Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)

Согласно вышеуказанным приказам Минфина России, а также положениям федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (приказ Минфина России от 31 декабря 2023 г. N 256н, пункт 16) и стандарта «Доходы» (приказ Минфина России от 27 февраля 2023 г. N 32н, пункты 34, 35), доходы от штрафов за нарушение условий контрактов (договоров), в том числе, в случае когда учреждение является исполнителем договора (арендодателем), подлежат отражению в учете на дату возникновения требований к плательщику штрафов (пеней) и учитываются по соответствующим статьям доходов кода вида доходов бюджетов 000 1 16 90000 00 0000 140, увязанному в целях бухгалтерского учета с подстатьей 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ.

Актуализированная сопоставительная таблица кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов, применяемых в 2023 году, к кодам, применяемым в 2023 году, увязанная с кодом КОСГУ размещена на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в рубрике «Бюджет» подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации».

Учет расчетов по ущербу и иным доходам ведется на счетах аналитического учета счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам», предусмотренного Инструкцией от 01 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений», с указанием в 1-17 разрядах номера счета соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации, в 24-26 разрядах номера счета — подстатьи КОСГУ, соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета).

Доходы учреждения от штрафов за нарушение условий контрактов (договоров) отражаются в бюджетном учете на дату возникновения требований к плательщику штрафов (пеней) и учитываются по соответствующим статьям доходов кода вида доходов бюджетов 000 1 16 90000 00 0000 140. В целях бухучета он увязан с подстатьей 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ.

Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Обязанности по перечислению этих средств в бюджет у учреждения не возникает. Даже если неустойка получена по договору, который заключен за счет субсидии, перечислять эту сумму в бюджет не требуется (письма Минфина России от 24.11.2014 № 02-06-10/59651, от 26.09.2013 № 02-15-11/39907).

Если же в учреждении будет принято решение о перечислении этих средств в доход бюджета, необходимо руководствоваться п. 2.9 письма Минфина России от 10.08.2023 № 02-05-11/52212. Поскольку полученные средства учитываются по КФО 2 и могут быть использованы в текущем году на достижение целей, для которых создано учреждение, отражать перечисление в бюджет этих сумм путем уменьшения доходов по коду аналитической группы подвида доходов 140 некорректно. Средства от приносящей доход деятельности следует перечислять в доход бюджета по виду расходов 853. Таблицей соответствия видов расходов КОСГУ (приложение 5 к указаниям, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н) предусмотрено применение КВР 853 в увязке с любой из подстатей статьи 296 КОСГУ. Исходя из экономического содержания операции, в рассматриваемом случае должна применяться подстатья 296 КОСГУ. Таким образом, неустойка (пеня), полученная от подрядчика, должна быть перечислена в бюджет по КВР 853 и подстатье 296 КОСГУ.

При возникновении у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора, заключенного в рамках деятельности по выполнению задания, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности, признаются собственными доходами учреждения по приносящей доход деятельности. Разъяснения даны в письмах Минфина России от 23.01.2014 № 02-06-07/2378, от 25.03.2013 № 02-06-07/9374. См. также абз. 11 п. 109 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н).

Дебет КДБ 2 209 41 560 Кредит КДБ 2 401 10 141 – предъявлено требование поставщику об уплате штрафа (пени) за нарушение условий договора (п. 109 Инструкции 174н); Дебет КИФ 2 201 11 510 (Увеличение счета 17 141 КОСГУ) Кредит КДБ 2 209 41 660 – поступили денежные средства на лицевой счет учреждения от поставщика в сумме штрафов (пени) (п. 72 Инструкции № 174н).

Доходы учреждения от денежных взысканий (штрафов) за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг относятся на подстатью 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ (п. 3 разд. V указаний, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н).

