Масштабное Онлайн-Исследование По Теме Детского Внеклассного Чтения Провел Интернет-Магазин «Лабиринт» В Опросе Приняли Участие Специалисты Образовательных Учреждений И Родители Школьников Из 13 Регионов Российской Федерации

Влияние книги на человека огромно. Чтение расширяет кругозор. Читая, мы начинаем лучше понимать этот мир, людей, события. Регулярное чтение книг развивает образное мышление, мы визуализируем происходящее в книге, а это повышает уровень воображения и развивает нестандартное мышление. Регулярно читающий человек не только грамотен, но и обладает хорошими речевыми навыками, которые позволяют ему четко, грамотно излагать свои мысли. Читая книги, мы становимся интересными собеседниками, умнее и образованнее. Чтение развивает память, наше умение концентрироваться на содержании книги и выделять главное. Поэтому очень важно прививать у детей любовь к чтению.

Влияние книги на человека огромно. Регулярно читающий человек не только грамотен, но и обладает хорошими речевыми навыками, которые позволяют ему четко, грамотно излагать свои мысли. По данным научных исследований наблюдается кризис регулярного чтения. Лучший способ мотивации ребенка к чтению – это личный пример родителей, братьев и сестер, одним словом семьи.

Способ для мотивации школьников к чтению, который использую я в своей практике — это проведение различных интеллектуальных конкурсов, викторин, интерактивных игр, способствующих появлению интереса к литературным произведениям, истории, архитектуре нашего любимого города, памятникам и т.д. В ходе соревнований к ребятам приходит осознание своих пробелов в знаниях и понимание необходимости вдумчивого чтения. Проводя библиотечные уроки в классах, знакомя ребят с творчеством какого-либо писателя, рассказывая о его биографии и интересных фактах жизни, предыстории возникновения одного из его литературных произведений я возбуждаю интерес к писателю и его книгам. После проведения таких мероприятий наблюдается увеличение потока ребят в библиотеку.

А теперь, давайте представим, что будет с человеческой цивилизацией, если исчезнут книги. Без книг люди очень скоро разучатся не только мыслить, но и работать. Школы и театры закроются, перестанут функционировать заводы и фабрики, остановятся поезда, перестанут летать самолеты, плавать корабли. Освоение космоса, развитие науки, появление новых открытий станет невозможным. Ибо, книга – это хранилище человеческого опыта, накопленного в течение многих тысячелетий. Люди активно используют опыт предшествующих поколений, без этого немыслим прогресс. «Книга – есть жизнь нашего времени» – так утверждал русский критик В.Г. Белинский, — в ней все нуждаются – и старые, и молодые, и деловые и ничего не делающие: дети также».[3]

Согласно данному исследованию, проведенного в нескольких регионах России, большинство школьников уделяют чтению 1-2 часа в неделю, прочитывая за месяц 1-2 книги. Мы, наблюдаем кризис регулярного чтения, а это отражается на успеваемости в обучении и воспитании детей. Как пробудить у ребенка интерес к чтению? Этим вопросом задаются и педагоги, и родители. Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Лев Семенович Выготский считал, что «прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребенок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельностью».[1]

Весной 2013 года интернет-магазин «Лабиринт» провел всероссийский онлайн-опрос по внеклассному чтению. В опросе приняли участие более 4500 педагогов и родителей.
Получилось интересное и полезное исследование, затрагивающее вопросы мотивации школьников к чтению, актуальности ведения дневника внеклассного чтения, количественных и качественных показателей школьного чтения.
Подробнее: http://www.labirint.ru/news/7895/
По результатам опроса были составлены списки рекомендованной литературы для школьников по возрастам.
Списки сформированы в алфавитном порядке. В каждом из них 100 самых популярных изданий, упомянутых участниками онлайн-опроса.
Подробнее: http://www.labirint.ru/news/7895/

Проведено исследование детского чтения в России

Школьники 11-14 лет читают 1-2 часа в неделю в 28,8% случаев. 24,6% учеников открывают книги на 3-4 часа. Больше, чем 8 часов в неделю чтению уделяют внимание 11,6% детей среднего школьного возраста. Большинство детей данного возраста, 55,1%, читают 1-2 книги в месяц. 3-4 книги прочитывают 30,8% школьников, 6-10 книг – 10,2% детей, более 10 книг читают всего 3,9% детей этой возрастной группы.

