Административная Ответственность В Сфере Защиты Прав Потребителей

Права потребителей

За нарушение прав потребителей законодательство устанавливает не только гражданско-правовую, но и административную ответственность. Гражданско-правовая ответственность вытекает, как правило, из договорных отношений и заключается в основном во взыс­кании неустойки и убытков. Административно-правовая от­ветственность является следствием осуществления федераль­ными органами исполнительной власти своих контрольных функций и состоит в наложении штрафов и выдаче предпи­саний различного рода на правонарушителей-граждан и юри­дических лиц.
Административным правонарушением (проступком) призна­ется противоправное, антиобщественное, виновное (умыш­ленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством установлена административная ответственность. Административ­ная ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соот­ветствии с действующим законодательством уголовной от­ветственности. Исходя из сказанного можно выделить существенные признаки административной ответственности:

  1. уклонения от исполнения или несвоевременного испол­нения их законных предписаний изготовителем (исполните­лем, продавцом) и в случае причинения ущерба потребите­лям товарами (работами, услугами), не отвечающими тре­бованиям, предъявляемым к безопасности товаров (работ, услуг),— в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом;
  2. продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе импортных, без сертификатов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) обязательным требова­ниям стандартов,— в размере стоимости проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  3. нарушения правил обязательной сертификации товаров (работ, услуг) органами по сертификации, а также предос­тавления недостоверных результатов испытаний товаров (ра­бот, услуг) испытательными лабораториями (центрами) при их обязательной сертификации — в размере двукратной сто­имости соответствующих товаров (работ, услуг).

В первом случае действия антимонопольных органов на­чинаются с рассмотрения конкретных заявлений граждан. В случае отказа хозяйствующим субъектом в добровольном порядке удовлетворить законные претензии потребителя, то антимонопольные органы возбуждают дело о нарушении конкретных статей Закона и принимают меры к принудитель­ному удовлетворению требований потребителя, путем вы­дачи обязательных для исполнения предписаний. Помимо этого предусмотрена также выдача предпи­саний о прекращении или о приостановлении продажи то­варов в случаях, если специалистами антимонопольных ор­ганов выявлены следующие нарушения:
1. продажа товаров с истекшим сроком годности;

  1. Нарушение правил торговли — продажа това­ров на предприятиях и в организациях, осуществляющих торговлю, независимо от форм собственности, а также гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимате­лей, в нарушение установленных правил реализации това­ров — влечет наложение штрафа в размере от 3 до 25 минималь­ных размеров оплаты труда;
  2. Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена — влечет наложение штрафа от 3 до 100 минимальных раз­меров оплаты труда с конфискацией товаров или предметов либо без таковой:
  3. Продажа товаров ненадлежащего качества или с нару­шением санитарных правил (ст. 146) — продажа товаров. не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по качеству, комплектнос­ти и упаковке, на предприятиях торговли независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражда­нами. зарегистрированными в качестве предпринимателей,— влечет наложение штрафа от 3 до 25 минимальных разме­ров оплаты труда.
  4. Торговля продовольственными товарами в нарушение са­нитарных правил либо без сертификатов и (или) знака со­ответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей,— влечет предупреждение либо наложение штрафа от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией или без таковой.
  5. Продажа товаров без документов — продажа товаров или иных предметов на предприятиях торговли не­зависимо от форм собственности, а равно на иных предпри­ятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражданами, зарегистрированными в качестве предприни­мателей, без документов, содержащих сведения об изгото­вителе, поставщике или продавце, а также без применения контрольно-кассовых машин — влечет наложение штрафа от 50 до 100 минимальных раз­меров оплаты труда.
  6. Нарушение государственной дисциплины цен — завышение государственных регулируемых иен (тарифов) на продукцию, предельных цен (тарифов), уста­новленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), нарушение порядка декларирования цен и тарифов или иное нарушение государственной дисциплины цен — влечет наложение штрафа от 50 до 100 минимальных раз­меров оплаты труда.
  7. Продажа подакцизных товаров без маркировки марка­ми установленных образцов — продажа и (или) организация продажи гражданами или индивидуальными предпринимателями подлежащих маркировке марками уста­новленных образцов подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов — влечет наложение штрафа от 10 до 100 минимальных раз­меров оплаты труда с конфискацией немаркированного то­вара.
  8. Нарушение правил торговли спиртными напитками — нарушение работниками предприятий (органи­заций) торговли и общественного питания правил торговли водкой и другими спиртными напитками — влечет наложение штрафа от 100 до 200 рублей.
  9. Обман потребителей в небольшом размере — обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблужде­ние относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей в магазинах, на других пред­приятиях, осуществляющих реализацию товаров или ока­зывающих услуги населению, независимо от форм собствен­ности, а равно гражданами, занимающимися предпринима­тельской деятельностью в сфере торговли (услуг), совер­шенные в небольшом размере,— влечет наложение штрафа от 1 до 30 минимальных раз­меров оплаты труда.

