Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат

ГК РФ Статья 1295

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.

Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

3. В случае, если в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения. Пределы использования служебного произведения, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора — судом.

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

Отдельно регулируется положение служебных произведений произведений , созданных в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания.

На создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий положения данного подраздела не распространяются.

В случае, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет его использование, либо не передаст исключительное право на него третьему лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на произведение принадлежит автору.

В отечественном законодательстве по интеллектуальной собственности с 1 октября вступили в силу множественные поправки и положения, касающиеся и авторских и смежных и патентных прав. Отдельно можно отметить новеллу, которая вводит понятие — открытых лицензий на произведения в области литературы, музыки и так далее >>>

Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат

1. Распространяются ли положения ст. 14 ЗоАиСП на такого «сотрудника компании» с очень специфическим статусом (самоназначение учредителем самого себя ген. директором, без заключения трудового договора и без формальных должностных обязанностей)? Т.е. принадлежат ли его компании исключительные права на созданые им после учреждения компании произведения?

2. Если исключительные права его компании принадлежат, то таким образом он теряет возможность распоряжаться этими правами как физическое лицо, и с момента учреждения компании и назначения себя гендиректором, должен передавать авторские права на создаваемые произведения только от лица своей компании?

Законом об авторском праве предусмотрено, что компании (юридическому лицу) автоматически принадлежит исключительное право использования произведений, созданных сотрудниками компании в рамках исполнения своих должностных обязанностей или служебного задания (кроме журналистов, авторов сборников, и т.п.).

Заранее спасибо за разъяснения. Юристы, профессионально занимающиеся проблемами авторского права и интеллектуальной собственности (предпочтительно — живущие в Москве или Санкт-Петербурге), приглашаются к сотрудничеству на платной основе — необходимо комплексное юридическое (с точки зрения авторских прав и вообще интеллектуальной собственности) обеспечение консалтинговой деятельности. Если вы заинтересованы в таком сотрудничестве, присылайте Ваш ответ и соображения на aga2000@mail.ru.

В законе об авторском праве-ст.14 п.2 прописано, что исключительные права на использование служебного произведения принадлежат работадателюи, но сроки этого права не прописаны.. А как быть с изобретениями, срок патента которых истек (20 лет) и патентообладатель-работодатель не поддерживает патент далее. Может ли их использовать автор или кто-либо другой в коммерческих целях? Очень прошу разъяснить.

Статья 1295

Для определения того, является ли созданное работником после 31 декабря 2007 г. по конкретному заданию работодателя произведение служебным, необходимо исследовать вопрос о том, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное: исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения.

Трудовая функция — это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Трудовые обязанности работника могут быть определены также трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также коллективным договором, соглашением. В том случае если работник не ознакомлен со своими обязанностями, предусмотренными локальными актами, или они ухудшают положение работника по сравнению с трудовым законодательством, то такие нормы локальных актов не подлежат применению.

В отношении служебных произведений, созданных до 1 января 2008 г., по которым работодатель не совершил до этой даты ни одного из названных действий, трехлетний срок начинает течь с 1 января 2008 г. Если в установленный трехлетний срок работодатель совершит одно из названных действий, работник (автор) имеет право на получение вознаграждения, размеры, условия и порядок выплаты которого определяются договором между работодателем и работником, а в случае спора — судом. При этом судам необходимо иметь в виду, что условия, относящиеся к такому вознаграждению, могут быть предусмотрены как в трудовом договоре, так и в иных дополнительных соглашениях, заключаемых между работником и работодателем. Во всех случаях вознаграждение выплачивается работодателем, даже если использование произведения осуществляется третьим лицом по лицензионному договору или исключительное право на произведение перешло к новому правообладателю (п. 39.2 Постановления Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г.).

Трудовые обязанности работника определяются трудовым договором. Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Имущественный характер права на получение вознаграждения не вызывает сомнений… В то же время автор не может реализовать данное право вне его правового статуса как работника. В этих случаях никто, кроме работника-автора, создавшего соответствующий результат интеллектуальной деятельности, не может осуществить право на получение вознаграждения. Признание оборотоспособности этих прав потребовало бы признания и отчуждаемости иных прав, принадлежащих работнику как участнику трудовых правоотношений (заработная плата, право на отдых, право на пенсионное обеспечение по старости и т.д.).

