Этапы формирования коллектива и стадии развития группы

ü Либеральный стиль. Этот тип руководителя максимально ориентирован на поддержание неформальных отношений с сотрудниками, делегирование им своих полномочий и ответственности. Руководитель предоставляет подчиненным полный простор, они самостоятельно организуют свою деятельность, решения принимаются коллегиально. Руководитель лишь в случае необходимости вмешивается в производственный процесс, осуществляет контроль, стимулирует работу.

Третий этап –расцвет коллектива. Коллектив имеет все признаки. Возможен дополнительный признак — каждый член коллектива предъявляет к себе более высокие требования, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива этой стадии.

ü Демократический стиль.Этот тип руководства сочетает в своей работе ориентацию, как на формальную, так и на неформальную структуру взаимоотношений руководителя и коллектива, поддерживает товарищеские отношения, не допуская при этом фамильярности. Стремится разделить власть между собой и подчиненными, при принятии решений учитывает мнение коллектива, стремится контролировать только конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса. Члены коллектива получают достаточно полную информацию о своем месте в выполнении общего задания, о перспективах своего коллектива.

Следует отметить, что не существует универсального оптимального стиля руководства коллективом, способного обеспечить решение стоящих перед ним задач и нормальный социально-психологический климат. В различных конкретных ситуациях эффективным может оказаться тот или иной стиль или их гармоничное сочетание.

ü Директивный стиль. При строгом применении этого стиля руководитель строит свое поведение в соответствии с принципами формальной структуры. Такой руководитель держит дистанцию по отношению к коллективу, старается избегать неформальных контактов. Он берет на себя всю полноту власти и ответственности за происходящее в коллективе, старается лично контролировать весь объем отношений в коллективе, обращая внимание не только на результат, но и на процесс. Решения принимаются им единолично, члены коллектива получают лишь самую необходимую для выполнения работы информацию. Руководитель такого типа, как правило, властен, требователен, ориентирован только на целевую функцию.

Этапы формирования коллектива

А.С.Макаренко стал самым известным теоретиком, разработавшим модель «воспитательного коллектива» (наряду с Н.К.Крупской, П.П.Блонским, С.Т.Шацким, В.А.Сухомлинским, Ф.Г.Мелиховым, И.П.Ивановым и др.) В теории А.С.Макаренко учение о коллективе занимает центральное место. Поэтому, когда педагогами затрагивается тема коллектива, будь то в нашей стране или за границей, она автоматически ассоциируется с личностью этого великого педагога. Несмотря на годы, остаётся неизменным факт: когда кто-то исследует проблемы коллектива, критикуя или одобряя его участие в воспитании личности, он обращается к трудам А.С.Макаренко. Воспитательным коллективом Макаренко называл такую форму организации жизни детей, которая, будучи полнокровной и радостной детской жизнью, максимально удовлетворяющей детские жизненные потребности, в то же время является коммунистически воспитывающей школой, успешно разрешающей все воспитательные задачи, вытекающие из требований нашего общественного развития. Кроме того, педагог затрагивал вопросы положения ученического коллектива в обществе: «Коллектив является частью советского общества, органически связанной со всеми другими коллективами». Учение А.С.Макаренко содер­жит подробную технологию поэтапного формирования коллек­тива. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; оп­ределил принципы развития коллектива (гласности, ответ­ственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С.Мака­ренко выделяет несколько стадий (этапов). На этапе сознательного управления воспитанниками А.С.Макаренко лепил коллектив по следующей линии:

На последней стадии, «когда коллектив хорошо организован, тогда можно предъявить к нему последнее трудное требование: уметь предъявлять друг другу определенные требования откровенно, прямо, по-товарищески, в лоб». Рассмотрим эти стадии подробнее. Первая стадия (педагог как субъект управления) — становление коллектива. В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т.е. такую социально-пси­хологическую общность, где отношения учеников определяют­ся содержанием их совместной деятельности, ее целями, зада­чами, ценностями. Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и об­щей организаций. На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными по­мощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога. Для второй стадии характерна стабилизация структуры кол­лектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганиза­ции и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих чле­нов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправ­ленного воспитания определенных качеств личности. Основная цель педагогов на этой стадии — максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолени­ем противоречий: между коллективом и отдельными ученика­ми, опережающими в своём развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общи­ми и индивидуальными перспективами; между нормами пове­дения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии кол­лектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять. Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчерк­нуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о до­стигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суж­дений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии раз­вития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент инди­видуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Этапы и стадии развития коллектива: методика

На третьей стадии развития коллектива по Макаренко происходит расцвет. Общность доходит до такого этапа своего развития, когда требования ее членов к себе становятся более высокими, чем к своему окружению. Все это свидетельствует о достижении высокого уровня воспитанности, а также устойчивости суждений и взглядов учащихся.