На вопрос «Если ребенок предпочитает художественной литературе научно-популярную или книги узкой тематики, можно ли считать это достаточным?», 47% родителей ответили «Да, но прививать интерес к чтению художественной литературы обязательно». 39% родителей считают, что этого недостаточно и чтение художественной литературы незаменимо. 14% считают интерес только к литературе в стиле «науч-поп» достаточным.

30% школьников 6-10 лет читают 1-2 часа в неделю, 29,8% посвящают чтению 3-4 часа. 41% школьников указанного возраста прочитывают 1-2 книги в месяц, у 37,8% количество книг в месяц возрастает до 3-5. Более 10 книг читают за месяц только 5% младшеклассников.

334 участника опроса считают, что самым важным количественным показателем читательской грамотности ребенка является время ежедневного чтения, тогда как 297 человек более важными считают число прочитанных книг. 448 человек назвали самым важным качественным показателем читательской грамотности добровольность чтения ребенка. 433 человека считают самым главным приоритетность – чтение, по их мнению, должно быть предпочтительной формой проведения досуга.

Что касается проблем внеклассного чтения, то 97% педагогов считают, что ему необходимо уделять внимание в школе, при этом более 60% родителей и педагогов считают, что ведение дневника внеклассного чтения – устаревшая форма мотивации, не дающая должных результатов и слабо влияющая на желание школьников читать больше.

Масштабное Онлайн-Исследование По Теме Детского Внеклассного Чтения Провел Интернет-Магазин «Лабиринт» В Опросе Приняли Участие Специалисты Образовательных Учреждений И Родители Школьников Из 13 Регионов Российской Федерации

Какие книги должны стоять на книжной полке ребенка? – этим вопросом задается множество родителей. Родителей, которые сами читают запоем; которые читали из-под палки в школе, но хотят другого отношения к книгам для своего дитя; которые просто считают чтение полезным для общего развития.

После 6 месяцев, когда ваш малыш уже уверенно хватает игрушки, можно приобрести для него книги, которые он может потрогать и постепенно даже научится листать. Для этой цели, конечно, лучше выбирать книги со страницами из картона. У изд-ва Клевер есть серия «Книжка в кармане» из 8 русских сказок. Я однажды, совершенно случайно в магазине сети «Фикс прайс» наткнулась на книги Тэда Хиллса про Утёнка и Гусёнка. Отличный картон, приятные иллюстрации и минимум текста, дающий простор для фантазии мамы, пленили меня и моего сына.

Начинать читать малышу можно с рождения. Когда-то, укладывая спать младшего брата, я открыла для себя волшебство произведений А.С.Пушкина: пара страниц из романа «Евгений Онегин» — и любопытный трехлетка спит сладким сном. Поэтому первые произведения, которые я читала сыну, были в стихах. Для малышей с рождения и до 3 лет, а то и больше, подойдут произведения С.Я.Маршака: «Тихая сказка» с баюкающими шипящими, «Сказка о глупом мышонке», чей ритм и рефрены создают идеальный фон для покачивания, поглаживания малыша.

Масштабное онлайн-исследование по теме детского внеклассного чтения провел интернет-магазин «Лабиринт». В опросе приняли участие 738 специалистов образовательных учреждений и родители 3 856 школьников из 13 регионов Российской Федерации. В ходе опроса выяснилось, что у 36% опрошенных семей в домашней библиотеке от 100 до 200 детских книг; менее 100 книг дома у 31% родителей; более 100 детских изданий — у 20%. 13% затруднились назвать точное количество детских произведений у них дома.

К моменту, когда ваш ребенок начнет уверенно ползать и ходить, я очень советую завести для него книжную корзину. Это может быть плетёная корзина, красивая коробка для хранения (я использую из детского отдела Икеа), расположенная в зоне доступа малыша, в которую Вы положите несколько книг для того, чтобы в любой момент, когда ему захочется этого, ребенок мог достать оттуда любую книгу и полистать. И однажды он принесёт её Вам, чтобы Вы почитали.

