Анализ По Главам Романа Преступление И Наказание

Но особенно остро переживает он свое отдаление от самых близких, горячо любимых людей — матери и сестры. Вскоре после совершения Раскольниковым преступления в Петербург приезжают Пульхерия Александровна Раскольникова и Дуня. Они не виделись три года, и мать всю дорогу «мечтала в вагоне: как мы увидимся, как мы обо всем сообщим друг другу… и так была счастлива, что и дороги не видала!»

Однако те, ради кого Раскольников совершил убийство, не принимают его, не могут оправдать. С ним происходит самое страшное — неизбежное отчуждение от людей — ив этом главное наказание Раскольникова: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его… С ним совершилось что-то ему незнакомое, новое, внезапное и никогда не бывалое. Не то чтоб он понимал, но он явно ощущал, всею силою ощущения, что… с чем бы то ни было ему уже нельзя более обращаться к этим людям в квартальной конторе, и будь это все его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже ни в каком случае жизни; он никогда еще до сей минуты не испытывал подобного страшного и ужасного ощущения».

Однако уже через несколько мгновений Раскольников убеждается, что попытка установить искренние отношения с самыми родными ему людьми после совершенного им убийства невозможна. На абсолютно безобидную реплику матери, обрадованной примирением брата и сестры — «Родя, я уверена, все, что ты делаешь, все прекрасно!» — Раскольников отвечает резко, скривив рот в улыбку: «Не будьте уверены!» «Последовало молчание. Что-то было напряженное во всем этом разговоре, и в молчании, и в примирении, и в прощении, и все это чувствовали». Авторские замечания передают нарастающее внутреннее замешательство героя, позволяют проследить, как «неподдельное» чувство сменяется раздражением, досадой, а настойчиво повторяющееся слово «вдруг» подчеркивает неожиданную для самого Раскольникова стремительную смену мыслей и переживаний.

Характерные авторские ремарки сопровождают высказывания Раскольникова в этой сцене: «пробормотал… посмотрев на нее (Дунечку) чуть не с ненавистью и насмешливо улыбнувшись», « прибавил… раздражительно», «заключил… резко и отрывисто», «ответил… скривив рот в улыбку», «со смущением пробормотал», «вдруг смутился и побледнел», «лицо его перекосилось как бы от судороги» и т. д. Натянутый, фальшивый тон, настороженность из-за боязни проговориться и выдать себя превращают долгожданное свидание с матерью и сестрой в обоюдную пытку, в «сосредоточенную муку». «А ведь точно они боятся меня», — думал сам про себя Раскольников, исподлобья глядя на мать и сестру». И он недалек от истины: слушая ненаглядного Родю, Пульхерия Александровна «так бы, кажется, и бросилась к нему, и обняла его, и… заплакала», да боится, боится: «Вот ведь и ласково говорит, а боюсь! Ну чего я боюсь. »

В те редкие мгновения, когда Раскольникову удается восстановить утраченную связь с людьми, в его душе просыпается ощущение «вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни». Так было в сцене гибели Мармеладова, когда Раскольников оказывает помощь его многострадальной семье. Клеймо преступника как бы пропадает, и это возвращает ему веру в жизнь, надежду, ему кажется, что и ему «можно жить, что есть еще жизнь, что не умерла его жизнь вместе со старою старухой». Но это длится лишь мгновение. Новая встреча с матерью и Дунечкой убеждают его, что он «слишком поспешил» со своими надеждами. Прежних откровенных и чистых отношений вернуть не удается. Раскольников решает порвать с близкими, рвет по живому: «…я хотел сказать вам маменька… и тебе, Дуня, что нам лучше бы на некоторое время разойтись… Забудьте меня совсем. Это лучше… Не справляйтесьобо мне…»

Анализ произведения Достоевского Преступление и наказание

В первой части романа писатель дает характеристику главному персонажу произведения, Родиону Раскольникову, описывая его образ существования, подготовку и совершение им преступного деяния. Последующее содержание романа содержит описание последующего за преступлением неизбежного наказания к Раскольникову, а также его раскаяние, описываемое в эпилогической части произведения.

Главным героем книги является — бедный студент Родион Романович Раскольников. Именно в отсутствии денег Раскольников видит основную причину собственных проблем, и проблем своих близких. Роман начинается с того, что он вынужден заложить в старухи последнего ценную вещь. Затем он встречает бывшего чиновника Мармеладова, который через бедность дошел до края и вынужден был отправить собственную дочь на панель.

Отличительной особенностью романа «Преступление и наказание» является применение писателем художественного приема в виде хронологической непоследовательности отображения действий главного героя для более четкой и яркой передачи нестабильности душевного настроения Раскольникова, выражающегося в ощущении полной потере жизненного смысла.

Композиционная структура романа включает 6 частей, в которые входит по 6 — 7 глав. Своеобразием романа является отсутствие хронологической последовательности в поступках Раскольникова. Таким подходом автор подчеркивает потерянное состояние, в котором пребывает главный герой. Мрачное настроение героя дополняют тусклые, невзрачные улицы Петербурга.

Раскольников представляется в романе в качестве самолюбивого, чувствительного, умного студента, который существует в атмосфере несправедливой нищеты, способствующей разработке им собственной теории в виде разделения людей на низшие и высшие категории. Первая категория, с точки зрения героя, имеет целью поддержание демографической ситуации и по своей сути бессмысленна, а люди, относящиеся ко второй категории, рождаются для развития человеческой цивилизации, поэтому вправе использоваться любые средства для продвижения новых идей, что и делает Раскольников, решившись на убийство старухи-процентщицы.

