Все Главы С Лужиным

Краткий пересказ Преступление и наказание: Часть пятая (по главам) (Достоевский Ф

Лужин проснулся в утро после ссоры с твёрдым намерением вернуть Дуню, а, если Раскольников встанет на пути, то он готов был его убить. Лужин всё ещё не мог поверить, что ему, такому богатому, статному мужчине отказали в браке. Вместе с Лужиным в квартире жил также и Лебезятников. Лебезятников, молодой человек, имел нигилистические наклонности и прогрессивное мышление. Они с Лужиным не дружили и из-за разницы в возрасте, и из-за расхождения взглядов.

Похороны Мармеладова провели рано утром. На них присутствовали Катерина Ивановна, ее дети и поляк, которого очень полюбила в последнее время Катерина Ивановна за то, что он ей помогал. Поминальный стол был организован Амалией Карловной на деньги, подаренные семье Мармеладова Раскольниковым. Стол был не очень шикарным, однако на нём присутствовало вино и другая выпивка, также было много закуски и основных блюд. Из гостей были Катерина Ивановна, Соня, хозяйка Амалия Карловна, а также поляк, который пригласил несколько своих друзей. Катерина Ивановна была очень огорчена тем, что на поминки пришёл какой-то сброд, так как не пришли самые важные люди, которых она позвала. Не пришел Лебезятников, Лужин, а также генерал, который знал ее отца. Катерина Ивановна позвала также двух женщин, которые жили рядом с ними и которые оскорбили её, сказав, что она женщина низшего класса. Но Катерина Ивановна, как она сама утверждала, была из аристократического общества. Она их пригласила, чтоб показать им как красиво и культурно она может помянуть мужа. Весь вечер Катерина Ивановна говорила только с Раскольниковым. Она жаловалась на гостей, она говорила о нелепости этих поминок, о том, что люди на этих поминках просто напиваются. С Амалией Карловной она почти не говорила, а также обвиняла его в том, что она не очень хорошо приготовила стол и позвала какой-то сброд.

Образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Достоевский был поистине Мастером Слова. В его произведениях даже второстепенные персонажи были выписаны ярко, зримо, значимо. Вот и образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание» изображены настолько полно, хоть и несколькими, можно сказать, скупыми штрихами, что вполне можно говорить о том, что Петр Петрович, равно как и Свидригайлов, является «тенью», пародией на главного героя романа Родиона Раскольникова.

Лужинская «экономическая теория» оправдывает совершенно любую эксплуатацию других людей, выстроена теория на голом расчете и только личной выгоде. По ней получается, что тот, кто стоит хотя бы чуть выше на социальной лестнице, имеет деньги, власть, имеет полное право использовать хоть жену, хоть приятелей, хоть тех, кто ниже него в сословных чинах, так, как ему вздумается, захочется и только ради собственной выгоды и достижения собственных целей. Можно переступить через любого, кто ниже тебя, можно пройти хоть по трупам, в принципе — можно даже и убить, если это поспособствует личной его выгоде.

Все Главы С Лужиным

Петр Петрович Лужин – довольно высокомерный человек, привыкший жить по теории «целого кафтана», согласно которой каждый человек должен заботиться лишь о собственном благе. Лужин самостоятельно отмечает свой ум, свою внешность, часто любуясь своим отражением в зеркале. В повествовании отмечается, что он был человеком тщеславным, любил, когда на него обращали внимание, любил, когда его слушали.

Лужин является надворным советником. Обладая большим количеством денег, он чувствует себя человеком выше других. Автор отмечает, что стал он таким состоятельным и обеспеченным, «пробившись из ничтожества». Теперь он человек, как отмечается в повествовании, занятой: Лужин планирует открыть свою адвокатскую контору в Петербурге. Все это опять связано с желанием героя получить как можно больше денег. Самая главная жизненная цель Лужина – получение прибыли. Поэтому он настолько занятой и расчетливый человек.

Свидригайлов пытается поговорить с Родионом по душам, но Раскольникову данный разговор неприятен. Деньги для Дуни он брать так же отказывается. Более того, он обвиняет Свидригайлова в том, что тот убил свою жену. На что гость объясняет, что бил ее для ее же блага. Женщинам порой требуется, чтобы их ударили. Свидригайлов жалуется, что к нему приходит жена в виде призрака. Родион даже решает, что у гостя не все в порядке с головой.