Этой весной крупнейший книжный магазин Лабиринт.РУ провел Всероссийский онлайн-опрос по внеклассному чтению, в котором приняли участие более 4500 педагогов и родителей. В ходе опроса исследовалась мотивация школьников к чтению, актуальность ведения дневника внеклассного чтения, необходимость семейного чтения вслух детям школьного возраста и другие вопросы.
При современном развитии компьютерных игр и социальных сетей внеклассное чтение сталкивается с предсказуемыми проблемами, принимающими глобальный характер. Современные школьники все больше времени проводят в Интернете и, как следствие, меньше читают. При этом педагоги, принявшее участие в опросе, рекомендуют самостоятельно читать 3-4 часа в неделю ученикам начальной школы и не менее 5-6 часов в неделю — старшеклассникам. В среднем в месяц, по их мнению, школьнику необходимо читать 2-5 книг.
Одним из ключевых моментов исследования стал вопрос «Как приучить детей читать книги вне школьной обязательной программы?» Многие из опрошенных педагогов используют дополнительные творческие формы мотивации внеклассного чтения. А вот такая форма контроля внеклассного чтения, как дневник читателя, на сегодняшний день уже устарела. Так, согласно проведенному опросу, только 34% учителей используют в своей практике дневник внеклассного чтения, а более 60% родителей и педагогов считают, что ведение дневника внеклассного чтения не дает должных результатов и слабо влияет на желание школьников читать больше.
В то же время важнейшей составляющей образования ребенка является семейное воспитание. Опрошенные педагоги рекомендуют делать чтение обязательным ежедневным ритуалом. Но только 29% семей, принявших участие в исследовании, придерживаются такого распорядка, большинство хоть и читает систематически, но не ежедневно. Эффективной практикой является чтение вслух — 80% учителей и 68% родителей считают, что чтение детям вслух необходимо и полезно в любом возрасте. Большая часть родителей читает детям вслух, как в младшей, так и в средней школе. По результатам опроса только 15% родителей отмечают, что дети читают «много, сами и без всяких напоминаний и просьб» и 44% утверждают, что дети по собственному желанию читают больше во время каникул. Тем не менее, согласно опросу, 80% педагогов и родителей придерживаются мнения, что заставлять ребенка читать нельзя.
Результаты опроса комментируют эксперты в области детского образования и воспитания.
Руководитель Интернет-проекта «Страна мам» Анна Машкина отмечает:
«Не так давно эксперты предложили теорию, согласно которой необходимость прививать желание читать именно книги является психологической реакцией родителей на разрыв поколений. Они объясняют свою точку зрения тем, что именно на этапе взросления современных детей произошла цифровая революция, а родителям важно сохранить общность интересов, возможность говорить на одном языке, поэтому и выбираются книги как некий функциональный инструмент “налаживания контакта”. Безусловно, те методы, которыми приучали к книгам предыдущие поколения, сейчас не работают. Но детская психология, тем не менее, осталась прежней. Разумеется, до сих пор важна семейная преемственность, ребёнок должен видеть, что родители читают, можно даже его осознанно “отталкивать”, говоря, что он мешает чтению увлекательной книги, тем самым заинтересовывая его. И, разумеется, с ребёнком надо читать в любом возрасте».
Дмитрий Лисицин, шеф-редактор портала «Учёба.ру» разделяет человечество «на две категории: «людей книги» и «людей экрана». Разница между этими группами в разном подходе их представителей к использованию способности внимания.
Люди книги воспитаны на чтении. Чтобы справиться с книгой читатель должен отвлечься от внешнего мира и сконцентрироваться на ее содержании. Поэтому «люди книги» обладают хорошей «устойчивостью внимания» и могут долго удерживать в голове важную информацию. «Люди экрана» – их антиподы. Они используют Интернет и компьютерные игры как главные средства для своего развития». «Внеклассное чтение помогает современному цифровому поколению развивать внимание, память и аналитическое мышление. В XXI веке оно актуально, как никогда».
Марина Аромштам, главный редактор Интернет-журнала для тех, кто читает детям, «Папмамбук»:
«Что поражает в исследовании, которое провел «Лабиринт», — это количество участников. Получилось, что называется, репрезентативная выборка. Поэтому результаты опроса могут считаться показательными».
«Чтение вслух воспринимается как один из действенных методов приобщения к книжной культуре и как способ взрослого поделиться своим «богатством» с ребенком. При этом стимулирование детского чтения насильственными методами не приветствуется. Это значит, читающая часть нашего общества осознает бесполезность таких методов (даже их вред) и понимает, что подобные методы входят в резкое противоречие с той гуманитарной привычкой, которую мы хотим привить своим детям».
Одним из главных статистических результатов исследования стал подсчет времени, которое дети тратят на чтение книг. Школьники младших классов читают в среднем 1-4 часа в неделю или в среднем до 5 книг в месяц. Большинство 5-9-классников читают также до 5 часов в неделю или 4-5 книг в месяц. Старшеклассники уделяют чтению больше времени: до 8 часов в неделю или 5-6 книг в месяц, хотя только 20% старшеклассников прочитывают в месяц более 10 книг или читают больше 8 часов в неделю. Таким образом, рекомендации педагогов школьниками выполняются. А более 70% учеников посещают библиотеки. Родители отмечают, что школьники с большим интересом читают приключенческие книги, сказки и современную прозу. 17% учителей считают, что читать ребенку можно все, что нравится, но рекомендуют уделять большее внимание классике, сказкам, повестям и рассказам о животных, современной прозе.
Дмитрий Лисицин, шеф-редактор портала Учёба.ру:
Человечество можно разделить на две категории: «людей книги» и «людей экрана». Разница между этими группами в разном подходе их представителей к использованию способности внимания.
Люди книги воспитаны на чтении. Чтобы справиться с книгой читатель должен отвлечься от внешнего мира и сконцентрироваться на ее содержании. Поэтому «люди книги» обладают хорошей «устойчивостью внимания» (attention span) и могут долго удерживать в голове важную информацию.
«Люди экрана» – их антиподы. Они используют Интернет и компьютерные игры как главные средства дял своего развития. Они живут настоящим моментом и способны одновременно интересоваться множеством вещей. Но нужно понимать, что обильные потоки информации просто невозможно постоянно держать в памяти и «люди экрана» быстро все забывают, они вынуждены время от времени полностью перезагружать свою «оперативную память».
Внеклассное чтение помогает современному цифровому поколению развивать внимание, память и аналитическое мышление. В XXI веке оно актуально, как никогда.

