Анализ Часть 6 Глава 7 Преступление И Наказание

Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту. Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице.

8 глава является финальной в шестой части романа Достоевского «Преступление и наказание». Именно ее можно считать формальной развязкой всего произведения — здесь Раскольников признается в убийстве «официальным лицам». Однако этот момент лишь малая часть главы, значение которой намного важнее как для развития образа главного героя, так и для всего романа в целом. Огромную роль в данном эпизоде играет Сонечка Мармеладова.

Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен.

Анализ эпизода, романа евского; Преступление и наказание; (часть 6, глава 7)

Главный герой осознает в полной мере что он совершил, со всей трезвостью ума, но при том считает, что решился он на это изза влияния Порфирия, а также изза того, что сам же характеризует свою жертву как «зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала». При том, что был он в числе этих бедных людей, которые в силу жизненных обстоятельств должны были занимать у нее деньги.

Он понимает, что совершил глупый и непоправимый поступок, поэтому идет прощаться с матерью и сестрой. В любом случае они его еще долго не увидят. Именно в этом эпизоде перед Родионом постает выбор — покончить жизнь самоубийством или пойти сдаться — что для него будет считаться меньшей слабостью? Видимо он решил что кому-то еще важен, не все в жизни потеряно, поэтому он, поговорив с сестрой утвердил свое решение — наказание.

Идя ночной улицей, Раскольников рассуждает, что каждый человек внутри не так то честен, и он сам себе же говорит что ведь всякий из них разбойник и подлец, еще и идиот, но они же сами начнут поносить его, если узнают что он сделал. И думать не приходиться какую точку зрения они все сформируют. Он понимает, что освободится он через много лет, но для общественного мнения важно оставаться под контролем закона, и, тем более, еще его сестре и матери жить в этом обществе.

Нельзя отрицать и то, что девушка его привлекала, а, следовательно, главный герой надеялся именно от нее получить поддержку и понимание. По мнению Раскольникова, Соня Мармеладова тоже нарушила нравственные законы, но ему было еще неизвестно и непонятно, почему она так поступила. Конечно, где же ему, строящему свою жизнь по какой-то глупой теории, понять любовь ко всему живому миру и оценить жертву, на которую пошла бедная девушка, испытывающая эту любовь.

Раскольников приходит к Соне как к равной, способной (по его мнению) вершить судьбы и властвовать так же, как и он. Но что он видит? Место, где живет Соня, не показывает на умение этой девушки управлять даже своей судьбой. Однако, именно это серое место так похоже на темную сторону его души.

Смерть Мармеладова, «отставного титулярного советника», описывается в седьмой главе второй части романа «Преступление и наказание». Главные участники эпизода – сам Мармеладов, его жена Катерина Ивановна, дети, Родион Раскольников. Кроме того, здесь учавствует немало и второстепенных персонажей, таких, как доктор, священник, полицейские и прочих, чья роль состоит в том, чтобы более полно передать обстановку, в которой человек провел свои последние минуты.

Именно ее можно считать формальной развязкой всего произведения – здесь Раскольников признается в убийстве «официальным лицам». Однако этот момент лишь малая часть главы, значение которой намного важнее как для развития образа главного героя, так и для всего романа в целом. Огромную роль в данном эпизоде играет Сонечка Мармеладова.

В этом эпизоде как будто два совершенно разных человека, связанных тонкой нитью . До того как прийти к Соне, Раскольников отрывает себя от общества и чувствует себя чужим среди окружающих его людей. Но, несмотря на внутренние вспышки и переживания, на отдаленность от общества, он находит близкого ему по внутренним качествам человека – Свидригайлова.

Немного о романе. Ф.М. Достоевский закончил роман в 1866 году. Идея его написания зародилась у автора в 1859 г. – в это время писатель в Омской крепости-тюрьме отбывал наказание на каторге. Вначале автор намеревался создать роман-исповедь, однако в процессе сочинения замысел его поменялся. Достоевский писал редактору журнала «Русский вестник» (там роман был напечатан впервые) о том, что этот роман стал «психологическим отчетом одного произведения». «Преступление и наказание» принадлежит к литературному направлению «реализм». Жанр произведения определяется как роман, потому что образы персонажей в романе равны и равноправны, автор же практически наравне, рядом с персонажами, но не возвышается над ними.

