Административная Ответственность При Массовых Беспорядках

Большую опасность представляют неформальные лидеры, могущие стать организаторами групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. Эти личности обладают талантом объединения и сплочения людей, могут подчинять их своей воле, убеждать и «заводить толпу».

Под насилием понимается как физическое, так и психическое насилие. Оно может выражаться в угрозе убийством или причинении тяжкого вреда здоровью, нанесении или угрозе нанесения побоев, а также в причинении или угрозе причинения легкого, средней тяжести и тяжкого (без особо отягчающих обстоятельств) вреда здоровью.

Массовые беспорядки — это совершаемое большой группой людей (толпой) посягательство на общественную безопасность, сопровождающееся насилием над людьми, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти. Во время массовых беспорядков нарушается общественный порядок на значительной территории, парализуется деятельность органов власти и управления.

В целях успешной работы по предупреждению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков сотрудникам полиции необходимо знать признаки обострения социальной напряженности и межнациональных противоречий, которые могут перерасти в массовые беспорядки. Эти признаки могут быть:

Массовые беспорядки являются тяжким преступлением, дестабилизирующим обстановку в районах проживания населения, подрывающим устои общества и государства, нарушающих нормальную жизнедеятельность граждан, работу предприятий, учреждений, организаций. Они могут возникнуть спонтанно в результате нарушений законности либо тактически неправильных действий сотрудников полиции.

Таким образом, правовую основу организации и проведения массовых мероприятий в Республике Беларусь, а также деятельности республиканских органов государственного управления по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности составляют нормы международного, административного, уголовного, конституционного права и другие, которые закреплены в международно-правовых актах, Конституции и законах Республики Беларусь, актах Президента Республики Беларусь, постановлениях Совета Министров Республики Беларусь, а также нормативных актах министерств и иных республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов.

Своевременный анализ поступающей информации из различных источников и адекватное влияние на неё способны предотвратить многие человеческие жертвы. Таким образом, одним из направлений противостояния тенденциям массовых беспорядков может стать создание единого центра, аккумулирующего необходимые данные. Кроме того, есть необходимость в глубоком и всестороннем анализе причин возникновения массовых беспорядков, причём не только в рамках военной составляющей, но и с учётом реальной экономической обстановки и политических течений. Алгоритм формирования массовых беспорядков на нынешнем этапе весьма лаконично вычерчен событиями в Украине и Египте [13, с. 135].

Пятую группу образуют правовые нормы, регулирующие деятельность правоохранительных органов по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, закреплённые в постановлении Совета Министров Республики Беларусь, правовых актах министерств и иных республиканских органов государственного управления.

Например, в Великобритании и Германии уже несколько десятков лет действуют законодательные акты, регулирующие вопросы охраны общественного порядка и безопасности при проведении спортивных мероприятий. Во Франции вопросы обеспечения безопасности спортивных мероприятий регулируются Спортивным кодексом [15]. В России перед проведением уже прошедших Олимпийских игр 2014 г. были приняты нормативные правовые акты, направленные на обеспечение безопасности объектов спорта, участников и зрителей. В 2012 г. в Польше в преддверии чемпионата Европы по футболу вступили в силу изменения в законы, усиливающие ответственность за преступления и хулиганство во время массовых мероприятий. Кроме того, не теряет своей актуальности опыт проведения и обеспечения безопасности спортивных мероприятий в СССР [6, с. 4].

Если в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании предполагается участие свыше 1000 человек, то выступать их организаторами могут только политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь. Эти организации определяют лицо (лиц), ответственного (ответственных) за организацию и проведение массового мероприятия, из числа членов своего руководящего органа. Лицо (лица), представившее (представившие) документы руководящего органа политической партии, профессионального союза или иной организации Республики Беларусь о назначении его (их) ответственным (ответственными) за организацию и проведение массового мероприятия и указанное (указанные) в этом качестве в заявлении о проведении массового мероприятия, принимает (принимают) обязательство в письменной форме по его организации и проведению в соответствии с Законом.

