Что такое конвенция о правах человека

Что такое конвенция о правах человека

подтверждая свою глубокую приверженность основным свободам, которые являются основой справедливости и всеобщего мира и соблюдение которых наилучшим образом обеспечивается, с одной стороны, подлинно демократическим политическим режимом и, с другой стороны, всеобщим пониманием и соблюдением прав человека, которым они привержены,

c) законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;

1. Никто не может быть осужден за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое согласно действовавшему в момент его совершения национальному или международному праву не являлось уголовным преступлением. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления.

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

В соответствии с Протоколом N 11 к Конвенции изменена нумерация ее статей и введены их заголовки. Русский текст Конвенции дан в переводе с английского и французского текстов Конвенции с учетом практики Европейского суда по правам человека, особенно толкования Судом смысла статей 5, 6, 9, 10, 43 и др.

2. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.).

3. На протяжении всего срока пребывания в должности судьи не должны осуществлять никакой деятельности, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью или с требованиями, вытекающими из характера их работы в течение полного рабочего дня. Все вопросы, возникающие в связи с применением положений настоящего пункта, решаются Судом.

Супруги обладают равными правами и несут равную гражданско — правовую ответственность в отношениях между собой и со своими детьми в том, что касается вступления в брак, пребывания в браке и при его расторжении. Настоящая статья не препятствует государствам принимать такие меры, которые необходимы для соблюдения интересов детей.

2. В интересах надлежащего отправления правосудия Председатель Суда может пригласить любую Высокую Договаривающуюся Сторону, не являющуюся стороной в деле, или любое заинтересованное лицо, не являющееся заявителем, представить письменные замечания или принять участие в слушаниях.

1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

1. Настоящий Протокол открыт для подписания государствами — членами Совета Европы, подписавшими Конвенцию. Он подлежит ратификации одновременно с ратификацией Конвенции или после таковой. Протокол вступает в силу после сдачи на хранение пяти ратификационных грамот. В отношении любого подписавшего государства, которое ратифицирует настоящий Протокол впоследствии, он вступает в силу с даты сдачи им на хранение его ратификационной грамоты.

подтверждая свою глубокую приверженность основным свободам, которые являются основой справедливости и всеобщего мира и соблюдение которых наилучшим образом обеспечивается, с одной стороны, подлинно демократическим политическим режимом и, с другой стороны, всеобщим пониманием и соблюдением прав человека, которыми они привержены,

Совершено в Риме 4 ноября 1950 года на английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, который хранится в архиве Совета Европы. Генеральный секретарь направляет заверенные копии всем подписавшим Конвенцию государствам.

2. Настоящая статья не препятствует осуждению и наказанию любого лица за совершение какого-либо действия или за бездействие, которое в момент его совершения являлось уголовным преступлением в соответствии с общими принципами права, признанными цивилизованными странами.

Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Европейская Конвенция о защите прав человека (далее – Конвенция) – это международный договор, в силу которого государства-члены Совета Европы гарантируют основные гражданские и политические права не только своим гражданам, но и всем лицам, находящимся под их юрисдикцией. Конвенция была подписана в Риме 4 ноября 1950 года и вступила в силу в 1953 году. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 1998 году.

  • пытки и бесчеловечное или унижающее достоинство обращение;
  • рабство и принудительный труд;
  • смертную казнь;
  • безосновательное и незаконное заключение под стражу;
  • дискриминацию при пользовании правами и свободами, гарантированными Конвенцией.

Что такое конвенция о правах человека

Основы прав человека — уважение жизни и достоинства каждого отдельного человека — присутствуют в большинстве великих религий и философских учений мира. Права человека нельзя купить, заработать или получить в наследство — их называют «неотъемлемыми», потому что они присущи каждому человеку, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или любых иных обстоятельств.

Права человека играют особую роль во взаимоотношениях человека и государства. Они контролируют и регулируют осуществление государственной власти над отдельным человеком, предоставляют свободы гражданам в отношениях с государством и требуют от государства удовлетворения основных потребностей людей, подпадающих под его юрисдикцию. Лучше всего эти права излагаются в международно-правовых документах, которые были согласованы государствами и в которых содержатся нормы прав человека. Наибольшую известность получила Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, этот основополагающий документ и в настоящее время имеет огромное влияние во всем мире. Хотя Всеобщая декларация не является обязательным к исполнению документом, многие юристы утверждают, что она уже приобрела обязательную юридическую силу на основе международных обычаев и практики, ввиду ее применения в конституциях и судах многих стран.