Служебное задание передается работнику строго в рамках его трудовой функции и не может выходить за ее пределы. В целях установления, выходит ли такое задание за границы трудовой функции работника или нет, доказательствам могут служить должностные инструкции, приказы и распоряжения руководителя или администрации предприятия и т.п.

Рекомендуем прочесть:  Оквд Продажа Сантехники В Магазине

Следует заметить, что принадлежащее работодателю исключительное право на служебное произведение означает право его использования в любой форме и любым не противоречащим закону способом не только в целях извлечения прибыли, но и в отсутствии такой цели, в частности для себя лично, в собственных интересах нематериального свойства.

Для определения характера спора необходимо установить из каких правоотношений — авторских или трудовых — вытекает спорное право. Полагаем, что споры, вытекающие из отношений по созданию служебных произведений, признаются трудовыми и потому подсудны мировым судьям. И, напротив, споры, возникающие из отношений по использованию служебного произведения, являются авторскими и подлежат рассмотрению в районном суде. . По общему правилу исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю. Однако п. 2 комментируемо статьи предусмотрел возможность иным образом урегулировать данный вопрос в трудовом или ином договоре, заключенным между работодателем и автором — работником.

Помимо заработной платы, выплачиваемой работнику за создание произведения, ему также выплачивается авторское вознаграждение за использование работодателем его служебного произведения. Единого взгляда на природу авторского вознаграждения пока еще не сложилось.

Сейчас ГК РФ четко указал, что подобные отклонения от общей нормы возможно предусмотреть как в трудовом, так и в ином договоре (имеется в виду гражданский договор). Так, например, в договор между автором и работодателем можно включить положения о том, что отдельные исключительные авторские права на служебные произведения остаются за автором, либо исключительное право на служебное произведение предоставляется работодателю на определенный срок, либо не передавать исключительное право работодателю и сохранить его за собой.

Нередки случаи, когда выполнение работником своих трудовых обязанностей связано с получением результатов интеллектуальной деятельности. Особенно это характерно для «творческих» профессий (журналист, фотограф, режиссер и т. п.). На определенном историческом этапе возникла необходимость в регулировании вопросов, связанных с созданием работником объектов авторского права (произведений) в рамках исполнения своих служебных обязанностей. Так в законодательстве появились нормы о служебном произведении.

  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения любым способом (право на распространение): продавать, сдавать в прокат и так далее;
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
  • переводить произведение (право на перевод);
  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);
  • сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Для произведений науки, литературы и искусства, созданных в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, законодателем установлен особый правовой режим. Зачастую работодатели не задумываются о порядке оформления отношений с работником, создающим в процессе своей трудовой деятельности у работодателя произведения, являющиеся объектом авторского права, считая, что сам факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником придает произведению статус служебного. Но это далеко так. В дальнейшем подобная недальновидность может привести к крайне неблагоприятным последствиям. Работники тяжело расстаются со своими произведениями, созданными творческой мыслью. Поэтому, покинув родную организацию, сотрудники стремятся прихватить результат своей креативной деятельности с собой и использовать его на благо нового работодателя. В связи с этим об оформлении всех документов, позволяющих считать произведение, созданное работником, служебным произведением, стоит побеспокоиться заранее.

Создание произведения в порядке выполнения служебных обязанностей может быть подтверждено должностной инструкцией. Должностная инструкция работника — автора произведения должна предусматривать в качестве одной из служебных обязанностей работника обязанность по созданию произведений такого рода. Например, в обязанности работника пресс-службы, согласно должностной инструкции, может входить написание текстов рекламных листовок или создание новостных сообщений, публикуемых на сайте организации. И то, и другое — результат творческого труда работника пресс-службы, но их создание входит в его служебные обязанности, а значит, исключительные права на использование данных произведений принадлежат работодателю.