Административное взыскание является мерой ответствен­ности и применяется в целях воспитания лица, совершив­шего административное правонарушение, а также предуп­реждения свершения новых правонарушений как самим пра­вонарушителем, так и другими лицами. Выделяют следующие виды административных взысканий:

Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.

Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели. К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.

– в неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) (часть 4).

Для целей настоящей статьи и полного раскрытия темы, рассмотрим несколько статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), закрепленных в главе 14 КоАП РФ («Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности») и содержащих ряд деяний, непосредственно нарушающих права потребителей.

Статья 11 Закона РФ № 2300-1 регламентирует, что режим работы государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно. Режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать режиму, установленному действующим законодательством.

В соответствии со ст. 15 ЗПП компенсации подлежит причиненный моральный вред. Это требование включается только в исковое. В период досудебного урегулирования оно не удовлетворяется. При определении величины, критериями служат: наличие вины нарушителя и степень страдания самого потерпевшего.

Потребители должны быть снабжены всеми необходимыми сведениями о приобретаемой продукции, о правилах ее эксплуатации и утилизации. Если они не были предоставлены, то покупатель в праве просить возместить убытки, которые понес, из-за отказа заключить публичное соглашение.

Статьей в УК, призванной защитить потребителей является 238. Она устанавливает санкции за производство, хранение, распространение, сбыт товаров, результатов работ или услуг, которые не соответствуют нормам, не являются безопасными. Опасность данного деяния состоит в том, что ненадлежащее качество продукции может привести к массовым причинениям вреда. Поэтому к уголовной ответственности привлекаются и те граждане, которые выдали сертификат соответствия на некачественный товар.

Если рассматривать ситуацию выполнения работ, то неустойка выплачивается за любое нарушение сроков. Она может взыскиваться за просрочку окончания работ, за нарушение сроков получения промежуточных результатов, если они определены договором, за просрочку выполнения законных требований, в случае обнаружения недостатков.

Субъективной стороной является умысел нарушителя. То есть, он осознает, что его продукция не соответствует качеству или он выдал документ на товар, который фактически проверку соответствия не прошел. Или, когда он не осознает масштабы последствий своего деяния, в то время, как должен и мог их предвидеть.

Комплексный анализ правонарушений в области защиты прав потребителей не может быть полным без выяснения вопросов о том, что же конкретно представляет собой такое законодательство и каково соотношение правовых норм, содержащихся в нём, с нормами различных отраслей права, в первую очередь — административного. В юридической литературе под законодательством о защите прав потребителей принято понимать совокупность разноотраслевых нормативно-правовых актов, объединенных общим предметом регулирования отношений предпринимателей и покупателей 1. В основе данного законодательства лежат нормы ГК РФ, а также Закона РФ от 7 февраля 1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей». При определенных недостатках этого закона нельзя недооценивать его роль в сфере защиты прав потребителей, что отмечалось на заседании Государственного Совета, состоявшегося в феврале 2012 года в городе Саранске. Нельзя сказать, что данный закон и последующее законодательство возникли на пустом месте. Гражданский кодекс РСФСР предусматривал требования к качеству и безопасности товаров, работ и услуг, устанавливал меры имущественной ответственности за их нарушение. КоАП РСФСР предусматривал меры административной ответственности за нарушение правил торговли (ст.146), продажу товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст.146.4), обман потребителей в небольшом размере (ст. 153.3) и т.д. Однако, эти и другие нормативные акты не носили комплексного характера и их применение было обусловлено действовавшими в тот период экономическими и политическими системами общества. Помимо этого, законодательство того периода не предусматривало административной ответственности юридических лиц. Принятие Закона «О защите прав потребителей» было вызвано тем, что ранее действовавшее законодательство было в основном направлено на защиту интересов изготовителей и продавцов, которые выступали в качестве государственных организаций. Это было логично, поскольку Конституция того периода провозглашала приоритет интересов государства. Напротив, действующее законодательство в соответствии со ст.2 Конституции РФ устанавливает приоритет прав личности.

