Государство в условиях рыночной экономики призвано

Домохозяйство – «householder» – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая является собственником какого-либо из факторов производства, самостоятельно принимает решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Рыночная экономика, как уже было отмечено ранее, – это сложная специфическая система экономических связей в обществе по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, имеющая в качестве своих основ частную собственность, мотив прибыльности и спонтанно функционирующая в результате действия объективных экономических законов.

  • Функционирование рыночной экономики сопровождается кризисами, инфляцией, безработицей.
  • Важнейшим ее следствием является воспроизводство существенного неравенства. Здесь проявляется действие третьей функции закона стоимости.
  • В рыночной экономике как таковой отсутствует механизм самозащиты от экономической, а зачастую и политической, власти монополий.
  • Стремление к максимизации прибыли приводит к обострению противоречий между текущими и перспективными целями, интересами фирм-производителей и общества в целом. Это обусловливает отсутствие экономического механизма защиты окружающей среды, сохранения невоспроизводимых ресурсов.
  • Большие средства на фундаментальные исследования, длительные сроки их окупаемости, риск обусловливают отсутствие заинтересованности в таких исследованиях.
  • Рыночная экономика по своей сути не заинтересована в удовлетворении коллективных потребностей.

Отсюда возникает социальная напряженность в обществе, возможность социальных конфликтов. Негативные стороны рыночной экономики порождают стремление создать регулируемую и социально-ориентированную рыночную экономику. Важнейшую роль при этом должно играть государство.

Закон стоимости выражает самые глубинные связи и зависимости в рыночной экономике. Конкретизируется он через целую группу экономических законов: закон спроса, закон связи спроса с ценами на другие товары, закон предложения, закон взаимной связи спроса и предложения и др.

Распределение и перераспределение национального дохода, и обеспечение социально-экономической поддержки.
Цель многих правительственных программ – перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоев населения. Работники платят налоги, в том числе, взимаемые с их заработной платы в соответствии с программами социального страхования и медицинской помощи, а государство аккумулирует денежные средства с помощью системы налогообложения, а затем распределяет их по целевому назначению в виде трансфертных платежей малоимущим слоям населения. Во многих странах государственные программы перераспределения доходов делятся на две основные категории.

Лишь немногие товары являются чисто общественными или служат только для индивидуального потребления. Где же пролегает граница между теми товарами и услугами, которые обеспечивает государство, и теми, которые производятся частным сектором? На этот вопрос нет простого ответа. Некоторые частные товары и услуги поставляются и частным компаниями, и государством. Например, государственные органы обеспечивают граждан услугами охраны общественного порядка, однако многие частные компании также предлагают услуги служб безопасности. В условиях современного рынка правительства многих стран через приватизацию государственного имущества отказались от предоставления услуг, прежде находившихся в их ведении.

В настоящее время учебников по экономике и экономической теории великое множество — выбирай любой. Все учебники прошли экспертизу, многие получили гриф «рекомендовано» и «допущено». Большинство тем данных учебников раскрыты подробно и полностью и даже в последовательность изложения материала мало чем отличается. Например, спрос и предложение, факторы производства и кривая производственных возможностей, основные экономические вопросы и типы экономических систем, деньги и банки и т. д. и т. п. Но существует одна тема (для меня лично), которая создает трудности при выборе учебника. Это тема – роль государства в рыночной экономике. Авторы каждый по-своему трактуют данную тему и при подготовке к урокам по этой тематике, я использую не один, а несколько разных учебников. Может быть, кто-то воспользуется моим опытом преподавания данной темы. Буду очень рада, если кому-то это пригодится.

Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:

  1. Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.
  2. Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.
  3. Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
  4. Предоставление общественных товаров и услуг
  5. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
  6. Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.
  7. Участие в хозяйственной деятельности.