  • права и свободы каждого человека гарантированы участвующими государствами, или, как они именуются на международно-правовом языке, «Договаривающимися Сторонами»;
  • впервые в рамках международного договора о защите прав человека был создан конкретный механизм их защиты;
  • парламенты и судебные органы получили прочную основу в области прав человека для принятия и толкования законов.
  • жизнь, свободу и неприкосновенность личности;
  • справедливое судебное разбирательство по гражданским и уголовным делам;
  • участие и выдвижение своей кандидатуры на выборах;
  • свободу мысли, совести и религии;
  • свободу выражения мнения (включая свободу средств массовой информации);
  • имущество и свободу распоряжаться собственностью;
  • свободу собраний и объединений.
  • пытки и бесчеловечное и унизительное обращение;
  • смертная казнь;
  • рабство и подневольный труд;
  • дискриминация в реализации гарантированных конвенцией прав;
  • выдворение из страны собственных граждан или отказ им во въезде в страну;
  • коллективное выдворение иностранцев.

1. В случае, когда Комиссия принимает переданную ей петицию:
a) она с целью установления фактов предпринимает совместно с представителями сторон изучение петиции и, если это необходимо, расследование, для эффективного ведения которого заинтересованные государства после обмена мнениями с Комиссией создает все необходимые условия;
b) она в то же время предоставляет себя в распоряжение заинтересованных сторон с целью обеспечения дружественного урегулирования вопроса на основе уважения прав человека, определенных в настоящей Конвенции.

1. Члены Комиссии избираются Комитетом Министров абсолютным большинством голосов из списка, составленного Президиумом Парламентской Ассамблеи; каждая группа представителей Высоких Договаривающихся Сторон в Парламентской Ассамблее выдвигает трех кандидатов, двое из которых по крайней мере являются гражданами государства, которое представляет эта группа.

После принятия петиции, представленной в соответствии со статьей 25, Комиссия тем не менее может большинством в две трети своих членов принять решение отклонить петицию, если в ходе ее рассмотрения выяснится наличие одной из причин, в связи с которыми по статье 27 данная петиция не может быть принята.

1. Комиссия может получать петиции, направленные в адрес Генерального секретаря Совета Европы от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, изложенных в настоящей Конвенции, при условии, что Высокая Договаривающаяся Сторона, на которую подана жалоба, заявила, что она признает компетенцию Комиссии получать такие петиции. Те из Высоких Договаривающихся Сторон, которые сделали такое заявление, обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.

При условии, что заинтересованная Высокая Договаривающаяся Сторона, если она является единственной, или заинтересованные Высокие Договаривающиеся Стороны, если их больше одной, признают обязательную юрисдикцию Суда или, при отсутствии такого признания, с согласия заинтересованной Высокой Договаривающейся Стороны, если она является единственной, или заинтересованных Высоких Договаривающихся Сторон, если их больше одной, передавать дела в Суд могут:
a) Комиссия;
b) Высокая Договаривающаяся Сторона, гражданин которой предположительно является жертвой;
c) Высокая Договаривающаяся Сторона, которая передала дело на рассмотрение Комиссии;
d) Высокая Договаривающаяся Сторона, против которой подана жалоба.

Рекомендуем прочесть:  Атб подать заявку на кредит онлайн

Конвенция о защите прав человека и основных свобод

3. Любая Высокая Договаривающаяся Сторона, использующая это право отступления, информирует в полном объеме Генерального секретаря Совета Европы о введенных ею мерах и о причинах их принятия. Она также информирует Генерального секретаря Совета Европы о прекращении действия таких мер и возобновлении полного осуществления положений Конвенции.

1. Во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации, любая Высокая Договаривающаяся Сторона может принимать меры в отступление от своих обязательств по настоящей Конвенции только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств при том, что такие меры не являются несовместимыми с ее другими обязательствами по международному праву.

1. Любое государство при подписании настоящей Конвенции или при сдаче на хранение ратификационной грамоты может сделать оговорку к любому конкретному положению Конвенции о том, что тот или иной закон, действующий в это время на его территории, не соответствует этому положению. Настоящая статья не предусматривает оговорок общего характера.

4. Любое государство, которое сделало заявление в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи, может в любое время после этого заявить от имени одной или нескольких территорий, к которым заявление относится, что оно признает компетенцию Суда принимать жалобы от отдельных лиц, неправительственных организаций или групп лиц, как это предусмотрено статьей 34 Конвенции.

