Канавы вдоль дорог в населенных пунктах

Дренажная канва: какие виды бывают и как сделать на участке своими руками

  1. Такой вариант идеально подходит, если нужна дренажная канава вдоль забора, с тыльной стороны участка, где она никому не мешает.
  2. Проблему с транспортом поможет решить труба для дренажной канавы для заезда, есть гофрированные полимерные и железобетонные варианты.
  3. Внешний вид можно улучшить, закрыв поверхность специальными решетками.
  4. Предотвратить быстрое разрушение стенок также просто, поможет лоток для водоотводящих сооружений.
  5. Можно заказать все услуги от поиска и закупки материалов до монтажа под ключ.
  • участковые (вспомогательные), обеспечивающие защиту отдельных участков;
  • магистральные, принимающие воду с сети участковых канав, проложенных вдоль ограждений, по территории двора;
  • периметральные, представляющие собой замкнутую систему, полностью опоясывающую защищаемый объект, например, сделанные вокруг дома.

Проблема с отводом грунтовых, паводковых вод и осадков в основном характерна для домов в частном секторе, дачных построек, транспортных магистралей. Потоки воды вдоль дорог, зданий вызывают разрушение даже устойчивых к различным воздействиям конструкций. Причем страдает не только металл, но и железобетонные основания, происходит смыв плодородного слоя почвы.

В общем, за лопату стоит браться только после того, как составлена схема прокладки отдельных линий, определена глубина на отдельных участках. Тогда можно будет дать гарантию, что после прокладки дренажной канавы вдоль построек или забора позволит отвести любые поверхностные воды.

  • для защиты фундаментов глубина укладки дрены должна соответствовать его общей высоте;
  • нормируемый уклон дренажной сети закрытого типа составляет 5 см на погонный метр;
  • на практике чаще всего применяют траншеи глубиной 1,5–1,7 м и шириной 70 см;
  • дополнительное укрепление дренажной канавы не требуется.
  1. Схема, при которой дождевые и талые стоки свободно стекают по поверхности проезжей части на обочины, а затем отводятся через откосы и боковые водоотводные каналы или кюветы.
  2. Схема, при которой ливневые и талые стоки стекают по проезжей части автодорог, а затем отводятся через прикромочные водосборные лотки, потом — через открытые откосные лотки. Поверхностные сточные воды автомобильных дорог отводят по укрепленной водоотводной канаве на очистные сооружения или сбрасываются на рельеф местности.
  3. Схема, при которой дождевые стоки с поверхности автодорог самотеком поступают к бордюрам, расположенным по обеим сторонам дороги. Далее стоки собираются в открытые откосные лотки, затем поступают в укрепленные водоотводные русла, откуда сбрасываются в систему закрытой канализации или на прилегающую территорию.
  4. Схема, используемая в условиях города: поверхностные стоки поступают в дождеприемные колодцы и сбрасываются в городскую ливневую канализацию. Дождеприемные колодцы при этом располагаются под тротуарами, вдоль бордюрного камня, в переломных точках поверхности дороги в углублениях продольного профиля.

Поверхностный сток с автомобильных магистралей может служить источником загрязнения природных вод. Для предупреждения негативного воздействия на окружающую природную среду при проектировании и строительстве автодорог предусматривают инженерные мероприятия — такие, как водоотвод, сбор и очистка поверхностного стока с автомагистрали.

  • Локальные очистные сооружения (ЛОС) в которых очистка сточной воды с автомагистралей проходит в результате физических, химических и физико-химических процессов. Преимущество этого типа очистки — возможность доведения состава воды до очень строгих показателей качества. Недостатки способа — высокие производственные и эксплуатационные затраты (реагенты, электроэнергия, замена фильтров, обслуживание установок). Примерная стоимость одной установки ЛОС — 1-5 млн руб.
  • Гидроботанические площадки (ГБП), принцип действия которых основан на естественных процессах самоочищения биоценозов. Естественные биохимические процессы в почве и водоемах связаны с эффектами усвоения, задержания и разложения многих загрязняющих веществ в результате жизнедеятельности некоторых микроорганизмов.

Заранее следует спланировать уклон водоотвода. На 1 м длины минимальный размер уклона составит 3 мм (вдоль автомобильной дороги — 5 мм). Слишком большой эта величина также быть не должна, поэтому для участка с большим градусом уклона, где невозможно соблюдение должного наклона дренажной системы, следует использовать закрытую систему водоотвода с трубами или открытую с лотками и системой перепадных колодцев. На всех поворотах таких водоотводных коммуникаций устанавливаются поворотные колодцы.

При прокладывании дренажной системы вдоль дороги необходимо учитывать соседство с фундаментом забора. Поступающая в канаву вода не должна его подмывать. Поэтому глубину траншеи делают около 20-30 см, а для насыпного грунта – более 50 см. Если необходимо выполнить поворот на 90°, то одну из стыкующихся канав следует делать длиннее.

Запрещается отводить грунтовые воды в природные водоемы с рыбой, с проточной водой или используемые для отдыха. Стоки не должны приводить к заболачиванию низин или дальнейшему размыванию оврагов. Нормативы определяют дифференцированный подход к сооружению водостоков в зависимости от рельефа местности, особенностей грунта, степени обводненности участка.

Как правило, каналы имеют трапециевидную форму, глубина составляет около 0,7 м, ширина 0,5 м. Стены желоба для предотвращения осыпания делаются с уклоном 25-30 градусов, тщательно утрамбовываются. На дно отсыпается тонкий слой мелкого щебня или песка. Срок жизни канавы можно значительно увеличить, укрепив стены различными способами.

