Ооо На Усн Доходы Нужна Ли Путевка На Служебный Автомобиль

Бизнесменов штрафуют за поездки без путевых листов

Путевые листы не нужны, только если сотрудник компании поехал на служебном автомобиле по своим делам: на рыбалку, за грибами или в магазин. Поездка за счёт компании будет считаться доходом сотрудника. Бухгалтерия заплатит с этого дохода налог на доходы физических лиц (письмо Минфина).

Медосмотр перед каждой сменой должен проходить только штатный водитель, а техосмотр нужен в любом случае — неважно, кто вы: транспортная компания или ИП, который перевозит товары для своего магазина. Не обязательно брать в штат медика и слесаря — можно работать со специалистами на аутсорсе.

Пройти проверку ГИБДД. Это касается индивидуальных предпринимателей и компаний, которые перевозят пассажиров и чужие грузы. Они должны иметь путевые листы (ст. 6 закона 59-ФЗ). Если машина зарегистрирована на ИП или компанию, а багажник и салон забиты круассанами, инспектор наверняка поинтересуется, куда везёте, и попросит путевой лист. Но если вы забросили на заднее сидение десяток ромовых баб для кофейни, ему вряд ли удастся вас прижучить. ГИБДД не имеет права спрашивать у вас путевой лист, если вы едете по делам бизнеса на своём или служебном автомобиле, но ничего и никого не перевозите.

Доказать, что водитель и автомобиль в порядке. Перед сменой штатный водитель обязан пройти медицинский осмотр, а автомобиль — техосмотр. Если в дороге что-то случится и люди или груз пострадают, это поможет доказать, что машина была исправной, а водитель — здоров. Если в путевом листе не будет этой информации, доказать свою правоту не удастся.

  1. ФИО водителя. Если автомобиль используют несколько водителей, нужно оформить путевой лист на каждого.
  2. Дата и время предрейсового и послерейсового медицинского осмотра. Его должен проходить только штатный водитель. Если автомобилем управляет другой сотрудник компании или индивидуальный предприниматель, проходить медицинский осмотр не нужно (ст. 23 закона 196-ФЗ).
    Брать в штат медика не обязательно — можно сотрудничать с частной клиникой на аутсорсе.

В «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 2 предусмотрено формирование путевых листов по унифицированным формам №№ 3, 3 спец, 4-П, 4-С, 6, 6 спец, ЭСМ-2, утв. постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, а также по форме № 412-АПК, утв. приказом Минсельхоза России от 16.05.2003 № 750.

В связи с этим, при езде без путевого листа, правомерно говорить об отсутствии предрейсового медицинского осмотра и осуществлении техконтроля перед выездом ТС с места стоянки. Соответственно штрафные санкции за отсутствующий п/л могут включать несколько статей КоАП РФ об админ. правонарушении.

С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению в связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012).

Действие путевого листа в большинстве случаев не может превышать 1 день. Исключением являются рейсы, которые превышают продолжительность рабочей смены. В этом случае срок действия равен длительности рейса или сроку, который соответствует количеству дней, относящихся к рабочей смене.

Путевой лист грузового автомобиля ИП в 2023 году не имеет унифицированной формы. Каждый предприниматель имеет право самостоятельно разрабатывать бланк документа. Перечень обязательных реквизитов приведен в Разделе № 1 Приказа Минтранса № 368. При их отсутствии путевой лист ИП грузового автомобиля недействителен и не может быть использован для подтверждения расходов.

За личное пользование служебным автомобилем надо заплатить НДФЛ

При этом доходом налогоплательщика признается экономическая выгода, полученная в том числе в натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая по правилам главы 23 НК РФ (п.1 ст.41 НК РФ).

Порядок оформления использования служебного автомобиля в личных целях прямо законом не установлен, но вы можете предусмотреть такую возможность в трудовом договоре, а также в специальном локальном нормативном акте. После этого рекомендуем издать приказ об использовании служебной машины в личных целях и составить акт приема-передачи транспортного средства.