2. Такие заключения не должны затрагивать ни вопросы, относящиеся к содержанию или объему прав или свобод, сформулированных в разделе I Конвенции и Протоколах к ней, ни другие вопросы, которые Суду или Комитету министров, возможно, потребовалось бы рассмотреть после обращения, предусмотренного Конвенцией.

2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

Текст Конвенции изменен в соответствии с положениями Протокола N 3 (СЕД N 45), который вступил в силу 21 сентября 1970 года, Протокола N 5 (СЕД N 55), который вступил в силу 20 декабря 1971 года, и Протокола N 8 (СЕД N 118), который вступил в силу 1 января 1990 года. Он также включает в себя текст Протокола N 2 (СЕД N 44; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 20, ст. 2143), который в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Протокола является неотъемлемой частью Конвенции с даты вступления его в силу 21 сентября 1970 года. Все положения (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 20, ст. 2143), которые были дополнены или изменены указанными Протоколами, заменены положениями Протокола N 11 (СЕД N 155; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 44, ст. 5400) с даты вступления его в силу 1 ноября 1998 года. С этой даты прекращается действие Протокола N 9 (СЕД N 140; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 36, ст. 4467), который вступил в силу 1 октября 1994 года, а Протокол N 10 (СЕД N 146), который не вступил в силу, утрачивает свою цель.

1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

3. На протяжении всего срока пребывания в должности судьи не должны осуществлять никакой деятельности, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью или с требованиями, вытекающими из характера их работы в течение полного рабочего дня. Все вопросы, возникающие в связи с применением положений настоящего пункта, решаются Судом.

В соответствии с Протоколом N 11 к Конвенции изменена нумерация ее статей и введены их заголовки. Русский текст Конвенции дан в переводе с английского и французского текстов Конвенции с учетом практики Европейского суда по правам человека, особенно толкования Судом смысла статей 5, 6, 9, 10, 43 и др.

«Российская Федерация в соответствии со статьей 25 Конвенции признает компетенцию Европейской комиссии по правам человека получать заявления (жалобы) от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Российской Федерацией их прав, изложенных в Конвенции и указанных Протоколах к ней, в случаях, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления в действие этих договорных актов в отношении Российской Федерации.»;

основанных на пункте 2 статьи 26 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 года статей 51 — 53 и 62 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года № 2140, устанавливающих арест с содержанием на гауптвахте в качестве меры дисциплинарного взыскания, налагаемой во внесудебном порядке на военнослужащих — солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов.

Статья 1. Ратифицировать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года с изменениями, внесенными Протоколами к ней № 3 от 6 мая 1963 года, № 5 от 20 января 1966 года и № 8 от 19 марта 1985 года, и дополнениями, содержащимися в Протоколе № 2 от 6 мая 1963 года (далее именуется — Конвенция), и Протоколы к ней № 1 от 20 марта 1952 года, № 4 от 16 сентября 1963 года, № 7 от 22 ноября 1984 года, № 9 от 6 ноября 1990 года, № 10 от 25 марта 1992 года и № 11 от 11 мая 1994 года, подписанные от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 28 февраля 1996 года, со следующими оговоркой и заявлениями:

«Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.».

санкционированного абзацем вторым пункта 6 раздела второго Конституции Российской Федерации 1993 года временного применения установленного частью 1 статьи 11, частью 1 статьи 89, статьями 90, 92, 96, 961, 962, 97, 101 и 122 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР от 27 октября 1960 года, с последующими изменениями и дополнениями порядка ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

Высокие Договаривающиеся Стороны согласны с тем, что, кроме случаев заключения особого соглашения об этом, они не воспользуются действующими между ними договорами, конвенциями или декларациями с целью передачи путем направления петиции спора, возникшего в связи с толкованием и применением настоящей Конвенции, для его рассмотрения иными средствами урегулирования, чем те, которые предусмотрены настоящей Конвенцией.

3. Каждое арестованное в соответствии с положениями пункта 1 (c) данной статьи лицо незамедлительно доставляется к судье или к другому должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять судебные функции, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может ставиться в зависимость от предоставления гарантии явки в суд.

1. Комиссия может на любой стадии разбирательства, принять решение об исключении петиции из своего списка дел, если обстоятельства приводят к выводу о том, что:
a) заявитель не намерен добиваться рассмотрения своей петиции, или
b) вопрос был решен, или
c) по любой другой причине, установленной Комиссией, не оправдано далее продолжать рассмотрение петиции.