Но к философским суждениям Ницше Родион добавил и свое мировоззрение. Он считал, что если сильная личность убила ничтожество, которое не несло никому пользы, она тем самым сделала всех счастливыми. Такое убийство в восприятии Раскольникова не есть ни преступление, ни грех, тем более. Так он рассуждал, когда убивал старуху процентщицу, собирался помочь ее деньгами, которые были нажиты на чужом горе, таким же обездоленным, как и он. Однако, когда преступление было совершено и руки Родиона оказались «в крови», он не смог использовать награбленные деньги, не только его совесть была настолько чувствительной, что он не мог руками «убийцы» обнять мать и сестру. Его снедает совесть, она ассоциируется у Раскольникова с Сонечкой Мармеладовой. Сонечка находиться в таком же тяжелом положении, как и он, но сердце ее не ожесточилось, не очерствело, не озлобилось на мир. Девушка живет благодаря своей непоколебимой вере в Бога и надежде на Его справедливость. Соня была первой, кому Родион признался в преступлении, и от кого он ждал моральной поддержки и понимания.

Эти идеи не оставили равнодушной и Россию. Герой романа «Преступление и наказание», Родион Раскольников, убил старуху ростовщицу, не только по причине своей нищеты, но и по идейным соображениям. Он придумал свою теорию мира, в котором люди поделены на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенными он называл серую массу, которая должна жить в соответствии с установленными обществом и государством законами и порядками. Необыкновенные – это люди, поступки которых направлены на достижение идей меняющих историю и устройство мира в удобную для них сторону, к тому же необыкновенные люди имеют право преступать закон и распоряжаться чужой жизнью. Это сильные, смелые и сильные личности.

Когда Ф.М. Достоевский находился на каторге, он сталкивался там не только с политическими преступниками, но и с уголовниками – ворами и убийцами. Писатель внимательно изучал их истории и обоснования своих преступлений, в связи, с чем Достоевский пришел к выводу, что в большинстве своем преступления были совершены на почве недовольства людей социальным устройством России. Люди были недовольны социальным неравенством, крестьяне после отмены крепостного права в большинстве своем остались нищими и обездоленными, они шли в большие города, где начинали пьянствовать, грабить и убивать. Выход из этого положения Достоевский видел не в революции свергающей самодержавие России, а в развитии и совершенствовании духовного мира русского народа через христианскую мораль. Но преступность росла не только на почве экономического упадка, новые философские учения также способствовали этому.

Своим решением об убийстве старухи Родион пытается проверить, к какой группе людей он относится. Раскольников был довольно таки талантливым, умным и гордым молодым человеком, но, к сожалению, он не мог реализовать свои честолюбивые мечты из-за бедности. Бедность отражается на всей его жизни. Сестра Родиона, из-за бедности вышла замуж за ужасного человека. Бедность завела Мармеладова, отца Сонечки, титулярного советника, которого сократили, в пьянство и полное падение, как личности и в итоге привело к смерти. Бедность заставила Сонечку Мармеладову пойти на панель, что бы прокормить себя и семью.

Сонечка советовала Родиону покаяться, что бы облегчить свои страдания, рассказать всем людям о том, что он совершил, но он ее не послушал и пошел сознаваться о содеянном властям и попал на каторгу. Соню и Раскольникова объединяло то, что оба они были глубоко несчастны, они загубили свои души, но если Соня руководствовалась глубоко моральными побуждениями, она хотела помочь своим близким выжить, то Родион совершил преступление ради идеи.
На каторге постепенно, благодаря Соне, с Родионом происходит духовное возрождение – меняются его жизненные принципы.

Краткое содержание «Преступление и наказание»

Раскольников и Разумихин едут к Порфирию, так как Родион попросил друга познакомить его со следователем. Раскольников обращается к Порфирию с вопросом, как можно заявить свое право на вещи, которые он закладывал старухе. Следователь говорит, что ему нужно подать объявление в милицию, и что вещи его не пропали, так как помнит их среди изъятого следствием.

Придя домой, Раскольников, находясь в близком к бреду состоянии, начинает готовиться к убийству. Юноша пришил с внутренней стороны пальто под левой подмышкой петлю для топора так, чтобы, когда пальто было надето, топор не был заметен. Затем достал спрятанный в щели между диваном и полом «заклад» – дощечку, величиной с папиросочницу, обмотанную бумагой и перевязанную тесемкой, которую собирался дать старухе для отвлечения внимания. Закончив приготовления, Родион украл в дворницкой топор и отправился к старухе.

Зайдя в распивочную, Раскольников знакомится там с титулярным советником Мармеладовым. Узнав, что Родион студент, опьяневший собеседник начинает рассуждать о бедности, высказываясь, что «бедность не порок, это истина, нищета — порок-с» , и рассказывает Родиону о своей семье. Его жена, Катерина Ивановна, имея на руках троих детей, вышла за него от безысходности, хотя была умной и образованной. Но Мармеладов пропивает все деньги, унося из дома последнее. Чтобы хоть как-то обеспечивать семью, его дочери, Соне Мармеладовой пришлось пойти на панель.

