Анализ Признания Раскольникова Соне

Анализ Сцены Признания Раскольникова Соне В Убийстве

Этот урок проводился в 10-м классе обычной барнаульской школы, находящейся в социально неблагополучном районе. Здесь нет модных сегодня новых технологий — вы увидите череду вопросов по тексту эпизода и ответов на них. Кому-то такое построение урока — беседа по произведению — покажется излишне традиционным, но для моих детей, среди которых много нечитающих или с трудом разбирающихся в сложных текстах, оно “срабатывает”. Ученики признаются, что после таких уроков хочется перечитать текст, а в сущности, прочитать его впервые, уже понимая, о чём идёт речь. Кроме этого, на уроке-беседе исключён столь пугающий ребят момент контроля, никто ни на чём их не ловит, поэтому у них нет никакого психологического зажима. Мы просто сидим в классе и просто разговариваем, иногда записывая в тетрадь важную мысль. В ходе таких разговоров постепенно формируется умение ставить вопросы, замечать детали, соотносить друг с другом элементы текста. А самое главное — возникает желание читать.

Раскольников и Соня завели речь о том, что значит для Сони вера. Она говорила, и глаза ее сверкали, а Родион думал, что она юродивая. Взяв со стола Евангелие, принесенное Соне ее подругой Лизаветой, он внезапно попросил девушку почитать ему о воскресении Лазаря.

Иисус в этом сюжете изображается молодым, безбородым, с магическим жезлом. Лазарь обычно стоит в дверях колумбария. На вопрос, является ли такое изображение Лазаря чисто композиционным решением художников или указанием на то, что он уже воскрес, невозможно ответить однозначно. Определенно решить его можно было бы, по остроумному замечанию известного русского искусствоведа XIX в., исследователя христианской иконографии Н.Покровского, исходя из того, как изображались глаза Лазаря — закрытыми, как у покойника, или уже открытыми, как у воскресшего. К сожалению, констатирует исследователь, «уяснить эту подробность на памятниках, переживших более чем целое тысячелетие и поврежденных, невозможно».

Раскольников задаёт Соне вопросы, а Соня молчит. Молчание выбивает у Раскольникова почву из-под ног, он начинает путаться. История с Лужиным вселила в героя надежду, что Соня, оказавшаяся в положении ветхозаветного героя Иова, не выдержит и возропщет. Эта надежда как будто небезосновательна. Кроткая Соня, готовая “с терпением и почти безропотностью” переносить всё, в первый раз испытала “чувство беспомощности и обиды”. Раскольников в сцене с Лужиным выступает в роли спасителя Сони (“Что бы со мной без вас-то было!” Ср.: “Что ж бы я без Бога-то была!”).

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте послушаем главы о воскрешении Лазаря из Библии. Затем найдем аналогии в романе. Откройте страницы, где находятся выдержки из Евангелия. Карандашом отмечайте аналогии, различия, постарайтесь уловить глубокий смысл библейских глав. Читаем: » Гл. 11. Воскрешение Лазаря. Был болен некто Лазарь из Вифании , из селения, где жили Мария и Марфа, сестре её. Сестры послали оказать Ему: Господи! вот, кого ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божий, да прославитесь через неё сын Божий. Ученики сказали: Иудеи искали побить тебя камнями, и ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не 12 ли голов во дне? кто ходит днем тот не спотыкается, потому-то видит свет мира сего: А кто ходит ночью спотыкается, потому что нет света с ним. Лазарь уснул, и я иду разбудить его, Иисус пришел туда и нашел, что он уже 4 дня в гробе.

Делая свое признание, молодой человек не говорит Соне прямо, что это он совершил преступление. Он лишь сообщает ей, что знает человека, убившего старуху, и рассказывает некоторые детали преступления. В результате Соня понимает, что убийцей является именно Раскольников.

Соня внимательно выслушивает Раскольникова и пытается поддержать его. Девушка советует Раскольникову признаться прямо сейчас в преступлении, но тот отказывается делать это. После этого признания Соня и Раскольников понимают, что теперь они — «блудница» и убийца — должны идти вместе по жизни.

Соня опять поразилась тому, как он страдает, и сказала, что ему нужно выйти на перекресток. встать на колени, поцеловать землю, поклониться на все четыре стороны и громко, во всеуслышание покаяться в содеянном перед народом. Тогда Бог простит его. Раскольников заявил, что это глупо — каяться перед быдлом.

Анализ эпизода “Встреча Раскольникова и Сони” (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – одно из самых сложных произведений не только в творчестве Достоевского, но и в мировой литературе. Родион Раскольников, человек совестливый и легко ранимый, не может хладнокровно смотреть на ужасы, страдания “униженных и оскорбленных”, которые царят в обществе. Отсюда, по словам Достоевского, “его идея: взять во власть то общество”. […].

Обращаю внимание учащихся, что “та минута”, в которую Раскольников чувствует неизбежность, неотвратимость своего признания, ассоциативно связана со сценой убийства: “Эта минута была ужасно похожа в его ощущении на ту, когда он стоял за старухой, уже высвободив из петли топор, и почувствовал, что уже «ни мгновения нельзя было терять более»”. Как и в сцене убийства, Раскольников “не понимал того, что теперь с ним делалось”. Соня при этом испытывает такое же состояние ужаса, какое охватило Раскольникова в момент убийства.