Система государственного антимонопольного регулирования существует во всех странах с рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Антимонопольное регулирование направлено на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке, и включает регулирование уровня концентрации производства, ценовое и налоговое регулирование. Одним из первых законов, имеющих антимонопольную направленность, был положивший начало антитрестовскому законодательству закон Шермана, принятый в США в 1890 году и дополнявшийся в 1914,1936 и 1959 годы. В ряде европейских стран антимонопольные законы были приняты в 30-е годы XX века. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в России в 1991 году. В настоящее время государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства РФ осуществляется Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.

—>

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Лекции Государство в рыночной экономике

Выполнение государством данной функции возможно двумя способами: либо государство организует собственное производство (государственные предприятия), либо за счет государственных средств финансирует их производство на негосударственных предприятиях (например, государственные заказы на производство товаров, необходимых для содержания вооруженных сил).

3. Производство общественных благ (общественных товаров и услуг). Государство финансирует расходы на оборону, охрану общественного порядка, строительство и содержание дорог, городских улиц, городское освещение, содержание зон отдыха и т.п. Данная функция в определенной мере была присуща государству даже на самых ранних ступенях его развития. Однако в настоящее время круг таких благ и услуг значительно расширяется, особое значение приобретает деятельность государства по нейтрализации отрицательных внешних эффектов.

1. Создание правовой основы для функционирования механизма. Главным условием рыночного механизма выступает свобода принятия экономических решений всеми субъектами рынка. Государство обеспечивает правовую защиту как производителей, так и потребителей:

Государство – форма существования общества, форма его организации, представляющая собой систему общественных институтов и органов управления. Роль государства в сфере экономики возрастает по мере ее развития и усложнения. Но отношение к этой роли в разные исторические периоды и со стороны разных экономических школ никогда не было однозначным.

2) Государство в условиях рыночной экономики имеет положение монополии в сфере принятия законов, которые есть обязательными для всех, кто находится под юрисдикцией данного государства. Если рассматривать это относительно рыночных отношений, то все субъекты хозяйствования подчиняются нормам, которые приняты и утверждены аппаратом государственного управления.

Рекомендуем прочесть:  Аренда Земли Для Вышек Мегафона

Функции государства в рыночной экономике

Таким образом, по мере естественного хода мировой политической истории сформировались современные основы рыночной экономики. Ключевые аспекты, отражающие свободу рынка, остались, но к ним добавилось вмешательство государства во многие сферы национального хозяйства как гарантия того, что очередная Великая депрессия не повторится. Или же не произойдет еще одна революция с социалистическим уклоном. Экономика современных развитых стран выстраивалась, как полагают многие аналитики, с учетом опыта, полученного самыми разными государствами в 20-м веке и ранее.

Прежде всего следует отметить тот факт, что модели рыночной экономики, функционирующие сегодня, и те, что были актуальны, скажем, для 19-го и значительной части 20-го века, — не одно и то же. Соответственно, изучая роль и функции государства применительно к хозяйственным системам, следует учитывать специфику конкретного исторического периода. Условимся, что речь идет о современном мире. Основы рыночной экономики сегодня — это прежде всего свободный доступ к рынку для большинства потенциальных его игроков, приоритет права во взаимоотношениях субъектов бизнеса, развитая банковская сфера. Какими будут место и роль государства в данной модели? Это может прослеживаться в следующих аспектах:

Прежде чем изучать конкретные функции государства в рыночной экономике, полезно будет исследовать особенности соответствующего типа хозяйственной системы. Каковы его признаки? По каким критериям рыночная экономика формирует собой самостоятельную категорию, отличающуюся от традиционной и командной хозяйственных систем?

Есть классификация, предполагающая разграничение методов государственного регулирования экономики на ситуационные и долгосрочные. Наибольшее значение, полагают эксперты, с точки зрения стратегии развития национальных хозяйственных систем имеют методы второго типа. Один из самых частных практических способов их реализации — государственные программы. Рассмотрим их специфику.

Модели рыночной экономики современных государств, как правило, предполагают значительную роль внешнеторговых связей. Устанавливать их на национальном уровне должно правительство страны. Это, можно сказать, вопрос исключительной компетенции государства. Хотя многие крупнейшие частные бренды по степени влияния на внешнеторговый аспект развития национальных экономик, как считают многие эксперты, сравнимы с правительственными структурами.