В самой главе 23 НК РФ порядка определения размера получаемой физическим лицом экономической выгоды нет. Хотя из ее содержания можно сделать вывод, что в целях выполнения налоговым агентом своих обязанностей организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой физическими лицами.

Так как положений, предусматривающих освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц безвозмездного пользования служебным автомобилем в личных целях, статья 217 НК РФ не содержит, указанный доход подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК РФ (п.1 ст. 211 НК РФ, письмо Минфина России от 09.03.2023 № 03-04-05/13125).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;
— Энциклопедия решений. Учет горюче-смазочных материалов;
— Энциклопедия решений. Учет компенсаций за использование личных автомобилей в служебных целях;
— Энциклопедия решений. Безвозмездное пользование транспортным средством;
— Энциклопедия решений. Путевой лист;
— Вопрос: Работники организации (генеральный директор, служба безопасности) используют личные транспортные средства в служебных целях. При этом сотрудники сами управляют транспортным средством и самостоятельно оплачивают расходы на бензин. По итогам месяца организация оплачивает работникам фактические расходы на приобретение ГСМ. В трудовых договорах данных работников нет указания на разъездной характер работы. Как лучше оформить отношения с работниками в данной ситуации: как договор безвозмездного использования транспортного средства или как компенсацию за использование личного транспортного средства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2023 г.)
— Вопрос: Организация ежемесячно заправляет по топливной карте личные транспортные средства сотрудников (главный инженер, прораб, инженер по охране труда и т.д.). Сотрудники используют личный транспорт в производственных целях (несколько строительных объектов), не в рамках командировок. Организация не является автотранспортной. Использование личного транспорта в служебных целях планируется оформить договором аренды или договором безвозмездного пользования. Можно ли списать ГСМ на затраты в целях налогообложения (налог на прибыль) с учетом возможных последствий по НДФЛ и страховым взносам? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2023 г.)
— Вопрос: Отдельным сотрудникам, в том числе генеральному директору (ООО на УСН («доходы»), по трудовым договорам — разъездной характер работы), использующим принадлежащие им на праве собственности легковые автомобили, приказом руководителя выплачивается ежемесячная компенсация за использование личного транспортного средства в служебных целях в размере 1000 руб. и возмещаются расходы на ГСМ, а также оплачиваются другие расходы, включая обязательное добровольное страхование, все виды ремонта и техническое обслуживание автомобиля. Подлежат ли данные выплаты обложению НДФЛ и другими обязательными страховыми платежами? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2023 г.)
— Вопрос: Организация (общая система налогообложения) заключила договор аренды автомобиля без экипажа с сотрудником организации. Сотрудник работает в штате организации в должности водителя. Арендуемый автомобиль в собственности сотрудника. Возможен ли вариант выплаты компенсации сотруднику за использование собственного автомобиля? Можно ли отнести стоимость компенсации или арендной платы на расходы в целях налогообложения прибыли и исчисления с этих сумм НДФЛ и взносов? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2023 г.)
— Вопрос: Каковы способы оформления отношений организации с сотрудником при использовании им личного автомобиля в служебных целях? Как правильно компенсировать сотруднику затраты на топливо (бухгалтерский и налоговый учет)? Возможно ли учесть расходы на ГСМ, если отношения с сотрудником по использованию личного автомобиля в служебных целях не оформлены или имеется только приказ по организации по использованию автомобиля сотрудника? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2023 г.)
— Вопрос: Организация не является автотранспортной. Какова периодичность оформления путевых листов легкового автомобиля, используемого директором организации, которые ранее выписывались один раз в месяц? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2023 г.)
— Вопрос: Юридическое лицо — сельскохозяйственный производственный кооператив эксплуатирует собственный легковой и грузовой транспорт. Легковой транспорт используется специалистами без водителя (например, заместитель руководителя, главные специалисты) ежедневно для осуществления должностных обязанностей. Возможно ли с учетом положений приказа Минтранса в новой редакции с 1 марта 2023 года выписывать недельные или месячные путевые листы? В каких случаях? Какая предусмотрена ответственность в случае нарушения сроков в путевых листах? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2023 г.)
— Пример заполнения Путевого листа легкового автомобиля, разработанный с учетом положений приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (в редакции с 1 марта 2023 г.) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, март 2023 г.);
— Компенсация за использование личного транспорта: налоги, взносы, учет (В. Федорович, журнал «Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)», N 1, январь 2023 г.);
— Личный транспорт — в служебных целях (Д. Кислов, журнал «Практическая бухгалтерия», N 10, октябрь 2023 г.).