Родион недоволен отношением Лужина к Дуне. Так же Раскольников в письме видит, что Лужин говорит неправду. Он пишет, что Родион дал деньги дочери Мармеладова. Но это ложь. Родион оставил деньги вдове. Родион против брака сестры, но та подчеркивает, что в случае, если она увидит плохое к себе отношение, то свадьбы не будет. Дуня решает, что Родион обязательно должен быть на встрече, независимо от воли Лужина. Как раз и станет понятно отношение Лужина к ней.

Следователь заводит с Родионом долгий разговор, в ходе которого говорит, что знает, кто на самом деле убил старуху. Он начинает издалека, с извинения, и почти убеждает Родиона в отсутствии подозрений, но внезапно начинает прямо говорить, что не верит в версию Миколки. Он сказал, что красильщик был сектантом, и один старец убедил его взять страдание на себя. А вот характер истинного убийцы себя выдал: если бы их тогда не прервали, Раскольников признался бы во всем. Он прямо обвиняет Родиона в убийстве, и как бы не отпирался преступник, правда восторжествовала.

Рекомендуем прочесть:  Дать Гарантию Качества На Выполненные Работы

Лужин пришел одновременно с ними. Он раздражен, что Дуня осушалась его и позвала брата, хотел уехать, но решил все же узнать, что случилось. Заговорили о Свидригайлове. Лужин щеголял своими знаниями о нем и обвинил его в преступлениях, которые Марфа Петровна «замяла» с помощью связей. Он якобы сжил о свету своего слугу и совершил преступление против ребенка. Он «жестоко оскорбил» глухонемую девочку, которая удавилась из-за этого. Но Дуня вступилась за барина, ведь слышала о том, что крестьяне любили его, а Филипп сам виноват. Лужин упрекнул ее в попытке оправдать злодея, списав ее заступничество на чары Свидригайлова. Родион рассказал о встрече с ним, но умолчал о его предложении, сказав, что оно не для посторонних. Лужин обиделся и объявил, что не будет говорить при Раскольникове. Тогда Дуня раскрыла свой план: она брала на себя роль судьи в споре мужчин и сказала, что без их примирения ни о каком браке не может идти речи. Она хотела рассудить, виноват ли Родион, и если да, то убедить его просить прощения. А жениха она хотела проверить: дорожит ли он ею? Оказалось, что нет. Когда она сказала, что не может выбрать между братом и женихом, он ответил, что не может быть на одной доске с ним. Он должен быть выше и важнее в ее глазах. Она же возразила, что Родион и мать — вся ее жизнь, значит, ее жизнь для Лужина ничего не значит? Он бросился упрекать ее мать за то, что она исказила его теорию о преимуществе бедности невесты. Мать дала отпор. Родион обвинил Лужина в клевете про деньги, которые он якобы отдал Соне. Он стал издеваться над Соней, и Родион бросил ему, что он и мизинца ее не стоит. Лужин в озлоблении сделал унизительный намек на то, что дамы переменились к нему, потому что получили заманчивое предложение Свидригайлова. Оскорбленная Дуня выгнала его.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» образ предпринимателя Петра Петровича Лужина является одним из «двойников» главного героя. Казалось бы, в чем сходство этих персонажей, таких разных во всем? Однако вглядевшись более пристально, мы замечаем, что сходство между Раскольниковым и Лужиным все же есть – оба они проповедуют принцип «вседозволенности».
Моральные взгляды и нравственный облик Лужина наиболее ярко освещают два эпизода в романе – его визит к Раскольникову и происшествие на поминках Мармеладова.
Мы знаем, что Петр Петрович был женихом сестры Раскольникова Дунечки. Но девушка не любила Лужина, а согласилась выйти за него замуж, чтобы поправить финансовое положение семьи и иметь возможность материально помогать Родиону.
И вот Лужин, приезжает в Петербург. Он хочет официально сделать предложение руки и сердца, но прежде этот господин считает необходимым познакомиться с будущим родственником – Раскольниковым. Для этого он приходит к нему на квартиру.
С первого момента бросается в глаза брезгливая физиономия Лужина. Этот человек, довольно состоятельный и привыкший к респектабельности, попадает в крайне убогую обстановку. Герой не может сдержать своего удивления и отвращения.
