Административная Ответственность Пояснение Кратко

6. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

1. Возмездное изъятие – мера административного нарушения, состоящая в принудительном изъятии предмета. который являлся орудием правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие охотничьего оружия. боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к а) беременным женщинам; б) женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; в) лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет; д) инвалидам I и II групп.

4. Административный арест – применяется за правонарушение, близкие к преступлениям, либо за повторные грубые административные правонарушения. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток (ст. 3.9 КоАП).

— принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

Меры ответственности за правонарушения нормативно закреплены в санкциях правовых норм. Привлечение к ответственности по своей сути есть государственно-властная реализация санкции нормы применительно к конкретному правонарушителю. Поэтому меры ответственности всегда содержат для нарушителя дополнительные обременения, взыскания, негативные лишения как отрицательные последствия его правонарушения. Они всегда представляют собой претерпевание, правовой урон, обременения и отнюдь не сводятся к принудительному осуществлению одной только обязанности, которую нарушитель по каким-то причинам не выполнил. По характеру обременения меры ответственности могут иметь личный, имущественный, организационный характер.

Административная ответственность — применяется за совершение административных проступков. По сравнению с преступлениями они не так опасны, причиняют менее значительный вред общественным и частным ценностям. В Российской Федерации административные правонарушения установлены Кодексом об административных правонарушениях, а также отдельными федеральными и региональными законами. К административной ответственности привлекаются как физические лица, так и организации за нарушения норм отраслей публичного права. Субъектами, имеющими полномочия на привлечение к административной ответственности, являются многочисленные государственные органы и должностные лица. Наряду с судебным порядком, который менее распространен в данной сфере, существует и внесудебный — административный порядок привлечения к административной ответственности. Административный порядок отличает сравнительная простота, меньшая формализованность и оперативность. Административная ответственность применяется не в порядке подчиненности, не влечет судимости и увольнения с работы.

— принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

— штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);

Административная Ответственность Пояснение Кратко

2) иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом (ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ). В соответствии с нормами международного права, закрепленными, в частности, в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и других международных правовых актах, к ним относятся главы иностранных дипломатических представительств, члены дипломатического персонала и члены их семей;

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Таким образом, квалификация одного и того же деяния в качестве преступления и административного правонарушения недопустима. Из вышеуказанного можно сделать вывод и о том, что при наличии в деянии признаков и преступления, и административного правонарушения приоритет имеет ответственность уголовная, а не административная. Так полагает ряд авторов в связи с тем, что приоритет уголовного законодательства над административным объясняется поглощением уголовной противоправностью всех иных видов противоправности, поглощением составом преступления состава административного правонарушения.

Пример. Организация (общество) Управлением Роспотребнадзора привлечено к административной ответственности по ч. 2 статьи 14.8 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа. Управлением установлено, что в нарушение положений статьи 16 закона о защите прав потребителей в договор с гражданином-потребителем включены условия, нарушающие его права.

Действие лица в состоянии крайней необходимости относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Если лицо, совершившее административно наказуемое деяние, находилось в состоянии крайней необходимости, то производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Административная ответственность: понятие, виды, принципы и особенности

В России, в настоящее время основным регулирующим административную ответственность юридических лиц нормативным актом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также нормативные акты субъектов РФ. Для правоприменительной практики большое значение имеет Постановление Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Введение.
1. Понятие и основные черты административной ответственно-сти. Административная ответственность сотрудников УИС России.
2. Понятие, виды и характеристика административных наказа-ний.
3. Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.
Заключение.
Список литературы.

Выделение нормативного основания в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в виду правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, при отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.

Темой данной работы является административная ответственность. Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, а также порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

Рекомендуем прочесть:  Денежная Компенсация За Земельный Участок Многодетным Семьям Если Участок Уже Получен

Основания административной ответственности часто
подразделяют на два вида: нормативные и фактические. Под
нормативными понимаются правовые нормы, в соответствии с
которыми устанавливается и применяется административная
ответственность. Под фактическим основанием подразумевается совершенное правонарушение, за которое может быть применено административное взыскание.

По этой причине административное взыскание не столько «наказывает» человека, сколько определяет его виновным в антисоциальных поступках, а значит вредит, в том числе и репутации. Это особенно важно для тех, кто занимается предпринимательской или иной публичной деятельностью – даже небольшой штраф или обычное предупреждение могут нанести намного больший урон в виде репутационных потерь, особенно если совершенный человеком проступок осуждается в обществе и о нем стало известно широким массам.