Рекомендуем прочесть:  Если За Долг По Автокредиту Изьяли Авто И Высчитывают Из Зарплаты Описать Имущество

9. При рассмотрении соотношения административного приостановления
деятельности с такой мерой административного воздействия как
приостановление (аннулирование) действия лицензии сделан вывод, что
последнее не является административным наказанием. По своей правовой
природе эта мера имеет пресекательно — обеспечительный характер. Поэтому
внесено предложение включить приостановление (аннулирование) лицензии
в главу 27 КоАП РФ как меру обеспечения производства по делу об
административных правонарушениях.

определить понятие юридического лица как субъекта административной ответственности за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей; отразить его специфические особенности и дискуссионные вопросы теории, в частности о вине юридического лица как субъекта административного правонарушения;

Обоснование необходимости объединения всех составов правонарушений в сфере защиты прав потребителей, закрепленных в действующем КоАП РФ в разных главах его Особенной части в самостоятельной новой главе Кодекса — «Административные правонарушения, посягающие на права потребителя».

Особенностью настоящей работы является применение междисциплинарного метода исследования с использованием положений гражданского и уголовного права, поскольку конструкция юридического лица разработана в гражданском праве, а составы административных правонарушений нередко близки к составам преступлений.

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» стандарты в РФ подразделяются на международные (региональные), государственные, стандарты отраслей и стандарты предприятий. Международные (региональные) стандарты применяются на территории РФ, если это установлено международными договорами, ратифицированными РФ, или соглашением сторон. Требования, установленные государственными стандартами, являются обязательными для соблюдения государственными органами, субъектами хозяйственной деятельности.

4) вина причинителя вреда, так как в силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, возмещается причи-нителем вреда только при наличии вины.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).

1. История возникновения и развития учета Возникновение и развитие учета представлены следующими периодами.1. Древний мир. Первые инвентаризационные описи появились в Египте, затем они были заменены текущей инвентаризацией. Велась хронологическая запись всех фактов

2) нарушение правил обязательной сертификации, т. е. реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения;

Административная ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о защите прав потребителей административное право, административный процесс (стр

Особую актуальность и важность изучению проблемы административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей придает то обстоятельство, что на сегодняшний день отсутствует единство как в науке, так и в законодательной и правоприменительной деятельности по вопросу о том, какие же правонарушения следует относить к данному виду деликтов и по каким критериям отграничивать их от других смежных правонарушений.

Перечисленные обстоятельства затрудняют не только научное исследование правонарушений, посягающих на права потребителей и выделение этих правонарушений среди других родственных деликтов, но и практику применения действующего в этой области законодательства, являясь нередко следствием как необоснованного привлечения, так и необоснованного освобождения юридического лица от административной ответственности.

Следует признать, что и административное законодательство, и юридическая наука оказались не вполне готовы к решению этой задачи. Существовавших ранее мер гражданско-правового воздействия на недобросовестных предпринимателей было явно недостаточно, а административно — правовой механизм реализации мер административного принуждения в области защиты прав потребителей фактически отсутствовал.

