Государственная Пошлина За Рассмотрение Иска В Арбитражном Суде

Если вы не уверены, что правильно выбираете все параметры в калькуляторе и не можете определить, какую сумму придется заплатить, не огорчайтесь. Установив, что к исковому заявлению не приложен документ об уплате госпошлины либо она уплачена в меньшем размере, судья приостановит рассмотрение заявления и установит срок для устранения недостатков. В определении суда, которое выдают истцу, указывают сумму, которую необходимо доплатить.

Если вас интересует госпошлина по спорам неимущественного характера или апелляционным и кассационным жалобам, то при выборе соответствующей опции в калькуляторе появится список видов обращений. Выберите нужный — и в окне «Размер госпошлины составит» калькулятор покажет сумму, которую потребуют за рассмотрение обращения.

Государственная Пошлина За Рассмотрение Иска В Арбитражном Суде

При подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными или при подаче заявления неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) — 6000 рублей

При подаче искового заявления (или иного заявления, для подачи которого требуется уплата государственной пошлины) к заявлению нужно приложить оригинал платежного поручения. В том случае, если Вы работаете со своим банком через банк-клиент потребуется съездить в банк и заверить платежку оригинальной печатью банка.

Размер государственной пошлины в арбитражный суд

Этот платеж, уплачиваемый заявителем, попадает в доход федерального бюджета РФ. Регулятивная функция госпошлины определяет спрос на государственные услуги, к примеру, размер пошлины в некоторых арбитражных процессах достаточно высок. Так, заявитель должен оценить целесообразность подачи заявления, его экономический смысл, ведь помимо пошлины возникают и другие судебные издержки. Непредоставление документа об уплате пошлины в арбитражный суд является основанием оставления искового заявления без движения (ст. 126, 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

3.6. Принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, Компанией не осуществляется.

Вся неустойка по спору, должна быть включена в цену иска. Размер госпошлины рассчитывается со всей суммы задолженности и неустойки. Если при рассмотрении дела, изменяются исковые требования, в том числе если арбитражный суд пересчитал сумму неустойки, то пересчитывается и размер самой пошлины.

Оплата государственной пошлины в арбитражный суд является обязательным условием при рассмотрении любого спора в суде. В зависимости от обстоятельств обращения в суд, размер пошлины — различается. Узнать размер пошлины, по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами можно в ст.333.21 НК РФ, или с помощью калькулятора из этой статьи.

Оплата пошлины в арбитражный суд в программе 1С Бухгалтерия

При обращении в арбитражный суд с иском о защите имущественных прав (например, взыскании убытков, долгов за неисполненные обязательства по договору и так далее), предприятие обязано оплатить пошлину. Только после этого (при соблюдении других формальностей), арбитражный суд примет дело к производству. Отражение уплаченной пошлины в программе 1С Бухгалтерия 8.3 зависит от учетной политики компании:

В первую очередь, необходимо рассчитать ее размер. Он зависит от суммы иска. Обоснованием требований к контрагенту в суде должны заниматься юристы, сотрудники бухгалтерии только предоставляют им необходимую информацию. В соответствии с требованиями НК РФ и АПК РФ, на основании величины требований определяется сумма, подлежащая уплате (она состоит, как правило, из определенной фиксированной суммы и процента от величины, которая превышает минимальный размер иска по защите имущественных прав). Размер минимального платежа и процент от суммы превышения определенным образом градуируются.

Что же касается заполнения платежек на госпошлину в арбитражный суд, то они заполняются по общепринятым правилам заполнения платежных поручений в 2023 году. Реквизиты получателя госпошлины (наименование арбитражного суда, ИНН, КПП, ОКТМО, банковский счет) можно узнать в непосредственно в суде или на его сайте. А основные позиции при заполнении полей заполняйте так:

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 126 АПК РФ к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины.

Если подаются исковые заявления, содержащие одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются обе государственные пошлины. Если же требований неимущественного характера несколько, соответствующая государственная пошлина уплачивается за каждое заявленное требование.