Одним из шедевров русской классики, безусловно, является роман Михаила Фёдоровича Достоевского «Преступление и наказание». Это философско-психологическое произведение, главная тема которого — раскрытие нравственного наказания и мучений преступника после совершения им преступления. Роман полон эпизодов, вызывающих яркие эмоции, негодование, сочувствие, желание дискутировать, а также дающих пищу для размышлений. Сцена, которая запомнилась мне более остальных, — это признание Родиона Раскольника, главного героя произведения, в совершении убийства Соне Мармеладовой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Приступая к анализу эпизода, невольно задаешь себе вопрос: почему Раскольников открывает свою тайну именно Соне? Что ему известно об этой «худенькой, малого роста девушке лет восемнадцати», «с кроткими голубыми глазами»?
Впервые о судьбе Сони Раскольников узнает из рассказа ее отца – Мармеладова: Соня – мученица; она продает себя, чтобы спасти семью. Вскоре волей случая Раскольников оказывается свидетелем гибели Мармеладова, и тут он воочию видит: Соня – единственная опора нищей, осиротевшей семьи. Только с ней могут быть связаны хоть какие-то надежды на лучшее. Только она все вынесет и вытерпит. Поэтому, когда Соня приходит к Раскольникову, чтобы пригласить его на похороны отца и на поминки, он рекомендует ее матери, сестре, Разумихину и Зосимову, бывшим тут же, в его каморке, как человека, достойного уважения, и сам к ней относится именно так. Вечером того же дня Раскольников впервые идет к Соне домой с твердым намерением рассказать ей о том, что терзает его душу. Однако главным в их встрече на сей раз оказалось чтение Соней для Раскольникова (по его же просьбе) евангельской легенды о воскрешении Лазаря: Раскольников мечтал о своем воскрешении, только не физическом, а духовном, нравственном. Трепетное волнение Сони при чтении легенды убеждает Раскольникова в ее глубокой, искренней религиозности. Здесь же он узнает, что Соня и убитая им Лизавета дружили и основой их дружбы была набожность. Заметим, кстати: Соня хорошо знает Библию и о Боге всегда говорит как о всемогущей силе. Но при всем при этом она «тоже преступила», и Раскольников как бы предупреждает ее: «Нам вместе идти, по одной дороге».
И вот « сцена сознания» (так называет ее литературный критик и друг Ф.М. Достоевского Н.Н. Страхов), сцена, которая, по его же словам, является «лучшей и центральной» во всем романе.
Раскольников приходит к Соне с ясно осознанной целью: убедить ее в «законности» своего незаконного поступка. Для этого он приготовил примеры из окружающей жизни и из истории. Суть примера из жизни: если бы Соне было известно, что от мерзостей Лужина погибнет вся семья и она «в придачу», и от нее бы зависело, жить ли Лужину и погибнуть семье или, сохраняя семью, уничтожить Лужина, то как бы она решила эту задачу? Суть примера из истории: допустим, Наполеону для начала его «монументальной, блестящей карьеры» нужны были бы деньги, которые лежат в сундуке у «смешной старушонки», и, значит, старушонку эту надо убить. Пошел бы он на это? Ответы на вопросы в обоих случаях очевидны; примеры, казалось бы, такие простые, убедительные. Однако Соне они непонятны: она и помыслить не может, чтобы где-то почему-то убийство кого-то было бы неотвратимым, «обоснованным», и просит Раскольникова не приводить ей примеров, а сказать обо всем «прямо».
Раскольников делает еще один «хитрый» ход, заявляя, что он будто бы большой приятель того, кто убил Лизавету, и рассказывает, как это «нечаянно» получилось.
Теперь уже все ясно, тайное становится явным, но Соня все равно не верит в страшную правду: Раскольников, человек, который «отдает последнее», в ее представлении не может быть убийцей! Если же такое все-таки случилось, то причины преступления, по ее понятиям, могли быть только или материального характера («Ты голоден. ты – чтобы матери помочь?»), или религиозного («От Бога отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал. »).
Первое Раскольников отвергает. Остается второе: «Бог поразил». Но что значит такое наказание для искренне религиозной Сони? Самое большое, самое страшное несчастье. И для нее Раскольников не преступник, а человек, несчастнее которого никого в целом свете нет. Вот почему она испытывает к нему не отвращение, чего бы следовало ожидать после его признания в убийстве женщин, а глубочайшее сострадание. Вот почему она готова вместе с ним «пойти в каторгу».
И Раскольников, по определению Страхова, «гордый, высокоумный Раскольников», обращается к бедной девочке за советом: «Ну, что теперь делать, говори!».
Совет Сони Раскольникову предопределен ее натурой, ее верностью христианской морали: повиниться перед Богом, перед землей, которую осквернил своим преступлением, перед людьми, от которых отдалился; «страдание принять и искупить себя им» . Дальнейшее развитие событий покажет: этот совет Раскольников принял, что внутренне подготовило его затем согласиться с предложением следователя Порфирия Петровича – «учинить явку с повинною».
Сцена сознания – своеобразный психологический поединок. И что же получилось в результате его? Раскольников, как ни пытался, не смог убедить Соню в «справедливости» совершенного им убийства. Менялись его планы, расчеты, тон, подходы, приемы, настроение, а результат оставался неизменным: Соня не понимала и не принимала его «теории». Она какой была в начале сцены, такой осталась и в конце ее: верящей в Бога, в особое, высокое предназначение человека («Это человек-то вошь?»), готовой принести себя в жертву другому.
Жизнь победила надуманную казуистику Раскольникова; он «терпит глубокое потрясение» (Н.Страхов). В этом – идея «сцены сознания».
Для участников ее – Раскольникова и Сони – она сопряжена с огромными моральными нагрузками. Страницы, на которых описана эта сцена, пестрят словами страдание, мучение, ужас, испуг, мучительное сознание, мучительная нерешительность, ужасная минута, в мучительной тоске, ощущение оледенило душу, страшное бессилие и т.п.
Читая сцену сознания, понимаешь: память Раскольникова хранит все детали его преступления, что, возможно, помимо его воли «прорывается» в сравнениях. Минута, когда Раскольников почувствовал, что дальше объяснение откладывать нельзя, «была ужасно похожа, в его ощущении, на ту, когда он стоял за старухой, уже высвободив из петли топор». Испуг Сони, только что «угадавшей» убийцу, выражение ее лица, глаз, поза, стремление «отстраниться» от беды, «оттолкнуть» ее от себя руками напомнили Раскольникову Лизавету в то время, когда он «приближался к ней с топором».
О человеке, совесть которого не запятнана ничем, говорят: «Невинен, как ребенок». Возможно, поэтому невиновность «нечаянно» убитой Лизаветы подчеркнута в романе сравнением ее с маленькими детьми. Когда Раскольников приближался к ней с топором, она «отходила от него к стене, выставив вперед руку, с совершенно детским испугом в лице, точь-в-точь как маленькие дети , когда они вдруг начинают чего-нибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет, отстраняются назад и, протягивая вперед ручонку, готовятся заплакать». Очень емкое сравнение!
Нельзя не сказать еще о том, что основой «сцены сознания» является психологический диалог, мастером которого и был автор романа – писатель-реалист, тонкий психолог Федор Михайлович Достоевский.