Действующий КоАП РФ не содержит отдельной главы, специально посвященной правонарушениям в сфере защиты прав потребителей. На сегодняшний день такие правонарушения сконцентрированы в основном в главе 14 КоАП РФ — «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности», но расположены в ней бессистемно, среди множества других правонарушений, посягающих на различные объекты в сфере предпринимательской деятельности. Более того, ряд составов правонарушений в сфере защиты прав потребителей (например, ч.2 ст.9.16., ст.10.8., ст.19.14 КоАП РФ) находятся в других главах КоАП РФ.

При исследовании вопроса административной ответственности юридических лиц, необходимо учитывать также то, что диспозиции правовых норм об административной ответственности в сфере защиты прав потребителя являются, как правило, бланкетными. Данное обстоятельство дополнительно усложняет их практическое применение, поскольку в этой сфере применяется множество стандартов, технических условий, правил, требований о комплектности товаров и их упаковке. При этом не всегда формальное нарушение перечисленных правил и требований может рассматриваться как нарушения законодательства о защите прав потребителей.

История развития законодательства и становление административной ответственности в сфере защиты прав потребителей

Российские архивные документы также свидетельствуют о том, что вопрос об обмане покупателя и продаже поддельных (фальсифицированных) товаров у нас в России был известен давно, и были приняты целый ряд законов для защиты потребителей. Значительное количество правовых актов, направленных на урегулирование защиты прав покупателей, издавалось в период правления Петра 1. Так, в правление Петра I был принят ряд указов о торговле пищевыми товарами на рынках столицы. Сенатский указ от 18 сентября 1713 г. предписывал: «В мясных рядах скотину бить и продавать по- прежнему здоровую, а ежели у кого явится больная, то такой не бить и не продавать и смотреть крепко, чтобы тайно того мясники не делали». В 1716 году был утвержден Устав воинских артикулов, который установил наказание в виде денежного штрафа за обвес и обмер. Надзор за качеством продукции был возложен на полицию. Указами Сената (1756 г.) определялись права полиции, которая должна была следить также за ценами на пищевые продукты на рынках. «Пристав должен посещать рынки своей части, и буде усмотрит жалобу или дороговизну, то о том, чего сам исправить не может, предлагать управе».

В 1976 году вышел труд доцента Саратовского государственного университета Г.И.Вольфмана [9] , посвященный изучению правонарушений, совершаемых в советской торговле, обобщивший отдельные мнения предшественников по данному вопросу. При этом, Г.И. Вольфман твердо отстаивал свое убеждение, что административные проступки (обман потребителя, нарушение правил торговли), занимающий значительный вес по сравнению с преступлениями, совершаемыми в торговле, как и все правонарушения опасны…, направлен против интересов потребителей и подрывает советскую торговлю [10].

В 60-70-х годах ХХ века развитие получает административное право. Нормы административного права на тот момент не были кодифицированы, поэтому административная ответственность за нарушение прав потребителей закреплялась в нормативных актах различных государственных органов.

В настоящее время ответственность за нарушения в сфере защиты прав потребителей установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ. Отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются и иными нормативными актами, применяемыми Правительством Российской Федерации, органами межотраслевого управления.

Рекомендуем прочесть:  Размер социальной пенсии 2023 году в волгограде

Коренная кодификация (вместо имевших место ранее периодических частичных кодификаций) законодательства об административной ответственности начавшаяся с принятия в 1980 г. Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, устранила многочисленные пробелы в нормативно-правовом материале об административной ответственности и не менее многочисленные коллизии между общесоюзными, республиканскими и локальными актами об этом виде ответственности.

Сам себе юрист

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 марта 2005 года по делу № А23-3738/04А-15-293 определено, что согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (статья 1.5 КоАП РФ).

Статья 14.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. Данное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Статья 238 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности. Санкция данной нормы предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет.