В соответствии с п. 4 ст. 420 НК РФ не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
Отметим, что норма п. 4 ст. 420 НК РФ практически идентична по содержанию правилу части 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ), утратившего силу с 01.01.2023.
По вопросу применения этого правила Минздравсоцразвития России в письме от 12.03.2010 N 550-19 разъяснило, что к договорам, связанным с передачей в пользование имущества (имущественных прав), относятся договоры аренды имущества, включая транспортные средства. Следовательно, арендная плата, установленная договором аренды транспортного средства без экипажа, заключенным между организацией и ее работником, и выплачиваемая работнику, не является объектом обложения страховыми взносами согласно части 3 ст. 7 Закона N 212-ФЗ.
Суды также неоднократно высказывали мнение о том, что сумма арендной платы по договору аренды транспортного средства, не предусматривающего оказание за плату услуг по управлению этим транспортным средством, страховыми взносами не облагается на основании части 3 ст. 7 Закона N 212-ФЗ (смотрите, например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 06.02.2023 N Ф04-7008/17, АС Волго-Вятского округа от 22.01.2023 N Ф01-5656/15, АС Центрального округа от 27.05.2023 N Ф10-1303/15, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2023 N 07АП-10355/16).
По нашему мнению, приведенный правовой подход применим и к п. 4 ст. 420 НК РФ в силу идентичности его содержания норме части 3 ст. 7 Закона N 212-ФЗ. Следовательно, в рассматриваемом случае суммы арендной платы по договорам аренды страховыми взносами не облагаются.
Согласно п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции Федерального закона от 29.12.2023 N 394-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2023) объектом обложения страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — страховые взносы от НС и ПЗ) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Гражданское законодательство не относит договор аренды к договорам, предметом которых является оказание услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Обязательством арендодателя по этому договору является не оказание услуг, а предоставление имущества во владение (владение и пользование). Поэтому упомянутые в вопросе выплаты не облагаются и страховыми взносами от НС и ПЗ.

Рекомендуем прочесть:  К2 для розничной торговли в 2023 году

В соответствии со ст. 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
В силу ст. 645 ГК РФ арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую.
Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК РФ). Соответственно, расходы, связанные с исполнением этой обязанности арендатора, могут распределяться между арендатором и арендодателем любым образом по соглашению сторон. Если соответствующего условия договор не содержит, эти расходы возлагаются на арендатора (абзац 2 п. 4 ст. 421 ГК РФ).

В целях главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) с учетом требований п. 1 ст. 252 НК РФ.
На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ. Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей работников установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92. Суммы компенсаций сверх этих лимитов не могут уменьшать облагаемую прибыль (п. 38 ст. 270 НК РФ)*(1).