Рекомендуем прочесть:  Нпф будущее и благосостояние одно и тоже

По результатам опроса составлены списки литературы для школьников:
100 книг, которые школьники с удовольствием прочитали сами,
100 самых интересных книг, которые школьникам прочитали родители,
100 книг, рекомендованных педагогами для чтения школьниками.
С подробным отчетом исследования и списками рекомендованных книг можно ознакомиться здесь.
Книжный магазин Лабиринт.РУ предлагает более 16000 наименований учебно-методической литературы всех специализированных издательств, а также более 30 000 детских книг. Для организаций комплексных закупок действуют специальные условия программы «совместная закупка».

Ведение дневника желательно в любом возрасте. Старший сын записывал свои мысли и выводы о каждой прочитанной книге минимум на двух листах в отдельной тетради, причем делал он это самостоятельно. Учительница прочитав это была просто шокирована и с тех пор он у нее любимый ученик. Мой младший сын, ему 13 лет с удовольствием читает эти записи, но сам записывает в дневник внеклассного чтения
только название произведения автора и сколько времени читал книгу. Никто из учителей сейчас не требует ведение такого дневника, да и книги задают читать только по программе школьной. А вообще сын много читает (2-3 тысячи страниц) в основном летом на каникулах. Приучала к книгам тем, что читала сама ему вслух, а сейчас он читает мне вслух, а потом мы вместе обсуждаем прочитанное и это дает возможность исправлять ошибки и объяснять незнакомые слова. Читаем в основном классику приключенческую мировую литературу.

Уважаемые родители!
Приглашаем вас принять участие во Всероссийском онлайн-опросе по внеклассному чтению. Именно в семье зарождается любовь к книгам. Расскажите о вашем опыте приобщения ребенка к миру литературы. Участвуйте, читайте разные мнения. Все участники онлайн-опроса получат электронные отчеты.

Для чего нужен этот раздел?
Во-первых, мы хотим знать ваше мнение по поводу текущего состояния дел, а также изменений и нововведений в «Лабиринте».
Во-вторых, нередко именно вы, уважаемые покупатели, генерируете новые идеи и тем самым способствуете улучшению работы Интернет-магазина.
В-третьих, зачастую нам требуется дельный совет. Или подсказка. Или простое, но гениальное решение. И именно ваше мнение является для нас определяющим. А потому участвуйте в опросах, рекомендуйте, как лучше поступить, сообщайте, каких действий вы от нас ждете. По результатам опросов мы и будем принимать дальнейшие решения.

Как составить список:
Нажмите на ссылку «Ответить», откроется форма ответа.
Через желтую кнопку «Добавить товары по теме» найдите книги для списка,
а в текстовом поле оставьте комментарий. Вы также можете добавить изображения и ссылки по теме.
Сохраните список, нажав кнопку «Отправить отзыв».