Освобождая Общество от административной ответственности, суд первой инстанции исходил из того, что Правила продажи алкогольной продукции у Общества имелись, однако на момент проверки отсутствовали на стенде. Деяние, совершенное Обществом, содержит признаки состава вменяемого правонарушения, однако является малозначительным, поскольку не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекло каких-либо неблагоприятных последствий, поэтому Общество подлежит освобождению от административной ответственности. Суд апелляционной инстанции установил, что у Общества на момент проверки правила розничной продажи алкогольной продукции не находились в доступном для покупателей месте. Необходимая информация, в том числе Правила продажи алкогольной продукции, отсутствовала в месте, свободном для ознакомления покупателей. Оценив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у налогового органа имелись основания для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Между тем продажа верхней одежды с указанием в маркировке о лечебных свойствах товара без соответствующего разрешения на применение таких изделий в медицинских целях в нарушение пункта 72 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года, № 55 с последующими изменениями, а также массажера, измерителя давления производства Япония без указания юридического адреса (места нахождения изготовителя и продавца) является нарушением пунктов 11, 15 названных Правил.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

.Закон различает виды гражданской ответственности в зависимости от правовых оснований ее возникновения. Такими видами являются договорная и внедоговорная ответственность. Деление на указанные виды имеет практическое значение при применении мер ответственности.Под договорной понимается ответственность, возникшая из договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением одной из сторон определенного обязательства.Внедоговорная ответственность возникает в связи с причинением вреда одного лица другому.

Реальный ущерб включает в себя расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества.Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд может удовлетворить требования о возмещении убытков, принимая во внимание условия инфляции, цены существующие в день вынесения решения. Указанное правило применяется в том случае, если иное не предусмотрено законом, или иными правовыми актами. Стр 7 из 9 Loading. Соседние файлы в предмете

Эта просьба может быть сформулирована уже на претензионном этапе.Если исполнитель передал выполненной работы, то заказчик должен просить исправить недостатки, оплатить услуги по их устранению, когда ее осуществила другая фирма, или произвести работу снова. В случае, если эти логичные требования не удовлетворяются, можно оформить

Согласно пункту 34 Правил продажи отдельных видов товаров, при продаже продовольственных товаров, расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится. Таким образом, дополнительное взвешивание товара,

Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей

В современном законодательстве РФ уделяется большое внимание юридической ответственности продавца, изготовителя, исполнителя за нарушение прав потребителя. От наиболее существенных нарушений потребителей защищает административное, гражданское и уголовное законодательство.

В зависимости от совершенного правонарушения назначается и мера административного взыскания,что за нарушение правил торговли влечет наложение штрафа от 3 до 25 минимальных размеров оплаты труда, за незаконную торговлю и реализацию товара от 3 до 100 минимальных размеров оплаты труда,продажу товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям и эталонам качества, за продажу товаров без документов и нарушение государственной дисциплины цен и др.

Возмещение убытков потребителю обусловлено тем фактом, что они является существенным и распространенным последствием приобретения некачественного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Эта форма ответственности имеет общее значение и применяется во всех случаях нарушения прав гражданина, если иное не предусмотрено законом или договором. Возмещение убытков направленно на восстановление имущественных прав потерпевшего за счет имущества правонарушителя. Таким образом, возмещение убытков является компенсационной мерой, которая позволяет возвратить имущественное положение потерпевшего в первоначальное состояние. Убытки могут выражаться в реальном ущербе и в упущенной выгоде.

Взыскание за административное правонарушение применяется только к лицу, его совершившему. Только лишь при наличии состава административного правонарушения лицо привлекается к административной ответственности. Взыскание налагается в точном соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Гражданское законодательство и Закон РФ «О защите прав потребителей» действуют в комплексе и дополняют друг друга. Основное регулирование отношений между потребителем, продавцом, изготовителем и исполнителем все-таки осуществляется нормами гражданского законодательства. Конституционная норма о гарантиях судебной защиты прав и свобод граждан предусматривает защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав судом, в соответствии с нормами о подведомственности.

Как следует из материалов дела, 23.05.2004 в ходе проверки налоговым органом магазина модульного типа «Висла», расположенного по адресу: ул. Автостроителей, 14, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью «Оникс плюс», был установлен факт реализации алкогольной продукции — водки «Старая Самара», 0,5 л, дата разлива 05.05.2004 — без сертификата соответствия и товаросопроводительной документации. Данное обстоятельство подтверждено актом закупки, протоколом изъятия и протоколом N 08-13/2004/019 об административном правонарушении от 23.05.2004.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала — Свердловской железной дороги (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным Постановления управления от 11.07.2006 N 67 о назначении административной ответственности, предусмотренной ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс), и не подлежащим исполнению предписания административного органа.