Государственная пошлина за рассмотрение заявления арбитражным судом — сбор, который взимается с заявителя. Важно правильно определить размер государственной пошлины, иначе обращение может быть оставлено без движения, что увеличит срок рассмотрения. А в случае, если ошибка не будет исправлена, заявление будет возвращено без рассмотрения.

Госпошлина за рассмотрение в арбитражном суде – особенности расчета

Кроме того, необходимо содержать аппарат суда, здание суда и нести иные расходы. В целях компенсации расходов на судебное делопроизводство и был введен институт госпошлины как необходимый шаг при подаче иска либо заявления: государство не в полном объеме содержит судебные органы.

Обратим внимание, что юридическая фирма «Ветров и партнеры» в 2023 году отмечена отраслевым рейтингом юридических компаний Право.ру-300 в номинации «Арбитражное судопроизводство». Это позволило нам войти в ТОП-50 региональных компаний по всей России в данной номинации.

Госпошлина в арбитражный суд

  • при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
  • цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска – арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты;
  • при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ.
  • при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 НК РФ. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований;
  • в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований;
  • при подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса;
  • до 100 000 рублей – 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей;
  • от 100 001 рубля до 200 000 рублей – 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
  • от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей – 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей;
  • от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей – 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей;
  • свыше 2 000 000 рублей – 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей;
  • при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными – 6 000 рублей.

Особенности уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел арбитражными судами

Данное правило было зафиксировано и судом. Так, согласно п. 18 разъяснений, данных Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме N 91 от 25.05.2005 «О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

В соответствии с подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.

Калькулятор госпошлины в арбитражный суд

Например, для расторжения госконтракта нужно выбрать тип — заявление неимущественного характера, а вид обращения — самый последний пункт «Иные заявления неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре».

Чтобы исчислить необходимую сумму в зависимости от обстоятельств, удобнее всего воспользоваться специальным калькулятором, который можно найти на сайте нужного арбитражного суда. Если в иске одновременно содержатся как требования имущественного характера, так и неимущественного, необходимо исчислить и уплатить одновременно сумму сбора, установленную как для одних, так и для других требований.

Судебные расходы и судебные; доходы

Как учесть затраты организации на уплату госпошлины в связи с подачей искового заявления в суд, а также суммы, поступившие от должника-ответчика после выигрыша дела? Объясняют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Татьяна Синельникова и Елена Королева.

Пунктом 18 ПБУ 10/99 установлено, что расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Датой совершения расхода в сумме госпошлины, уплаченной организацией, следует считать дату подачи искового заявления.

Государственная Пошлина За Рассмотрение Иска В Арбитражном Суде

Основным критерием, исходя из которого устанавливается сумма платежа в данном случае, является цена иска, подаваемого в арбитражный суд. При ее определении в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 333.22 НК РФ учитывается размер существующей неустойки (штрафов или пеней) и процентов, начисленных за неправомерное использование ответчиком денежных средств, принадлежащих истцу. Увеличение истцом размера исковых требований, в соответствии с п. 3 ч. 1 этой же статьи, влечет за собой возникновение у него обязанности по внесению доплаты в части госпошлины. При возникновении обратной ситуации (т. е. уменьшении размера денежных средств, подлежащих взысканию с ответчика) излишне уплаченная сумма сбора истцу возвращается.

Неимущественные иски — это иски, размер которых не подлежит оценке в денежном выражении. К этой категории относятся требования о признании сделки недействительной, прекращении действия договора и т. п. В этом случае размер госпошлины, взимаемой с истца, не зависит от суммы выставленных им требований и имеет установленное законодателем фиксированное значение.

