Может Ли Отличатся Адрес В Грузополучателе И Пункте Разгрузки В Ттн

Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

В Едином государственном реестре юридических лиц указывается адрес юридического лица в пределах его места нахождения (п. 3 ст. 64 ГК РФ). Таким образом, местом нахождения юридического лица является его юридический адрес. Следовательно, в накладной следует указывать юридические адреса грузоотправителя и грузополучателя. Фактические адреса складов погрузки и разгрузки указываются в графах приема и сдачи груза.

Заполнение учетного документа представителем транспортной компании возможно лишь при перевозке товара через посредника. В таком случае с перевозчиком составляется договор на оказание услуг, который подписывают обе взаимодействующие стороны. Также перевозчик может заполнять и подписывать ТТН только при наличии соответствующего документа, разрешающего данное действие.

Наименование раздела напрямую сообщает, какие сведения должны быть внесены в эту часть учетного документа. Так как всю информацию о перевозимой продукции знает отправитель, именно ему и предстоит заполнять столбцы этого раздела. Рекомендуется вписывать данные последовательно, не допуская исправлений и не торопясь быстрее закончить. Наиболее пристально стоит отнестись к заполнению столбцов 1 — 4, так как указанные значения должны быть точными и проверенными.

  1. «Код заказчика», «Маршрут №», «Гаражные номера прицепов».
  2. Графа «Вид перевозки» включает в себя расшифровку сведений о виде оплаты (почасовая перевозка, сдельная, оплата за одну поездку). Также сюда включаются данные о том, сборная это была перевозка или путем догруза, осуществлялся ли заезд на станции (железнодорожные, например).
  3. Раздел «Сведения о грузах» заполняется в части граф 6 и 8. В них вносятся данные о коде груза и его классе.
  4. Заполнение раздела «Прочие сведения» начинается с граф 20-24. В эти графы вносятся сведения о доставке груза с использованием различных видов дорог (шоссе, грунтовая дорога, целина).
  5. Графа 25 содержит код экспедирования товара.
  6. Графы 26, 27 могут содержать либо коды оказанных услуг по грузоперевозкам, либо суммы. Отдельно указываются суммы к получению транспортной организации ООО «Грузовик» и сумма к получению водителю-экспедитору.
  7. Графы 29 и 30 содержат сведения о территориальных коэффициентах, необходимых для начисления заработной платы водителю. Также здесь указывается коэффициент классности согласно Единому тарификационному справочнику.

В разделе 13 транспортной накладной теперь указывается маршрут движения тяжеловесного, или крупногабаритного, или перевозящего опасный груз транспорта. Аналогичные изменения — в разделе 15. Теперь в нем приводится стоимость услуг перевозчика и порядок расчета платы за перевозку опасных грузов или грузов, перевозимых тяжеловесным или крупногабаритным транспортом. Как заполнить транспортную накладную? Образец с измененными разделами — ниже.

: По правилам транспортная накладная составляется в трех экземплярах (оригиналах) для каждого участника перевозки — грузоотправителя, грузополучателя и перевозчик а п. 9 Правил . Вы можете договориться с перевозчиком, что когда он выставляет вам счет на оплату услуг по доставке товара, то в подтверждение того, что услуга выполнена, он будет прикладывать ксерокопию своего экземпляра транспортной накладной (с отметками покупателя о приемке груза).

Заполнение транспортной накладной

Графы 1 «Грузоотправитель (грузовладелец)» и 2 «Грузополучатель». Здесь указываются наименования грузоотправителя и грузополучателя, их адреса места нахождения и телефонные номера для связи с ними в случае возникновения вопросов, требующих решения. Под адресом места нахождения, в соответствии с ч. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ, понимается наименование населенного пункта согласно адреса государственной регистрации юридического лица. Однако, для конкретизации юридических лиц рекомендуется указывать полные адреса регистрации (юридический адрес) грузоотправителя и грузополучателя.

Графа 7 «Сдача груза». В строке « адрес места выгрузки» указывается фактический адрес по которому перевозчику надлежит доставить груз (не юридический адрес). Это крайне важно: если неверно указать адрес выгрузки или указать юридический адрес, не совпадающий с местом фактической выгрузки, перевозчик будет вправе запросить переадресовку и в последующем потребовать возместить расходы на доставку груза по новому адресу.

Графа 14 «Переадресовка» . В случае, если в ходе перевозки изменяется пункт выгрузки, производится переадресовка. Правила перевозки грузов устанавливают порядок переадресовки. Во всех трёх экземплярах транспортной накладной грузоотправитель (в своём экземпляре) и перевозчик (в двух своих экземплярах) делают соответствующие отметки.