Расходы в виде штрафных санкций по договорам: бухучет и налогообложение

По нормам ПБУ 10/99 расходы признаются в бухучете независимо от намерения получить выручку или прочие доходы и от формы произведенного расхода (денежной, натуральной или иной), в том отчетном периоде, когда эти расходы имели место, независимо от времени фактической выплаты.

На заметку лицам, применяющим УСН «доходы минус расходы»: санкции за нарушение договорных обязательств не указаны в закрытом перечне расходов, учитываемых при определении налоговой базы по УСН, установленном п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Это значит, что при определении налоговой базы они не учитываются (письмо Минфина РФ от 07.04.2023 N 03-11-06/2/19835).

Расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль ( п. 2 ст. 270 НК РФ).

  • На основании двустороннего акта отражен в расходах штраф за нарушение договорных обязательств:Дебет 91 Прочие расходы Кредит 76 «Расчеты по претензиям»
  • Оплачен штраф за нарушение договорных обязательств:Дебет 76 «Расчеты по претензиям» Кредит 51

Если у организации возникают сомнения в наличии обязанности по уплате неустойки, организация признает оценочное обязательство, когда в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что судебное решение будет принято не в ее пользу, а также оценивает вероятную сумму потерь организации.

Пунктом 36 ФСБУ «Концептуальные основы» установлено, что для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. Поступления денежных средств или их эквивалентов субъекту учета либо в ходе выполнения субъектом учета бюджетных полномочий при исполнении бюджета в бюджет бюджетной системы РФ, возникающие при использовании актива самостоятельно или совместно с другими активами, признаются для целей бухгалтерского учета будущими экономическими выгодами, заключенными в активе (п. 38 ФСБУ «Концептуальные основы»).

Здесь же укажем, что не всегда поставщики (подрядчики) согласны с размером выставляемой им неустойки. В случае если на момент предъявления требования по штрафным санкциям размер поступлений не определен ввиду оспаривания исполнения требования со стороны поставщика, критерии признания доходов в полной мере не выполняются. Поэтому до урегулирования требований, предъявленных недобросовестным исполнителям контрактов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, начисление задолженности (расчетов с дебиторами) следует отражать посредством применения счета 0 401 40 141 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)».

На наш взгляд, применить положения п. 47 ФСБУ «Концептуальные основы» к доход от штрафные санкции в форме штрафов, пеней, начисленных за нарушение поставщиками (подрядчиками) условий контракта (договора), достаточно сложно. Тем не менее не вызывает сомнений, что начисленная сумма штрафов, пеней признается доходом учреждения. Как отмечено в Письме Минфина РФ от 18.10.2023 № 02-07-10/75014, доход признается в результате совершения фактов хозяйственной жизни или наступления событий, в результате которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена.

1) в нарушение требований, установленных ч. 6, 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 10 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2023 № 1042 (далее – Правила № 1042), а также условий заключенных контрактов отдельными заказчиками:

Прежде чем рассматривать порядок отражения на счетах бухгалтерского учета начисления доход от штрафные санкции за нарушение условий контракта (договора), хотелось бы сказать несколько слов о том, что работники Федерального казначейства при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений обращают внимание на исполнение норм Закона о контрактной системе. При этом часто встречаются такие нарушения (см. письма Федерального казначейства от 08.10.2023 № 07-04-05/21-21405, от 13.07.2023 № 07-04-05/21-14791 «О направлении обобщенной информации по результатам контрольных мероприятий»):

Рекомендуем прочесть:  Образец заполнения больничного листа в 2023 из расчета мрот отработано 2 года

Отражаем в учете доходы от штрафных санкций за нарушения условий контракта

Таким образом, начисление штрафов и пеней исполнителю контракта (договора) за несвоевременное и (или) ненадлежащее исполнение своих обязательств в соответствии с условиями заключенного контракта (договора) является обязательным. Несовершение подобных действий со стороны заказчика квалифицируется проверяющими как нарушение проведения закупок товаров, работ, услуг.

