Осуществление деятельности в области промышленной безопасности

Статья 6

1. К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.

2. Обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, деклараций промышленной безопасности.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления указанных документов, если такие документы находятся в распоряжении лицензирующего органа, органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Лицензирующий орган самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в уполномоченных органах, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

1. По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин.
2. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
В состав указанной комиссии также включаются:
представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект;
представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной комиссии.
4. Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ, страхования, изготовления оборудования и в других областях.
5. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и ее работники обязаны представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.
6. Результаты проведения технического расследования причин аварии заносятся в акт, в котором указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда, допущенные нарушения требований промышленной безопасности, работники, допустившие эти нарушения, а также меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии, и содержатся предложения по предупреждению подобных аварий.
7. Материалы технического расследования причин аварии направляются в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, а также в иные заинтересованные государственные органы.
8. Порядок проведения технического расследования причин аварии и оформления акта технического расследования причин аварии устанавливается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.
9. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.

1. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
2. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
2. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган.

1. В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, и возлагает на него осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, имеет подведомственные ему территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.
2. Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно — правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативные технические документы, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее — промышленная безопасность) — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;
авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;
инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

Осуществление деятельности в области промышленной безопасности

ж) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальники отделов и заместители начальников отделов в территориальном органе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора;

24. На опасных производственных объектах I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора) в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — постоянный государственный надзор).

73. Целевое значение показателя «снижение количества аварий, произошедших на опасных производственных объектах», превышающее нулевое значение, свидетельствует о положительной динамике снижения количества аварий, произошедших на опасных производственных объектах, за отчетный год.

9. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

2. В Положении о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2023 г. N 1661 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, N 42, ст. 6626):

Осуществление деятельности в области промышленной безопасности

б) наличие зданий или нежилых помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности, а также оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

16. При проведении мероприятий по профилактике нарушений лицензионных требований специальные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не проводятся.

д) проведение экспертизы промышленной безопасности декларации промышленной безопасности, разрабатываемой в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемой декларации промышленной безопасности;

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников ее центрального аппарата и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

б) проведение экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если эта документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;

8. Субъектом правонарушений могут быть как граждане (см. ч. ч. 1 и 2 данной статьи), так и должностные лица, и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.

Организации, ведущие взрывные работы (работы с взрывчатыми материалами), обязаны иметь соответствующую документацию, склады и иные специальные места хранения взрывчатых материалов, транспорт для перевозки взрывчатых материалов и службы, включающие исполнителей и руководителей взрывных работ.

6. Объективная сторона правонарушения состоит в действии или бездействии, повлекших нарушение требований промышленной безопасности при обращении с взрывчатыми веществами, которые касаются их получения, использования, переработки, хранения, транспортировки, уничтожения и учета на опасных производственных объектах (см. Единые правила безопасности при взрывных работах, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 30 января 2001 г. N 3 // БНА ФОИВ. 2001. N 29).

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов. В составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта разрабатывается декларация промышленной безопасности.

Отсутствие надлежащего производственного контроля на технологических участках и рабочих местах входит в число основных причин аварий и несчастных случаев на промышленных объектах. О распространенности данного вида нарушений свидетельствует и практика прокурорского надзора.

Рекомендуем прочесть:  Начислят ли пенсию если нет стажа

С марта 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее –Закон № 22-ФЗ), нормы которого направлены на повышение уровня защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от аварий на опасных производственных объектах и их последствий.

Прокурорами выявляется значительное количество нарушений при проверках готовности предприятий к локализации и ликвидации аварий. Организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, не разрабатывают планы предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций, не создают резервы финансовых средств и материальных ресурсов на эти цели, не заключают договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами. На объектах нет (либо не поддерживаются в работоспособном состоянии) систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии.

Распространенности нарушений в сфере промышленной безопасности способствует ненадлежащее отношение некоторых госинспекторов к проведению проверок. Выявление только очевидных нарушений, без глубокого анализа причин и принятия мер, направленных на их устранение, приводит к тому, что однотипные нарушения выявляются из года в год.

Поскольку наиболее жесткие требования промышленной безопасности установлены к объектам, относящимся к I и II классу опасности, возможны случаи умышленного занижения организациями их класса опасности, что должно своевременно пресекаться уполномоченными органами.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

1. Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.

