Административное Право С Конституционным Правом По Методу

Она проводится любыми органами или должностными лицами и не подлежит утверждению какими-либо органами. Инкорпорация призвана облегчить поиск нормативного материала и научных исследований в отрасли права, обеспечить эффективную подготовку специалистов (юристов). В инкорпорированные сборники может быть включено только действующее законодательство.

Взаимодействие с финансовым правом: финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.

Взаимодействие с трудовым правом: целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.

Кодификация — внешняя обработа нормативно-правового материала, размещение его в определенном порядке, но и пересмотр нормативных актов с целью устранения противоречий между ними, создания новых правовых норм, отвечающих задачам государства и потребностям практических органов на данном этапе развития страны.

Взаимодействие с гражданским правом: в ряде случаев регулируют сходные имущественные отношения, но путем применения различных методов правового регулирования. В основе гражданского права лежит метод равенства сторон, в административном праве – метод одностороннего предписания.

  • ограничения общего характера (ст. 13, 19, 29, 55 Конституции РФ);
  • ограничения конституционных прав в условиях чрезвычайного или военного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ);
  • ограничения конституционных прав и свобод, обусловленные особенностями правового статуса отдельных категорий граждан.

Следует иметь в виду, что связь между степенью ответственности, совершенством нормативной базы, широкомасштабной правоохранительной деятельностью и правовым порядком непрямая. Правопорядок, как известно, складывается не только вследствие правоохранительной деятельности государства, но и в результате спонтанного правотворчества, поэтому результат спланированных усилий является лишь в некоторой степени предсказуемым. В этой связи необходимо признать, что на современном этапе должна решаться задача кардинального изменения качества правового порядка. Таким образом, должна быть трансформирована система права в целом, осуществлено законодательное наполнение общественных отношений, усовершенствованы основы и содержание правоприменительного процесса.

В Конституции Российской Федерации (гл. 2) содержатся нормы, устанавливающие и закрепляющие основные права и свободы человека и гражданина, которые по существу охватывают все главные области, сферы жизни и деятельности людей и соответствуют общепризнанному перечню прав и свобод человека и гражданина. Именно поэтому в российском праве такие правовые нормы получили название конституционных. Особое место среди названных прав и свобод занимают гражданские (личные) права и свободы, под которыми принято понимать свободу каждого человека принимать решения независимо от государства. Однако представляется весьма важным то, что необходимостью является не только провозглашение указанных прав и свобод, но и обеспечение (осуществление) их реализации в общественных отношениях.

В научной и специальной литературе под категорией «обеспечение правопорядка», как правило, понимается форма воздействия государства (органов государственной власти) на общественные отношения, посредством которого поведение участников конкретных общественных отношений приводится в соответствие с требованиями и предписаниями, содержащимися в соответствующих правовых нормах. При этом особое значение приобретает то обстоятельство, что субъекты возникающих правоотношений определенным образом реагируют на государственно-властное воздействие. Положительная реакция в таких случаях оценивается как правомерное поведение, т.е. соответствующее установленному правовому порядку, а отрицательная реакция (поведение, отклоняющееся от требований и предписаний норм права) образует противоправные действия, т.е. правонарушение либо преступление .

Необходимо отметить, что в современной научной юридической литературе отсутствует единое толкование категории «ограничение прав». Термин «правовые ограничения» является более распространенным. По своему содержанию правовые ограничения — это установленные нормами права границы, в пределах которых субъекты, участвующие в отношениях, имеют право действовать, т.е. это инструмент сдерживания неправомерного поведения.

Метод административного права

По содержанию норм административного права их делят на нормы, регулирующие отношения общего характера, и нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в сфере межотраслевого и отраслевого управления. Соответственно этому отрасль административного права принято делить на Общую часть (или первую) и Особенную (или вторую) часть.

Для развития и действия административного права основополагающее значение имеет Конституционное право. Конституция РФ, конституции республик в составе России, конституционные законы закрепляют принципы организации и деятельности органов исполнительной власти, их систему, непосредственно регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, закрепляют права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти, определяют место исполнительной власти среди других ветвей власти и т.п.

— Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем конкретизирует принцип равноправия. Он выражается в том, что все граждане имеют равные права и обязанности в сфере управления. Так, имея равные права на государственную службу, все граждане обязаны отвечать за административные правонарушения, оставаясь при этом равными перед правоприменителем.