1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
до 50000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 500 рублей;
от 50001 рубля до 100000 рублей — 2000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 50000 рублей;
от 100001 рубля до 500000 рублей — 3500 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100000 рублей;
от 500001 рубля до 1000000 рублей — 11500 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 500000 рублей;
свыше 1000000 рублей — 16500 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1000000 рублей, но не более 100000 рублей;
2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными — 2000 рублей;
3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
для физических лиц — 100 рублей;
для организаций — 2000 рублей;
4) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, — 2000 рублей;
5) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) — 2000 рублей;
6) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, — 1000 рублей;
7) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;
по спорам имущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;
8) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда — 1000 рублей;
9) при подаче заявления об обеспечении иска — 1000 рублей;
10) при подаче заявления об отмене решения третейского суда — 1000 рублей;
11) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения — 1000 рублей;
12) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
13) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания) — 2 рубля за одну страницу документа, но не менее 20 рублей.
2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.22 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 333.21
1. Как установлено ч. 2 ст. 3 АПК РФ, порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» , Арбитражным процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами (см. также комментарии к ст. 333.16 НК РФ и ст. 18 Закона).
———————————
СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.
В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 4 июля 2003 г. N 4-ФКЗ ) систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:
———————————
СЗ РФ. 2003. N 27. Ч. I. Ст. 2699.
Высший Арбитражный Суд РФ;
федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
арбитражные апелляционные суды;
арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов Российской Федерации).
В пункте 1 комментируемой статьи установлены размеры государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Ранее размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, были установлены в ч. 1 п. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» (здесь и далее — в ред. Федерального закона от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ).
Как определено ч. 4 ст. 4 АПК РФ, обращение в арбитражный суд осуществляется в форме:
искового заявления — по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
заявления — по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, при обращении о пересмотре судебных актов в порядке надзора и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ;
жалобы — при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами;
представления — при обращении Генерального прокурора РФ и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Как разъяснил Пленум ВАС России в п. 3 Постановления от 20 марта 1997 г. N 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине», арбитражный суд при решении вопроса о принятии заявления, жалобы должен проверить соответствие суммы государственной пошлины установленному размеру. Также арбитражный суд должен проверить соблюдение порядка уплаты государственной пошлины.
Размер государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке (подп. 1 п. 1).
Ранее в подп. 1 п. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» было установлено, что государственная пошлина взимается с исковых заявлений имущественного характера, подаваемых в арбитражные суды, при цене иска:
до 10000 руб. — 5% от цены иска, но не менее 1 МРОТ, т.е. 100 руб.;
свыше 10000 руб. до 50000 руб. — 500 руб. + 4% от суммы свыше 10000 руб.;
свыше 50000 руб. до 100000 руб. — 2100 руб. + 3% от суммы свыше 50000 руб.;
свыше 100000 руб. до 500000 руб. — 3600 руб. + 2% от суммы свыше 100000 руб.;
свыше 500000 руб. до 1000000 руб. — 11600 руб. + 1% от суммы свыше 500000 руб.;
свыше 1000000 руб. — 16600 руб. + 0,5% от суммы свыше 1000000 руб., но не свыше тысячекратного размера МРОТ, т.е. 100000 руб.
Сравнивая положения подп. 1 п. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» и подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, необходимо отметить следующее:
действующим порядком исчисления государственной пошлины в отличие от ранее действовавшего увеличен со 100 до 500 руб. минимальный предельный размер государственной пошлины;
округлены, а по сути более верно рассчитаны суммы, исходя из которых исчисляется размер государственной пошлины, — 2000, 3500, 11500 и 16500 руб. вместо соответственно 2100, 3600, 11600 и 16600 руб.;
изменен порядок исчисления размера государственной пошлины при цене иска до 50 тыс. руб.: если ранее размер государственной пошлины составлял при цене иска до 10 тыс. руб. 5% от цены иска (но не менее 100 руб.), а при цене иска свыше 10 тыс. руб. — 500 руб. + 4% от суммы свыше 10 тыс. руб., то в настоящее время — 4% цены иска (но не менее 500 руб.);
