Кем разрабатывается и утверждается основная образовательная программа

Содержание

Статья 12

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

б) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Статья 12

б) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

7.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемых на основе самостоятельно устанавливаемых требований, утвержденных образовательными организациями высшего образования), разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями.

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

13. Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Статья 12

7.2. При разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований.

9. Примерные основные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7.2. При разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается.

13. Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Кем разрабатывается и утверждается основная образовательная программа

Из этого правила законодательно закреплено исключение, предусмотренное для образовательных организаций высшего образования, имеющих право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты. Такие организации разрабатывают образовательные программы высшего образования самостоятельно на основе собственных образовательных стандартов.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К таким федеральным органам исполнительной власти относятся Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и т. д. В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» [3] к числу таких органов будет отнесен Следственный комитет РФ.

— федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (Указ Президента РФ от 9 сентября 2008 г № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»).

Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В новом Федеральном законе от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» используются понятия «Основные общеобразовательные программы» и «Образовательные программы» — в чем отличие

В части 3 статьи 12 Федерального закона сказано, что к основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы: образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.

Таким образом, понятие «образовательные программы» используется для определения всего комплекса основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом, форм аттестации. Данный комплекс представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Кем разрабатывается и утверждается основная образовательная программа

Пункт 19.5 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707), от 22 сентября 2011 г. N 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540), от 18 декабря 2012 г. N 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный N 26993), от 29 декабря 2014 г. N 1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2023 г., регистрационный N 35916), от 18 мая 2023 г. N 507 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2023 г., регистрационный N 37714), от 31 декабря 2023 г. N 1576 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2023 г., регистрационный N 40936) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2023 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2023 г., регистрационный N 61828); пункт 18.2.2 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2023 г., регистрационный N 35915), от 31 декабря 2023 г. N 1577 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2023 г., регистрационный N 40937) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2023 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2023 г., регистрационный N 61828); пункт 18.2.2 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г., регистрационный N 24480), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1645 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2023 г., регистрационный N 35953), от 31 декабря 2023 г. N 1578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2023 г., регистрационный N 41020), от 29 июня 2023 г. N 613 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2023 г., регистрационный N 47532), приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2023 г. N 519 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2023 г., регистрационный N 61749) и от 11 декабря 2023 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2023 г., регистрационный N 61828).

Рекомендуем прочесть:  Голосование На Дому Правила

2. Примерные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , а также с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации и плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утверждаемого на соответствующие годы Правительством Российской Федерации.

размещает информацию о разработке проекта примерной программы с проектом примерной программы на официальном сайте УМО в системе общего образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сайт) и обеспечивает создание технических и организационных условий для публичного представления предложений по проекту примерной программы.

Примерные программы, разрабатываемые по рабочим программам учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включают в себя планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы .

направляет комплект документов не менее чем в две организации, осуществляющие образовательную деятельность, и (или) научные организации (далее — образовательные и научные организации), не являющиеся разработчиками проекта примерной программы и определяемые УМО в системе общего образования;

2.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (планируется, если такие дети есть в дошкольной образовательной организации).
Этот раздел должен содержать описание коррекционной работы и/или инклюзивного образования в группах компенсирующей и комбинированной направленности, а именно:
1.специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ:
2.использования специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов;
3.особенностей проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