3. С тем, чтобы обеспечить, насколько это возможно, обновляемость состава Комиссии наполовину каждые три года, Комитет Министров может до проведения любых последующих выборов принять решение о том, что срок или сроки полномочий одного или нескольких избираемых членов составят не шесть лет, а другой период, но не более девяти и не менее трех лет.

3. Любая Высокая Договаривающаяся Сторона, использующая это право отступления, информирует в полном объеме Генерального секретаря Совета Европы о введенных ею мерах и о причинах их принятия. Она также информирует Генерального секретаря Совета Европы о прекращении действия таких мер и возобновлении полного осуществления положения Конвенции.

  • права и свободы каждого человека гарантированы участвующими государствами, или, как они именуются на международно-правовом языке, «Договаривающимися Сторонами»;
  • впервые в рамках международного договора о защите прав человека был создан конкретный механизм их защиты;
  • парламенты и судебные органы получили прочную основу в области прав человека для принятия и толкования законов.

Права человека играют особую роль во взаимоотношениях человека и государства. Они контролируют и регулируют осуществление государственной власти над отдельным человеком, предоставляют свободы гражданам в отношениях с государством и требуют от государства удовлетворения основных потребностей людей, подпадающих под его юрисдикцию. Лучше всего эти права излагаются в международно-правовых документах, которые были согласованы государствами и в которых содержатся нормы прав человека. Наибольшую известность получила Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, этот основополагающий документ и в настоящее время имеет огромное влияние во всем мире. Хотя Всеобщая декларация не является обязательным к исполнению документом, многие юристы утверждают, что она уже приобрела обязательную юридическую силу на основе международных обычаев и практики, ввиду ее применения в конституциях и судах многих стран.

  • жизнь, свободу и неприкосновенность личности;
  • справедливое судебное разбирательство по гражданским и уголовным делам;
  • участие и выдвижение своей кандидатуры на выборах;
  • свободу мысли, совести и религии;
  • свободу выражения мнения (включая свободу средств массовой информации);
  • имущество и свободу распоряжаться собственностью;
  • свободу собраний и объединений.

Основы прав человека — уважение жизни и достоинства каждого отдельного человека — присутствуют в большинстве великих религий и философских учений мира. Права человека нельзя купить, заработать или получить в наследство — их называют «неотъемлемыми», потому что они присущи каждому человеку, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или любых иных обстоятельств.

  • пытки и бесчеловечное и унизительное обращение;
  • смертная казнь;
  • рабство и подневольный труд;
  • дискриминация в реализации гарантированных конвенцией прав;
  • выдворение из страны собственных граждан или отказ им во въезде в страну;
  • коллективное выдворение иностранцев.
Рекомендуем прочесть:  Тарифы на горячую и холодную воду в москве в 2022

Как толковать конвенцию по правам человека

Правила толкования международных договоров содержатся в ст. 31–33 Венской конвенции. Они носят общий характер и подлежат применению с учетом сущности и направленности каждого конкретного международного договора, т.е. в свете его объекта и целей (п. 1 ст. 31 Венской конвенции), поэтому при толковании Европейской конвенции указанные правила используются с учетом специфики этого международного договора, нацеленного на защиту и развитие прав человека и основных свобод, а также на коллективное обеспечение их эффективного осуществления на европейском пространстве.

Вспомогательные средства толкования. Согласно п. 3 ст. 31 Венской конвенции в качестве вспомогательных средств толкования международных договоров подлежат учету также «любое последующее соглашение между участниками относительно толкования договора или применения его положений», «последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования» и «любые соответствующие нормы международного права, применяемые в отношениях между участниками».

Полномочия национальных судов
Общеобязательное толкование Европейской конвенции осуществляет Европейский суд по правам человека в Страсбурге (ст. 32 Европейской конвенции). Вместе с тем в пределах своих полномочий этот акт применяют, а значит, и толкуют национальные органы, прежде всего суды. Следовательно, продуманные подходы к толкованию тех или иных конвенционных положений вправе и должны предлагать профессиональные юридические представители сторон, в первую очередь адвокаты.