    закрытый дренаж осуществляется прокладкой под землей специальных дренажных труб с отверстиями в их поверхности. Такие трубы укладываются в подготовленные траншеи по периметру участка и оборачиваются геотекстилем для предотвращения попадания внутрь трубы частичек грунта. Затем уложенные коммуникации засыпаются щебнем вровень с землей. При создании системы дренажа данного вида предпочтительней оборачивать геотекстилем не сами трубы, а всю конструкцию вместе с щебневой засыпкой. Это предупредит проникновение грунта в пространство между отдельными камнями, что позволит прослужить системе дольше. Дренажные трубы также подразделяются на классы по выдерживаемым нагрузкам, что позволяет прокладывать систему дренажа под участками с движением автотранспорта и грузовых автомобилей. Еще одним довольно новым и наиболее технологичным способом устройства закрытой системы водоотвода является использование дренажных матов. Дренажный мат представляет собой слой дренирующей ткани, отделенный от внешней среды двумя фильтрами. Дренажные маты укладывают, как и трубы, в дренажные траншеи. Их можно прокладывать под всей площадью участка, где необходимо осушить грунт. В последнем случае маты создают отличный дренаж всего грунта, под которым пролегают, и обеспечивают дополнительную защиту от зимнего вспучивания грунта.

Оптимальным вариантом монтажа ливневой канализации считается проект, в котором учтены все нормативные санитарно-гигиенические требования, а также активно применяются естественные уклоны ландшафта. Таким образом система становится при монтаже и дальнейшей эксплуатации более экономичной.

  • Дождеприемники. Их обычно несколько. Являются точками сбора воды с водостоков вертикального наружного типа и с поверхностей отмостков. В них присутствует корзина, в которой собирается мусор. Устанавливаются дождеприемники в низинах, возле перекрестков, под водосточными желобами у зданий. Чтобы предотвратить распространение неприятных запахов из канализации, в них часто встраивают сифон.
  • Придверные поддоны. Работают они также, как и у дождеприемники – собирают воду непосредственно у здания перед входом.
  • Желоба, каналы, лотки, которые оснащают решетчатыми крышками. Применяются в поверхностном водоотводе. Основа делается из бетона либо пластика, а решетку выбирают из пластика, нержавейки или чугуна. Эти элементы применяют для уменьшения длины трубопровода.
  • Пескоулавливатели. Именно через песколовки вода поступает в трубопровод общей канализации. Состоит из основы и корзины. Последняя предназначена для улавливания взвешенных частиц. Ее периодически вынимают для очистки (чистка проводится дважды в год). Предполагается использование двух и более пескоуловителей, чтобы система не забивалась мусором.
  • Ревизионный колодец с отстойником. Монтаж этой емкости проводят в местах разветвления, на углах подземной части ливневой системы. Через такие резервуары производится очистка линий водоотвода, удаляется грязь. Применяется в закрытой или смешанной канализации.
  • Трубы. Устанавливаются безнапорные пластиковые изделия. Для этого выбираются обычно оранжевые (рыжие) трубы.
  • Прокладка наружной системы ливневой канализации производится от точек слива, относящихся к наружному водостоку, и до начала подземной части системы.
  • Если система принимает грязные стоки, то предусматривается проектом также и установка очистных сооружений;
  • Важно рассчитать до проектирования примерное количество и интенсивность дождевых осадков для региона;
  • Рассчитать длительность прохождения жидкости по всем канализационным каналам до коллектора;
  • Площадь стока;
  • Окружающую местность, ее рельеф и другие нюансы.

Закрытый вариант ливнеотвода или подземный устанавливается с уклоном от 3 см на погонный метр по отношению к накопительному колодцу. Для облегчения планировки уклона используется песчаная подушка. Под землей прокладывается система труб – по ней вода будет поступать в коллектор.

Под открытым водостоком подразумевают систему желобов, каналов, по которым вода будет стекать в специально отведенное место или просто в грунт (например, огород). Этот водоотвод эффективен и экономичен. Важно учитывать, что поверхностная ливневка будет промерзать. Поэтому ее чаще всего используют в условиях дачных участков, частных домов.

Дренажная и водоотводная канава: уклон и укрепление откосов

Канавы — это линейные выемки грунта вдоль дорог, строительных площадок или отдельных земельных участков. Такие канавы часто называют водоотводными или дренажными. Их основная задача производить осушение дорог, дорожек или участков. Дренажные или водоотводные канавы используются при глубине залегания горизонта грунтовых вод до 2 метров. Если канавы перехватывают и отводят воду, поступающую с вышерасположенной территории, то такую дренажную канаву называют нагорной. Если дренажные канавы располагаются вдоль всех границ участка или дороги, то такие канавы называются кюветами. Если участок или дорога имеют рядом круглогодичный поток грунтовых вод, то водоотведение осуществляется каналами в закрытых лотках. Дренажные канавы располагаются со стороны притока грунтовых вод. На болоте (торфяные грунты) дренажные канавы планируются с обеих сторон дороги и со всех строн от дренируемого участка. При глинистых грунтах наименьшие уклоны дренажей принимаются равными 2 ‰ (2 промилле — то есть уклон 2 см на 10 метров), а при песчаных грунтах — 3 ‰. [по данным СП 104-34-96 и Пособия к СНиП 2.05.07-85 2.229].

Вся система поверхностного несовершенного дренажа территорий, кроме устройства собственно дренажных канав, включает в себя планировку территории и устройство испарительных бассейнов или поглощающих колодцев. Не допускается проектировать выпуск атмосферных вод из кюветов и дренажных канав в:
— водотоки, протекающие в пределах населенного пункта и имеющие скорость течения менее 5 см/с и расход менее 1 м 3 /сут;
— непроточные пруды;
— водоемы в местах, специально отведенных под пляжи;
— рыбные пруды (без специального разрешения);
— замкнутые лощины и низины, подверженные заболачиванию;
— размываемые овраги без специального укрепления их русел и берегов;
— заболоченные поймы рек. [Пункт 2.194 Пособия к СНиП 2.05.07-85]
В местах выхода водотоков на склоны оврагов и низин водоотводные устройства необходимо прокладывать в сторону от земляного полотна и предусматривать их укрепление. Сопряжение водоотводных канав с руслом водотоков следует проектировать с выполнением следующих условий:
в месте сопряжения канаву направлять по течению водотока;
— угол между осями канавы и водотока назначать не более 45 ° ;
— изменение направления канавы проектировать плавным по кривой радиусом не менее 5 м, а на участках подходов к перепадам, быстротокам и искусственным сооружениям — не менее 10 м.
— высотная отметка устья — выпуска воды из канавы или лотка должна быть ниже отметки бровки земляного полотна не менее чем на 1 м.