Охрана труда и промышленная безопасность: в чем отличия

В квалификационных справочниках указаны две профессии: «Специалист по охране труда» и «Инженер по промышленной безопасности». Законодательством не запрещено совмещать эти должности. С другой стороны, есть некоторые нюансы. У инженера по промышленной безопасности должно быть законченное высшее профильное техническое образование. Для совмещения постов сотруднику, выполняющему обязанности специалиста по охране труда, нужно закончить курсы проф переподготовки.

На сайтах предложений о работе часто встречаются объявления о поиске инженера по охране труда и промышленной безопасности. Можно подумать, что эти два понятия являются синонимами. Однако это не совсем так. Что такое промышленная безопасность? Это деятельность, направленная на минимизацию последствий аварий на опасных объектах производства. Это создание особых условий, при которых риск возникновения чрезвычайной ситуации сведен практически к нулю. Охрана труда представляет собой комплекс мероприятий, которые проводятся не только на крупных предприятиях, но и во всех других малых организациях вне зависимости от формы собственности.

Существует множество курсов по повышению квалификации и профессиональной переподготовке по направлению «Инженер по промбезопасности». Если нет возможности лично присутствовать на лекциях, стоит записаться на дистанционное обучение. Такая форма занятий организована в Современной научно-технологической академии. Для зачисления в СНТА не нужно сдавать вступительные экзамены (требуется заявка, копии паспорта и диплома, подписанный договор и внесение оплаты). Слушатель самостоятельно изучает материал, который размещен в электронной библиотеке Академии, а в конце сдает проверочную работу. По результатам он получает удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке (в зависимости от выбранного курса). Документы установленного образца принимаются на всех предприятиях РФ. Стандартизированный учебный план предполагает рассмотрение таких вопросов, как:

Ориентирована на соблюдение законодательных и правовых норм, обеспечение работы техники, приборов и контрольных систем, проведение экспертизы состояния построек и оборудования, осуществление диагностической и испытательной деятельности, освидетельствование сооружений и технических устройств.

  • контроль и проверка выполнение правил и требований промышленной безопасности;
  • организация и выполнение ряда экспертиз и контроля производства;
  • разработка плана и графика мероприятий по локализации аварий и устранению их последствий;
  • подготовка работников организации к аттестации по промбезопасности;
  • информирование сотрудников об изменениях требований по промышленной безопасности и т. д.

Ростехнадзор разъясняет: Виды работ в лицензии на эксплуатацию ОПО (до 2023 г

Ответ: Правовым управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрено Ваше обращение (вх. № 100/11428 от 14.08.2023) по вопросу, связанному с лицензированием деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Виды работ (услуг), выполняемые (оказываемые) в составе лицензируемого вида деятельности, определяются соискателем лицензии (лицензиатом) самостоятельно в соответствии с перечнем выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II, III классов опасности, приведенном в Положении.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2023 № 1102 (далее — Положение № 1102) в состав лицензируемого вида деятельности входит перечень работ согласно приложению к Положению: производство, применение, хранение или распространение взрывчатых материалов промышленного назначения.

Прошу разъяснить, какие виды работ необходимы в лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, согласно » Приложению к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, для эксплуатации ОПО Сеть газопотребления (имеющей признак опасности только 2.1 и состоящей только из газопроводов и газоиспользующего оборудования).

Исходя из анализа норм Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, а также » Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492, для эксплуатации опасного производственного объекта «сеть газопотребления» (имеющей признак опасности только 2.1 и состоящей только из газопровода и газоиспользующего оборудования), в соответствующей лицензии необходимо наличие только следующего вида работ, выполняемого в составе лицензируемого вида деятельности: использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II или III классов опасности.