В правоприменительной практике имеется ряд достаточно сложных проблем, связанных с тем, что закон не содержит специальной отдельной главы о правонарушениях о правах потребителей, а в ст. 4.5 КоАП нет исчерпывающего перечня статей Кодекса, к которым применяется годичный срок давности привлечения к ответственности. Данные обстоятельства порождают необоснованное применение административными органами к делам о правонарушениях по различным статьям КоАП РФ более длительного срока давности, основываясь на том, что спорные правоотношения в той или иной мере затрагивают сферу потребительского рынка.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, которые установлены законом.

В связи с возрастанием количества дел об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей увеличивается также год от года число судебных споров, рассматриваемых арбитражными судами об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности субъектов предпринимательской деятельности. Анализ судебной практики показывает, что здесь имеется ряд сложностей и противоречий, которые влияют зачастую на исход рассмотрения дел о признании недействительными актов о наложении административных наказаний за нарушение предпринимателями прав потребителей, предусмотренных действующим законодательством.

В ходе проведения проверки управлением установлено, что в заключенном предпринимателем с потребителем (Прожериной С.В.) договоре от 21.08.2007 на изготовление и установку пластиковых окон содержится условие, ущемляющее права потребителей, в частности, в п. 2.1 данного договора указано, что «на момент подписания настоящего договора покупатель обязан оплатить 40% от стоимости договора и услуг», тогда как стоимость договора сторонами не оговорена, что является нарушением ст. 424, 711, 735 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1, 2 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей), поскольку информация о цене товара (работ, услуг) до потребителей не доводится.

Рекомендуем прочесть:  Пособие одиноким матерям в 2023 году в крыму

Решением суда заявленные предпринимателем требования удовлетворены в виду составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суд кассационной инстанции оставил решение без изменения, однако сделал важное замечание: Делая вывод о недоказанности наличия в действиях предпринимателя состава вменяемого административного правонарушения суд первой инстанции руководствовался тем, что в «информации для потребителя», переданной покупателю вместе с инструкцией по использованию бытового прибора, указано, что адреса сервисных центров можно уточнить на соответствующем сайте (имеется ссылка на конкретный интернет-сайт).

За нарушение прав потребителей предусмотрена не только гражданская, но и административная ответственность. Органом, рассматривающим данные споры, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – управление). По результатам рассмотрения дела управление выносит постановление о виновного лица к административной ответственности. Затем возможно обжалование такого акта: в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – в арбитражном суде, в отношении должностного лица – в суде общей юрисдикции.

Вместе с тем суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку предпринимателем не выполнены требования законодательства о доведении до потребителей необходимой информации о товаре. Упомянутая «информация для потребителя» содержит лишь отсылочные условия о порядке ознакомления покупателя с адресами сервисных центров, что недостаточно для соблюдения требований Закона о защите прав потребителей.

Согласно пункту 34 Правил продажи отдельных видов товаров, при продаже продовольственных товаров, расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится. При продаже продовольственных товаров, расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится.

Защита прав потребителей в уголовном, гражданском и административном законодательстве

  • продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, влечет. (п 1, Ст. 14.4.)
  • Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, (Ст. 14.7.)
  • Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.( Ст 14.8.)

Итак, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать: 1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом; 2) соразмерного уменьшения покупной цены; 3) замены на товар аналогичной модели (марки); 4) замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены; 5) расторжения договора купли-продажи.