Свидригайлов рассказывает Раскольникову о случае с Дуней, о смерти своей жены. Говорит, что имел самые лучшие намерения. Рассказы вает, что сидел в тюрьме, откуда его выкупила Марфа Петровна. Предлагает расстроить свадьбу Дуни и Лужина, которую устроила его жена. Лужин, Раскольников и Разумихин встречаются у сестры и матери Родиона в номерах.

Всплывает другой мотив (сформулировантли Родионом в написанной им статье): существуют избранные люди (Наполеоны), которые могут переступать через общественную нравственность, и «твари дрожащие», обреченные повиноваться и терпеть. Раскольников пошел на убийство, чтобы самому себе доказать, что он уж никак не «тварь дрожащая». В начале романа он находится во власти ложной идеи, в конце под влиянием живых человеческих чувств осознает порочность своей концепции. Он понимает, что физически убил старуху, а духовно — себя. Только раскаяние? под влиянием Сони выводит его на путь возрождения. Только страдания очищают душу и спасают его.

Подойдя к дому, юноша снова видит незнакомца, который недавно назвал его убийцей. Незнакомец просит прощения за то, что обвинил Родиона, но сегодня поверил в невиновность юноши. Этот мещанин оказался тем «сюрпризом», который Порфирий Петрович готовил для Раскольникова.

Раскольникова о помощи просит Свидригайлов, который хочет использовать Родиона, чтобы встретиться с его сестрой, так как с ним одним Дуня просто не захочет общаться. Родион отвечает отказом и говорит, что до него дошел слух, что Свидригайлов погубил свою супругу. На это он получает ответ, что причиной смерти Марфы Петровны стал апоплексический удар, а он ее «ударил всего только два раза хлыстиком”. С одной стороны, конечно, Свидригайлов отвратителен Родиону, но с другой стороны, Раскольникову в нем нравится умение не беспокоиться о совершенных злодеяниях и получать при этом удовольствие от жизни.

Краткое содержание «Преступление и наказание»

Раскольников проспал до трех часов дня. Проснувшись, герой вспоминает о содеянном. Он в ужасе пересматривает всю одежду, проверяя, не осталось ли на ней следов крови. Тут же находит взятые у процентщицы драгоценности, о которых совсем забыл и прячет их в угол комнаты, в дыру под обоями.

Свидригайлов забредает в глушь города, где останавливается в гостинице. Ночью ему снится девочка-подросток, которая давно из-за него погибла, утопившись после того, как мужчина разбил ей сердце. Выйдя на рассвете на улицу, Свидригайлов выстрелил себе в голову из револьвера Дуни.

Свидригайлов уходит из трактира, после чего втайне от Раскольникова встречается с Дуней. Аркадий Иванович настаивает, чтобы девушка зашла к нему в квартиру. Свидригайлов рассказывает Дуне об услышанном разговоре Сони и Родиона. Мужчина обещает спасти Раскольникова в обмен на расположение и любовь Дуни. Девушка хочет уйти, но дверь оказывается запертой. Дуня достает припрятанный револьвер, несколько раз стреляет в мужчину, но не попадает, и просит отпустить ее. Свидригайлов дает Дуне ключ. Девушка, бросив оружие, уходит.

Раскольников и Разумихин едут к Порфирию, так как Родион попросил друга познакомить его со следователем. Раскольников обращается к Порфирию с вопросом, как можно заявить свое право на вещи, которые он закладывал старухе. Следователь говорит, что ему нужно подать объявление в милицию, и что вещи его не пропали, так как помнит их среди изъятого следствием.

Рекомендуем прочесть:  Социальный сертификат 2023

Раскольников идет к Соне. Девушка надевает на него кипарисовый нательный крестик, советуя ему пойти на перекресток, поцеловать землю и сказать вслух «Я убийца» . Родион делает так, как сказала Соня, после чего идет в полицейский участок и признается в убийстве старухи-процентщицы и ее сестры. Там же узнает о самоубийстве Свидригайлова.

Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту. Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.

Раскольникову вспомнилось и ещё одно странное совпадение. Месяца полтора назад, как раз на пути домой после своего первого визита к скупой Алёне Ивановне, он зашёл в трактир, где случайно услышал разговор всё про ту же процентщицу игравших на бильярде студента и офицера. «Эта старуха, – говорил офицеру студент, – богата как жид.