Здесь же укажем, что не всегда поставщики (подрядчики) согласны с размером выставляемой им неустойки. В случае если на момент предъявления требования по штрафным санкциям размер поступлений не определен ввиду оспаривания исполнения требования со стороны поставщика, критерии признания доходов в полной мере не выполняются. Поэтому до урегулирования требований, предъявленных недобросовестным исполнителям контрактов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, начисление задолженности (расчетов с дебиторами) следует отражать посредством применения счета 0 401 40 141 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)».

Прежде чем рассматривать порядок отражения на счетах бухгалтерского учета начисления доход от штрафные санкции за нарушение условий контракта (договора), хотелось бы сказать несколько слов о том, что работники Федерального казначейства при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений обращают внимание на исполнение норм Закона о контрактной системе. При этом часто встречаются такие нарушения (см. письма Федерального казначейства от 08.10.2023 № 07‑04‑05/21‑21405, от 13.07.2023 № 07‑04‑05/21‑14791 «О направлении обобщенной информации по результатам контрольных мероприятий»):

Есть возможность оценить стоимость объекта бухгалтерского учета с учетом положений ФСБУ «Концептуальные основы», кроме случаев, установленных иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности

1) в нарушение требований, установленных ч. 6, 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 10 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2023 № 1042 (далее – Правила № 1042), а также условий заключенных контрактов отдельными заказчиками:

О признании дохода в виде штрафных санкций по договору

Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

«В качестве документального подтверждения признания должником обязанности по уплате сумм штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств и (или) по возмещению убытков (ущерба) исходя из условий договора могут являться любые документы или действия контрагента, подтверждающие факт признания нарушения обязательства, позволяющий определить размер суммы, признанной должником».

Отметим, что в вышеупомянутом Письме Минфина РФ от 24.07.2023 № 03-03-06/1/42838 также идет речь о «проведении зачета» как о событии, подтверждающем согласие должника на вменяемые ему штрафные санкции. Вместе с тем, о проведении зачета Минфин РФ рассуждает именно в контексте действий должника, свидетельствующих о его согласии со штрафными санкциями. То есть, как мы понимаем, финансовое ведомство в своем разъяснении предполагает такой зачет, о котором должник не просто уведомлен, но и выразил в какой-либо форме согласие на его проведение.

Согласно п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации» прочими доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров. Согласно п. 10.2 рассматриваемого ПБУ штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником.

На основании подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) являются дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

Вместе с тем, наступление сроков уплаты неустойки и иных обстоятельств, указанных в договоре, не означает получения фирмой внереализационного дохода. Выплату не включают в расчет в целях налогообложения прибыли. При кассовом методе неустойка признается доходом только при внесении ее на банковский счет либо фактической оплате наличными (ст. 273-2 НК РФ). Такой же порядок признания доходов применяют и «упрощенцы» (ст. 346.17 НК РФ).

Сущность неустойки описывает ГК РФ в ст. 330-1. Как правило, конкретные условия выплаты неустойки и виды нарушений стороны сразу прописывают в договоре. Нередки случаи, когда бизнес-партнеры договариваются о компенсации в момент выявления нарушения, с намерением сохранить деловые связи на будущее. Подписывается дополнительное соглашение к договору.

  1. Пеня представляет собой сумму, нарастающую с течением времени. Начальной точкой расчетов будет момент нарушения. Пеня начисляется непрерывно, до даты, когда нарушенные обязательства будут исполнены. Размер пени обычно рассчитывается в процентах за 1 просроченный день, к примеру, по ставке ЦБ 1/300 за календарный день. Соглашением может предусматриваться и иной порядок расчета.
  2. Штраф – фиксированная выплата либо рассчитанная в процентах от суммы договора. Она не зависит от момента исполнения обязательств.

Полное или частичное неисполнение договорных обязательств, нарушающее условия заключенной сделки, предусматривает ответственность нарушителя. Неустойка – сумма, компенсирующая потери «пострадавшей» стороны при ненадлежащем исполнении договора, уплачиваемая нарушителем. Рассмотрим, как отразить неустойку в налоговом учете получателя и должника.