Рекомендуем прочесть:  Где Находится Номер И Серия Социальной Карты Школьника

Для дренажных канав (кюветов) возле автомобильных дорог дно дренажных канав должно иметь продольный уклон не менее 5‰, и в исключительных случаях — не менее 3‰. При невозможности обеспечения допустимых уклонов следует предусматривать быстротоки, перепады и водобойные колодцы. Если при проектировании продольного профиля дренажных канав топографические условия местности не позволяют выдержать один и тот же продольный уклон, следует назначать крутые уклоны на коротких участках с соответствующим типом крепления или устраивать между ними вставки с уклонами, не требующими укреплений. Минимальная допускаемая скорость течения воды по условиям недопущения заиливания канав 0,25 — 0,30 м/с (для канав, не имеющих укрепления и не покрытых растительностью).

Крутизна откосов кюветов со стороны дороги должна составлять 1 : 1,5 (1 часть по вертикали к 1,5 части по горизонтали). Глубину кюветов следует принимать не менее 0,6 м, а ширину по дну — 0,4 м. Для районов с сухим климатом допускается уменьшать глубину кюветов до 0,4 м. На болотах глубина и ширина дна кювета должна быть не менее 0,8 метра (а на болотах с аморфным илом или сапропелем — 2 метра). Кюветы следует проектировать, как правило, трапецеидального поперечного профиля, а при соответствующем обосновании — полуциркульного профиля.

Вдоль нашего дома тратуар и дорога, между ними сточная канава, чистку канавы администрация хочет возложить на нас, т.к выезд из гаража на дорогу через сточную канаву, все затраты на прокладку трубы хотят сделать за наш счет. Как нам быть в этой ситуации, семья многодетная и средств чтобы прямо завтра почистить канаву нет.

Наш участок расположен вдоль дороги. Оканавливания этой дороги нет. Канавы образовались в произвольном порядке, талые воды по ним протекают по нашему участку (так сложилось). Обратились в администрацию с просьбой произвести онканавливание дороги — получили отказ денег нет. Хотели сделать выравнивание участка, закопать все канавы на нашем участке и сделать оканавливание вдоль дороги своими силами и за свой счет. Администрация разрешение выдала, но соседи подняли бунт и мы отказались от этой затеи. Хотели сделать всем как лучше — сделать оканавливание дороги, чтобы вода не текла по дороге. Сейчас придется делать выравнивание участка и дренажную канаву выводить сбоку от дороги. Но тогда вода хотим мы этого или нет будет течь с участка из дренажной канавы на дорогу. Могут ли меня обязать закопать дренажную канаву и запретить выравнивать участок?

В снт имеется канава вдоль дороги. Старшая по улице начала войну за углубление канавы и без согласования с владельцами участков, вдоль которых выкопана канава, и, самовольно ее углубляет. При этом существует вероятность ухудшения полотна дороги тк дорога будет осыпаться в глубокую канаву. Должны ли старшие или правление согласовывать глубину канавы? Где должна быть прописана глубина придорожной канавы?

Соседи выкопали вдоль нашей дороги дренажную канаву, узкую (ширина ковша экскаватора) и длинную (вдоль всей дороги). Канава осыпается, но облагораживать ее они ее хотят. Говорят, на эту канаву получено разрешение. Но дорога потихоньку оседает в эту яму. Где можно посмотреть дано ли разрешение, можно ли ее закопать. И, кто занимается благоустройством дренажных канав?

Мой дом находится у дороги в деревне, вся вода стекает в общую канаву т.к. канава не чищена вся вода стоит у меня в дренажной канаве (на участке). Кто должен следить и чистить канавы, которые идут вдоль дороги? Мне волость написала предприсание, чтобы я перекрыла свою канаву для стока дождевых и талых вод.

4.1 Система дорожного водоотвода — комплекс инженерных сооружений, предназначенных для отвода поверхностных и подземных (грунтовых) вод с целью обеспечения надежной и безопасной работы всех сооружений и конструктивных элементов: обеспечения устойчивости земляного полотна, прочности дорожной одежды, устойчивости искусственных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей) на проектируемой автомобильной дороге.

— сооружения подземного водоотвода (дренажи глубокого заложения, дренажные прорези, дренажи мелкого заложения, подкюветные дренажи, закюветные дренажи и т. д.. обеспечивающие перехват и отвод грунтовых вод. снижая их негативное воздействие на дорожные конструкции);

3.10 гаситель: Устройство, сооружаемое в нижнем бьефе водосброса и/или в пределах русла водосброса, обеспечивающее интенсификацию гашения основной части избыточной кинетической энергии сбросного потока и его распределение по ширине при работе частью фронта.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандарте» в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя «Национагъные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана осыгжа, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2023 г. N9 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (ло состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Автомобильные дороги

3.23 компенсатор: Элемент, выравнивающий разницу длин конструкций моста и системы водоотведения, возникающую вследствие изменений температуры наружного воздуха, а также вследствие перемещений концов пролетных строений моста относительно устоев и промежуточных опор или взаимных перемещений концов смежных пролетных строений при восприятии мостом временных нагрузок.