Преступление и наказание (часть 1, глава 6)

И он стал рассказывать, какая она злая, капризная, что стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь. Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берет в месяц и т. д. Студент разболтался и сообщил, кроме того, что у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка, тогда как Лизавета, по крайней мере, восьми вершков росту.

— Позволь я тебе серьезный вопрос задать хочу, — загорячился студент. — Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

пустая; все двери были заперты; никого-то не встретилось. Во втором этаже одна пустая квартира была, правда, растворена настежь, и в ней работали маляры, но те и не поглядели. Он постоял, подумал и пошел дальше. «Конечно, было бы лучше, если б их здесь совсем не было, но. над ними еще два этажа».

На счастье его, в воротах опять прошло благополучно. Мало того, даже, как нарочно, в это самое мгновение только что перед ним въехал в ворота огромный воз сена, совершенно заслонявший его все время, как он проходил подворотню, и чуть только воз успел выехать из ворот во двор, он мигом проскользнул направо. Там, по ту сторону воза, слышно было, кричали и спорили несколько голосов, но его никто не заметил и навстречу никто не попался. Много окон, выходивших на этот огромный квадратный двор, было отперто в эту минуту, но он не поднял головы — силы не было Лестница к старухе была близко, сейчас из ворот направо. Он уже был на лестнице.

И если бы даже случилось когда-нибудь так, что уже все до последней точки было бы им разобрано и решено окончательно и сомнений не оставалось бы уже более никаких, — то тут-то бы, кажется, он и отказался от всего, как от нелепости, чудовищности и невозможности. Но неразрешенных пунктов и сомнений оставалась еще целая бездна. Что же касается до того, где достать топор, то эта мелочь его нисколько не беспокоила, потому что не было ничего легче. Дело в том, что Настасьи, и особенно по вечерам, поминутно не бывало дома: или убежит к соседям, или в лавочку, а дверь всегда оставляет настежь. Хозяйка только из-за этого с ней и ссорилась. Итак, стоило только потихоньку войти, когда придет время, в кухню и взять топор, а потом, чрез час (когда все уже кончится), войти и положить обратно. Но представлялись и сомнения: он, положим, придет через час, чтобы положить обратно, а Настасья тут как тут, воротилась. Конечно, надо пройти мимо и выждать, пока она опять выйдет. А ну как тем временем хватится топора, искать начнет, раскричится, — вот и подозрение или, по крайней мере, случай к подозрению.

Преступление и наказание разбор по главам

Лужин начал злобно возражать. Возбуждённый, нервный Раскольников велел ему идти к чёрту, если он не хочет быть спущенным с лестницы. Лужин поспешил удалиться. Раскольников, крича, что хочет быть один, стал прогонять и Разумихина с Зосимовым. Те тоже вышли из каморки, удивляясь тому, что Родиона вгоняет в волнение любое упоминание об убийстве старухи.

Несмотря на довольно бесцеремонные вопросы Раскольникова, Свидригайлов был спокоен и сказал, что Родион кажется ему странным. Свидригайлов упомянул, что раньше был шулером, что сидел в тюрьме за долги, но Марфа Петровна его выкупила. Они поженились и уехали жить к ней в деревню. Она его любила, но держала документ против него на случай, если он решит взбунтоваться. Так он и прожил безвыездно в деревне 7 лет. Свидригайлов так часто упоминал в разговоре Марфу Петровну, что Раскольников прямо спросил, не скучает ли он по ней. «Право, может быть. ».

Он заговорил с ней о Боге, что он ей делает за то, что она ему молится? «Все делает!» — быстро прошептала она. Раскольников все время ходил по комнате и видел книгу, лежащую на камине. Он взял ее посмотреть. Оказалось, что это «Новый Завет». Книга была старая. Соня рассказала, что эту книгу принесла ей Лизавета, и они вместе ее часто читали. Раскольников попросил Соню прочитать ему про воскрешение Лазаря. Закончив читать, Соня закрыла книгу и отвернулась от него. Родион сказал, что Соня загубила свою жизнь, чтобы спасти родных. Они вместе прокляты и теперь им идти по одной дороге. Он ушел. Соня провела эту ночь в лихорадке и бреду. Разные мысли роились у нее в голове. «Он, должно быть, ужасно несчастен. бросил мать и сестру. говорил, что без нее жить не может. О господи!»