Графа 6 «Приём груза» . Есть несколько нюансов, на которые следует обратить внимание.
Адрес места погрузки — место, в котором происходит передача груза перевозчику. В этой строке указывается фактическое место погрузки (не юридический адрес).
Дата и время подачи транспортного средства под погрузку — указывается согласно достигнутой ранее договорённости. Если такая договорённость не была в явной форме достигнута, строку можно оставить незаполненной или написать фактическое время прибытия.
Фактическая дата прибытия — указывается по предъявлению водителем удостоверения личности и путевого листа.
Фактическая дата убытия — указывается после выдачи заполненных транспортных накладных водителю.
Фактическое состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования — к примеру: «Без видимых повреждений, пломба №. » или «Помятые короба, без опломбирования».
Масса груза — полная масса груза (брутто).
Количество грузовых мест — полное количество грузовых мест.

Итак, приступим к заполнению. Для Вашего удобства порядок заполнения будет описан в той последовательности, в которой в транспортной накладной расположены её графы. Те разделы, которые, наш взгляд, не требуют пояснения, пропущены для повышения читабельности текста. Если у Вас останутся вопросы, я проконсультирую вас.

Его может нанять любой из указанных фигурантов и производить с ним расчеты условленным совместно способом. То есть доставка может совершаться за деньги получателя (при договоренности) или за средства отправителя. Допустим и вариант разделения обязанностей. Сумма выплачивается частями от каждого или одним плательщиком (с их последующим взаимозачетом или без). Но транспортирующая организация чаще всего не выписывает ТТН сама. Этим занимаются основные участники. Однако, на пути следования может произвестись переадресовка. Тогда доставляющим человеком на ходу прописываются изменения. Исправляются строки «Грузополучатель» и «Пункт разгрузки». При поступлении заказа в междугороднюю транспортную организацию перевозчик может сам оформлять форму N 2-тм в 5-ти копиях и вносить реквизиты в заголовке на основании заявки и путевого листа N 4-м.

Если используется стандартизированный бланк, то для опытных сотрудников его оформление не станет чем-то затруднительным. Однако, государство в свое время разрешило не пользоваться разработанными ранее форматами первичных документов. Предприятия как хозяйствующие субъекты могут разрабатывать их сами. Транспортирующие организации и заказчики постоянно имеют дело с этими накладными. Это несколько усложняет процесс работы для последующих фигурантов.

Она бывает унифицированной, то есть единой для применения. Можно брать стандартный для всех формат, чтобы наверняка избежать претензий от налоговой за самоуправство при ведении документации. Все сведения умещаются на одном листе А4 при компактном размещении информации и горизонтальном расположении. Используемые здесь коды можно смотреть в общероссийском классификаторе.

Если предполагается несколько листов, то про дополнительные нужно обязательно упомянуть. Причем на последующих страницах дублируется кол-во ТМЦ и задействованных мест. Водитель тоже вносит сведения: километраж, затраты на поездку, штрафные меры за неверно оформленные документы, простой и пр. В конце бухгалтер перевозчика прописывает расчет.

Ее оформление происходит при перевозке ТМЦ от одного владельца к другому. Сама доставка производится самостоятельно силами компании-отправителя или при содействии компании-перевозчика (третье лицо). Тот, кто отправляет груз, выписывает и накладную (его изначальный собственник для отчуждения права или одно из подразделений предприятия-собственника в адрес другого). При использовании услуг коммерческой перевозки договор на них может составляться отправителем или получателем. Тогда обсуждаемый документ может выписываться той или другой стороной.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Законом N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.

Подскажите, пожалуйста, по правилам заполнения формы 1-Т (ТТН). Поставщик в СПб поставляет товар грузополучателю во Владивостоке. Его везут в несколько этапов: первый перевозчик — сам поставщик своими силами до транспортной компании в СПБ, потом товар передается для перевозки 2 перевозчику — транспортной компании, уполномоченной на перевозку покупателем. Как правильно заполнить в транспортном разделе ТТН пункт разгрузки? Нужно указать адрес транспортной компании в СПБ или адрес грузополучателя во Владивостоке? Адрес грузополучателя, указанный в разделе 1 ТТН, должен совпадать с адресом разгрузки при оформлении поставки товара или это необязательно?

При этом в соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Закон N 259-ФЗ) транспортная накладная является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза. Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов (пункт 2 статьи 8 Закона N 259-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» утверждена форма транспортной накладной.

Рекомендуем прочесть:  Ущерб здоровья инвалидам чаэс индексация в 2023 году

Пунктом 1 ст. 785 ГК РФ установлено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Однако и в Порядке заполнения транспортной накладной, установленном Постановлением Правительства РФ № 272, нет указаний, каким образом заполняется ТН при доставке груза собственными силами поставщика до места передачи его транспортной компании. Следовательно, заполнение ТН производится исходя из фактического содержания хозяйственных действий на основании норм ГК РФ.