Масштабное Онлайн-Исследование По Теме Детского Внеклассного Чтения Провел Интернет-Магазин «Лабиринт» В Опросе Приняли Участие Специалисты Образовательных Учреждений И Родители Школьников Из 13 Регионов Российской Федерации

В Летней Компьютерной Школе (ЛКШ) построили аттракцион «Лабиринт знаний». Лабиринт представляет собой N комнат, занумерованных от 1 до N, между некоторыми из которых есть двери. Когда человек проходит через дверь, показатель его знаний изменяется на определенную величину, фиксированную для данной двери. Вход в лабиринт находится в комнате 1, выход – в комнате N. Каждый ученик проходит лабиринт ровно один раз и попадает в ту или иную учебную группу в зависимости от количества набранных знаний (при входе в лабиринт этот показатель равен нулю). Ваша задача показать наилучший результат.

Рекомендуем прочесть:  Где Увидеть Долг По Епд Личный Кабинет Москва Госуслуги

Сведения предоставлены организацией (Янаульская центральная районная библиотека) и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

«Группа „читателей“ несколько меньше времени проводит в интернете, легче переносит его отсутствие, позже начинает им пользоваться и пользуется по-другому. „Читатели“ меньше, чем в среднем по выборке, смотрят видеоролики (49 против 57,6%), бродят по сайтам (14,8 против 19,2%), общаются в соцсетях (64,5 против 69%). В то же время в группе „читателей“ выше показатели поиска информации в интернете (62,4 против 54,1%), а также чтения новостей (36,2 против 29,7%)».

Чудинова: «От 5 к 8 классу значительно уменьшается число подростков, для которых чтение является любимым занятием: „не представляющих себе жизни без книг“ — с 22 до 9%, „нравится читать, я много читаю“ — с 34 до 16%. С 5 по 8 класс устойчиво увеличивается количество ответов „читаю только для получения информации“ (от 20 до 26%). Количество не читающих увеличивается (от 14% опрошенных в 5 классе до 34% в 7 классе)».

Прежде всего разберёмся с тем, какая статистика у нас есть. Увы, полномасштабных замеров не так уж много. Ни ВЦИОМ, ни Левада-центр, ни РОМИР не обращались к исследованиям подросткового чтения (младше 15 лет) с 2001 года. А значит, о влиянии поголовной интернетизации на чтение ничего сказать нам не могут.

Таким образом, в период от 10 до 15 лет читателей становится не больше, а меньше. «На входе» в среднюю школу мы видим множество читающих десятилеток, а «на выходе» из неё многие 15-летние снижают свои читательские обороты. А те, кто читал мало, перестают это делать вообще. Более четверти 15-летних учащихся в России находятся на крайне низком уровне читательского развития. Они не в состоянии ориентироваться с помощью текстов даже в привычных бытовых ситуациях (это показал тест PISA за 2009 год).

Выявленные нами тенденции — не российский, а всемирный феномен. Исследование Nielsen в Великобритании (правда, в нём были задействованы дети 6-17 лет) демонстрирует примерно те же цифры и ту же динамику: 32% «верных ежедневных читателей», причём с сильным перевесом 6-10-летних, так как у подростков больше домашних заданий и они чаще «утыкаются в гаджеты». А вот цифры США: 45% 17-летних открывают книжку ради удовольствия лишь один-два раза в год, а среди девятилетних 53% читают «своё» каждый день. Чем старше, тем меньше, и это грустно.

Игра Правовой лабиринт

Чтобы вы смогли лучше разобраться в своих правах и обязанностях мы проведём конкурсно — игровую программу «Правовой лабиринт». Упражнение «Кто пойдёт со мной в поход». Вызываются два добровольца. Ведущий задаёт им вопрос « Кого бы Вы взяли с собой в поход?». Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задаётся следующий вопрос « Кому бы, вы доверили нести рюкзак?». Тем, кого выбрали, задаётся следующий вопрос «Кому бы, вы доверили свой секрет?». Так участники игры делятся на команды.

— Бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. В уголовном праве – вид преступления, выражающийся в осквернении общественных сооружений надписями, грубо оскорбляющими общественную нравственность, порче имущества на общественном транспорте или иных общественных местах. (Вандализм)

Ведущий: Командам раздаются конверты с шифровками. Нужно расположить карточки в таком порядке, чтобы прочитать высказывания известных людей. Время на размышление – 2 минуты. За каждую правильно сложенную фразу команда получает 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут полу­чить в этом конкурсе – 2 балла.