1. Целевой раздел образовательной программы детского сада включает в себя пояснительную записку, раскрывающую:
-цели и задачи реализации программы;
-принципы и подходы к формированию Программы;
-значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Кроме того, в пояснительную записку входят планируемые результаты освоения Программы.
Цель реализации Программы: обеспечение выполнения требований ФГОС дошкольного образования в части организации образовательного процесса, ориентированного на достижение ребёнком целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования.
Задачи реализации Программы:
В обязательной части Программы указать задачи комплексной (примерной) программы, важно, чтобы их содержание соответствовало социально-нормативным возрастным характеристикам возможных достижений на этапе завершения уровня дошкольного образования или 9 задачам из ФГОС ДО п.1.6.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, указать цели и задачи, связанные с видовым своеобразием дошкольной образовательной организации, наличием приоритетных направлений деятельности в соответствии с лицензией на образовательную деятельность (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
Принципы и подходы к формированию программы:
указать принципы программы (комплексной, примерной), с учётом которой разрабатывается обязательная часть Программы.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч.:
1. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста:
-особенности контингента воспитанников (количественные и качественные характеристики)
— количество детей, количество и виды групп,
-особенности психофизического развития детей: общее недоразвитие речи, ограниченные возможности здоровья
-индивидуальные особенности (социальный статус семей, полные-неполные семьи, национальность и проч.);
2. информация о содержании части, формируемой участниками образовательных отношений, в т.ч. информация о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются.
Планируемые результаты освоения Программы.
Эта часть Программы составляется на основе IV раздела ФГОС ДО, п. 4.6. (Целевые ориентиры образования).
Дополняется и конкретизируется описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов и др.).

В этом разделе программы необходимо указать:
содержание воспитательно-образовательной работы по каждому направлению развития и образования детей (ФГОС дошкольного образования п. 2.6.) и методические пособия, обеспечивающие реализацию данного содержания:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно эстетическое развитие;
● физическое развитие.

3. Организационный раздел должен включать в себя описание материально-технического содержания Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены:
3.1.Распорядок и/или режимы дня всех групп детского сада, в т.ч. вариативных форм дошкольного образования;
3.2.Модель воспитательно-образовательного процесса детского сада, основанная на организованной образовательной деятельности; образовательной деятельности в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей в центрах (уголках) активности, включающая традиционные для данной дошкольной образовательной организации события, праздники, мероприятия, их количество и периодичность (проектирование/планирование ВОП).
3.3.Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды помещений залов, кабинетов, , групп (зоны или центры активности, уголки), участка и прилегающей территории;
3.4.Описание материально-технического обеспечения программы:
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. При этом возможно обосновать необходимые изменения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП ДО: описать дополнительные средства обучения и методические материалы, с обоснованием их необходимости в образовательном процессе; в кадровом обеспечении обосновать необходимость введения дополнительных штатных единиц и т.д.

Каждый раздел программы начинается с новой страницы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Организации или Группы.

Кем разрабатывается и утверждается основная образовательная программа

Вопрос. Просим оказать консультационную и методическую помощь по следующему вопросу: нужно ли включать в раздел Планируемые результаты диагностические таблицы (карты индивидуального развития ребёнка в соответствии с возрастом по образовательным областям), разработанные творческой группой педагогов и применяемые в детском саду?

Видимо, в вопросе речь идет о рабочем варианте ООП или о рабочих программах воспитателей, которые, действительно, если такие имеются, должны разрабатываться на текущей период, например на год, а у воспитателя — на месяц. В них уточняется и конкретизируется содержание ООП применительно к ежегодной образовательной ситуации. Можно рекомендовать утверждать ежегодно только изменения к ООП, и те Приложения к ней, которые вносят в нее детализацию, если такие есть. Сама ООП остается стратегическим документом длительного действия.

Ответы. 1. Наличие ежедневного плана работы является обязательным требованием, а его форма и содержание не нормируются документами Федерального уровня. Следовательно, в каждой дошкольной образовательной организации может быть разработана своя форма планирования.Предложите педагогам самостоятельно разработать варианты планирования, обсудите их эффективность, оцените трудозатраты при использовании с учётом специфики работы воспитателей в условиях разновозрастной группы. Форма плана, которая будет одобрена педагогами, утверждается приказом или распоряжением заведующего, как рекомендуемая для использования в ДОО.

В разновозрастной группе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность с детьми может быть спланирована по основным культурным практикам, осваиваемыми дошкольниками. (См. ФГОС ДО: п.1.2 «реализация Программы должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности» и п.2.7 «Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре , познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка»).