Однако в отличие от уголовного преступления, административные проступки могут быть предусмотрены различными законами, как федерального, так и местного значения. Самые распространенные виды административных проступков: мелкое хулиганство, распитие алкогольных напитков в общественных местах, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка ведения и подачи налоговой отчетности.

В зависимости от этого, виновнику назначается конкретное взыскание: это может быть предупреждение, штраф определенного размера, общественные работы. Самым «жестким» видом административного взыскания является административный арест, на время которого человека помещают в специальное учреждение и ограничивают тем самым его свободу.

В процессе рассмотрения дела, этот орган рассматривает материалы дела, пояснения стороны которая привлекается к ответственности, определяет, имело ли место данное нарушение, какое именно лицо его совершило. При назначении наказания (а точнее, административного взыскания) органы также обязаны учитывать значительность деяния, ущерб нанесенный проступком, личность нарушителя и многие другие обстоятельства.

Привлечение виновного к административной ответственности осуществляется только тем органом, который по закону имеет право привлекать лиц к ответственности по данному виду проступков. К примеру, нарушителей ПДД наказывают либо инспектора полиции, либо суды, а нарушителей налогового законодательства – инспектора налоговой службы.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Понятие юридического состава административного правонарушения содержится в научной литературе: «Состав административного правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность».

2. административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждения совершения в дальнейшем административных правонарушений. В результате привлечения к административной ответственности на правонарушителя оказывается воздействие в виде государственного осуждения, осуществляемого уполномоченным органом, возлагающим взыскание.

Данное взыскание применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения российских законов, уважения к нравственным правилам поведения, принятым в нашем обществе, а также предупреждения совершения новых правонарушений.

Административная Ответственность Пояснение Кратко

Административная ответственность – это применение судьей, уполномоченным органом или должностным лицом установленных государством мер административного наказания на основании закона и в порядке, определяемом законом, к физическим и юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством РФ и законами субъектов РФ, а также осознанная готовность виновного лица понести это наказание. Последнее важно тем, что формирует правосознание граждан и должностных лиц о справедливости наказания и профилактическом воздействии на лиц, совершивших административное правонарушение и не совершивших.

Кроме того, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия в том случае, когда к нарушителю норм административного права, по мнению уполномоченного должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, целесообразно применить меры общественного воздействия (см. п. 2 ст. 4.2 и ст. 2.9 КоАП РФ).

Нормы административного права предусматривают различные виды юридической ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную. Решение вопросов уголовной и частично материальной ответственности находится в компетенции судебной юрисдикции, остальные же виды юридической ответственности, и в первую очередь административной, дисциплинарной и частично материальной, – в компетенции административной юрисдикции.

Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности – уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается прежде всего в общей цели, которую преследуют все виды юридической ответственности по воспитанию правонарушителей, профилактике правонарушений, а иногда в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей.

Эти две группы мер, применяемых на стадии возбуждения административного дела, представляют собой пусковой механизм административной ответственности. Их реализация означает распространение на правонарушителя как отрицательных (доставление в органы, обвинение, составление протокола), так и положительных (например, процессуальные гарантии, такие, как соблюдение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и одного из существенных — права давать объяснения по поводу случившегося нарушения на всех стадиях административного дела) последствий административного процесса. В ст. 25.1 КоАП говорится: «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами…».

«Объяснение» как совокупность процессуальных действий привязано к обвинению и расследованию, обусловлено данными процессуальными действиями, логически вытекает из них, т.е. вторично, но вместе с тем оно настолько самостоятельно, исторически (в плане генезиса ответственно) и социально значимо в плане соблюдения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, что именно этот термин должен быть отражен в наименовании данного элемента с его двумя звеньями.

«Объяснение» нарушителя интегрирует другие процессуальные действия, которые по характеру тяготеют к нему (ознакомление с материалами, относящимися к делу, представление доказательств, возможность заявлять ходатайства), и в совокупности с ними образует самостоятельный элемент в структуре административной ответственности.

Говоря о формулировании единого понятия административной ответственности, следует отметить, что оно возможно на основе многообразия определений. Эти определения образуют целостное понятие не путем их механического соединения, а посредством живого синтеза, при котором каждое определение существенно дополняет, развивает и конкретизирует другое. Думается, что понятие административной ответственности должно синтезировать два основных определения: первое характеризует административную ответственность как объективную категорию, представляющую реакцию государства на административное правонарушение; второе характеризует административную ответственность как субъективно-личностную категорию, показывающую ее как совокупность правомочий наказанного лица.

