Административная Ответственность Государственных Гражданских Служащих

Проведенный в предыдущей главе анализ законодательства царской России и советского периода отразил традиционные для отечественной юриспруденции подходы к установлению ответственности государственных гражданских служащих. Решение многих методологических проблем реализации ответственности государственных гражданских служащих по административному праву в Российской Федерации может быть получено при изучении опыта функционирования аналогичного правового института в зарубежных странах. Поскольку особенности государственной службы, в том числе и ответственности государственных гражданских служащих, проанализированы в специальной литературе1, в рамках настоящего исследования представляют интерес только те элементы института ответственности, которые могут быть использованы при формировании отечественного законодательства о государственной гражданской службе.

Однако в ряде стран нет законодательно сформулированных составов дисциплинарных проступков и в спорных случаях они определяются судами (как во Франции). Нередко кодексы этики служащих устанавливают общие принципы, нарушение которых считается дисциплинарным проступком (в Канаде, США). В Великобритании основными дисциплинарными нарушениями обычно являются неисполнение приказа, халатность, отсутствие на рабочем месте без уважительных причин, систематические опоздания.

Во Франции ответственность государственных гражданских служащих может быть: уголовной (в случаях коррупции и злоупотребления служебным положением в корыстных целях); финансовой, в частности, за ненадлежащее расходование общественных средств, и дисциплинарной2.

Тем самым, в первые годы советской власти на государственной службе находилось две категории служащих партийные выдвиженцы, которые, как правило, занимали руководящие должности, и старые чиновники — «специалисты», выполняющие главный объем управленческой работы. К 1930-м годам вследствие объективных и субъективных причин происходит постепенное вытеснение второй категории служащих и советская бюрократия становится единой. Происходит сращивание партийного (большевистского) и советского (государственного) аппаратов с переходом прерогативы принятия решений к партийным органам. Мы разделяем точку зрения К.С. Вельского, о том что «Руководящая основа советской службы — партийная — оказалась практически вне сферы правового регулирования. Государственная служба была «тенью» партийной, дублировала работу партийного аппарата, формировалась стихийно, и руководители КПСС смотрели на нее как на временное явление, которое отомрет в будущем коммунистическом обществе».

XVIII столетие занимает особое место в истории Российской государственности. Именно в это время Россия претерпела радикальные пре- образования, связанные с деятельностью Петра Великого. Главными из которых являлись военная и административная реформы. В практическом плане это проявилось, в частности, в создании регулярной армии, реорганизации всей системы административного управления, органов власти в центре и на местах, их внутреннего устройства и функций, структуры взаимоотношений центра и регионов. Проведение этих реформ сопровождалось созданием принципиально новых структур военного и гражданского управления на всех уровнях, формированием соответствующего бюрократического аппарата, резким увеличением количества государственных служащих. В это время происходит разделение государственной службы на виды: гражданская (статская) служба отделялась от военной и придворной. Правовой основой новой государственной службы стал утвержденный в феврале 1720 г. Генеральный регламент. По своей сути это был первый устав гражданской службы, который определил основные бюрократические принципы управления, внутренний распорядок всех государственных учреждений, должностные обязанности всех категорий государственных служащих1. Этот документ, продолжавший действовать вплоть до 1917 г., придал единообразие государственной службе, ее организационному устройству, порядку деятельности и делопроизводства в государственных структурах. Сущностное единство системе государственной службы придала Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины, которая была утверждена 24 января 1722 г., но определившая принципы действия государственно-служебного механизма на весь период до 1917 г. Первоначально этот документ представлял список государственных должностей, включавший 92 должности.

Ответственность государственных гражданских служащих

Регламентация правового статуса лица, замещающего должность на государственной гражданской службе, осуществляется государством в специальном законодательстве, регулирующем вопросы государственной службы и ее разновидности – гражданской службы, в частности.

Ответственность государственных гражданских служащих – это специальная разновидность юридической ответственности, обусловленная особым статусом субъекта правонарушения – государственного гражданского служащего, которому в силу закона предоставлены широкие полномочия для обеспечения прав личности и решения задач публичного управления, а также дополнительные гарантии, что, в свою очередь, предопределяет повышенную опасность совершаемого им правонарушения.

При этом необходимо отметить, что лицо, замещающее должность гражданской службы, может нести ответственность на общих основаниях и специальную ответственность, связанную со своим особым правовым статусом. Последний вид ответственности и представляет собой ответственность государственного гражданского служащего.