Загрузка и разгрузка в нескольких местах: кто и сколько ТТН оформляет

Прежде всего следует помнить, что с применением товарно-транспортной накладной (ТТН) оформляется услуга перевозки, а не поставки. Вопрос оформления ТТН на сегодня регулируется Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденными приказом Минтранса от 14.10.1997 № 363 (далее — Правила № 363).

Так, в соответствии с пунктом 11.4 Правил № 363 обязанность выписывать ТТН на перевозку грузов автомобильным транспортом возложена на заказчика. Заказчик выписывает ТТН в количестве не менее четырех экземпляров и удостоверяет все эти экземпляры подписью и при необходимости печатью (штампом).
При этом заказчиком может быть исключительно грузоотправитель или грузополучатель, который заключил с перевозчиком договор о перевозке грузов. В свою очередь грузоотправителем признается любое физическое или юридическое лицо, подающее перевозчику груз для перевозки. Соответственно, грузополучатель, который заказывает услуги перевозки, одновременно выступает и грузоотправителем. Ведь именно у него имеющиеся договорные отношения с перевозчиком.

Предприятие нанимает в АТП грузовой автомобиль для перевозки строительных материалов от места закупки до строительного объекта. Автомобиль за одну поездку загружается в нескольких разных поставщиков и разгружается на нескольких строительных объектах. Кто в таком случае будет считаться грузоотправителем: предприятие или поставщики? И сколько ТТН при этом необходимо оформлять?

Обязанности же поставщика ограничиваются в этом случае исключительно подготовкой товара к отгрузке, извещением об этом покупателя и передачей товара или непосредственно покупателю или перевозчику. В частности, если самим договором о поставке предусмотрено, что передача товара покупателю осуществляется на складе поставщика без обязанности последнего доставить свой товар покупателю. И тот факт, что поставщик является фактическим грузоотправителем, при таких обстоятельствах никакого значения не имеет.
Итак, грузоотправителем в этой ситуации выступает предприятие-грузополучатель, которое с момента получения товара на складе поставщика становится его владельцем. Поэтому именно это предприятие выписывать ТТН.

загрузки в нескольких разных поставщиков
Грузоотправителю целесообразно составлять отдельную ТТН (по 4 экземпляра) для каждого пункта (каждой отдельной адреса) загрузка с обязательным заполнением всех реквизитов, как это требуется действующим формой ТТН. Так, в форме ТТН требуется указывать конкретное местонахождение одного пункта загрузки. Тем более, если речь идет о загрузке в нескольких различных пунктах различного рода грузов или различных партий грузов, которые могут иметь свою специфику. А также, несмотря на то, что право собственности на каждую партию товара грузоотправитель вступит в разный период времени: на один товар — с момента его отпуска со склада одного поставщика, на другой — с момента отпуска товара со склада второго, третьего и т. д.

При этом суды указывают, что НК РФ не содержит требования об обязательном заполнении всех граф унифицированных форм бухгалтерских документов и отдельные нарушения не могут служить основанием для отказа в принятии к учету таких документов, поскольку они не свидетельствуют об отсутствии затрат, а выявленные недостатки в оформлении первичных документов контрагентами не препятствуют установлению факта осуществления расходов, не отменяют их документального подтверждения и производственной направленности (постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2009 N А13-3235/2006, от 18.02.2009 N А13-10133/2007, ФАС Поволжского округа от 21.05.2009 N А55-16309/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 26.11.2008 N А82-14889/2007-28, ФАС Центрального округа от 30.10.2008 N А35-4506/07-С15, ФАС Западно-Сибирского округа от 15.10.2008 N Ф04-6208/2008(13449-А45-15), Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2009 N 09АП-9223/2009). При этом заметим, что приведенные последние решения арбитражных судов относятся к периоду, когда применение унифицированных форм бухгалтерских документов являлось обязательным.

Отметим, что данные об адресе в строках «Грузоотправитель» и «Пункт погрузки» могут совпадать только в том случае, если фактически товар отгружается с территории, являющейся местом регистрации организации-грузоотправителя. Если же товар отгружается, например, со склада, принадлежащего грузоотправителю, но расположенного на иной территории, нежели он сам, данные в рассматриваемых строках совпадать не будут.

В связи с этим, по нашему мнению, в рассматриваемом случае организации необходимо самостоятельно составить ТТН, в которой она будет выступать в роли грузоотправителя, а заказчик — в роли грузополучателя. В строке «Пункт погрузки» следует указывать адрес склада (т.е. производственной площадки поставщика в Вологодской области), с которого фактически происходит отгрузка продукции.