10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвященный принятию в 1989 году очень важного документа – Конвенции о правах ребёнка. В этих документах записаны все основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то всегда сумеете отстоять свои права и не нарушить права другого.

Команды получают листы с таблицей, в первом столбце которой перечислены различные преступления. Во втором столбце необходимо вписать юридические названия этих преступлений. Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно определённое преступление команда получает 0,5 балла. Всего перечислено 8 преступлений. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут полу­чить в этом конкурсе – 4 балла.

Алена Бахтина, филолог,
сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su

Несмотря на расхожее мнение о том, что в нашей стране читать стали меньше, данный опрос свидетельствует об обратном: так, объем прочитанных школьниками книг соответствует рекомендациям педагогов. Радует, что учащиеся охотно читают сами и привлекают к этому процессу своих родителей. Вполне предсказуемо, на наш взгляд, то, что в качестве литературы для чтения учениками выбираются современные произведения (сказки, фантастика, фэнтези), поскольку литература подобной «направленности» активно «продвигается» средствами массовой информации.

Книжный магазин Лабиринт.РУ предлагает более 16000 наименований учебно-методической литературы всех специализированных издательств, а также более 30 000 детских книг. Для организаций комплексных закупок действуют специальные условия программы «совместная закупка».

В опросе приняли участие более 4500 педагогов и родителей. Получилось интересное и полезное исследование, затрагивающее вопросы мотивации школьников к чтению, актуальности ведения дневника внеклассного чтения, количественных и качественных показателей школьного чтения.

Анна Хрусталева,
основатель и руководитель портала Материнство.Ру

В целом, результаты опроса, на мой взгляд, предсказуемые, но о некоторых моментах хотелось бы сказать особо. Порадовал процент родителей, готовых читать вслух даже после того, как дети научились читать самостоятельно. При нынешнем ритме жизни и загруженности всех членов семьи это не так-то просто осуществить, но само намерение уже достойно похвалы. С другой стороны, удивил тот факт, что больше половины не только родителей, но и учителей не считают полезным стимулом в читательском деле ведение читательского дневника. Это подтверждается опытом моей семьи: для детей его заполнение было тяжкой повинностью, которая, судя по данным опроса, постепенно отпадает за ненадобностью. Гораздо полезнее увлекать детей личным примером чтения и обсуждать прочитанное, — с этим фактом согласно большинство родителей и учителей.

В ходе мероприятия ребята обсудили такие понятия, как права и обязанности, ознакомились с основными правами – правом на жизнь и имя, на бесплатное среднее образование, на медицинскую помощь. В ходе обсуждения, учащиеся пришли к выводу, что каждое право несет с собой определенные обязанности.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху.

Ведущая мероприятия Кашкина Т. А. представила вниманию детей книгу А. Усачёва «Всеобщая декларация прав человека», на примерах сказок ребята отгадывали, какие права были нарушены у сказочных героев в таких сказках: «Гадкий утёнок» – Г. Х. Андерсена, «Лягушка-путешественница» В. Гаршина, «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – А. С. Пушкина и других.

Вместе с тем опрос показал, что большинство школьников укладывается в рекомендованное педагогами количество часов, предназначенных для чтения. Младшие школьники должны в уделять самостоятельному чтению в среднем 3-4 часа в неделю, а старшие – не менее 5-6 часов. Важным практическим итогом опроса стало формирование списков для внеклассного чтения по возрастам. Онлайн-опрос обобщил опыт не только учителей, но и родителей, которые тоже рекомендуют лучшие книги для чтения с детьми .

Что бы такого дать почитать ребенку?
Этим вопросом задаются все хорошие родители. Особенно актуально звучит этот вопрос сейчас, когда ребенок проводит время на даче и даже не помышляет о том, чтобы открыть книгу и прочитать первый абзац.
Детские издательства ежегодно выпускают тысячи книг, и как разобраться в этом многообразии стилей, жанров и направлений, подчас совершенно непонятно.

И не отчаивайтесь, если ребенок не берется за книгу ни при каких обстоятельствах.
С такой проблемой сталкиваются многие родители: только 15% из числа участников опроса отмечают, что их дети читают много, не по программе и без напоминания.
И лишь 44% утверждают, что во время каникул дети читают больше книг.
Специалисты в ответ рекомендуют встраивать чтение в ежедневный распорядок дня, например, выделять время на чтение перед сном. Именно регулярное чтение является залогом успеха.