Научные определения играют большую роль в правоведении и практической жизни. Они имеют важное теоретическое значение в процессе познания данной конкретной отрасли права, создания постоянного капитала отрасли правоведения, написания хороших учебников. Вместе с тем практика жизни показывает, что для того, чтобы понятие использовалось в обществе эффективно, запоминалось людьми, становилось частью их правосознания, ему нужно дать определение в законодательном акте. Определение развивает понятие, развертывает его содержание, вводит в самую его суть. Это — краткое (крылатое) объяснение, имеющее высшую качественную ценность. Поэтому роль определений очень велика в нормотворческом процессе. Кратко раскрывая существо правового явления в вводной части нормативного акта, они затем дают возможность законодателю более точно и свободно формулировать правовые нормы.

Рекомендуем прочесть:  Едином Государственном Реестре Недвижимости И Государственный Кадастр Недвижимости Чем Отличаются

3) Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной — физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т. п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

Возможно сформулировать два понятия административной ответственности. Первое указывает на специфику административной ответственности в сравнении с другими видами юридической ответственности. Второе в большей степени показывает особенности административной ответственности с точки зрения ее содержания как вида правоприменительной юрисдикционной деятельности.

Под административной ответственностью понимается (схема 3) возникшие в связи с административным правонарушением в сфере государственного управления правоотношение между государством в лице органа административной юрисдикции наложить на правонарушителя административное наказание, а также в обязанности правонарушителя претерпеть, понести определенные законом лишения личностного, материального, морального и организационного характера.

1) Административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная — законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность — законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях — нормами административного права.

Содержание административной ответственности с этой точки зрения двояко. С одной стороны, это деятельность уполномоченных государством субъектов по применению норм административного права в связи с конкретным нарушением административно-правовых норм. С другой стороны, содержание административной ответственности заключается в реализации, исполнении обязанности правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия в виде определенного административного наказания за административный проступок.

Административная ответственность понятие, виды, принципы и особенности

Административную ответственность характеризуют и другие признаки (например, принудительный характер, множественность государственных органов, применяющих меры ответственности, нормативно-правовая урегулированность, не влечет за собой судимости), но они общеизвестны и о них достаточно хорошо сказано в юридической литературе. Охарактеризованные здесь признаки позволяют иметь более полное представление об административной ответственности и определить ее, как реагирование государства на административное правонарушение, выражающееся в реализации компетентным органом (должностным лицом) права предъявить обвинение определенному лицу, подвергнуть противоправное деяние официальной оценке и в случае отрицательной оценки применить к виновному лицу административное взыскание. Вместе с тем перечисление и анализ признаков дают внешне объективную, но плоскостную картину административной ответственности, не позволяют посмотреть на нее изнутри, объемно, очертить ее составные части, исследовать личностно-субъективный аспект рассматриваемого явления, Не нужно забывать, что из трех самых важных административно-правовых категорий — административно-правовой нормы, административного правоотношения и административной ответственности, — последняя категория является наиболее личностной, «нормативно переживаемой».

Исходным в характеристике признаков является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета. Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности. Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием.

В силу того, что административная ответственность юридических лиц не лишена внутренних противоречий и является предметом дискуссии, целью данного исследования будет выявление таковых. Для достижения поставленной цели намечен ряд задач, среди которых необходимо раскрыть: первое — дать понятие административной ответственности, рассмотреть ее структуру, основные признаки; второе рассмотреть основные виды административных наказании, назначаемых юридическим лицам за совершение ими административных правонарушений.

Так, для применения административного взыскания необходимо издание правоприменительного акта постановления, которое признает субъекта виновным и отрицательно оценивает его поведение. Для объяснения и понимания административной ответственности этот признак является также существенным. Отрицательную оценку в процессе привлечения виновного субъекта к административной ответственности нельзя сводить к разовому, одноактовому воздействию. В известной степени она перманентна: фиксируется в самом факте правонарушения, находит отражение в протоколе об административном правонарушении, высказывается при рассмотрении дела, находит свое завершение в постановлении по делу. Отрицательная оценка, содержащаяся в названном акте, превращает виновное лицо из привлекаемого к административной ответственности в привлекавшегося. Другой важный признак характеризует административную ответственность как форму реагирования государственных органов на правонарушение, что выражается в применении на основе отрицательной оценки карательных административных санкций. Система правовых норм, содержащихся в КоАП, свидетельствует о том, что назначение административного наказания является завершающей мерой (формой) среди других мер административного принуждения. Применение административного наказания материализует правовую оценку, которая была дана правонарушению и личности правонарушителя в ходе рассмотрения дела и вынесения по нему постановления. Значение этого признака состоит в том, что в основном при применении административного наказания виновный субъект претерпевает определенные лишения личного, морального и материального характера.