Рекомендуем прочесть:  Если Я Плачу В Банк Могут Прийти Приставы

Ответ. Эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов деятельности и форм их организации, которые обеспечат все направления развития и создадут целостный образ жизни дошкольника – несколько часов дня, заполненных разнообразными делами в группе сверстников, куда ребёнок включается по интересам, а не по психологическому принуждению.Именно в этом образе жизни заключается отличие групп кратковременного пребывания в детском саду от групп, создаваемых при школах, где образовательный процесс строится как простая сумма, калейдоскоп быстро сменяющих друг друга учебных занятий (по типу школьных уроков, только менее продолжительных), то есть как школа для дошкольников.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

Органы местного самоуправления вправе осуществлять за счет средств местных бюджетов финансовое обеспечение предоставления общего образования муниципальными образовательными учреждениями в части расходов на оплату труда работников образовательных организаций, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды сверх норматива финансового обеспечения, установленного субъектом Российской Федерации[9].

программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

Зампред экспертной комиссии РАН по анализу и оценке научного содержания ФГОС и учебной литературы для начальной, средней и высшей школы, бывший ректор МПГУ Алексей Семёнов положительно оценил нововведение. Он заявил, что использование стандартизированных программ более эффективно.

Однако ко второму чтению документ неожиданно дополнили поправками к закону «Об образовании». Теперь образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи и вузы) смогут пользоваться типовыми учебными планами и примерными программами обучения по предметам, дисциплинам, курсам и воспитательной работе. Эту поправку Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях 15 июня. Совет Федерации одобрил документ 23 июня, а 2 июля закон подписал президент.

Первоначально законопроект предполагал только внесение изменений в закон «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». Этим вузам предоставили возможность самостоятельно распоряжаться своим имуществом и имуществом юридических лиц, которые входят в их научно-образовательные комплексы.

По их мнению, предлагаемые программы архаичны и потому создают «риски для обеспечения качественного и доступного образования граждан, конкурентоспособности и вхождения России в число ведущих 10 стран по общему образованию». Педагоги считают, что представленные типовые решения противоречат современным подходам к организации учебного материала.

А группа именитых педагогов и деятелей в сфере образования, которая в том числе участвует в разработке новых ФГОС, раскритиковала представленные типовые программы. Заявление опубликовали «Вести образования». Под ним подписались более 30 человек — в их числе такие известные педагоги, как Александр Адамский, Александр Асмолов, Исак Фрумин и Даниил Эльконин.

Разработчикам новых образовательных программ

Образовательные программы регулярно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. В разделе 3 Положения об основной образовательной программе (ссылка https://www.hse.ru/docs/490481899.html) описаны механизмы обновления образовательных программ, в том числе переименование программы.

II. Для справки о педагогических и научных работниках необходимо подобрать из числа научно-педагогических работников НИУ ВШЭ и лиц, привлекаемых на условиях ГПХ, фактически реализующих ОП, с учетом планового состава соответствующих сотрудников, которые в своей совокупности будут удовлетворять необходимым требованиям Федерального закона Об образовании в РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (Ст.46, 48-50) и федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки /специальности (Раздел «Требования к условиям реализации программы»).

  1. компоненты ОП – в электронном виде путем размещения на электронном ресурсе с указанием ссылки;
  2. заполненные справки (см. 3 этап. Подготовка документов образовательной программы к лицензированию) и внутренняя справка Кадровые условия реализации основной образовательной программы — в электронном виде посредством корпоративной электронной почты.

6.1. контрольно-измерительные материалы текущего контроля и промежуточной аттестации по каждой из учебных дисциплин, практик, примеры которых приведены в ПУД, программах практик, а также из программы государственного экзамена, если он предусмотрен в учебном плане ОП;

III. Для справки о наличии печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов необходимо из библиотечного фонда и (или) электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) НИУ ВШЭ подобрать печатные и (или) электронные учебные издания (включая учебники и учебные пособия), методические и периодические издания по всем входящим в образовательную программу учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), которые будут удовлетворять требованиям Федерального закона Об образовании в РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (Ст.18) и федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки /специальности (Раздел «Требования к условиям реализации программы»).