Согласно теории известного педагога, для полностью сформированного коллектива характерны следующие черты:
— постоянная бодрость;
— дружеское единение всех членов;
— чувство собственного достоинства;
— мотивация к упорядоченному действию;
— ощущение защищенности;
— эмоциональная сдержанность.

Эта ступень развития коллектива носит название «мерцающий маяк». На данной стадии коллектив сравнивается со штормовым морем. Находящемуся среди бушующих волн опытному моряку мерцающий огонь маяка позволяет выбрать правильный путь и приносит уверенность. Здесь только нужно быть внимательным и не потерять спасительный луч из виду.

Эта стадия развития коллектива носит название «Мягкая глина». Такое название данному этапу дано не случайно. Мягкая глина является материалом, легко поддающимся воздействию. Взяв его в руки, можно лепить все, что угодно. Хороший мастер может сделать из глины красивый сосуд или любое другое прекрасное изделие. Но без приложения усилий материал навсегда останется просто куском почвы.

На первой стадии развития группы-коллектива возникает конгломерат. Эта общность складывается из ранее незнакомых друг с другом детей, которых собрали в одно время на одном пространстве. Взаимоотношения ребят на данной стадии, как правило, ситуативны и поверхностны. Если подобной группе присвоить название, то произойдет ее номинализация. В том случае, если члены подобного коллектива не примут поставленных перед ними условий и целей, то перехода от конгломерата так и не произойдет. Подобные случаи нередки в школьной практике.

Стадии развития коллектива

Псевдосплоченность может реализоваться в коллективном осознании того, что «мы все одна команда» и «мы все очень хорошие». Такая ситуация складывается, когда коллектив состоит из людей, имеющих сходный и довольно высокий социальный статус. Вариантом псевдосплоченности может являться ситуация «козла отпущения», которого «пинают» все кому не лень, вымещая на нем свои негативные чувства. Такая роль изгоя обычно отводится члену коллектива, резко отличающегося своим поведением или внешним видом от других.

2. Этап «Дворцовых переворотов». Это период борьбы за лидерство. Освоившись в коллективе, некоторые его члены стремятся занять доминирующие позиции. Большинство новообразованных коллективов проходят через период переворотов, когда образуются кланы, группировки, разногласия выражаются более явно, вплоть до открытых столкновений. Личные взаимоотношения приобретают значение, сильные и слабые стороны отдельных индивидов выходят наружу. Коллектив начинает обсуждать, как достичь согласия, и пробует улучшить взаимоотношения. На этой стадии развития иногда происходит силовая борьба за лидерство, в результате которой может произойти как смена лидера, так и расформирование коллектива (банкротство фирмы, дележка вкладов). На этом этапе действующий лидер должен подтвердить свои полномочия или уступить место более сильному.

6. Старение. Внешние условия изменились, а коллектив продолжает работать над ранее поставленными целями, уже не отвечающими задачам нового времени. Длительное время структура, функции, положения, инструкции и методы работы не меняются. На этой стадии развития коллективу еще удается за счет опыта и былого мастерства «держаться на плаву», но по результативности он уже проигрывает более активным конкурентам. В коллективе накопилась усталость, чаще всего доминируют формальные взаимоотношения и оглядка на лидера.

5. Мастерство. В развитом коллективе действуют прочные связи между его членами. Людей принимают и оценивают по достоинству, а не по претензиям. Отношения носят неформальный характер, но приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраняются. Коллектив превращается в благополучную ячейку общества и вызывает восхищение посторонних. Он способен показывать превосходные результаты и устанавливает высокие стандарты достижений.

3. Результативность. Потенциал коллектива возрастает, и перед ним встает вопрос, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы. Часто этот коллектив работает рывками, однако есть энергия, интерес и желание понять, как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются, появляется желание экспериментировать, и принимаются меры по повышению производительности. Чаще всего быстро достигаются высокие результаты.

Следует обратить особое внимание на позицию изолированного человека. Во многих случаях она оказывается более неблагоприятной, чем позиция отверженного или даже пренебрегаемого. К. Левин доказал, что негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения, поскольку отрицательный стимул лучше, чем его отсутствие. Иногда переход человека из позиции пренебрегаемого в позицию изолированного является большим наказанием. Хорошо известен феномен влияния бойкота – прекращения отношений с человеком, отсутствия реагирования на его слова и поступки и проявлений различных чувств по отношению к нему. При бойкоте человек оказывается не в позиции пренебрегаемого, к которому направлены негативные чувства окружающих, а в позиции изолированного, к которому окружающие совершенно равнодушны.

Социометрический статус – свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную позицию в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Элементы социометрической структуры – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д.