Организация массовых беспорядков и призывы к ним, как социально опасное преступлление

Именно в силу подобных разграничений, лицом, виновным в призыве к активным беспорядкам оказывается не оратор, подогревающий страсти на митинге, а подстрекатель, остающийся неопознанным и выкрикивающий из толпы односложные предложения, призывающие к преступным действиям.

Отличительной особенностью бесчинств, осуществляемых толпой людей, является организованный характер подобных акций, направленных на достижение определенных целей или создания подходящих условий для властного переворота и нарушения общественного порядка. Подобная тактика смены режимов и правительств считается основным способом невоенного вмешательства в политическое устройство государства, с целью переворота или оказания давления на точку зрения официальной власти.

  • вступать в конфликты и словесные перепалки с участниками акции;
  • допускать грубое поведение, которое может выражаться в словах, жестах или действиях;
  • применять силу к активным участникам акции, проводить задержание организаторов и ораторов;
  • выставлять излишнее количество сотрудников в оцепление или использовать для патрулирования.

Организаторская функция заключается в том, чтобы собрать в одном месте и в определенное время большую толпу и, выполнив необходимую для этого мотивацию и снабдив оружием, зажигательными средствами и взрывными устройствами, сделать так, чтобы она начала бесчинствовать, угрожая общественной безопасности. Чтобы события развивались требуемым образом, организатор должен обучить активных участников предстоящих событий правилам поведения, способам эскалации напряженности, методикам управления мнением и поведением толпы посредством пропаганды и преступного поведения.

  • наличие инцидента с массовыми бесчинствами;
  • выявление в ходе розыскных мероприятий одного или нескольких субъектов, которые являлись инициаторами события, проводили инструктажи участников, выдавали оружие, лично или опосредованно призывали к беспорядкам;
  • установленные лица должны быть дееспособными и не моложе 16 лет.

Анализ опыта практических работников органов внутренних дел по пресечению массовых противоправных действий позволяет определить следующие направления воздействия на людей, участвующих в массовых противоправных действиях: силовое, ведение переговоров, эмоционально-психологическое.

При проведении массовых мероприятий формируются контактные группы, именуемые публикой. Гражданам, образующим эти группы, присуща определенная мера психического воздействия и сопереживания, обусловленная наличием общего интереса к проводимым мероприятиям. Однако под влиянием неблагоприятных воздействий поведение таких групп может принять более сложные формы, что зачастую является одной из причин возникновения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка. На возникновение МБ и ГНОП оказывает влияние внеколлективное поведение внешне неорганизованных групп (толпы), отличающихся высокой степенью приспособления к складывающимся ситуациям, некритичным восприятием и подражанием действиям других лиц, а также проявлением крайней эмоциональности и единодушием действий. Формируясь под влиянием различных ситуаций, толпа не имеет заранее обозначенных и организованно оформленных взаимосвязей, предварительно распределенных между участниками ролей . 11

Кроме собственно конфликтных ситуаций, вызванных вышеуказанными причинами, массовые беспорядки при проведении массовых мероприятий могут возникать в результате различного рода технических неисправностей, аварий, террористических актов, опасных природных явлений.

Рекомендуем прочесть:  Часы тишины в Москве 2023 в жилом доме

В соответствии с указанным утверждением, применительно к теме исследования, нормативные акты, составляющие правовую основу деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых противоправных действий, автор разделил на две основные группы:

Исследование теоретических основ процесса управления силами и средствами органов внутренних дел в предупреждении и пресечении массовых действий противоправного характера, анализ специальной литературы дал возможность разработать алгоритм неотложных действий сотрудников органов внутренних дел при выявлении на территории его ответственности незаявленной акции гражданского протеста.