Действие происходит жарким душным летом в Петербурге. Родион Романович Раскольников, бросивший учебу студент, живет в тесной каморке в нищете. Чтобы оттянуть время платы за квартиру, избегает хозяйки. Раскольников несет в залог часы старухе-процентщице, Алене Ивановне, которая живет со своей сводной сестрой. В голове его зреет план убить старуху. В распивочной Раскольников знакомится с Семеном Захаровичем Мармеладовым. Тот рассказывает о своей жене и о дочери от первого брака — Соне. Девушка вынуждена была торговать собой на панели, чтобы прокормить себя, сестер и братьев. Раскольников отводит Мармеладова домой и неприметно оставляет там деньги. Утром Раскольников получает письмо от матери. Она извиняется за то, что не смогла выслать деньги, рассказывает о сестре Дуне. Она поступила на службу к господам Свидригайловым. Марфа Петровна Свидригайлова, узнав, что ее муж склоняет Дуню к любовной связи, отказала девушке от места. Но вскоре все раскрылось. Петр Петрович Лужин сватается к Дуне. Лужин едет в Петербург открывать адвокатскую контору. Раскольников принимает решение помешать браку, ведь он понимает, что сестра соглашается стать женой Лужина ради него. На улице Родион встречает пьяную девочку, которую уже готов совратить какой-то негодяй, и дает деньги городовому, чтобы тот отвез девочку домой. Раскольников понимает, что эту жизнь изменить нельзя, но не хочет с этим мириться. Он собирается к своему другу Разумихину, но передумывает. По дороге домой он засыпает в кустах. Раскольникову снится сон про забитую насмерть лошадь. Проснувшись, он снова думает об убийстве. Направляясь домой, Раскольников случайно слышит, как сестру старухи Лизавету приглашают в гости. Старуха должна остаться одна. В трактире Раскольников слышит разговор офицера и студента о старухе и ее сестре. Студент говорит, что ограбил и убил бы ее без зазрения совести. Дома Родион готовится к убийству: крадет топор у дворника, заворачивает деревяшку с железкой в бумагу — «новый заклад». Приходит к старухе, отвлекает ее «закладом» и убивает процентщицу. Внезапно вернувшуюся Лизавету тоже приходится убить. В дверь кто-то звонит, он не открывает. Пришедшие идут за дворником, Раскольников прячется в ремонтируемой квартире и убегает.

Глава 1. Очнувшись утром, Раскольников лихорадочно бросился скрывать следы убийства . Он спрятал в дыру за обоями взятые у старухи вещи, сорвал и срезал пропитанные кровью носок и бахрому панталон, но в нервном изнеможении вновь заснул с ними в руках.

Рекомендуем прочесть:  Генотип Национальностей

Портал для школьника

Уходивший было Лужин решил вставить напоследок несколько умных слов о нравственности. Тут Раскольников не выдерживает и говорит, что убийство вписывается в теорию Лужина: «По вашей же вышло теории. доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать. » Раскольникова мучит и другое: «Правда ль, что вы сказали вашей невесте, что всего больше рады тому. что она нищая. потому что выгоднее брать жену из нищеты, чтоб потом над ней властвовать. и попрекать тем, что она вами облагодетельствована. » Лужин возмущен тем, что Пульхерия Александровна рассказала Раскольникову об этом и исказила смысл его слов. Раскольников обещает спустить его с лестницы за дурные слова о матери. Лужин говорит, что теперь не может быть и речи о продолжении отношений.

III
Раскольников очнулся в своей квартире через несколько дней. В комнате — Настасья, Разумихин, артельщик, принесший ему перевод от матери. Разумихин сообщил ему, что поручился за квартирный долг. Узнал также, что частым гостем у него стал письмоводитель Заметов, которого он встретил в полицейском участке. Он сам вызвался поближе познакомиться с друзьями. Разумихин рассказывает, что он проявлял повышенный интерес к его вещам, помогал ухаживать. После ухода Разумихина Раскольников осматривает вещи, печку, стену, не остались ли там следы преступления. Разумихин возвращается с новой одеждой для друга.