Рекомендуем прочесть:  Сколько можно обналичить с материнского капитала в 2022

Среди ответов учащихся звучит слово “топор”, причём “каменный топор”. Предлагаю соединить между собой противоположные углы — получается крест. Обращаем внимание, что в комнате почти нет мебели, а перечисленные предметы обстановки обладают многозначной символикой. Кровать вводит мотив сна и смерти (одр); стол — “престол”, жертвенник; на столе “синенькая скатерть” — покров Богородицы; свеча — символ живой души и молитвы; Евангелие — благая весть о спасении.

Сама очень люблю эти эпизоды. Считаю их ключевыми в романе. Да и в жизни каждого человека они помогают разобраться. Что такое «грех», «преступление»7 Что делать грешнику? Как избавиться от последствий? Как получить силу жить дальше? Где найти выход? На эти философские вопросы мы ищем с 10-классниками ответы. Достоевский призывает задуматься, да и направление мыслей выбрано правильно.

Раскольников еще раз убеждает себя, что она не в себе. «Вот и исход! Вот и объяснение исхода! Юродивая!» — в этом контексте и появляется Новый Завет. Обратим внимание, что ситуация нагнетается Раскольниковым, он настойчиво требует прочитать ему «про воскресение Лазаря». Почему? Недоумевает и Соня: Зачем Вам? Ведь Вы не веруете. »

Цель: совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; показать, в чём Достоевский видит источник обновления жизни; осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: «Как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне?»; воспитывать гуманную личность, ответственную за свои поступки.

Признание Раскольникова в преступлении (анализ эпизода из главы 8 части 6 романа Достоевского «Преступление и наказание»)

Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский участок

В конечном итоге он все‑таки опускается на колени и целует землю. Но делает он это только из‑за того, что его задавила безвыходная тоска и тревога всего этого времени и особенно последних часов. Он захотел испытать что‑то новое, некое чувство, которое резко отличается от того, что в последнее время владело им. «Он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким‑то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю…»

Он идет в участок. Но и там слова признания не сразу срываются с его губ. Он по‑прежнему не уверен в том, следует ли делать признание. Несколько раз он порывается уйти из участка, но постоянно какие‑то мелочи задерживают его. Он встречает следователя Пороха, который не догадывается о причинах его прихода и разговаривает с ним о всяких мелочах. Раскольников отвечает отрывисто и с неохотой, его мысли заняты совершенно другими заботами. Он и хочет признаться, но в то же время что‑то постоянно тормозит его.

Но у него не хватило смелости признаться перед людьми в преступлении. Слова признания застряли у него на языке, когда он услышал разговоры толпы о себе, о том, что он, возможно, всего лишь пьян. Ненависть к людям не позволяет Раскольникову полностью раскрыться перед ними, признаться и, возможно, получить у них прощение. Ведь признаться «тварям дрожащим» означает, что он такая тварь, как и они. А этого Раскольников пока совершить не может.

Окончательное признание Раскольников делает только в самом конце романа, в шестой части романа, и после этого признания уже начинается описание его жизни на каторге и полного раскаяния в совершенном. На само признание его толкает Соня, которая убеждает его в том, что это будет лучше для него, так как тогда он почувствует облегчение и его душа не будет так страдать. Но с какими чувствами раскольников идет совершать признание?

Внезапно Соня обняла его и сказала, что пойдет за ним на каторгу. Сердце Раскольникова смягчилось, две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах. Соня стала расспрашивать, почему он это сделал. Он начал было объяснять, но сам ощутил, что в объяснениях что-то не так.

Родион словно находился в бреду, и Соня одновременно и понимала и не понимала его. Он говорил, что не для того убил, чтобы помочь семье, и не для того, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества, а убил «просто, для себя убил, и это черт водил его рукой».