Рекомендуем прочесть:  Где Учат На Военных Юристов В Санкт Петербурге

Третья стадия развития – расцвет коллектива, когда складывается собственно коллектив. Коллектив предъявляет требования к каждому. На этом этапе наблюдается высокий уровень психологического единства всех членов коллектива. Большую роль в жизни и деятельности играет общественное мнение, сложившиеся традиции. В классе царит атмосфера доброжелательности, сочетающаяся с высоким уровнем требовательности. Складывается так называемый «эффект коллектива», когда ребята понимают, что вместе они могут сделать больше и лучше, чем, если бы делали то же самое по одному.

Второй вариант – поляризация отвержений, при которой выделяют две основные микрогруппы, отвергающие друг друга. Такая ситуация часто складывается в школе, в подростковых классах, когда происходит процесс полоролевой идентификации у молодых людей. В этот период группа делится на две подгруппы по половому признаку. Мальчики выбирают мальчиков, девочки – девочек.

«Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горячим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели в степени «Алый парус». Но это ещё не всё. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли. Подымаясь на скалы, опускаясь в ущелье, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно. Если позади тебя группы, которым нужны помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают всё, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, спорт, отдых, путешествия и т. п.), постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многий участников, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми — все это способствует укреплению и развитию коллектива на данной стадии. Однако на данном этапе развития коллектив еще не является в полном смысле сплоченной группой единомышленников, наблюдается значительная неоднородность взглядов. Свободный обмен мнениями, дискуссии, внимание руководителя к настроению и мнениям членов коллектива, демократический коллегиальный способ принятия решений и управления создает основу для создания сплоченного коллектива.

Вторая стадия развития коллектива — «конфликтная»— характеризуется тем, что в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения, начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.

Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Формально или неформально сложившийся коллектив может быть весьма различным с точки зрения сплоченности его членов. Последняя может быть очень высокой, когда люди тесно связаны друг с другом и совместно отвечают за достижение целей, стоящих не только непосредственно перед ними, но и перед организацией в целом, а поэтому делают все для их успешного достижения. Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его зрелости. Таких стадий психологи выделяют пять. Первая называется притиркой. На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Взаимодействие происходит в привычных формах при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.

На четвертой стадии в коллективе появляется опыт успешного решения проблем, к которым подходят, с одной стороны, реалистически, а с другой — творчески. В зависимости от ситуации функции лидера в таком коллективе переходят от одного его члена к другому, каждый из которых гордится свой принадлежностью к нему.

На последней пятой стадии внутри коллектива формируются прочные связи. Людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Далеко не все коллективы выходят на высшие (4, 5) уровни. На высшем этапе развития коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, что позволяет коллективу самостоятельно решать разнообразные задачи, перейти на уровень самоуправления.

Группы, созданные по воле руководителя для совершения произ­водственного процесса, являются подразделениями фирмы и называ­ются формальными группами. Задачей формальных групп по отноше­нию к фирме является выполнение конкретных задач и достижение определенных целей.

Наиболее часто структура трудового коллектива рассматривается с позиции отношений между отдельными группами. Отношения в трудовом коллективе могут протекать на формальном уровне (формальные или функциональные отношения) и на неформальном уровне (межличностные и групповые отношения). С этих позиций различают формальную и неформальную структуры трудового кол­лектива. В каждом коллективе существует сложное переплетение формальных и неформальных структур.

Центральным звеном в фирме является первичный трудовой кол­лектив: бригада, участок, цех, бюро, отдел и т.д. Ему выделяются оп­ределенные материально-технические средства и создаются условия для успешной деятельности, которая направляется руководителем трудового коллектива. Именно здесь создаются материальные и ду­ховные ценности, выполняется план, формируется производственная активность личности.

Важнейшей характеристикой трудового коллектива является единство целей его деятельности, которые вытекают из обществен­ных потребностей и интересов. Поэтому трудовой коллектив — это не только социальная категория, но одновременно и средство достиже­ния целей.

Чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа, и знает факторы ее эффективности, чем лучше он владеет ис­кусством эффективного управления формальными группами, тем больше вероятность того, что он сможет повысить производитель­ность труда своего подразделения и фирмы в целом.