Затраты на приобретение бензина по топливным картам не признаются для целей налогового учета в полном размере ни в момент уплаты суммы авансовых платежей в счет предстоящей поставки бензина (приобретение карты), ни в момент отгрузки бензина покупателю в топливный бак и списания с топливных карт количества и стоимости проданного бензина. Это связано с тем, что заправка бензина в автомобильный бак на основании чека терминала автозаправочной станции только подтверждает факт приобретения материальных ценностей в виде бензина, но не подтверждает факт использования бензина определенным автомобилем для определенных целей. Основным документом, подтверждающим расход ГСМ, является путевой лист (письмо УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068679@).
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152.
В письме Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354 указано, что порядок, предусмотренный приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, обязателен для применения организациями автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в том числе для подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли организаций. Организации, на которых положения приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 не распространяются, могут использовать путевые листы в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения. При этом налогоплательщик также вправе использовать иные документы, подтверждающие произведенные расходы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В рассматриваемой ситуации организация не является автотранспортной, поэтому она может использовать путевой лист по форме, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, либо разработать свою форму путевого листа, в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». По вопросу оформления путевых листов также советуем ознакомиться с рекомендуемым материалом.
Представители Минфина России и налоговых органов также указывают, что основанием для учета расходов на ГСМ являются путевые листы и документы о приобретении топлива и смазочных материалов: кассовые и товарные чеки, товарные накладные и другие (смотрите письма Минфина России от 13.04.2007 N 14-05-07/6, от 29.12.2006 N 03-05-02-04/192, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068679@, от 30.01.2009 N 19-12/007413@, от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 22.02.2007 N 20-12/016776, от 20.09.2005 N 20-12/66690).

Пусть условно перевозки осуществляются автобусом, базовая норма расхода бензина по которому определена 15,2 л на 100 км. Автомобиль, проезжая по одному и тому же маршруту, увеличивает пробег на 50 км. Применим формулу из р.2 п. 8 норм Минтранса АМ-23-Р: Qн = 0,01 * Hs * S * (1 + 0,01 x D) + Hот * T.

Что касается перевозок, то мнения судей различны. Так, ФАС ЗСО в постановлении №Ф04-2219/11 по делу №А27-10300/2010 от 17/05/11 г. делает вывод, что путевые листы для подтверждения расходов необходимы в любом случае, поскольку эти документы свидетельствуют о работе автомобиля фактически в производственных целях.

Не представляют сложности и расчеты расхода ГСМ на работу агрегатов, о них подробно говорилось выше. Рассмотрим на примере учет ГСМ без путевок по нормативам, если речь идет о постоянных маршрутах. Нормы и формулы расчета, принятые Минтрансом как рекомендательные (документ АМ-23-Р от 14/03/08 г.), можно использовать в данном случае.

В то же время ФАС СЗО в постановлении №Ф07-2241/12 по делу №А42-3168/2011 от 12/04/12 г. говорится: путевой лист – не единственный документ, подтверждающий, что расходы на ГСМ экономически обоснованы. Поддерживает эту позицию и постановление 9-го ААС №09АП-12355/12 от 9/06/12 г. Организации, основной вид деятельности которых не относится к перевозкам, могут обойтись в своей работе без путевых листов, как унифицированных, так и самостоятельно разработанных.

Списание ГСМ в затраты невозможно без их документального подтверждения. Основным документом, выполняющим эту функцию, считается путевой лист, однако он не является единственным способом зафиксировать понесенные затраты в учете. Организации, не являющиеся транспортными, могут использовать иные документы, соответствующие требованиям ФЗ-402 «О бухучете». О том, в каких случаях возможен учет ГСМ БЕЗ путевых листов и как это сделать правильно, публикуем ниже.

Аренда автомобиля учредителя: какой договор нужно оформить

Согласно ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Таким образом, сутью договора аренды транспортного средства с экипажем является предоставление, помимо транспортного средства, также и услуг по управлению транспортным средством силами арендодателя.

В случае предоставления в аренду учредителем какого-либо имущества (в том числе, автомобиля), доходом учредителя является сумма арендной платы и организация должна выполнять функции налогового агента по НДФЛ. То есть, согласно ст. 224 НК РФ, в день выплаты дохода (перечисления арендной платы), организация, выплачивающая доход учредителю, должна исчислить, удержать из дохода и перечислить в бюджет сумму НДФЛ по ставке 13% (Письма МФ РФ от 16.08.2013 N 03-04-06/33598, от 29.12.2023 N 03-04-05/79439, от 27.08.2023 N 03-04-05/49369, 09.04.2012 N ЕД 4-3/5894, Определение ВАС РФ определение от 13.01.2023 N 304-КГ15-17425).