На следующий день Раскольников отправился выполнять данное вчера Соне обещание. придя на квартиру Капернаумова, он, испытывая страшные муки, предложил девушке угадать, откуда знает убийцу. В глазах Сони отразился ужас, и Родион осознал, что у нее такое же выражение лица, какое было у Лизаветы, когда он приближался к ней с топором. Видно было, что она все поняла.

Раскольников и Соня завели речь о том, что значит для Сони вера. Она говорила, и глаза ее сверкали, а Родион думал, что она юродивая. Взяв со стола Евангелие, принесенное Соне ее подругой Лизаветой, он внезапно попросил девушку почитать ему о воскресении Лазаря.

Соня опять поразилась тому, как он страдает, и сказала, что ему нужно выйти на перекресток. встать на колени, поцеловать землю, поклониться на все четыре стороны и громко, во всеуслышание покаяться в содеянном перед народом. Тогда Бог простит его. Раскольников заявил, что это глупо — каяться перед быдлом.

«Вдруг, точно пронзенная , она вздрогнула, вскрикнула и бросилась, сама не зная для чего, перед ним на колени. — Что вы, что вы это над собой сделали! — отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками». Коленопреклонение Сони напоминает коленопреклонение Раскольникова в эпизоде первого свидания. Но Раскольников подчеркивает, что поклонился не Соне, а «всему страданию человеческому», а Соня поклонилась страданию именно Раскольникова.

Вероятно, Соня, по мнению Раскольникова, должна убедиться в неверности своих прежних представлений о мире. Свиданию предшествует эпизод с Лужиным, где она была обвинена в краже сторублевого кредитного билета. Только заступничество Лебезятникова и Раскольникова спасло Соню от тюрьмы.

сущности, прочитать его впервые, уже понимая, о чем идет речь. Кроме этого, на уроке-беседе исключен столь пугающий ребят момент контроля, никто ни на чем их не ловит, поэтому у них нет никакого психологического зажима. Мы просто сидим в классе и просто разговариваем, иногда записывая в тетрадь важную мысль. В ходе таких разговоров постепенно формируется умение ставить вопросы, замечать детали, соотносить друг с другом элементы текста.

В словаре В. И. Даля слово «проба» имеет значения: «опыт, испытанье, испыт, попытка, искус, искушенье; всякое действие для узнанья качества чего-либо, опыта, каково что, нельзя ли, можно ли». Значит, Раскольников — экспериментатор, который проводит исследование, опыт, при личном участии и с риском для себя.

Среди ответов учащихся звучит слово «топор», причем «каменный топор». Предлагаю соединить между собой противоположные углы — получается крест. Обращаем внимание, что в комнате почти нет мебели, а перечисленные предметы обстановки обладают многозначной символикой.

Мир женщины

Книга великого писателя заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, поверить в силу настоящей любви. Она учит нас добру, вере и милосердию. Доброта слабой Сони оказалась гораздо сильнее того зла, которое поселилось в душе Раскольникова. Она всесильна. «Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное», – сказал Лао-цзы.

Пустая земля, где люди перебили друг друга, — вот логический итог теории Раскольникова. Только после этого сна начинается освобождение героя из-под власти идеи, именно сон помогает ему сде-лать последний шаг — сознательно отказаться от своей теории. Раскольников излечился не только от физической болезни, но и от болезни индивидуализма, рухнула та стена, которую в своих мыслях он возвел между собой и другими, «обыкновенными» людьми. Герой вдруг осознал, как важна, как дорога для него Соня: «как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам». Впервые в глазах Раскольникова появляются слёзы — символ очищения, рубеж нового этапа его жизни. «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково». Раскольников понимает, что стать человеком — значит обрести те нравственные идеалы, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений.

Отправляясь к Соне, Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, поро-дившее вопрос: «Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду». Что же дает Соне силы жить дальше?

Первая причина оказалась банальной: «»ну да, чтоб ограбить»». Раскольников называет эту причину, чтобы Соня не приставала к нему с расспросами. Но она понимает, что такой человек, как Раскольников не мог пойти на такое ради денег, даже, если «»хотел помочь матери»». Постепенно Раскольников раскрывается перед Соней. Сначала он говорит, что «»хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил»», но Раскольников сам понимает, что это не та причина, по которой он убил. «»Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! «» Следующая причина: «»…я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете…»» – тоже не является истиной. «»Ох, это не то, не то!»» – восклицает Соня. Наконец, после длительных поисков в своей душе ответа на вопрос об убийстве, Раскольников называет истинный мотив убийства: «»Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы получить средства и власть, сделаться благодетелем человечества… мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?»» Поделив людей на две категории, Раскольников, естественно, оказывается перед вопросом – к какому разряду людей принадлежит он сам: «»Тварь ли я дрожащая или право имею…»». Раскольников «»захотел осмелиться и … убил»».

Рекомендуем прочесть:  Порядок регистрации дома на садовом участке в 2022 году

Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению и хочет понять, как она с этим живёт, что поддерживает ее, во имя чего она преступила.

Обращаю внимание учащихся, что “та минута”, в которую Раскольников чувствует неизбежность, неотвратимость своего признания, ассоциативно связана со сценой убийства: “Эта минута была ужасно похожа в его ощущении на ту, когда он стоял за старухой, уже высвободив из петли топор, и почувствовал, что уже «ни мгновения нельзя было терять более»”. Как и в сцене убийства, Раскольников “не понимал того, что теперь с ним делалось”. Соня при этом испытывает такое же состояние ужаса, какое охватило Раскольникова в момент убийства.