Этапы формирования коллектива

А.С.Макаренко стал самым известным теоретиком, разработавшим модель «воспитательного коллектива» (наряду с Н.К.Крупской, П.П.Блонским, С.Т.Шацким, В.А.Сухомлинским, Ф.Г.Мелиховым, И.П.Ивановым и др.) В теории А.С.Макаренко учение о коллективе занимает центральное место. Поэтому, когда педагогами затрагивается тема коллектива, будь то в нашей стране или за границей, она автоматически ассоциируется с личностью этого великого педагога. Несмотря на годы, остаётся неизменным факт: когда кто-то исследует проблемы коллектива, критикуя или одобряя его участие в воспитании личности, он обращается к трудам А.С.Макаренко. Воспитательным коллективом Макаренко называл такую форму организации жизни детей, которая, будучи полнокровной и радостной детской жизнью, максимально удовлетворяющей детские жизненные потребности, в то же время является коммунистически воспитывающей школой, успешно разрешающей все воспитательные задачи, вытекающие из требований нашего общественного развития. Кроме того, педагог затрагивал вопросы положения ученического коллектива в обществе: «Коллектив является частью советского общества, органически связанной со всеми другими коллективами». Учение А.С.Макаренко содер­жит подробную технологию поэтапного формирования коллек­тива. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; оп­ределил принципы развития коллектива (гласности, ответ­ственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С.Мака­ренко выделяет несколько стадий (этапов). На этапе сознательного управления воспитанниками А.С.Макаренко лепил коллектив по следующей линии:

На последней стадии, «когда коллектив хорошо организован, тогда можно предъявить к нему последнее трудное требование: уметь предъявлять друг другу определенные требования откровенно, прямо, по-товарищески, в лоб». Рассмотрим эти стадии подробнее. Первая стадия (педагог как субъект управления) — становление коллектива. В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т.е. такую социально-пси­хологическую общность, где отношения учеников определяют­ся содержанием их совместной деятельности, ее целями, зада­чами, ценностями. Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и об­щей организаций. На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными по­мощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога. Для второй стадии характерна стабилизация структуры кол­лектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганиза­ции и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих чле­нов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправ­ленного воспитания определенных качеств личности. Основная цель педагогов на этой стадии — максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолени­ем противоречий: между коллективом и отдельными ученика­ми, опережающими в своём развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общи­ми и индивидуальными перспективами; между нормами пове­дения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии кол­лектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять. Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчерк­нуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о до­стигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суж­дений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии раз­вития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент инди­видуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Вторая стадия развития группы обычно наступает тогда, когда группа работает над заданиями, которые предполагают трудовой вклад всех ее членов. На этом этапе возникают конкретные проблемы. Их источниками могут быть разделение труда, внешние условия, техника и рабочие принадлежности.

  • формирования, когда члены группы знакомятся друг с другом, с организацией и условиями работы;
  • психологической напряженности, когда члены группы пытаются лучше узнать друг друга, выявить общность и различие позиций, соперничают за лидерство и влияние;
  • нормализации, которая характеризуется установлением общих мнений, ролевых ожиданий, норм и позиций, стабилизацией внутригрупповых отношений;
  • деятельности, когда группа приступает к выполнению заданий, ее участники лучше понимают друг друга, учатся учитывать и предвидеть поведение партнеров.

    Исходной стадией развития группы является ее формирование, т. е. образование единого целого из практически чужих друг другу людей. Поначалу они ведут себя осторожно, робко: каждый стремится найти роль, которая обеспечила бы ему сохранение индивидуальности, но в то же время как-то соответствовала требованиям единого целого. Люди стремятся действовать, не раздражая друг друга, избегают возможных щекотливых тем; каждый опасается, чтобы другие не составили о нем неверного представления и сам старается не оскорблять других. Такого же поведения каждый ждет и от других членов группы. В группе возникает своеобразный психологический цейтнот.

Более подробного рассмотрения заслуживает точка зрения А. Шегды. Он считает, что все рабочие группы проходят примерно одни и те же стадии группового процесса. Чем более развита группа, тем эффективнее ее деятельность. Поэтому менеджер должен хорошо знать различные стадии развития групп и прилагать необходимые усилия, чтобы это развитие не остановилось в самом начале.

Рекомендуем прочесть:  Гипотеза В Статьях Ук Рф

Групповой парадокс состоит в том, что подобного активиста за его спиной осуждают и критикуют, а к тем, кто полностью самоустраняется, относятся довольно доброжелательно, потому что они не доставляют хлопот. Такое состояние называется групповым позиционным негативизмом. Его необходимо преодолеть с помощью внешнего воздействия со стороны менеджера. Естественным фактором, объединяющим членов группы, является заданная работа и ее исполнение. Первым заданием для группы должна быть работа, которая всем наверняка достаточно знакома и проста. Необходимо, чтобы все могли участвовать в работе и вдохновляющая деятельность мотивировала всех.

Социальная функция заключается в удовлетворении социальных потребностей членов коллектива, возможностей трудиться, общаться, участвовать в управлении, реализовать свои способности, получать признание, использовать права на отдых, образование, охрану здоровья.

2. Неквалифицированные сотрудники – неадекватное сочетание профессиональных и нравственных качеств. Авторы предлагают следующее распределение служебных ролей. В каждом коллективе должны быть: «поставщики идей», «аналитики», «направляющие», «планирующие», выполняющие роль «сдерживающего фактора» и несколько «исполнителей».