Ответственность государственных гражданских служащих требует специального правового регулирования в силу особой роли, выполняемой ими гражданской службы. Предоставленные им широкие полномочия по реализации функций публичного управления требуют от служащих добросовестности, усердия, порядочности в их ежедневной деятельности. Правонарушения, совершаемые лицами, замещающими должности государственной гражданской службы, влекут негативные последствия не только в отношении конкретного потерпевшего, но и, более широко, в отношении всего общества в целом:

Негативные последствия для служащего могут выражаться в замечании, выговоре, строгом выговоре, предупреждение о неполном служебном соответствии или увольнении. Кроме того, до того, как будет рассмотрен вопрос о привлечении служащего, совершившего проступок, к дисциплинарной ответственности, он может быть временно отстранен от должности.

— нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1 КоАП РФ 2 (далее в этом параграфе указаны статьи КоАП РФ));неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума; непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума 9 (ст. 5.3); несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (ст. 5.21); использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (ст. 5.45);

— ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (ст. 14.9); нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25); нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности (ст. 14.35);

Административная ответственность — один из важнейших институтов административного права. Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности: это выражается в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения и наступлении для них неблагоприятных последствий, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию правонарушителей и предупреждению правонарушений.

Вместе с тем в определении роли административной ответственности на государственной и муниципальной службе сегодня господствует позиция, выраженная В. А. Козбаненко: «Основанием административной ответственности государственных служащих выступает деяние, которое одновременно расценивается и как административный, и как дисциплинарный проступок» 1 . Собственно примеры ее реализации проанализированы выше — ст. 8 и 9 закона «О противодействии коррупции», ст. 37 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данное мнение противоречит общим правилам разграничения видов юридической ответственности. Объективно, что регламентация дисциплинарной и административной ответственности служащих осуществляется нормами административного законодательства, однако, эти нормы рассосредоточены в разных нормативных правовых актах.

— нарушение правил защиты информации (ст. 13.12); разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14); нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20); нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети «Интернет» (ст. 13.27); нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 13.28);

Прежде чем будет выявлено административное правонарушение, уполномоченными на то юрисдикционными органами обычно проводится проверка. В ходе ее и обнаруживаются факты, которые могут стать основанием для привлечения в дальнейшем к административной ответственности. Думается, в случае выявления деяния (действия или бездействия), содержащего признаки административного правонарушения, связанного с исполнением гражданским служащим должностных обязанностей, все материалы должны передаваться субъекту, наделенному дисциплинарной властью в отношении соответствующего гражданского служащего. На этот субъект должна возлагаться обязанность рассмотреть материалы по существу и принять по ним мотивированное решение. Такое решение может состоять и в том, что субъект дисциплинарной власти отказывает в привлечении к ответственности, реализуя тем самым свои дискреционные полномочия. Сторонники расширения применения в отношении государственных служащих мер административной ответственности за счет сокращения ответственности дисциплинарной мотивируют свою позицию неэффективностью последней. Так, С.А. Денисов, ратуя за применение в отношении государственных служащих административной ответственности, полагает, что неэффективность дисциплинарной ответственности связана с ее диспозитивностью. Руководителю подразделения предоставлена свобода в применении или неприменении наказания к подчиненному . Солидарен с ним и Б.Н. Комахин, который сожалеет, что у руководителя, наделенного правом привлекать к ответственности подчиненных, сохраняются слишком большие возможности в решении этих вопросов по своему усмотрению . Но в этом, как представляется, и состоит одна из особенностей дисциплинарной ответственности, как самостоятельного вида юридической ответственности. Действительно, реализуя свои дискреционные полномочия, субъект дисциплинарной власти тем самым может способствовать безнаказанности своих подчиненных, уходу их от ответственности. Отчасти это, конечно, так, но связано с тем, что соответствующее решение субъект дисциплинарной власти принимает немотивированно, в закрытом режиме, никак его не объясняя. И здесь действительно есть определенная проблема, а именно проблема злоупотребления дискреционными полномочиями. Субъект дисциплинарной власти, принимая решение об отказе в привлечении к дисциплинарной ответственности, данное решение не объясняет и не мотивирует. Ее решение видится во введении элементов публичности и гласности в реализацию субъектом дисциплинарной власти его дискреционных полномочий. Думается, в этом случае немотивированных решений станет немного, да и приниматься они будут более ответственно и взвешенно. Любой субъект дисциплинарной власти обычно дорожит своей репутацией, хочет выглядеть в глазах подчиненных да и вышестоящих инстанций справедливым и объективным. Поэтому открытость при решении вопроса о привлечении гражданского служащего к дисциплинарной ответственности вполне оправдана, т.к. будет его к этому дополнительно побуждать.