Оправившись от шока, Лужин начинает разговор. Все его слова чопорны и «прилизаны», в них нет эмоций, а лишь сухая любезность и желание произвести впечатление образованного и состоятельного господина. Особенно это обстоятельство бросается в глаза на фоне непосредственных, резких, эмоциональных реплик Разумихина и Раскольникова.
Портрет Лужина дается нам глазами Родиона. Герой увидел перед собой немолодого уже, но молодящегося господина, принарядившегося перед встречей с невестой. Лужин выглядел дорого и модно, и осознание этого прибавляло ему самодовольства. Весь внешний вид этого человека выдавал его стремление казаться лучше, чем он есть на самом деле. От этого, может быть, при всей внешней привлекательности Петра Петровича, он все же производил отталкивающее впечатление.
Это впечатление усиливается, когда Лужин начинает рассуждать о «современной жизни». По его мнению, в ней появилось много положительного: «распространены новые, полезные мысли, распространены некоторые новые, полезные сочинения, вместо прежних мечтательных и романических…» А больше всего Лужину нравится модная теория «разумного эгоизма», суть которой до крайности проста – «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано».
Возникает вопрос: «Но что же в этой теории служит ограничением?» Ведь исповедуя ее, можно позволить себе все, что угодно, лишь бы это соответствовало твоему желанию. Лужин утверждает, что ограничение это — в моральных и нравственных принципах, которые заложены в человеке обществом.
Вообще, этот герой очень любит порассуждать о морали. Так, уже почти закончив свой визит к Раскольникову, Лужин останавливается, чтобы вставить свое «веское слово» о современном падении нравов: «чем же объяснить эту с одной стороны распущенность цивилизованной части нашего общества?»
На этот вопрос герою отвечает Раскольников. В сердцах, не выдержав, он кричит, что преступность – следствие теории Лужина о всепозволяющем эгоизме. Услышав такое, Петр Петрович принимает чрезвычайно оскорбленный вид непонятного и оболганного человека и удаляется.
Однако происшествие на поминках у Мармеладова доказывает нам, что Раскольников был прав. Оскорбленный Лужин, чье предложение руки и сердца было отвергнуто, решает отомстить Раскольникову, которого считает главным виновником своего несчастья. Оскорбленное самолюбие, всепоглощающий эгоизм заставляют его забыть о нравственности и морали. Лужин, походя, самым гнусным образом, оскорбляет Соню Мармеладову, обвинив ее в краже. При этом всем своим видом герой показывает, что знает о том, чем Соня зарабатывает себе на хлеб, и презирает ее за это.
Лужин уверен, что он выйдет «сухим из воды». Все, кто собрался на поминках, считают его человеком из «высшего круга», смотрят на него снизу вверх. Разве они позволят себе сказать хоть слово против, усомниться в его обвинениях? Лужина не волнуют чувства других людей, чье-то обесчещенное имя, душевная боль. Да, честно говоря, многих из них он высокомерно не считал за людей – это была чернь, достойная лишь сожаления и брезгливого сочувствия.
Но расчет Лужина оказался неверным – его разоблачили. Однако герой даже не подумал раскаяться или устыдиться. Он постарался «сохранить хорошую мину при плохой игре» — угрожал, что так дело не оставит, что будет бороться в суде. Но через полчаса «его уже не было в доме» — этот человек трусливо бежал.
Таким образом, Лужин, проповедуя свою теорию «разумного эгоизма», доводит ее до крайности. Он на собственном примере доказывает, что его концепция губительна: следуя ей, очень легко нравственно пасть, потерять человеческое лицо. Это герой и его поступки – еще одно предостережение Раскольникову о неверности его теории.

Рекомендуем прочесть:  Алкоголь И Травматизм На Производстве

Часть пятая

Соня предчувствовала, что Катерине Ивановне как-нибудь уже это известно, а обида ей, Соне, значила для Катерины Ивановны более, чем обида ей лично, ее детям, ее папеньке, одним словом, была обидой смертельною, и Соня знала, что уж Катерина Ивановна теперь не успокоится, «пока не докажет этим шлепохвосткам, что они обе», и т. д., и т. д.