Ответственность исполнителя за нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) наступает независимо от наличия или отсутствия его вины. Закон освобождает исполнителя от удовлетворения требований потребителя только в двух случаях: если нарушение сроков выполнения работы произошло по вине самого потребителя либо вследствие действия непреодолимой силы. При этом бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности, лежит на исполнителе. Закон о защите прав потребителей (п. 1 ст. 29) определяет правовые последствия в случае ненадлежащего качества выполненных работ или оказанных услуг. В соответствии с этой статьей потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:

Под недостатком работы (услуги) Закон о защите прав потребителей подразумевает несоответствие работы (услуги) требованиям, предъявляемым к качеству. Если подрядчик сдает построенный им дом с недоделками (не застеклены окна, не установлена охранная сигнализация и т.д.), то с точки зрения указанного Закона эти недоделки не являются недостатками, т.к. не касаются качества выполненной работы. Следовательно, под недостатком нужно понимать только несоответствие качества выполненных работ стандартам, условиям договора и обычно предъявляемым требованиям.

Обмен товара. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится в случае, если он не подошел по форме, габаритам, размеру, расцветке, фасону либо по иным причинам не может быть использован потребителем по назначению. Обратиться с требованием о замене товара потребитель может не позднее 14 дней с момента покупки. При этом потребитель обязан указать причины, по которым он желает заменить товар, и то, какими качествами должен обладать товар, требуемый взамен. Продавец должен обменять товар, если он не был в употреблении, сохранены его оригинальные упаковка, товарный (кассовый) чек, фабричные ярлыки и т.д. Если на день обращения потребителя товара, необходимого для замены, в магазине нет, то потребитель имеет право расторгнуть договор либо ждать поступления в магазине аналогичного товара, о чем продавец обязан известить потребителя.

3.7. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности. 3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию. 3.9. Контролировать работу подчиненных сотрудников, отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству по их поощрению или наложению взысканий.

Эффективность проведения комплекса мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, а также защита прав потребителей на потребительском рынке во многом зависят от тесного взаимодействия Роспотребнадзора с органами управления здравоохранением субъектов РФ. Это взаимодействие достигается путём разработки и реализации региональных комплексных программ по охране здоровья населения, межведомственных планов мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, совместной подготовкой приказов и иных документов, обсуждения актуальных вопросов на совместных коллегиях, совещаниях, семинарах, конференциях и т.д.

Согласно ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1000-1500 рублей; на юридических лиц — 20-30 тыс. рублей.

В соответствии со ст. 43 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет гражданскоправовую, административную или уголовную ответственность.

Так, производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, наказываются:

1 .Обоснование системы административного законодательства, направленного на защиту прав потребителей и необходимость их систематизации. В настоящее время в правовом регулировании ответственности за правонарушения в сфере защиты прав потребителей достаточно много пробелов. Кроме того, нормы, направленные на защиту прав потребителей и устанавливающие ответственность за их нарушение, не кодифицированы. Данная правовая система включает в себя большое количество как законов, так и подзаконных актов федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом встречаются противоречия, что осложняет правоприменительную деятельность и приводит к нарушениям прав потребителей.

Эти правонарушения представляют собой самостоятельный вид правонарушений, которым присущи как общие социально-правовые признаки (общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость), так и специфические (специальный субъект, особый объект посягательства), что свидетельствует о реальности проступка в объективном мире и возможности его выделения из всей массы противоправных деяний. Дано следующее определение рассматриваемого вида административных правонарушений: административным правонарушением в сфере защиты прав потребителей признается общественно-опасное, противоправное действие либо бездействие, виновно совершенное лицами, зарегистрированными в установленном порядке в качестве предпринимателей, посягающее на права потребителей при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, а также в результате недобросовестной конкуренции, за которое действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

Результаты исследования могут быть использованы при дальнейших научных и практических разработках общих проблем административной ответственности, а также вопросов в области защиты прав потребителей, в процессе совершенствования законодательства и правоприменительной практики в этой области и в учебном процессе.

5. Особенности юридического состава административного правонарушения: объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны: специальный объект — права потребителя, которые закреплены в Законе РФ «О защите прав потребителей», особый субъект — изготовитель, исполнитель, продавец — организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель.

В работе особое внимание уделено определению особенностей административной ответственности за нарушение прав потребителя и правонарушения в области защиты прав потребителей, анализу его юридического состава, особенностям данного вида правонарушений, так как до настоящего времени такого исследования в административно-правовой науке не проводилось.

Adblock
detector