в остальном порядок расчета суммы государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, сохранен.
Согласно положениям гл. 25.3 НК РФ размеры государственной пошлины установлены в рублях и ее уплата также производится в рублях, как предусматривалось и ранее действовавшим Законом РФ «О государственной пошлине». В связи с этим целесообразно привести следующие разъяснения, данные в п. 16 информационного письма Президиума ВАС России от 4 ноября 2002 г. N 70 «О применении арбитражными судами статей 140 и 317 Гражданского кодекса Российской Федерации» :
———————————
Вестник ВАС РФ. 2003. N 1.
при взыскании в судебном порядке долга в иностранной валюте либо выраженного в иностранной валюте или условных денежных единицах по правилам п. 2 ст. 317 ГК РФ, а равно начисленных неустойки и (или) процентов цена иска определяется судом в рублях в соответствии с правилами п. 2 ст. 317 ГК РФ на день подачи искового заявления;
изменение курса иностранной валюты или условных денежных единиц по отношению к рублю в период рассмотрения спора не влияет на размер государственной пошлины.
Согласно п. 2 ст. 317 ГК РФ в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, «специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
Размер государственной пошлины при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными (подп. 2 п. 1).
Согласно подп. 2 п. 1 комментируемой статьи взимается государственная пошлина в размере 2000 руб. при подаче искового заявления в арбитражный суд:
по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров;
по спорам о признании сделок недействительными.
В подпункте 2 п. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» также устанавливалось, что с исковых заявлений по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, и по спорам о признании сделок недействительными государственная пошлина взимается в двадцатикратном размере МРОТ, т.е. 2000 руб.
Целесообразно отметить, что о необходимости уплаты государственной пошлины при подаче в арбитражные суды заявлений о признании сделок недействительными по ставкам, установленным для заявлений по спорам, возникающим при заключении, изменении и расторжении договоров, указывалось еще в п. 5 приложения к информационному письму ВАС России от 31 декабря 1992 г. N С-13/ОП-278 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса» . Там же указывалось, что в случае, если одновременно в исковом заявлении предъявляется требование имущественного характера, требование в этой части также оплачивается пошлиной на общих основаниях.
———————————
Вестник ВАС РФ. 1993. N 2.
Размер государственной пошлины при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными (подп. 3 п. 1).
В подпункте 3 п. 1 комментируемой статьи установлены размеры государственной пошлины при подаче заявлений в арбитражные суды:
о признании нормативного правового акта недействующим;
о признании ненормативного правового акта недействительным;
о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными.
При подаче таких заявлений в арбитражные суды государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
при подаче заявления физическим лицом — 100 руб.;
при подаче заявления организацией — 2000 руб.
Ранее в подп. 3 п. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» устанавливалось, что с исковых заявлений о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов государственная пошлина взимается в следующих размерах:
для граждан — 20% от МРОТ, т.е. 20 руб.;
для организаций — десятикратный размер МРОТ, т.е. 1000 руб.
Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Следует отметить, что в п. 3 Постановления Пленума ВАС России от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» даны следующие разъяснения:
———————————
Вестник ВАС РФ. 2003. N 2.
при применении ст. 29 АПК РФ необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
в связи с этим указанные дела, в том числе отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 34, а также названные в ст. 192 АПК РФ, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела, в частности в ст. 138 Налогового кодекса РФ, ст. 13 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», ст. 43 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»;
при подаче заявления о признании нормативного правового акта недействующим впредь до принятия соответствующего федерального закона государственная пошлина уплачивается в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты иных исковых заявлений неимущественного характера.
Таким образом, до введения в действие гл. 25.3 НК РФ размер государственной пошлины, взимаемой при подаче заявления о признании нормативного правового акта недействующим, в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» взимался десятикратный размер МРОТ, т.е. 1000 руб., вне зависимости от того, кто являлся заявителем — физическое лицо или организация.
Пленум ВАС России в п. 13 Постановления от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указывал, что действующим в то время федеральным законом не предусматривалось взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности. Там же указано, что, кроме того, в силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ) не облагается государственной пошлиной заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и при подаче такого заявления не применяются положения подп. 3 п. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине».