  • создания правовой базы для всех субъектов экономических отношений;
  • поддержания конкуренции за счет противодействия монополиям;
  • перераспределения доходов между участниками экономических отношений;
  • контроля рынка труда, ценообразования, темпов роста экономики;
  • финансирования научной деятельности;
  • принятия мер по охране окружающей среды;
  • оптимизации процесса производства с целью более эффективного распределения ресурсов;
  • субсидирования мало прибыльных секторов экономики либо организации производства общественных товаров и услуг.

Регулирование экономики государством в условиях товарного хозяйства осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, контролирующего и исполнительного характера реализуемых уполномоченными госучреждениями. По объектам воздействия выделяют регулирование:

Функции государства в рыночной экономике

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, и какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – повышения благосостояния человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность институтов рыночного хозяйства, содержать правовые основы антимонопольного регулирования. Функционируют адекватные условиям рынка налоговое законодательство, система законов по защите прав потребителя и социальному обеспечению и т.д.

Одна из важнейших функций – стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем, государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов также небеспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко — и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

Это вмешательство не всегда приветствуется субъектами рыночной экономики, особенно предпринимателями разных размеров. Чтобы сгладить это вмешательство и сделать его менее болезненным для жизни предприятий, предпринимаются попытки подобрать наиболее подходящие инструменты вмешательства. Это может выражаться в оптимизации принятых законов (например, в области налогообложения), изменении и адаптации существующей законодательной базы к новым рыночным условиям.

Нельзя отрицать необходимость того, чтобы государство выполняло определенные функции в экономике. Однако существует широкий спектр теоретических взглядов и соответствующих практических подходов: от полной государственной монополии в управлении национальной экономикой до крайнего экономического либерализма, в котором утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях неограниченного частного предпринимательства.

По мере развития рыночной экономики возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть легко решены на основе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, убыточных или невыгодных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальном масштабе; отраслевой и общеэкономический кризисы, массовая безработица, нарушение денежного обращения, обострение конкуренции на мировых рынках требовали проведения государственной экономической политики.

  • Суверенитет, который выражается в том, что государственная власть независима в условиях международных отношений и не подчиняется никому внутри страны.
  • Монопольное положение государства в области принятия законов, которые являются обязательными для всех. В рыночной экономике все субъекты должны соблюдать нормы, принятые и утвержденные аппаратом государственного управления.
  • Система налогообложения, включающая законы, регулирующие круг налогоплательщиков, размер и сроки уплаты соответствующих видов налогов и отчислений.
  • Государство является субъектом, который регулирует все сферы жизни физических и юридических лиц.

Классика. Следующим этапом в развитии представлений о роли государства стала работа А. Смита «Исследование природы и причин богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил» (принцип «laissez faire») «создает гармонию». Устройство» создает.

В условиях рыночной экономики

Законодательно закрепленные права дают определенные гарантии участникам рынка в защите их интересов и прав, сохранности капитала и имущества. Именно благодаря правильным законам появляются шансы более эффективного развития бизнеса в условиях рыночной экономики.

6. Распределяет и перераспределяет национальную прибыль, а также обеспечивает людей в социально-экономическом плане. Правительства большинства стран ориентируются на то, чтобы максимально сгладить переход с бедных на богатых людей. Люди платят налоги, чтобы наполнить сферу медицинского и социального страхования. Государственная казна собирает средства путем начисления налогов на прибыль, а после этого распределяет их в области, где больше всего необходима поддержка страны (в том числе на социальные выплаты малоимущим).

1. Главенствующей ролью потребителя. В рыночной экономике у производителя появляется особый вид ответственности. Потенциальный покупатель может диктовать свои желания, волю и вкус продавцу, а последний для повышения собственной прибыли и роста продаж должен выполнять эти «прихоти».