Для подтверждения сделанных выводов можно обратиться к Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом (далее — Инструкция), утвержденной Минфином СССР, Госбанком СССР, ЦСУ при Совете Министров СССР, Минтрансом РСФСР 30.11.1983 NN 156, 30, 354/7, 10/998 (относится к старой форме ТТН, но порядок заполнения, установленный Инструкцией, может применяться к действующей форме ТТН с поправками на те строки и графы, которые были изменены). В Приложении N 3 к Инструкции приведен Порядок изготовления, учета и заполнения товарно-транспортных накладных на перевозку грузов автомобильным транспортом. В соответствии с п. 9 данного приложения в заголовочной части ТТН следует, в частности:

Таким образом, в строке «Грузоотправитель» ТНН указываются данные владельца груза либо лица, действующего от его имени. Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Соответственно, в рассматриваемой строке должен быть указан юридический адрес грузоотправителя.

  1. Информация о грузоотправителе. Здесь указывают полное название хозяйствующего субъекта или ФИО заказчика, адрес места нахождения (места жительства — для физлиц), ФИО работника, ответственного за организацию транспортировки, его телефон. Если грузоотправитель — экспедитор, то нужно поставить отметку в соответствующее поле. Это правило введено с 1 января 2023 года. Также появился новый раздел «1а» Клиент (Заказчик организации перевозки) (при необходимости).
  2. Информация о грузополучателе. Сведения, аналогичные вышеуказанным.
  3. Наименование груза и сведения о нем. Указывают число мест, маркировку, вид тары, разновидность упаковки, массу нетто, брутто, объем и т.д. Если груз опасный, то такую информацию тоже надо отметить. По новым правилам нужно указать еще объявленную стоимость груза и реквизиты бумаг, подтверждающих отправку.

Правила перевозок груза автомобилем описаны в правительственном постановлении №2200 от 21 декабря 2023 года. Они заменили собой правила, утвержденные постановлением Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, которые утратили силу. Форма транспортной накладной является Приложением №4 к этим Правилам.

Если компания или физическое лицо выбирает способ доставки груза посредством сторонней компании-перевозчика, то оформляют транспортную накладную. Этот документ подтверждает, что был заключен договор транспортировки. К заполнению транспортной накладной предъявляются жесткие требования, поскольку документ в числе прочих необходим для получения вычета по НДС для некоторых предпринимателей и компаний. Расскажем, как правильно его заполнить с учетом новых правил, действующих с 1 января 2023 года.

Накладная удостоверяет, что был заключен договор о перевозке. Нужно внимательно заполнять форму, указывать в ней правильные данные: точные адреса, регистрационные номера, наименования компаний, груза и т.д. Подписывать транспортную накладную должно только уполномоченное на это лицо. У него должна быть доверенность на право подписи таких бумаг. Если документ будет заполнен с недочетами, то налоговая может отказать в признании расходов на транспортировку и в вычете по НДС.

  • Сведения о сопроводительных документах на груз. Нужно указать номера и даты составления каждого прилагаемого к грузу документа: товарные накладные, счета-фактуры, инструкции, разрешения, регистрационные бумаги.
  • Указания грузоотправителя. Какие параметры транспортного средства нужны для отправки груза, санитарные особенности перевозки, температурные и другие параметры.
  • Данные о лице, от которого забирается груз (ФИО, ИНН, адрес места жительства и т.п.), а также информация о месте приема груза. Указывают место приема груза, какого числа и во сколько должен быть сдан груз, фактические данные о времени прибытия и убытия автомобиля, масса груза и количество грузовых мест. Здесь же расписываются грузоотправитель (или его доверенное лицо) и водитель, принявший груз.
  • Информация о месте выгрузки. Указывают данные, аналогичные тем, что находятся в пункте выше. Расписываться должны грузополучатель и водитель, сдавший груз.
  • Условия транспортировки груза. Сколько можно хранить груз в терминале перевозчика, периоды погрузки-выгрузки, действия при порче, повреждении, утрате, штрафы за те или иные нарушения.
  • Сведения о принятии заказа к исполнению. Здесь ставят дату, когда заказ был принят. Расписывается лицо, принявшее заказ.
  • Данные о перевозчике груза. Для физлица указывают ФИО, адрес, номер телефона. Для юридического — название компании, адрес места нахождения, номер телефона. Также указывают ФИО водителя и его номер телефона.
  • Информация об автомобиле. Это марка, вместимость, грузоподъемность, регистрационные номера и т.д. Здесь же по новым правилам нужно указать тип владения автомобилем: 1 — собственность, 2 — аренда, 3 — лизинг.
  • Замечания перевозчика. Пишут, если есть какие-либо замечания представителя компании-перевозчика. Это могут быть отметки о состоянии груза, возможных изменениях условий перевозки.
  • Прочие условия. Тут отмечают сроки действия спецразрешения, маршрут движения, режим труда и отдыха шофера, данные о коммерческих актах и т.д.
  • Переадресовка груза. Его заполняют, если имело место изменение пункта доставки груза.