Родиону приходит письмо от матери Пульхерии Раскольниковой. Женщина писала, что его сестру Дуню, оклеветала семья Свидригайловых, в доме у которых девушка работала гувернанткой. Свидригайлов оказывал ей недвусмысленные знаки внимания. Узнав об этом, Марфа Петровна, его жена, начала оскорблять и унижать Дуню. Кроме того, к Дуне посватался сорокапятилетний надворный советник Петр Петрович Лужин с небольшим капиталом. Мать пишет, что вскоре они с сестрой приедут в Петербург, так как Лужин хочет устроить свадьбу как можно быстрее.

К Раскольникову заходит еще один товарищ – студент-медик Зосимов. Он начинает разговор об убийстве Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы, рассказывая, что в преступлении подозревают многих, в том числе красильщика Миколу, однако достоверных улик пока у полиции нет.

Раздвоенность героя, мучительное осознание разъединенности с людьми томит и терзает Раскольникова, приводит к разрыву с дорогими ему сестрой и матерью: «Полноте, маменька, — с смущением пробормотал он, не глядя на нее и сжав ее руку, — успеем наговориться! Сказав это, вдруг смутился и побледнел: опять одно недавнее ужасное ощущение мертвым холодом прошло по душе его; опять ему вдруг стало совершенно ясно и понятно, что не только никогда теперь не придется успеть наговориться, но уже ни об чем больше, никогда и ни с кем уже нельзя ему теперь говорить. Впечатление этой мучительной мысли было так сильно, что он, на мгновение, почти совсем забылся, встал с места и, не глядя ни на кого, пошел вон из комнаты».

Рекомендуем прочесть:  Рсв нулевой какие страницы сдавать 2023

Однако уже через несколько мгновений Раскольников убеждается, что попытка установить искренние отношения с самыми родными ему людьми после совершенного им убийства невозможна. На абсолютно безобидную реплику матери, обрадованной примирением брата и сестры — «Родя, я уверена, все, что ты делаешь, все прекрасно!» — Раскольников отвечает резко, скривив рот в улыбку: «Не будьте уверены!» «Последовало молчание. Что-то было напряженное во всем этом разговоре, и в молчании, и в примирении, и в прощении, и все это чувствовали». Авторские замечания передают нарастающее внутреннее замешательство героя, позволяют проследить, как «неподдельное» чувство сменяется раздражением, досадой, а настойчиво повторяющееся слово «вдруг» подчеркивает неожиданную для самого Раскольникова стремительную смену мыслей и переживаний.

Характерные авторские ремарки сопровождают высказывания Раскольникова в этой сцене: «пробормотал. посмотрев на нее (Дунечку) чуть не с ненавистью и насмешливо улыбнувшись», « прибавил. раздражительно», «заключил. резко и отрывисто», «ответил. скривив рот в улыбку», «со смущением пробормотал», «вдруг смутился и побледнел», «лицо его перекосилось как бы от судороги» и т. д. Натянутый, фальшивый тон, настороженность из-за боязни проговориться и выдать себя превращают долгожданное свидание с матерью и сестрой в обоюдную пытку, в «сосредоточенную муку». «А ведь точно они боятся меня», — думал сам про себя Раскольников, исподлобья глядя на мать и сестру». И он недалек от истины: слушая ненаглядного Родю, Пульхерия Александровна «так бы, кажется, и бросилась к нему, и обняла его, и. заплакала», да боится, боится: «Вот ведь и ласково говорит, а боюсь! Ну чего я боюсь. »

Однако те, ради кого Раскольников совершил убийство, не принимают его, не могут оправдать. С ним происходит самое страшное — неизбежное отчуждение от людей — ив этом главное наказание Раскольникова: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его. С ним совершилось что-то ему незнакомое, новое, внезапное и никогда не бывалое. Не то чтоб он понимал, но он явно ощущал, всею силою ощущения, что. с чем бы то ни было ему уже нельзя более обращаться к этим людям в квартальной конторе, и будь это все его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже ни в каком случае жизни; он никогда еще до сей минуты не испытывал подобного страшного и ужасного ощущения».

Находясь в одной комнате с матерью и сестрой, он чувствует странное отдаление от них: «. точно из-за тысячи верст на все смотрю. » И с каждой новой встречей отчуждение нарастает, ощущение душевной пустоты, разомкнутости с близкими людьми делает жизнь Раскольникова нестерпимо невыносимой: он чувствует, что «все-таки сделал несчастными этих двух бедных женщин. ».

Анализ романа «Преступление и наказание» (Ф

Федор Михайлович хотел создать роман-эпопею, но по финансовым обстоятельствам (он нуждался в деньгах) вынужден был умерить писательские амбиции. В итоге он разделил свой замысел на 5 самостоятельных романов: «Бесы», «Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот» и «Братья Карамазовы».

«Преступление и наказание» – настоящий роман-исповедь, где автор задается вопросами человеческого мировоззрения, пороков и раскаяния. Фёдор Михайлович Достоевский создал произведение, которое до сих пор находит отклик в сердцах читателей. Многомудрый Литрекон раскроет Вам некоторые подробности и секреты этой книги.