II
Наутро, собираясь к родным Раскольникова, Разумихин ругает себя за несдержанность. Он всем своим видом и поведением пытается доказать Дуне, что она его нисколько не волнует. Снова разговор заходит о Раскольникове. Разумихин говорит, что Родион человек «умный, но угрюм, мрачен, надменен и горд, никого не любит и навряд ли полюбит». Что касается поступка с Лужиным, он обвиняет Раскольникова в несдержанном поведении. Просит извинения у Дуни и за свои слова о ее женихе. Пульхерия Александровна дает почитать Разумихину записку Лужина. Он пишет, что вечером хочет их посетить, но просит, чтобы Раскольникова не было. Она просит совета у Разумихина. Тот предлагает пойти к Раскольникову, чтобы там решить всем вместе.

Раскольников понимает, что ему нужно поговорить со Свидригайловым: «в этом человеке таилась какая-то власть над ним». Родион встречает Аркадия Ивановича в трактире. Свидригайлов рассказывает юноше о своих отношениях с покойной женой и о том, что действительно был очень сильно влюблен в Дуню, но сейчас у него есть невеста.

Уточняя детали дела, следователь спрашивает у Раскольникова, видел ли он, например, во время последнего визита к процентщице, красильщиков. Медля с ответом, юноша говорит, что не видел. Тут же Разумихин отвечает за друга, что тот был у старухи за три дня до убийства, когда красильщиков там еще не было, ведь они работали в день убийства. Студенты уходят от Порфирия.

Краткое содержание романа «Преступление и наказание» по главам и частям (Ф

По дороге он увидел пьяную молодую девушку (лет 16) в наспех надетом платье. Видимо, ее «обманули в первый раз»: платье было явно надето мужскими руками. Но за девушкой уже волочился подозрительный господин, который хотел воспользоваться ее беззащитностью. Родион окликнул его и завязал спор, они едва не подрались. Раскольникову помешал городовой, и герой объяснил ему положение девушки, дал денег и попросил проследить за ней, довести до дома. Однако тотчас после сказанного он махнул рукой и пожалел о содеянном, даже пытался вернуть городового, чтобы тот не вмешивался. Какое ему дело до девушки? Несмотря на сказанное, ему «стало очень тяжело». Он вообразил судьбу этой девочки: побои дома, разврат, больницы, кабаки, опять больницы. И таких десятки, если не сотни уходят каждый год на дно, но общество закрывает на это глаза.

Заметив, что собеседник уже полностью не владеет собой, Родион решает проводить его. На пороге квартиры они встречают высокую и стройную жену Мармеладова, Катерину Ивановну, которая начинает ругаться на Семена, ведь он в очередной раз пропил последние деньги. Она дерет его за волосы и кричит на Родиона, принимая его за собутыльника мужа. Худые и несчастные дети плачут и жмутся в углу. Родион, сам не зная почему, оставляет им на подоконнике последние деньги и незаметно уходит.

Свидригайлов, промокнув и озябнув, пошел в дрянной трактир, попросил еды и чая, но ощутил, что заболевает, и не притронулся к телятине. Он закрылся одеялом и заснул. Всю ночь Свидригайлова мучают кошмары. Ему снится девочка, которую он когда-то обесчестил. Она лежала в гробу, но лицо ее выражало недетское страдание. Проснувшись, мужчина решает покинуть гостиницу. По пути он увидел маленькую девочку и выслушал ее жалобу: мать бьет ее, и она пряталась тут весь день. Он принес ее на кровать, раздел и уложил спать. Потом на ее лице выразилось развратное выражение продажной женщины. Он снова проснулся. Он не выдержал и пошел на улицу.

Хозяин кабака заметил, что жалеть Мармеладова не за что. Он же сказал, что ждет жалости только от Бога, а от мира хочет лишь скорби и боли, их он и заслужил. На дне скатана Мармеладов искал только страдания. Пьяница в ответ призвал Царствие Небесное, где ему и Соне простятся грехи.