Выплата компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях возможна только сотруднику организации, с которым заключен трудовой договор. Данная компенсация предусмотрена ст. 188 ТК РФ, в которой прямо указано, что компенсация выплачивается работнику организации за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием.
Следовательно, учредитель организации, с которым не заключен трудовой договор, на данный вид компенсации рассчитывать не может.

На основании ст. 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
При этом, организация, являющаяся арендатором транспортного средства, должна ежемесячно начислить арендодателю, арендную плату за пользование автомобилем. В договор аренды можно включить пункты о том, что расходы на ГСМ, техобслуживание и ремонт несет арендатор, то есть организация.
Основанием для учета расходов на ГСМ являются путевые листы и документы на приобретение бензина и прочих ГСМ: кассовые и товарные чеки. Путевыми листами подтверждается производственный характер расходов.
Унифицированные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, но они обязательны лишь для автотранспортных предприятий. Поэтому если ваша организация таковой не является, то вы можете разработать бланк путевого листа самостоятельно, указав обязательные реквизиты, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (Письмо МФ РФ от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161).

Рекомендуем прочесть:  Как заполнить 2 НДФЛ за 2023 год в сбис онлайн

Арендная плата, уплачиваемая по договору аренды автомобиля с экипажем, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Вознаграждение за услуги, связанные с технической эксплуатацией и управлением автомобилем, выплачиваемое арендодателю, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Письмо МФ РФ от 21.09.2012 N 03-03-06/1/495

Фирма применяет УСН. Объект налогообложения «Доходы». С сотрудниками фирмы заключены догвора аренды легкового автомобиля, т.к. работы связана с разъездами. Обязательно ли составлять путевые листы, еcли сотрудникам выплачивается компенсация за использование автомобиля?

Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов, осуществляемого в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.
Согласно ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином России.
В соответствии с Порядком отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, в Книге учета доходов и расходов в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражаются все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.
В п. 2 Порядка определено, что в графе 2 разд. I Книги учета доходов и расходов указываются дата и номер первичного документа, на основании которого осуществляется регистрируемая операция. В графе 4 организации отражают доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 250 НК РФ.
Графа 5 заполняется только теми налогоплательщиками, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. В этой графе налогоплательщики отражают расходы, указанные в ст. 346.16 Кодекса и п. 6 ст. 346.18 Кодекса.
Следовательно, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, не отражают в налоговом учете расходы, производимые за счет доходов, остающихся в их распоряжении после налогообложения. В связи с этим документальное подтверждение понесенных расходов в данном случае в целях налогообложения не требуется. В то же время суммы полученных налогоплательщиками доходов в обязательном порядке должны быть подтверждены соответствующими первичными документами, оформленными на основании требований, предъявляемых законодательством.

2. Как следует из части третьей ст. 213 ТК РФ, нормами Трудового кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Так, в соответствии с абзацем шестым п. 1 ст. 20, п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Указанные осмотры проводятся за счет средств работодателя. При этом в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством.

При этом отметим, что организация, кроме того, может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Так, суд указал, что лицо, управляющее автомобилем, принадлежащим организации, является участником дорожного движения и осуществляет транспортную перевозку по дорогам общего пользования, в связи с чем данное юридическое лицо, а следовательно, и водители, допущенные к управлению транспортным средством, обязаны выполнять требования законодательства, в том числе в части предрейсового медицинского осмотра, при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств (решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики — Чувашии от 25.02.2023 по делу N 12-351/2023).

Работник организации, занимающий должность заместителя директора, постоянно использует легковой автомобиль, принадлежащий на праве собственности юридическому лицу, для служебных поездок. В трудовом договоре заместителя руководителя не указано, что он в рамках своих должностных обязанностей должен управлять автомобилем. Транспортные услуги организация не оказывает, в штате водителя нет.