1. Устанавливать лояльные законодательные нормы и правовые основы, также следить за их соблюдением. По сути, правительство выполняет арбитражные функции – следит за рынком, старается лишний раз не вмешиваться, но при этом контролирует соблюдение законов. Это необходимо, ведь многие участники рынка пытаются увилчить прибыль обманом и обойти законодательство.

7. Открытости экономической сферы. Все компании и бизнесмены, которые работают в условиях рыночной экономики, имеют полное право производить внешнеэкономические сделки с соблюдением всех действующих законов и существующих ограничений.

Роль государства в рыночной экономике

  • Правовое регулирование, выражающееся в государственном регулировании всех сфер жизнедеятельности субъектов государственных отношений.
  • Защитная функция, которая обеспечивает условия гарантии функционирования коммерческих структур от недобросовестной конкуренции. Эта функция может реализоваться посредством антимонопольного комитета.
  • Поощрение развития технологий и расширения производства.
  • Прогностическая функция, заключающаяся в планировании и прогнозировании проявления определенных тенденций в области коммерческих отношений.
  • Стабилизация, при которой государство способно принимать меры для установления равновесия баланса финансовых потоков, организации новых рабочих мест, надежных условий функционирования организаций и др.
  • Регулирующая функция, проявляется посредством включения соответствующих механизмов и инструментов в сферу общественных отношений.
  • Правовая функция, являющаяся своеобразным правовым институтом, уравновешивающим правовые конфликты субъектов управления.
  • Суверенностью, которая проявляется в том, что государственная власть независима в среде международных отношений и никому не подчинена в пределах отдельно взятой страны.
  • Монопольное положение государства в сфере принятия обязательных для всех законов. В рыночной экономике все субъекты должны подчиняться нормам, принятым и утвержденным аппаратом государственного управления.
  • Система налогообложения, включающая в себя законы, регламентирующие круг налогоплательщиков, размеры и сроки выплат соответствующих видов налогов и взносов.
  • Государство — субъект, регулирующий все сферы жизнедеятельности физических и юридических лиц.
Рекомендуем прочесть:  Бизнес план магазина фиксированных цен

Данная функция нужна при создании удовлетворительных условий производства для того, чтобы получить в итоге продукцию высокого качества. В структуру обеспечения нормального функционирования жизнедеятельности всех сфер включается поставка сырья для производств, обеспечение предприятий требуемыми ресурсами (сырье, рабочая сила, технологии и др).

Государство представляет собой основной управляющий институт всех сфер жизнедеятельности общества. Посредством государственных законов регламентируется деятельность всех действующих систем хозяйствования, при этом государство проявляет свои функции в качестве субъекта осуществления рыночной экономики, так и управляющего института.

Данное вмешательство не всегда приветствуется субъектами рыночной экономике, в частности предпринимателями различных масштабов. Чтобы сглаживать это вмешательство, делая его менее болезненным для жизнедеятельности предприятий, осуществляются попытки подбора наиболее приемлемых инструментов вмешательства. Это может осуществляться в форме оптимизации изданных законов (например, в сфере налогообложения), внесения поправок и адаптации действующей законодательной базы под новые условия рынка.

Противоположностью конкуренции является монополия, которая представляет собой ситуацию бесконечно малого числа продавцов, что позволяет им оказывать воздействие на производственный объем и цену. Государство может вмешиваться в экономику для того, чтобы предотвратить последствия монополизации. Это осуществляется через расчёт коэффициента концентрации при тщательном изучении рынков, выявлении на этой основе конкурентных и монополизированных отраслей.

Основная роль государства в рыночной экономике заключается в модификации масштабов и инструментов государственного регулирования. Основная задача здесь — нахождение оптимальной меры и наиболее эффективной формы вмешательства государства в экономическую систему.

  1. В суверенитете, представляющем собой верховенство государственной власти в государстве и независимость вовне.
  2. В монопольном праве на издание правовых актов и законов, которые обязательны для всего общества.
  3. В монопольном праве по взиманию сборов и налогов с общества и предпринимательского сектора.
  4. В регулировании субъектов.