Рекомендуем прочесть:  Рассмотрение жалобы по делу об административном правонарушении

Думается, за административные правонарушения, совершенные в рамках исполнения должностных обязанностей, государственный гражданский служащий должен нести не административную ответственность по нормам КоАП РФ и законов субъектов Российской Федерации, а главным образом ответственность дисциплинарную по нормам Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

См.: Сорокин Р.С. Увольнение с государственной службы как мера противодействия коррупции: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов: СГЮА, 2023. С. 8.
Заседание президиума Совета при Президенте по противодействию коррупции // URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 03.03.2023).
См.: Коррупционеров внесут в черный список // Парламентская газета. 2023. 24 — 30 марта.
Документ официально опубликован не был. Его копия имеется в личном архиве автора.
См.: Федеральный закон от 1 июля 2023 г. N 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия» // Российская газета. 2023. 4 июля.
См.: Государственная Дума. Стенограмма заседаний. Бюллетень N 15(1563). Часть II. 14 декабря. 2023. М.: Издание Государственной Думы. С. 24.

В настоящее время обсуждается вопрос обновления действующего КоАП РФ 2001 г. В ходе работы над проектом новой редакции Кодекса идея административной ответственности гражданских служащих так и не получила поддержки, что, по мнению автора настоящей статьи, служит убедительным подтверждением ее непродуктивности, если не сказать больше, конъюнктурности и явной надуманности, неспособности ее сторонников теоретически осмыслить сущность административной ответственности как вида юридической ответственности. Например, в новой редакции КоАП РФ, подготовленной коллективом таких весьма компетентных административистов, как П.И. Кононов, В.В. Лихарев, С.А. Старостин, В.А. Юсупов , административная ответственность гражданских служащих специально не выделяется. Ее авторы исходят из понимания административной ответственности гражданского служащего как ответственности должностного лица, обладающего данным статусом. Административной ответственности должностных лиц посвящена отдельная ст. 24 законопроекта, в тексте которой, впрочем, как и во всем его тексте, государственный гражданский служащий как субъект административной ответственности вообще не упоминается, так же, впрочем, как и в тексте действующего КоАП РФ 2001 г.

См.: Кизилов В.В. Институт административной ответственности государственных гражданских служащих России: теоретико-правовое исследование. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2012.
См.: Буравлев Ю.М. Виды юридической ответственности в системе государственной службы: Монография. М.: Издательская группа «Юрист», 2008. С. 68 — 85.
См.: Козбаненко В.А. Юридическая ответственность государственных служащих. Проблемная лекция. М.: ИПК госслужбы, 2002. С. 39 — 46.
См.: Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 227 — 237.

однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
4) освобождение от занимаемой должности гражданской службы;
5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п.2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание),

Уголовная ответственность предусмотрена в отношении должностных лиц, за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285 – 293 УК РФ).

4.Уголовная (Уголовная ответственность распространяется на государственных гражданских служащих как наравне со всеми гражданами, так и в специальных случаях, прямо связанных с их должностным статусом в соответствии с установленными нормами Уголовного кодекса Российской Федерации.

Также, можно отметить, что некоторые исследователи выдвигают еще один вид ответственности — конcтитуционную ответcтвенность. В отличие от указанных ранее четырех видов, нормы этой ответcтвенности, также как и процедуры применения ее мер в четком виде не прописаны в каких-либо актах.

Законодательство, которое регулирует государственную гражданскую службу, не дает ясного определения термина «ответственность государственного гражданского служащего», также нет и четкого определения видов этой ответственности. В пункте 3 статьи 15 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» приводится перечень видов ответственности, наступающих в случае исполнения служащим неправомерного поручения руководителя: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная. Именно эти виды ответственности приводятся учеными по вопросам гражданской cлужбы как оcновные. Так, В.Д.Граждан в своей работе выделяет четыре вида ответственности государственного гражданcкого cлужащего:

Составы уголовных преступлений, непосредственно зависящих от юридического статуса гражданского служащего, закреплены в главе 30 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»: ст. 285 — 293 УК РФ:

Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих — разновидность юридической ответственности, применяемая к муниципальным служащим в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами). Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок.