Весьма распространенным заблуждением является представление о том, что автор служебного произведения совершенно бесправен. Тем не менее, личные неимущественные права автора не отделимы от самого человека, творческим трудом которого создан «шедевр», и принадлежат творцу независимо от принадлежности имущественных прав на данное произведение.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. При этом произведения могут быть как обнародованы, так и не обнародованы. Тем не менее, они должны существовать в какой-либо объективной форме:

Авторские права и отчуждение исключительных прав на созданные служебные произведения

Сейчас вышел первый выпуск журнала и Издатель готовит выпуск к распространению. Может ли он на законном основании распространять журнал, если не имеет на руках Договор об отчуждении исключительных прав и договора авторского заказа с авторами произведений?

Здравствуйте, Юлия! Что касаемо отношений работник/работодатель: исключительные права отчуждать либо передавать нет необходимости. Созданные в процессе трудовой деятельности произведения будут являться служебными произведениями и принадлежат они работодателю. Но при этом Вам желательно согласовать с работниками размер вознаграждения за использование их произведений. Статья 1295 ГК РФ:

Есть Издатель в лице ООО «Ромашка», которая выпускает журнал. На должность Ген. директора оформлен человек, который по факту является Главным редактором журнала (он же является автором многих созданных им служебных произведений). Изначально договор об авторских правах и о передачи исключительных прав на произведения не был подписан, в Трудовом договоре также нет речи о передачи прав. Договоров между авторами статей и Издателем также нет.

Если же авторы произведений, включенных в первый выпуск журнала не являются работниками — оформление договорных отношений относительно права использования произведений в составе журнала просто необходимо. Это может быть и договор авторского заказа, и договор об отчуждении исключительных прав, и лицензионный договор на право использования в предусмотренных договором пределах конкретного произведения. Все зависит от волеизъявления сторон. На мой взгляд, оптимальным будет именно договор авторского заказа. Если у Вас возникли дополнительные вопросы — обращайтесь ко мне в чате. С уважением, Татьяна.

Тонкости оформления исключительного права на творческие произведения и продукты умственного труда

  1. Любые литературные произведения в прозе и стихах, включая киносценарии и пьесы для театра, мюзиклы и тексты для радиопостановок.
  2. Уникальные номера хореографии, циркового искусства и пантомимы.
  3. Все музыкальные произведения и текст, который используется вместе с ними.
  4. Видео и аудиоконтент (фильмы, ролики, трейлеры, радиопостановки).
  5. Картины, скульптуры, комиксы, графика, дизайн интерьеров, одежды и т.д.
  6. Креативные решения в декоративно-прикладной сфере.
  7. Архитектурные и градостроительные, ландшафтные проекты.
  8. Фотографии и другие объекты зафиксированной любыми способами реальности (селфи, слайд-шоу и т.д).
  9. Работы, имеющие научное значение: географические карты, эскизы, планы и т.д.
  10. Другие произведения.

Пример: Если издательство приобрело у автора права на книгу, оно не может запретить автору писать в том же жанре и формате, например, продолжение этой книги. И не может претендовать на это продолжение без согласия автора, отдельного договора и оплаты. Если в договоре изложены подобные ограничения и претензии, то, согласно статье 1233 п.4 ГК РФ они будут считаться ничтожными.

  1. Приобретатель может использовать произведение любым не запрещенным законом способом.
  2. Приобретатель может передать право на использование произведения другим лицам по лицензионному договору, не передавая исключительных прав.
  3. Приобретатель может передать другим лицам исключительные права.
Рекомендуем прочесть:  Главное Управление Государственного Страхования Ссср В Смоленске

Иногда произведение создаётся автором по заказу юридического лица (организации, издательства, кинокомпании). Все отношения также оговариваются в договоре. Но автор не является штатным сотрудником организации-заказчика.

Условия оплаты устанавливаются внутренним регламентом каждой редакции, издательства, компании и т.д, или условиями трудового договора, заключенного индивидуально между исполнителем и работодателем. В первом случае для определения условий работы учитывается не только ГК в области авторских прав, но и трудовое законодательство.

Нарушение одной из формальностей может привести к нескольким последствиям. Например, работник может обратиться за компенсацией своих нарушенных прав (от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей за каждый объект либо в двукратном размере стоимости экземпляра, при создании которого использован объект).