Рекомендуем прочесть:  Сколько получат дети войны к дню победы в 2023 году в свердловской области

Альтернативные перечни рекомендованной литературы составили сами учителя в рамках онлайн-опроса по внеклассному чтению. В этом масштабном исследовании приняли участие более 4500 учителей и родителей, ответивших на вопросы о том, что, как и почему читают современные дети в школе и дома. В списки, составленные педагогами, вошла литература, «проверенная» не одним поколением школьников.

Учитель формирует списки внеклассного чтения для каждого возраста, подбирая наиболее подходящие произведения отечественной и зарубежной литературы. Именно он решает, исходя из интересов и потребностей своих учеников и их уровня развития, какими произведениями дополнить школьные уроки литературы.

Всероссийский онлайн-опрос по внеклассному чтению

Этой весной крупнейший книжный магазин Лабиринт.РУ провел Всероссийский онлайн-опрос по внеклассному чтению, в котором приняли участие более 4500 педагогов и родителей. В ходе опроса исследовалась мотивация школьников к чтению, актуальность ведения дневника внеклассного чтения, необходимость семейного чтения вслух детям школьного возраста и другие вопросы.
При современном развитии компьютерных игр и социальных сетей внеклассное чтение сталкивается с предсказуемыми проблемами, принимающими глобальный характер. Современные школьники все больше времени проводят в Интернете и, как следствие, меньше читают. При этом педагоги, принявшее участие в опросе, рекомендуют самостоятельно читать 3-4 часа в неделю ученикам начальной школы и не менее 5-6 часов в неделю — старшеклассникам. В среднем в месяц, по их мнению, школьнику необходимо читать 2-5 книг.
Одним из ключевых моментов исследования стал вопрос «Как приучить детей читать книги вне школьной обязательной программы?» Многие из опрошенных педагогов используют дополнительные творческие формы мотивации внеклассного чтения. А вот такая форма контроля внеклассного чтения, как дневник читателя, на сегодняшний день уже устарела. Так, согласно проведенному опросу, только 34% учителей используют в своей практике дневник внеклассного чтения, а более 60% родителей и педагогов считают, что ведение дневника внеклассного чтения не дает должных результатов и слабо влияет на желание школьников читать больше.
В то же время важнейшей составляющей образования ребенка является семейное воспитание. Опрошенные педагоги рекомендуют делать чтение обязательным ежедневным ритуалом. Но только 29% семей, принявших участие в исследовании, придерживаются такого распорядка, большинство хоть и читает систематически, но не ежедневно. Эффективной практикой является чтение вслух — 80% учителей и 68% родителей считают, что чтение детям вслух необходимо и полезно в любом возрасте. Большая часть родителей читает детям вслух, как в младшей, так и в средней школе. По результатам опроса только 15% родителей отмечают, что дети читают «много, сами и без всяких напоминаний и просьб» и 44% утверждают, что дети по собственному желанию читают больше во время каникул. Тем не менее, согласно опросу, 80% педагогов и родителей придерживаются мнения, что заставлять ребенка читать нельзя.
Результаты опроса комментируют эксперты в области детского образования и воспитания.
Руководитель Интернет-проекта «Страна мам» Анна Машкина отмечает:
«Не так давно эксперты предложили теорию, согласно которой необходимость прививать желание читать именно книги является психологической реакцией родителей на разрыв поколений. Они объясняют свою точку зрения тем, что именно на этапе взросления современных детей произошла цифровая революция, а родителям важно сохранить общность интересов, возможность говорить на одном языке, поэтому и выбираются книги как некий функциональный инструмент “налаживания контакта”. Безусловно, те методы, которыми приучали к книгам предыдущие поколения, сейчас не работают. Но детская психология, тем не менее, осталась прежней. Разумеется, до сих пор важна семейная преемственность, ребёнок должен видеть, что родители читают, можно даже его осознанно “отталкивать”, говоря, что он мешает чтению увлекательной книги, тем самым заинтересовывая его. И, разумеется, с ребёнком надо читать в любом возрасте».
Дмитрий Лисицин, шеф-редактор портала «Учёба.ру» разделяет человечество «на две категории: «людей книги» и «людей экрана». Разница между этими группами в разном подходе их представителей к использованию способности внимания.
Люди книги воспитаны на чтении. Чтобы справиться с книгой читатель должен отвлечься от внешнего мира и сконцентрироваться на ее содержании. Поэтому «люди книги» обладают хорошей «устойчивостью внимания» и могут долго удерживать в голове важную информацию. «Люди экрана» – их антиподы. Они используют Интернет и компьютерные игры как главные средства для своего развития». «Внеклассное чтение помогает современному цифровому поколению развивать внимание, память и аналитическое мышление. В XXI веке оно актуально, как никогда».
Марина Аромштам, главный редактор Интернет-журнала для тех, кто читает детям, «Папмамбук»:
«Что поражает в исследовании, которое провел «Лабиринт», — это количество участников. Получилось, что называется, репрезентативная выборка. Поэтому результаты опроса могут считаться показательными».
«Чтение вслух воспринимается как один из действенных методов приобщения к книжной культуре и как способ взрослого поделиться своим «богатством» с ребенком. При этом стимулирование детского чтения насильственными методами не приветствуется. Это значит, читающая часть нашего общества осознает бесполезность таких методов (даже их вред) и понимает, что подобные методы входят в резкое противоречие с той гуманитарной привычкой, которую мы хотим привить своим детям».
Одним из главных статистических результатов исследования стал подсчет времени, которое дети тратят на чтение книг. Школьники младших классов читают в среднем 1-4 часа в неделю или в среднем до 5 книг в месяц. Большинство 5-9-классников читают также до 5 часов в неделю или 4-5 книг в месяц. Старшеклассники уделяют чтению больше времени: до 8 часов в неделю или 5-6 книг в месяц, хотя только 20% старшеклассников прочитывают в месяц более 10 книг или читают больше 8 часов в неделю. Таким образом, рекомендации педагогов школьниками выполняются. А более 70% учеников посещают библиотеки. Родители отмечают, что школьники с большим интересом читают приключенческие книги, сказки и современную прозу. 17% учителей считают, что читать ребенку можно все, что нравится, но рекомендуют уделять большее внимание классике, сказкам, повестям и рассказам о животных, современной прозе.
Дмитрий Лисицин, шеф-редактор портала Учёба.ру:
Человечество можно разделить на две категории: «людей книги» и «людей экрана». Разница между этими группами в разном подходе их представителей к использованию способности внимания.
Люди книги воспитаны на чтении. Чтобы справиться с книгой читатель должен отвлечься от внешнего мира и сконцентрироваться на ее содержании. Поэтому «люди книги» обладают хорошей «устойчивостью внимания» (attention span) и могут долго удерживать в голове важную информацию.
«Люди экрана» – их антиподы. Они используют Интернет и компьютерные игры как главные средства дял своего развития. Они живут настоящим моментом и способны одновременно интересоваться множеством вещей. Но нужно понимать, что обильные потоки информации просто невозможно постоянно держать в памяти и «люди экрана» быстро все забывают, они вынуждены время от времени полностью перезагружать свою «оперативную память».
Внеклассное чтение помогает современному цифровому поколению развивать внимание, память и аналитическое мышление. В XXI веке оно актуально, как никогда.