Формальная сторона производственного коллектива включает деловые отношения между руководителем и подчиненными, которые регулируются должностными инструкциями, приказами, распоряжениями. Чтобы создать эффективную формальную структуру коллектива, необходимо объединить всех его членов единством цели, создать команду единомышленников.

Направленность — проявляется не только в целях, выбранных коллективом, но и в подчинении этим целям в коллективе. А.С. Макаренко указывал что, «там, где есть организация коллектива, там . вопрос отношения товарища к товарищу – это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости»

Новизна ситуации, первые благоприятные впечатления членов группы друг о друге создают эмоционально положительный настрой, который отражается на показателях психологического климата. Затем совместная деятельность показывает, что у каждого есть свои достоинства и недостатки. Однако, преодолевая возникающие трудности, мешающие достижения общих целей, идет притирка определенных свойств, способствующих снижению уровня кризиса.

Четвертый этап – эффективная работа и мастерство. Методы и приемы работы определены и опробованы. Настает время уточнения задач и правильной расстановки приоритетов. У коллектива появляется опыт спешного решения проблем и правильного использования ресурсов. У членов коллектива возникает ощущения сплоченности и принадлежности к общей группе. Управленческие функции без проблем передаются от одного сотрудника к другому. Отношения носят неформальный характер, все знают друг друга и принимают коллег такими, какие они есть. Псевдосплоченность перерастает в настоящую сплоченность. Результаты работы такого коллектива на высоте.

Третий этап − работа на результат. Если выяснение отношений на втором этапе формирования коллектива прошло успешно, лидер выделился и занял свою позицию, то коллектив начинает усиленно работать, стремясь компенсировать упущенное время. Успехи обычно то нарастают, то падают. Но в целом коллектив работает достаточно результативно. Продлиться данный этап может довольно долго.

Пятый этап – угасание коллектива, или его старение. Происходит оно обычно в том коллективе, который был создан много лет назад и долгое время успешно трудился. Но внешние условия поменялись, а внутренние составляющие коллектива остаются прежними. Методы работы, функции отдельных членов, структура коллектива не меняется, что приводит к его старению и утрате эффективности.

Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.

Первый этап формирования коллектива – притирка, то есть знакомство коллег друг с другом и адаптация. Между членами коллектива постепенно налаживается взаимодействие, устанавливаются симпатии и антипатии. Все сотрудники объединены общей целью, и со стороны производят впечатления дружного пчелиного роя. Статусы и роли в коллективе пока не распределены, поэтому каждый имитирует бурную деятельность в надежде перетянуть одеяло на себя. На этом этапе часто возникает псевдосплоченность – все кажутся дружными и объединенными общей целью.

Движущей психологич. силой развития коллектива и в то же время методом его организации является перспектива, т.е. общественно значимые дела. Перспективы характеризуются: увлекательностью дел, общественно полезной ценностью задач, связью дел с трудом и жизнью народа, чёткой организацией деятельности, воспитанием у учащихся высоких моральных качеств.

А.С. Макаренко говорил, что детский коллектив как система жизни детей и их отношений не может застывать на одном месте. Если нет увлекательных дел, интересов, коллектив будет распадаться, дети начнут искать удовлетворения своих разобщённых потребностей на стороне.

Нельзя раз и навсегда определить черты личности, характерные для лидеров. Поэтому в соц. психологии выделяют различные типы лидеров: по содержанию деятельности, по стилю руководства, по характеру деятельности, по внутриколлективным делам, по сфере взаимоотношений. Из этой классификации видно, что в коллективе может быть много лидеров, тем более, что различные обстоятельства выдвигают временных, ситуативных лидеров. Когда в коллективе много лидеров, это явление положительное, т.к. разнообразие лидеров обеспечивает разнообразную жизнь коллектива, но при обязательном условии: их нравственные ценности не должны противоречить друг другу.

Вторая стадия характеризуется полнотой проявления основных функций. Главная цель коллектива – развитие, удовлетворение многообразных потребностей, интересов каждого ребёнка, взаимообогащение в процессе деятельности. На начальной стадии коллектив тормозил неправильное поведение отдельных школьников, развивал умение подчинять свои стремления интересам коллектива, согласовывать их с нуждами коллектива. Эта стадия характеризуется позитивностью пед. взаимодействия, побуждения к творческой деятельности в интересах коллектива и развития собственной личности. Т.е. главное – формирование всесторонне развитой личности.

Второй этап развития коллектива характеризуется тем, что ряд функций по предъявлению пед. требований передаётся активу. Педагог своим авторитетом поддерживает требования активистов. В организации совместных дел принимает участие всё больше ребят, поддерживающих воспитателя и актив. Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определённых норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Коллектив выступает как инструмент целенаправленного воспитания определённых качеств личности.

Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистическая направленность и она становится группой-коллективом.

Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. «Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой», — писал А.С.Макаренко. Положение «когда требует коллектив» говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней («Моя группа»). В ней происходит процесс обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню.

Под направленностью группы понимается социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм, т.е. идеологическая сфера группового сознания. Сущность организованности группы состоит в реальной и эффективной способности к самоуправлению — групповой самоуправляемости (А. С. Чернышев).

Исследования дают основание считать предложенные уровни этапами развития контактных групп как коллективов. Каждый предыдущий этап готовит последующий, а преодоление противоречий между ними есть движущая сила развития конкретной группы в своеобразных внешних и внутренних условиях ее формирования.

Стадии развития коллектива

Стадия третья. Экспериментирование (результативность). На этой стадии развития коллектива возрастает его потенциал, и сотрудникам приходится искать способы использовать имеющиеся ресурсы и возможности наилучшим способом. На данном этапе коллектив может работать неровно, «скачками», но благодаря энергии, заинтересованности и готовности экспериментировать членам коллектива удается пересмотреть методы работы, улучшить производительность и достичь высоких результатов.

Стадия пятая. Зрелость (мастерство). Это высшая стадия развития коллектива, во время которой между его членами налаживаются прочные связи, а основной критерий принятия и оценки сотрудников — достоинства, а не претензии. Коллектив достаточно сплочен и показывает хорошие результаты, межличностные отношения в нем достаточно неформальны.

Стадия четвертая. Эффективность. Приобретя достаточный опыт в совместном эффективном использовании ресурсов и решении проблем, члены коллектива начинают гордиться своей принадлежностью к нему. В групповой работе делается акцент на уточнение задач и рациональное использование временных ресурсов.

Поскольку на начальных этапах развития коллектива его участники еще не очень хорошо знают друг друга и не особо доверяют коллегам, руководитель должен поощрять честность и открытость в коллективе. Чтобы завоевать доверие работников, стоит советоваться с ними и делегировать подчиненным полномочия.

Если условия работы изменяются (реорганизация фирмы, внедрение новых технологий), а коллектив к ним не приспосабливается, предпочитая сохранять старые методы работы, не соответствующие новым веяниям, могут наступить «старость» и «смерть» коллектива.

Теория и методика воспитания: конспект лекций

Коллектив – динамическое объединение. Движущей силой его развития выступает борьба противоречий, возникающих между достигнутыми и планируемыми перспективами, интересами коллектива и отдельных его членов, потребностями личности и возможностями их удовлетворения в условиях коллектива.

На третьей стадии актив существенно расширяется за счет многообразия видов деятельности, внутренних и внешних отношений, повышения активности всех членов коллектива. На этой стадии можно говорить о сложившейся системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, что является самым главным, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

Педагогическое руководство школьным самоуправлением должно найти свое выражение только в определении стратегических направлений деятельности детей, оказании им помощи в форме советов и рекомендаций. К основным педагогическим условиям функционирования школьного самоуправления относятся: а) периодическая сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц; б) обязательное наличие системы ступенчатой ответственности органов самоуправления и их периодическая отчетность; в) наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.

Исследования показали, что предложенные уровни можно считать этапами развития контактных групп как коллективов. Каждый предыдущий этап готовит последующий, а преодоление противоречий между ними есть движущая сила развития конкретной группы в своеобразных внешних и внутренних условиях ее формирования.

На второй стадии требования к коллективу предъявляет сформированный актив – органы самоуправления, организующие деятельность воспитанников. Позиция воспитателя становится скрытой, создаются условия для реализации принципа параллельного действия, когда воспитатель воздействует на коллектив через органы самоуправления, влияющие на воспитанников в том же направлении, что и воспитатель.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939), выдающийся педагог первых десятилетий существования Советского Союза, вошел в историю как ученый, значительно обогативший понятие «социальные основы педагогических процессов». Его педагогические поиски касались анализа путей развития человека социалистической формации — коммунара; он определил роль педагогического подхода в этих процессах. А.С. Макаренко, исходя из тезиса о преимущественном воспитании ребенка в широкой социальной среде, пытался понять, какое место занимает педагогический процесс в среде, каковы должны быть его средства, чтобы обеспечить использование потенциала среды для формирования личности коммунара.

  • Между коллективом и отдельными учениками, которые опережают в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстают от этих требований;
  • между общей и индивидуальной перспективами;
  • между нормами поведения группы и теми, которые спонтанно возникают в классе;
  • между группами студентов с разными ценностными ориентациями и т.д.

Главной целью воспитания, по мнению Луначарского, должно быть всестороннее развитие личности, умеющей жить в гармонии с другими, умеющей сотрудничать, связанной с другими симпатией и социальным мышлением. «Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами». В то же время он заявил, что только на основе коллектива можно наиболее полно развить характеристики человеческой личности. При воспитании индивидуальности на основе коллективизма необходимо обеспечить единство личной и общественной ориентации.

