащих их, в значительном количестве предусмотрены до 40 тысяч рублей штрафа, до 2 лет исправительных работ или до 3 лет тюремного срока или ограничения свободы.
  2. За действия, совершенные в крупном размере, виновного ждут 3-10 лет тюремного заключения и штраф до половины миллиона рублей, а также ограничение свободы до года.
  3. Если были найденные вещества определены в особо крупном размере, наказанием станут 10-15 лет лишения свободы и штраф до полумиллиона рублей, а также до полутора лет ограничения свободы.

Употребление наркотических веществ не только негативно отражается на здоровье гражданина, но и является уголовным преступлением, даже несмотря на то, что гражданин вредит сам себе, а не продает средства другим. За это преступление отвечает статья 228 УК РФ: она предусматривает до 15 лет лишения свободы и штраф до половины миллиона за преступление.

Особо крупный размер по статье 228 УК РФ

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 228 УК РФ 2. крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ, а также крупный и особо крупный размеры для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей настоящей статьи, статей 228.1, 229 и 229.1 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.

Крупный и особо крупный размеры наркотических средств либо растений утверждены постановлением Правительства РФ от 07.02.2006 N 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 И 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Доводы судебных коллегий некоторых судов о том, что внесенные в законодательство Постановлением Правительства изменения не улучшают положение осужденных мы находим не справедливыми и беспочвенными, и вот по какой причине: Помимо такого очевидного факта, что меняется квалификация преступлений на менее тяжкую, даже сам факт определения и утверждения нового особо крупного размера наркотических веществ является бесспорным улучшением, так как раньше градации особо крупного определялись только нижним пределом; и в столь размытых рамках, суд, учитывая количество наркотического вещества для соразмерности наказания, руководствовался только своим опытом и убеждениями. Теперь же, для определения наказания за преступления, совершенные в крупном размере, у суда есть и верхняя граница, которую так же необходимо учитывать при вынесении приговора. Внесение данных изменений уже отразилось на практике судов РФ по новым приговорам (вынесенным с 01.01.2013г.) – несмотря на столь короткий промежуток времени можно утверждать, что приговоры во многих случаях стали мягче, и именно из-за установления верхнего параметра и адекватной соразмерности с ним.
Все вышесказанное можно объяснить на простом примере:
Человек был осужден за хранение наркотических средств без цели продажи. Преступление квалифицировали в соответствии со старым Постановлением Правительства № 76 (с последующими редакциями) в особо крупном размере (например 110 гр марихуаны) по ст 228 ч 2 и назаначили соответствующее наказание в рамках этой статьи. Теперь же, это же преступление в соответствии с Постановлением Правительства № 1002 должно быть квалифицированно как преступление, совершенное в крупном размере (так как значительным является количество, превышающее 6 граммов, крупным является количество, превышающее 100 граммов, особо крупным – 100000 граммов) – а значит по ст. 228 ч 1 (в редакции старого закона, действующего на момент совершения преступления) – потому, что ст. 228 ч.2 УК РФ в редакции Федерального закона от 1 марта 2012 года № 18-ФЗ, предусматривающая ответственность за незаконный оборот наркотического средства в крупном размере, содержит дополнительное наказание в виде ограничения свободы, что ухудшает положение осужденного.»
Именно такой смысл, закладывал законодатель в Примечании к ст. 228 УК РФ указывая, что конкретные значения крупного и особо крупного размера наркотиков утверждаются Постановлением Правительства РФ, допуская последующие изменения в данном бланкетном документе. Иное трактование закона, как не имеющего обратной силы, было бы дополнительно оговорено.