По результатам опроса составлены списки литературы для школьников:
100 книг, которые школьники с удовольствием прочитали сами,
100 самых интересных книг, которые школьникам прочитали родители,
100 книг, рекомендованных педагогами для чтения школьниками.
С подробным отчетом исследования и списками рекомендованных книг можно ознакомиться здесь.
Книжный магазин Лабиринт.РУ предлагает более 16000 наименований учебно-методической литературы всех специализированных издательств, а также более 30 000 детских книг. Для организаций комплексных закупок действуют специальные условия программы «совместная закупка».

  1. “ В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
  2. “ Песенка мамонтенка ” (жить в семье).
  3. “ Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)
  4. “ Песенка Чебурашки ” (право на имя).
  5. “ Чунга-чанга” (право на отдых).
  6. “ Если б не было школ ” (право на образование).

Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, равенство и свободу, отдых, досуг, социальное обеспечение, наслаждение искусством. Затем со временем он получает и другие права: иметь образование, свободно передвигаться, на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации. В 18 лет возникают права на свободный брак, участие в управлении страной, объединение в различные союзы, партии, группы, владение имуществом, неприкосновенность личности и убежище в другой стране от преследователей, на свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд и на достойный жизненный уровень.

Гражданство — определенные отношения между человеком и государством, на земле которого человек живет. Гражданство основывается на признании и уваж ен и и человеческого достоинства, прав и свобод. Например, государство дает возможность и право человеку учиться, работать, а человек обязан приносить пользу людям и государству.

Adblock
detector