Норма ст. 68 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации»
предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ о государственной гражданской службе. Указанная норма является отсылочной, т.е. не предусматривает непосредственно виды и порядок ответственности, санкции, а отсылает к другим нормативно-правовым актам, также другим федеральным законам. Так, например, за совершение дисциплинарных проступков на гражданской службе Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»(далее «Закон»)
предусматривается дисциплинарная ответственность, представляющая собой вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка. К дисциплинарным взысканиям по гражданской службе относятся замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии и др.
Ответственность за возможное причинение материального ущерба в результате совершения дисциплинарного проступка непосредственно не урегулирована нормами Закона. Однако согласно ст. 73 Закона к отношениям, связанным с гражданской службой, не урегулированным настоящим Законом, применяются федеральные законы, иные нормативные акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права. Таким образом, материальная ответственность гражданских служащих наступает на общих основаниях в соответствии с ТК РФ, предусматривающим материальную ответственность сторон трудового договора.
К гражданско-правовой ответственности привлекаются отдельные категории гражданских служащих за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа (ст. 1069 ГК РФ). Кроме того, возможно привлечение к гражданско-правовой ответственности за разглашение сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей (ст. 15, 139, 393 ГК РФ).
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежат должностные лица, в том числе государственные гражданские служащие, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителей власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а равно выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Остальные категории гражданских служащих несут административную ответственность в тех случаях, когда допущенное ими нарушение законодательства о гражданской службе образует самостоятельный состав административного правонарушения, например самоуправства (ст. 19.1 КоАП РФ).
К уголовной ответственности могут быть привлечены гражданские служащие за совершение общественно-опасных деяний (действий или бездействий), которые образуют состав преступления, предусмотренного соответствующей статьей УК РФ. В уголовном законодательстве РФ система этих преступлений включает:
а) преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (известные как должностные преступления) (глава 30 УК РФ), например, получение взятки, превышение должностных полномочий;
б) преступления, совершаемые отдельными категориями гражданских служащих (ст. 142, 142.1, 143, 145, и др.), например, фальсификация итогов голосования;
в) преступления, совершаемые с использованием служебного положения (ч. 2 ст. 128, ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. «б» ч. 2 ст. 141, и др.), например, нарушение тайны телефонных переговоров с использованием своего служебного положения;
г) специальные должностные преступления:
преступления в сфере соблюдения Конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 140 УК РФ — отказ в предоставлении гражданину информации, 149 УК РФ — воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них);
преступления в сфере государственного регулирования экономической деятельности (ст. 169 УК РФ — воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, 170 — регистрация незаконных сделок с землей, п. «б» ч. 3 ст. 188 — контрабанда, совершенная лицом с использованием своего служебного положения).
Следует отметить, что наличие такого квалифицирующего признака, как «использование своего служебного положения» связано и с более строгими наказаниями (санкциями) за совершение деяния. Так, например, дискриминация совершенная с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 136 УК РФ) наказывается лишением свободы сроком до пяти лет, но без наличия такового квалифицирующего признака (ч. 1 ст. 136 УК РФ) — до двух лет.
Закон предусматривает, что гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения он и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами (ч. 2, 3 ст. 15 Закона).
Субъектом уголовной и административной ответственности (в контексте рассматриваемой нормы) выступают не все гражданские служащие, а преимущественно те, которые имеют статус должностного лица (выступают представителями власти, выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственном органе).

Рекомендуем прочесть:  Образец приказа на годовую инвентаризацию в 2023 году в бюджетном учреждении

Административная ответственность анских служащих

Структура работы. Работа состоит из введения двух глав, заключения и списка источников. В первой главе я предлагаю ознакомиться с теоретическими основами дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих. Во второй части рассмотреть проблему совершенствования дисциплинарной ответственности государственных служащих при совершении административного нарушения. В заключении даются выводы, обобщаются факты.

Дисциплинарные взыскания — это меры воздействия, закрепленные в нормативно-правовых актах и налагаемые компетентными, специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших проступок в связи с исполнением служебных обязанностей или совершивших иные деяния, влияющие на их особый правовой статус [9, с.111].