Тем не менее следует иметь в виду, что судебная практика чаще придерживается расширительного толкования положений указанных выше нормативных правовых актов. В частности, основываясь на положениях ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ), обязывающих всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют любую деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, суды приходят к выводу о том, что нормы УАТ РФ и Обязательных реквизитов об обязательном оформлении путевого листа при перевозке пассажиров и грузов распространяются и на те организации, которые производят такие перевозки для собственных нужд (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529, решение Омского областного суда от 09.02.2023 по делу N 77-80/2023). В качестве дополнительного аргумента суды ссылаются и на то, что формулировка п. 2 Обязательных реквизитов не ограничивает круг лиц, обязанных оформлять путевые листы, только теми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют перевозки грузов и пассажиров в рамках оказания услуг по соответствующим договорам, а указывает, что Обязательные реквизиты должны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, организации рекомендуется оформлять и выдавать путевые листы в рассматриваемой ситуации.

Таким образом, толкование приведенных норм в их совокупности свидетельствует о том, что оформление путевого листа на каждое автотранспортное средство и, следовательно, его наличие у водителя организации необходимы только в тех случаях, когда перевозка осуществляется организацией в рамках оказания услуг по соответствующим договорам о перевозке грузов, пассажиров и багажа. Если же перевозка осуществляется для собственных нужд организации, то необходимость оформления и выдачи водителю путевого листа отсутствует (решение Новосибирского областного суда от 25.02.2023 по делу N 7-70/2023).

Использование автомобиля директора при применении УСН

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. № 92 (в ред. от 09.02.2004 г.) утверждены нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Согласно п.п. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ.

Минфин РФ в письме от 22.06.2004 г. № 03-02-05/2/40 сообщил, что расходы на приобретение горюче-смазочных материалов в пределах норм, определенных в технической документации к транспортному средству, и расходы по оплате услуг автостоянки, в случае если с предприятием, содержащим автостоянку, заключен договор на оказание услуг, могут быть признаны в целях налогообложения единым налогом при УСН.

Предприятие на УСН, объект налогообложения: доходы минус расходы, учредитель – физическое лицо, доля уставного капитала 100%. Учредитель является директором предприятия, ему ежемесячно начисляется заработная плата. В его собственности имеется автомобиль, который он использует для производственных поездок.

При этом в соответствии с письмом Минфина РФ от 21.07.1992 г. № 57 «Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок» выплата компенсации производится в тех случаях, когда работа сотрудников по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями.

  1. Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также — транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

К счастью наш герой, которого остановили сотрудники ГИБДД для проверки документов, знал об этом Постановлении и фактически процитировал его слово в слово сотрудникам полиции. В итоге инспекторы ДПС сразу забыли о своей просьбе и неожиданно переключились на путевой лист, потребовав таким образом предъявить заполненный документ указав на то, что автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо, а значит, в соответствии с законодательством все водители управляющие корпоративным транспортом обязаны возить с собой и предъявлять по первому требованию заполненные путевые листы.

  • пункт 9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях»

Обратите ваше внимание друзья на выделенный красным цветом текст. Этот пункт указывает нам на то, что водители обязаны возить с собой путевой лист только в установленных законом случаях. То есть, путевой лист, если следовать логике закона, водитель должен возить с собой не всегда. Иначе бы в законе не было бы отметки об «установленных случаях«.

  • «Перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз уполномоченному на их получение лицу»
Рекомендуем прочесть:  Региональные выплаты при рождении второго ребенка в ростовской области 2023

Тем не менее следует иметь в виду, что судебная практика чаще придерживается расширительного толкования положений указанных выше нормативных правовых актов. В частности, основываясь на положениях ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ), обязывающих всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют любую деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, суды приходят к выводу о том, что нормы УАТ РФ и Обязательных реквизитов об обязательном оформлении путевого листа при перевозке пассажиров и грузов распространяются и на те организации, которые производят такие перевозки для собственных нужд (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529, решение Омского областного суда от 09.02.2023 по делу N 77-80/2023). В качестве дополнительного аргумента суды ссылаются и на то, что формулировка п. 2 Обязательных реквизитов не ограничивает круг лиц, обязанных оформлять путевые листы, только теми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют перевозки грузов и пассажиров в рамках оказания услуг по соответствующим договорам, а указывает, что Обязательные реквизиты должны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, организации рекомендуется оформлять и выдавать путевые листы в рассматриваемой ситуации.