Государство представляет собой важный институт политической, экономической системы общества, направляющий и контролирующий общую деятельность людей и их взаимные отношения. В соответствии с отношением к экономике государство обладает определенным статусом, позволяющим ему занимать особое место среди хозяйствующих субъектов. Отличительные признаки, которые характерны для статуса государства в экономике, заключаются:

Регулирующая функция является самой обширной и разносторонней деятельностью государства. Здесь существует важная цель — минимизировать негативные факторы функционирования рыночной экономики, а также создать правовые, финансовые, социальные основы функционирования рынка и обеспечить социальную защиту населения.

Роль государства в рыночной экономике

Рыночный механизм самостоятельно не в состоянии устранить подобного рода отрицательные последствия, потому что в нем происходит ориентация экономики только на регулярно растущий товарный спрос. Получается, что контроль и регулирование подобных процессов государство должно взять на себя.

Государство имеет множество рычагов регулирования, такие как поддержка стратегически важных предприятий, стимулирование роста экономики, контроль занятости населения, поощрение отдельных предприятий за внесенный ими вклад в развитие той или иной отрасли хозяйства, поддержка экспортеров продукции [4]. Правительство постоянно принимает какие-либо меры, масштабы которых зависят от характера и остроты социально-экономических проблем в стране за какой-то конкретный период.

Представлена роль государства в регулировании современного российского рынка, а также основные направления деятельности правительства и существующие для этого механизмы. Обозначены функции государственного аппарата, при проведении политики регулирования, наиболее важные векторы воздействия федеральных и муниципальных органов.

Краткосрочная экономическая политика проводится государством, когда необходимо принять срочные меры, для того чтобы избежать серьезных последствий в будущем. Поскольку экономические процессы обладают непредсказуемостью, то для некоторых предприятий или даже отраслей возникает риск не справиться самостоятельно, с возникшей ситуацией. Например, это может быть выдача кредита под низкий процент какому-либо важному предприятию, находящемуся на грани банкротства. Краткосрочная экономическая политика определяется обычно на несколько месяцев, до года и более.

Рыночная система формировалась на протяжении многих тысячелетий, во время длительного распада натурального хозяйства. Суть этого процесса заключалась в том, что происходило перераспределение труда, также хозяйственное и денежное отделение производителей благ. В результате процесс разделения труда становится главнейшей формой связи между субъектами экономики в процессе осуществления их хозяйственной деятельности. Начинает появляться непрерывный процесс, при котором происходит мен продуктами собственного производства на продукты, которые были произведены другими субъектами, возникает понятие рынка.

20. Верны ли следующие суждения о способах государственного регулирования рынка:
1. Прямое регулирование рынка государством предполагает использование преимущественно административных методов.
2. Косвенное воздействие государства на рыночный механизм осуществляется через монетарную и фискальную политику государства.
а) только 1
б) только 2
в) оба верны +
г) нет верного ответа

15. Какие из названных средств идут на нужды расходных статей бюджета:
а) средства от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности +
б) федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы оказание помощи отдельным отраслям экономики в форме дотаций
в) средства от применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности

13. Выберите верное суждение об экономических функциях государства:
а) Проблема внешних эффектов способствует вмешательству государства в сферы деятельности частных предприятий +
б) Фискальная политика государства не может быть использована для стимулирования развития экономики
в) Косвенное государственное регулирование экономики преимущественно предполагает использование административных методов

8. Выберите верное суждение о роли государства в условиях рынка:
а) Важнейшей функцией государства является создание общественных благ +
б) Государство в условиях рынка регулирует цены на товары первой необходимости
в) Процесс приватизации означает передачу частной собственности в руки государства

14. Выберите верное суждение об экономических функциях государства:
а) Косвенное государственное регулирование экономики преимущественно предполагает использование административных методов
б) Фискальная политика государства не может быть использована для стимулирования развития экономики
в) Один из способов влияния государства на экономику страны – изменение ставки рефинансирования +

Переход к рыночным отношениям в России сопровождался либерализацией экономики и отказом государства монополизировать некоторые виды экономической деятельности. Произошел переход от преимущественно административных методов государственного регулирования к экономическим (через денежно-кредитную политику и бюджетно-налоговую систему).