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, примерных программ ассистентуры-стажировки — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К таким федеральным органам исполнительной власти относятся Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и т. д. В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации»[3] к числу таких органов будет отнесен Следственный комитет РФ.

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утверждается Министерством образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»)[2].

В ч. 3 ст. 81 комментируемого Закона предусмотрено, что примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование (Минобороны России, ФСБ России, МВД России и т. д.)

В ч. 3 ст. 82 закреплено, что примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются Министерством здравоохранения России. Реализуя данные полномочия, Минздрав России принимает соответствующие приказы. Например: Приказ Минздрава России от 22 января 2014 г. № 36н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности «Гериатрия»»[4], Приказ Минздрава России от 22 января 2014 г. № 35н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности «Психиатрия-наркология»»[5] и т. д.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 комментируемой статьи).

Статья 12

  • 1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
  • 2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учётом их уровня и направленности (в части учёта региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

Рекомендуем прочесть:  Страховые взносы для ип 2023

Положение о разработке Основных образовательных программ Начального общего образования и Основного общего образования

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

1.2. ООП НОО и ООП ООО определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

4.2. Основная образовательная программа основного общего образования разрабатывается рабочей группой, в которую включаются учителя предметники, методист, руководитель структурного территориального подразделения, заместитель директора по учебной и воспитательной работе,

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

4.1. Основная образовательная программа начального общего образования разрабатывается рабочей группой, в которую включаются учителя начальных классов, методист, заместитель директора по учебной и воспитательной работе, руководитель структурного территориального подразделения, учителя предметники с учетом мнения обучающихся и их родителей (законных представителей).

  • необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
  • условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ.

в) систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО. Система оценки достижения планируемых результатов ООП ООО должна включать описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности и оценки проектной деятельности обучающихся.
3.4.2.2. Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

3.1. ООП/АООП содержат обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, устанавливается в соответствии с требованиями ФГОС по каждому уровню образования.
3.2.

2.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает ООП/АООП с учетом её особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей), социума.
2.2. ООП/АООП разрабатывается отдельно для каждого уровня общего образования с учетом специфики организации образовательной деятельности и возрастных особенностей обучающихся определенного школьного возраста.
2.3. Сроки разработки ООП/АООП образовательной организацией устанавливаются самостоятельно.
2.4. ООП для начального общего, основного общего и среднего общего образования (НОО, ООО, СОО) разрабатываются на основе ФГОС соответствующего уровня образования, примерных основных образовательных программ и настоящего Положения.
2.5. АООП разрабатываются по каждому виду ОВЗ для каждого уровня образования на основе ФГОС соответствующего уровня образования, в том числе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью, примерных АООП и настоящего Положения.
2.6. Разработанные ООП/АООП должны обеспечивать достижение обучающимися результатов их освоения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС.
2.7.

  • проводят проблемный анализ результатов образовательной деятельности;
  • вносят предложения по изменению содержания и структуры учебных предметов и учебно-методического обеспечения;
  • проводят первоначальную экспертизу существенных изменений, вносимых педагогическими работниками в учебные программы;
  • рекомендуют к использованию рабочие программы учебных предметов, курсов;
  • разрабатывают методические рекомендации для обучающихся и родителей (законных представителей) по эффективному усвоению учебных программ.

В современных условиях образовательная программа школы строится как совокупность основных образовательных программ общеобразовательной организации – начального, основного и среднего общего образования. Образовательную программу школы следует отличать от главного стратегического документа школы – программы развития образовательной организации.

• (1-4 классы) начальное общее образование: обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования;

3. При реализации образовательной программы организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий».

Пункт 2 статьи 12 указанного Закона устанавливает, что «в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы. ». При этом на уровне общеобразовательной организации основные общеобразовательные программы включают в себя образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (ст.12, п.3). Таким образом, образовательная программа школы в соответствии с данным Законом выступает перед нами как совокупность указанных основных образовательных программ. Согласно пункту 5 статьи 12 Закона «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное». Пункт 7 той же статьи гласит: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам. разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ».