    Начинает ее оформление отправитель, он вносит информацию о себе, транспортной компании по перевозке, перемещаемом товаре. Получатель дополняет документ сведениями о приемке, а водитель — в процессе выполнения услуг проставляет подписи при поступление и сдаче груза, отметки и замечания.

    Несмотря на введение понятия «электронная транспортная накладная» данные в Налоговую инспекцию и Министерство транспорта необходимо по прежнему передавать на бумаге. Электронный документооборот с государственными структурами будет доступен только с 2023 года.

    Обновленная форма транспортной накладной состоит из заголовка и разделов (17), заполнение каждого из них не является обязательным условием. Одним из уточнением 2023 года — отсутствие пустых строк, если какие-то строки не требуют заполнения, то в них обязательно ставятся прочерки.

    • раздел 1 «грузоотправитель» — новое поле для отметки, что экспедитор является отправителем груза;
    • раздел 1а «клиент» — указываются сведения о заказчике груза;
    • раздел 3 «груз» — фиксируется объявленная ценность перевозимого товара и реквизиты отгрузочной документации;
    • раздел 6 «прием груза» — прописываются сведения о лице, передавшем ценность представителю предприятия-заказчика;
    • раздел 11 «транспортное средство» — указывается тип владения ТС (собственник, арендатор, лизингополучатель).
    • — заполняется в случае отправки товара с экспедитором.
    • 3 — содержит информацию о грузе: количество, наименование, вес, маркировка, объем, подсказки для заполнения конкретных данных расположены на самом формуляре.
    • 4 — описывает сведения о сопроводительных бумагах, он заполняется по необходимости, если перемещение товара невозможно без подтверждения качества товара (заключение ветеринара, санитарная и таможенная документация).
    • 5 — вписываются требования грузоотправителя к перевозчику товара и, непосредственно, к транспортному средству (тоннаж, характеристика кузова), условия перевозки (температурный и санитарный режим, карантинные и таможенные требования), сроки транспортировки, сохранность груза (тип запорного устройства, стоимость товара, возможность перегруза).
    • 6 — заполняется прием груза в 2 этапа: при формировании накладной указывается адрес и плановая загрузка товара и при загрузке транспортного средства фиксируется дата и время прибытия и убытия автомобиля, текущее состояние груза.
    • 7 — сдача груза состоит из 2 частей: одну из них заполняет отправитель (адрес и плановая загрузка), вторую — получатель (фактическая дата прибытия и убытия транспортного средства).
    • 8 — заполняются по мере надобности условия транспортировки и действия сторон сделки при утрате груза (санкции при утрате материальных ценностей, нарушение условий перевозки).
    • 9 — данные о принятии заказа к выполнению, подпись водителя.
    • 10 — информация о транспортной компании-перевозчике: наименование или ФИО частного предпринимателя, юридический адрес, телефон.
    • 11 — сведения о перевозящем транспортном средстве: тип, марка, грузоподъемность, регистрационный номер, форма собственности.
    • 12 — дополнения, замечания в процессе перевозки.
    • 13 — заполняются при необходимости прочие условия, реквизиты разрешительных документов при перевозке опасного груза, маршрут групногабаритного транспорта, режим водителя.
    • 14 — информация о переадресовке вносится по мере надобности в устной или письменной форме, указывается источник информации, новый адрес доставки.
    • 15 — подписи каждой из сторон сделки с указанием должностей ответственных лиц.
    • 16 — расчетная стоимость перевозки, расшифровка показана в правой части раздела.
    • 17 — указывается расчет договорных штрафов, налагаемых на каждого участника перевозки, описываются обстоятельства, являющиеся основанием для взыскания санкций и их расчет.

    В каждом виде бизнеса есть процессы с повышенным риском, приводящие к штрафным санкциям. Для интернет-магазинов такой проблемной точкой является неправильное оформление либо отсутствие первичных учетных документов (накладных) при доставке товара покупателю и при перемещении товара со склада в магазин. Елена Жугер, директор и учредитель компании «БелАудитАльянс» рассказывает, как правильное заполнение одной строчки в товарно-транспортной накладной помогает избежать серьезных проблем.