Рекомендуем прочесть:  Песочница Окоф 2023

Н. Крупская всесторонне объяснила преимущества коллективного воспитания детей и подростков. В многочисленных статьях и лекциях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в плане коллективной деятельности.

  • Первый этап. Эксперимент развернулся в рамках учебного заведения, ранее называвшегося «Главный детский дом для нравственно дефективных детей № 7» и переименованного воспитателем в колонию имени А.М.Горького. Педагог переименовал его в A. М. Горьковская исправительная колония. Деятельность по созданию первого коллектива, направленная на перевоспитание подростков и молодых людей с опытом криминальной жизни на улице, которая длилась шесть лет, принесла положительные результаты.
  • Второй этап. Сформированные в этот период теоретические положения были проверены на практике в преобразовании детской колонии «Куряж». Контингент колонии состоял из беспризорных правонарушителей в возрасте 14-18 лет, по словам А.С. Макаренко «самый трудный и запущенный детский элемент, запущенный и в воспитании, и в знаниях». За короткое время нужно было радикально изменить жизнь 200 молодых людей — «беспутных, копошащихся в грязи, привыкших к пьянству и сквернословию, отученных от всякого подобия труда и дисциплины». Преобразование колонии было осуществлено благодаря усилиям преподавателей и воспитанников колонии им. Колония имени А.М. Горького. Цель — помочь сверстникам стать достойными гражданами страны, «победить Куряж» — вызвала «страшный подъем и большое напряжение» в коллективе колонии имени А.М. Горького Колония имени Горького. Поставленная задача была решена за короткое время. Примерно через год большинство воспитанников «Куряжа», увлеченные новым образом жизни, пополнили штат колонии имени А.М. Горького. А.М. Горького.
  • Третий этап. Трудовая коммуна имени Ф. Э. Дзержинского: в этом учреждении жизнь коллектива строилась на вовлечении молодежи в производительный труд, что соответствовало основной ориентации общественного развития на процесс индустриализации. Уникальность этого этапа эксперимента заключалась в том, что точное механическое оборудование было построено при участии студентов. Вовлечение в производительную работу на различных участках конвейера рассматривалось Макаренко как процесс, реализующий двойную цель: производительную и воспитательную.

Поэтому успешное управление коллективом должно быть прогностичным на предыдущих стадиях его развития с тем, чтобы не допустить разворачивания событий в работающей команде, в ходе которых консолидированный коллектив может «сбросить» своего неэффективного руководителя.

Как и в случае действия первого закона, подавленно при помощи административных мер действия второго закона практически невозможно и в конечном итоге закапчивается разрушением групповых процессов и распадом коллектива Поэтому руководителю необходимо знать о наличии такой закономерности функционирования и развития коллектива и разумно учитывать ее в своей управленческой практике.

«Что говорят о начальнике у нас? Если он приходит на работу вовремя, то говорят: «Это он нарочно, чтобы к нам придираться», Если он опаздывает: «Конечно, ему все прощается, он же начальник», Если он спрашивает о семейных проблемах, говорят: «Вечно он сует нос в чужие дела». Если он не спрашивает: «Ему нет дела до людей». Если он предлагает вносить предложения, говорят: «Сам ничего не может решить». Если сам начинает вносить предложения: «Все по-своему делает». Если он быстро принимает решение: «У него все наспех». Если медленно: «У него нет никакой решительности». Если он расширяет свой отдел: «Он непомерно честолюбив». Если не расширяет от-дел: «Всегда выезжает на наших горбах». Если он руководствуется нормами, инструкциями и постановлениями: «Закоренелый бюрократ». Если он стремится обойти нормы и инструкции: «Совести нет у человека». Если он часто шутит: «Всегда шуточками отделывается». Если серьезен: «Ты когда-нибудь видел, чтобы он улыбался!?» Если отдел работает хорошо: «Всю работу тянем мы».

Стадия консолидации коллектива, на которой коллектив превращается в сплоченную работающую команду еди-номышленников, партнеров и соратников. Такой коллектив имеет свой особый социально-психологический микроклимат, свою ауру, свое «лицо». Сотрудники, особенно женщины, проявляют привязанность к своему коллективу и начинают предпочитать «хорошие отношения на работе» возможностям повышения зарплаты или карьерного роста. В кулуарных беседах можно услышать такие разговоры: «Мне предлагают новое место работы. Но неизвестно, как сложатся у меня отношения в новом коллективе. А здесь все хорошо. Подумаю, но, наверное, не соглашусь».

Если по тем или иным причинам данные вопросы не ре-шаются, на первой стадии развития коллектива неформальный лидер может начать борьбу, используя свои связи и влияние на сотрудников. Вне зависимости от результата (победы формального или неформального лидеров), как правило, в этих случаях коллектив распадается, поскольку он еще не прошел необходимые стадии развития и реально не начал существовать.