8. Информация об организациях, получивших аттестат, или о прекращении действия аттестата размещается уполномоченным органом на его интернет-ресурсе или публикуется в республиканских периодических печатных изданиях на казахском и русском языках.
Уполномоченный орган ведет реестр выданных и прекративших свое действие аттестатов.
Сноска. Статья 14-13 с изменениями, внесенными законами РК от 26.05.2008 № 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2 ); от 04.05.2010 № 275-IV ; от 10.01.2011 № 383-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 15.07.2011 № 461-IV (вводится в действие с 30.01.2012); от 10.07.2012 № 36-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

1. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников опасных производственных объектов по вопросам промышленной безопасности возлагаются на владельцев опасных производственных объектов.
2. Программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации должны быть согласованы с главным государственным инспектором области, города республиканского значения, столицы.
3. В организациях создаются постоянно действующие экзаменационные комиссии.
Члены постоянно действующих экзаменационных комиссий организаций сдают экзамены в комиссии уполномоченного органа под председательством Главного государственного инспектора Республики Казахстан в области промышленной безопасности или его заместителей.
В состав постоянно действующих экзаменационных комиссий включается государственный инспектор в области промышленной безопасности по согласованию с территориальным подразделением уполномоченного органа.
Члены экзаменационных комиссий, создаваемых в подразделениях организаций, сдают экзамены в постоянно действующих экзаменационных комиссиях организаций.
Специалисты, инженерно-технические работники и рабочий персонал сдают экзамены в экзаменационных комиссиях, создаваемых в подразделениях организаций.
В работе экзаменационных комиссий принимает участие государственный инспектор в области промышленной безопасности территориального подразделения уполномоченного органа.
4. Программа ежегодного обучения рабочего персонала правилам безопасного выполнения работ должна быть продолжительностью не менее сорока часов и согласована с главным государственным инспектором области, города республиканского значения, столицы.
5. Проверке знаний подлежат все лица, занятые на опасных производственных объектах:
1) рабочий персонал, выполняющий работы на опасных производственных объектах, — ежегодно;
2) технические руководители, специалисты и инженерно-технические работники — один раз в три года с предварительным обучением по сорокачасовой программе;
3) персонал, не связанный с выполнением работ на опасном производственном объекте, — один раз в три года по перечню, утвержденному техническим руководителем организации, с предварительным обучением по восьмичасовой программе.
6. Комиссия по приему экзаменов должна состоять из лиц, прошедших проверку знаний. Состав комиссии определяется владельцем опасного объекта.
7. Обучение работников опасных производственных объектов и прием экзаменов могут производиться в учебной организации, аттестованной уполномоченным органом.
8. В состав комиссии должны входить не менее трех человек.
9. Экзаменационные билеты согласовываются с главным государственным инспектором области, города республиканского значения, столицы.
10. Результаты проверки знаний оформляются протоколами. Протоколы проверки знаний хранятся три года.
11. Лицам, сдавшим экзамены, выдаются удостоверения, подписанные председателем экзаменационной комиссии.
При приеме экзаменов в учебной организации подпись председателя экзаменационной комиссии заверяется печатью организации, подпись государственного инспектора — номерным штампом.
12. Удостоверение действительно на всей территории Республики Казахстан на период указанных в нем сроков.
13. Лица, не сдавшие экзамен повторно, к работе не допускаются.
14. Лица, имеющие просроченные удостоверения, должны сдать экзамен в течение одного месяца после допуска к работе.
15. Все расходы по организации обучения, в том числе по оплате труда членов экзаменационной комиссии, возлагаются на владельца опасного производственного объекта.
16. Для участия государственного инспектора в области промышленной безопасности в работе экзаменационных комиссий организация за пять календарных дней до начала экзамена информирует территориальное подразделение уполномоченного органа о дате и времени проведения экзамена.
В случае неявки государственного инспектора комиссия осуществляет прием экзамена в его отсутствие.
Сноска. Статья 12 в редакции Закона РК от 31.01.2006 № 125 ; с изменениями, внесенными законами РК от 27.07.2007 № 320 (порядок введения в действие см. ст.2 ); от 04.05.2010 № 275-IV ; от 10.01.2011 № 383-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 15.07.2011 № 461-IV (вводятся в действие с 30.01.2012).

Рекомендуем прочесть:  Свежие новости на 2023 год едв ветеранам боевых действий

Воспрепятствование государственному инспектору при выполнении им своих служебных обязанностей влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Сноска. Глава 5 дополнена статьей 15-5 в соответствии с Законом РК от 26.05.2008 № 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2 ).

3. Декларация должна содержать следующие сведения:
1) перечень опасных веществ (в том числе производных) и их характеристики;
2) опасные производственные факторы (каждый фактор в отдельности; во взаимодействии с другими факторами; во взаимодействии с окружающей средой);
3) технологические данные о распределении опасных производственных факторов;
4) анализ опасности и риска;
5) технические решения по обеспечению безопасности;
6) анализ условий возникновения аварийных ситуаций;
7) подготовку персонала к действиям в аварийных ситуациях;
8) схему вероятных сценариев возникновения и развития аварий;
9) план ликвидации аварий (систему оповещения; средства и меры по защите людей; резервные ресурсы для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций; медицинское обеспечение по оказанию помощи пострадавшим).