Так, нормы административного права определяют компетенцию органов исполнительной власти по регулированию трудовых отношений, в том числе государственно-служебных. Правовому положению государственных служащих, их трудовым правам и обязанностям, регулированию прохождения государственной службы посвящен такой источник административного права как Федеральный закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

— Принцип уважения прав человека и гражданина закреплен в ст.18 Конституции РФ, в соответствии с которой «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Метод административного права — Конституционное право России – Лекционный материал

3. метод дозволения — это предоставление выбора одного из вариантов должного поведения или так называемое управление по усмотрению – это жесткий вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности должностными лицами при решении определенных задач, но они не вправе уклониться от такого выбора.

4. метод дозволения выражается также в предоставлении возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать или не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия. Это мягкий вариант дозволения. Например, гражданин сам решает, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он рассматривает как противоправные.

Соотношение административного права с конституционным, гражданским, уголовным, финансовым правом и процессуальными отраслями права

Административное право, будучи самостоятельной отраслью, является по своему характеру фундаментальным правом, тесно взаимосвязанным с другими отраслями права, и во многих случаях наряду с другими юридическими науками служит основой возникновения и функционирования многих отраслей права, таких как финансовое, налоговое, трудовое право и т.д.

Тесная связь с дисциплиной правоохранительные орга­ны, так многие органы исполнительной власти, государствен­ного управления осуществляют в качестве своих основных (предметных) функций правоохранительные, статус правоох­ранительных органов определен административными норма­ми, правоохранительная деятельность также регламентирова­на в основном административно-правовыми нормами. Право­охранительные органы, должностные лица осуществляют свои функции и задачи, используют административно-юрисдикци-онные полномочия. Прокурорский надзор за соблюдением Кон­ституции РФ и исполнения законов в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, осуще­ствление судебного контроля за действиями и решениями ор­ганов исполнительной власти, государственного управления и их должностных лиц также осуществляется на основе и в по­рядке, определяемыми административно-процессуальными нор­мами.

Имеется связь с земельным правом, нормы которого регу­лируют отношения между землепользователями и государством. Вместе с тем, органы исполнительной власти сдают земельные участки в аренду, производят их изъятие, контролируют их рациональное использование. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права. Охрана этих отношений также осуществляется нормами административно­го права.

Связь с гражданским правом по вопросам регулирования имущественных отношений со стороны органов исполнитель­ной власти, органов государственного управления, их должно­стных лиц осуществляется также методом власти-подчинения. Например, распоряжением органа исполнительной власти пе­редается имущество и оборудование от одной государственной организации другой — муниципальной.

Рекомендуем прочесть:  Размеры знаков опасности по допог 2022

Также связь административного права имеется с уголов­но-процессуальным, гражданско-процессуальным и судеб­ным законодательством. Основное отличие использования фун­кций административной власти (вне судебной) органами ис­полнительными власти, государственного управления и их дол­жностными лицами (юрисдикционных полномочий) по рассмот­рению и разрешению управленческих споров и дел об админи­стративных правонарушениях.

В-третьих, к предмету административного права относится функционирование общегосударственного контроля, который осуществляется на территории всей Российской Федерации от имени государства, будучи наделен государственно-властными полномочиями федерального характера. При этом контроль осуществляется в отношении всех государственных органов не только с точки зрения законности принимаемых актов и совершаемых действий, но и их целесообразности, чем коренным образом отличается от общего надзора органов прокуратуры. Меры, принимаемые общегосударственным контролем, носят дисциплинарный характер, включая отстранение нарушителей от работы (должности) и денежный начет. Ранее этот вид контроля имел различные названия – Рабоче-крестьянская, инспекция, Министерство контроля, партийно-государственный контроль, народный контроль. В последние годы он был упразднен. Однако государственная необходимость в такого рода контроле очевидна и начинает воссоздаваться в виде Контрольного управления Администрации Президента РФ.

В-пятых, к предмету административного права могут быть отнесены общественные отношения, возникающие в деятельности общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия. Например, народным дружинам переданы некоторые полномочия государственных правоохранительных органов в сфере охраны общественного порядка, и народные дружинники могут осуществлять задержание нарушителей, составлять протоколы (акты) о правонарушениях. Естественно, подобная деятельность общественных объединений регулируется нормами административного права.

2. Организация государственной власти на основе теории разделения властей привела к прекращению всевластия Советов и партийной номенклатуры, к самостоятельности исполнительной власти и административного права, которое ранее обычно заменялось «телефонным» правом партийных руководителей.

1. Изменение политический системы повлекло за собой деидеологизацию законодательства, в том числе и административного права. В нормативных правовых актах, например, законах «О милиции», «О безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О пожарной безопасности», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», отсутствуют идеологические характеристики сущности государства, государственно-правовых и общественных институтов, служащие в прошлых подобных правовых документах фиктивным прикрытием тоталитарного государства. Сейчас конституционно закреплены многопартийность и идеологическое разнообразие.