Тема 3

Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.

Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом способствует его изменению. Здесь человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив изменяет человека, так как ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства людей, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству в соревновании.

2) Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п., хотя переоценивать эти моменты не следует.

Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека. которую трудно переоценить. Прежде всего, в его рамках удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений. В то же время, наряду с желанием быть в коллективе, люди хотят отличаться от других, оставаться какими они есть индивидуальностями, достойными уважения.

Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.

«Алый Парус» — это символ стремления вперед, беспокойства, дружелюбной верности, преданности своему долгу. Здесь они действуют по принципу «один за всех, все за одного». Дружеское участие и интерес к делам друг друга сочетаются с честностью и взаимной требовательностью. Командная структура парусного судна — знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. Они обращаются к ним за советом, обращаются за помощью и бескорыстно оказывают ее. Большинство членов «команды» проявляют чувство гордости за свою команду, каждый испытывает горечь, когда терпит неудачу. Группа очень заинтересована в том, как обстоят дела в других группах, соседних классах и единицах. Бывает, что они приходят на помощь, когда их об этом спрашивают. Хотя группа сплочена, бывают случаи, когда она не готова идти против штормов и ненастной погоды. Не всегда смело сразу признавать свои ошибки, но постепенно ситуацию можно исправить.

Второй этап характеризуется стабилизацией коллективной структуры. В то время коллектив уже действовал как целостная система; в нем начали действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже может требовать от своих членов определенных стандартов поведения, в то время как круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на втором этапе развития коллектив уже выступает инструментом целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

В действительности почти нет таких небольших групп, которые бы полностью отвечали всем перечисленным требованиям коллектива. Большинство реальных малых групп занимают промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По своим индивидуальным социально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на звание коллектива, но они серьезно уступают другим.

Концепция коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разделяет, разрушает коллектив. Коллективизм — это также развитие добрых традиций, уверенность каждого в своей команде. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться безразличными, если затрагиваются интересы коллектива. В такой команде все важные вопросы решаются вместе и, по возможности, с общего согласия.

Если произошло первоначальное объединение, дети приняли статус «первичного коллектива», цели каждого человека в группе проецируются заданием, группа поднимается на один шаг — она ​​становится ассоциативной группой. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые зародыши ее коллективного образования, закладываются первые кирпичи формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти на более высокие уровни организации и, что самое важное, меняет межличностные отношения и, при благоприятных условиях, ведет к следующему шагу — к группе сотрудничества.

Особую роль играет анализ, обсуждение не только итогов дела и самих деловых отношений, но и мотивов, которые за ними стоят («Для кого старался – для себя или для других?»), осознанности поведения («Ты не подумал, а ребята должны страдать!»), умений совершать поступки («Хотеть хорошего – это еще мало») и т. д.

Коллективное обсуждение проделанного – важнейший элемент коллективной жизни первого этапа. В ходе обсуждения того, что и на каком уровне было сделано, уже на первых порах происходит обобщение опыта активного, заинтересованного и творческого отношения к делу разнообразных способов участия в деятельности, взаимоотношений ответственной зависимости. Такая коллективная оценочная деятельность – источник общих суждений, взглядов – первых ростков общественного мнения.

Вместе с тем на этом втором этапе используются н специальные элементы научения этим способам по ходу дела: как спланировать работу, как составить особые памятки-инструкции по выполнению тех или иных заданий, как организовать трудовой процесс, как подобрать разнообразный материал, как провести торжественную и рабочую линейки, а главное – как контролировать других и себя. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что это научение – особого рода, оно осуществляется в соответствии с действительными требованиями жизни и деятельности и всегда скрепляется положительной мотивацией детей, связанной со стремлением овладеть определенными умениями.

Развитие самоуправления есть процесс дальнейшего самодвижения коллектива с присущей ему логикой противоречий между требованиями к личности и ее возможностями. Как и на первом этапе, в основе их прогрессивного разрешения лежит, с одной стороны, осознание возникающих трудностей, с другой – стремление быть на уровне требований самоуправления, которые перeживaютcя как ценность коллектива.

В обстановке бурной и многогранной деятельности деловые отношения в коллективе не исчерпываются отношениями ответственной зависимости, когда органы коллектива выполняют лишь распорядительские и контролирующие функции, требуя от остальных ответственного исполнения. Появляются отношения творческого сотрудничества и взаимопомощи членов коллектива, разных по уровню знаний и умений. Эти отношения становятся самостоятельной ценностью в коллективе, а их объективное усложнение и субъективное переживание все большей значимости – это линия движения коллектива на втором этапе.

Adblock
detector