Правильность такого суждения подтверждается разъяснениями, данными в следующих определениях Конституционного Суда РФ:
1. Определении Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 года № 270-О
— декриминализация тех или иных деяний может осуществляться не только путем внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство, но и путем отмены нормативных предписаний иной отраслевой принадлежности, к которым отсылали бланкетные нормы уголовного закона, либо ограничения объема уголовно-правового регулирования в результате законодательного признания какого-либо деяния не представляющим общественной опасности, свойственной именно преступлениям, и влекущим на данном основании административную или иную более мягкую ответственность.
Такое истолкование положений, содержащихся в части первой статьи 3 и статье 10 УК Российской Федерации и пункте 13 статьи 397 УПК Российской Федерации, согласуется как с требованием Конституции Российской Федерации о необходимости придания обратной силы любому закону, устраняющему или смягчающему ответственность (статья 54, часть 2), так и с провозглашаемыми ею принципами справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод конституционно значимым целям (преамбула; статья 55, часть 3).
2. Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 4-П
Ни статья 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, ни пункт 1 статьи 15 Международного пакта о гражданских и политических правах не содержат норм, которые допускали бы возможность ограничения действия закрепленных в них правил в зависимости от видов правонарушений, категорий лиц, их совершивших, или каких-либо иных обстоятельств. Так же и по буквальному смыслу части первой статьи 10 УК Российской Федерации закон, улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу и подлежит применению в конкретном деле независимо от стадии судопроизводства, в которой должен решаться вопрос о применении этого закона, и независимо от того, в чем выражается такое улучшение — в отмене квалифицирующего признака преступления, снижении нижнего и (или) верхнего пределов санкции соответствующей статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, изменении в благоприятную для осужденного сторону правил его Общей части, касающихся назначения наказания, или в чем-либо ином.
Императивное по своему характеру правило статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона. Следовательно, государство, обязанное в силу статьи 2 Конституции Российской Федерации признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечить на практике действие механизма приведения в соответствие с ним ранее принятых судебных решений независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованных лиц.

В утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2013 года: “Ответах на вопросы судов о применении отдельных положений Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с необходимостью приведения приговоров в соответствие с законодательством, вступившим в силу с 1 января 2013 года, в части осуждения за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, а также прекурсоров.” описанная ситуация не была разъяснена, что может повлечь нарушение не только ч. 1 ст. 9 УК РФ и ст. 10 УР РФ а так же Конституционных прав и свобод граждан РФ отбывающих наказание.

Хотим привлечь Ваше внимание к проблеме применения новых законодательных изменений связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов относительно осужденных по статьям 228-229 УК РФ до 1 января 2013.
Санкции ст.ст. 228-229 УК РФ (в редакции Федерального закона от 1 марта 2012 года №18-ФЗ) усилены, и значит не могут быть применены к уже осужденным или совершившим преступления до вступления этого закона в силу и не подходят для приведения приговора в соответствие с действующим законом. Соответственно, ко всем уже осужденным или совершившим преступление до 1 января 2013 года должны применяться данные статьи в старой редакции.
Вместе с тем, нормы УК РФ, предусматривающие ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, содержащиеся в ст. 228–229 УК РФ, называют признаки преступлений, но не раскрывают их содержания.
Бланкетный характер уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за наркопреступления, заключается в том, что данные статьи УК РФ содержат только указание на крупный и особо крупный размер наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а в соответствии с пунктом 2 примечания к ст. 228 УК РФ конкретные значения утверждаются Постановлением Правительства РФ. Поэтому названный нормативный акт является составной частью не только нового уголовного закона (в редакции Федерального закона от 1 марта 2012 года №18-ФЗ), но и старого, ибо улучшает положение лица, совершившего преступление:
Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2012 года № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» введены с 1 января 2013 года новые размеры наркотических средств.
Согласно этому Постановлению, меняется квалификационный признак преступлений, совершенных до вступления этого постановления в силу — изменились критерии оценки крупного и особо крупного размера. Бывший особо крупный размер наркотических средств уже не является таковым, сегодняшний особо крупный размер значительно увеличен.
Такие обстоятельства существенно уменьшают степень общественной опасности совершенных преступлений, смягчают уголовную ответственность и соответственно улучшают положение ранее осужденных.