  1. Автор поднимает множество проблем, но основная – это проблема ложных убеждений, она является актуальной во все времена. Теория, которой был предан Раскольников, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.
  2. Проблема сочувствия и сострадания занимает также занимает большое место в этом романе. Люди замыкаются в кругу своих интересов и бед, не видят и не хотят замечать трудностей и боли окружающих. Это ведет к тому, что все мы становимся одинокими эгоистами, удел которых – жалость к себе. Но решить проблемы мы можем только сообща, поэтому необходимо объединиться в борьбе с ними, проявляя отзывчивость и доброту к тем, кто нуждается в этом.
  3. Свобода и ответственность. Родион искал в теории независимости, возможности вырваться из узкого круга того, что он мог себе позволить. Однако идея о вседозволенности лишь загнала его в тупик и едва не лишила разума. Это говорит о том, что настоящая свобода возможна только при условии ответственности за то, что делает человек. Раскольников освободился лишь тогда, когда полностью принял на себя груз раскаяния и покаяния, когда ответил за то, что сделал, и научился обдумывать последствия своих поступков.
  4. Вина и совесть. Человек не может раскаяться и исправить ошибку, пока не осознает вину. В этом ему помогает только совесть, которая формируется в процессе правильного воспитания. Автор рассматривает эти понятия через религиозную призму, говоря, что именно христианское вероучение способно привить личности обостренное чувство ответственности и справедливости. Стоит только отказаться от веры, и человек потеряет способность верно оценивать свои поступки. А ведь только она сдерживает плохие стороны его характера.

Название как нельзя лучше подходит к содержанию романа, отражает основные события, вокруг которых разворачивается сюжет – преступление Родиона и наказание за него. Противоправное деяние уже в заголовке противопоставляется каре, описание которой занимает львиную долю объема. Логическое ударение читатель делает на втором слове, которое как бы перечеркивает первое и предрекает расплату за грех. Автор сознательно разрушает интригу, признаваясь уже вначале, что его герой – убийца, что его удел – разоблачение. Но суть романа – не детективная линия, а философская «начинка»: что бы ни сделал человек, как бы он ни прятал свои преступления, кара все равно настигнет его, ведь она исходит не от земных судей, а от того светлого или доброго, что в заложено в каждом из нас неведомой созидательной силой, сотворившей всех людей.

Как же выглядит это «не то»? Отражением Раскольникова Достоевский изобразил Петербург. Окрасив его в серые, болезненно желтые, блёклые и тёмные тона, автор наглядно показал цвет души главного героя и других горожан. Другие места в романе столь же печальны: коморку Родиона автор сравнивает с гробом, угол, где ютятся Мармеладовы, нельзя даже назвать комнатой, жилище Сони Достоевский называет «сараем», а трактир дышит пьяным смрадом. Горожане задыхаются, а приезжая мать Раскольникова даже не видит разницы между духотой комнат и пыльной вонью улиц.

Анализ романа «Преступление и наказание» Достоевского

Годы написания — 1865-1866, год публикации – 1866.
История создания — Достоевский опирался на изучение природы преступлений и собственный опыт пребывания на каторге (1850-1856).
Жанр — социальный, социально-философский, психологический, философский, криминальный роман.
Направление — реализм.
Основная идея — За преступлением неизменно последует наказание, причем человек порой казнит себя строже, чем закон.
Тема — Отверженность и социальная гибель как следствие проблем в обществе.
Проблема — Социальная несправедливость всегда будет толкать людей на преступления, но они не приближают общество к лучшей жизни.
Композиция — В центре романа находится образ Раскольникова; композиционно роман делится на две части: путь героя до преступления (1 глава) и наказание (5 глав).

✔Родион Романович Раскольников — главный герой, студент. Умный, гордый, способный юноша. Пытался воплотить в жизнь теорию о личностях высшего разряда, которым позволено решать судьбы простых людей. Убивает старуху-процентщицу, но после не может справиться с муками совести.
✔Раскольникова Авдотья Романовна (Дуня) — сестра Родиона. Благородная воспитанная целомудренная девушка. Готова на любые жертвы ради брата и матери, поэтому чуть не вышла замуж за недостойного человека. Встречает на своем пути Разумихина, отношения с которым окрыляют их обоих.
✔Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Авдотьи и Родиона. Скромная женщина, беззаветно любящая детей.
✔Разумихин Дмитрий Прокофьевич (Вразумихин) — не просто приятель, а настоящий друг Раскольникова. Предприимчивый, жизнелюбивый, никогда не унывающий студент. Умеет зарабатывать, пережидать сложные времена и полагаться на себя. Бескорыстно помогает семье Раскольниковых. Влюбляется в Дуню, а после становится ее мужем.
✔Мармеладов Семен Захарович — бывший чиновник, скатившийся в грех пьянства. Из-за его безответственности страдает и нищенствует вся семья. Погибает из-за пьянства под колесами экипажа.
✔Мармеладова Софья Семеновна (Соня) — старшая дочь Мармеладова. Тихая скромная девушка восемнадцати лет. Содержит все семейство (в том числе взрослых), живя по желтому билету. Спасается верой в бога и желанием всем помочь, что делает ее нечувствительной к собственной жертве. Становится духовной опорой Раскольникову, едет с ним на каторгу.
✔Катерина Ивановна — жена Мармеладова, а позже вдова. Женщина, потерявшая привилегии дворянского сословия и опустившаяся до нищенской жизни из-за ошибок молодости. Ищет правды и справедливости, но находит лишь страдания. Погибает от острой чахотки (туберкулеза).
✔Свидригайлов Аркадий Иванович — неоднозначный персонаж. Порочный человек с темным преступным прошлым. Воспылал страстью к Дуне, когда та работала гувернанткой в его доме, хотел на ней жениться. В финале романа застреливается из-за отказа Дуни. Помогает деньгами Соне и сиротам Катерины Ивановны.
✔Марфа Петровна — жена Свидригайлова, погибшая при загадочных обстоятельствах. Принимает большое участие в судьбе Дуни: сначала выставляет ее из дома и позорит на весь город, потом восстанавливает ее репутацию, оставляет в наследство деньги.
✔Лужин Петр Петрович — родственник Марфы Петровны.
Человек, сам сделавший состояние и гордящийся этим. Ищет скромную образованную девушку, которая будет смотреть на мужа как на благодетеля, так как познала лишения. Становится женихом Дуни, но позже показывает свой нрав и теряет ее. Готов на подлость ради собственной выгоды: притвориться любящим, оклеветать Раскольникова, подстроить «воровство» Сони.
✔Порфирий Петрович — следователь, расследующий дело об убийстве старухи-процентщицы. Отличный специалист, знаток психологии, умеет раскрывать преступления, подводя преступника к раскаянию.