Приведем пример. Редактор одного интернет-издания попросил штатного фотографа осветить известное городское мероприятие. Необходимо было сделать фоторепортаж и написать статью с отзывами о мероприятии. Задание редактор оформил в письменном виде. Фотограф разместил статью от собственного имени. Редактор не смог ничего сделать. В чем была его ошибка?

Важно указывать фактические обязанности работника. Если задание работодателя не входит в трудовые обязанности работника, то созданное произведение не рассматривается как служебное. Значит, исключительное право на него принадлежит работнику, и работодатель может его использовать только на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты вознаграждения.

Служебное произведение — это произведение, созданное работником в рамках своих трудовых обязанностей. Это может быть программный код, рекламные слоганы, графические решения интернет-сайта. Естественно, работодатель уверен, что раз работник создал такой объект, то права на его использование принадлежат компании.

Возможно и более важное последствие: работодатель может проиграть спор с кем-то, кто использует объект, созданный работником. Работодатель может проиграть именно из-за того, что не сможет подтвердить основание возникновения своих прав на объект (не все документы были подписаны с работником), а в итоге не сможет доказать и факт нарушения своих прав.

Кому принадлежат исключительные права на служебное произведение: работодателю или сотруднику

  1. Прямое указание на такой статус в договоре, заключенном между работодателем и исполнителем.
  2. Неисполнение работодателем после передачи объекта в его распоряжение одного из таких действий:
  • принятие решения о сохранении произведения в тайне;
  • инициирование начала использования результата деятельности;
  • осуществление передачи исключительного права на произведение другому субъекту.

Независимо от сценария развития событий, в соответствии с действующим законодательством, создатель не может лишиться авторства. Это неотчуждаемая, непередаваемая и непродаваемая привилегия физического лица, позволяющая защищать деловую репутацию и созданное произведение от искажения, а также выбирать, под каким именем, псевдонимом или анонимным статусом будет опубликован и презентован результат творчества.

Служебное произведение как правовая категория регламентируется статье 1225 ГК РФ. Термин подразумевает результат интеллектуальной деятельности в виде произведения литературы, науки или искусства, созданный в рамках исполнения трудовых обязанностей, установленных работодателем на законных основаниях.

Правоотношения между сторонами имеют договорную основу в соответствии со статьей 1295 ГК РФ. Главный регламентирующий документ – договор о передаче исключительного права. Его содержание должно включать конкретизированный предмет и границы использования результата деятельности. Этот пункт может включать такие вопросы, как периодичность использования, размер вознаграждения, указание подписи, псевдонима.

  • распространять, копировать;
  • транслировать на телевидении, по радиовещанию, в интернет пространстве;
  • сдавать в прокат;
  • импортировать и переводить;
  • практически реализовывать проект, например, воплощать дизайн-проект на конкретном объекте;
  • продавать копии;
  • использовать произведения в рекламной деятельности.

Бухгалтерия и финансы

    • литературные произведения;
    • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
    • хореографические произведения и пантомимы;
    • музыкальные произведения с текстом или без текста;
    • аудиовизуальные произведения;
    • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства и др.
    1. право авторства (то есть право признаваться автором произведения);
    2. право автора на имя (предполагает, что автор может выбрать способ указания своего имени: истинное имя, псевдоним, анонимно);
    3. право на неприкосновенность произведения (без согласия автора не допускается внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, и т.д.);
    4. право на обнародование произведения (право осуществлять действия или давать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом).
  • работа должна соответствовать одной из категорий, а именно: (1) наличие вклада в коллективную работу, (2) работа составляет часть кинофильма или другого аудиовизуального произведения, (3) дополнительная работа (4) обобщение, (5) дидактический текст, (6) атлас;
  • работа должна быть специально заказана;
  • должно быть составлено письменное соглашение между сторонами, определяющее, что работа — это служебное произведение. В соглашении должна быть написана фраза «работа по найму» или «работы по найму».

Автор имеет неотъемлемое право расторгнуть передачу авторских прав в течение 35 лет после создания работы. Однако, согласно данным ведомства США по авторскому праву, циркуляр 9 «прекращение положения закона не распространяются на работы, выполненные по найму».