    Основание — часть 4 статьи 12.17 КоАП. Она предусматривает, что приобретение, хранение, транспортировка, реализация товаров без наличия требуемых сопроводительных документов влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или без конфискации.

    — В 2023—2023 в нашей практике встречалось много претензий к интернет-магазинам со стороны контролирующих органов. Основная проблема в таких спорах в том, что за нарушения при оформлении накладных применяются меры ответственности в виде конфискации товаров или выручки, полученной от продажи этих товаров.

    Пример из практики нашей компании. Налоговая инспекция в ходе оперативной проверки установила, что в 2023 индивидуальный предприниматель при доставке товаров покупателям (физическим лицам) не оформлял товарно-транспортные накладные на перемещение товаров со склада к месту доставки. Был составлен протокол об административном правонарушении. Сумма нарушения в протоколе была равна всей выручке ИП за год — 300 000 белорусских рублей (сумма указана после деноминации). При этом доход (прибыль) была равен 15 000 руб. Таким образом, сумма выручки от реализации товаров, на который не было сопроводительных документов, подлежала конфискации в доход бюджета. При рассмотрении дела суд принял сторону налоговой инспекции.

    Ситуация 3: в случае доставки товара в адрес одного покупателя, например, по адресу: Минск, ул. Кальварийская, в строке «Пункт разгрузки» можно указывать только наименование населенного пункта — г. Минск, без указания точного адреса.
    Как видно, правила простые. Но благодаря им можно избежать серьезных штрафных санкций.

    Кроме того, транспортная накладная не требует детального перечисления того, из чего складывается стоимость перевозки (тариф за тонну, за тонно-километр, разбивка пройденного расстояния в зависимости от категории дорог, время простоя под погрузкой и разгрузкой, доплата за срочность и пр.), как это делается при оформлении товарно-транспортной накладной. В транспортной накладной выставляется конечная стоимость услуги, однако вместе с тем прозрачны дополнительные расходы перевозчика: отдельно указываются траты на получение разрешения (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов), на оплату проезда по платным автомобильным дорогам , на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, промывку и дезинфекцию транспортного средства. Плюс, включены графы, специально предназначенные для фиксирования нарушений со стороны грузоотправителя, грузополучателя или перевозчика и установления размера штрафных санкций.

    Что касается поставщика, осуществляющего доставку товара покупателю собственными силами, то все зависит от того, на каких именно условиях проходит доставка. Если по договору покупатель обязуется возместить транспортные расходы, то в таком случае поставщик выступает в роли перевозчика, а значит, оформление товарно-транспортной накладной (или просто транспортной) действительно необходимо. Для поставщика этот документ станет основанием для возмещения транспортных расходов. В то время как в соответствии с товарной накладной (ТОРГ-12) он сможет списать, а покупатель — оприходовать товар.

    Так как транспортная накладная регулирует только процесс грузоперевозки и порядок ее выполнения, она не требует таких сведений, как стоимость доставляемого товара. Единственное, в 5-й графе среди указаний грузоотправителя может быть отмечена объявленная стоимость груза. Делается это чаще всего тогда, когда груз является особо ценным, и для того, чтобы в случае его порчи, потери и пр. по вине перевозчика рассчитать причитающуюся с него сумму ущерба.

    Теоретически, товарно-транспортная и транспортная накладные взаимозаменяют друг друга. Ведь они обе выполняют одинаковые функции: доказывают факт осуществления грузоперевозки, определяют ее условия, служат основанием для расчета с перевозчиком, подтверждают расходы на доставку товара. И обе содержат сведения о грузе и условиях его транспортировки.

    С транспортной накладной все предельно ясно: она подтверждает факт заключения договора на перевозку груза. Если таковой договор отсутствует (а доставка товара собственными силами его не подразумевает), то и оснований для оформления транспортной накладной нет.

    В нижней части графы 13 может указываться объявленная стоимость груза. Перевозчику необходимо знать, что если отправитель объявляет стоимость груза выше предела, установленного ч. 3 ст. 23 Конвенции КДПГ, то объявленная стоимость заменяет установленный Конвенцией предел ответственности перевозчика (25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 г золота 900-й пробы). При этом отправитель обязан выплатить перевозчику определенную соглашением сторон надбавку к провозной плате.

    В графе 7 содержится количество мест груза. Как правило, до 90% всех грузов, перевозимых автомобилями, находятся на поддонах и для перевозчика наиболее приемлемым является, если в пункте 7 будет указано количество поддонов. Это число легко проверить, определив количество рядов поддонов и умножив на два (в грузовом отделении в ряд становится два поддона).