1. Обязана ли организация выдавать путевой лист в рассматриваемом случае? Может ли организация выписывать путевой лист на год, или она обязана выписывать его на каждую поездку? Должен ли выписываться путевой лист в случае, если сотрудник управляет автомобилем по доверенности?

При этом отметим, что организация, кроме того, может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Так, суд указал, что лицо, управляющее автомобилем, принадлежащим организации, является участником дорожного движения и осуществляет транспортную перевозку по дорогам общего пользования, в связи с чем данное юридическое лицо, а следовательно, и водители, допущенные к управлению транспортным средством, обязаны выполнять требования законодательства, в том числе в части предрейсового медицинского осмотра, при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств (решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики — Чувашии от 25.02.2023 по делу N 12-351/2023).

Трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, под которой понимаются работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (часть первая ст. 15 ТК РФ). Условие о трудовой функции является обязательным для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Вместе с тем отсутствие в трудовом договоре (должностной инструкции) прямого упоминания об обязанности работника управлять транспортным средством, принадлежащим работодателю, не освобождает последнего от необходимости проводить предрейсовые медицинские осмотры и работника от прохождения таких осмотров, если исходя из фактических обстоятельств следует, что работник выполняет функции по управлению транспортным средством. Так, в постановлении от 19.12.2023 N 18-АД16-173 Верховный Суд РФ принял во внимание, что в обязанности работников, занимающих должность торгового представителя, входило в том числе посещение клиентов на вверенном маршруте в соответствии с маршрутным листом, а также то обстоятельство, что от лиц, претендующих на занятие указанной должности, требовалось наличие водительского удостоверения и стажа вождения не менее одного года. В результате суд пришел к выводу о том, что работники осуществляли функции водителей и, следовательно, подлежали предрейсовым медосмотрам. Анализ судебной практики показывает, что на вывод суда о распространении на работника и работодателя норм, регламентирующих проведение предрейсовых медицинских осмотров, могут повлиять и другие обстоятельства, а именно: наличие путевых листов, оформленных на работников, факт заключения работодателем в прошлом договоров с медицинскими организациями на проведение предрейсовых осмотров работников и т.д. (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Саратова Саратовской области от 22.12.2023 по делу N 12-309/2023).

Как следует из вопроса, в трудовом договоре заместителя руководителя не указано, что он в рамках своих должностных обязанностей должен управлять автомобилем, принадлежащим работодателю. По мнению представителей инспекции труда в такой ситуации организация не обязана обеспечивать прохождение им предрейсовых медицинских смотров (Вопрос: В организации на балансе есть автомобиль, который в служебных целях использует директор. Организация нетранспортная, водителя в штате нет. Необходимо ли директору проходить предрейсовые медицинские осмотры? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2023 г.; Вопрос: В нашей компании руководителям для мобильности предоставляются транспортные средства (автомобили), взятые в лизинг. Необходимо ли вышеуказанным руководителям проходить обязательные (предрейсовые и периодические) медицинские осмотры? Руководители не выполняют работы по перевозке пассажиров и грузов (просто ездят на работу с работы) (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», январь 2023 г.).

Если ГСМ закупается в организации не централизованно, а приобретается через подотчетных лиц по мере надобности, то обязательным документом является авансовый отчет, заполненный водителем и утвержденный должностным лицом, имеющим соответствующие полномочия. К авансовому отчету в обязательном порядке подшиваются все документы, подтверждающие расходы.