Европейский консенсус. С выявлением единообразных подходов к решению тех или иных правовых проблем связан еще один выработанный Судом метод толкования Конвенции – метод установления «европейского консенсуса». Например, по делу о дискриминации ВИЧ-положительных лиц в сфере предоставления разрешения на проживание Суд сослался на европейский консенсус (в большинстве европейских государств таких ограничений не существует) как на «дополнительное соображение, которое имеет значение для определения того, должна ли государству-ответчику быть предоставлена узкая либо широкая свобода усмотрения» в данном вопросе. Таким образом, при прочих равных условиях Суд готов учитывать, каким именно образом то или иное конвенционное право имплементируется если не во всех, то в подавляющем большинстве европейских стран.

А вот «любые соответствующие нормы международного права» могут быть найдены в международных договорах, участниками которых являются все государства Совета Европы. Таковых (в первую очередь в сфере защиты прав человека) немало. Следует упомянуть Конвенцию о правах ребенка (1989) и Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984). Соответствующие нормы содержатся также в рекомендациях, принимаемых Комитетом министров Совета Европы, на которые ссылается Европейский суд.

При сравнении современных тенденций с ситуацией 1970-х и 1980-х годов сразу же становится ясно, что сегодня вопрос о верховенстве ЕКПЧ и прямом действии не зависит только от того, что установлено в конституциях, а представляется вопросом, который выходит за пределы полного контроля национальных конституций.

— Как текст ЕКПЧ, так и прецедентная практика Европейского суда по правам человека служит, на конституционном уровне, руководством по толкованию при определении содержания и степени влияния основных прав и принципов публичного права, содержащихся в Основном законе.

Первым элементом европейского режима является ключевая роль национальных судей, которые являются действительными «настоящими судьями». Они, фактически, являются первыми судьями, применяющими ЕКПЧ в национальных системах, по причине действия принципа субсидиарности.

Европейская Конвенция рассматривается как «живущий инструмент» и ей должно даваться «динамическое толкование». Многие термины, используемые в Европейской Конвенции, включают в себя оценочные суждения или моральные стандарты, которые с неизбежностью развиваются и меняются со временем. Это означает, что содержание прав может меняться со временем, в результате чего при применении прав, гарантированных Конвенцией, Европейский Суд будет учитывать произошедшие изменения в договаривающихся государствах и меняющиеся взгляды. В постановлении по делу «Тайрер против Соединённого Королевства» [Tyrer v. United Kingdom], 1978 год, Отчёты Европейского суда по правам человека [E.H.R.R.], том 2, Европейский Суд указал:

Настоящий Суд не обязан придерживаться каждого решения [ЕСПЧ]. Это не только будет неосуществимо: это в некоторых случаях будет нецелесообразно, поскольку это ликвидирует способность Суда вести конструктивный диалог . . .который имеет большое значение для развития права Европейской Конвенции. Естественно, в целом мы должны следовать ясному и неизменному ряду решений . . .Однако, в действительности, мы не обязаны это делать (по крайней мере, теоретически) или придерживаться решения Большой Палаты . . . Однако, при наличии ясного и неизменного ряда решений, действие которых не является несовместимым с какими-либо основополагающими материальными или процессуальными аспектами нашего права, и аргументация которых не игнорирует или не истолковывает неправильно какие-либо принципиальные аргументы или точки зрения, мы считаем, что для Суда будет неправильным не придерживаться этого ряда решений.

Конвенционные и конституционные коллизии в правовой системе стран – участниц Европейской Конвенции по правам человека

Согласно статье 9 Конституции Австрии, «общепризнанные нормы международного права действуют в качестве составной части федерального права». Под общепризнанными нормами международного права понимаются его обычные нормы. Они в порядке общей трансформации включаются во внутригосударственное право».[28] Кроме того, в статье 140а Конституции Австрии установлено: «если Конституционный Суд установит противозаконность или противоконституционность государственного договора, который подлежит исполнению на основании принятия закона и постановлений, то принятое решение или предписание о выполнении государственного договора на основании постановления теряет силу»[29].

Преодоления расхождений и предотвращение правовых конфликтов между суверенными государствами – членами Совета Европы должно строиться на сотрудничестве, взаимопонимании и поиске взаимовыгодного баланса, главной целью которого должна быть защита фундаментальных прав и свобод человека и гражданина.

Еще одним дискуссионным вопросом, на мой взгляд, является ссылки Конституционного Суда на статью 79 Конституции РФ: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации».

Впервые идея провести такой анализ появилась у меня после вынесения Конституционным Судом РФ (далее – КС РФ) всем известного решения по делу о возможности исполнения Россией постановления Европейского суда по правам человека (далее – Европейский Суд, ЕСПЧ) по делу «ОАО «Юкос».