Раскольников идет на преступление не из-за своих эгоистических побуждений, а из ощущения чудовищной несправедливости мира и общества. Как человек неравнодушный, он видит множество сломанных судеб и людей, которым живется еще хуже, чем ему. Он хотел бы помочь матери, сестре, Мармеладову с его семьей, утопившейся женщине, девочке, над которой надругались, и многим другим. Но повсюду он наталкивается на невозможность изменить сложившуюся систему. Видя это приумноженное страдание людей, Раскольников решается совершить шаг, который должен был привести к миллиону добрых дел. В итоге он не достигает цели и обрекает себя на еще большие страдания.

✔ Образ Петербурга, который создает особую мрачную гнетущую атмосферу (быт, нравы, городские пейзажи).
✔Символические сны, раскрывающие внутренние переживания героев (сны Раскольникова о гибели лошади, об убитой старухе, о моровой язве, которая разрушает человечество; сон Свидригайлова о девушке в гробу).
✔Скрытый психологизм (психологические портреты, пейзажи, внутренние монологи героев, исповеди, диалоги).
✔Символизм предметов и бытовых деталей (духота, желтый цвет, грязь, темнота, топор, квартира, напоминающая гроб, лестницы и коридоры, ветхая одежда, болезнь).
✔Споры, ссоры, драки и открытые конфликты как способ показать истинное лицо героев (диалог-спор между следователем и Раскольниковым, ссора на поминках Мармеладова и др.)
✔Говорящие имена и фамилии — (Раскольников – раскол, расщепление личности; Софья – мудрая; Разумихин – воплощение разумности и т.д.)

Рекомендуем прочесть:  На Какой Окоф Отнести Ламинатор

В романе много символичных сцен, которые имеют большое значение для понимания смысла произведения. Ярким примером являются сны Раскольникова. Через образы сновидений к нему приходят важные мысли, а читатель более точно понимает внутренние переживания героя.

В главе об этом сне Родион видит себя в детском возрасте. Он идет к церкви мимо кабака. Раскольников замечает пьяных мужичин, которые избивают маленькую лошадь. Родион не может им помешать. Церковь здесь олицетворяет добро, а кабак, где пили мужчины — зло. Они находятся рядом, потому что каждый сам волен выбирать между добром и злом. Сон призывает Родиона увидеть, что он должен выбрать добро.

Жена Мармеладова. По происхождению – дворянка. Но жизнь ее сложилась так, что в молодости она осталась одна с тремя детьми. Несмотря на бедственное положение, героиня до последнего не опускает руки и борется за существование. Она представляет образ сильного человека.

Младшая сестра Родиона. Это красивая девушка 22-х лет, обладающая стойким характером. Гордая и образованная, работала гувернанткой, чтобы прокормить себя, мать и брата. Несмотря на плохое материальное положение, не сдавалась, всегда держала себя достойно, и даже в бедном платье выглядела красиво. Дуня представляет образ женщины, готовой пожертвовать своим счастьем ради родных.

В этом эпизоде Родиону снится сон на грани бреда. Ему кажется, что пришел полицейский Илья Петрович и на нижнем этаже избивает хозяйку квартиры. Эта сцена выступает двойником убийства, которое совершил Родион. Герой боится быть пойманным и ничего не предпринимает для спасения хозяйки во сне.

Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание»

Дуня готова пожертвовать собой, выйдя замуж за Лужина, которого она не любит и не уважает. Этот человек – нравственный двойник Раскольникова: он тоже готов достигать своих целей любыми средствами. Его «теория целого кафтана» — зеркальная противоположность теории Родиона. Герой полагает, что разорвать рубашку ради того, чтобы поделиться с ближним, — нелепый поступок. По его мнению, лучше наживать себе целый кафтан, ни с кем не разделяя своего имущества. Половина рубашки ведь все равно никого не согреет, а вот если каждый из нас будет стремиться к целому кафтану, зная, что никто ему не поможет, тогда сформируется здоровое и счастливое общество разумных эгоистов. Если Родион хотел отнять кафтан и разделить его между теми, у кого и рубахи нет, то Лужин и куска рубахи пожалеет для неимущих и уж точно не будет разбойничать во благо общества. Жениха Дуни интересовало только собственное благо, поэтому он и хотел взять бедную девушку в жены: она была бы бессловесной его рабой, ведь у самой ни гроша за душой не было. Кроме того, баловать такую жену и угождать ее родителям было лишними хлопотами.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

Проблематика романа. «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Эту знаменитую фразу повторяли многие мыслители и публицисты, рассуждая о свободе, совести, законопослушании и прочих подобных вещах. Раскольников этой фразой объясняет свой эксперимент, подтверждающий его теорию о «двух типах» людей. Данный мотив заглушил первоначальный замысел, в котором Раскольников убивает из любви к людям и сострадания к ним (хотя этот «расчёт» тоже упоминается в романе, но уже во вторую очередь).