    1. использовать произведение по своему усмотрению, разрешать или запрещать другим лицам его использование (а именно: воспроизводить произведение, распространять (в том числе путем продажи), публично показывать, импортировать, сдавать в прокат и др.);
    2. распоряжаться своим исключительным правом (передавать это право путем заключения договора об отчуждении исключительного права или предоставлять другому лицу право использования произведения на основе лицензионного договора);
    3. сообщать автору о сохранении служебного произведения в тайне.

Вопрос 8

Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем. Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания, а также может передать права на использование служебного произведения другому лицу, однако при этом должны быть выполнены обязательства работодателя по отношению к автору служебного произведения, установленные договором.

Право на обнародование включает в себя и право на отзыв, т. е. право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения. При реализации права на отзыв неопубликованного произведения необходимо выполнить предписанное законом условие о возмещении пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду.

Он реализует право на имя в случаях использования его произведения, когда вступает в договорные отношения с другими лицами и организациями, и имеет право требовать указания своего имени каждый раз при издании, публичном исполнении, передаче по радио, цитировании и ином использовании своего произведения. Право на имя включает в себя возможность требовать, чтобы имя автора (псевдоним) не искажалось при его упоминании лицами, использующими произведение.

Содержание данного права состоит в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название. 3aпрешается без согласия автора снабжать произведение при его издании:

Представляется, что буквальное толкование данной нормы (работник имеет право получать вознаграждение только с момента начала использования произведения работодателем) противоречит духу закона. Цель законодателя — защитить интересы автора, находящегося в неравном по сравнению с работодателем положении. Буквальное толкование нормы закона означало бы, что выплата вознаграждения фактически ставится в зависимость от усмотрения работодателя — ведь он не обязан сообщать автору о начале использования произведения, о каждом новом случае использования произведения и т.д. Представляется, что работник и работодатель при заключении трудового или иного договора, регулирующего порядок создания и использования служебного произведения, могут установить и иной порядок выплаты авторского вознаграждения, например сразу после создания служебного произведения и предоставления его в распоряжение работодателя. Договор должен предусматривать размер авторского вознаграждения (например, в твердой денежной сумме или в процентах от дохода, полученного работодателем от использования произведения). Часто применяемая в сегодняшней практике оговорка «авторское вознаграждение включено в заработную плату работника и дополнительной оплате не подлежит» содержит в себе почву для будущих конфликтов, поскольку не только не позволяет определить размер авторского вознаграждения, но и дает возможность работнику, размер заработной платы которого не зависел от количества созданных им произведений, доказать, что авторское вознаграждение ему вообще не выплачивалось. Установление в договоре четкого размера авторского вознаграждения, порядка и условий его выплаты не только позволит избежать возможных судебных разбирательств с работником в будущем, но и усилит его мотивацию, что в конечном счете окажет положительное влияние на результаты хозяйственной деятельности компании.

Рекомендуем прочесть:  Кбк транспортный налог пени 2023 для организаций

Представляется, что автор, не обладающий сведениями об использовании работодателем служебного произведения, может запросить их у работодателя в письменной форме. Последний, в свою очередь, может просто ответить, что произведение используется (не раскрывая подробностей, которые могут относиться к его коммерческой тайне), или указать, каким именно образом оно используется. Несмотря на то что закон не устанавливает ни обязанности работодателя ответить на такой запрос, ни срока для ответа, в интересах работодателя все же не оставить такой запрос без внимания, поскольку, не получив необходимых сведений, работник может обратиться в суд с иском о признании за ним исключительного права на служебное произведение. Такую возможность ему предоставляет ст. 1252 ГК РФ. Следует признать, что работнику будет довольно трудно доказать факт того, что служебное произведение работодателем не используется. Косвенным доказательством может служить невыплата автору авторского вознаграждения. В свою очередь, работодатель будет обязан представить доказательства использования произведения в истекший трехлетний период. Такими доказательствами могут служить лицензионные договоры, договоры об отчуждении исключительного права на произведение третьим лицам, документы, свидетельствующие о совершенном работодателем переводе или иной переработке произведения (например, договор с переводчиком, акт о выполнении работ к нему, сам перевод), и т.д.