    Составление CMR-накладной подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза. Бланк CMR-накладной состоит из десяти (четырнадцати) страниц с незаполненными графами, отпечатанными на самокопирующейся бумаге, имеет учетную серию и номер, одинаковые для всех страниц. Записи в него заносятся без применения копировальной бумаги, что требует от перевозчиков аккуратного обращения с бланком. Ни в коем случае нельзя на накладной CMR оформлять какие-либо документы (путевые листы, тахограммы и проч.), так как накладная будет испорчена.

    Если накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в накладной. В конвенции не указано, что оговорки перевозчика должны быть заверены грузоотправителем.
    Оговорки перевозчика должны быть вписаны в первый экземпляр, остающийся у грузоотправителя, а так как страницы CMR изготовлены из самокопирующейся бумаги, то содержание оговорок отпечатается на всех страницах. Ни в коем случае нельзя вписывать оговорки в оставшиеся экземпляры, если перевозчик не сделал их в первом экземпляре, оставшемся у грузоотправителя. В случае возникновения претензий грузоотправитель легко докажет непорядочность перевозчика, предъявив первый экземпляр CMR с чистой графой 18.

    • Графа 1 «Отправитель (наименование, адрес, страна)»,
    • Графа 2 «Получатель (наименование, адрес, страна)» — наименования, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.
    • Графа 3 «Место разгрузки груза» — страна и место (адрес) доставки груза.
    • Графа 4 «Место и дата погрузки груза» — страна, место (адрес) и дата принятия груза к перевозке.
    • Графа 5 «Прилагаемые документы» — перечень прилагаемых документов. При этом водитель должен проверить, совпадают ли указанные номера документов с их фактическими номерами.
    • Графа 6 «Знаки и номера» — знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых грузов, в том числе опасных, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Контейнер, перевозимый на автомобильной площадке, относится к оборудованию (таре) для перевозки груза, поэтому номер контейнера указывается в графе 6 CMR «Знаки и номера».
    • Графа 7 «Количество мест» — количество мест груза. Водитель должен проверить его соответствие фактическому количеству.
    • Графа 8 «Род упаковки» — род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.). Вид тары может указываться сокращенно.
    • Графа 9 «Наименование груза» — наименование груза.
    • Графа 10 «Статист. №» — код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики.
    • Графа 11 «Вес брутто, кг» — вес брутто (вес груза с упаковкой) в килограммах.
    • Графа 12 «Объем, куб. м» — объем, занимаемый грузом, в кубических метрах.

    Чтобы списывать и приходовать товары, применяется ТТН, тогда как для той же цели в дополнение к ТН понадобится ещё ТОРГ-12. Использовать оба документа ТН и ТН в комплекте необходимо только при перевозке алкогольных напитков и спиртосодержащих продуктов. В остальных же случаях достаточно одной из форм. Ни ТН, ни ТТН не требуется вовсе, если покупатель на своём транспорте забирает груз со склада поставщика. Тогда поставить на приход товар можно, используя товарную накладную (ТОРГ-12), а зафиксировать расходы на транспортировку с помощью путевого листа. Если с компанией-перевозчиком заключён договор фрахтования, то вместо ТН оформляют заказ-наряд.

    • товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме 1-Т, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 11.1997 г. № 78;
    • транспортная накладная (ТН), форма утверждена правительственным постановлением от 04.2011 г. № 272 в приложении 4 к Правилам транспортировки грузов.

    При этом второй вариант бумаги не отменяет действия первого, поэтому ТН можно оформлять, равно как и ТНН, обе бумаги подтверждают затраты и правомерность процесса транспортировок, таким образом, можно применить любую из форм. Предназначение транспортной накладной заключается в подтверждении законности перевозок, так что она не замещает товарную накладную ТОРГ-12.