Многие современники Достоевского обвиняли новые, буржуазные порядки и городской образ жизни во всех грехах (что уж и говорить – подобные любители старого «патриархального» быта, критикующие жизнь больших городов и достижения цивилизации, в немалом количестве имеются и в наше время).

В романе есть также кривозеркальные двойники Раскольникова. Это и Свидригайлов, который сам говорит Раскольникову, что он чем-то похож на него, и Лужин. Всё это герои, которые считают, что им позволено гораздо больше, чем обычным людям, в том числе и издеваться над невинными девушками. Свидригайлов и Лужин – это как бы разные варианты Раскольникова, несколько искажённые и гипертрофированные.

Поводом к написанию также послужили реальные события – поимка и осуждение молодых народовольцев (членов революционной организации). В «Преступлении и наказании» Достоевский объединил начатый ранее роман-исповедь, написанный от лица каторжанина, и незавершённый роман «Пьяненькие», в котором была обрисована жизнь и судьба Мармеладовых. А вот проблематика произведения развивалась постепенно.

И одним из самых страшных последствий новой жизни, по мнению таких людей, является появление людей вроде Раскольникова со своими «греховными» идеями. Под ними понимались все революционеры. Несмотря на имеющиеся у многих из них благие побуждения, их деятельность заканчивалась бедствиями как для них самих, так и для окружающих.

Основной темой произведения Достоевский выделяет удручающее положение общества, его угнетённость и моральную бедность. Весь роман пропитан размышлениями личности, поиском себя, заблуждениями и жизненными ошибками из—за удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Аркадий, покинув трактир, где беседовал с Раскольниковым, идет к Дуне. Встреча происходит в тайне от Родиона. Свидригайлов приглашает Дуню в гости. В квартире Аркадий рассказывает девушке о подслушанном разговоре, обещая спасти брата Дуни. Плата – любовь девушки. Дуня не может уйти, потому что Аркадий запер дверь. Тогда, девушка угрожает Свидригайлову револьвером, после чего, оставив пистолет, уходит.

В романе много символичных сцен, которые имеют большое значение для понимания смысла произведения. Ярким примером являются сны Раскольникова. Через образы сновидений к нему приходят важные мысли, а читатель более точно понимает внутренние переживания героя.

Роман «Преступление и наказание», читать который нужно максимально вдумчиво, Достоевский писал около года. Роман впервые был напечатан в «Русском вестнике» в 1866 году. После выхода комментарии по поводу произведения были смешанными. Некоторым роман пришелся по душе, а другие отказывались воспринимать его.

Почувствовав это, Раскольников на каторге, после болезни, бросается к ногам Сони. и любит. «В их больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь». «Тут начинается новая история», – говорит Достоевский. Роман кончается предсказанием «обновления» героя.

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Наконец, «натура» дает генеральный бой «безобразной мечте». В сне о лошади сосредоточено все сострадание Раскольникова, вся его боль и ужас перед мировым злом. Миколка бьет клячу по глазам оглоблей, приканчивает ее ломом. Герой видит себя ребенком. «Он плачет. Сердце в нем поднимается, слезы текут. С криком пробивается он сквозь толпу к Савраске, обхватывает ее мертвую окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы». Мистический ужас перед злодеянием охватывает его. Впервые он видит убийство не как алгебраический знак, а как пролитую кровь, и отшатывается. И он будет убивать, как Миколка. потечет кровь, липкая, теплая кровь. Раскольников отрекается от своего замысла. «Господи! Ведь я, все же равно, не решусь. Господи, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Сон о детстве воскрешает детскую веру, и безбожник обращается к Господу. Он рос в религиозной семье: «Вспомни, милый, – пишет ему мать, – как еще в детстве твоем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях, и как мы все тогда были счастливы». «Натура» выбрасывает из себя яд – мысль о преступлении. Раскольников радуется освобождению: «Свобода! Свобода! Он свободен теперь от этих чар, от этого колдовства, обаяния, от наваждения». Но победа добра не прочна. Идея уже проникла в подсознание и, после последней вспышки бунта, становится движущей силой, роком. Герой не управляет своей жизнью – он влеком; таинственные случаи неуклонно ведут убийцу к жертве. Случайно попадает он на Сенную и случайно узнает , что завтра в семь часов старуха будет одна. «Первоначальное изумление его сменилось ужасом. Ни о чем он не рассуждал и совершенно не мог рассуждать, но всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли».