Говоря о принадлежности исключительного права на произведение автору по истечении трехлетнего срока, следует отметить, что в ГК РФ используется термин «принадлежит» автору, а не «переходит» к нему. Эта норма может быть истолкована двояким образом: либо как то, что по истечении трехлетнего срока исключительное право будет считаться принадлежащим работнику изначально — с момента создания служебного произведения; либо как то, что через три года у работодателя исключительное право на служебное произведение исчезнет и одновременно возникнет у автора. Учитывая, что в течение трех лет работодатель владел исключительным правом на служебное произведение на законной основе, исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных могло быть поставлено в организации на учет в качестве нематериального актива, стоимость имущества погашалась путем амортизации, уплачивались налоги, верным представляется все-таки второй вариант.

Четвертая часть ГК РФ вводит новую классификацию авторских прав на произведение. В соответствии с действовавшим ранее Законом РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон об авторском праве) права автора делятся на неимущественные (право авторства, право на имя, право на обнародование произведения (включая право на отзыв), право на защиту репутации автора, право доступа к произведениям изобразительного искусства, право следования) и имущественные (исключительные) права. ГК РФ упоминает такую общую категорию, как личные неимущественные права авторов (ст. 1251), но не указывает, какие именно права к ней относятся. Статья 1255 ГК РФ предусматривает следующий перечень авторских прав: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства, а также право на вознаграждение за использование служебного произведения. Следует отметить, что данный перечень не является закрытым — автору могут принадлежать и иные права, упомянутые в ГК РФ. Таким образом, в соответствии с данной классификацией право автора на получение вознаграждения за использование служебного произведения (являющееся, несомненно, имущественным правом) выделено в отдельную категорию, что является дополнительной гарантией интересов автора. До сих пор в литературе, на основании анализа норм Закона об авторском праве, отмечалось, что автору служебного произведения принадлежат только личные неимущественные права .

Под использованием произведения понимается его использование в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. При этом не имеет значения, используется произведение в целях извлечения прибыли или без таковой. Перечень возможных способов использования произведения приведен в ст. 1270 ГК РФ и во многом совпадает с перечнем, установленным п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве. Однако ГК РФ содержит ряд разъяснений того, что понимать под тем или иным способом использования произведения. Так, например, сказано, что воспроизведением является запись произведения на электронном носителе, в том числе в память ЭВМ, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения (имеется в виду кратковременная запись произведения в оперативную память ЭВМ). В первую очередь это относится к программам для ЭВМ. Таким образом, запись программы для ЭВМ на одном или нескольких CD или установка программы для ЭВМ хотя бы на одном компьютере уже будет считаться использованием произведения, что исключает возникновение исключительного права на него у автора.

Права на служебное произведение

— право на неприкосновенность произведения — не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (ст. 1266 ГК РФ).

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства называются авторскими правами и регулируются гл. 70 ГК РФ. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (ст. 1259 ТК РФ).

— официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

С последним типом договора связано понятие служебного произведения — произведения науки, литературы, искусства, созданного в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Исключительные (имущественные) права на служебное произведение принадлежат работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1295 ГК РФ). В их число входят (ст. 1270 ГК РФ):

Вместе с тем, если в указанный срок работодатель начнет использование служебного произведения, передаст исключительное право другому лицу или примет решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начнет использование произведения, автор имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом (п. 2 ст. 1295 ГК РФ). Конкретные нормы относительно порядка оплаты работ по созданию произведений науки, литературы и искусства законодательством не установлены: это может быть выплата как оклада, так и роялти (платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования авторских прав на любое произведение литературы, искусства и науки (включая кинофильмы, любые фильмы или пленки, используемые для радиовещания или телевидения), любого патента, торгового знака, чертежа или модели, схемы, секретной формулы или процесса или за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта ). Пленум ВС и Пленум ВАС в п. 39.2 Постановления указали, что судам необходимо иметь в виду: условия, относящиеся к такому вознаграждению, могут быть предусмотрены как в трудовом договоре, так и в иных дополнительных соглашениях, заключаемых между работником и работодателем. Во всех случаях вознаграждение выплачивается работодателем, даже если использование произведения осуществляется третьим лицом по лицензионному договору или исключительное право на произведение перешло к новому правообладателю.

Adblock
detector