Административная ответственность за нарушение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий Карпенко Татьяна Андреевна

7. Выработан комплекс практических рекомендаций по совершенствованию деятельности должностных лиц органов внутренних дел в сфере привлечения к административной ответственности за нарушение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий; разработаны общие требования назначения административных наказаний ниже низшего предела, установленного соответствующими нормами КоАП РФ, которыми следует руководствоваться при назначении административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкциями ст. 20.2, 20.2.2 КоАП РФ.

Первое упоминание об ответственности в исследуемой сфере можно связать с царским указом 1627 г., который запрещал москвичам собираться «на безлепицу»4 с кабаком за старым Ваганьковым кладбищем. Нарушителей следовало задерживать и бить кнутом на торговых площадях5. Данный запрет исследователь А. А. Зимин объясняет боязнью правительства народных сборищ, которые могли перерасти в беспорядки6. На наш взгляд, подобная позиция вполне оправдана, поскольку на тот момент государственная власть не признавала за гражданами права интересоваться теми вопросами, которые не входят в круг их личных интересов. Ведь это могло привести к различным массовым волнениям и свержению царской власти.

Так, весомый вклад в достижение имеющихся статистических показателей по рассматриваемым административным правонарушениям внесло сокращение общего количества публичных мероприятий. Например, в Алтайском крае количество проводимых публичных мероприятий в 2013 г. сократилось на 66 %, в

Так, в Федеральном конституционном законе «О военном положении» указано, законодатель относит к массовым мероприятиям публичные мероприятия и иные массовые мероприятия. При этом иные массовые мероприятия не конкретизируются. Под иными же понимаются мероприятия спортивные, культурно-зрелищные, религиозные и другие. Из чего следует, что в целом массовые мероприятия носят общественно-политический, культурно-зрелищный, спортивный, религиозный и иной характер.

Позднее, в Воинском артикуле от 26 апреля 1715 г.131, в Уставе благочиния от 6 апреля 1762 г.132, помимо скопов появились термины «подозрительные сходбища» и «собрания», сущность которых также не раскрывалась в тексте приведенных актов. Однако Д.Н. Ушаков отождествляет «сходбища», «собрания» и «скопы», выделяя общий для них признак — дурной умысел133.

17) Рекомендация сторонам касательно принятия организаторами и государственными исполнительными органами мер безопасности во время спортивных мероприятий повышенного риска в залах (16 июня 1994 г., TR-V (94)13, Страсбург) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/ /arhiv.inpravo.ru/data/base513/text513v138i464.htm.;

14) Мельник, А.Б. Проблемные вопросы с массовыми беспорядками / А.Б. Мельник // Сборник статей победителей конкурса научных работ, выполненных курсантами, слушателями и студентами Академии МВД Республики Беларусь в 2008 году / Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь ; [ред. К.В. Яковлева]. — Минск, 2008. — С. 175-177.;

21) Толстяк, А.А. Общая характеристика массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка / А.А. Толстяк // Беларусь в современных геополитических условиях: политико-правовые и социально-экономические аспекты устойчивого развития : материалы межвуз. науч.-практ. конф., (Минск, 21 марта 2008 г.) : [в 2 т.] / Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь. — Минск, 2008. — Т. 1 / [ред.: К.В. Яковлева, Е.В. Чорба, Н.И. Минич]. — С. 144-145.;

В заключение необходимо отметить, что каждый из субъектов составов преступлений, предусмотренных ч. ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 212 УК РФ, обладает своей спецификой, которая подлежит обязательному установлению при расследовании каждого уголовного дела о совершении массовых беспорядков.

По нашему мнению, субъектом преступления, предусмотренного в ч. 3 ст. 212 УК РФ, может быть физическое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста, выполняющее совокупность активных действий, которые выражаются в публичных призывах к активному неподчинению законным требованиям представителей власти либо к насилию над гражданами.

Таким образом, и социологи, и философы рассматривают толпу как неорганизованную массу людей, образовавшуюся спонтанно под воздействием какого-либо фактора. Опираясь на мнения специалистов, можно дать определение толпы как обезличенной совокупности большого количества индивидуумов, объединенных общим интересом.