Рекомендуем прочесть:  Если Потерял Проездной В Ульяновске Как Восстановить

Лужин, пораженный образованностью и красотой Дуни Раскольниковой, делает предложение этой девушке. Самолюбию его льстит мысль, что она, испытавшая множество несчастий, будет всю жизнь подчиняться ему и благоговеть перед ним. Лужин, кроме того, рассчитывает, что обаяние Дуни поможет его карьере. Этот герой живет в Петербурге у Лебезятникова, чтобы «заискать» у молодежи, подстраховавшись тем самым от неожиданных демаршей с ее стороны. Испытывая ненависть к Раскольникову, который его выгнал, Лужин («Преступление и наказание») пытается с ним рассорить сестру и мать. Он дает Соне 10 рублей во время поминок, после чего сует незаметно ей в карман еще 100 для того, чтобы публично обвинить девушку в краже. Однако он вынужден ретироваться, разоблаченный Лебезятниковым.

Свидригайлов – сладострастник: на его совести страшные преступления: убийство жены, самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней, оскорбленной им, девочки. Он любит грязный разврат, но совесть его спокойна, и у него «свежий цвет лица». Он поставлен рядом с Раскольниковым, как его темный двойник; он порожден кошмаром героя, выходит из его сна. Герой спрашивает Разумихина: «Ты его точно видел – ясно видел? Гм. то-то. А то знаешь, мне подумалось. мне все кажется, что это, может быть, и фантазия. ». Так же и Иван Карамазов после кошмара спрашивает Алешу , видел ли он его посетителя. Свидригайлов – «чёрт» Раскольникова.

Анализ части 4 главы 4 романа Ф

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«На комоде лежала какая-то книга», — пишет далее Достоевский. Книга. Без названия упоминается только одна книга – Библия, в которую входит четыре Евагелия. Это настольная книга и самого Достоевского. Не зная Евангелия, трудно понять, о чем нам хотел сказать Достоевский в этой главе.

Мы продолжаем с вами след в след идти за героем Ф.М. Достоевского. Мы видели, как Раскольников созревал для убийства, видели, как он мучился, видели вместе с ним его сны, видели, как он убил, видели, что было дольше. Мы прошли вместе с героем, вроде бы, долгий путь, а дошли лишь до конца 4 части. На ней мы и остановимся.

4 дня просо дня ушло и со дня убийства. Раскольников осознает себя мертвым, он Лазарь, который 4 дня был во гробе. (вспомним описание его каморки!) Но словно тусклый свет того свечного огарка, которыйи освещал «в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги», теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.

И из-за этого он один, отчужден ото всех. В самые трудные дни, которые бывают у всех, невозможно человеку оставаться одному. Мы живем в социуме и воспринимаем себя как человека, которому важно и нужно уважение, сочувствие и понимание. И как бы мы не отстранялись от социума – одобрение, сочувствие и даже жалость нам нужны.

Анализ По Главам Романа Преступление И Наказание

Раскольников идет к Соне, раздумывая о том, стоит ли говорить девушке, кто убил Лизавету. Юноша понимает, что должен все рассказать. Мучаясь, Родион говорит девушке, что знаком с убийцей и что Лизавету он убил нечаянно. Соня все понимает и, сочувствуя Раскольникову, говорит, что несчастнее его нет «никого теперь в целом свете» . Она готова пойти за ним даже на каторгу. Соня спрашивает у Родиона, почему он пошел убивать, если даже не взял награбленное, на что юноша отвечает, что хотел стать Наполеоном: «я захотел осмелиться и убил… я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина!» . «Мне другое надо было узнать Смогу ли я переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею» .
Соня говорит, что ему нужно пойти и признаться в содеянном, тогда его бог простит и «опять жизнь пошлет» .

Справедливость же приговора определяется не столько фактом самого убийства старухи-процентщицы, сколько выявлением истинных причин и мотивов, побудивших героя преступить юридический и нравственный закон. Выявление этих причин важно, прежде всего, не для осуждения или оправдания Раскольникова, а для уяснения того, что происходит в нравственном мире человека и каким искажениям и соблазнам подвержена мораль современного общества.

Алена Ивановна коллежская регистраторша, процентщица, «. крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка». Ее изображение должно вызывать отвращение и тем самым как бы отчасти оправдывать идею Раскольникова, который носит ей заклады, а затем убивает ее. Персонаж -символ никчемной и даже вредной жизни. Однако, по мысли автора, она тоже человек, и насилие над ней, как над любым человеком, даже во имя благородных целей, является преступлением нравственного закона.