———————————
Вестник ВАС РФ. 2003. N 3.
К этому следует добавить, что гл. 25.3 НК РФ также не предусматривает взимание государственной пошлины за подачу заявлений о привлечении к административной ответственности и заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
Размер государственной пошлины при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре (подп. 4 п. 1).
Согласно подп. 4 п. 1 комментируемой статьи при подаче в арбитражные суды иных исковых заявлений неимущественного характера уплачивается государственная пошлина в размере 2000 руб.
Под «иными» исковыми заявлениями неимущественного характера, указанными в подп. 4 п. 1 комментируемой статьи, понимаются исковые заявления, которые не указаны в подп. 2 п. 1 комментируемой статьи. К иным исковым заявлениям неимущественного характера согласно подп. 4 п. 1 комментируемой статьи относятся:
заявления о признании права. В части 2 ст. 103 АПК РФ также установлено, что по исковым заявлениям о признании права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера;
заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре.
Следует отметить, что формулировка ч. 2 ст. 103 АПК РФ представляется более корректной в части того, что о требовании о признании права в ч. 2 ст. 103 АПК РФ говорится как о требовании имущественного характера, а в подп. 4 п. 1 комментируемой статьи — как о требовании неимущественного характера.
Ранее в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» с иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе с заявлений о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре взимался десятикратный размер МРОТ, т.е. 1000 руб.
Размер государственной пошлины при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) (подп. 5 п. 1).
В соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) государственная пошлина уплачивается в размере 2000 руб.
В подпункте 5 п. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» было установлено, что с заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателей несостоятельными (банкротами) государственная пошлина взимается в десятикратном размере МРОТ, т.е. 1000 руб.
Как установлено ч. 1 ст. 223 АПК РФ, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). В пункте 1 ст. 32 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» также предусмотрено, что дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
———————————
СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
Размер государственной пошлины при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение (подп. 6 п. 1).
При подаче в арбитражный суд заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в соответствии с подп. 6 п. 1 комментируемой статьи государственная пошлина подлежит уплате в размере 1000 руб.
Ранее в подп. 6 п. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» устанавливалось, что с подаваемых в арбитражные суды заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение, взимается государственная пошлина в пятикратном размере МРОТ, т.е. 500 руб.
Согласно ч. 1 ст. 218 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено ч. 2 ст. 218 АПК РФ, арбитражный суд рассматривает дела об установлении:
1) факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;
2) факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;
3) факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении;
4) других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Размер государственной пошлины при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора (подп. 7 п. 1).
В соответствии с подп. 7 п. 1 комментируемой статьи при подаче в арбитражный суд заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в следующем размере:
по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;
по спорам имущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы.
В подпункте 7 п. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» также предусматривалось, что с заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, государственная пошлина взимается:
по размеру государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера;
по спорам имущественного характера — по размеру государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой третьим лицом суммы.
В статье 50 АПК РФ содержатся следующие основные положения о третьих лицах, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в дело до принятия решения арбитражным судом первой инстанции (ч. 1 ст. 50);
третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, пользуются правами и несут обязанности истца, за исключением обязанности соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором (ч. 2 ст. 50);
в случае если третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, вступило в дело после начала судебного разбирательства, рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда производится с самого начала (ч. 3 ст. 50);
о вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, выносится определение (ч. 4 ст. 50).
Размер государственной пошлины при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда (подп. 8 п. 1).
При подаче в арбитражный суд заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда в соответствии с подп. 8 п. 1 комментируемой статьи государственная пошлина подлежит уплате в сумме 1000 руб.