Государственное предпринимательство играет важную роль в влиянии государства на экономические процессы. Суть этого метода заключается в том, что государство выступает в качестве крупного предпринимателя. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном развита в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость относительно высоки. Это энергетическая, транспортная, коммуникационная и горнодобывающая отрасли, т.е. отрасли малоприбыльные и поэтому менее привлекательные для частного -предпринимательства. Предприятия этих отраслей неэффективны не потому, что они находятся в государственной собственности. Они становятся государственными, потому что неэффективны.

Государственный сектор экономики представляет собой комплекс предприятий и организаций, принадлежащих государству и финансируемых из государственного бюджета. Границы государственного сектора в переходной экономике достаточно мобильны. В связи с усиливающейся приватизацией предприятий существует большое разнообразие смешанных государственных и частных структур.

Экономическое программирование, или ориентировочное (рекомендательное) планирование, — это процесс ориентации государства на развитие социального производства через регулярное и -комплексное воздействие на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития.

Однако по мере развития рынка наблюдается тенденция к монополизации. Неограниченное -распределение рынка приводит к резкой дифференциации доходов и росту безработицы. Эти процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно приходит осознание того, что надежда только на рыночную самокоррекцию может поставить под вопрос само существование экономической системы. Поэтому сегодня государство является необходимым и весомым субъектом любой экономики. Значительная роль отводится государству даже в тех странах, которые традиционно ориентированы на свободный рынок.

Государство в рыночной экономике и его роль в России

Состояние платежного баланса является объективным показателем развития экономики страны. Во всех странах с рыночной экономикой государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса, воздействуя на экспорт и импорт, движение капиталов, регулируя курсы национальных валют, участвуя в международной экономической интеграции.

Рекомендуем прочесть:  Принцип работы турбины на дизельном двигателе

Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего балансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др. Эти методы могут быть как формализованными, так и неформализованными. Они влияют не только на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей экономической деятельности, являются средообразующими. [7,с.209]

Особая роль в эффективном развитии экономики принадлежит кредитной политике государства. Коммерческие банки, различные инвестиционные и кредитные организации, заинтересованы в постоянном росте оборота кредитных средств как источника роста их прибыли. Привлекая свободные денежные средства предприятий и населения посредством начисления высоких процентов, банки используют их как кредитное средство, т.е. выдают кредиты предприятиям и организациям под еще более высокие проценты или непосредственно пускают их в оборот.

Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политическое отношение с зарубежными странами, интеграционные процессы). [4,с.95]

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. В настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой области. Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров-измерение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность.

Экономика и экономическая теория: Государство в рыночной экономике

— управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например, ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью, энергетическими системами;

6) Функция интеграции в мировую экономику. Понимание единства и взаимозависимости современного мира требует установление стабильных отношений между государствами. Кроме того, за всеми экономическими субъектами государства признано право на проведение внешнеэкономической деятельности независимо от форм собственности.

Характерно и то, что значительная часть акций приватизируемых предприятий остается в собственности государства, что превращает их в смешанные. В условиях перехода к рыночным отношениям эти предприятия должны в достаточной степени обладать хозяйственной самостоятельностью — правом определять профиль своего предпринимательства, выбирать поставщиков, покупателей производимой продукции; иметь доступ к финансово-кредитным учреждениям, фондовым биржам и другим институтам рыночной экономики. Работники смешанных предприятий должны принимать участие в управлении предприятием, иметь материальную заинтересованность в повышении эффективности его деятельности.

1. Либерализация рынков. Государство идет на снижение или отмену барьеров для доступа на рынок новых конкурентов, стимулирует диверсификацию производства и продаж, поощряет малый бизнес через налоговые льготы, снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

5) Внешние функции государства. Процесс интеграции России в мировое сообщество побудило к признанию гуманистических и общедемократических норм и принципов международных отношений. Россия сотрудничает со всеми другими странами по вопросам прав человека, в решении глобальных мировых проблем.