Четвертый акт (пятая часть ) – замедление действия перед катастрофой. Большая часть его заполнена драматической массовой сценой поминок по Мармеладове. Во втором свидании с Соней изображается последняя стадия самосознания сильного человека. «Хлам» гуманной мотивации преступления с презрением отбрасывается. «Вздор! Я просто убил! для себя убил, для себя одного »,заявляет Раскольников. Он делал опыт, решал загадку своей личности. «Мне надо было узнать, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?». К человеческому «стаду» он питает величайшее презрение. «Дрожащая тварь» должна повиноваться железному жезлу. Сильный человек восстает на порядок мира. «Мне вдруг ясно, как солнце, представилось, что как же это ни единый до сих пор не посмел и не смеет, проходя мимо всей этой нелепости, взять просто напросто все за хвост и стряхнуть к чёрту. Я. Я захотел осмелиться и убил». Раскольников продолжает бунт человека из подполья («а не столкнуть ли нам все это благоразумие. к чёрту») и прокладывает дорогу деспотизму Великого Инквизитора . Мораль силы приводит к философии насилия. Сверхчеловек раскрывается, как князь мира сего – антихрист. Раскольников презрительно резюмирует: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил». Ошибку свою он признает: кто сомневается в своем праве на власть, тот этого права неимеет, значит, он тоже «вошь», как и все. «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Соня говорит: «Вас Бог поразил – дьяволу предал». Убийца охотно принимает такое объяснение: «Я ведь и сам знаю, что меня чёрт тащил. А старушонку эту чёрт убил, а не я». О, теперь ему безразлично, кто виноват в его поражении – чёрт или Бог. Раз он – «вошь», почему не признать, что кто-то над ним посмеялся? Соня велит ему поцеловать землю, донести на себя, «страданье принять и искупить им себя». Ни в какое страданье и искупление он не верит. Сонина любовь вызывает в нем «едкую ненависть». Он донесет на себя, потому что он «трус и подлец», но никогда не смирится и не покается. Снова вспыхивает в нем гордость: «Может, я еще человек, а не вошь, и поторопился себя осудить. Я еще поборюсь».

Сцене со Свидригайловым противопоставляется сцена с Соней, злому ангелу – добрый, «бане с пауками» – воскресение Лазаря. Свидригайлов показал Раскольникову, что демонический путь ведет к скуке небытия. Соня указывает на другой путь, открывает образ Того, кто сказал: «Я есмь путь». Только чудо может спасти убийцу, и Соня страстно молит о чуде. Так же, как беседа со Свидригайловым, диалог с Соней взлетает в метафизическую высь. На аргументы героя о бессмысленности жертвы, бесполезности сострадания и неизбежности гибели Соня отвечает верой в чудо . «Бог, Бог такого ужаса не допустит». – «Да, может, и Бога-то совсем нет», с каким-то даже злорадством ответил Раскольников». Вдруг он просит Соню прочесть ему в Евангелии «про Лазаря». Соня читает. Она верит, что «и он, он – ослепленный и неверующий, он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да сейчас же, теперь же». Чтение кончено. Раскольников получил ответ на свой молчаливый вопрос: «Что она, уж не чуда ли ждет? И наверно, так. Разве это не признак помешательства?». Чудо не произошло. Убийца не уверовал, а только убедился, что Соня – сумасшедшая: верит в воскресение четырехдневного мертвеца!

Переступив закон, Раскольников уже не может общаться с людьми. Впоследствии он понимает, что он совершил ошибку, и его теория не верна. Однако он не испытывает чувства вины. Разговаривая с Соней Мармеладовой, Родиону прежде всего жаль то, что, совершив преступление, убил свою душу. Каторга для него является спасением, ведь именно так он получает возможность начать новую жизнь. И действительно, та жизнь осталась позади. Раскольников стал уже не тот. Он способен любить и открывать свое сердце людям.

Произведение «Преступление и наказание» можно считать одним из самых знаменитых и тяжелых работ Федора Михайловича. Сюжет держит нас в напряженном состоянии, заставляя разбираться в разных душевных состояниях самого автора. Перед нами представлена картина тягостной жизни людей в России середины XIX века, которые претерпели разочарование в жизни и не могли вырваться из сложившихся условий. Вот тут писатель и пытается понять и раскрыть одну из таких душ. До Достоевского никто не создавал таких книг, но для него содержание было продиктовано самой действительностью.

Уже начиная с самых первых глав романа, автор подробно и во всех красках показывает общественные недостатки, человеческое одиночество, смысл всей жизни. А также пишет о том, что человек сам может выбирать свой жизненный путь, но при этом он должен понимать ответственность за текущий выбор. Наш герой остановился на таком пути, который избирают одни лишь бессердечные личности, какой и являлся Свидригайлов. После долгих наблюдений за богатой частью слоя населения, у Раскольникова рождается теория, оказывающаяся впоследствии абсолютно неверной. Суть данной теории состоит в том, что общество разделено на 2 типа:

Главный персонаж видит, что повсюду господствует несправедливость. Люди достойные прозябают в нищенских условиях, невыносимо страдая, а негодяи и глупцы живут в свое удовольствие. На протяжении романа он делит человечество на людей сильных и слабых духом, пытаясь понять имеет ли право встать выше других и судить их. Оценив с холодным расчетом все, Раскольников считает, что он имеет право нарушить нравственные законы и совершить преступление, для того, чтобы оказать помощь обездоленным. Однако его мысли меняются, когда к нему приходят чувства. Нам ярко представлено состояние души Раскольникова в разные моменты. Особенно это состояние показано в его снах. Так, например, в одном из его сновидений, перед персонажем встает картина, где мальчик видит, как хозяин избивает собачку. Проснувшись, Родион понимает, что намеченное им преступление гадкое и противное. Но и в то же время ему хочется подняться выше их социального статуса и предпринять наказание. Раскольников все-таки берется за топор и убивает старуху, как ему казалось, освободив несчастных от несправедливого произвола. И вслед за этим следует наказание. У героя начинается эта отчуждения.

Произведения Федора Михайловича входят в золотой фонд Русского искусства. Его романы всегда были интересны читателям, а актуальными они остаются и до сегодняшнего дня. Федор Михайлович не сразу смог придумать название для своего романа, у него было очень много всевозможных вариантов того, как возможно его назвать, вплоть до «Рассказов преступника».

Adblock
detector