Так, КоАП Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (действующая редакция) устанавливает, что к правонарушителю могут быть применены определенные меры административного воздействия и вместе с этим ему предоставляется право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства и давать объяснения по существу нарушения. Однако никто не может принудить виновное лицо давать объяснения, так как дача объяснения по делу есть право нарушителя. Доводы и соображения, содержащиеся в объяснении, прежде всего являются средством защиты прав и интересов правонарушителя, хотя они также служат источником информации для компетентного органа, влияют на оценку: противоправного деяния и приобретают значение при определении вида административного взыскания.

Для привлечения к ответственности учитываются квалифицирующие обстоятельства, а также смягчающие и отягчающие факторы. Дополнительная квалификация заключается в установлении признаков, существенно повышающих общественную опасность проступка. К ним относится повторность нарушения, наличие неснятой административной санкции, совершение проступка группой лиц и т.д.

Наличие смягчающих обстоятельств позволяет использовать минимально возможную санкцию по статье КоАП РФ. Законом не ограничен перечень таких факторов, поэтому при рассмотрении дела они будут устанавливаться в индивидуальном режиме. Например, к таким обстоятельствам относится несовершеннолетний возраст нарушителя, совершение проступка в период беременности и т.д. На размер наказания повлияют и положительные характеристики, представленные нарушителем или его защитником. Отягчающими факторами признается состояние опьянения, несовершеннолетний возраст потерпевшего и т.д.

Суд или иное уполномоченное ведомство не могут произвольно устанавливать меры воздействия к нарушителям. Все виды санкций перечислены в главе 3 КоАП РФ, а для привлечения к ответственности за конкретное нарушение нужно выбирать наказание в пределах статьи кодекса. К основным видам ответственности закон относит:

Некоторые меры воздействия могут применяться только при наличии специального права. Типичные примеры таких составов содержатся в главе 12 КоАП РФ за нарушение в сфере дорожного движения. Если виновный автовладелец имеет специальное право управления транспорта, он будет его лишен на срок до 3 лет. При отсутствии указанного права, будут применены санкции по другим пунктам статьи КоАП РФ, а наказание будет заменено на арест или штраф.

  • наказание может применяться в отношении российских и иностранных граждан, должностных лиц, предприятий любой формы собственности;
  • полный перечень санкций, которые могут применяться к нарушителям, зафиксирован в главе 3 КоАП РФ;
  • рассмотрение дел входит в компетенцию суда, иных уполномоченных ведомств и должностных лиц – вид и размер наказания фиксируется в постановлении.

Административная Ответственность Пояснение Кратко

Характеризуя понятие административной ответственности многие ученые-административисты полагают, что административная ответственность – это форма реагирования органов государственного управления на административное правонарушение, выражающееся в применении к нарушителю карательных административных санкций.

Рекомендуем прочесть:  Увольнение из армии по беременности жены

Административная ответственность реализуется в специфических для нее процессуальных формах, т.е. меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Это – самый характерный ее признак. Как правильно отметил И.А. Галаган, административная ответственность – преимущественно «процессуальное образование». Очень важно, чтобы карательная деятельность органов государственного управления протекала в определенных административно-процессуальных формах, т.е. по заранее установленным правилам и процедурам, устанавливающим порядок деятельности этих органов в области юрисдикции 1 .

Хотя эти определения административной ответственности являются спорными по содержанию, следует признать глубоко правильной и оправданной ее попытку сформулировать единое понятие административной ответственности посредством синтеза двух определений – объективного и субъективного.

Так, КоАП устанавливает, что к правонарушителю могут быть применены определенные меры административного воздействия и вместе с этим ему предоставляется право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства и давать объяснения по существу нарушения. Однако никто не может принудить виновное лицо давать объяснения, так как дача объяснения по делу есть право нарушителя. Доводы и соображения, содержащиеся в объяснении, прежде всего являются средством защиты прав и интересов правонарушителя, хотя они также служат источником информации для компетентного органа, влияют на «оценку» противоправного деяния и приобретают значение при определении вида административного взыскания 1 .

Отрицательную оценку в процессе привлечения виновного субъекта к административной ответственности нельзя сводить к разовому, одноактовому воздействию. В известной степени она перманентна: фиксируется в самом факте правонарушения, находит отражение в протоколе об административном правонарушении, высказывается при рассмотрении дела, находит свое завершение в постановлении по делу. Отрицательная оценка, содержащаяся в названном акте, превращает виновное лицо из привлекаемого к административной ответственности в привлекавшегося.