Чтобы корректно отразить сумму неустойки в налоговом учете, следует обратить внимание на особенности условий, прописанных договором. Кроме неустойки, сторонами может предусматриваться возмещение убытков. Как правило, убытки возмещаются в части, которую не покрыла неустойка. Однако могут устанавливаться и иные условия, например:

Бюджетное или автономное учреждения обладают правом расходования полученных сумм в соответствии с Планом ФХД, так как такие поступления являются их внереализационными доходами. Нужно только вовремя внести изменения в установленном порядке в План ФХД, увеличив общие суммы поступлений и выбытий и определив направления расходования.

  • Чем отличаются понятия «неустойка», «штраф» и «пеня»
  • Какое законодательство регулирует выплату неустойки
  • 3 способа взыскания неустоек
  • Какими проводками начислять неустойки казенным, бюджетным и автономным учреждениям
  • Какие показатели отражаются в отчетных формах

2.1.1. зачисление средств непосредственно на счет администратора (04).

  • наличных из кассы:
    Д-т (КДБ) 1. 210.02 (140)
    К-т (КИФ) 1. 210.03. (610) / 17.30 (610)
    или
  • безналичных от поставщика (подрядчика):
    Д-т (КДБ) 1. 210.02 (140)
    К-т (КДБ) 1. 209.40. (560) либо (КДБ) 1. 205.41. (560)
    В «1С»: документ «Кассовое поступление».

2.1.2. зачисление средств в доход с отражением «транзитом» на счете ПБС (03) в качестве восстановления кассового расхода.

Согласно Закону, в определенных случаях в порядке, предусмотренном Правительством РФ, возможно предоставление отсрочки уплаты начисленных сумм неустоек или их списание. Одним из критериев, необходимых для списания, является размер общей суммы неуплаченных неустоек. Он не должен превысить 5% цены контракта.

Неустойка бывает двух видов – это штраф или пеня. Штраф является фиксированным платежом и может либо оговариваться в твердой сумме, либо рассчитываться в процентах к той или иной сумме. Пеня – величина изменяемая, ее размер зависит от продолжительности периода нарушения. Определяется сумма пени в процентах от величины обязательства, исполнение которого она обеспечивает.

Вместе с этим обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 9 статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган муниципального образования утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения, с учетом общих требований к порядку формирования кодов подвидов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 4(1) раздела 2 Указаний) (1 16 90040 04 0000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов»).

Согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства от применения мер гражданско-правовой ответственности в случае, если стороной договора является получатель бюджетных средств, действующий от имени публично-правового образования, относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и подлежат зачислению в бюджет указанного публично-правового образования по соответствующему коду бюджетной классификации агрегированного кода 000 1 16 90000 00 0000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба» с применением соответствующих кодов подстатей, элементов доходов бюджетов в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания).

Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н, предусмотрено, что счет 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам» предназначен, в частности, для учета доходов от денежных взысканий (штрафов) за нарушение условий гражданско-правовой сделки (0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)»).

Учитывая, что уплата поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неустойки (штрафа, пени) является мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им условий гражданско-правовой сделки, такие операции следует отражать по счету 0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)».

Таким образом, в целях раздельного учета пеней по договору аренды муниципального имущества от иных поступлений финансовым органом муниципального образования по коду бюджетной классификации 1 16 90040 04 0000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов» может быть предусмотрен соответствующий код группы подвида доходов бюджетов.

Рекомендуем прочесть:  Положение О Распределении Средств По Родовым Сертификатам

Вопрос:
При наступлении условий для выставления штрафных санкций по Договору, возможно ли отразить в бухгалтерском и налоговом учете доход при направлении Подрядчику уведомления о том, что он нарушил условия договора с расчетом суммы санкций?