Участники массовых беспорядков полностью осознают, что совершают противоправные деяния, и могут полностью руководить своими действиями. В своих трудах заместитель прокурора Челябинской области А. Багмет описывает в качестве примера попытку проведения сеансов гипноза, в ходе которых было доказано, что «истинно честный человек не будет повиноваться преступным приказаниям гипнотизера и точно так же не попадет в тот водоворот эмоций, куда влечет его толпа» 72 . И хотя, по мнению психологов, большая часть людей в толпе действительно подвержена внушению и подражанию и не всегда контролирует свое поведение, это не значит, что все присоединившиеся к толпе, привлеченные шумом или заинтригованные речами оратора, начнут бить стекла, переворачивать автомашины, бросать камни в сотрудников милиции. Люди в здравом уме, насытив свое любопытство или подчинившись законным требованиям сотрудников милиции, покинут сборище.

Так, В.Г. Крысько в своих лекциях, озвучив мнение по данному вопросу ряда ученых, предложил свое определение толпы: «Это относительно кратковременное, слабоорганизованное и бесструктурное скопление (сборище) множества людей, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, объектом внимания, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной (несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность» 62 .

Административно-правовые меры пресечения и предупреждения массовых беспорядков

Законодатель не определил, какое количество людей необходимо для признания беспорядков массовыми. Следует полагать, что количество людей для наличия данного признака объективной стороны состава должно быть достаточным, чтобы в любой момент перекрыть движение транспорта, пешеходное движение, сорвать проведение массового мероприятия, нарушить работу различных учреждений и организаций, т.е. контролировать положение на определенной значительной территории. Групповые нарушения общественного порядка по своим признакам сближаются с МБ, но отличаются следующими признаками:

Решающее воздействие на возникновение и распространение массовых беспорядков и ГНОП оказывает поведение экспрессивных групп, которые возникают и формируются в основном во время спортивных и культурно-зрелищных массовых мероприятий. Значительную часть названных групп составляют не истинные болельщики (во время спортивно — массовых мероприятий) и ценители искусства (на различного рода концертных и иных зрелищных мероприятиях), а лица, испытывающие чрезмерные и искаженные чувства пристрастия, любители «острых» ощущений. Такие лица могут совершать дерзкие антиобщественные действия, которые, провоцируют ответные реакции, становясь таким образом «катализатором» конфликтных ситуаций, приводящих к возникновению массовых беспорядков.

В числе массовых акций преобладают митинги (963), пикетирования (254), блокирования автомагистралей, дорог и улиц (53), собрания (13) и шествия (7). Предотвращены 7 попыток перекрытия автомагистралей, дорог и улиц, связанных с повышением тарифов на услуги ЖКХ. Наибольшее количество акций блокирования состоялось в Амурской области (2/2,8 тыс. чел.). Для непосредственного участия в обеспечении общественного порядка и безопасности при массовых мероприятиях были задействованы 46,8 тыс. сотрудников органов внутренних дел.

Рекомендуем прочесть:  Сколько раз в год можно получать социальный сертификат

Кроме собственно конфликтных ситуаций, вызванных вышеуказанными причинами, массовые беспорядки при проведении массовых мероприятий могут возникать в результате различного рода технических неисправностей, аварий, террористических актов, опасных природных явлений.

Анализ опыта практических работников органов внутренних дел по пресечению массовых противоправных действий позволяет определить следующие направления воздействия на людей, участвующих в массовых противоправных действиях: силовое, ведение переговоров, эмоционально-психологическое.

Под организацией массовых беспорядков понимается подстрекательство и руководство действиями толпы, которые выражаются в погромах, поджогах, сопротивлении представителям власти. В некоторых случаях организаторы беспорядков готовят профессиональных провокаторов, снабжают людей оружием и т.д.