Дисциплинарная ответственность рассматривается в правовой науке как одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя [6, с.10].

 превентивная — предупреждение нарушения трудовой дисциплины как самим лицом, которое подвергается дисциплинарной ответственности (частная превенция), так и другими сотрудниками (работниками) (например, за счёт создания впечатления о неотвратимости наступления ответственности как результата определённых действий);

Цель их применения двоякая: с одной стороны — наказать виновного, с другой — общая и частная превенция правонарушений, — достигается как содержанием, так и процедурой их назначения. Применение взысканий к виновным лицам не только принуждает нарушителя к соблюдению норм служебной дисциплины, но и побуждает их к сознательному исполнению служебного долга, оказывая при этом общепредупредительное воздействие не только на самого нарушителя, но и на других служащих.

Юридическая ответственность государственных гражданских служащих

В отношениях между государственными служащими и гражданским обществом ответственность призвана играть роль обратной связи, с помо­щью которой обеспечивается должное поведение управляющих субъектов. В качестве такой обратной связи выступает социальная ответственность. Однако социальная ответственность — это лишь общее название целого комплекса элементов. Наиболее значимыми его блоками являются два вида ответственности: юридическая и моральная. Общим свойством право­вой ответственности являются, безусловно, осознание, правильное пони­мание лицом лежащих на нем в силу закона или морального долга обязан­ностей, правильное отношение к своим обязанностям. Различие же состоит в форме, видах требований, которые предъявляются к лицу в отношении исполнения им своих обязанностей, мерах, применяемых для обеспечения исполнения им своих обязанностей; различных мерах взысканий и наказа­ния лица в случаях нарушения требований закона.

представляет собой сложное многоаспектное явление. Ответственность гражданского служащего наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и несоблюдение служебной дисци­плины, за нарушение законности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина и по иным установленным законодательством основаниям.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пи I и дней со дня его издания.

Обязательным признаком большинства должностных преступлений являются корыстная или иная личная заинтересованность должностного лица (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог) либо корыст­ный мотив (получение взятки).

3.Материальная ответственность государственного служащего. Материальная ответственность в сфере государственной службы- это самостоятельный вид юридической ответственности государственных служащих на основе норм законодательства. В отличие от мер других видов ответственности меры материальной ответственности имеют не карательный, а право­восстановительный характер. С этим связана главная особенность материаль­ной ответственности: она может быть наложена независимо от привлечения государственного служащего к дисциплинарной, административной или уго­ловной ответственности за это же правонарушение. Различают четыре вида материальной ответственности государственных служащих:

Российское законодательство предусматривает административную ответственность государственных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285—293 УК РФ). В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе увольнение от должности. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего — должностного лица — права занимать соответствующие государственные должности.

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе — обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

В случае несогласия государственного служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа, комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде.

Как правило, принято говорить о четырех стадиях поощрительного производства: возбуждение ходатайства о поощрении; направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган; рассмотрение представления о поощрении и принятие решения; практическое осуществление поощрения.

Виды ответственности государственных служащих

Те же деяния, если они совершены группой лиц но предварительному сговору или организованной группой, с вымогательством взятки или в крупном размере — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. При этом крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

Рекомендуем прочесть:  Как закрыть прогулы на работе

Особенностью процедуры применения дисциплинарного взыскания к государственному служащему является проведение служебной проверки, которая регулируется статьей 59 Федерального закона № 79-ФЗ. Именно в силу ее специфичности она представляет специальный интерес.

Меры поощрения к государственным служащим могут применяться лишь теми органами и руководителями, которым предоставлено такое право. При этом они обязаны применять только поощрения, предусмотренные соответствующими нормативными актами, в пределах предоставленной им власти и в установленном порядке.

Негативные последствия для служащего могут выражаться в замечании, выговоре, строгом выговоре, предупреждение о неполном служебном соответствии или увольнении. Кроме того, до того, как будет рассмотрен вопрос о привлечении служащего, совершившего проступок, к дисциплинарной ответственности, он может быть временно отстранен от должности.

Обязательным признаком большинства должностных преступлений является корыстная или иная личная заинтересованность должностного лица (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог) либо корыстный мотив (получение взятки).