    1. Первый раздел предполагает внесение данных о грузоотправителе (ФИО или полное название организации, адрес, номер телефона и пр.).
    2. В следующем разделе вносятся те же сведения, но уже относящиеся к получателю груза.
    3. Здесь указывается наименование груза, информация о его состоянии, значения массы, габариты и прочие необходимые данные.
    4. Перечисляется сопроводительная документация, которая следует вместе с объектом перевозки (сертификаты, разрешения, товарные накладные и т. д.).
    5. Если требуется, отправителем обозначаются особенные требования к трансферу (специальные условия содержания перевозимого объекта, объявленная ценность и т. п.).
    6. Сведения о приёмке груза (адрес места погрузки, дата, время и др.). Здесь же проставляются подписи отправителя и водителя, указываются должности лиц.
    7. Сведения о вручении груза (адрес места выгрузки, дата, время и др.). Проставляются подписи получателя и водителя, указываются должности лиц.
    8. Восьмая графа предполагает внесение сведений об условиях трансфера, особенных условиях перемещения или хранения на промежуточных пунктах, штрафах, в соответствии с договором и прочих особенностей. Штрафные меры за простой транспорта, нарушение сроков поставки и т. д. при наличии здесь прочерка определяются по общим правилам, регламентированным Федеральным законом от 8.10.2007 г. № 259-ФЗ.
    9. Девятый раздел информирует о принятии заказа услуги к выполнению.
    10. Раздел предполагает внесение данных о перевозчике (название компании, адрес, телефонный номер, ФИО лица, осуществляющего трансфер, контактный телефон).
    11. Сведения о транспорте, посредством которого осуществляется транспортировка (количество, марка автомашины, госномера).
    12. Здесь перевозчик при необходимости может отметить замечания по поводу фактического состояния объекта перевозки или его упаковки и т. д. при приёме/сдаче, изменения условий на маршруте либо при выгрузке.
    13. Данный раздел отражает маршрут движения тяжеловесного или крупногабаритного транспорта (в прежнем варианте документа были сведения о маршруте груза).
    14. Раздел нужно заполнить, если сменилось место доставки.
    15. Указывается стоимость грузоперевозки, осуществляемой тяжеловесным или крупногабаритным транспортом (ранее стоимость перемещения груза).
    16. Здесь датируется оформление накладной и подписывается отправителем и перевозчиком.
    17. Указываются нарушения, произошедшие в процессе транспортировки, штрафы и претензии любой из сторон.

    Транспортная накладная в 2023 году выглядит несколько иначе в результате обновления согласно правительственному постановлению от 12.12. 2023 г. № 1529, а именно изменениям подверглись 13 и 15 разделы. В новой редакции Правила перевозки автотранспортом регулируют транспортировку грузов тяжеловесными или крупногабаритными транспортными средствами, тогда как до внесения правок речь шла о перемещении тяжеловесных или крупногабаритных грузов, этими обновлениями обусловлено редактирование и образца накладной.

    Правила заполнения международной товарно-транспортной накладной (CMR)

      • счет-фактура (invoice);
      • отгрузочная спецификация;
      • сертификат качества, если грузы имеют промышленное происхождение;ветеринарный сертификат, если грузы имеют животное происхождение;
      • карантинный сертификат, если грузы имеют растительное происхождение;
      • сертификат о происхождении (certificate of origin);
      • акт загрузки.

    Пункт 2 содержит реквизиты грузополучателя (наименование, адрес, страна). Необходимо также иметь номер телефона грузополучателя для решения возникающих вопросов на таможне при въезде в страну, для поиска офиса получателя в случае плохого владения национальным языком получателя.

    Например, согласованная с перевозчиком дата доставки груза. Перевозчик обязан знать, что в случае просрочки в доставке, если заявитель требования докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать провозных платежей.

    В пункте 1 указываются реквизиты грузоотправителя (наименование, адрес, страна). Кроме этих данных перевозчик обязан записать номер телефона и фамилию контактного лица грузоотправителя на случай, если возникнут какие-либо вопросы в процессе перевозки (на таможне, у грузополучателя).

    Если накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в накладной. В конвенции не указано, что оговорки перевозчика должны быть заверены грузоотправителем.

    Энциклопедия решений

    Транспортная накладная (далее также — ТН) подтверждает заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом. Необходимость оформления такого первичного учетного документа, как ТН, обусловлена требованиями норм п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 20 ст. 2, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Закон N 259-ФЗ), п. 6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.

    Если доставка продукции (товара) осуществляется «самовывозом» без привлечения третьего лица по договору перевозки (затраты по перевозке несет покупатель), то обязанности по оформлению ТН у отправителя груза не возникает, поскольку договор перевозки вообще не заключается (см. письмо Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123). В таком случае факт перевозки (а также затраты на перевозку) организация-покупатель может подтвердить путевым листом.

    Однако даже в этом случае подтверждением заключения договора перевозки, в том числе в целях налогового и бухгалтерского учета, будет являться именно ТН (письмо УФНС России по г. Москве от 29.08.2011 N 16-15/083465@). Соответственно, при осуществлении перевозки алкоголя оформляются оба документа: ТН подтверждает непосредственно заключение договора, а ТТН является обязательным сопроводительным документом.

    Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей (по аналогии с товарной накладной), и транспортного, определяющего взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с перевозчиками за оказанные им услуги по перевозке грузов.

    — продавец товара берет на себя обязанности по доставке на основании отдельного договора, либо на основании договора купли-продажи с условием о доставке, при этом стоимость доставки в договоре выделена отдельно. То есть, по сути, заключается смешанный договор (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

  • Adblock
    detector