1. Законодательство Республики Казахстан в области промышленной безопасности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором в области промышленной безопасности, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Осуществление деятельности в области промышленной безопасности

в) после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала такого технического устройства либо восстановительного ремонта после аварии на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

6. В целях настоящего Закона под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности.

7) система управления промышленной безопасностью – комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий;

При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) республиканского органа исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора или его территориального органа о назначении проверки посещать опасные производственные объекты и проводить обследования используемых юридическими лицами, физическими лицами-предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

Осуществление деятельности в области промышленной безопасности

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

1. Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.

отсутствие положительного заключения по результатам экспертизы соответствия лицензиата лицензионным требованиям и условиям по истечении 2 лет со дня получения лицензии или проведения предыдущей аналогичной экспертизы (для составляющих лицензируемую деятельность работ и (или) услуг, указанных в подпунктах 6.2.2 6.2.4 пункта 6 приложения 1 к настоящему Положению).

Обращаем внимание лицензиатов на соблюдение лицензионных требований и условий, предъявляемых к ним при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, указанных в пунктах 138-139 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 1 сентября 2010 № 450 (далее — Положение о лицензировании).

Реестр действующих на 1 марта 2023 г. лицензий, выданных Госпромнадзором на деятельность в области промышленной безопасности (работы и услуги, указанные в подпунктах 6.2.2, 6.2.3, 6.2.4 пункта 6 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»)

Для внесения сведений в государственный реестр опасных производственных объектов декларация промышленной безопасности представляется в одном экземпляре в Госпромнадзор, а в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих Вооруженным Силам Республики Беларусь и транспортным войскам Республики Беларусь, – в управление государственного надзора главной военной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Регистрация опасного производственного объекта осуществляется после проведения его идентификации путем внесения сведений о нем в государственный реестр опасных производственных объектов. По результатам регистрации опасному производственному объекту присваивается регистрационный номер, субъекту промышленной безопасности выдается свидетельство о регистрации опасного производственного объекта.

  • объект I типа опасности – опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
  • объект II типа опасности – опасные производственные объекты высокой опасности;
  • объект III типа опасности – опасные производственные объекты средней опасности.

Техническое диагностирование представляет собой контроль технического состояния потенциально опасного объекта, технического устройства путем проверки соответствия значений параметров потенциально опасного объекта, технического устройства требованиям технической документации. Целью данного контроля является прогнозирование интервала времени (ресурса), в течение которого сохранится работоспособное (исправное) состояние потенциально опасного объекта, технического устройства.

Работники субъекта промышленной безопасности, военнослужащие и гражданский персонал Вооруженных Сил Республики Беларусь и транспортных войск Республики Беларусь, органов государственной безопасности Республики Беларусь, органов пограничной службы Республики Беларусь, сотрудники, имеющие специальные звания, и лица гражданского персонала Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, сотрудники и гражданский персонал органов внутренних дел Республики Беларусь, военнослужащие и гражданский персонал внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта, обязаны предоставлять в специальную комиссию, проводящую техническое расследование причин аварий, комиссию по техническому расследованию причин инцидентов всю информацию, необходимую указанным комиссиям для осуществления их полномочий.

Деятельность в области промышленной безопасности

Кроме того, во время экспертизы оценивается промышленная безопасность зданий и сооружений, а также технических устройств. Еще один важный момент — подготовка персонала в области промышленной безопасности, его обучение и своевременная аттестация. Эти параметры также изучаются в ходе экспертизы.

Правовые основы промышленной безопасности установлены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ. Положения этого закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

На начальном этапе промышленная безопасность оценивается по проектной документации, относящейся к зданиям, сооружениям и техническим устройствам предприятия. Кроме того, в пакете документов, представленном на рассмотрение экспертной комиссии обязательно должна присутствовать декларация промышленной безопасности. В нее предприятие, эксплуатирующее опасный производственный объект, обязано внести достоверную информацию относительно возможных рисков, мероприятий по предотвращению аварий и ликвидации их последствий.