Целью разработки стандарта является реализация в Национальном объединении строителей Градостроительного кодекса Российской Федерации , Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 01 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и иных законодательных и нормативных актов, действующих в области строительства.

9.8.6 При устройстве вертикальных песчаных дрен глубиной более трех метров в слабых грунтах должна применяться оболочка из геотекстиля согласно ОДМ 218.05.003-2010 [2]. Заполнение дрен песком должно производиться одновременно с виброуплотнением по СТО НОСТРОЙ 2.25.27 . Технологическая последовательность работ по устройству дренажа с применением вертикальных песчаных дрен приведена на рисунке 15.

8.2.2.8 Водоотводные канавы следует разрабатывать, начиная с пониженных мест рельефа. Канавы глубиной до 0,7 м нарезаются автогрейдерами. За первые 2 — 3 прохода вырезанный грунт укладывается на наружную бровку канавы, затем на нож грейдера монтируется откосник требуемого очертания и зачищаются откосы и дно канавы. При этом уплотнение дна канавы производится колесами авто грейдера при движении по дну канавы. Последним проходом разравнивается грунт за наружной бровкой откоса.

А.8 По окончании работ рабочий инструмент, инвентарь и защитные приспособления должны быть убраны в специально отведенные места, не мешающие движению общего транспорта, а механизмы должны быть отведены в специальные места стоянки или ограждены в случае нахождения их на проезжей части.

СООРУЖЕНИЯ ДОРОЖНОГО ВОДООТВОДА 1 страница

Для автомобильных дорог с разделительной полосой дополнительно требуется отвод воды с поверхности этой полосы и вывод за пределы земляного полотна. Сброс воды с разделительных полос выпуклого очертания обеспечивается продольными и поперечными уклонами. Для приема и сброса воды с разделительных полос вогнутого очертания требуются подводящие укрепленные русла, расположенные на разделительных полосах, дождеприемные колодцы, водосточные трубы под насыпью, а также выходные русла. Из-под высокой насыпи воду выводят в поперечные откосные водосбросные лотки.

3) площадь, с которой вода стекает в низовую канаву, определяется половиной ширины дороги и длиной участка; к верховой канаве вода стекает не только с половины ширины дороги, но и с пространства до нагорной канавы, а при ее отсутствии (если приток к ней невелик) – с некоторой площади, контуры которой могут быть найдены по плану в горизонталях (см. рис. 10.3).

Ограждающие (перехватывающие) дренажи применяются для отвода грунтовых вод (верховодки) при вероятности поступления их в основание насыпи или в откос выемки. Расстояние от ограждаемого участка земляного полотна до дренажа устанавливают исходя из наименьшей глубины этого дренажа, а также из условия размещения дренажа в пределах устойчивой толщи и сохранения устойчивости земляного массива после возведения дренажа. Вода из ограждающих дренажей должна отводиться в пониженные места местности или к водопропускным сооружениям (трубы, мосты и др.).

Нагорным канавам придают трапецеидальное поперечное сечение, размеры которого всегда приходится обосновывать гидравлическим расчетом. При расчете длинных канав учитывают увеличение бассейна вдоль канавы по мере удаления от водораздела. Поэтому сечение нагорных канав обычно подбирают по отдельным участкам по мере возрастания площади водосборных бассейнов. Нагорные канавы трассируют на местности с таким продольным уклоном, при котором вода не размывала бы грунт.

4. В равнинной местности, застойных местах, когда нельзя отвести воду от дороги по боковым водоотводным канавам в естественные понижения местности или к водопропускным сооружениям, устраивают в стороне от дороги испарительные бассейны. Эти бассейны представляют собой котлованы, вокруг которых делают земляные валики для того, чтобы преградить доступ воды, поступающей со стороны, не из канав. Иногда вместо специальных испарительных бассейнов можно использовать резервы, которые в этом случае располагают на большем расстоянии от дороги, чем обычно.

Очистные сооружения для автодорог

Поверхностный сток с автомобильных магистралей может служить источником загрязнения природных вод. Для предупреждения негативного воздействия на окружающую природную среду при проектировании и строительстве автодорог предусматривают инженерные мероприятия — такие, как водоотвод, сбор и очистка поверхностного стока с автомагистрали.

  1. Схема, при которой дождевые и талые стоки свободно стекают по поверхности проезжей части на обочины, а затем отводятся через откосы и боковые водоотводные каналы или кюветы.
  2. Схема, при которой ливневые и талые стоки стекают по проезжей части автодорог, а затем отводятся через прикромочные водосборные лотки, потом — через открытые откосные лотки. Поверхностные сточные воды автомобильных дорог отводят по укрепленной водоотводной канаве на очистные сооружения или сбрасываются на рельеф местности.
  3. Схема, при которой дождевые стоки с поверхности автодорог самотеком поступают к бордюрам, расположенным по обеим сторонам дороги. Далее стоки собираются в открытые откосные лотки, затем поступают в укрепленные водоотводные русла, откуда сбрасываются в систему закрытой канализации или на прилегающую территорию.
  4. Схема, используемая в условиях города: поверхностные стоки поступают в дождеприемные колодцы и сбрасываются в городскую ливневую канализацию. Дождеприемные колодцы при этом располагаются под тротуарами, вдоль бордюрного камня, в переломных точках поверхности дороги в углублениях продольного профиля.
  • Локальные очистные сооружения (ЛОС) в которых очистка сточной воды с автомагистралей проходит в результате физических, химических и физико-химических процессов. Преимущество этого типа очистки — возможность доведения состава воды до очень строгих показателей качества. Недостатки способа — высокие производственные и эксплуатационные затраты (реагенты, электроэнергия, замена фильтров, обслуживание установок). Примерная стоимость одной установки ЛОС — 1-5 млн руб.
  • Гидроботанические площадки (ГБП), принцип действия которых основан на естественных процессах самоочищения биоценозов. Естественные биохимические процессы в почве и водоемах связаны с эффектами усвоения, задержания и разложения многих загрязняющих веществ в результате жизнедеятельности некоторых микроорганизмов.
Рекомендуем прочесть:  Где Хранятся Кадастровые Дела На Земельные Участки