Административная Ответственность Государственных Гражданских Служащих

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатные консультации по составлению плана работы;
  • строгая специализация — консультации по подготовке работы оказываются лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование ( мы оказываем консультационные услуги только по работам по праву ).
  • проверка работы на соответствии действующему законодательству;
  • подбор новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

При оказании наших услуг используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.

Административная ответственность государственных гражданских служащих

Служебная деятельность чиновников государственных учреждений регламентируется ФЗ №79 «О государственной гражданской службе». Лицо, облеченное властными полномочиями, должно соблюдать не только КоАП РФ, но и дополнительные правовые положения. Административная ответственность государственных гражданских служащих носит особый характер, поскольку подразумевает повышенные требования к исполнителям должностных инструкций и одновременно в общегражданском понимании.

Являясь представителями власти на определенный промежуток времени, работники исполнительных и государственных организаций осуществляют хозяйственную, распорядительную и руководящую деятельность. Административная ответственность государственных гражданских служащих наступает именно при нарушении или неудовлетворительном исполнении своих функций. Например, при невыполнении своих полномочий, должных обеспечивать эффективную работу подчиненных и независимых лиц. Дисциплинарная ответственность может определяться выговором, определением неполного соответствия занимаемой должности, освобождением или увольнением со службы.

Административной ответственности государственные гражданские служащие могут подвергаться за издание приказов, нарушающих законодательство, невыполнение своих обязанностей, отсутствие должного контроля за подчиненными, самоуправство. Основными наказаниями являются предупреждение (устное или письменное), штрафные санкции или дисквалификация, понижение в должности (постоянно или на указанный срок). Основанием для наказания должностных лиц могут служить правонарушения в сфере таможенного, санитарного, земельного, эпидемиологического, природоохранного и других кодексов. Кроме дисциплинарного взыскания и административного наказания, чиновник может быть привлечен к материальной и уголовной ответственности на общих основаниях, но с учетом занимаемой должности как отягчающего признака.

Если у вас есть вопросы по теме, вы можете получить консультацию у юристов Москвы и Московской области. Знание законов, изменений и дополнений к ним, умение проектировать ситуацию в дальнейшем развитии, большой правовой опыт позволит юристу найти единственно правильное решение в конкретном случае. Обращение к нам не требует оплаты, проводится в режиме онлайн и доступно в любое время.

Статья 15

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

10) сообщать в письменной форме представителю нанимателя о прекращении гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, в день, когда гражданскому служащему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

Миннигулова Д

Например: Кирин А. В. Административно-деликтное право (теория и законодательные основы) : монография. М. : Норма; ИНФРА-М, 2012 ; Добробаба М. Б. Материальная ответственность государственных и муниципальных служащих: правовая природа, место в системе отраслей права // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 3. С. 26—29.

Следует также согласиться с Ю. М. Буравлевым, что на настоящий момент законодательство не содержит правовых норм, устанавливающих административную ответственность гражданских служащих непосредственно за административные правонарушения. Функцию правового регулирования адмиНапример: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 22 дек. 2014 г.) // Российская газета. 2008. 30 дек.

1. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В связи с введением в действие КАС РФ, где в качестве предмета регулирования определено осуществление административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции (далее также — суды) административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, считаем возможным рассматривать служебные споры в порядке, предусмотренном КАС РФ, что будет способствовать соблюдению логики публично-правового регулирования государственной гражданской службы. В связи с чем следовало бы внести соответствующие изменения в законодательство о служебных спорах на гражданской службе.

Анализируется, какие категории государственных гражданских служащих могут быть подвергнуты ответственности по административному праву. Автор считает возможным использовать в России опыт регулирования ответственности государственных (гражданских) служащих в отдельных зарубежных странах. Целью Динара предложений автора статьи по совершенствованию правового ре- Борисовна гулирования института ответственности государственных граж- МИННИГУЛОВА, данских служащих является полноценная гарантированность права доктор на защиту государственного гражданского служащего. юридических наук, Ключевые слова: государственный гражданский служащий, адми- доцент, нистративная ответственность государственного гражданского заведующий кафедрой служащего, право на защиту государственного гражданского слу- предпринимательского жащего. и финансового права Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан D. B. MINNIGULOVA, Doctor of Legal Sciences, Assistant Professor, Head of Department of Entrepreneurial and Financial Law of Bashkir Academy of Public Service and Administration of the President of the Republic of Bashkortostan

Adblock
detector