Описание ситуации:
Договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ/ремонтно-восстановительных работ предусматривает:
«Заказчик вправе удержать сумму транспортных расходов и иных своих расходов, подлежащих возмещению Подрядчиком, а также сумму штрафных санкций по настоящему Договору из суммы, подлежащей оплате по настоящему Договору».

Ответ:
Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
На основании подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) являются дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда.
Согласно п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации» прочими доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров. Согласно п. 10.2 рассматриваемого ПБУ штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником.
Минфин РФ традиционно разъясняет приведенные нормы следующим образом (письмо от 24.07.2023 № 03-03-06/1/42838):
«В качестве документального подтверждения признания должником обязанности по уплате сумм штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств и (или) по возмещению убытков (ущерба) исходя из условий договора, могут являться любые документы или действия контрагента, подтверждающие факт признания нарушения обязательства, позволяющий определить размер суммы, признанной должником».
В рассматриваемой ситуации, как мы понимаем, фактического признания Подрядчиком штрафных санкций в той или иной форме Общество не получает и, возможно, вообще не получит. В связи с этим, с формальной точки зрения основания для признания дохода в виде штрафных санкций не возникают и возникнут только в момент утраты контрагентом возможности на судебную защиту своих прав, то есть по истечении срока исковой давности.
Однако, полагаем, что такой подход к рассматриваемой ситуации является источником определенных налоговых рисков.
Так, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации следует учитывать, что вышеупомянутые нормы налогового и бухгалтерского законодательства в большей степени ориентированы на регулирование правоотношений, при которых штрафные санкции подлежат взысканию с контрагента в будущем (то есть они еще не получены, но выполняются условия для признания дохода по п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»: в силу согласия должника или решения суда уже имеется уверенность в их получении и сумма их может быть достоверно определена). Напомним, что в силу того же п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» уверенность в том, что в результате операции произойдет увеличение экономических выгод, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива.
В рассматриваемом же нами случае суммы штрафных санкций уже фактически получены Обществом.
При этом Общество, осуществляя удержание штрафных санкций из суммы оплаты по договору, по нашему мнению, фактически осуществляет ни что иное как односторонний зачет встречных требований. Отметим, что нормы ГК РФ, регулирующие, например, правоотношения по договору комиссии, напрямую устанавливают необходимость применения правил о зачете при удержании Комиссионером сумм, причитающиеся ему по договору комиссии (ст. 997 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательства прекращаются полностью или частично по основаниям, предусмотренным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. К таким основаниям относится зачет встречных однородных требований.
При этом в силу п. 2 ст. 154, ст. 410 ГК РФ зачет как способ прекращения обязательств является односторонней сделкой, для совершения которой необходимо соблюдение определенных условий: требования должны быть встречными, однородными, с наступившими сроками исполнения. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Соответственно, удерживая из вознаграждения подрядчика определенные суммы санкций, заказчик может считать прекращенным как свое обязательство по оплате в этой части стоимости работ, так и обязательство подрядчика по уплате штрафа. В связи с этим ни дебиторская, ни кредиторская задолженность в части данных сумм с момента зачета уже не должны отражаться в учете заказчика.
Вместе с тем, обращаем внимание, что в соответствии с п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 «Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований» и последующей судебной практикой (например, Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2023 № 307-ЭС15-1559 по делу № А56-67385/2013) для прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования необходимо, чтобы заявление о зачете было получено соответствующей стороной.
Отметим, что в вышеупомянутом Письме Минфина РФ от 24.07.2023 № 03-03-06/1/42838 также идет речь о «проведении зачета» как о событии, подтверждающем согласие должника на вменяемые ему штрафные санкции. Вместе с тем, о проведении зачета Минфин РФ рассуждает именно в контексте действий должника, свидетельствующих о его согласии со штрафными санкциями. То есть, как мы понимаем, финансовое ведомство в своем разъяснении предполагает такой зачет, о котором должник не просто уведомлен, но и выразил в какой-либо форме согласие на его проведение.
Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации наиболее верным и наименее рискованным является признание заказчиком дохода в бухгалтерском и налоговом учете при одновременном выполнении следующих условий:
— сумма штрафа удержана из вознаграждения подрядчика,
— в его адрес направлено заявление о зачете и отсутствуют сомнения в получении подрядчиком данного заявления.