Метод административного права, характеризующий способ регулирующего воздействия на общественные отношения, отличается рядом особенностей. Он включает в себя иерархичность, т.е. выполнение предписаний, приказов, требований, запретов вышестоящих органов и должностных лиц нижестоящими. Этот метод может быть сопоставлен с методами гражданско-правового регулирования. Учет этих различий особенно необходим тогда, когда нормы административного и гражданского права регулируют одну и ту же группу общественных отношений (например, отношения в области разграничения государственной собственности, инвестиций, торговли регулируются и административным, и гражданским правом).

Статья: Административное право 2 Конституционные основые

Среди административно-правовых обязанностей по критерию защиты их правовыми санкциями можно выделить не обеспеченные и обеспеченные санкциями. А среди обязанностей второй группы полезно различать те, которые обеспечены административными, дисциплинарными, уголовными, гражданско-правовыми санкциями. В некоторых случаях (например, нарушения правил дорожного движения) обязанность может быть обеспечена разными санкциями. А обязанность иметь, получать основное общее образование санкциями вообще не защищена.

5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. (ст 22 Конституции). Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Соблюдение административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и органов местного самоуправления. Видное место среди них занимают нормы, касающиеся ООП и общественной безопасности, борьбы с преступностью.

4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (ст. 33 Конституции). Основными видами обращений граждан в современных условиях являются предложения, заявления и жалобы.

Абсолютные — возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата налогов и т.д.). Относительные — возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля платить налоги).

Административное право

Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

Административно-правовые нормы несут в своем содержании двоякую юридическую нагрузку: правоприменительную и правоустановительную. А это практически означает, что административно-правовые нормы, являясь одной из важнейших юридических норм применения законодательства в сфере государственного управления, по своей сути служат целям правоприменения, т. е. исполнения. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что действующим законодательством установлено, что нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются в целях исполнения закона, т. е. они подзаконны.

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это — «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

В соответствии с частью 1 статьи 110 Конституции исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. Однако данную норму не следует толковать ограничительно. Правительство РФ — высший, но не единственный орган в России, осуществляющий исполнительную власть. Одной из основных особенностей исполнительной власти является то, что она осуществляется системой органов, причем находящихся в иерархической зависимости.

Перечень предметов ведения РФ (ст. 71) определен в Конституции как закрытый и, следовательно, не подлежит расширительному толкованию. Базовый критерий отнесения перечня вопросов к ведению Федерации (как и в большинстве федеративных государств) — закрепление за Федерацией прав, в совокупности обеспечивающих реализацию государственного суверенитета, единства прав и свобод человека и гражданина и единую государственную политику. Перечень предметов совместного ведения, так же как и перечень предметов ведения Федерации, является по российской Конституции закрытым (ст. 72).

Изложенные исходные позиции позволяют определить административно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти или государственного управления.

Соотношение федерального и регионального законодательства по предметам совместного ведения в статье 76 (ч. 2 и 5) Конституции РФ определено следующим образом: в данных сферах общественных отношений могут приниматься как федеральные законы (и иные федеральные правовые акты), так и законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ; однако последние должны приниматься в соответствии с федеральными законами, в случае же противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта Федерации действует федеральный закон (в том числе принятый позднее).

Рекомендуем прочесть:  Расширенная автобиография в фсб пример

Конституция РФ, определяет Президента в качестве главы государства (ч. 1 ст. 80), не содержит однозначного ответа на вопрос, к какой из традиционных ветвей государственной власти он относится (это предопределяет и различие подходов, в частности обоснование существования самостоятельной — президентской, арбитражной и иной ветви власти). Однако системный анализ иных конституционных положений (в частности, ст. 10 и ч. 1 ст. 11) и полномочий Президента РФ позволяет заключить, что де-факто глава государства включен в систему исполнительной власти (как и в большинстве государств мира).

Методы конституционно-правового регулирования

Однако для того, чтобы более четко и ясно воспринимать все особенности, которыми обладает система методов конституционного регулирования, классифицировать их нужно, используя двухуровневую систему. Такая классификация строится в зависимости от характера предписаний правовых норм, и предполагает существование императивного и диспозитивного методов. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Поскольку в данной статье речь пойдет о методах конституционно-правового регулирования, для их полноценного исследования, необходимо сначала дать общее определение понятию «метод правового регулирования». Данное понятие включает в себя те приемы и способы, которые в своей совокупности воздействуют правовыми силами на ту или иную группу отношений.