Стараниями чиновника дело это уладилось, даже городовой помогал переносить Катерину Ивановну. Внесли ее к Соне почти замертво и положили на постель. Кровотечение еще продолжалось, но она как бы начинала приходить в себя. В комнату вошли разом, кроме Сони, Раскольников и Лебезятников, чиновник и городовой, разогнавший предварительно толпу, из которой некоторые провожали до самых дверей. Полечка ввела, держа за руки, Колю и Леню, дрожавших и плакавших. Между всею этою публикой появился вдруг и Свидригайлов. Раскольников с удивлением посмотрел на него, не понимая, откуда он явился, и не помня его в толпе.

Автор, несмотря на некоторые лестные характеристики Лужина, все же называет своего героя недостойным человеком. Писатель подчеркивает: Петр Петрович – низкий и преступный человек, клеветник и мошенник. Так героя характеризует Лебезятников. Еще одна яркая характеристика Лужина – скупость. Зная, что невеста страдает от нужды, Петр Петрович не поддерживает Дуню. Герой скупится давать Дуне деньги. Также Лужин не способствует переезду невесты в столицу. Так, Петр Петрович оплатил доставку багажа девушки (по низкой цене), но поскупился оплатить проезд самой Дуни с матерью. Ведь это стоило гораздо дороже. Дуня с мамой влезли в долги, чтобы приехать в столицу.

Петр Петрович, как и Родион, выработал – на основании собственного опыта – теорию. Герой назвал свое изобретение «теорией целого кафтана». Расчетливость и рациональность Петра Петровича сочетаются с жизненным кредо мужчины. Теория Лужина говорит, что преследование личных интересов и любовь к себе – естественные явления. Неестественно – отдавать последние средства другим людям. Любовь к себе и защита личных интересов позволять «оставить кафтан целым».

Преступление и наказание (Достоевский)/Часть IV/Глава II

Петр Петрович вошел и довольно любезно, хотя и с удвоенною солидностью, раскланялся с дамами. Впрочем, смотрел так, как будто немного сбился и еще не нашелся. Пульхерия Александровна, тоже как будто сконфузившаяся, тотчас же поспешила рассадить всех за круглым столом, на котором кипел самовар. Дуня и Лужин поместились напротив друг друга по обоим концам стола. Разумихин и Раскольников пришлись напротив Пульхерии Александровны — Разумихин ближе к Лужину, а Раскольников подле сестры.

— Я не знаю этого, — сухо ответила Дуня, — я слышала только какую-то очень странную историю, что этот Филипп был какой-то ипохондрик, какой-то домашний философ, люди говорили «зачитался», и что удавился он более от насмешек, а не от побой господина Свидригайлова. А он при мне хорошо обходился с людьми, и люди его даже любили, хотя и действительно тоже винили его в смерти Филиппа.

В чём заключается теория Лужина в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Роман «Преступление и наказание» был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа трансформировался в «психологический отчет одного преступления». Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию — и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Рекомендуем прочесть:  Земля для многодетных семей в Москве 2023 федеральный закон

Он довольно обеспеченный, дворянин, выбившийся «в люди» — «из грязи в князи», малообразован, но — умен, ум свой ценит. У Лужина присутствует комплекс нарциссизма – Петр Петрович довольно часто любуется собой, нередко — перед зеркалом, гордится придуманной своей теорией. Он высокомерен, любит деньги, тщеславен, однако бывает несколько угрюм.
Не чурается господин и покрасоваться перед другими, любит, чтобы его слушали со вниманием. Лужин расчетлив, прагматичен, во многих вещах — прямолинейно-примитивен.

Образ Лужина из романа Преступление и наказание

Лужин является малообразованной личностью, но несмотря на это автор заявляет, что он довольно умён. Сам же Пётр склонен к нарциссизму и глубоко ценит свои знания. Свой капитал он бережно хранит и любит, по своей натуре является рациональным и расчётливым человеком. В его характере имеет место быть тщеславие и высокомерие. Любовь к деньгам заметно проявляется в скупости Лужина.

На первый взгляд может показаться, что этот человек исполнен самых благих намерений, что его поступки исполнены единственно благородством его натуры. Конечно, ведь действительно большого уважения заслуживает человек, который решился взять в жены бесприданницу, да еще и оклеветанную людьми.