Ранее в подп. 8 п. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» устанавливалось, что с подаваемых в арбитражный суд заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда взимается государственная пошлина в пятикратном размере МРОТ, т.е. 500 руб.
Как установлено ч. 2 ст. 236 АПК РФ, вопрос о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по спору, возникшему из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривается арбитражным судом по заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 237 АПК РФ к заявлению о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в порядке и в размере, которые установлены федеральным законом. Аналогичное правило закреплено в подп. 3 п. 3 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».
Размер государственной пошлины при подаче заявления об обеспечении иска (подп. 9 п. 1).
При подаче в арбитражный суд заявления об обеспечении иска в соответствии с подп. 9 п. 1 комментируемой статьи государственная пошлина подлежит уплате в сумме 1000 руб.
В соответствии с ч. 4 ст. 90 АПК РФ заявление о принятии обеспечительных мер оплачивается:
лицом, указанным в ч. 3 ст. 90 АПК РФ, т.е. стороной третейского разбирательства;
лицом, указанным в ст. 99 АПК РФ, т.е. организацией или гражданином, обращающимся с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение имущественных интересов заявителя до предъявления иска.
Частью 4 ст. 90 АПК РФ также установлено, что заявление о принятии обеспечительных мер оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, т.е. согласно подп. 8 п. 1 комментируемой статьи в сумме 1000 руб.
Учитывая то, что комментируемым Законом изменения в ч. 4 ст. 90 АПК РФ не внесены (см. комментарий к ст. 18 Закона), положение ч. 4 ст. 90 АПК РФ в части размера государственной пошлины и положение подп. 9 п. 1 комментируемой статьи дублируют друг друга.
Размер государственной пошлины при подаче заявления об отмене решения третейского суда (подп. 10 п. 1).
Согласно подп. 10 п. 1 комментируемой статьи при подаче в арбитражный суд заявления об отмене решения третейского суда государственная пошлина уплачивается в сумме 1000 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 230 АПК РФ оспаривание в арбитражном суде решений третейских судов по спорам, возникающим из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть осуществлено лицами, участвующими в третейском разбирательстве, путем подачи заявления в арбитражный суд об отмене решения третейского суда в соответствии со ст. 233 АПК РФ.
Частью 4 ст. 230 АПК РФ установлено, что заявление об отмене решения третейского суда оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, т.е. согласно подп. 8 п. 1 комментируемой статьи в сумме 1000 руб.
С учетом того, что в ч. 4 ст. 230 АПК РФ комментируемым Законом изменения не внесены (см. комментарий к ст. 18 Закона), положения ч. 4 ст. 230 АПК РФ и подп. 10 п. 1 комментируемой статьи дублируют друг друга.
Размер государственной пошлины при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения (подп. 11 п. 1).
При подаче в арбитражный суд заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения в соответствии с подп. 11 п. 1 комментируемой статьи государственная пошлина подлежит уплате в сумме 1000 руб.
Как установлено ч. 1 ст. 241 АПК РФ, решения судов иностранных государств, принятые ими по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные суды), решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные арбитражные решения), признаются и приводятся в исполнение в Российской Федерации арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором Российской Федерации и федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 241 АПК РФ вопросы признания и приведения в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения разрешаются арбитражным судом по заявлению стороны в споре, рассмотренном иностранным судом, или стороны третейского разбирательства.
Согласно ч. 5 ст. 242 АПК РФ к заявлению о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в порядке и в размере, которые установлены федеральным законом для уплаты государственной пошлины при подаче в арбитражный суд заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. В соответствии с подп. 8 п. 1 комментируемой статьи при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда государственная пошлина уплачивается в сумме 1000 руб.
Учитывая то, что комментируемым Законом изменения в ч. 5 ст. 242 АПК РФ не внесены (см. комментарий к ст. 18 Закона), положение ч. 5 ст. 242 АПК РФ в части размера государственной пошлины и положение подп. 11 п. 1 комментируемой статьи дублируют друг друга.
Размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы (подп. 12 п. 1).
В подпункте 12 п. 1 комментируемой статьи установлен размер государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы:
на решения и (или) постановления арбитражного суда;
на определения суда о прекращении производства по делу;
на определения суда об оставлении искового заявления без рассмотрения;
на определения суда о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда;
на определения суда об отказе в выдаче исполнительных листов.
При подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на указанные судебные акты в соответствии с подп. 12 п. 1 комментируемой статьи подлежат уплате 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. С учетом того, что согласно подп. 2 — 4 п. 1 при подаче исковых заявлений неимущественного характера уплачивается государственная пошлина в сумме 2000 руб., сумма государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на судебные акты, указанные в подп. 12 п. 1 комментируемой статьи, составляет 1000 руб.
Представляется, что исключением является подача физическим лицом апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на судебные акты, указанные в подп. 12 п. 1 комментируемой статьи и вынесенные по делам о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными. Исходя из подп. 3 п. 1 комментируемой статьи в этих случаях государственная пошлина подлежит уплате в сумме 50 руб.
Ранее в подп. 9 п. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» предусматривалось взимание государственной пошлины с апелляционных и кассационных жалоб:
на решения и постановления арбитражного суда;
на определения о прекращении производства по делу;
на определения об оставлении иска без рассмотрения;
на определения о наложении судебных штрафов;
на определения о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда;
на определения об отказе в выдаче исполнительного листа.
В соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» государственная пошлина подлежала уплате в следующих размерах:
по спорам неимущественного характера — 50% от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера (подп. 2 — 8 п. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине»);
по спорам имущественного характера — 50% от размера государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы.
Из подп. 12 п. 1 комментируемой статьи следует, что при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на иные судебные акты, нежели указанные в подп. 12 п. 1 комментируемой статьи, государственная пошлина уплате не подлежит.
Как разъяснено в п. 10 Постановления Пленума ВАС России от 20 марта 1997 г. N 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине», апелляционная или кассационная жалоба, в которой решение, определение и постановление обжалуются только в части взыскания или отказа во взыскании государственной пошлины, оплачивается государственной пошлиной исходя из обжалуемой суммы.
Размер государственной пошлины при подаче заявления о повторной выдаче копий документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (подп. 13 п. 1).
В подпункте 13 п. 1 комментируемой статьи установлен размер государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявления:
о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом;
о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания).
В указанных случаях государственная пошлина подлежит уплате в сумме 2 руб. за одну страницу документа. При этом сумма государственной пошлины должна быть не менее 20 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 177 АПК РФ, арбитражный суд направляет копии решения лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня принятия решения заказным письмом с уведомлением о вручении или вручает им под расписку. Согласно ч. 2 ст. 177 АПК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены АПК РФ, арбитражный суд направляет копии решения и иным лицам. Повторная выдача копий решения и других судебных актов лицам, участвующим в деле, как установлено ч. 3 ст. 177 АПК РФ, оплачивается государственной пошлиной.
Частью 1 ст. 323 АПК РФ предусмотрено, что в случае утраты исполнительного листа арбитражный суд, принявший судебный акт, может по заявлению взыскателя выдать дубликат исполнительного листа. Порядок рассмотрения указанного заявления определен ст. 323 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 155 АПК РФ в ходе каждого судебного заседания арбитражного суда первой инстанции, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания ведется протокол.
Согласно ч. 8 ст. 155 АПК РФ по изложенному в письменной форме ходатайству лица, участвующего в деле, и за его счет может быть изготовлена копия протокола.
Целесообразно привести следующее разъяснение, данное в п. 16 Постановления Пленума ВАС России от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»: ведение протокола при проведении предварительного судебного заседания и при рассмотрении дела в порядке кассационного производства в АПК РФ не предусмотрено. Тем не менее все заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле, и результаты их рассмотрения должны содержаться в материалах дела и должны быть отражены в определении или постановлении арбитражного суда либо в протоколе о совершении отдельного процессуального действия.
2. Положения комментируемой статьи, как установлено в ее п. 2, применяются с учетом положений ст. 333.22 НК РФ, определяющей особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды. В свою очередь, положения ст. 333.22 НК РФ, как определено в ее п. 3, применяются с учетом положений ст. 333.35 НК РФ, устанавливающей льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций, и ст. 333.37 НК РФ, устанавливающей льготы при обращении в арбитражные суды (см. комментарии к ст. 333.22, 333.35 и 333.37 НК РФ).