Устройство ливневой канализации на автомобильной дороге: нормативные документы, элементы, особенности

  1. Геосетка. Выпускается данный материал из полимерных материалов, которые пропитываются специальными составами для придания изделию максимальной прочности и долговечности. Корни растений, проникая сквозь ячейки, образуют дерновой слой, фиксирующий земляной покров и, укрепляя откосы.
  2. Противоэрозионные геоматы. Данный продукт для укрепления стенок дренажных канав выполнен в виде структуры из трех слоев полипропиленовых решеток, внешне напоминающую мочалку. Дает возможность закреплять почву и не мешать растениям. Корни растительности со временем оплетают решетки и делают структуру более прочной.
  3. Габионы. Достаточно часто автомобильная дорога, вернее склоны дренажной системы укрепляются при помощи габионов. Это каркас из металлической сетки, который заполняется камнями или галькой. Данный способ хорошо предохраняет склоны канав от осыпания, исключает гидрологические нагрузки на откосы, не допускает вынос грунта. К тому же габионы положительно влияют на экосистему, а эффективность конструкции со временем только усиливается.
  4. Объемная георешетка. Представляет собой геосинтетическое покрытие в виде объемной конструкции с одинаковыми ячейками. Перед укладкой георешетки, дренажная канава, вернее ее склоны, выравниваются, им придается нужная форма, грунт уплотняется. Только потом укладывается георешетка по направлению сверху вниз. От правильности растягивания изделия и его фиксации будет зависеть продолжительность и эффективность эксплуатации конструкции.
  • Дождеприемники. Их обычно несколько. Являются точками сбора воды с водостоков вертикального наружного типа и с поверхностей отмостков. В них присутствует корзина, в которой собирается мусор. Устанавливаются дождеприемники в низинах, возле перекрестков, под водосточными желобами у зданий. Чтобы предотвратить распространение неприятных запахов из канализации, в них часто встраивают сифон.
  • Придверные поддоны. Работают они также, как и у дождеприемники – собирают воду непосредственно у здания перед входом.
  • Желоба, каналы, лотки, которые оснащают решетчатыми крышками. Применяются в поверхностном водоотводе. Основа делается из бетона либо пластика, а решетку выбирают из пластика, нержавейки или чугуна. Эти элементы применяют для уменьшения длины трубопровода.
  • Пескоулавливатели. Именно через песколовки вода поступает в трубопровод общей канализации. Состоит из основы и корзины. Последняя предназначена для улавливания взвешенных частиц. Ее периодически вынимают для очистки (чистка проводится дважды в год). Предполагается использование двух и более пескоуловителей, чтобы система не забивалась мусором.
  • Ревизионный колодец с отстойником. Монтаж этой емкости проводят в местах разветвления, на углах подземной части ливневой системы. Через такие резервуары производится очистка линий водоотвода, удаляется грязь. Применяется в закрытой или смешанной канализации.
  • Трубы. Устанавливаются безнапорные пластиковые изделия. Для этого выбираются обычно оранжевые (рыжие) трубы.
  • Прокладка наружной системы ливневой канализации производится от точек слива, относящихся к наружному водостоку, и до начала подземной части системы.

Закрытый вариант ливнеотвода или подземный устанавливается с уклоном от 3 см на погонный метр по отношению к накопительному колодцу. Для облегчения планировки уклона используется песчаная подушка. Под землей прокладывается система труб – по ней вода будет поступать в коллектор.

Под открытым водостоком подразумевают систему желобов, каналов, по которым вода будет стекать в специально отведенное место или просто в грунт (например, огород). Этот водоотвод эффективен и экономичен. Важно учитывать, что поверхностная ливневка будет промерзать. Поэтому ее чаще всего используют в условиях дачных участков, частных домов.

Эта система располагается ниже нулевой точки и предполагает проведение работ с грунтом. В отличие от открытой системы, с монтажом которой справится и любитель, этот тип водоотводящей системы нужно тщательно проектировать, а ее укладку должен выполнять специалист. Эта ливневка актуальна для промышленных предприятий, где предполагается большое количество сточных вод, особенно если они загрязненные и требуют перед сбросом в водоем или грунт предварительной очистки.

Засыпать фашинную дренажную канаву щебнем не стоит, когда-нибудь пучки придется менять, и раскопать песок намного легче, чем выгрести щебенку или другие камушки. Кстати, делать это, возможно, придется уже следующему поколению, такой дренаж запросто может прослужить лет пятнадцать.

Неоформленные земляные стенки водоотвода размываются потоками воды, осыпаются, что приводит к засорению и ухудшению дренажных свойств канала. Данная проблема легко решается укреплением откосов. Выбор наиболее оптимального способа зависит от типа грунта и желаемого результата.