  1. За организацию. Большое скопление людей может быть стихийным. Но массовые беспорядки всегда имеют организационный характер. Граждане, недовольные политикой государства, встревоженные какой-либо ситуацией, редко самостоятельно идут жечь машины и бить витрины магазинов.Толпу нужно разогреть и направить ее гнев в нужное русло. Именно поэтому для организаторов беспорядков предусмотрена самая суровая кара – тюремный срок от 8 до 15 лет.
  2. Заучастие в массовых беспорядках. Участие предполагает вовлеченность в нарушение общественного порядка, отраженное в 212 статье. То есть человек из толпы, замеченный за поджогом, избиением, погромом, применением оружия, будет осужден на срок от 3 до 8 лет.
  3. За призывы к массовым беспорядкам. Публичное обращение к гражданам, которое может быть не только вербальным, но и распространяться посредством писем, листовок, наказывается сроком до двух лет.
  4. За прохождение обучения в целях организации массовых беспорядков законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 5 до 10 лет с уплатой штрафа до полумиллиона рублей.

Человек, который проходил обучение для участия или организации беспорядков и сообщивший об этом правоохранительным органам, освобождается от уголовной ответственности. Пожалуй, это единственный предусмотренный законом случай освобождения от наказания.

Массовые беспорядки всегда сопровождаются разного рода бесчинствами. Это поджоги, погромы и неподчинение властям. Они опасны не только тем, что при этом могут пострадать рядовые граждане или их имущество, но и тем, что может быть парализована работа местной власти.Поэтому подобное проявление анархии любое государство либо жестко подавляет, либо оперативно решает проблему, вызвавшую недовольство граждан.

Справка. Механика массовых беспорядков очень проста. Недовольные граждане, собравшиеся, например, на митинг, «разогреваются» оратором, человеком с микрофоном. Не обязательно, чтобы с трибуны звучали призывы к свержению власти или к расправе над какой-либо социальной группой. Достаточно, чтобы один из толпы (зачинщик) кинул первый камень – толпа последует его примеру.

Призывы к массовым беспорядкам: наказание и предотвращение преступления

При отграничении пропаганды насилия или межнациональной неприязни от призыва к массовым нарушениям норм законности и морали, значимым является установление в обращениях обвиняемого лица наличия лозунгов, призывающих к конкретным действиям классифицируемым, как массовые беспорядки.

Под погромами следует понимать разорение, повреждение, разрушение, разграбление, осквернение, уничтожение какого-либо имущества, представляющего ценность. Это происходит дерзко, с задействованием большого количества людей, с демонстрацией грубой силы и явного пренебрежения к обществу. Поджог — умышленные действия, направленные на уничтожение имущества путем организации пожара.

Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, а равно подготовка лица для организации таких массовых беспорядков или участия в них — наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов организации массовых беспорядков, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Опасность подобных призывов ярко выражена высказыванием: «Из искры возгорится пламя», относящимся к тем временам, когда талантливые агитаторы сплотили в 1917 году толпу на свершение революции и свержение правительства. Именно в возможности перехода от слов к делу, в гипнотическом воздействии аргументированных речей на толпу, заключается социальная опасность призывов к массовым бесчинствам.

Обязательным признаком массовых беспорядков является совершение частью толпы или несколькими ее участниками насилия, погромов, поджогов, уничтожения имущества, оказание вооруженного сопротивления власти. Без этого признака массовые беспорядки исключаются. Поэтому массовое невооруженное сопротивление власти (при отсутствии других признаков ст.212 УК) не образует состава преступления «массовые беспорядки». Эти действия должны квалифицироваться в соответствии с действующим законодательством. «При массовых беспорядках толпа собирается, как правило, стихийно. Однако нередко,- полагает В.Н. Кудрявцев, — массовые беспорядки являются результатом тщательно организованной компании, скажем, выражения недовольства по тому или иному поводу, но ввиду некоторых причин перерастет в массовые беспорядки» Кудрявцев В.Н. Уголовное право. История юридической науки. М., Статут. 2005. С. 87.. В связи с этим мы считаем целесообразным введение в норму закона о массовых беспорядках количественного критерия (участие в них 12 и более лиц). Стихийность, не исключающая наличия в толпе организованного ядра, и многочисленность субъектов зарождения и развития беспорядков приводят к возникновению явлений коллективной психологии, так называемой психофизиологии толпы.