Аннотация. В статье рассматриваются методы правового регулирования отношений, возникающих между субъектами конституционного права. Автор исследует мнения ученых по данному вопросу, отдельно приводя описание императивного и диспозитивного методов, уделяет внимание особенностям каждого из них.

Если мы говорили выше о предписании, как о методе, обязывающем к каким-либо действиям со стороны субъекта, то запрет – прямо противоположный ему метод воздействия. Данный метод заставляет воздержаться от каких-либо действий или бездействия, т.е., является, по сути, пассивным регулятором: запрет заставляет уклоняться от тех действий, которые закон признает противоправными, влекущими негативные последствия для общества. При помощи запрета пресекаются действия, которыми нарушаются основы конституционного строя, государственную безопасность, ущемляющие права и свобод личности.

Итак, методом запретов, властных предписаний, считается императивный. Для такого метода характерно подчинение одних субъектов правоотношений другим, или же субъектов – установленным правилам поведения. Именно этим обусловлено неравенство сторон в правоотношениях, например, отношения, возникающие между гражданами и государственными властными органами.

Метод административного права

Предписание предусматривает возложение юридического обязательства осуществить соответствующие действия в условиях, которые предусмотрены административно-правовой нормой. То есть это установление определенных действий, порядок их осуществления, обеспечение выполнения обязанностей.

4. Властность и односторонность метода административно-правового регу­лирования, не исключают использование в необходимых случаях дозволительных средств, в результате которых могут возникать гори­зонтальные управленческие отношения, влекущие равенство участни­ков регулируемых управленческих отношений (например: минздрав — мид).

Метод субординации который остается одним из ведущих методов административно-правового регулирования. Заключается он в установлении между руководящим субъектом и руководимым объектом состояния подчиненности, т. е. субординации между ними. Без использования в административном праве этого метода невозможно наладить четкую систему государственного управления.

Установление запретов– это возложение на субъекта правовых отношений прямых обязанностей воздерживаться от совершения в условиях, предусмотренных нормой, тех или иных действий, или же воздерживаться от них по собственному усмотрению в тех или иных ситуациях.

Координация заключается в закреплении возможностей согласования управленческих действий между несколькими органами одного структурного уровня для достижения общей цели. Между этими органами должны отсутствовать субординационные отношения.

Соотношение административного права с конституционным, гражданским, уголовным, финансовым правом и процессуальными отраслями права

По мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает. Однако это не исключает их сферы имущественных отношений, основанных на административном подчинении, административно-правовом регулировании.
Тесная взаимосвязь имеется и с трудовым правом. Многие трудовые отношения регулируются нормами административного права. Например, отношения, связанные с институтом государственной службы. Нормами административного права регулируется административно- правовой статус государственного служащего. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом.
Административное право связано и с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры наказания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административным и
уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления, и наоборот.
Также следует отметить взаимосвязь с уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом, а также с законодательством о судоустройстве, регулирующими порядок образования судов и организационные основы судебной деятельности. Отличие административного права от норм перечисленных отраслей права обусловлено различиями между исполнительной деятельностью и осуществлением правосудия. Вместе с тем следует указать, что суды при рассмотрении дел административно-правового характера (например, жалоб на действия органов управления и их должностных лиц) руководствуются административно-процессуальными нормами.
Кроме того, имеется связь и с комплексными отраслями права: морским, воздушным, горным, лесным и другими отраслями. Эта связь, в частности, состоит в том, что в них наряду с нормами других отраслей права содержатся и нормы административного права.
Место административного права в системе права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. Его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует управленческие отношения.
Административное право характеризуется мобильностью, которая обусловливается особенностями общественных отношений, складывающихся в сфере управления, исполнительной деятельности государства.

Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения. Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Административное право тесно связано со всеми отраслями Российского права и, в первую очередь, с конституционным (государственным) правом. Нормы, выраженные в Конституции Российской Федерации, конституциях республик в составе России, уставах субъектов РФ, а также федеральных конституционных законах непосредственно регулируют общественные отношения,
складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Указанные нормы являются основными источниками административного права.
Финансовое право регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Административное право определяет компетенцию органов исполнительной власти, в том числе с участием финансовых органов (Министерства финансов РФ, ряда федеральных служб). Административное право регламентирует порядок организации финансовых органов и их функционирование, т.е. регулирует управленческие отношения в сфере финансов.
Нормы земельного права регулируют общественные отношения по поводу земли. Государство в лице органов исполнительной власти ведет земельный кадастр, проводит государственный земельный контроль, сдает земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в аренду, предоставляет их в пользование, производит их изъятие, устанавливает общеобязательные для исполнения требования по рациональному и бережному использованию земель и т.п. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права.
Гражданское право регулирует имущественные отношения, используя гражданско-правовые методы правового регулирования. В
свою очередь, административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти-подчинения. Например, по распоряжению органа управления одна хозяйственная организация передает другой оборудование или имущество. В этом случае орган управления государственно-властным методом регулирует имущественные отношения. Нередко во исполнение актов управления хозяйственные и иные организации заключают договоры, руководствуясь нормами гражданского права. Акт управления может служить основанием заключения договора между организацией (юридическим лицом) и гражданином (физическим лицом). Например, договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличии у гражданина ордера на жилую площадь. Гражданско-правовой метод регулирования, в отличие от административно-правового, характеризуется равенством сторон.

Рекомендуем прочесть:  За Какие Нагрудные Знаки Платят Деньги

Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

Религиозное объединение — добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Субъектом выступает народ, например, когда проводится все­народное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ. » Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого по­нятия.

1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В Конституции закреплялись основные принципы советской федерации. Так, Конституция закрепила возможность объединения в автономные областные союзы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом. Закреплялся национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации: членство в федерации строилось на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути, это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

  1. Административно-правовые формы и методы государственного управления.

Понятие и сущность форм государственного управления. Организационные и правовые формы управленческой деятельности. Административно-правовые формы управленческой деятельности. Правотворческая (нормоустановительная) деятельность. Правоприменительная деятельность и ее виды (регулятивная и правоохранительная). Понятие и юридическое значение административно-правового акта управления. Роль актов управления в механизме административно-правового регулирования. Виды административно-правовых актов управления. Требования, предъявляемые к актам управления, и последствия их несоблюдения. Действие административно-правовых актов государственного управления. Общая характеристика методов государственного и муниципального управления.

  1. Административное законодательство. Субъекты административного права, их статус.

Административно-правовой статус граждан. Их административная правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Права и свободы граждан по административному праву. Административно-правовые обязанности граждан. Юридические гарантии прав и свобод граждан. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Основные права и обязанности граждан в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности .

  1. Понятие государственной службы, правовое регулирование прохождения государственной службы.

Понятие и виды службы. Государственная служба, ее сущность и принципы. Государственная должность. Государственный служащий и его административно-правовой статус. Классификация государственных служащих. Прохождение государственной службы. Поощрения и ответственность государственных служащих. Дисциплинарная ответственность и ее виды

Методы прямого и косвенного руководства. Убеждение и принуждение как методы управления. Поощрение в управлении. Поощрение по административному праву. Виды мер поощрения. Поощрительное производство. Разрешительная система в Российской Федерации. Понятие, особенности, правовая основа. Разрешительное производство, возбуждение дела. Принятие и исполнение решений. Надзор за соблюдением правил и условий разрешительной деятельности. Специальные административно-правовые режимы. Понятие и признаки. Виды специальных административно-правовых режимов. Чрезвычайное положение. Военное и особое положение. Режим закрытого административно-территориального образования. Режим охраны государственной границы РФ. Паспортный режим.

  1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения. Ответственность в сфере государственного управления.

Понятие и признаки административного правонарушения. Юридический состав административного правонарушения. Общая характеристика административной ответственности, её отличие от ответственности уголовной и дисциплинарной. Нормативно-правовая основа административной ответственности. Фактическое основание административной ответственности. Критерии отграничения административных правонарушений от сходных с ними преступлений. Понятие состава административного проступка. Структура состава. Субъекты административной ответственности. Особенности ответственности военнослужащих и некоторых других категорий лиц за совершение административных правонарушений. Административная ответственность юридических лиц. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву.

Данный принцип требует от участников административно-правовых отношений реализации закрепленных соответствующими нормами возможностей сообразно требованиям законодательства. Особое значение данный принцип имеет в деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих.

На региональном уровне происходит аналогичное распределение полномочий государственных органов, принадлежащих различным ветвям государственной власти. Функционирование государственных органов в конечном итоге реализует на практике принцип разделения властей, который действует только на уровне государственной власти; т. е. это положение не относится к системе местного самоуправления в РФ, поскольку согласно ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем аналогичное распределение полномочий и разграничение предметов ведения между представительными органами и исполнительными органами муниципальной власти существует и имеет нормативное закрепление.

При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией РФ и федеральным законом, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность и способности которых отвечают требованиям соответствующей государственной должности.

5) единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений — субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

1) справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;

Adblock
detector