Среди ответов учащихся звучит слово “топор”, причём “каменный топор”. Предлагаю соединить между собой противоположные углы — получается крест. Обращаем внимание, что в комнате почти нет мебели, а перечисленные предметы обстановки обладают многозначной символикой. Кровать вводит мотив сна и смерти (одр); стол — “престол”, жертвенник; на столе “синенькая скатерть” — покров Богородицы; свеча — символ живой души и молитвы; Евангелие — благая весть о спасении.

В рассказе Раскольникова о том, как он пришёл к решению убить старуху, можно выделить обозначенные в святоотеческой литературе четыре ступени греха: 1) помышлять о грехе; 2) соглашаться с помышлением; 3) выражать словом помышление; 4) исполнять помышление делом.

Вероятно, Соня, по мнению Раскольникова, должна убедиться в неверности своих прежних представлений о мире. Свиданию предшествует эпизод с Лужиным, где она была обвинена в краже сторублёвого кредитного билета. Только заступничество Лебезятникова и Раскольникова спасло Соню от тюрьмы.

Соня в момент признания реагирует на героя почти так же, как Лизавета. В лице Сони Раскольников увидел лицо Лизаветы, и это ощущение “оледенило его душу”. Это говорит о том, что Раскольников подсознательно чувствует, что на месте Лизаветы могла оказаться Соня. Поведение Лизаветы в момент убийства напоминает Раскольникову поведение маленьких детей, “когда они вдруг начинаются чего-нибудь пугаться”. Так же по-детски ведёт себя в момент признания Соня, и “точно такой же испуг показался” и в лице Раскольникова.

В реакции Сони звучит библейский мотив братства и прощения: “И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали [оба]” (Быт. 33, 4). Кроме того, в фольклоре поцелуй воскрешает из мёртвых (“Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло ему в душу и разом размягчило её. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах”). Если в первой сцене Раскольников чувствует себя защитником, покровителем Сони (“Я тебя избрал”), то в эпизоде признания он сам ищет спасения в Соне (“Так не оставишь меня, Соня?”).

Монолог Раскольникова сопровождается авторскими ремарками, передающими состояние героя и слушающей его Сони. По мере того как герой приближается к обоснованию своего права на убийство, он всё более возбуждается (“Глаза его горели лихорадочным огнём. Он почти начинал бредить…”; “Лихорадка вполне охватила его. Он был в каком-то мрачном восторге. . . Соня поняла, что этот мрачный катехизис стал его верой и законом”). Какой вывод можно сделать из этих наблюдений?

В первое свидание с Соней Раскольников ведёт себя почти бесцеремонно. Он даже не сразу замечает, что Соня стоит, а он сидит. Он приглашает её сесть, как будто он хозяин, а не гость. Тон его назидательный. Герой задаёт Соне вопросы, как судья, и именно “судьёй и решителем своей участи” воспринимает его дрожащая в страхе Соня. Во второй сцене страх и дрожь характеризуют состояние Раскольникова. Теперь Соня должна решить его участь.

Этот урок проводился в 10-м классе обычной барнаульской школы, находящейся в социально неблагополучном районе. Здесь нет модных сегодня новых технологий — вы увидите череду вопросов по тексту эпизода и ответов на них. Кому-то такое построение урока – беседа по произведению – покажется излишне традиционным, но для моих детей, среди которых много нечитающих или с трудом разбирающихся в сложных текстах, оно “срабатывает”. Ученики признаются, что после таких уроков хочется перечитать текст, а в сущности, прочитать его впервые, уже понимая, о чём идёт речь. Кроме этого, на уроке-беседе исключён столь пугающий ребят момент контроля, никто ни на чём их не ловит, поэтому у них нет никакого психологического зажима. Мы просто сидим в классе и просто разговариваем, иногда записывая в тетрадь важную мысль. В ходе таких разговоров постепенно формируется умение ставить вопросы, замечать детали, соотносить друг с другом элементы текста. А самое главное – возникает желание читать.

“Вдруг, точно пронзённая («пронзить» – проткнуть, нанести рану острым предметом; мотив топора, убийства), она вздрогнула, вскрикнула и бросилась, сама не зная для чего, перед ним на колени. – Что вы, что вы это над собой сделали! – отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками”. Коленопреклонение Сони напоминает коленопреклонение Раскольникова в эпизоде первого свидания. Но Раскольников подчёркивает, что поклонился не Соне, а “всему страданию человеческому”, а Соня поклонилась страданию именно Раскольникова. В поклонении Раскольникова, наряду с состраданием, проявляется гордыня, Соней же руководит одно “ненасытимое сострадание”.

Анализ эпизода: Сон Раскольникова

. ПРЕСТУПЛЕНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Детективная основа сюжетной линии Раскольникова. Внешние и внутренние причины преступления: прошлое, характер Раскольникова, обстоятельства жизни. Неприятие мира униженных и оскорбленных. Причина возникновения мысли об убийстве старухи-процентщицы. “Проба” Главные мотивы преступления.

Анализ эпизода “Пляска бабушки” В художественном произведении важный эпизод помогает писателю глубже раскрыть характеры героев, изображает кульминационное событие, характеризует значимые детали. В повести Максима Горького “Детство” множество эпизодов, с помощью которых выражается авторское отношение.