Как установлено, уголовную ответственность за рассматриваемое деяние несут его организаторы и те участники беспорядков, которые совершили погромы, поджоги и другие противоправные действия, указанные в диспозиции ст. 212 УК РФ. Другие же лица, только находившиеся в составе бесчинствующей толпы, к ответственности не привлекаются. Те же из них, которые в процессе беспорядков совершили преступления, не указанные в ст. 212 УК, подлежат ответственности на общих основаниях.

Дело в том, что в период демократических преобразований, происходящих в нашем обществе, становятся популярными явления массового характера, включая проведение различных митингов, шествий, демонстраций и т.п. В этих условиях приобретают распространенность и явления массового характера, носящие негативные оттенки, причиняющие (могущие причинить) ущерб общественному порядку и общественной безопасности. В этой связи вполне обоснованным можно считать вывод, согласно которому с учетом возрастающей интенсивности развития общества следует ожидать эскалацию такого рода преступлений, как массовые беспорядки. В отдельных регионах так и происходит.

Часть 3 статьи 212 рассматривает призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно к насилию над гражданами, что означает обращение к толпе с целью воздействия на сознание, волю, эмоции присутствующих, чтобы толкнуть их на совершение указанных деяний Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. Радченко В.И. М., Проспект. 2008. С. 260-261..

В уголовном законодательстве Англии и США термин «толпа» не употребляется. Вместе с тем субъектом публичных беспорядков признаются группы из 12 человек в Англии и 3 человек в США Гулько А. Уголовно-правовая охрана общественного порядка в зарубежных странах // Мировой судья. 2007. № 10. С. 10-17..

Рекомендуем прочесть:  Антитабачный Закон Кальянные

Уголовный кодекс РФ Статья 212

3. Призывы к массовым беспорядкам, предусмотренным частью первой настоящей статьи, или к участию в них, а равно призывы к насилию над гражданами — наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Объективная сторона преступления выражается в совершении следующих действий: а) организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти (ч. 1 ст. 212 УК); б) участие в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК); в) призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами (ч. 3 ст. 212 УК).

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что организует массовые беспорядки, участвует в них либо призывает к массовым беспорядкам, насилию над гражданами, к активному участию в массовых беспорядках, к насилию над гражданами и желает этого.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно сообщило органам власти о прохождении обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, способствовало раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, прошедших такое обучение, осуществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение, а также мест его проведения и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, а равно подготовка лица для организации таких массовых беспорядков или участия в них — наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Массовые беспорядки: характеристика и степень ответственности по ст

  • Массовость. Подобные преступления совершаются множеством участников.
  • Стихийность. Массовые беспорядки происходят в результате скопления большого количества людей при условии слабой управляемости толпой, когда у злоумышленников появляется возможность инициировать подобное нарушение.
  • Изменение характера публичного мероприятия из законного в незаконное. В таких ситуациях требования, которые выдвигают участники правонарушения, могут быть и правомерными.
  • Сопряжение с насилием. Эти противоправные действия направлены на других лиц и сопровождаются погромами, поджогами, порчей и уничтожением материальных ценностей, использованием взрывчатки и огнестрельного оружия.
  • Вооружённое сопротивление представителям власти. Под этим понятием подразумевается противоправное поведение, направленное против действий сотрудников правоохранительных органов или иных структур, участвующих в предупреждении и пресечении беспорядков, а также ликвидации их последствий.

Массовые беспорядки — это противоправные действия, совершаемые толпой (большой группой лиц) с целью нарушения общественного порядка и безопасности. Дополнительным объектом преступления может выступать безопасность граждан, частная и муниципальная собственность, нормальное функционирование органов управления и власти.