Однако здесь следует учитывать, что при выборе данного подхода организация будет иметь право «восстановить» подобный доход путем признания соответствующей суммы расхода при первом же действии подрядчика, свидетельствующем о его несогласии с удержанными суммами (получении от него претензии, подаче им иска в суд и т.п.). При таком развитии событий сумма дохода в виде штрафа будет «окончательно» признана в бухгалтерском учете уже только на дату вступления в силу соответствующего решения суда «в пользу» заказчика.

Как учитывать штрафы за нарушение договорных обязательств, признанные самим должником или назначенные судом, при расчете налога на прибыль

Расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба включаются в состав внереализационных расходов (подпункту 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

Внереализационные расходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, признанные самим должником или назначенные арбитражным судом, нужно учитывать на дату их признания должником либо дату вступления в законную силу решения суда (подпункт 8 пункта 7 статьи 272 НК РФ).

Как не платить штраф в госзакупках

Контролеры проверяют, как заказчик принимал товар, оценивают результат работ. Смотрят, соответствуют ли товары или работы условиям контракта, требовал ли заказчик от контрагентов неустойку за нарушение контракта. Если нет, то контролеры в акте проверки напишут, что заказчик нарушил закон о госзакупках: не привлек поставщика к ответственности.

Например, детский сад заключил контракт с поставщиком фруктов на 1 000 000 Р : 800 000 Р — стоимость яблок, 200 000 Р — груш. Поставщик привез яблоки, а груши оказались гнилые. Заказчик их не принял. Срок действия контракта истек, а хорошие груши поставщик так и не привез. В этом случае заказчик вправе потребовать у поставщика уплатить штраф — 10% от цены контракта, то есть 100 000 Р .

Дело в том, что при внутренней или внешней проверке заказчика контролирующие органы смотрят, как исполнялся контракт. Внутренняя проверка — значит, вышестоящей организацией. Например, закупку товаров для московского лицея будет проверять Департамент образования и науки города Москвы. Внешняя — это, например, проверка органами прокуратуры или органами финансового контроля: федеральным казначейством, местными и региональными органами контроля.

  1. Заплатить штраф за две поставки товаров ненадлежащего качества — по 35 545,38 Р за каждую, всего 71 090,76 Р .
  2. Заплатить штраф за два нарушения обязанности представить документы: отсутствие сертификатов на покрывала в первой поставке и недостоверные протоколы испытаний полотенец. За каждое нарушение центр соцобслуживания требовал по 1000 Р — всего 2000 Р .
  3. Возместить расходы на экспертизу — 18 936,48 Р .
  4. Уплатить пеню за 15 дней просрочки в размере 1288,52 Р .
  5. Возместить расходы на госпошлину — 3733 Р .

Поставщик заменил непринятые товары, и 9 сентября центр соцобслуживания согласился принять весь текстиль, кроме полотенец. По поводу их качества возник спор. Поставщик текстиля представил протоколы испытаний полотенец, но заказчик в них усомнился и обратился в экспертную организацию. Специалисты решили, что полотенца не соответствовали условиям контракта.