Сочинение Анализ сна Раскольникова (по роману Ф

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» — это произведение, посвященное истории трудного пути человеческой души к постижению истины.
Вечером жаркого июльского дня, из своей каморки выходит, в тяжкой тоске, бывший студент Родион Раскольников. Так начинается роман Достоевского. И с этого момента, не давая себе передышки, в исступлении, в бреду, мечется герой по петербургским улицам, лихорадочно идет его жизнь.
Автор подробно рассказывает нам о теории Раскольникова, которая и привела его в жизненный тупик. В личности главного героя выведены две прямо противоположные идеи: идея любви к людям (пусть и в несколько странной трактовке героя) и идея безграничного презрения к ним. Противоборство двух составляющих Раскольникова «личностей» и является той причиной, которая определяет развитие сюжета произведения. Подтверждение тому мы находим и в эпизоде, описывающем один из снов героя.
Раскольников видит себя семилетним мальчиком, в праздничный вечер, вместе со своим отцом. Автор приводит описание двух совершенно разных городских объектов: кабака и церкви. Кабак, «всегда производивший. пренеприятнейшее впечатление и даже страх», и церковь, «которую Раскольников любил», со старинными образами, большею частью без окладов, со старым священником с дрожащею головой.
Раскольников вспоминает, что «в кабаке всегда была толпа, так орали, хохотали, ругались, безобразно и сипло пели и часто дрались». Церковь, напротив, представляется герою красивой и величественной, с ней связаны воспоминания о близких людях -умерших бабушке и маленьком брате.
Церковь и кабак — два противоположных начала: духовное, христианское начало и начало порочное, злое, темное («Возле кабака дорога. и пыль на ней всегда такая черная»).
Центральной сценой этого сна Раскольникова является жестокое убийство лошади, свидетелем которой и стал семилетний мальчик. Пьяные посетители кабака пытаются заставить старую лошадь бежать вскачь. Изможденная лошадь не может даже сдвинуть с места запряженную телегу и погибает от кнута хозяина.
Эта сцена бессмысленного убийства производит тягостное впечатление на мальчика. Он пытается защитить лошадь, останавливает, как может, разгулявшуюся толпу. Но все напрасно.
Раскольников-мальчик противопоставлен Миколке, убившему лошадь. Но реальный Раскольников и Миколка из сна — персонажи одного плана. Сцена убийства несчастной лошади является пророческой, она как будто предсказывает сцену убийства старухи-процентщицы. Дальнейшее развитие событий романа подтверждает это предположение.
В Раскольникове, после этого сна, просыпается душа ребёнка, не способного не только убить человека, но и спокойно смотреть на убийство лошади. Таким образом, весь смысл эпизода-сна заключается в раскрытии истинного душевного состояния героя, который, пробудившись, даже обращается с молитвой к Богу: «Господи, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой. мечты моей!» Однако буквально через сутки Родион Раскольников всё-таки решится на убийство.

Ведущим мотивом преступления было стремление Раскольникова подтвердить свою принадлежность к “высшему разряду” (“…мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?

Этот урок проводился в 10-м классе обычной барнаульской школы, находящейся в социально неблагополучном районе. Здесь нет модных сегодня новых технологий – вы увидите череду вопросов по тексту эпизода и ответов на них. Кому-то такое построение урока – беседа по произведению – покажется излишне традиционным, но для моих детей, среди которых много нечитающих или с трудом разбирающихся в сложных текстах, оно “срабатывает”.

Среди ответов учащихся звучит слово “топор”, причем “каменный топор”. Предлагаю соединить между собой противоположные углы – получается крест. Обращаем внимание, что в комнате почти нет мебели, а перечисленные предметы обстановки обладают многозначной символикой.

Евангельские мотивы в прозе Ф. М. Достоевского (по роману “Преступление и наказание”) Роман (бессмертное произведение) Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” – глубоко философский и психологический анализ жизни современной писателю России. Будучи глубоко религиозным человеком, Достоевский надеялся, что спасение России в религиозном.

Эта надежда как будто небезосновательна. Кроткая Соня, готовая “с терпением и почти безропотностью” переносить все, в первый раз испытала “чувство беспомощности и обиды”. Раскольников в сцене с Лужиным выступает в роли спасителя Сони (“Что бы со мной без вас-то было!” Ср.: “Что ж бы я без Бога-то была!”).

Что рассказывает соне раскольников

Возьмем для примера тот эпизод из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», который условно можно озаглавить предложением «Раскольников открывает свою тайну Соне» (часть пятая, глава IV).
Название эпизода, соответствуя содержанию главы, сразу заставляет нас задуматься над вопросом: почему Раскольников доверяет свою тайну именно Соне? Ведь у него есть прекрасный друг – Разумихин, сестра, любящая мать. Почему же не им, а посторонней, «чужой» девушке, по виду больше похожей на девочку, нежели на взрослого человека, доверяет он свою тайну? Поиски ответа на этот вопрос побуждают нас обратиться к тем предыдущим эпизодам и сценам, где о Соне говорят другие персонажи романа, или она сама «живет и действует». Это рассказ Мармеладова о Соне; Соня у постели умирающего отца; Соня у Раскольникова; Раскольников у Сони (первое посещение).

Рекомендуем прочесть:  Кбк ффомс 2022 ип за себя

Согласно этой записи на соответствующих страницах текста делаются закладки, пометки.
Главное, конечно, ответ на вопросы: какую роль играет эпизод в развитии темы, идеи произведения; что мы узнали из его содержания о герое или героях его, какие приемы создания образа здесь использованы; в чем художественное своеобразие разбираемого фрагмента? Ответ на последний вопрос предполагает достаточную тренировку учащихся в лингвистическом (комплексном) анализе текста. Вот где и методически, и филологически интегрируются занятия по литературе, русскому языку и развитию речи.
Иногда уместно предположение типа: если бы в данном эпизоде что-то было не совсем так, как есть, то как бы это сказалось на последующем развитии действий (событий)?