В связи с этим стоит обратить внимание на мнение заместителя Председателя Конституционного Суда РФ С.П. Маврина, который отмечает, что «однако, поскольку в силу опять-таки той же части 4 статьи 15 Конституции РФ, международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее законами, то эти договоры, равно как и толкующие их положения решения компетентных межгосударственных органов, должны располагаются в российской правовой системе с точки зрения объема их юридической силы под Конституцией РФ и основанных на ней решениях и правовых позициях Конституционного Суда РФ, и занимать, тем самым, промежуточное положение между Конституцией и толкующими ее положения решениями Конституционного Суда РФ, с одной стороны, и федеральными законами РФ, с другой стороны, поскольку именно перед федеральными законами они и имеют в нашей правовой системе приоритет согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ. Это обстоятельство, к слову сказать, в более выгодном свете с позиции имплементации правоположений Европейской Конвенции характеризует нашу правовую систему, например, в сравнении с германской, в которой Европейская Конвенция, как это следует из правовой позиции Федерального Конституционного Суда Германии, сформулированной по делу Гёргюлю, не имеют приоритета перед законами, а только приравниваются к ним, поскольку реально получает в германской правовой системе лишь статус федерального закона. В российской же правовой системе данный источник правового регулирования, тем не менее, получил приоритет перед федеральными законами, включая, надо полагать, и федеральные конституционные законы»[42].

Первый раздел «Права и свободы» (ст. 2—18) содержит главную часть каталога прав и свобод, гарантируемых Конвенцией. Раздел 2 «Европейский суд по правам человека» (ст. 19–51) состоят из норм, определяющих порядок формирования Суда, их организацию и основные процедурные правила. Раздел третий «Различные положения» (ст. 52—59) содержит нормы, отражающие в большинстве своем международно-правовой статус Конвенции.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод, также Европейская конвенция по правам человека (ЕКПЧ) или просто Конвенция — международное соглашение между странами — участниками Совета Европы (на момент 50-х), разработанное и подписанное в 1950 году и вступившее в силу 3 сентября 1953 года.

Любой гражданин или житель страны Совета Европы, считающий, что его права и свободы, закреплённые какой-либо статьёй Конвенции, были нарушены, имеет возможность обратиться в ЕСПЧ, если соответствующая статья была ратифицирована государством, которое обвиняется в нарушении прав.

Первые сконцентрированы в разделе 2 «Европейский суд по правам человека» и, как видно уже из названия, определяют порядок формирования Суда, их компетенцию, статус судей, внутреннюю структуру и т.п. К организационным нормам примыкают процессуальные, предмет которых — определение основных аспектов процедуры прохождения дела, процессуальных форм правоприменительной деятельности Палат Суда и др.

Текст Конвенции дополняют протоколы, постепенно пополнившие каталог прав и свобод, охраняемых Конвенцией, а также вносившие в нее структурные и некоторые процессуальные новеллы. Как неоднократно подчеркивал Суд, Конвенция и Протоколы «составляют единое целое». Всего 13 протоколов РФ ратифицировала № 1–4, 7, 9–11.

Членами Конвенции являются все страны Совета Европы. Новые государства-члены обязаны подписать её при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года. В тексте Конвенции можно выделить две части: перечень защищаемых прав и порядок деятельности Европейского суда. Протоколы №№ 2, 3, 5, 8, 9, 10, 11 и пока не вступивший в силу № 14 посвящены изменениям в порядке деятельности Суда.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является одним из самых значительных достижений Совета Европы. Этот международный договор подписан в 1950 году и вступил в силу в 1953 году. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы для каждого и обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией. Главное отличие Конвенции от иных международных договоров в области прав человека — существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского суда по правам человека, рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения конвенции.