Рекомендуем прочесть:  Если Есть Исполнительный Лист Могу Ли Я Продать Квартиру Минск

Промышленная безопасность — одно из ключевых понятий, когда дело касается опасных производств. Действующий сейчас в нашей стране закон, касающийся данной сферы, обязывает каждый производственный объект, попадающий в категорию опасных, пройти соответствующую экспертизу и получить разрешение на работу. Однако промышленная безопасность — это сложное комплексное понятие, которое включает в себя практически все аспекты, касающиеся деятельности предприятия. Поэтому многие компании обращаются к помощи консультирующих организаций, которые помогают осуществить подготовку к проверке.

Перерабатываемые в производстве вещества при определенных условиях могут вызвать пожара и взрыв, кроме того, они являются токсичными и могут оказывать вредное воздействие на организм человека. В процессе участвует аппаратура, работающая под давлением на которой могут произойти серьезные технологические аварии , связанные с перегревом, разгерметизации и т.д.

Документы по промышленной безопасности, которые проверяет Ростехнадзор

Комментарии: Приказ о назначении на должность руководителя проверяемого лица; приказ о назначении на должность ответственных за организацию и осуществление производственного контроля; приказы о назначении и (или) доверенности на право действовать от имени проверяемого лица (для всех представителей).

Основание для проверки: Статья 9, пункт 3 статьи 11 Закона № 116-ФЗ; постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью» от 26 июня 2013 года № 536.

  1. В организациях нет или недостаточно аттестованных по промышленной безопасности руководителей и специалистов (см. п. 15 таблицы); в любой организации, которая эксплуатирует опасный производственный объект, должны быть минимум три аттестованных сотрудника;
  2. Организации не ведут учет (расследование) инцидентов, происшедших на опасном производственном объекте (см. п. 8 таблицы); как следствие — нет положения о порядке технического расследования причин инцидентов, журнала учета инцидентов, приказа о создании комиссии по расследованию причин инцидентов;
  3. Организации осуществляют производственный контроль за промышленной безопасностью (см. п. 6 таблицы), но забывают, что нужно ежегодно.

22 декабря 2023 года вступил в силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Ростехнадзор) от 3 июля 2023 года № 258. Документом утвержден новый Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности (далее — Административный регламент).

9. Копии документов, подтверждающих обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, в том числе сведения о наличии резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (далее — АСФ); в случаях, предусмотренных Законом № 116-ФЗ, — наличие собственных профессиональных АСФ, а также нештатного АСФ из числа работников; состояние их готовности и укомплектованности, проведение тренировок и учений, их регулярность и эффективность

Законодательство и правовое регулирование в области промышленной безопасности

  • эксплуатация взрывопожароопасных и химически ОПО I, II и III классов опасности;
  • деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
  • деятельность по проведению экспертизы ПБ;
  • деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.
  • средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 ч не более 10 мг на л;
  • средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 ч, не более 10 мг на л;
  • средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 ч не более 10 мг на л.

Для ОПО, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 кг и более, устанавливаются следующие классы опасности:

  1. воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися, и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 ºС или ниже;
  2. окисляющие вещества – вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
  3. горючие вещества – жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
  4. взрывчатые вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
  5. токсичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
  • средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 до 200 мг на кг включительно;
  • средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 до 400 мг на кг включительно;
  • средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 до 2 мг на л включительно;

Для ОПО, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых, устанавливаются следующие классы опасности:

Осуществление деятельности в области промышленной безопасности

заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования и нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

11 Положение о порядке подготовки и проверки знаний персонала для взрывных работ, утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 12.04.01 № 14 (зарегистрировано Минюстом России 01.07.01 № 2831). Правила аттестации персонала в области неразрушающего контроля, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 23.01.02 № 3 (зарегистрировано Минюстом России 17.04.02 № 3378). Правила аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 30.10.98 № 63 (зарегистрировано Минюстом России 04.03.99 № 1721). Технологический регламент проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства, утвержденный постановлением Госгортехнадзора России от 25.06.02 № 36 (зарегистрировано Минюстом России 17.07.02 № 3587).