Все вышесказанное можно объяснить на простом примере:
Человек был осужден за хранение наркотических средств без цели продажи. Преступление квалифицировали в соответствии со старым Постановлением Правительства № 76 (с последующими редакциями) в особо крупном размере (например 110 гр марихуаны) по ст 228 ч 2 и назначили соответствующее наказание в рамках этой статьи. Теперь же, это же преступление в соответствии с Постановлением Правительства № 1002 должно быть квалифицированно как преступление, совершенное в крупном размере (так как значительным является количество, превышающее 6 граммов, крупным является количество, превышающее 100 граммов, особо крупным – 100000 граммов) – а значит по ст. 228 ч 1 (в редакции старого закона, действующего на момент совершения преступления) – потому, что ст. 228 ч.2 УК РФ в редакции Федерального закона от 1 марта 2012 года № 18-ФЗ, предусматривающая ответственность за незаконный оборот наркотического средства в крупном размере, содержит дополнительное наказание в виде ограничения свободы, что ухудшает положение осужденного, а значит не может быть применена.
Именно такой смысл, закладывал законодатель в Примечании к ст. 228 УК РФ указывая, что конкретные значения крупного и особо крупного размера наркотиков утверждаются Постановлением Правительства РФ, допуская последующие изменения в данном бланкетном документе. Иное трактование закона, как не имеющего обратной силы, было бы дополнительно оговорено.

ГУМАНИЗАЦИЯ НАКАЗАНИЯ НАРКОЗАВИСИМЫХ

Предлагается пересмотреть санкции, предусмотренные частями второй и третьей статьи 228 Уголовного кодекса РФ, с одновременным распространением положений части первой статьи 82.1 УК России на лиц, совершивших преступления по части второй статьи 228 УК России.

В пояснении говорится, что в настоящее время преступления, связанные с хранением наркотических средств и психотропных веществ в крупном и особо крупном размерах без цели сбыта, относятся к одной и той же категории, что и аналогичные преступления, совершенные в целях сбыта, — тяжким и особо тяжким преступлениям. При таких условиях лицо, хранящее наркотики для личного потребления, приравнивается по степени тяжести данного преступления к лицам, совершившим преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в организованных формах (в соответствии с УК России ответственность за участие в преступном сообществе (преступной организации), являющейся наивысшей формой организованной преступности (часть вторая статьи 210 УК России), предусмотрена в виде лишения свободы сроком до десяти лет, аналогичная санкция и за незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ в крупном размере (часть вторая статьи 228 УК России). При таких обстоятельствах деяния, связанные с хранением наркотиков, совершаемые без цели сбыта, нуждаются в особом подходе, отражающем степень опасности данных преступлений для социума. Практически все осужденные по статье 228 УК России являются наркоманами, для которых хранение наркотика (без цели сбыта) обусловлено наличием заболевания, а следовательно, болезнь является фактором, способствующим совершению преступлений. Соответственно, к таким лицам необходимо более активно применять механизмы правового побуждения к отказу от наркопотребления с целью своевременного возвращения наркопотребителей к нормальному образу жизни. Данные отчета Судебного департамента при Верховном Суде РФ формы №10.3.01 свидетельствуют о том, что в 2014 г. при рассмотрении 17 759 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью 2 ст. 228 УК России, суды назначали наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет только в 278 случаях, а в 2457 случаях суды назначали наказание, используя исключительный механизм по назначению наказания ниже низшего предела установленных санкций. Таким образом, нельзя считать нормальной ситуацию, когда возможность назначения наказания сроком от 5 до 10 лет остается судами не востребованной, а исключительный механизм назначения наказания, предусмотренный УК России, используется на регулярной основе. Изложенное в полной мере свидетельствует о необходимости перевода наименее опасных преступлений, связанных с хранением наркотиков без цели сбыта, в категорию менее тяжких. Также в целях противодействия наркотизации общества законопроектом предлагается распространить положения статьи 82.1 УК России на лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных не только первой, но и второй частью статьи 228 УК России. Таким образом, вносимые законопроектом изменения будут способствовать выполнению стратегических задач в области борьбы с наркоманией и наркопреступностью, а также избавлению лиц от наркозависимости. Кроме того, на содержание наркопотребителей учреждения пенитенциарной системы ежегодно затрачивают значительные суммы денег, а предложенные законопроектом меры приведут к экономии средств, повышению эффективности работы правоохранительных органов РФ без привлечения дополнительных финансовых затрат.

Adblock
detector