  • Желоб канала выкладывается природным камнем.
  • Вдоль края канала высаживаются декоративные кустарники или дикорастущие травы с развитой корневой системой, надежно закрепляющей откосы.
  • Укрепление стенок водоотвода трехмерной георешеткой.
  • Одерновка верхней части откоса: закрепление кусков дерна производится специальными деревянными спицами.
  • Использование геоматов, состоящих из трехслойных пластиковых решеток.
  • Применение габионов.
  • На глинистых почвах хороший результат достигается использованием геотекстиля, покрытого толстым слоем песка или щебня.
  • Для дачного участка допустим бюджетный вариант: укрепление откосов старыми листами шифера или автомобильными шинами.
  • сооружаются на участках, где грунтовые воды располагаются глубже 2-х метров;
  • прокладываются в сторону водосборника с уклоном, составляющим на 10 м русла: 2 см на глинистых грунтах, 3 см на песчаных;
  • располагаются со стороны притока воды с вышележащего участка;
  • прокладываются в закрытых лотках при наличии воды в грунте в течение всего года;
  • для предотвращения заиливания должны иметь скорость потока 25-30 см/с (если откосы без озеленения).
  • открытая. Это сеть желобов или лотков, по которым стекает дождевая вода. Открытые системы удобны для очистки и ремонта, но не обеспечивают достаточной производительности;
  • закрытая. Сточные воды перемещаются по системе подземных трубопроводов. Для очистки засоров используется система смотровых или ревизионных колодцев. Стоки сначала попадают в дождеприемники, откуда через сеть фильтрующих элементов поступают в трубы. Устройство закрытых ливневых систем сложно, любая протечка создает опасность размывания насыпи;
  • комбинированная. Это самая удобная ливневая канализация на дорогах города, чертежи которой есть на профильных ресурсах в сети. Схема состоит из открытых и закрытых участков, расположенных на удобных для этого отрезках линии водоотведения.

Проектирование продольного профиля водоотводной канавы

  • Совершенная дренажная система устанавливается на уровне естественного стекания воды. В дрены влага попадает сквозь отверстия, располагающиеся по бокам, а также через верх труб.
  • Несовершенная дренажная система устанавливается выше, чем уровень воды. Влага проникает в дрены снизу, сверху и по бокам. Для укрепления сторон данной конструкции используется дренажная подушка из песка и щебня.

Структура биомата
Гео- и биоматы являются ничем иным, как полимерами, обладающими водонепроницаемой структурой. Полипропиленовые решетки под действием высокой температуры налагаются друг на друга. Такая структура больше напоминает мочалку, но сделано это для того, чтобы сквозь отверстия смогли расти различные растения.

  • На первом этапе следует подготовить сам склон. Надо не только выровнять его, но и очистить от всякого мусора.
  • Геоматы продаются в рулонах, поэтому верхний край совмещается с верхней частью канавы и закрепляется там анкерными болтами.
  • Рулон раскатывают до нижней части, а затем обрезают и закрепляют при помощи анкеров.
  • Следующий рулон должен идти внахлест с допуском около 15 см.
  • Затем потребуется все засыпать небольшим слоем грунта и использовать семена для посева. Обычно хватает 40 грамм на м².
  • Геосетка тоже выпускается в рулонах. Она имеет полиэфирную основу и квадратные ячейки. Для установки потребуется рулетка, маркер, ножницы, молоток, а также грабли и ручной каток.
  • Именно с помощью катка хорошо утрамбовывают и выравнивают поверхности склона.

Немного менее популярным способом является т.н. французский дренаж. На участке создаются аналогичные канавы с отвесными стенками и заполняются щебенкой или камнями. Существует несколько вариантов устройства подобного дренажа: можно прокопать неглубокие канавы со стоком грунтовых вод в колодец или сделать канаву глубиной до естественного слоя песка, и вода будет уходить в него. В качестве колодца такой системы будет выступать яма со сторонами 1-1,2 м. Колодец может быть закрытым и открытым. Его можно заполнить битым кирпичом или крупным гравием. Среди преимуществ таких канав можно выделить то, что они не «цветут» и не засоряются, однако через некоторое время они могут забиться грунтом, вымываемым водой. И в этом грунте начнут прорастать растения. Чистка подобных канав требует больших усилий по сравнению с рассмотренными ранее обыкновенными отводными канавами.

Для повышения безопасности и увеличения срока службы данного варианта дренажа используют специальные бетонные или пластиковые лотки, закрывающиеся сверху решетками. Открытый дренаж чаще всего применяется в сельском хозяйстве, чтобы отводить воду с уже возделанных территорий.

3.1. для разрешения сложившейся ситуации Вам необходимо обратиться сначала с письменной претензией к смежникам об возобновлении дренажа, так как настоящее состояние дренажа ухудшает состояние Вашего земельного участка, что влечет за собой не возможность его использования по назначению, что в свою очередь нарушает Ваши права по ст. 209 ГК РФ. Целесообразно фотодокументировать ситуацию как она есть в настоящее время (фотографии с датой и временем съемки). Если Вам будет отказано соседями, то Вы можете обратиться в суд.

21.1. Вопрос в том предусмотрена ли эта канава схемой водоотведения поселения. И есть ли такая схема в принципе. Если есть схема и на ней есть эта канава — иск в суд о понуждении организовать водоотведение. Если нет схемы — иск в суд о возложении обязанности разработать схему. Так же инициировать такой процесс вправе местный прокурор. Это если земли, где предполагается канава, муниципальные.

18.1. Вам необходимо обратиться с этим вопросом в местную администрацию, а если имеется угроза затопления и ухудшение условий проживания, то можно также обратится в Управление Роспотребнадзора, так как Вы имеете право на проживание в благоприятной среде согласно Конституции РФ.

К тому же, рытье канавы, как правило, не предполагает привлечения специализированной тяжелой строительной техники. Буквально каждому собственнику по силам взять самую обычную штыковую лопату и самостоятельно вырыть канаву. Водоотводная канава – это еще и самых дешевый и эффективный метод дренажа. Она не потребует практически никаких денежных затрат.

Принцип ее действия крайне прост: вода, накопившаяся после интенсивных ливней, не застаивается на местности, а стекает по дну канавы в специально оборудованный сток или в естественный водоем. Если вода отводится с вышележащей территории, то такая дренажная канава называется нагорной. А если отвод осуществляется по периметру участка или вдоль дороги, то это – кювет.

Рекомендуем прочесть:  Как узаконить самовольную пристройку к частному дому в 2023 году пошагово

EN 13249:2005* Геотекстиль и продукты, родственные геотекстилю — Требуемые свойства для эксплуатации в строительстве дорог и иных поверхностей для движения транспорта (Gеotextiles and geotextile-related products — Required characteristics for use in the construction of roads and other trafficked areas).