  • Конвенция:
    • Статья 2. Право на жизнь
    • Статья 3. Запрещение пыток
    • Статья 4. Запрещение рабства и принудительного труда
    • Статья 5. Право на свободу и личную неприкосновенность
    • Статья 6. Право на справедливое судебное разбирательство
    • Статья 7. Наказание исключительно на основании закона
    • Статья 8. Право на уважение частной и семейной жизни
    • Статья 9. Свобода мысли, совести и религии
    • Статья 10. Свобода выражения мнения
    • Статья 11. Свобода собраний и объединений
    • Статья 12. Право на вступление в брак
    • Статья 13. Право на эффективное средство правовой защиты
    • Статья 14. Запрещение дискриминации (относится только к правам, закреплённым Конвенцией и её протоколами)
  • Протокол № 1:
    • Статья 1. Защита собственности
    • Статья 2. Право на образование
    • Статья 3. Право на свободные выборы
  • Протокол № 4:
    • Статья 1. Запрещение лишения свободы за долги
    • Статья 2. Свобода передвижения
    • Статья 3. Запрещение высылки граждан
    • Статья 4. Запрещение коллективной высылки иностранцев
  • Протокол № 6:
    • Статья 1. Отмена смертной казни (ограничена мирным временем)
  • Протокол № 7:
    • Статья 1. Процедурные гарантии в случае высылки иностранцев
    • Статья 2. Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции
    • Статья 3. Компенсация в случае судебной ошибки
    • Статья 4. Право не быть судимым или наказанным дважды
    • Статья 5. Равноправие супругов.
  • Протокол № 12:
    • Статья 1. Общее запрещение дискриминации
  • Протокол № 13:
    • Статья 1. Отмена смертной казни
Рекомендуем прочесть:  Размер прожиточного минимума на ребёнка в ставропольском крае в 2022 г

  • интересы национальной безопасности
  • территориальная целостность или общественная безопасность
  • предотвращение беспорядков или преступлений
  • охрана здоровья или нравственности
  • защита репутации или прав других лиц
  • предотвращение разглашения конфиденциальной информации
  • поддержание авторитета и беспристрастности судебной власти
  • Коккинакис против Греции [1993] ECHR 20
  • Universelles Leben e.V. против Германии [1996] (приложение № 29745/96)
  • Бускарини и другие против Сан-Марино [1999] ECHR 7
  • Пишон и Сажу против Франции [2001] ECHR 898
  • Лейла Шахин против Турции [2004] ECHR 299
  • Лила Фёрдеркрейс Э.В. и другие против Германии [2008] ЕСПЧ
  • Лаутси против Италии [2011] ECHR 2412
  • S.A.S. против Франции [2014] ECHR 695
  • Эвейда — Соединенное Королевство [2013] ECHR 2013

Конвенция была разработана для включения традиционного гражданские свободы подход к обеспечению «эффективной политической демократии», основанный на сильнейших традициях Соединенного Королевства, Франции и других государств-членов молодого Совета Европы, как сказал Гвидо Раймонди, Президент Европейский суд по правам человека:

Европейская конвенция о правах человека сыграла важную роль в развитии и осведомленности о правах человека в Европе. Развитие региональной системы защиты прав человека, действующей по всей Европе, можно рассматривать как прямой ответ на две проблемы. Во-первых, после Вторая мировая война, конвенция, вдохновленная Всеобщая декларация прав человека, можно рассматривать как часть более широкой реакции союзных держав по реализации программы в области прав человека, чтобы предотвратить повторение наиболее серьезных нарушений прав человека, имевших место во время Второй мировой войны. Во-вторых, Конвенция была ответом на рост Сталинизм в Центральной и Восточной Европе и призваны защитить государства-члены Совет Европы от коммунистической подрывной деятельности. Это отчасти объясняет постоянные ссылки на ценности и принципы, которые «необходимо в демократическом обществе»по всей Конвенции, несмотря на то, что эти принципы никоим образом не определены в самой Конвенции. [7]

Правительство Соединенного Королевства отказалось подписать Протокол 12 на том основании, что, по их мнению, формулировка протокола слишком широка и может привести к потоку новых дел, проверяющих степень нового положения. Они считают, что фраза «права, установленные законом» может включать в себя международные конвенции, участником которых Великобритания не является, и приведет к скрытному включению этих инструментов. Было высказано предположение, что поэтому протокол находится в словить 22, поскольку Великобритания откажется подписать или ратифицировать протокол до Европейский суд по правам человека рассмотрел смысл положения, в то время как суду в этом препятствует отсутствие заявлений в суд по поводу протокола, вызванное решениями самых густонаселенных государств Европы, включая Великобританию, не ратифицировать протокол. Правительство Великобритании, тем не менее, заявило в 2004 году, что оно «в принципе согласно с тем, что ЕКПЧ должен содержать положение о борьбе с дискриминацией, которое является самостоятельным и не паразитирует на других правах, предусмотренных Конвенцией». [57] Первое решение, установившее нарушение Протокола № 12, Сейдич и Финчи против Боснии и Герцеговины, был доставлен в 2009 году.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Конвенция о защите прав человека и основных свобод, также Европейская конвенция по правам человека (ЕКПЧ) — международное соглашение между странами — участниками Совета Европы (на момент 50-х), разработанное и подписанное в 1950 году и вступившее в силу 3 сентября 1953 года [1] [2] [3] . Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы каждого человека и обязывает государства, ратифицировавшие Конвенцию, гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией. Главное отличие Конвенции от иных международных договоров в области прав человека — существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав в виде Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения Конвенции подписавшими её государствами. Любой гражданин или житель страны Совета Европы, считающий, что его права и свободы, закреплённые какой-либо статьёй Конвенции, были нарушены, имеет возможность обратиться в ЕСПЧ [4] , если соответствующая статья была ратифицирована государством, которое обвиняется в нарушении прав.