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Согласно ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки поставщиком исполнения своих обязательств по контракту, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет соответствующее требование контрагенту. Размеры пени и штрафа определяются в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба) средства, полученные в результате применения мер указанной гражданско-правовой ответственности, не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (смотрите, в частности, письма Минфина России от 24.11.2014 N 02-06-10/59651, от 26.09.2013 N 02-15-11/39907, от 20.12.2012 N 02-13-06/5292, от 30.10.2012 N 02-06-10/4554).
Являясь собственными доходами бюджетного учреждения, средства, поступающие в виде неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, подлежат отражению по виду финансового обеспечения «2» и расходуются в общеустановленном порядке (смотрите, в частности, письма Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 20.09.2012 N 02-06-10/3831).
В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), доходы в виде суммы неустоек учитываются организациями госсектора по коду КОСГУ 140 «Суммы принудительного изъятия».
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации погашение дебиторской задолженности по штрафным санкциям в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств осуществляется путем уменьшения суммы оплаты поставки, указанная операция может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в качестве некассовой операции (смотрите, например, письмо Минфина России от 15.04.2023 N 02-07-07/21402, абз. 3 п. 4.5.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68722, 42-7.4-05/2.1-823, абз. 8 п. 4.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68726, 42-7.4-05/2.1-824).
Напомним, что документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением средств от приносящей доход деятельности, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее — План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
Иными словами, бюджетное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности вправе осуществлять любые расходы, в том числе направить суммы доходов, полученных в результате применения штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств по контракту, в соответствующий бюджет, при условии, что указанное направление расходования предусмотрено Планом ФХД.
Ввиду того, что у учреждения отсутствует обязанность перечисления в доход бюджета сумм удержанных с подрядчика неустоек, возврат в доход бюджета по инициативе учреждения указанных средств не является возвратом неиспользованных остатков субсидий. Принятое учреждением решение о перечислении в доход бюджета сумм штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств приводит к увеличению объема расходных обязательств учреждения и может быть отражено по дебету счета 0 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта»*(1) и кредиту счета 0 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет».
В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
Удержание неустойки
1. Дебет 2 209 40 560*(2) Кредит 2 401 10 140
— подрядчику предъявлены суммы неустойки в соответствии с условиями контракта;
2. Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 209 40 660
Дебет 5 302 25 830 Кредит 5 304 06 730
— произведено удержание суммы предъявленной неустойки зачетом встречных обязательств;
3. Дебет 5 304 06 830 Кредит 5 201 11 610
увеличение по забалансовому счету 18 (225 КОСГУ)
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 730
увеличение по забалансовому счету 17 (140 КОСГУ)
— сумма неустойки перечислена с отдельного лицевого счета клиента на «основной» лицевой счет бюджетного учреждения;
4. Дебет 5 302 25 830 Кредит 5 201 11 610
увеличение по забалансовому счету 18 (225 КОСГУ)
— осуществлена оплата работ по капитальному ремонту (за вычетом предъявленной неустойки).

Рекомендуем прочесть:  Амнистия По Взяткам

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Отчет (ф. 0503737). Некассовые операции;
— Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Пример формирования ф. 0503737. Некассовые операции в рамках нескольких видов деятельности;
— Энциклопедия решений. Пример. Удержание неустойки бюджетным учреждением при оплате контракта по виду финобеспечения «5» с перечислением средств в бюджет;
— Энциклопедия решений. Учет расчетов по неустойкам в госучреждениях.

1. Дебет 2 401 20 290 Кредит 2 303 05 730
— отражено принятие обязательства по перечислению в соответствующий бюджет удержанной с подрядчика суммы неустойки;
2. Дебет 2 303 05 830 Кредит 2 201 11 610
увеличение по забалансовому счету 18 (290 КОСГУ)
— средства перечислены в доход бюджета.

*(1) Отметим, что в соответствии с требованиями Указаний N 65н расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для нужд государственных (муниципальных) учреждений, обслуживанием долговых обязательств государственных (муниципальных) учреждений, предоставлением безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, а также осуществлением социального обеспечения, подлежат отражению по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ. Соответственно, расходы по добровольному перечислению удержанных учреждением сумм штрафных санкций в доход бюджета следует отразить с применением статьи 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
*(2) Целесообразность применения счета 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» в целях отражения расчетов по штрафным санкциям, предъявляемым поставщикам (исполнителям, подрядчикам) за нарушение условий договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), подтверждается положениями абз. 4 п. 4.1 Методических рекомендаций по переходу на новые положения Инструкции N 157н, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.08.2014 N 89н и доведенных письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918.