1.2 Настоящий ОДМ предназначен для использования при проектировании водоотводных систем автомобильных дорог и мостовых сооружений, обеспечивающих отвод воды с поверхности и из дренирующих слоев оснований, земляного полотна и дорожных одежд, а также их защиту от поступления подземных вод.

1.1 Настоящий ОДМ устанавливает рекомендации по конструированию и расчету дренажных систем нежестких дорожных одежд автомобильных дорог общего пользования. ОДМ применим для проектирования дренажных систем вновь сооружаемых дорожных одежд, участков реконструируемых дорог, разработки альбомов типовых конструкций.

1.3 Целью расчетов дренажной системы является обеспечение водоотвода (расчеты на осушение) или размещение в дополнительном слое основания (расчеты на поглощение) всей воды, которая поступает в основание дорожной одежды в расчетный период (за весенний период таяния), а также обеспечение максимальной защиты земляного полотна от переувлажнения поверхностной водой.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальных сайтах Национального органа Российской Федерации по стандартизации и НОСТРОЙ в сети Интернет или по ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным по состоянию на 1 января текущего года. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться новым (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Для пропуска воды через дорожное полотно, сброса воды из нагорных канав на косогорах, укреплении оврагов и т.д. применяется сопряжение водоотводных устройств в виде шахтного колодца, который выполняет функцию гасителя энергии водного потока между верховыми и низовыми сооружениями. Шахтные водосбросы являются наиболее приемлемыми конструкциями в стесненных условиях и при разнице высот между верховой и низовой стороной косогора более 5 м .

При отводе поверхностных вод с проезжей части криволинейных виражей на кольцевых дорогах вдоль подошвы внутреннего откоса рекомендуется применять прямоугольный лоток с железобетонной решеткой, закрывающей его сверху, предусматривая возможность наезда автомобилей на решетку. Из этих прямоугольных лотков вода поступает вдоль подошвы виража в дождеприемные колодцы.

Основой расчетов и разработок является выполнение условия, при котором вычисленная величина расхода воды расчетной вероятности превышения должна быть не менее максимальной, наблюдавшейся за рассматриваемый период времени. Это требование особенно важно учитывать при обработке непродолжительных рядов наблюдений (50 лет и менее), при наличии одного или нескольких выдающихся максимумов, а также длительных рядов, не имеющих резко выраженного наибольшего максимума.

Поперечные сечения водоотводных сооружений назначаются на основе результатов гидрологических и гидравлических расчетов. Согласно требованиям [2], продольный уклон водоотводных канав должен быть не менее 5‰, а в исключительных случаях — 3‰, что объясняется необходимостью обеспечения своевременного и быстрого отвода поверхностных вод.

Каждый из рассмотренных выше факторов способен оказывать влияние на формирование максимальных расходов воды в различных регионах. Некоторые факторы присущи лишь отдельным районам, а другие, например метеорологические факторы, имеют место в любом районе, но с разной степенью значимости.

Как выкопать и укрепить канаву для отведения воды

  • сооружаются на участках, где грунтовые воды располагаются глубже 2-х метров;
  • прокладываются в сторону водосборника с уклоном, составляющим на 10 м русла: 2 см на глинистых грунтах, 3 см на песчаных;
  • располагаются со стороны притока воды с вышележащего участка;
  • прокладываются в закрытых лотках при наличии воды в грунте в течение всего года;
  • для предотвращения заиливания должны иметь скорость потока 25-30 см/с (если откосы без озеленения).
  • Желоб канала выкладывается природным камнем.
  • Вдоль края канала высаживаются декоративные кустарники или дикорастущие травы с развитой корневой системой, надежно закрепляющей откосы.
  • Укрепление стенок водоотвода трехмерной георешеткой.
  • Одерновка верхней части откоса: закрепление кусков дерна производится специальными деревянными спицами.
  • Использование геоматов, состоящих из трехслойных пластиковых решеток.
  • Применение габионов.
  • На глинистых почвах хороший результат достигается использованием геотекстиля, покрытого толстым слоем песка или щебня.
  • Для дачного участка допустим бюджетный вариант: укрепление откосов старыми листами шифера или автомобильными шинами.

Как правило, каналы имеют трапециевидную форму, глубина составляет около 0,7 м, ширина 0,5 м. Стены желоба для предотвращения осыпания делаются с уклоном 25-30 градусов, тщательно утрамбовываются. На дно отсыпается тонкий слой мелкого щебня или песка. Срок жизни канавы можно значительно увеличить, укрепив стены различными способами.

В первую очередь необходимо предусмотреть отведение воды от мест ее скопления на участке: их покажут лужи и ручьи после дождя. Схема устройства дренажной системы водоотводных канав может быть линейной или П-образной, охватывая усадьбу с нескольких сторон, или подобно дереву иметь основной ствол с примыкающими к нему ответвлениями. Однако наиболее эффективное осушение достигается в случае размещения дренажных траншей по периметру участка.

Если надо быстро осушить участок, проще всего пригласить специалистов. Они спланируют эффективную систему водоотвода открытого, закрытого или смешанного типа с учетом особенностей рельефа и пожеланий хозяина. Мастера, используя спецтехнику, аккуратно выкопают траншеи, проложат трубы, восстановят или перепланируют ландшафт.

Устройство и укрепление водоотводной канавы (кювета) вдоль дороги: технология, материалы, специальная техника

В зависимости от многих условий, для строительства дренажных систем применяется очень большое количество спецтехники. Это могут быть экскаваторы, экскаваторы погрузчики, мини экскаваторы, мини погрузчики, самосвалы. В зависимости от сложности применяется разная техника.