Выйдя из трактира, Родион видит Разумихина и ссорится с ним. Он говорит, что хочет побыть один, все ему надоели. Дмитрий же настаивает, что друг болен, и ему нужно домой. Потом он открыто говорит, что Родион утрирует и преувеличивает свое страдание, подражая модным авторам, поэтому так себя ведет. Родион грубо обрывает его, но все равно получает приглашение на новоселье Дмитрия.

Достоевский, анализ произведения преступления и наказание, план

По пути назад Раскольников случайно очутился у дома своего прежнего университетского товарища Разумихина и в каком-то помутнении повернул к нему. Но и у Разумихина сознание совершённого страшного преступления так омрачило его, что, едва войдя и сев, он тут же поднялся и пошёл обратно в дверь. Изумлённый оборванным видом друга Разумихин приписал его странное поведение нищете. Он пытался догнать Раскольникова и предложить ему заработок, но тот отмахнулся и ушёл.

Был уже закат. Он шагал через Сенную площадь, остановился рядом с заунывным шарманщиком, прошёл близ того угла, где видел, как мещанин и баба разговаривали с Лизаветой. На пути ему встретился и большой дом, занятый распивочными, с толпой стоявших близ него продажных женщин. Иногда Раскольников бесцельно заговаривал с прохожими. Те смотрели на него в испуге, недоумении или с насмешкой.

Многие годы писатель страдал тремя тяжёлыми болезнями: эпилепсией, эмфиземой лёгких, туберкулёзом. Преждевременная смерть настигла Ф.М.Достоевского 28 января 1881 года. Ф.М.Достоевский похоронен на Тихвинском кладбище Александро – Невской лавры Похороны писателя

Петербург Достоевского-это город-гигант, поражающий своими контрастами (роскошные особняки и дворцы, красивые проспекты, разодетые женщины –и трущобы, глухие дворы, доходные дома с комнатами – каморками, где теснота, грязь и вонь) О контрастах Петербурга писали Пушкин, Гоголь, Некрасов, но у Достоевского эти контрасты «особенно обострены».Этому помогает и цветопись. Жёлтый, серый, чёрный цвета помогают показать нищету, безнадёжность существования людей В ужасающих картинах нищеты, надругательства над личностью, невыносимой духоты жизни предстаёт перед нами образ Петербурга, где человека подстерегают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Оскорблённым и униженным нет выхода. Они задыхаются в огромном городе Безысходность – лейтмотив романа

– Я тоже читал. Но ведь это простофили! Они и разменять-то свои поддельные деньги не умели: стал один в конторе менять, четыре полученных тысячи пересчитал, а пятую принял не считая, на веру, чтобы убежать поскорее. Ну, и возбудил подозрение. И лопнуло всё. А вот я бы не так сделал. Я бы долго деньги пересчитывал, по нескольку раз. Да ещё бы несколько кредиток попросил заменить.

Преступление и наказание часть 6 глава 7

— Но только, Родя, как я ни глупа, но все-таки я могу судить, что ты весьма скоро будешь одним из первых людей, если не самым первым в нашем ученом мире. И смели они про тебя думать, что ты помешался. Ха-ха-ха! Ты не знаешь — ведь они это думали! Ах, низкие червяки, да где им понимать, что такое ум! И ведь Дунечка тоже чуть не верила — каково! Покойник отец твой два раза отсылал в журналы — сначала стихи (у меня и тетрадка хранится, я тебе когда-нибудь покажу), а потом уж и целую повесть (я сама выпросила, чтоб он дал мне переписать), и уж как мы молились оба, чтобы приняли, — не приняли! Я, Родя, дней шесть-семь назад убивалась, смотря на твое платье, как ты живешь, что ешь и в чем ходишь. А теперь вижу, что опять-таки глупа была, потому захочешь, всё теперь себе сразу достанешь, умом и талантом. Это ты покамест, значит, не хочешь теперь и гораздо важнейшими делами занимаешься…

Рекомендуем прочесть:  Льготы На Проезд В Электричках Пенсионеров

Краска даже ударила в его бледное, изнуренное лицо. Но, проговаривая последнее восклицание, он нечаянно встретился взглядом с глазами Дуни, и столько, столько муки за себя встретил он в этом взгляде, что невольно опомнился. Он почувствовал, что все-таки сделал несчастными этих двух бедных женщин. Все-таки он же причиной…

— А! не та форма, не так эстетически хорошая форма! Ну я решительно не понимаю: почему лупить в людей бомбами, правильною осадой, более почтенная форма? Боязнь эстетики есть первый признак бессилия. Никогда, никогда яснее не сознавал я этого, как теперь, и более чем когда-нибудь не понимаю моего преступления! Никогда, никогда не был я сильнее и убежденнее, чем теперь.