  1. Участвовали в организации бесчинств. Под этим подразумевается инициирование правонарушения, подготовка акции и подбор участников, ответственных за проведение, а также определение объектов преступления. Деяние может считаться оконченным, если подобная тактика поведения привела к желаемому результату. В случаях, когда цели достигнуты не были, действия организаторов рассматриваются как покушение на преступление.
  2. Принимали непосредственное участие в правонарушении. К уголовной ответственности привлекаются лица, которые являлись исполнителями и совершали поступки, направленные против других граждан и представителей власти, и участвовали в порче частного или муниципального имущества путем погромов, поджогов и прочих разрушительных действий.
  3. Призывали к противоправному поведению. Под определение «призыв» попадают публичные обращения к массе людей с целью побудить их к совершению незаконных действий или проявлению неповиновения представителям власти и их законным требованиям.
  4. Проходили соответствующее обучение, заведомо для них направленное на организацию или участие в правонарушении. На этом этапе участники проходят определённую психологическую и физическую подготовку, получают организационные навыки, а также учатся обращаться с оружием, взрывными устройствами, отравляющими газами и прочими объектами, несущими опасность для окружающих.
  1. Мотив. Суть массовых бесчинств заключается в выражении протеста действующей власти и органам управления, несогласие с политическим режимом и прочее. Хулиганские же действия совершаются с целью поставить себя выше установленных законом норм и правил поведения.
  2. Спонтанность. В отличие от хулиганства, массовые беспорядки подготавливаются заранее в виде планирования противоправного деяния и распределения обязанностей между участниками. Хулиганские действия совершаются без проведения предварительных мероприятий.
  3. Степень опасности. Поскольку массовые беспорядки связаны с участием в этом деянии большого количества людей, подобное правонарушение способно нанести больше вред гражданам и материальным ценностям, нежели хулиганские действия.
  • организация преступления карается лишением свободы сроком от 8 до 15 лет;
  • непосредственное участие в массовых бесчинствах предусматривает реальное лишение свободы длительностью от 3 до 8 лет;
  • призыв к противоправным действиям влечет за собой кару в виде ограничения свободы, принудительных работ или реального тюремного заключения сроком на 2 года;
  • прохождение обучения, заведомо для лица проводимого как подготовка к преступлению, предусматривает наказание от 5 до 10 лет. Кроме того, в соответствии с законодательством, определяется штраф до 500 000 рублей или же равный размеру совокупного дохода осуждённого в течение 3 лет до совершения злодеяния.

В соответствии со статьей 188 Кодекса РК «О таможенном деле в РК» (далее – Кодекс), таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение пяти лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в форме таможенных проверок в порядке, предусмотренном главой 24 Кодекса.

Вместе с тем, согласно нормам ГПК обжалованию в апелляционном порядке подлежат судебные акты первой инстанции, не вступившие в законную силу. В этой связи, с 1 июля т.г. обжалование решения суда первой инстанции о выдворении, вступающего в законную силу с момента его принятия, возможно в кассационном порядке. Также вступившие в законную силу судебные акты в случае соблюдения кассационного порядка их обжалования могут быть пересмотрены в порядке надзора Верховным Судом Республики Казахстан.

Статья 338-1. Нарушение режима чрезвычайного положения
Нарушение мер и временных ограничений, применяемых в условиях чрезвычайного положения, а равно неисполнение законных приказов и распоряжений коменданта местности, повлекшие тяжкие последствия, —

Вместе с тем, в целях реализации принципа назначения наказания, предусмотренного статьей 38 УК, для достижения восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, как осужденным, так и другими лицами предлагаются меры, направленные на усиления ответственности за указанные действия, предусмотрев увеличение сроков ограничения и лишения свободы, дополнения альтернативного вида наказания в виде штрафа.

Статья 170. Действия судьи по подготовке дела к судебному разбирательству
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству с учетом обстоятельств дела судья производит следующие действия:
4-1) по ходатайству сторон или по собственной инициативе обеспечивает возможность получения сторонами разъяснения организациями профессиональных медиаторов порядка и принципов процедуры медиации;

Adblock
detector