  • Трубы для отвода.
  • Подсыпка. Обязательно – щебень и песок. Если планируется монтаж на бетонное основание, придется подготовить раствор для заливки и черновые доски, чтобы собрать опалубку.
  • Инструменты для земляных работ и строительный уровень.

Устанавливают емкость на насыпную подушку. К патрубкам подсоединяют отводы, проверяют, чтобы выходная труба была расположена ниже точек входа дренажных труб. Между стенками ямы для установки и внешними стенками емкости засыпают слой песка или мелкого щебня.

Если крутизна склонов колеблется от 8 до 15 градусов, то они укрепляются геоматами или сетками, выполненных из ПНД. Водоотводные канавы с углом наклона стенок более 15 градусов обязательно укрепляются теми способами, которые подразумевают внутреннее армирование — с применением габионов и георешеток.

Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Канава боковая кювет — канава, проходящая вдоль земляного полотна для сбора и отвода поверхностных вод, стекающих с проезжей части и окружающей местности, с поперечным сечением лоткового, треугольного или трапецеидального профиля. СП Строительство земляного полотна автомобильных дорог.

Такие канавы часто называют водоотводными или дренажными. Их основная задача производить осушение дорог, дорожек или участков. Глубину кюветов следует принимать не менее 0,6 м, а ширину по дну — 0,4 м. Для районов с сухим климатом допускается уменьшать глубину кюветов до 0,4 м. Водоотводная канава как правильно ее обустроить, последовательность.

Если надо быстро осушить участок, проще всего пригласить специалистов. Они спланируют эффективную систему водоотвода открытого, закрытого или смешанного типа с учетом особенностей рельефа и пожеланий хозяина. Мастера, используя спецтехнику, аккуратно выкопают траншеи, проложат трубы, восстановят или перепланируют ландшафт.

Геотекстиль размещают по всей ширине основной площадки земляного полотна. На помощь в укреплении грунта откосов канавы приходит георешетка. Дренажная канава представляет собой протяженную выемку в грунте возле дороги. Как показала практика, даже в самый сильный дождь эта канава никогда не заполнина водой. Пришла в голову мысль засыпать ее, но перед этим положить трубу. Забор: Столбы забурены на 1. Есть какието нормативы , что дренаж вдоль дороги обязателен. Если дренаж общий , то соседи могут и шум поднять.

А на верхнем рисунке расстояние между белыми линиями превышает указанную выше величину. В нее с участка выходят 2 трубы-это ливневка с крыши дома и одна труба от раковины дома перелив ямы в которую сливается вода из раковины. Только в сильный ливень возможно и переливание воды с дороги на участок. Но боюсь что все отверстия забьются из-за того что в нее будет врезана труба от раковины. Сам участок с уклоном от этой самой канавы, перепад составляет 1м, и вот какраз противоположная канава стоит всегда с водой.

Строительными правилами определены безопасные расстояния от канав до заборов и жилых строений. Для предотвращения размыва основания фундамента удаление должно составлять не менее 30 см от здания. Стенки дрена необходимо тщательно уплотнять, чтобы избежать просачивание воды.

  1. Схема, при которой дождевые и талые стоки свободно стекают по поверхности проезжей части на обочины, а затем отводятся через откосы и боковые водоотводные каналы или кюветы.
  2. Схема, при которой ливневые и талые стоки стекают по проезжей части автодорог, а затем отводятся через прикромочные водосборные лотки, потом — через открытые откосные лотки. Поверхностные сточные воды автомобильных дорог отводят по укрепленной водоотводной канаве на очистные сооружения или сбрасываются на рельеф местности.
  3. Схема, при которой дождевые стоки с поверхности автодорог самотеком поступают к бордюрам, расположенным по обеим сторонам дороги. Далее стоки собираются в открытые откосные лотки, затем поступают в укрепленные водоотводные русла, откуда сбрасываются в систему закрытой канализации или на прилегающую территорию.
  4. Схема, используемая в условиях города: поверхностные стоки поступают в дождеприемные колодцы и сбрасываются в городскую ливневую канализацию. Дождеприемные колодцы при этом располагаются под тротуарами, вдоль бордюрного камня, в переломных точках поверхности дороги в углублениях продольного профиля.

Чем ниже ровность дорожного покрытия, тем больше должен быть поперечный наклон автодороги, чтобы влага не задерживалась во впадинах, а своевременно стекала. Кроме того, поперечный уклон может быть больше заблаговременно, чтобы обеспечить правильный водоотвод на будущее, так как качества проезжей части будут со временем меняться.

Особенность данного метода заключается в том, что вода свободно течет по поверхности проезжей части на обочины, после на откосы и затем в водоотводные канавы (кюветы) расположенные по бокам. Скорость течения воды в данном случае зависит от параметров продольного и поперечного профилей проезжей части и обочин, а именно их уклонов, нормированных СП 34.13330.2012, качеством покрытия автомобильной дороги.

Но всё же, кое-каким моментам, которые определяют характеристики качества автомобильных дорог, таким как, отвод воды с автомобильных дорог, уделяется недостаточно большое внимание. Такое отношение к проблеме организации отвода воды с поверхности проезжей части лечет за собой снижение прочности дорожных одежд, нарушение устойчивости земляного полотна, сокращение межремонтных сроков дорог и искусственных сооружений, снижение уровня безопасности и удобства движения транспортных средств и загрязнение окружающей среды.

В наше проблема правильного отвода воды имеет огромное значение. Водоотвод – это инженерная система, главной целью которой является своевременное удаление талых и дождевых вод с поверхности дорог. Данная система должна работать исправно и бесперебойно, ведь накопление влаги влечет за собой множество негативных последствий для сооружений, почвы, растений и т. д. Система водоотвода должна быть максимально продуманной и реализованной, учитывая особенности каждого вида участка. Огромного внимания заслуживает водоотвод с автомобильных дорог и магистралей.

Adblock
detector