Образовательная программа школы как документ – стратегический документ школы, раскрывающий реализуемую школой текущую образовательную стратегию, интегрирующую учебную и внеурочную деятельность, имеющие ресурсы на достижение стратегической цели – раскрытие и развитие с их помощью потенциала и индивидуальности каждого ученика.

Тема: Образовательные стандарты и программы

В соответствии с действующим Перечнем в системе ВПО в настоящий период действуют 240 стандартов подготовки бакалавров и магистров, по 120 направлениям подготовки, 215 стандартов специалистов и 88 стандартов по направлениям подготовки дипломированных специалистов (для 320 специальностей).

При построении ГОС ВПО третьего поколения рассматриваются два подхода специалиста: квалификационный (ориентирован на получение квалификации и идет в тесной связке с магистерскими программами) и компетентностный (предполагает включение широких базовых требований к подготовке выпускника, а также требований к его социально – личностным характеристикам)

Государственный образовательный стандарт (далее ГОС) — социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ. Государственный образовательный стандарт как документ, регламентирующий формирование основных образовательных программ, введен Законом об образовании в 1992 году (ст 7). В соответствие с указанным законом в период с 1994 по 1996 год было разработано и введено в действие первое поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее ГОС ВПО), федеральные компоненты которых включали в себя:

Ключевые и общепрофессиональные компетенции более автономны по отношению к рынкам труда. Национально-региональный (региональный) и вузовский компоненты наиболее «чувствительны» к сигналам рынка труда, допускают оперативное реагирование на запросы работодателей посредством систематического обновления ГОС ВПО (компетенция вуза).

Необходимо отметить, что большую роль в своевременном и достаточно качественном учебно-методическом обеспечении ВПО сыграли Учебно-методические объединения вузов Российской Федерации и Научно-методические советы по дисциплинам федерального компонента, которые разрабатывали не только проекты государственных образовательных стандартов, но и примерных учебных планов и программ дисциплин.

Закон РФ «Об образовании» Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно

5 Структура Образовательной программы пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план; программа формирования универсальных учебных действий; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания ; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов.

10 Раздел 4. Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся Должна содержать: описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся; типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. Основу определения универсальных учебных действий составляют: Примерная программа, УМК и планируемые результаты освоения Образовательной программы. В этой части Образовательной программы важно указать типические свойства методической системы УМК, которые оказывают непосредственное влияние на качество формирования УУД (например, комплектность, инструментальность, интерактивность, интеграция).

3 Возможные формы и содержание образовательных программ в рамках перехода на ФГОС II поколения Образовательная программа (ОП) выступает основным механизмом реализации стандартов второго поколения, которые являются, безусловно, позитивным проектом современной начальной школы. В одном документе взаимосвязанными становятся: цели и планируемые результаты обучения, воспитания, развития обучающихся; учебный план и система внеурочной работы; механизмы формирования определенных качеств (характеристик) школьника и система их мониторинга.

11 Раздел 4. Программа формирование универсальных учебных действий обучающихся Структура программы формирования универсальных учебных действий: пояснительная записка Программы формирования включает: — цель программы формирования УУД; — задачи программы; — ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования. Характеристика личностных результатов, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД обучающихся. В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Механизмы связи УУД с содержанием учебных предметов.

6 Раздел1. Пояснительная записка Создание пояснительной записки Образовательной программы предусматривает анализ целей и задач, основных концептуальных и теоретических положений Стандарта, Типового положения об общеобразовательном учреждении и соответствующего УМК, кроме того, предполагается детальный анализ особенностей образовательного учреждения. Структурные компоненты пояснительной записки: введение; цели и задачи реализации Образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам образования; принципы и подходы к формированию Образовательной программы; общая характеристика Образовательной программы; состав участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения; заключение.

Adblock
detector