Членами Конвенции являются все страны Совета Европы. Новые государства-члены обязаны подписать её при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года. [ цитата не приведена 1382 дня ] В России Конвенция и протоколы к ней ратифицированы и действуют с марта 1998 года [5] [6] [7] [8] , протоколы 6 [9] , 12 [10] , 13 [11] и 16 [12] по состоянию на 2022 год остаются нератифицированными.

1. Каждый осужденный за совершение уголовного преступления имеет право на то, чтобы вынесенный в отношении него приговор или определенное ему наказание были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией. Осуществление этого права, включая основания, на которых оно может быть осуществлено, регулируется законом.

Членами Конвенции являются все страны Совета Европы. Новые государства-члены обязаны подписать её при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года. В России Конвенция и протоколы к ней ратифицированы и действуют с марта 1998 года, протоколы 6, 12, 13 и 16 по состоянию на 2022 год остаются не ратифицированными.

Конвенция имеет особую Статью 1, три раздела и дополнительные протоколы к ней. Первый раздел оговаривает права и свободы человека (статьи 2 — 18), второй устанавливает Европейский суд по правам человека (статьи 19 — 51) третий оговаривает другие, не перечисленные в первых двух, положения. Протоколы № 2, 3, 5, 8, 9, 10, 11, 14 и 14бис (утратил силу после вступления в силу протокола № 14), прилагаемые к Конвенции, посвящены изменениям в порядке деятельности ЕСПЧ. Протоколы № 10 и 15 остаются не вступившим в силу (по состоянию на 2022 год).

b. заявитель не понес значительный ущерб, если только принцип уважения прав человека, как они определены в настоящей Конвенции и Протоколах к ней, не требует рассмотрения жалобы по существу и при условии, что на этом основании не может быть отказано в рассмотрении никакого дела, которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом.

Создание ЕСПЧ предусмотрено Статьей 19 Конвенции в качестве обеспечения соблюдения обязательств принятых на себя участниками Конвенции. Общее количество судей входящих в состав суда равно числу сторон подписавших Конвенцию, которое по состоянию на 2022 год равно 47. Каждый судья выбирается Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) из 3 кандидатов предоставленных каждым участником Конвенции простым большинством голосов. Срок работы судьи не превышает 9 лет.

В современных условиях международно-правовое значение прав человека возросло несоизмеримо, поскольку большинство демократических государств признает в качестве основополагающего принципа примат прав человека над всеми остальными сферами взаимных обязанностей государства и общества.

  • убийство членов такой группы;
  • причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
  • предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
  • меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
  • насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
  1. гражданские права:
    • право на жизнь;
    • право на неприкосновенность личности;
    • свобода личности;
    • свобода передвижения;
    • равенство перед судом;
    • право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказана;
    • право на безопасность личности;
    • право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;
    • право на гласное с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом;
    • право на свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;
    • право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;
  2. политические права:
    • право на участие в управлении своей страной;
    • право на равный доступ к государственной службе в своей стране;
    • право на свободу убеждений и свободное их выражение;
    • право на свободу мирных ассоциаций и собраний и др.
  • лишение члена или членов расовой группы или групп права на жизнь и свободу личности;
  • умышленное создание для расовой группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на ее или их полное или частичное физическое уничтожение;
  • любые меры законодательного характера, препятствующие участию расовой группы или групп в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны;
  • любые меры, в том числе законодательного характера, направленные на разделение населения по расовому признаку посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы, запрещения смешанных браков между членами различных расовых групп, экспроприации земельной собственности;
  • эксплуатация труда членов расовой группы;
  • преследование организаций и лиц путем лишения их основных прав и свобод за то, что они выступают против апартеида.

Декларация провозгласила право каждого человека на свободу и равенство вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит.

Adblock
detector