Глава 5
Свидригайлов уходит из трактира, после чего в тайне от Раскольникова встречается с Дуней. Аркадий Иванович настаивает, чтобы девушка зашла к нему в квартиру. Свидригайлов рассказывает Дуне об услышанном разговоре Сони и Родиона. Мужчина обещает спасти Раскольникова в обмен на расположение и любовь Дуни. Девушка хочет уйти, но дверь оказывается запертой. Дуня достает припрятанный револьвер, несколько раз стреляет в мужчину, но не попадает, и просит отпустить ее. Свидригайлов дает Дуне ключ. Девушка, бросив оружие, уходит.

Глава 6
Неожиданно для Раскольникова и Порфирия приводят красильщика Миколу, который при всех признается в убийстве Алены Ивановны. Раскольников возвращается домой и на пороге своей квартиры встречает того загадочного мещанина, который назвал его убийцей. Мужчина извиняется за свои слова: как оказалось, именно он был приготовленным Порфирием «сюрпризом» и теперь раскаивался в своей ошибке. Родион чувствует себя спокойней.

Мужнина придумал свою личную теорию о женах. Он считал, что брать себе в жены необходимо девушку несчастную и с тяжелой судьбой, которая долгое время испытывала различные трудности. Поэтому Дуня стала для молодого человека наиболее подходящим вариантом. Она росла в очень бедной семье. Лужин смог завоевать ее сердце рассказами о его огромном состоянии и сказками об их счастливой семейной жизни. Девушка, немного подумав, согласилась стать его женой. Дуня решилась на этот поступок для того, чтобы спасти свою семью от нищеты. Девушка сильно любила своих родных и ради них готова была на многое. Лужин в свою очередь считал Дуню своей вещью, которую можно использовать, чтобы получить личную выгоду.

Если говорить о подробном описании внешности персонажа, можно выделить некоторые особенности. Юношеские цвета одежды преобладали в гардеробе Петра, довольно красивое лицо создавало образ настоящего жениха. Благодаря таким выделяющимся чертам внешности, выглядел он гораздо моложе своего возраста. Автор произведения акцентирует внимание на значимости внешности для женщин, в свои года Пётр Петрович благодаря приятной наружности мог нравиться противоположному полу.

Защита Лужина», краткое содержание по главам романа Набокова

Главный герой – ребёнок. Автор не сообщает ни его точного возраста, ни даже имени, но из первых же строк повести мы узнаём, что больше всего этого мальчика поразила сообщённая ему отцом новость о том, что с понедельника он будет Лужиным; будет называться точно так же, как его отец – известный детский писатель. А читатель на основании этой информации должен заключить, что с понедельника Лужин-младший поступает в гимназию, потому теряет имя и обретает фамилию.

Мать вывихнула ногу и все дни лежала, даже когда нога совершенно зажила. Отец не выдержал и, ссылаясь на необходимую ему встречу с издателем, на целый день уехал в город. Приехав поздно вечером, он весь ужин смотрел на сына с изумлением и наконец предложил «научить его играть в шахматы». Мальчик соврал, что шахмат у него нет (хотя отцовские шахматы всё время были при нём). Стали искать старые шахматы на чердаке – и нашли. Пришлось сказать, что «уже немножко умеет» играть – научился в школе. Выиграв у отца подряд четыре партии, мальчик гордо отправился спать. А наутро закопал отцовские шахматы в саду, чтоб избежать лишних проблем («благо есть теперь другие фигуры»).

Свидригайлов является преступником, во-первых, потому что он был шулером (карточным мошенником), то есть обманывал людей во время игры в карты. Свидригайлов также был замешан в «темных» уголовных делах со смертельным исходом. Также есть подозрения, что Свидригайлов мог отравить свою жену Марфу Петровну.

Очарован красотой Дуни Раскольниковой. В некотором смысле, даже любит ее. Однако больше любви ему приятна мысль о том, что Дуня – из бедной семьи, а значит, он сможет ее облагодетельствовать, за что она будет ему благодарна до конца жизни. Кроме того, воспринимает этот брак как еще одну ступеньку к упрочению своего положения – Дуня красива и умна, она явно понравится людям из общества, тем самым улучшив отношение и к нему, Лужину.

Adblock
detector