  • Увязкой КОСГУ 292 КВР 853 фиксируют уплату санкций за несоблюдение налогового законодательства и несвоевременное перечисление соответствующих платежей;
  • Соотношением КОСГУ 293 КВР 853 отражают оплату штрафов и пени за нарушение договорных условий по поставкам товаров/услуг в рамках исполнения законодательства о закупках;
  • Сочетанием КОСГУ 294 КВР 853 отражают перечисления штрафных санкций за нарушение сроков платежей по кредитам, полученным от бюджета, зарубежных государств и компаний в иностранной валюте;
  • По КОСГУ 295 КВР 853 отражают уплату иных санкций, не предусмотренных в вышеуказанных подстатьях.

Четкая градация по характеру начисленных пени и штрафов КОСГУ в 2023 году не случайна – эти перечни закрыты, не подлежат расширению и на каждой подстатье необходимо учитывать лишь те санкции, которые означены в ней. Например, по кодам 292-294 нельзя учесть штрафы и пени, предъявленные контролирующими органами за непредставление необходимой отчетности

Подстатья 294 КОСГУ — пени и штрафы, уплаченные за несвоевременное погашение кредитов, полученных в иностранной валюте из бюджета, а также предоставленных зарубежными странами (в т. ч. на определенные цели), международными финансовыми компаниями, иными иностранными юрлицами.

По коду 293 КОСГУ отражают затраты по перечислению штрафов за нарушение норм законодательства РФ о госзакупках товаров/услуг и условий заключенных соглашений по подобным поставкам. Так, уплаченный контрагенту штраф за недопоставку товаров по договору, должен быть отражен по подстатье 293. По данному коду учитывают и уплачиваемые предприятием в бюджет административные штрафы, начисленные согласно КОАП РФ и касающиеся госзакупок.

Прочие штрафы и пени, уплаченные учреждением, но не вошедшие ни в какую из перечисленных категорий, относят на подстатью 295, предназначенную для отражения расходов по оплате иных экономических санкций. Таким же образом учреждения учитывают и иные санкции, например, не связанный с госзакупками административный штраф. КОСГУ 292 – 295 увязывают с соответствующими кодами КВР.

Неустойка за просрочку по договору оказания услуг: как установить в договоре, начислить и взыскать

Помимо теоретического значения, определение вида неустойки имеет также и практическое значение, заключающееся в том, что взыскание договорной или законной неустойки, за исключением неустойки, которая носит штрафной характер, исключает начисление процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ, а взыскание же штрафной неустойки допускает одновременное взыскание и процентов по ст. 395 ГК РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17).

Расчет неустойки может усложняться, например, частичным погашением долга несколькими платежами, иными обстоятельствами дела. Вы можете рассчитать неустойку по договору оказания услуг онлайн на удобном калькуляторе, размещенном ниже. В калькуляторе можно учесть частичное исполнение для точного расчета.

Расчет неустойки может усложняться, например, частичным погашением долга несколькими платежами, иными обстоятельствами дела. Вы можете рассчитать неустойку по договору оказания услуг онлайн на удобном калькуляторе, размещенном ниже. В калькуляторе можно учесть частичное исполнение для точного расчета.

4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.

Важно правильно составить и направить претензию об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами или о взыскании неустойки по договору оказания услуг. Получив претензию, должник может добровольно удовлетворить ваши требования, что позволит избежать обращения в суд (к сожалению, исходя из практики вероятность удовлетворения претензии о выплате неустойки в добровольном порядке без суда не очень большая). Если же он этого не сделает, у вас будут доказательства соблюдения претензионного порядка (для споров, подведомственных арбитражному суду, соблюдение данного срока обязательно).

Adblock
detector