Оба наконец вышли. Трудно было Дуне, но она любила его! Она пошла, но, отойдя шагов пятьдесят, обернулась еще раз взглянуть на него. Его еще было видно. Но, дойдя до угла, обернулся и он; в последний раз они встретились взглядами; но, заметив, что она на него смотрит, он нетерпеливо и даже с досадой махнул рукой, чтоб она шла, а сам круто повернул за угол.

— Вот с нею я много переговорил и об этом, с нею одной, — произнес он вдумчиво, — ее сердцу я много сообщил из того, что потом так безобразно сбылось. Не беспокойся, — обратился он к Дуне, — она не согласна была, как и ты, и я рад, что ее уж нет. Главное, главное в том, что всё теперь пойдет по-новому, переломится надвое, — вскричал он вдруг, опять возвращаясь к тоске своей, — всё, всё, а приготовлен ли я к тому? Хочу ли я этого сам? Это, говорят, для моего испытания нужно! К чему, к чему все эти бессмысленные испытания? К чему они, лучше ли я буду сознавать тогда, раздавленный муками, идиотством, в старческом бессилии после двадцатилетней каторги, чем теперь сознаю, и к чему мне тогда и жить? Зачем я теперь-то соглашаюсь так жить? О, я знал, что я подлец, когда я сегодня, на рассвете, стоял над Невой!

Преступление и наказание» Ф

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» поднимает вопросы, со временем не теряющие своей популярности. Автор провоцирует читателя, открывшего его книгу, на размышления о нравственной природе человека, о его взаимодействиях с окружающими, о границах дозволенного, о праведности и милосердии, о «бедности» духа и о других психолого-социальных проблемах.

Главные герои «Преступления и наказания» сложные, многогранные и противоречивые личности. Их судьбы неразрывно связаны со средой, в которую они помещены, и с индивидуальными чертами, присущими их характерам. Говорить о характеристиках героев «Преступления и наказания», можно только ориентируясь на их поступки, так как поясняющего происходящие события голоса автора в романе нет.

Перед читателем предстаёт главный герой — бедный студент Родион. Ему нечего есть вот уже второй день, и долг хозяйке квартиры, в которой он снимает комнату, становится всё больше. Молодой человек отправляется к старухе-процентщице, чтобы заложить ей часы. По дороге он обдумывает страшный план — убить вредную старуху и присвоить её ценности. У процентщицы Родион пока только осматривается. Уходя, Родион обещает вскоре возвратиться и принести последнюю ценную вещь, что у него осталась.

По Мармеладову получились хорошие поминки, но пришли не все приглашённые. Зато явился Лужин и обвинил во всеуслышание, что Сонечка украла у него деньги. Девушка всё отрицала, но в её карманах обнаруживается сторублёвая банкнота. Происходит скандал. На защиту Сони встаёт Лебезятников, который случайно видел подставу, и Раскольников. Хозяйка квартиры выгоняет семейство Мармеладовых на улицу.

Кроме перечисленных уже персонажей на страницах «Преступления и наказания» встречаются герои, которым Достоевский уделил гораздо меньше внимания. Но они тоже важны в развитии сюжета и даже, читая краткое содержание романа, не лишним будет знать об их существовании:

Краткое содержание; Преступления и наказания; Достоевского

Сонечка пригласила Раскольникова присутствовать на похоронах Семена. Читатель узнает детали о жизни Сони. У девушки испорченная репутация и, чтобы не порочить близких, Соня избегает публичного контакта с ними. Несмотря на это, душа героини чиста и невинна.
Стесняясь и считая себя грязной, Соня смущается общаться с родными друга. Но Пульхерия с Авдотьей принимают девушку. Прощаясь сестра героя отвесила Соне поклон: Сонечка засмущалась.