Приступая к анализу эпизода, невольно задаешь себе вопрос: почему Раскольников открывает свою тайну именно Соне? Что ему известно об этой «худенькой, малого роста девушке лет восемнадцати», «с кроткими голубыми глазами»?
Впервые о судьбе Сони Раскольников узнает из рассказа ее отца – Мармеладова: Соня – мученица; она продает себя, чтобы спасти семью. Вскоре волей случая Раскольников оказывается свидетелем гибели Мармеладова, и тут он воочию видит: Соня – единственная опора нищей, осиротевшей семьи. Только с ней могут быть связаны хоть какие-то надежды на лучшее. Только она все вынесет и вытерпит. Поэтому, когда Соня приходит к Раскольникову, чтобы пригласить его на похороны отца и на поминки, он рекомендует ее матери, сестре, Разумихину и Зосимову, бывшим тут же, в его каморке, как человека, достойного уважения, и сам к ней относится именно так. Вечером того же дня Раскольников впервые идет к Соне домой с твердым намерением рассказать ей о том, что терзает его душу. Однако главным в их встрече на сей раз оказалось чтение Соней для Раскольникова (по его же просьбе) евангельской легенды о воскрешении Лазаря: Раскольников мечтал о своем воскрешении, только не физическом, а духовном, нравственном. Трепетное волнение Сони при чтении легенды убеждает Раскольникова в ее глубокой, искренней религиозности. Здесь же он узнает, что Соня и убитая им Лизавета дружили и основой их дружбы была набожность. Заметим, кстати: Соня хорошо знает Библию и о Боге всегда говорит как о всемогущей силе. Но при всем при этом она «тоже преступила», и Раскольников как бы предупреждает ее: «Нам вместе идти, по одной дороге».
И вот « сцена сознания» (так называет ее литературный критик и друг Ф.М. Достоевского Н.Н. Страхов), сцена, которая, по его же словам, является «лучшей и центральной» во всем романе.
Раскольников приходит к Соне с ясно осознанной целью: убедить ее в «законности» своего незаконного поступка. Для этого он приготовил примеры из окружающей жизни и из истории. Суть примера из жизни: если бы Соне было известно, что от мерзостей Лужина погибнет вся семья и она «в придачу», и от нее бы зависело, жить ли Лужину и погибнуть семье или, сохраняя семью, уничтожить Лужина, то как бы она решила эту задачу? Суть примера из истории: допустим, Наполеону для начала его «монументальной, блестящей карьеры» нужны были бы деньги, которые лежат в сундуке у «смешной старушонки», и, значит, старушонку эту надо убить. Пошел бы он на это? Ответы на вопросы в обоих случаях очевидны; примеры, казалось бы, такие простые, убедительные. Однако Соне они непонятны: она и помыслить не может, чтобы где-то почему-то убийство кого-то было бы неотвратимым, «обоснованным», и просит Раскольникова не приводить ей примеров, а сказать обо всем «прямо».
Раскольников делает еще один «хитрый» ход, заявляя, что он будто бы большой приятель того, кто убил Лизавету, и рассказывает, как это «нечаянно» получилось.
Теперь уже все ясно, тайное становится явным, но Соня все равно не верит в страшную правду: Раскольников, человек, который «отдает последнее», в ее представлении не может быть убийцей! Если же такое все-таки случилось, то причины преступления, по ее понятиям, могли быть только или материального характера («Ты голоден. ты – чтобы матери помочь?»), или религиозного («От Бога отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал. »).
Первое Раскольников отвергает. Остается второе: «Бог поразил». Но что значит такое наказание для искренне религиозной Сони? Самое большое, самое страшное несчастье. И для нее Раскольников не преступник, а человек, несчастнее которого никого в целом свете нет. Вот почему она испытывает к нему не отвращение, чего бы следовало ожидать после его признания в убийстве женщин, а глубочайшее сострадание. Вот почему она готова вместе с ним «пойти в каторгу».
И Раскольников, по определению Страхова, «гордый, высокоумный Раскольников», обращается к бедной девочке за советом: «Ну, что теперь делать, говори!».
Совет Сони Раскольникову предопределен ее натурой, ее верностью христианской морали: повиниться перед Богом, перед землей, которую осквернил своим преступлением, перед людьми, от которых отдалился; «страдание принять и искупить себя им» . Дальнейшее развитие событий покажет: этот совет Раскольников принял, что внутренне подготовило его затем согласиться с предложением следователя Порфирия Петровича – «учинить явку с повинною».
Сцена сознания – своеобразный психологический поединок. И что же получилось в результате его? Раскольников, как ни пытался, не смог убедить Соню в «справедливости» совершенного им убийства. Менялись его планы, расчеты, тон, подходы, приемы, настроение, а результат оставался неизменным: Соня не понимала и не принимала его «теории». Она какой была в начале сцены, такой осталась и в конце ее: верящей в Бога, в особое, высокое предназначение человека («Это человек-то вошь?»), готовой принести себя в жертву другому.
Жизнь победила надуманную казуистику Раскольникова; он «терпит глубокое потрясение» (Н.Страхов). В этом – идея «сцены сознания».
Для участников ее – Раскольникова и Сони – она сопряжена с огромными моральными нагрузками. Страницы, на которых описана эта сцена, пестрят словами страдание, мучение, ужас, испуг, мучительное сознание, мучительная нерешительность, ужасная минута, в мучительной тоске, ощущение оледенило душу, страшное бессилие и т.п.
Читая сцену сознания, понимаешь: память Раскольникова хранит все детали его преступления, что, возможно, помимо его воли «прорывается» в сравнениях. Минута, когда Раскольников почувствовал, что дальше объяснение откладывать нельзя, «была ужасно похожа, в его ощущении, на ту, когда он стоял за старухой, уже высвободив из петли топор». Испуг Сони, только что «угадавшей» убийцу, выражение ее лица, глаз, поза, стремление «отстраниться» от беды, «оттолкнуть» ее от себя руками напомнили Раскольникову Лизавету в то время, когда он «приближался к ней с топором».
О человеке, совесть которого не запятнана ничем, говорят: «Невинен, как ребенок». Возможно, поэтому невиновность «нечаянно» убитой Лизаветы подчеркнута в романе сравнением ее с маленькими детьми. Когда Раскольников приближался к ней с топором, она «отходила от него к стене, выставив вперед руку, с совершенно детским испугом в лице, точь-в-точь как маленькие дети , когда они вдруг начинают чего-нибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет, отстраняются назад и, протягивая вперед ручонку, готовятся заплакать». Очень емкое сравнение!
Нельзя не сказать еще о том, что основой «сцены сознания» является психологический диалог, мастером которого и был автор романа – писатель-реалист, тонкий психолог Федор Михайлович Достоевский.