Постоянно выполняйте различные тесты для ознакомления с их структурой и конструкцией. При этом обязательно засекайте время для их выполнения, поскольку на ЕГЭ время ограничено. Правильность выполнения тестов групп А, В можно проверять на сайтах, задания группы С можно показать своему учителю. Обязательно выполните демонстрационные тесты на сайте ФИПИ не только за 2013 год, но и порешайте тесты за предыдущие годы. Там же ознакомьтесь с критериями оценивания того же эссе, что поможет лучше понять, что ожидают увидеть в нем эксперты.

Первое задание из четырёх (С1) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (С2) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (С3) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (С4) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания С3 и С4 наиболее сложные. Причина затруднений — выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:
1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;
4) стимулирует снижение затрат производства.
Возможны иные правильные ответы.

Особенно важно правильно работать с понятиями, записывая их в отдельную тетрадь, и периодически повторяя. Хорошим способом усвоения понятий является составление таблицы понятий, которая разрезается на части, как своеобразный пазл, и затем к определению понятия подбирается термин.

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:
— благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;
— расширение производства общественных благ;
— создание правового поля в финансовой сфере.
2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:
— принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
— борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
— проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).
Могут быть приведены другие примеры

Роль государства в экономике

🔻 структурное – направлено преимущественно на обеспечение сбалансированного развития экономики: использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий;

Задача государства – исключить отрицательные внешние эффекты и поощрять полезные, используя такие меры, как убежденные, рекламные кампании, субсидирование (для положительных внешних эффектов) и налогообложение (для отрицательных эффектов), разработка стандартов безопасности и др.

Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (не участвующих в производстве) в результате производства или потребления товара, а положительные – в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара.

Внешние эффекты – связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Экономическая деятельность одних может вызывать такие последствия, которые отражаются на лицах, непосредственно не участвующих в производстве и потреблении данных товаров.

📎 Производство общественных благ. Общественные блага – это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах (например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др.): 1. Одинаково доступны для всех людей; 2. За пользование ими не взимается плата; 3. Их производство берет на себя государство – необходимость в значительных финансовых средствах – сбор налогов;

1) Фискальной политикой называется бюджетно-­налоговая политика государства. 2) Государство проводит фискальную политику только в условиях командной и смешанной экономических систем. 3) Фискальная политика может быть стимулирующей и сдерживающей. 4) Фискальная политика направлена на регулирование экономики через налогообложение, структуру госу­дарственных расходов и систему государственных займов. 5) К средствам фискальной политики относится уста­новление ключевой ставки процента.

1) Одной из функций государства в условиях рынка является борьба с монополизацией экономики. 2) Государство в рыночной экономике призвало под­держивать незащищенные слои населения. 3) Важнейшей функцией государства является создание общественных благ. 4) Государство в условиях рынка регулирует цены на товары первой необходимости. 5) Процесс приватизации означает передачу частной собственности в руки государства.

1) Косвенный налог означает, что субъект налога и но­ситель налога — разные лица. 2) К прямым налогам относятся налоги на прибыль и на добавленную стоимость. 3) Косвенные налоги включаются в цену товара. 4) Контрольная функция налогов заключается в напол­нении государственного бюджета.

1) Государственный бюджет является одним из инстру­ментов государственного регулирования экономики. 2) Государственный бюджет в РФ составляет Государст­венная Дума и утверждает Правительство РФ. 3) Превышение расходной части бюджета над доходной называется бюджетным дефицитом.

3) Экономические функции государства в рыночной экономике определяются потребностями ее нор­мального функционирования, обеспечения конку­ренции и частного предпринимательства. 4) В странах с рыночной экономикой не существует го­сударственная собственность. 5) Одной из функций государства в условиях рынка является компенсация негативных внешних эффек­тов.

Adblock
detector