3. Как указано в ст. 31 Договора о создании Экономического союза, подписанного в г. Москве 24 сентября 1993 г. (ратифицирован в соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 1994 г. N 32-ФЗ «О ратификации Договора о создании Экономического союза» ), государства — участники СНГ обязались разработать и заключить специальное соглашение о порядке рассмотрения спорных вопросов, связанных с хозяйственными отношениями субъектов этих государств.
———————————
Бюллетень международных договоров. 1995. N 1.
СЗ РФ. 1994. N 28. Ст. 2925.
На основе Договора о создании Экономического союза 24 декабря 1993 г. в г. Ашгабате подписано Соглашение о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств (вступило в силу с момента его подписания главами государств и не требует ратификации, далее — Соглашение), которое, как установлено в его ст. 1, регулирует вопросы, связанные с исполнением Договора о создании Экономического союза в части осуществления правосудия арбитражными и хозяйственными судами государств — участников СНГ.
———————————
Бюллетень международных договоров. 1994. N 7.
В качестве единого денежного эквивалента при уплате государственной пошлины в судебно-арбитражные органы государств — участников СНГ в соответствии со ст. 3 Соглашения установлен рубль. Статьей 3 Соглашения также установлено следующее:
курсы национальных валют к рублю определяются национальными банками государств — участников СНГ;
оплата государственной пошлины в судебно-арбитражные органы производится в национальной валюте государства нахождения суда либо в рублях Российской Федерации с пересчетом по курсам национальных валют, определяемым национальными банками государств — участников СНГ;
национальным банкам государств — участников СНГ обеспечить беспрепятственную оплату государственной пошлины и взыскание денежных сумм по решениям арбитражных органов государств — участников СНГ;
контроль за исполнением решений возлагается на высшие судебно-арбитражные (хозяйственные) суды государств-должников.
1 июня 2001 г. в г. Минске подписан Протокол к Соглашению о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств от 24 декабря 1993 г. (ратифицирован в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 124-ФЗ , далее — Протокол), в соответствии с которым ст. 2 Соглашения, устанавливающая размеры государственной пошлины, изложена в новой редакции.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 4. Ст. 268.
СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4187.
В соответствии со ст. 2 Соглашения в ред. Протокола в целях обеспечения при разрешении споров равной возможности для судебной защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, находящихся на территории разных государств, установлены следующие ставки государственной пошлины при обращении в суд другого государства с иском ценой (в рублях Российской Федерации):
до 10 тыс. руб. — 3% от цены иска;
свыше 10 тыс. руб. до 50 тыс. руб. — 300 руб. + 2,5% от суммы свыше 10 тыс. руб.;
свыше 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. — 1300 руб. + 2% от суммы свыше 50 тыс. руб.;
свыше 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. — 2300 руб. + 1,5% от суммы свыше 100 тыс. руб.;
свыше 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. — 8300 руб. + 1% от суммы свыше 500 тыс. руб.;
свыше 1 млн. руб. — 13300 руб. + 0,5% от суммы свыше 1 млн. руб.
С искового заявления неимущественного характера согласно ст. 2 Соглашения в ред. Протокола взимается 500 руб., если законодательством государства, где предъявляется иск, не установлен меньший размер государственной пошлины.
В пункте 15 Постановления Пленума ВАС России от 11 июня 1999 г. N 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса» разъяснено, что иностранные лица из государств — участников Соглашения уплачивают государственную пошлину в порядке, предусмотренном этим Соглашением.
———————————
Вестник ВАС РФ. 1999. N 8.
Там же Пленум ВАС России разъяснил, что расходы, связанные с конвертацией национальных валют при уплате государственной пошлины в рублях при рассмотрении хозяйственных споров между лицами государств — участников СНГ, следует рассматривать в качестве убытков, возникающих дополнительно из-за невыполнения ответчиком основного обязательства (решение Экономического суда СНГ от 7 февраля 1996 г. N 10/95/С-1/3-96).

Рекомендуем прочесть:  Выплаты За Проживание В Чернобыльской Зоне Fktrcttdrf

Госпошлина в арбитражный суд в 2023 году

Подача исковых заявлений в суд, в том числе и арбитражной инстанции, предусматривает обязательную для большинства случаев уплату госпошлины. В статье рассмотрим, как оплатить госпошлину за иск в арбитражный суд, как исчисляются её размеры и в каких случаях можно обойтись без этой процедуры. Действующее законодательство дает точные ответы на все соответствующие вопросы.

Помимо основной госпошлины, может быть предусмотрена также уплата дополнительной пошлины в обеспечение иска либо же за подачу встречного искового заявления в процессе суда. Если суд сочтет необходимым применить в отношении ответчика арест его финансовых средств, запрет осуществления действий по отношению к объекту спора, а также решит возложить вопросы хранения предмета или объекта спора на третье лицо, то заявитель таковых обеспечительных мер уплачивает пошлину в размере 3 тыс. рублей. Пошлина же за встречные исковые заявления предусматривает уплату её в стандартных размерах, по вышеозначенным принципам в зависимости от объемов конкретных финансовых претензий.

Adblock
detector