Чтобы показать значение эпизода для последующего развития событий, надо определить сцены, которые без выбранной для анализа были бы невозможны. В данном случае это реакция Раскольникова на предложение следователя Порфирия Петровича учинить явку с повинной и явка Раскольникова с повинной. Получается следующая композиционная схема сочинения:

Известно, что материал для сочинений на литературную тему надо искать прежде всего и главным образом в самом литературном произведении, внимательно его читая и перечитывая, открывая в нем все новые и новые глубины, вникая в особенности его формы. С этих позиций анализ эпизода как один из жанров школьных сочинений, бесспорно, полезен и заслуживает активного внедрения его в широкую практику школы. Но для того чтобы анализ эпизода не подменялся простым пересказом его, этому виду творческой работы, как и любому другому, надо учить. Цель данной статьи – показать некоторые особенности и практический пример организации сочинений данного вида.
При подготовке к первому из них учащимся сообщаются необходимые теоретические сведения.
«Эпизод – отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью» (Словарь литературоведческих терминов).
Обратим внимание на слово известной в значении «относительной»: полной самостоятельностью и законченностью эпизод не обладает; в противном случае это был бы не эпизод, а нечто другое, например, вставная повесть или новелла. Эпизод же – часть сложного целого; он вплетен в художественную ткань произведения и бесчисленными зримыми и незримыми нитями связан как с предыдущим содержанием его, так и с последующим. Отсюда: анализ эпизода – это не только осмысление его идейно-тематического содержания и своеобразия художественной формы, но и выяснение, мотивация связей данной части произведения с другими. Связи эти могут быть тематическими (конкретизация, углубление, расширение темы), идейными (развитие определенной идеи или идей в нескольких эпизодах), композиционными (разбираемый эпизод – тот или другой элемент композиции). Разумеется, такое деление связей условно, допустимо только в учебных целях; в произведении же, представляющем единое целое, тема, идея, композиция взаимосвязаны. Из сказанного следует очень важный для каждого учащегося вывод: анализ эпизода предполагает хорошее знание текста всего произведения .
Из чего же практически складывается анализ эпизода?

Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф

Огромную роль в данном эпизоде играет Сонечка Мармеладова. Мы еще раз убеждаемся, что эта девушка стала для Раскольникова «ангелом-хранителем» и «духовным проводником», ведь именно она подталкивает героя к всенародному покаянию и признанию в своих преступлениях.

Соню сильно заботит не только душевное, но и духовное состояние Раскольникова. Она всей душой жаждет, чтобы он раскаялся и поверил в возможность собственного перерождения. Ей важно, чтобы Родион захотел жить не из страха перед смертью («Неужели же одно только малодушие и боязнь смерти могут заставить его жить?»), а с желанием что-то изменить и исправить.

И как бы отвечая на вопрос Сони, Раскольников приходит к ней и сообщает, что решил признаться. Герой ведет себя неестественно — хочет показать, что совершенно не волнуется, что идет в контору потому, что так будет «выгоднее». Однако «он даже и на месте не мог устоять одной минуты, ни на одном предмете не мог сосредоточить внимания; мысли его перескакивали одна через другую, он заговаривался; руки его слегка дрожали».

Однако сделать признание герою очень нелегко. Будто сквозь туман слушает он нескончаемый поток речи, льющийся из уст Ильи Петровича. Все слова следователя сливаются для Раскольникова в единую массу, из которой он вычленяет сообщение о самоубийстве Свидригайлова: «Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило».

Важно, что сестра Раскольникова – Дуня — особенно отчетливо чувствует связь между Соней и ее братом: «Дуня из этого свидания, по крайней мере, вынесла одно утешение, что брат будет не один…» Волнение за судьбу Родиона, любовь к нему сближает обеих женщин, делает их близкими людьми.

Adblock
detector