2.3. Организации обязаны иметь лицензии, выданные Госгортехнадзором России в соответствии с Федеральным законом от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33. Ст. 3430; 2002. № 11. Ст. 1020. № 12. Ст. 1093) и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.02 № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 9. Ст. 928), при осуществлении ими следующих видов деятельности:

В СУПБ интегрируется существующая служба производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. В организации назначается специальный ответственный работник (из числа руководства организации), отвечающий в том числе и за функционирование СУПБ.

2.2. В целях обеспечения промышленной безопасности в рамках общей системы управления организацией может осуществляться внутренний контроль соблюдения требований промышленной безопасности, к основным элементам которого относятся: обязанности руководства организации по соблюдению требований промышленной безопасности; наличие и реализация политики организации в области промышленной безопасности; распределение обязанностей и ответственности в области обеспечения промышленной безопасности между руководством организации, специалистами и структурными подразделениями; наличие нормативных документов по промышленной безопасности, а также соответствующих методических и организационных документов организации.

Виды деятельности в промышленной безопасности

Порядок осуществления деятельности в области промышленной безопасности регламентирован положениями закона 116-ФЗ. Его действие распространяется на промышленные предприятия, которые представляют собой потенциальную опасность для персонала, населения и экологии. Конкретные критерии отнесения к категории опасных объектов производства (ОПО) приведены в приложении № 1 к данному закону. Указанный нормативный документ является обязательным к исполнению для организаций всех форм собственности. Соблюдение его требований контролируется Ростехнадзором.

Чтобы выяснить, какие виды деятельности в области промышленной безопасности предусматривает 116-ФЗ, следует обратиться к ст. 9. Она определяет полный перечень обязанностей организации, осуществляющей эксплуатацию опасного производственного объекта. Необходимость выполнения этих обязанностей относится к эксплуатирующей организации вне зависимости от того, является ли она собственником объекта или выполняет эту работу по договору.

Порядок осуществления деятельности в области промышленной безопасности регламентирован положениями закона 116-ФЗ. Его действие распространяется на промышленные предприятия, которые представляют собой потенциальную опасность для персонала, населения и экологии. Конкретные критерии отнесения к категории опасных объектов производства (ОПО) приведены в приложении № 1 к данному закону.

  • соблюдение актуальных требований законодательства в области промбезопасности, в том числе к отдельным видам промышленных производств;
  • наличие лицензии на виды деятельности, подлежащие лицензированию;
  • предоставление государственным органам информации о состоянии промбезопасности на объекте, предусмотренной законом;
  • наличие в штате необходимого количества работников нужного уровня квалификации;
  • организация регулярного обучения работников в области промбезопасности;
  • осуществление производственного контроля за технологическими процессами;
  • разработка документации, необходимой для данного типа производственного объекта;
  • организация экспертизы промышленной безопасности документации, зданий и оборудования в случаях, когда этого требует действующее законодательство;
  • недопущение несанкционированного доступа третьих лиц на объект;
  • страхование гражданской ответственности собственника опасного объекта на случай нештатной ситуации;
  • выполнение требований законодательства и надзорных органов в случае аварии на производстве;
  • соблюдение иных требований, предусмотренных положениями ст. 9 116-ФЗ.

промышленная безопасность — состояние объекта, предприятия, производства, определяемое комплексом технических и организационных мер, обеспечивающее стабильность параметров технологического процесса и исключающее (или сводящее к минимуму) опасность возникновения аварийной… … Строительный словарь

Промышленная безопасность — состояние условий производства, перевозки, хранения, комплектации, монтажа и утилизации комплекта конструкций и изделий, условий эксплуатации здания, при котором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни или здоровью людей и нанесения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Промышленная безопасность — 13. Промышленная безопасность состояние объекта, предприятия, производства, определяемое комплексом технических и организационных мер, обеспечивающее стабильность параметров технологического процесса и исключающее (или сводящее к минимуму)… … Официальная терминология

  • соблюдать положения Федерального закона N116-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
  • иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;
  • обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
  • допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
  • обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

Промышленная безопасность не является составной частью охраны труда. Можно сказать, что это пересекающиеся множества. Основная цель промышленной безопасности — предотвращение и/или минимизация последствий аварий на опасных производственных объектах. Авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ. Основная цель охраны труда — сохранение жизни и здоровья работников. Т.е. вполне возможны аварии, которые не причиняют вред жизни и здоровью работников, и, наоборот, вред жизни и здоровью работников может быть причинен без аварий.

Adblock
detector