Родион Раскольников придумал теорию, по которой разделил всех людей на «тварей дрожащих» и «великих людей», и разрешил преступное деяние «по совести», во благо других. Он задался вопросом, к какому разряду отнести себя. Достоевский в деталях описывает жестокое преступление, подчеркивая его бесчеловечность, противоестественность. Совершив тяжкий проступок, Раскольников не только не помог нуждающимся людям, но и привнес в мир злое начало. Одно преступление влечет за собой другие. Раскольников вынужден убить и беременную Лизавету, сестру Алены Ивановны, спрятать украденные средства. Но воспользоваться ими не поднимется рука.

Раскольников расстроился из-за письма. Герой против того, чтобы Дуня выходила замуж за Лужина. Юноша считает надворного советника недостойной партией для сестры, понимая, что мать и Дуня согласны на этот союз от материальной безысходности. Однако запретить Дуне заключать брак с Петром Родион не вправе. Тогда герой снова размышляет над убийством, которое собирался совершить.

Когда Родион возвращается домой, то сомнения в правильности уже проходят. Состояние героя в это время похоже на бред, на умопомрачение. Раскольников готовит преступление. К внутренней стороне верхней одежды герой крепит петли для топора. Это сделает орудие убийства незаметным. В комнате у Родиона также спрятан залог – та самая папиросница, которую герой собирался отдать процентщице в счет арендной платы. Только папиросницы у героя не водилось, а залог был лишь имитацией для отвода глаз старушки. Это – деревянная дощечка, завернутая в бумажную обертку, закрученную тесьмой. Герой берет у дворника топор, направляясь к дому старушки.

Родион направляется к Соне, сомневаясь, стоит ли признаваться девушке в убийстве. Но Раскольников осознает необходимость облегчить душу перед Соней. Герой рассказывает подруге, что знает убийцу, а Лизавета убита случайно. Соня не винит Родиона, а жалеет юношу.

Преступление и наказание — краткое содержание

Мармеладов пьет вино и, заметив странно-взволнованное состояние Раскольникова, обращает на него внимание и начинает рассказывать ему о своей жизни. Он рассуждает о бедности и нищете, об обществе. Его жена, Катерина Ивановна, офицерская дочь, образованная дама, вышла за него от отчаяния, она нездорова, и он, хоть и сострадает ей и детям, пропивает все до гроша. Мармеладов плачется и жалеет себя, тем не менее, не планируя прекращать пьянство. Он пропивает все семейные деньги. Его дочь от первого брака Соня даже вынуждена была пойти «по желтому билету», т.е. на панель, чтобы у семьи было пропитание. На ее-то деньги он и пьет теперь вино.

Лужин клевещет на Соню, будто она у него украла 100 рублей. Соня обретает самообладание и отрицает свою вину: она возвращает ему 10 рублей, которые брала у него. Катерина Ивановна прилюдно обшаривает карманы Сони, чтобы доказать ее невиновность. Из кармана девушки выпадает сторублевая купюра. Лебезятников, сосед Лужина, которого тот призвал в свидетели кражи, понимает, что его втянули в нечистое дело. Он заявляет, что видел, как Лужин подложил Соне купюру, чем выводит его из себя, и Петр Петрович устраивает скандал. Раскольников также защищает Соню. Взбешенный Лужин грозится присутствующим полицией, а хозяйка квартиры Амалия Ивановна выселяет Катерину Ивановну и ее детей.

Свидригайлов уходит в дикую часть города (на теперешнюю Петроградскую сторону), идет в гостиницу. Ему снятся несколько кошмаров, то пятилетняя девочка пытается его совратить, то по телу словно бы бегает мышь, которую он никак не поймает, потом он видит девочку-подростка, в чьем самоубийстве он виноват. На рассвете он выходит на улице. Достав Дунин револьвер он стреляет себе в голову.

«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.… Квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, …пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой»

Раскольников в это время тоже у Сони. Свидригайлов предлагает ему оплатить похороны Катерины Ивановны, обещает устроить детей в дома для сирот и даже спасти Соню от панели. Он просит Раскольникова передать сестре, что это – те самые 10 тысяч, который он предлагал ей. Они пойдут на добрые дела. Озлобленный Раскольников интересуется, откуда в Аркадии Ивановиче такие перемены, на что тот открывает правду: он знает все, о чем они говорили с Соней.

Adblock
detector