Списание ГСМ в затраты невозможно без их документального подтверждения. Основным документом, выполняющим эту функцию, считается путевой лист, однако он не является единственным способом зафиксировать понесенные затраты в учете. Организации, не являющиеся транспортными, могут использовать иные документы, соответствующие требованиям ФЗ-402 «О бухучете». О том, в каких случаях возможен учет ГСМ БЕЗ путевых листов и как это сделать правильно, публикуем ниже.

Предприятия, занимающиеся автоперевозками в качестве основного вида деятельности, обязаны использовать унифицированную форму, утвержденную Росстатом РФ. Остальным предоставлено право, как использовать унифицированную форму, так и собственную при условии наличия всех необходимых граф.

Если договор является возмездным, то арендная плата также может быть принята арендатором к зачету на основании ст. 346.16 НК РФ в части пункта 1 подпункта 5. Но данное положение не касается ИП в части использования личного транспорта в предпринимательских целях.

Согласно п. 1 указанного Порядка субъекты малого предпринимательства – юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, ведут Книгу учета доходов и расходов, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражаются хозяйственные операции, осуществленные в отчетном периоде.

Рассматриваем Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152. В Разделе I пункта 2 указано, что «обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи». Согласно данной норме, если организация осуществляет эксплуатацию легкового автомобиля, ей необходимо заполнять путевой лист, независимо от того, перевозит ли она грузы, пассажиров или просто осуществляет деловые поездки.

Однако в Разделе III пункта 9 порядка заполнения путевого листа указано, что «путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях». Исходя из этих данных, оформляют путевой лист организации, которые перевозят пассажиров или грузы.

В Определении Верховного суда РФ от 22.04.2023 N 301-КГ16-3321 было указано, что в том случае, если организации не осуществляет коммерческую перевозку грузов и пассажиров, то требования Закона № 196-ФЗ и Устава автомобильного транспорта, а также принятых в соответствии с ними иных нормативных актов, которые относятся к организациям и ИП, перевозящим пассажиров и грузы НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ.

Если рассматривать требования по безопасности дорожного движения ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые эксплуатируют транспортные средства, обязаны выполнять ряд требований в том случае, если они осуществляют перевозку пассажиров и или грузов (коммерческие перевозки), а также перевозку для собственных нужд других лиц, кроме водителя и (или) материальных объектов) автобусами и грузовыми автомобилями.

Основные документы, на которые необходимо опираться – это Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152.

ГИБДД охотится на водителей без доверенностей и путевых листов

В трудовом договоре с начальником управления может быть предусмотрена компенсация стоимости ГСМ при перемещении с дома на работу и обратно. В этом случае, начальнику необходимо выплатить компенсацию понесенных расходов. В противном случае данные расходы должны производиться за его счет.

Перед началом работы в такси, следует изучить требования к перевозчикам, которые устанавливает законодатель, так как их неисполнение приведёт к назначению штрафных санкций. В 2023 году таких требований действительно много, за нарушение каждого таксисту назначается штраф.

субъекта – штраф в размере 20 000 рублей, к самому субъекту хозяйствования – штраф в размере 30 000 рублей, а если субъект не зарегистрирован, но осуществляет предпринимательскую деятельность, то штраф может достигать 100 000 рублей. Штрафные санкции за выезд без путевого листа применяются к юр.

Но на самом деле сотрудники ГИБДД выписали штраф не законно, и его можно было легко, оспорив в суде, отменить. Все дело в том, что наш герой, несмотря на управление автомобилем, который принадлежит юридическому лицу, был не обязан возить с собой заполненный путевой лист, поскольку не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров или грузов.

И поди докажи, что директор со своей семьей в выходные едут на служебной машине на дачу, а не по делам фирмы. При этом водители должны иметь при себе путевые листы с обязательными реквизитами, заполненные в установленном Минтрансом порядке, то есть, помимо данных о машине, компании-владельце и водителе, нужно указывать еще время и пробег при выезде на рейс, а также ставить отметки о дате и времени предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя!

Adblock
detector