Порядок привлечения к административной ответственности кратко

Порядок привлечения к административной ответственности регламентируется положениями Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). Согласно ч.1 ст.2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. В соответствии со ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Первый протокол о применении любой из мер обеспечения – это уже возбуждение дела. И каждое такое действие сотрудник должен задокументировать. Либо отдельным протоколом. Либо в некоторых случаях сделать отметку в протоколе об административном правонарушении (о доставлении, к примеру). Подробную информацию про каждый вид меры обеспечения излагает глава 27 КоАП РФ.

Статья 2.2.1. кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту КФР об АП) определяет понятие административная ответственность как разновидность мер государственного принуждения за совершение проступка, предусмотренного КРФ об АП. Этот вид ответственности предусматривает различные меры воздействия на правонарушителя и предполагает назначение административного наказания.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

  1. выявление правонарушения;
  2. применение мер, обеспечивающих производство по делу;
  3. собирание и фиксация доказательств, вины нарушителя;
  4. составление административного протокола;
  5. рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение решения по делу;
  6. обжалование постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Административная ответственность как вид юридической ответственности

Другими словами, юридическую ответственность можно определить, как обязанность лица претерпевать определённые лишения государственно-властного характера, предусмотренные законом за совершённое правонарушение. Лишения – это дополнительные неблагоприятные последствия, возникающие только при правонарушении. Это определение интерпретирует юридическую ответственность, как реакцию государства на совершённое правонарушение.

В рамках общего субъекта – физического лица – КоАП определяет и специальных субъектов. К ним относятся несовершеннолетние, лица в возрасте от 16 до 18 лет (ч.2 ст.2.3), должностные лица (ст. 2.4), военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5), иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 2.6). Выделение специальных субъектов обусловлено особым порядком привлечения их к административной ответственности, который определяется КоАП и специальными нормативными актами.

«Отсутствие легального определения административной ответственности как вида юридической ответственности в главе второй «Административное правонарушение и административная ответственность» Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации создаёт проблемы на практике при применении административного наказания и тормозит процесс развития юридической науки».

В тех случаях, когда дополнительное наказание имеет альтернативный характер, назначение его является правом должностного лица, судьи. При этом за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

В ст. 2.1 КоАП нет указания на объект административного правонарушения. Однако определить общий объект, то есть совокупность общественных отношений, охраняемых законодательством об административных правонарушениях, можно из анализа ст. 1.2. Это права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, общественная безопасность; собственность; законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства.

Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Таким образом, основным критерием, позволяющим отграничить административное правонарушение от преступления, является общественная опасность, признак, которым административное правонарушение не обладает. Преступление — деяние, закреплённое уголовным законом, а административное правонарушение — деяние, запрещённое административным и некоторым другим законодательством.

В связи с тем, что КоАП юридические лица признаны субъектами административных правонарушений, указанные характеристики впервые рассматриваются в качестве обязательных и при назначении административного наказания юридическому лицу. Особо выделяются факторы, влекущие правовые последствия на условия жизнедеятельности в будущем юридического лица. Это имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие (добровольное возмещение причинённого ущерба, устранение причинённого вреда) и отягчающие (повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истёк один год) обстоятельства. До принятия КоАП подобные обстоятельства при рассмотрении административных правонарушений учитывались редко.

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает, что к правонарушителю могут быть применены определённые меры административного воздействия и вместе с этим ему предоставляется право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства и давать объяснения по существу нарушения. Однако никто не может принудить виновное лицо давать объяснения, так как дача объяснения по делу есть право нарушителя. Доводы и соображения, содержащиеся в объяснении, прежде всего, являются средством защиты прав и интересов правонарушителя, хотя они также служат источником информации для компетентного органа, влияют на «оценку» противоправного деяния и приобретают значение при определении вида административного взыскания.

Субъектами данного вида ответственности являются участники гражданских правоотношений. Это могут быть индивидуальные субъекты: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды), а также коллективные субъекты: юридические лица, муниципальные образования, субъекты РФ и др.

Таким образом, происходит подмена понятий. Данная позиция (о наличии позитивной составляющей в юридической ответственности) не нашла широкого признания, но определённую поддержку среди учёных всё же получила. Более того, её влияние можно обнаружить и в законодательстве. Например, в Конституции Российской Федерации провозглашается (ст.59), что защита Отечества является не только обязанностью российского гражданина, но и его долгом.

Adblock
detector